Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Фондовая биржа это место где организуется торговля цен­ными бумагами, ведется учет сделок с ними и контролируется выполнение своих обязательств прода...полностью>>
'Документ'
Да, кавторанг! Видно, предчувствовал беду! Или страхом своим вызвал её? Беда не любит одиночества, а страх – её самый верный спутник! В чем-то жесток...полностью>>
'Документ'
Сообщаем Вам, что 20 мая 2011 г. Координационный Совет по здравоохранению ЦФО РФ, Всероссийское научное общество кардиологов, Рязанский государственн...полностью>>
'Документ'
Методический комплекс рекомендуется студентам заочной формы обучения всех специальностей, ставя своей целью помочь студентам в овладении основами пол...полностью>>

Сборник лекций Для специальности: 080501 «Менеджмент» г. Новосибирск, 2009 Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры «Маркетинга, менеджмента и коммерческих дисциплин»

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«НОВОСИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Сборник лекций

Для специальности:

080501 «Менеджмент»

г. Новосибирск, 2009

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры «Маркетинга, менеджмента и коммерческих дисциплин»

Протокол № ________от_________

Зав. кафедрой__________ Н.Б. Василевская

Автор-составитель

Рецензенты:

Составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню знаний выпускника по специальности 080501 «Менеджмент».

Н.И. Пряшина

Н.А. Захарова преподаватель первой категории

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«НОВОСИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Тема: «Введение. Персонал организации как объект управления»

План

  1. Предмет, задачи и содержание курса.

  2. Историческое развитие труда и деловой предприимчивости.

  3. Трудовые ресурсы

Предмет, задачи курса и его содержания

Таблица № 1

1. Предметом курса

Является система знаний, связанных с целенаправленным воздействием на персонал организации для обеспечения эффективного функционирования предприятия.

2. Содержание курса

Содержанием курса составляют принципы и методы управления в приложении к кадрам предприятия, пути реализации кадровой политики, выбор наиболее эффективной технологии, средств и методов кадровой работы применительно к конкретной ситуации, организационной формы реализации системы управления персоналом на фирме.

3. Задачи курса

Получение знаний:

а) по содержанию кадровой работы на фирме

б) трудового поведения работников и коллектива в целом, трудовых отношений и управления ими на основе как экономическая так и социальной эффективности

в) формирование и организации деятельности службы управления персоналом (кадровой службы)

Это позволит:

г) оказывать помощь линейным руководителям в координации их работы с кадрами в их структурных подразделениях

4. В чем значение знаний полученных в изучении курса «Управления персоналом»

1. Осуществлять подбор кадров, их расстановку для реализации стратегии развития фирмы в условиях рыночных отношений.

2. Обеспечить нововведение, повысить гибкость фирмы, ее способность противостоять воздействию факторов внешней и внутренней среды.

3. Формировать положительный образ фирмы в глазах работников.

4. Создавать условия для эффективной работы коллектива организации, повышение ее деловой активности.

5. Содержание курса

См. программу «Управление персоналом»

Историческое развитие труда и деловой предприимчивости

Таблица №2

1. Значение труда для человека

Труд как целенаправленная деятельность и предприимчивость как свойство труда изначально присуще человеку. Оставим за гранью воспоминаний палеолит (более 40 тыс. лет назад).

Родовая община это совместное и коллективная работа которая, является первой формой общественного труда. Благодаря совершенствованию рабочих орудий, приобретение людьми трудовых навыков происходит медленное повышение производительности труда.

На смену родовому строю пришло рабство – это исторически первая форма принудительного труда и эксплуатации.

В III – IV вв. н.э. происходило смена рабства феодальном строе.

Труд средневековых крестьян и ремесленников, не смотря на феодальный гнет, был вдвое производительнее рабских усилий.

Важнейшим периодом в развитии труда и предпринимательства стало Новое время, исчисляемое с середины XVII века и вплоть до начала XX века. Человечество поднялось на ступень капитализма.

Капитализм как хозяйственный уклад, как общественный строй держится на взаимодействии частной собственности и наемной рабочей силы.

XX век – век новейшего времени – ознаменован крупномасштабными событиями и крупными изломами в судьбах человечества. Он наложил свою печать на понимание места и роли труда в мировом развитии и больше оттенил инновационную значимость предпринимательства.

Российская Федерация (после распада СССР) с 1991 г. осуществляет свою программу реформ. Видное место в ней занимает свободное предпринимательство и жизнеспособная модель трудовых отношений.

Трудовые ресурсы и проблемы занятости

Таблица № 3

Трудовые ресурсы можно рассматривать как экономическую и планово-учетную категорию.

