Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Беларусь практически всегда относилась к странам с высокой книжной культурой. В 1991 году, после выхода из состава Советского Союза, БССР (ныне Респу...полностью>>
'Рабочая программа'
Учебно – методический комплекс по дисциплине «поведение человека в экстремальных ситуациях» составлен в соответствии с требованиями Государственного ...полностью>>
'Документ'
Отношение степени изменения и сохранения – главная характеристика эволюции систем. Для мономодальных (унитарных) систем (бесполых, симметричных), они...полностью>>
'Документ'
Методичні вказівки до лабораторних робіт із дисципліни “Аудит і фінансово-управлінський облік (з використанням комп’ютерних технологій)” для студенті...полностью>>

Методические указания для подготовки к входному компьютерному тестированию по методике преподавания изобразительного искусства с практикумом для специальности 1-01 02 01 Начальное образование 4

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой________ А.Э. Руднева

«30» мая 2011 г.

протокол № 12

Методические указания для подготовки к входному компьютерному тестированию

по методике преподавания изобразительного искусства с практикумом

для специальности 1-01 02 01 Начальное образование

4 курс семестр 7

факультет непрерывного образования

Раздел 1 Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в начальной школе

Тема 1.1 Методика преподавания изобразительного искусства как дисциплина. Цель, задачи курса. Содержание программы

Методика изобразительного искусства как одна из педагогических дисциплин. Ее объект, предмет, задачи и методы преподавания. Методологические основы, связь с другими науками и специальными дисциплинами.

История становление методики изобразительного искусства как особой научной дисциплины. Краткий исторический обзор методов обучения изобразительному искусству в Беларуси и за рубежом.

Художественное образование и эстетическое воспитание для школьников ХХ–ХХ1 вв. и в современной зарубежной школе.

Рисование как учебный предмет в педагогических заведениях, существовавших на территории Беларуси и России в XVIII – XIX вв. Первые руководства по рисунку И. Ф. Уранова, М. Ф. Берлинского. Влияние пособий И.Д. Прейслера, А. П. Сапожникова, Г. А. Гиппиуса на развитие методики преподавания рисования в общеобразовательных учебных заведениях. Копировальный и геометрический методы рисования. Рисование с натуры. Педагогические взгляды и методическая система П. П. Чистякова.

Становление методов обучения рисованию в советской школе. Основные пути развития методики преподавания изобразительного искусства в данный период: интенсивный (Н. Н. Ростовцев, В.С. Кузин, Б. П. Юсов, Т. Я. Шпикалова) и экстенсивный (Б. М. Неменский, Н. Н. Фомина, Н. В. Гросул) Современные технологии преподавания изобразительного искусства в начальной школе.

Цель и задачи учебного курса по методике преподавания изобразительного искусства. Связь методики изобразительного искусства с психологией, педагогикой и другими частными методиками.

Структура учебного курса «Методика преподавания изобразительного искусства» и содержание программы.

Анализ литературы. Учебники, пособия. Словарь терминов. Основы изобразительного искусства. Виды, жанры. Рисунок, живопись, композиция.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте цель, задачи и методы преподавания методики изобразительного искусства.

2. Дайте краткий исторический обзор методов обучения изобразительному искусству в Беларуси и за рубежом.

3. Назовите основные пути развития методов преподавания изобразительному искусству в настоящий период.

4. Какова структура учебного курса «Методика преподавания изобразительного искусства» и содержание программы.

5. Назовите учебники, учебные пособия по методике преподавания изобразительного искусства.

6. Расскажите о видах и жанрах изобразительного искусства, их выразительных средствах.

Литература

Основная

  1. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд., доп. и перераб / Н.Н.Ростовцев. – М.: Агар, 1998.

  2. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н. М. Сокольникова. — М.: Академия, 2002.

Дополнительная

  1. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя. / Под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск, 1992.

