Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В пособии изложены основные сведения по медицине труда. Дается алгоритм и стандарт действий специалистов по организации и проведению комплекса меропр...полностью>>
'Документ'
Програму зовнішнього незалежного оцінювання з української мови і літератури 2009 року (далі – програма ЗНО) розроблено з урахуванням чинних програм з...полностью>>
'Заседание'
Расширенное Заседание постоянной рабочей группы Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе...полностью>>
'Документ'
Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) – система учебно-методических документов, сформированная...полностью>>

Доклад о соблюдении прав человека на территории Курской области за 2009 год Составитель

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДОКЛАД

о соблюдении прав человека на территории Курской области

за 2009 год

Составитель

Межрегиональная общественная организация «Центрально-Чернозёмный исследовательский Центр по правам человека» (Центр по правам человека).

Адрес: 305009 Россия, г. Курск, ул. Маяковского 85; тел. (4712) 57-62-16;

e-mail: grachev@kursknet.ru

Межрегиональная общественная правозащитная организация «Центрально-Чернозёмный исследовательский Центр по правам человека» образована в 1993 году, зарегистрирована 24 октября 1994 г. Управлением юстиции Курской области.

Директор Центра по правам человека — Александр Алексеевич Грачёв.

Основные цели Центра по правам человека:

  • Развитие системы общественной правозащиты, поддержка правозащитных организаций и инициатив;

  • Развитие правосознания у населения;

  • Выявление грубых и массовых нарушений, а также защита прав и свобод граждан;

  • Освоение позитивного международного опыта в области прав человека;

  • Интеграция отечественного правозащитного движения в мировой правозащитный процесс;

  • Разработка и реализация превентивных мер, содействующих выявлению и устранению причин, способствующих нарушениям прав человека.

В составлении доклада принимали участие:

  • И.А. Волтегров – ведущий специалист Центра по правам человека, юрист;

  • А.А. Грачёв – директор Центра по правам человека.

Краткая характеристика субъекта Российской Федерации

Курская область образована 13 июня 1934 года и является одной из областей Центрального Федерального округа РФ. Граничит с Сумской областью Украины, а также с Белгородской, Брянской, Орловской и Воронежской областями России. Территория Курской области составляет 29,8 тыс. кв. км. Численность населения составила 1 162 475 человек, в том числе: городское 740 тыс., а сельское 422,5 тыс. человек. Более 95% жителей – русские. В области также проживают украинцы, армяне, белорусы, цыгане, азербайджанцы, татары и др.

Курская область – индустриально-аграрная область, с высокой долей сельского населения. Экономика Курской области основана на использовании двух природных ресурсов: черноземных землях и добыче железных руд Курской магнитной аномалии. На территории Курской области действует одна из крупнейших в России Курская атомная электростанция. Ведущая отрасль с/х – земледелие, выращивается рожь, пшеница, сахарная свекла, картофель, овощи, фрукты.

Административно-территориальное деление: 28 районов, 10 городов, 3 городских округа, 22 поселка городского типа, 480 сельских администраций. Наиболее крупные города: Курск – 408,1 тыс. чел., Железногорск – 97,4 тыс. чел., Курчатов – 46,9 тыс. человек. Административным центром области является город Курск, один из древнейших российских городов, образованный примерно в 982 - 984 гг. Территория областного центра составляет 18,6 тысяч гектар (современная черта города утверждена в 1992 г.).

Законодательным (представительным) органом государственной власти Курской области является Курская областная Дума (сформирована в 1994 году). 12 марта 2006 прошли выборы областной Думы IV созыва, которая и работает в настоящее время и в состав которой в настоящий момент входит 45 депутатов. Срок полномочий депутатов областной думы четвертого созыва истекает в 2011 году. Руководителем Курской областной Думы является её Председатель, в настоящее время эту должность занимает Александр Александрович Кичигин.

Исполнительная власть в области представлена Губернатором Курской области, Администрацией Курской области, а также отраслевыми и территориальными органами. Пост Губернатора занимает Александр Николаевич Михайлов, который в 2005 году был наделён этими полномочиями по представлению Президента Российской Федерации Курской областной Думой. Срок окончания полномочий - март 2010 года.