1. Экономическая категория

Отражает отношение по поводу населения, обладающего физическими и интеллектуальными способностями.

2. Планово-учетная категория

Это население в трудоспособном возрасте – как занятое, так и не занятое в общественном производстве.

3. Основной контингент трудовых ресурсов (Первая составляющая)

Это трудоспособное население (в нашей стране – это мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины в возрасте 16-54 лет)

4. Вторая составляющая трудовых ресурсов

Это население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое производством

5. Общая трудоспособность

Это наличие у человека следующих качеств:

- физических

- психофизических

- возрастных и т.д., которые позволяют человеку трудиться без специальной подготовки

6. Профессиональная трудоспособность

Это способность к квалифицированному труду определенной профессии

7. Трудовой потенциал

Это совокупность различных качеств, определяющих трудоспособность. Эти качества связаны:

- способностью и склонностью работника к труду, состоянием его здоровья, выносливостью, типом нервной системы. Это отражает физический и психологический потенциал;

- с объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, определяющих способность к труду определенной квалификации;

- с уровнем сознания и ответственности, социальной зрелости, идейной убежденности, интересов и потребностей.

Вывод: трудовой потенциал – это понятие более широкое и глубокое, чем трудовые ресурсы.

8. Понятие «занятости»

Это категория выражает одну из сторон производственных отношений по поводу включения работника в конкретную кооперацию на определенном рабочем месте.

Занятость показывает как трудоспособное население обеспечено рабочими местами.

А согласно законам РФ «О занятости населения в РФ» (новая редакция от 20.04.1996 № 36-ФЗ)

«Занятость это деятельность граждан, связанных с 6довлетворениием личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая заработок (трудовой доход)»

Занятость с позиции Закона РФ «О занятости населения РФ»

Таблица № 4

1. Трудоспособные граждане

- работают по найму, т.е. выполняют работу за вознаграждение в течение полного или не полного рабочего дня (рабочей недели);

- имеют оплачиваемую работу (могут отсутствовать на работе в связи с болезнью, отпуска и т.д.);

- самостоятельно обеспечивают себя работой (предпринимательство, фермерство, индивидуальный труд);

- проходят службу в рядах вооруженных сил;

- обучаются на очных отделениях учебных заведений.

Безработица

В рыночных отношениях существует резерв работников, т.е. естественная норма безработицы.

Таблица № 5

1. Естественная норма безработицы

Характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способный достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и предложения рабочей силы

2. Виды безработицы

а) скрытая

б) открытая (легализованная)

3. Виды рынков труда

а) открытый рынок труда

б) скрытый рынок труда (люди отчаявшиеся найти работу и утратившие право на получение пособий отказались от регистраций в службах занятости)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«НОВОСИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Тема: «Место и роль управления персоналом в системе управления организацией»

План

  1. Государственная система управления трудовыми ресурсами.

  2. Формирование персонала организации, его классификации.

  3. Концепция управления персоналом

Государственная система управления трудовыми ресурсами

Таблица № 6

1. Госсистема управления трудовыми ресурсами РФ

Это совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, а также методы управления и механизм их использования.

2. Задачи госсистемы управления трудовыми ресурсами

- принятие законов;

- контроль за их исполнением;

- выработка и реализация политики и рекомендации в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда;

- регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и конфликтных ситуаций и т.д.

Состав основных органов и организации, образующих государственную систему управления трудовыми ресурсами РФ (см. учебник «Управление персоналом организации» Москва 1999 г. под ред. д.э.н. профессора А.Я. Кибанова стр. 48)

3. Законодательная власть

Она осуществляет принятие законов и представлена в нашей стране федеральным собранием в лице двух палат – Совета Федерации и Государственной думы.

Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Госдумой. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой.

Парламентский контроль осуществляют комитеты палат. Эти органы осуществляют подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов (см. схему «Комитеты Госдумы и комитеты Совета Федерации»)

4. Органы исполнительной власти

Это Правительство РФ, формируемое Президентом. Оно обеспечивает соответствие Конституции РФ, федеральных законов, нормативных Указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.

Правительство разрабатывает федеральный бюджет, программы экономического и социального развития.

Правительство формирует федеральные и отраслевые министерства, в частности Минтруда и социального развития РФ.

В состав других министерств и ведомств входят подразделения по управлению кадрами, трудом, оплатой труда и т.п.

5. Судебные органы

Представлены: Конституционным, Верховным, федеральными судами и Министерством юстиции.

Министерство юстиции и Министерство труда РФ

Таблица № 7

1. Задачи Министерства юстиции

1. Участие в правовом обеспечении нормативной деятельности Президента РФ и Правительства РФ (проводит экспертизу законов, разрабатывает проекты нормативных актов).