  2. Изобразительное искусство и художественный труд: подгот., 1—3, 5—7 кл..; 8—9 кл. шк. с общеэстетическим уклоном: Прог. сред. общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения / Н. Д. Минц, О. Ф. Таланцева, В. Н. Данилов, М. А. Шкуратова. — Минск, 2000.

  3. Алехин, А. Д. Когда начинается художник / А.Д.Алехин. – М.: Просвещение, 1993.

  4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982.

  5. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С Выготский. - М.: Педагогика, 1987.

  6. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика: Кн. для учителя. В 3 ч. /Сост. М. Алпатов и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1987.

  7. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. – М.: Мнемозина, 1995.

  8. Костерин, Н.П. Учебное рисование / Н.П. Костерин. - М.: Просвещение, 1984.

  9. Костин, В.И. Язык изобразительного искусства / В.И.Костин, В.А. Юматов.- М.: Знание, 1978.

  10. Махмутов, М.И. Современный урок /М. И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1981.

  11. Школа изобразительного искусства: В десяти выпусках. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изобр. искусство, 1986 – 1996.

Раздел 2. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе

Тема 2.1 Сравнительный анализ типовых программ по изобразительному искусству для начальных классов. Методы преподавания

Изобразительное искусство в общей системе учебных дисциплин общеобразовательной школы. Общеобразовательные и воспитательные задачи изобразительного искусства как учебного предмета в начальных классах. Формирование художественно-эстетических потребностей младших школьников и развитие их художественно-творческих способностей.

Преемственность в обучении изобразительному искусству дошкольников и младших школьников.

Содержание занятий по изобразительному искусству в 1—4 классах. Особенности типовых программ по изобразительному искусству для начальных классов общеобразовательных школ Республики Беларусь.

Сравнительный анализ программ по изобразительному искусству для начальных классов: «Изобразительное искусство и художественный труд» (В. Н. Данилов), «Изобразительное искусство» (Н. Д. Минц).

Структура программ. Виды деятельности на уроках. Основные учебные задачи и содержание занятий.

Дидактические принципы преподавания изобразительного искусства в начальных классах. Основные требования к преподаванию изобразительного искусства.

Классификация методов и приемов обучения изобразительному искусству.

Тема 2.2 Принципы планирования классной и внеклассной работы по изобразительному искусству

Планирование в деятельности учителя начальных классов. Основные этапы подготовки учителя к уроку изобразительного искусства. Принципы планирования классной и внеклассной работы. Перспективное и тематическое планирование. Календарно-тематическое планирование занятий на учебный год и полугодие. Распределение учебных часов по видам деятельности (изображение, украшение, конструирование; по выбору учителя, учащихся; беседы).

Контрольные вопросы

1. Определите место изобразительному искусству в общей системе учебных дисциплин общеобразовательной школы.

2. Каковы особенности типовых программ по изобразительному искусству для начальных классов общеобразовательных школ Республики Беларусь.

3. Дайте сравнительный анализ программ по изобразительному искусству для начальных классов: «Изобразительное искусство и художественный труд» (В. Н. Данилов), «Изобразительное искусство» (Н. Д. Минц).

4. Назовите дидактические принципы преподавания изобразительного искусства в начальных классах.

5. Дайте классификацию методов и приемов обучения изобразительному искусству.

6. Каковы принципы планирования в деятельности учителя начальных классов.

7. Назовите основные этапы подготовки учителя к уроку изобразительного искусства.

8. В чём суть планирования классной и внеклассной работы.

9. Как происходит распределение учебных часов по видам деятельности.

Литература

Основная

  1. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя. / Под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск, 1992.

  2. Изобразительное искусство и художественный труд: подгот., 1—3, 5—7 кл..; 8—9 кл. шк. с общеэстетическим уклоном: Прог. сред. общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения / Н. Д. Минц, О. Ф. Таланцева, В. Н. Данилов, М. А. Шкуратова. — Минск, 2000.

