Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
Аргументация – деятельность (теория и искусство), связанная с обоснованием конкретных утверждений, положений или мнений. Такое обоснование может вклю...полностью>>
'Документ'
"Шитовило-битовило, по-немецки говорило, спереди шильце, сзади вильце, сверху синенько суконце, с исподу бело полотенце." Эту старинную заг...полностью>>
'Документ'
В 1944г. после освобождения г. Барановичи для швейной  мастерской было отведено часть помещения в деревянном доме на углу улиц Ленина и Коперника. На...полностью>>
'Документ'
Кто из читателей и почитателей Сергея Тимофеевича Аксакова не рад будет вновь встретится с "Алексеем Степановичем Багровым " и "Софьей...полностью>>

Образовательная программа по разделу «основы общей биологии» ( 9 класс)

Главная > Образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОН КБР

МОУ СОШ с.п.КАРА-СУУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по разделу

«ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ»

( 9 класс)

Автор: ЖАБОЕВА РАИСА МУРАТОВНА-

Учитель химии и биологии первой квалификационной категории

с. Карасу - 2011-2012уч. год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа составлена

  • на основе программы

авторского коллектива под руководством

И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2006 г. стр. 57-108), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю)

  • в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации:

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова

«Основы общей биологии» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2003 г./

Изучение биологии направлено на достижение

cледующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи раздела «Основы общей биологии»

Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

    1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования

через систему из 68 уроков и

индивидуальные образовательные

маршруты учеников

    1. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

    2. продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме

через систему заданий,

выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы

через лабораторные работы

Развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Введение - 3 часа.

Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.

В соответствии со cтандартом

биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общие свойства живого

  • многообразие форм жизни

  • уровни организации живой природы

на повышенном уровне:

  • причинно-следственные связи в возникновении многообразия живого мира на Земле

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • объяснять значение биологических знаний для современного человека

  • давать характеристику уровням организации живой природы

на повышенном уровне:

  • доказывать, что любой организм – это биосистема

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

самовоспроизведение,

автотрофы, гетеротрофы,

рост, развитие, биосистема,

уровни организации жизни

на повышенном уровне:

гидробионты, аэробионты,

террабионты, педобионты,

эндобионты

Тема 1 «Основы цитологии» - 10 часов.

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).

Строение клетки: строение и функции основных компонентов.

Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез.

В соответствии со cтандартом

биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • основные положения клеточной теории

  • химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ

  • строение и функции основных органоидов клетки

  • особенности клеток про- и эукариот

  • сущность пластического и энергетического обмена веществ

  • сущность биосинтеза белка

  • фотосинтез, его значение

на повышенном уровне:

  • историю развития учения о клетке

  • строение и функции НАДФ

  • взаимосвязи строения и функций органоидов клетки

  • сходства и различия у растительной, животной и грибной клеток

  • этапы энергетического и пластического обмена

  • свойства генетического кода

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться цитологической терминологией

  • характеризовать основные положения клеточной теории

  • объяснять роль химических веществ в жизни клетки

  • пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты

  • рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом

  • читать схематичные рисунки, схемы процессов, воспроизводить их

на повышенном уровне:

  • сравнивать строение клеток

  • находить взаимосвязь между строением и функциями

  • делать выводы о клетке как структурной и функциональной единице

  • находить и объяснять причины внутриклеточных превращений веществ

  • применять знания и умения по химии для объяснения протекающих в клетках процессов

  • уметь объяснять наблюдаемые явления и процессы

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

углеводы, липиды,

белки, фермент, мономер,

полимер, ДНК, нуклеотид,

комплементарность, РНК (т-РНК, и-РНК, р-РНК), АТФ, мембрана, цитоплазма, ядро, рибосома, митохондрии,

ЭПС, аппарат Гольджи,

лизосомы, пластиды,

ассимиляция, диссимиляция, фотосинтез,

транскрипция, трансляция,

биосинтез, ген, генетический код, триплет

на повышенном уровне:

репликация, микротрубочки,

матричный синтез,

метаболизм,

катаболизм,

анаболизм,

строма,

грана,

тилакоид,

ламелла

Тема 2 «Организм, его свойства и развитие» - 5 часов.

Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.

В соответствии со cтандартом

биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • формы размножения организмов: бесполое и половое

  • способы деления клеток

  • фазы митоза

  • видовое постоянство числа хромосом

  • диплоидный и гаплоидный набор хромосом

  • биологическое значение митоза и мейоза

  • оплодотворение

  • развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла

  • постэмбриональное развитие: прямое и непрямое

на повышенном уровне:

  • фазы мейоза

  • сравнительная характеристика митоза и мейоза

  • зародышевые листки и органогенез

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться терминологией

  • определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза

на повышенном уровне:

  • давать сравнительную характеристику процессам митоза и мейоза

  • раскрывать причины постоянства числа хромосом (устанавливать причинно-следственные связи)

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

вегетативное размножение,

спора, почкование, половое размножение, яйцеклетка,

сперматозоид, гамета,

зигота, гаплоидный и диплоидный набор хромосом, клеточный цикл,

митоз, мейоз, интерфаза,

профаза, метафаза, анафаза,

телофаза, онтогенез,

эмбриональное развитие,

постэмбриональное развитие

на повышенном уровне:

конъюгация,

партеногенез,

овогенез,

сперматогенез,

кроссинговер

Тема 3 «Основы генетики» - 9 часов.

Основные понятия генетики.

Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности.

Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.

В соответствии со cтандартом

биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • генетическую символику и терминологию

  • законы Менделя

  • схемы скрещивания

  • хромосомное определение пола

  • особенности изучения наследственности человека

  • модификационную и мутационную изменчивость, их причины

  • значение генетики для медицины и здравоохранения

на повышенном уровне:

  • цитогенетическое обоснование законов Г. Менделя

  • причины отклонения от них (закон Т. Моргана)

  • хромосомную теорию наследственности

  • взаимодействие генотипа и среды при формировании признака

  • норма реакции

  • взаимосвязь наследственности и изменчивости в процессе эволюции

  • закон гомологических рядов

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • характеризовать методы и законы наследственности

  • решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание

  • строить вариационный ряд и вариационную кривую

на повышенном уровне:

  • находить причинно-следственные связи в генетических явлениях

  • сравнивать генотипы и фенотипы, гомо- и гетерозигот, модификационную и мутационную изменчивость

  • объяснять генетические законы с позиций цитологии

  • определять сферу действия генетических законов применительно к конкретной ситуации

  • обосновывать вредное влияние на наследственность человека загрязнения природной среды мутагенами

  • решать задачи на наследование, сцепленное с полом и группы крови

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

генетика, наследственность, изменчивость, ген, генотип, фенотип, аллельные гены

альтернативные признаки, гомологичные хромосомы, гомозиготная и гетерозиготная особи

доминантный и рецессивный признаки, моногибридное и дигибридное

скрещивание, гибрид, модификация, вариационный ряд,

вариационная кривая,

мутация, мутагенный фактор

на повышенном уровне:

неполное доминирование,

анализирующее скрещивание,

сцепленное наследование,

взаимодействие генов,

полимерия,

цитоплазматическая наследственность,

норма реакции,

хромосомные мутации,

генные мутации,

геномные мутации

Тема 4 «Основы селекции» - 4 часа.

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.

Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.

В соответствии со cтандартом

биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный)

  • основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание

  • что такое биотехнология

на повышенном уровне:

  • учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений

  • полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез

  • основные местные сорта и породы

  • методы работы И. В. Мичурина

  • основные направления развития биотехнологии

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться научной терминологией

  • характеризовать основные методы селекции, приводить примеры

на повышенном уровне:

  • применять знания законов наследственности и изменчивости для обоснования выбора методов селекции

  • раскрывать практическую значимость генетических законов в народном хозяйстве и на этой основе обосновывать развитие биотехнологии

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

сорт, порода, гибридизация,

индивидуальный отбор,

массовый отбор,

биотехнология

на повышенном уровне:

чистая линия, инбридинг,

аутбридинг, гетерозис,

полиплоидия, мутагенез,

генная инженерия, клоновая селекция

Тема 5 «Происхождение жизни и развитие органического мира» - 6 часов

Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.

Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.

В соответствии со cтандартом

биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • развитие взглядов на возникновение жизни

  • основные этапы возникновения жизни по А. И. Опарину

  • основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события

на повышенном уровне:

  • современные гипотезы возникновения жизни

  • характеристику основных этапов

  • периоды в разных эрах развития жизни на Земле

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • давать определение понятия жизни

  • характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни жизни

на повышенном уровне:

  • приводить доказательства в пользу абиогенного происхождения жизни

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

жизнь, биогенез, абиогенез

на повышенном уровне:

коацерваты

Тема 6 «Эволюционное учение» - 10 часов.

Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии.

Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.

Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида.

Основные закономерности эволюции.

Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции.

Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов.

В соответствии со cтандартом

биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • эволюционную теорию

Ч. Дарвина

  • движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор

  • доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические

  • вид, его критерии

  • популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции

  • формирование приспособлений в процессе эволюции

  • видообразование: географическое и экологическое

  • главные направления эволюции: прогресс и регресс

  • пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

на повышенном уровне:

  • различные точки зрения на эволюцию

  • взгляды К. Линнея и Ж. Б. Ламарка на природу

  • гомологичные и аналогичные органы

  • биогенетический закон

  • биогеографические доказательства эволюции (реликты)

  • взаимосвязь движущих сил эволюции

  • другие факторы эволюции: изоляция и дрейф генов

  • относительность критериев вида

  • формы естественного отбора

  • механизм возникновения приспособлений организмов к среде обитания

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться научной терминологией

  • характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида

  • иллюстрировать примерами главные направления эволюции

  • выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных

на повышенном уровне:

  • давать сравнительную характеристику взглядов К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина

  • сравнивать естественный и искусственный отбор

  • показывать причины и следствия борьбы за существование

  • показывать взаимосвязь движущих сил эволюции

  • применять знания о движущих силах эволюции для объяснения процессов возникновения приспособлений и видообразования

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

эволюция, движущие силы эволюции, сравнительная анатомия, рудименты, атавизмы,

палеонтология, ископаемые переходные формы, биологический прогресс,

биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация,

дегенерация, вид, популяция,

микроэволюция, макроэволюция,

видообразование, адаптации,

систематика

на повышенном уровне:

гомологи

аналоги

онтогенез

филогенез

изоляция

дивергенция

конвергенция

Тема 7 «Происхождение человека» - 6 часов.

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфо-анатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа по профилактике адиктивного поведения с дошкольного возраста до окончания средней школы

    Образовательная программа
    Наступление нового тысячелетия, развитие новых информационных технологий, реформы в обществе и сознании людей привели не только к интенсивному росту общественного сознания, но и к появлению множества социально-психологических проблем.
  2. Образовательная программа по формированию экологической культуры младших школьников «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края»

    Образовательная программа
    Рекомендовано Педагогическим советом Муниципального общеобразовательного учреждения «Чемашинская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Ханты – Мансийского автономного округа – Югра, Протокол № от 2011г.
  3. Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов

    Программа
    В современном мире обществу требуются социально-адаптированные, высокообразованные, инициативные, предприимчивые, творческие люди. Исходя из этого к образовательным учреждениям повышенного уровня предъявляются особые требования к
  4. Образовательная программа по профилактике табакокурения «Дыши легко»

    Образовательная программа
    Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, и эта несовместимость принципиальная, ибо употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа
  5. Рабочей программы учебной дисциплины методика обучения и воспитания по профилю «биология» Уровень основной образовательной программы

    Документ
    Целями освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания по профилю «Биология» является познание студентами понятий, теорий, закономерностей, современных подходов в организации обучения и воспитания биологии в школе, овладение умениями моделировать

Другие похожие документы..