Высшим органом судебной власти в Курской области является Курский областной суд, возглавляемый Председателем - Василием Григорьевичем Золоторевым.

Как показали прошедшие в регионе в 2009 году выборы, среди избирателей преобладает проправительственная политическая ориентация.

Общая характеристика ситуации с правами человека

В 2009 г. в Курской области не было громких политических заявлений или решений, которые могли бы ярко характеризовать ситуацию с правами человека. Не было громких скандалов или судебных процессов, на основании которых можно было охарактеризовать ситуацию как ужасающую или положительную.

Как показывает анализ обращений граждан в органы исполнительной власти, в правоохранительные органы и в общественные организации, большинство жалоб касаются услуг ЖКХ. В первом полугодии обращений поступило на 29% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Разрешено 88 % от общего количества поступивших обращений. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года увеличилось количество разрешенных обращений по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов (на 50%), что связано со значительным ростом обращений по вопросам нарушения трудового и жилищного законодательства. Сложившаяся ситуация объясняется экономической ситуацией в стране, реформированием жилищно-коммунальной сферы, активизацией населения в отстаивании своих нарушенных прав. В жалобах на нарушения трудового законодательства заявителями ставились вопросы о невыплате заработной платы, установлении заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, несоблюдении работодателями требований Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». По всем выявленным нарушениям законодательства в этой сфере принимались меры к восстановлению нарушенных прав граждан.

Также отмечается рост на 99 % разрешенных обращений по вопросам жилищного законодательства. Удельный вес удовлетворенных жалоб данной категории по отношению к разрешенным остался практически на одном уровне (2008 г. - 19 %, 2009 г. - 20 %).

Основное количество данных обращений вызвано некачественным предоставлением коммунальных услуг управляющими компаниями и товариществами собственников жилья, нарушениями в деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, некачественным проведением капитальных ремонтов домов, нарушениями порядка оплаты за электроэнергию, отказами в проведении перерасчета со стороны управляющих компаний, допущенными нарушениями при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Возросло на 60 % количество разрешенных обращений, связанных с нарушением земельного законодательства. В этом случае их увеличение обусловлено обращениями граждан по вопросам незаконного предоставления земельных участков, распоряжения земельными паями, невыполнения арендаторами условий договоров аренды земельных участков, законности сделок по купле-продаже земельных участков, нарушениями закона при выделении земельных участков.
Основными «нарушителями» своих прав наши сограждане считают органы государственной власти и местного самоуправления, а также работодателей. Наиболее активно жалуются жители г. Курска. В 1,5 раза чаще жалуются женщины. Наиболее часто жалуются пожилые люди, пенсионеры, инвалиды.

В целом ситуацию с правами человека в Курской области в 2009 году можно назвать умеренной.

РАЗДЕЛ 1. УВАЖЕНИЕ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Политические и другие убийства, совершенные агентами властей

Фактов убийств по политическим мотивам или совершенных агентами властей, а также фактов убийств, в которых есть основания предполагать заинтересованность представителей власти в Курской области в 2009 году не имеется.

Исчезновение людей

Случаи исчезновения людей, в отношении которых есть основания полагать заинтересованность властей, отсутствуют.

Свобода от рабства, запрет на принудительный и подневольный труд

Фактов рабства, принудительного и подневольного труда в 2009 году в регионе не выявлено.

Пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания со стороны правоохранительных органов, произвольные аресты, задержания

Вынесен приговор двум инспекторам ОГИБДД Обоянского РОВД, применившим пытку по отношению к пьяному водителю. Суд назначил каждому из инспекторов наказание по ст. 286 и 111 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 4,5 года с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с лишением права занимать свою должность сроком на три года.

Ленинский районный суд г. Курска в июне 2009 г. приговорил к 8 годам строгого режима двух патрульных, офицеров милиции ОМ-№1 капитана И. Золотушникова и ст. лейтенанта А. Романенко за избиение до смерти сотрудника Курспромбанка А. Полякова. Следствие шло почти 2 года, но осудили их не за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, как настаивало гособвинение, а за превышение должностных полномочий.