  3. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика преподавания в школе / В.С.Кузин. — М., 1998.

Дополнительная

  1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя / А.Д. Алехин. – М.: Просвещение, 1984.

  2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982.

  3. Ильина, Т.А. Педагогика / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 1984.

  4. Костерин, Н.П. Учебное рисование / Н.П. Костерин. - М.: Просвещение, 1984.

  5. Махмутов, М.И. Современный урок /М. И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1981.

  6. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.

  7. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд., доп. и перераб / Н.Н.Ростовцев. – М.: Агар, 1998.

  8. Терентьев, А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей / А.Е.Терентьев. – М.: Просвещение, 1981.

Раздел 3. Организация учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству в начальной школе

Тема 3.1 Урок изобразительного искусства. Структура. Современные требования. План. Методическая разработка урока

Урок как ведущая форма организации учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству.

Сущность, специфика урока изобразительного искусства и его типология: урок овладения новыми знаниями; урок формирования умений и практических навыков; урок обобщения знаний; комбинированный урок и т. д. Урок-беседа. Нетрадиционные формы уроков.

Структура урока изобразительного искусства. Взаимосвязь темы, задач, типа и структуры урока. Фронтальные, групповые, индивидуальные виды работ на уроке, их сочетание.

Схема плана урока по изобразительному искусству. Характеристика основных этапов урока.

Современные требования и анализ урока изобразительного искусства.

Этапы подготовки учителя к уроку. Планирование урока. Организация и ход урока. Выбор методов и приемов обучения. Планирование видов художественной деятельности и их сочетание. Художественные материалы и техники в педагогическом процессе урока. Применение средств наглядности и технических средств обучения на уроках изобразительного искусства. Учебно-методическая литература урока. Педагогические требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Тема 3.2 Методика проведения занятий по изображению на плоскости

Содержание и методика проведения занятий по рисованию с натуры, по памяти и представлению.

Рисование с натуры как основной вид занятий по изобразительному искусству в школе. Задачи и содержание занятий рисования с натуры в начальных классах. Реализация воспитательных задач в процессе обучения детей рисованию с натуры.

Возрастные особенности понимания и восприятия учащимися 1—4 классов формы, объема, пространственного положения, цвета и эстетических особенностей предмета, передача их в рисунке.

Связь рисования с натуры с другими видами занятий по изобразительному искусству.

Активизация мыслительно-творческой деятельности школьника в процессе восприятия и рисования с натуры.

Оборудование уроков рисования с натуры. Подготовка учителя к уроку. Анализ и критерии оценки детских рисунков.

Содержание и методика проведения занятий по рисованию на темы.

Задачи и содержание обучения тематическому рисованию. Роль тематического рисунка в развитии творческой фантазии, наблюдательности, мыслительной активности учащихся.

Выразительные средства тематической композиции. Особенности композиции в рисунках учащихся начальных классов.

Учет возрастных, индивидуальных и художественно-творческих способностей и возможностей учащихся начальных классов в процессе тематического рисования.

Связь тематического рисования с другими видами занятий по изобразительному искусству.

Критерии оценки тематических рисунков учащихся начальных классов.

Тема 3.3 Содержание и методика проведения занятий по декоративно-прикладной деятельности

Декоративно-прикладная деятельность, ее значение в эстетическом воспитании учащихся и развитии их творческих способностей.

Задачи и содержание декоративно-прикладной деятельности в начальных классах.

Народное искусство в художественно-эстетическом развитии младших школьников. Ознакомление учащихся 1—4 классов с народным, декоративно-прикладным искусством Беларуси.

Изучение народных орнаментов. Методика обучения детей самостоятельному составлению узоров и орнаментов. Связь декоративного рисования с уроками трудового обучения.

Ознакомление младших школьников с элементами художественного конструирования и технической эстетики. Своеобразие заданий и методические приемы по аппликации, росписи и конструированию.