2. Государственную регистрацию нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти и другие задачи позволяющие развивать систему юридических услуг.

2. Министерство труда РФ

Осуществляет руководство работы по обеспечению единой государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов.

3. Основные задачи Минтруда России

1. Выработка политики в социально-трудовой сфере.

2. Координация всей работы в социально-трудовой сфере в стране.

3. Подготовка рекомендации по регулированию оплаты труда.

4. Формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений.

5. Регулирование рынка труда, занятости населения.

Направления деятельности Минтруда РФ (см. учебник стр. 52).

Таблица № 8

4. Организации подчиненные Минтруда РФ

- Институт труда

- Центральный институт труда

- Всероссийский центр производительности

(далее см. схему стр. 51)

5. Пути совершенствования государственной системы управления трудовыми ресурсами

1. Проведение глубокого всестороннего анализа проблем управления трудовыми ресурсами страны с точки зрения их формирования, использования, развития, занятости, миграции.

2. Тщательное изучение и анализ направлений, исследований таких организаций, как Институт труда, центральный Институт труда, всероссийский центр производительности, с целью определения и более четкого разграничения направлений их исследований.

Формирование персонала организации, его классификация

Таблица № 9

1. Понятие персонала

Это совокупность юридически оформленных в организации физических лиц, участвующих в осуществлении хозяйственной деятельности, т.е. это совокупность работников, состоящих с организацией – юридическим лицом – в отношениях, регулируемых трудовым договором, и обладающих определенными качественными характеристиками, позволяющими обеспечивать достижение целей организации.

2. Квалификационные признаки работников

1. По функциям, выполняемые в производственном процессе:

- рабочие (основные и вспомогательные);

- инженерно-технические работники;

- служащие;

- младший обслуживающий персонал;

- ученики;

- охрана.

2. По характеру фактической деятельности (по роду занятий)

Отнесение работника к категории служит не образование, а занимаемая должность.

3. По сроку работы: постоянная, сезонная, временная.

4. По принципу участия рабочих в технологическом процессе: по производству продукции рабочие подразделяются на основных и вспомогательных, а служащие – на руководителей ,специалистов и технических исполнителей.

Концепции управление персоналом

(основа концепции и факторы воздействующие на людей в организации)

Таблица № 11

1. Основа концепции управления персоналом

В настоящее время – это должна быть возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменение экономической и политической системы одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека

2. Факторы воздействующие на людей в организации

Первый – Иерархическая структура организации. Это отношение власти – подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения.

Второй – Культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивидуума вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

Третий – Рынок – сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, в равновесии интересов продавца и покупателя.

Эти факторы действуют одновременно и какой фактор является главенствующим зависит от экономической ситуации в организации.

Рыночные отношения диктуют новый подход к приоритету ценностей. Главная внутри организации должны стать – работники, а за пределами – потребители.

3. Управление персоналом

Это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, закономерностей, принципов и методов управления персоналом

4. Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом

Это:

- кадровая планирование;

- проведение маркетинга персонала;

- определение кадрового потенциала и потребности организации в персонале;

- учет и нормирование численности работников

Спектр функций управления персоналом

Таблица № 12

1. Широкий спектр функций управления персоналом

Это:

- наем, отбор и прием персонала;

- деловая оценка персонала при приеме, аттестации, подборе;

- профориентация и трудовая адаптация;

- мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала и его использования;

- организация труда и соблюдение этики деловых отношений;

- управление конфликтами и стрессами;

- обеспечение безопасности персонала;

- управление нововведениями в кадровой работе;

- обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров;

- управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением;

- управление поведением персоналом в организации;

- управление социальным развитием;

- высвобождение персонала.

2. Что предусматривает управление персоналом организации

- информационное;

- техническое;

- нормативно-методическое;

- правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом.

На основании вышеизложенного каждая организация разрабатывает свою концепцию управления персоналом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анализ деятельности краевого государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Хабаровский педагогический колледж» за 2009 2010 учебный год

    Анализ
    Деятельность педагогического коллектива КГОУ СПО «Хабаровский педагогический колледж» (далее – ХПК) в 2009-2010 учебном году была организована в соответствии с методической проблемой «Управление качеством подготовки специалистов в
  2. 1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Реферат
    4.4.2 Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов
  3. Региональные целевые программы по культуре (рцп) 49

    Документ
    Красноярский край образован в 1934 году. Его площадь составляет 2339,7 тысяч квадратных километров и включает 581 муниципальное образование, из них: 18 городских округов, 44 муниципальных района, 35 городских поселений, 484 сельских поселения.

Другие похожие документы..