Тема 3.4 Содержание и методика проведения занятий по лепке

Задачи и содержание занятий по лепке. Воспитательное и образовательное значение занятий. Оборудование уроков лепки. Подготовка учителя к уроку.

Методика проведения уроков лепки. Художественная и декоративная лепка. Решение основных учебных задач: композиция; форма, пропорции, конструкция.

Демонстрация способов и приемов работы. Коллективные формы работы на уроках лепки.

Тема 3.5 Методика проведения занятий по восприятию произведений изобразительного искусства и окружающей действительности

Содержание и методика ознакомления школьников с произведениями изобразительного искусства.

Воспитательное и образовательное значение бесед об искусстве и окружающей действительности в начальных классах. Содержание бесед и методика их проведения. Методика показа в процессе беседы репродукций произведений изобразительного искусства.

Требования к отбору произведений искусства, их анализ (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура).

Содержание и методика проведения уроков-бесед по эстетическому восприятию действительности.

Методика ознакомления учащихся с объектами окружающей действительности на уроках-экскурсиях. Значение бесед по восприятию действительности в эстетическом воспитании младших школьников. Связь уроков восприятия искусства с уроками практической деятельности.

Тема 3.6 Содержание и методика организации внеклассной работы по изобразительному искусству

Место и роль внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству в общей системе эстетического воспитания школьников.

Цели и задачи внеклассной работы по изобразительному искусству. Основные педагогические принципы. Характеристика видов и форм внеклассной и внешкольной работы.

Учебные экскурсии, их сущность и дидактические функции. Виды экскурсий.

Факультативные занятия, их значение и задачи. Содержание и организация факультативных занятий. Форма проведения.

Олимпиады, конкурсы, выставки ученического технического творчества.

Индивидуальная внеклассная работа.

Домашняя самостоятельная работа учащихся, ее дидактические функции.

Клубы субботнего или выходного дня, посещение выставок и музеев изобразительного искусства, просмотры кинофильмов, выпуск стенных газет, рукописных журналов, этические беседы и т.д.

Кружок как основная форма внеклассной работы по изобразительному искусству. Характеристика кружков по изобразительному искусству. Методика проектирования и организация учебно-воспитательной работы в них. Классификация кружков. Создание условий для индивидуального творческого развития участников кружка по изобразительному искусству.

Работа по изобразительному искусству в группе продленного дня.

Контрольные вопросы

1. Назовите структуру и план урока изобразительного искусства.

2. Дайте характеристику основных этапов урока.

3.Какова последовательность написания и порядок оформления плана-конспекта урока по изобразительному искусству.

4. Дайте понятие рисованию с натуры как основному виду занятий по изобразительному искусству в школе.

5. Каковы задачи и содержание занятий по рисованию с натуры.

6. Как происходит реализация воспитательных задач в процессе обучения детей рисованию с натуры.

7. В чём суть возрастных особенностей понимания и восприятия учащимися 1—4 классов композиции, формы и объема предметов.

8. Каковы особенности понимания и восприятия учащимися 1–4 классов пространственного положения, цвета и эстетических особенностей предметов, передачи их в рисунке.

9.Расскажите последовательность анализа объектов изображения.

10. Как передаётся в рисунках форма, конструктивно-анатомическое строение, пропорции, объем, пространственное расположение человека, животных и птиц.

11. Назовите критерии оценки детских рисунков.

12. Каковы задачи и содержание обучения тематическому рисованию.

13.Какую роль играет тематический рисунок в развитии творческой фантазии, наблюдательности, мыслительной активности учащихся.

14. Назовите выразительные средства тематической композиции.

15. Дайте понятие детским рисункам на темы и сюжетным изображениям в искусстве.

16. Сформулируйте критерии оценки тематических рисунков учащихся начальных классов.

17. Перечислите этапы выполнения тематического рисунка.

18.Каковы особенности иллюстрирования литературных произведений.

19. Расскажите о декоративно-прикладной деятельности, ее значении в эстетическом воспитании учащихся и развитии их творческих способностей.

20. Какова методика проведения уроков по декоративно-прикладной деятельности.

21. Назовите отличительные особенности народных ремесел и художественной промышленности

22. Перечислите виды декоративно-прикладного искусства.

23. Расскажите о композиции в народном и декоративно-прикладном искусстве.

24. Назовите виды и структуру орнамента, особенности построения орнаментов в полосе, круге, квадрате.

25. Что такое стилизация природных форм. Какова последовательность выполнения декоративного рисунка.

26. Назовите методические приемы выполнения аппликации, росписи и конструирования.

27. В чём связь декоративно-прикладной деятельности с уроками трудового обучения.

28. В чём суть воспитательного и образовательного значения уроков лепки.

29. Дайте общие сведения о скульптуре, лепке, керамике.

30. Расскажите о способах и приемах работы с пластическими материалами.

31. Дайте понятие о художественной лепке в начальной школе.

32. Расскажите, как выполняется лепка фигуры человека на проволочном каркасе.

33. В чём особенность декоративной лепки. Назовите сюжеты и образы народных глиняных игрушек.

34. В чём состоит единство формы предмета и украшения.

35. Назовите способы лепки декоративной посуды, рельефа.

36. Назовите подходы к развитию навыков восприятия эстетического в объектах действительности.

37. В чём связь уроков восприятия искусства с уроками практической деятельности.

38. Расскажите о методике ознакомления школьников с произведениями изобразительного искусства.

39. Каковы требования к отбору произведений искусства, их анализу (живописи, графики, декоративно-прикладному искусству, скульптуре, архитектуре).

40. Назовите место и роль внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству в общей системе эстетического воспитания школьников.

41. Перечислите задачи, формы и методы внеклассной и внешкольной работы.

42. Назовите игры и упражнения на занятиях во внеклассной изобразительной деятельности.

43. Какова методика проведения нетрадиционных форм занятий кружка.

44. Перечислите нестандартные приемы и техники во внеклассной работе, материалы и инструменты.

Литература

Основная

  1. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя. / Под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск, 1992.

  2. Изобразительное искусство и художественный труд: подгот., 1—3, 5—7 кл..; 8—9 кл. шк. с общеэстетическим уклоном: Прог. сред. общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения / Н. Д. Минц, О. Ф. Таланцева, В. Н. Данилов, М. А. Шкуратова. — Минск, 2000.

  3. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика преподавания в школе / В.С.Кузин. — М., 1998.

Дополнительная

  1. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1998.

  2. Виноградов, Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Г. Г Виноградова. — М., 1980.

  3. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н. М. Сокольникова. — М.: Академия, 2002.

  4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982.

  5. Беда, Г.В. Живопись / Г.В. Беда. – М.: Просвещение, 1986.

  6. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция / Г.В.Беда. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981.

  7. Беляев, Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся / Т.Ф.Беляев. – М.: Просвещение, 1983.

  8. Волков, Н.Н. Композиция и живопись / Н.Н.Волков. – М.: Искусство, 1977.

  9. Волков, Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н.Волков. – М.: Искусство, 1984.

  10. Гаўрылаў, В.Г. Беларуская кераміка / В.Г. Гаурылау. - Мн.: Беларусь, 1984.

  11. Герчук, Ю.Я. Основы художественной грамоты / Ю. Я. Герчук. – М.: Учебная литература, 1998.

  12. Дайн, Г.Л. Игрушечных дел мастер / Г. Л. Дайн. – М.: Просвещение, 1993.

  13. Зеленина, Е.Л. Играем, познаем, рисуем / Е.Л. Зеленина. – М.: Просвещение, 1996.

  14. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика: Кн. для учителя. В 3 ч. /Сост. М. Алпатов и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1987.

  15. Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись / Ю.М. Кирцер. – 2-е изд.- М.: Академия, 1998.

  16. Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать / Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

  17. Конышева, Н.М. Лепка в начальных классах / Н.М.Конышева. – М.: Просвещение, 1985.

Раздел 4. Детский рисунок

Тема 4.1 Особенности детского рисунка. Выразительные средства

Рисунок как основной продукт детского изобразительного творчества. Выразительные средства детского рисунка (цвет, линия, композиция и др.). Художественный образ. Особенности композиции в рисунках учащихся начальных классов.

От каракулей до картины. Возрастные особенности понимания и восприятия формы, объема, пространственного положения, цвета, эстетических особенностей предметов и передача их в рисунке. Развитие детского рисунка.

Содержание (тематика) и особенности детского рисунка. Анализ и критерии оценки детского рисунка.

Эстетическое воспитание в процессе детского творчества.

Рисунок как средство психологического анализа. Проявление индивидуальных психологических особенностей и выражение творческих способностей в детском рисунке.

История развития графических методов исследования. Рисуночные тесты как особая разновидность психографических методов в практической диагностике.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие рисунку как основному продукту детского изобразительного творчества.

2. В чём сущность возрастных особенностей понимания и восприятия формы, объема, цвета, пространственного положения и передача их в рисунке.

3. Расскажите о рисунке как средстве психологического анализа.

4. Проанализируйте рисуночные тесты как особой разновидности психографических методов в практической диагностике.

Литература

Основная

  1. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя. / Под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск, 1992.

  2. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н. М. Сокольникова. — М.: Академия, 2002.

  3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.

Дополнительная

  1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя / А.Д. Алехин. – М.: Просвещение, 1984.

  2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник / А.Д.Алехин. – М.: Просвещение, 1993.

  3. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987.

  4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.

  5. Зеленина, Е.Л. Играем, познаем, рисуем / Е.Л. Зеленина. – М.: Просвещение, 1996.

  6. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С.Комарова. – М.: Столетие, 1994.

  7. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. – М.: Мнемозина, 1995.

  8. Максимов, Ю.В. У истоков мастерства / Ю.В.Максимов. – М.: Просвещение, 1983.

  9. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.

  10. Терентьев, А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей / А.Е.Терентьев. – М.: Просвещение, 1981.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования факультета начального образования по состоянию на 15. 10. 2008 года

    Публичный отчет
    Анализ качественных показателей контингента обучающихся на ФНО обнаруживает согласованность между показателями приема и выпуска, что свидетельствует о достаточно высокой сохранности контингента студентов.
  2. Перспективная программа развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей

    Программа
    Стоящая перед Россией стратегическая цель перехода от патер- налисткого к субсидиарному государству, ориентированному на последовательное повышение уровня жизни населения, самореализации каждого гражданина, снижение социального неравенства,
  3. Информационный бюллетень отражает новые поступления книг в Научную библиотеку тгпу с 16 декабря 2008 г по 31марта 2009 г

    Информационный бюллетень
    Обращаем Ваше внимание, что издания по методике преподавания предметов можно найти как в разделе «Педагогика», так и в разделе соответствующей дисциплины.
  4. Методические рекомендации Под общей редакцией С. В. Жолована, И. В. Муштавинской Санкт-Петербург 2009 ббк 74. 202. 8 М54

    Методические рекомендации
    Методическая поддержка ЕГЭ в Санкт-Петербурге: проблемы и решения / под общ. ред. С.В. Жолована, И.В. Муштавинской. – СПб.: СПбАППО, 2009. – с. – ISBN 978-5-7434-0531-2
  5. Отчет о результатах самообследования Укрупненной группы специальностей (угс) (4)

    Публичный отчет
    Подготовка специалистов в области автоматизации и управления в университете осуществляется с 1977 года сначала в рамках специальности 0639 со специализацией по автоматизации технологических процессов полиграфии; с 1986 года с заменой

Другие похожие документы..