Отказ в проведении справедливого публичного судебного разбирательства, нарушение принципа независимости судов

Прямых фактов отказа в проведении справедливого публичного судебного разбирательства, нарушение принципа независимости судов в 2009 году в Курской области не установлено. В то же время на практике при рассмотрении дел по существу курские суды по прежнему в основном руководствуются не Законами и Конституцией РФ, а «указаниями» вышестоящих судебных инстанций в виде ответов на вопросы, официально публикуемые ежемесячно в Бюллетенях Верховного суда РФ. С целью получить разъяснения от вышестоящей судебной инстанции по тому или иному судебному делу в судебных заседаниях судьями объявляются перерывы, рассмотрение дел переносится.

В то же время, даже в тех случаях, когда судом восстановлено нарушенное право, не всегда решение суда будет выполнено. Как показывает анализ заявлений, граждане обращаются в связи с неисполнением судебных решений наиболее часто.

Отказ в получении гарантированной внесудебной защиты

Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения таких обращений государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» №59-ФЗ от 2 мая 2006 года. Типичным нарушением Закона в Курской области является несоблюдение руководителями разных уровней установленных законом сроков рассмотрения жалоб и заявлений граждан, а так же направления жалобы для рассмотрения тому лицу (или в тот орган), на которое жалуется заявитель. Имеют место случаи, когда граждане, в связи с отсутствием ответа на свое обращение, вынуждены повторно обращаться со своей проблемой в ту же инстанцию.

Произвольное вмешательство в частную жизнь, семью, жилище, корреспонденцию

Фактов несанкционированного наблюдения за гражданами со стороны спецслужб, несанкционированного проникновения в жилище, несанкционированного вмешательства в корреспонденцию, прослушивания телефонных разговоров, применение технических средств с целью несанкционированного вмешательства в частную жизнь, давления на организации, предоставляющие услуги связи, с целью осуществления несанкционированного вмешательства в корреспонденцию или внедрения технических средств, позволяющих такое вмешательство, распространение сотрудниками государственных учреждений без разрешения информации о частной жизни граждан, а также недостоверной информации, порочащей честь и достоинство граждан в 2009 году в Курской области не установлено.

РАЗДЕЛ 2. СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРАЖДАНСКИХ СВОБОД

Свобода слова и доступа к информации

Свободный доступ к информации в Курской области практически ничем не ограничен. Через средства массовой информации до граждан доводится информация о времени и месте личного приёма граждан должностными лицами органов государственной и муниципальной власти и иного рода информация. С целью информирования граждан в Интернете открыты сайты Администрации Курской области, Прокуратуры Курской области, УВД Курской области, Курского областного суда и т.д.

Официальной газетой области является газета «Курская правда», где публикуются все принимаемые Курской областной Думой законы и иные нормативные правовые акты. Финансирование этой газеты осуществляется из средств регионального бюджета.

Свобода убеждений, совести и религии

В области зарегистрировано 327 религиозных организаций пятнадцати различных конфессий, 300 из них принадлежат Русской православной церкви Московского патриархата. Есть в нашей области баптисты, протестанты, буддисты, старообрядческие общины.

За последние десять лет в полтора раза увеличилось число россиян в регионе, которые считают себя верующими, и в два раза сократилось количество причисляющих себя к неверующим. Однако всего 8 процентов россиян посещает церковные службы один и более раз в месяц, а 39 процентов ни разу не были в церкви вообще.

Русская православная церковь, безусловно, пользуется благосклонностью со стороны курских властей. Священники православной церкви являются неотъемлемой частью всех официальных мероприятий, проводимых органами государственной власти в области. 65 % курских школьников 2-11 классов изучают основы православной культуры в рамках факультатива. Занятия добровольные. В 2012 г. эти занятия будут изучаться на обязательной основе.

Информация о нарушении свободы убеждений, совести и религии в местах заключения под стражу и лишения свободы, а так же о наличии в воинских частях курского гарнизона препятствий в вопросе реализации свободы убеждений, совести и религии в рассматриваемый период отсутствует.

Свобода мирных собраний и создания объединений

В области зарегистрированы свыше 2 тысяч общественных и религиозных организаций. Сведения о них внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Курской области. Случаев принудительной ликвидации общественных объединений, а также препятствования деятельности общественных объединений, зарегистрированных в установленном законодательством РФ порядке, в 2009 году не было.

31 января 2009 г. в г. Курске в поддержку антикризисных мер правительства РФ в рамках Всероссийской акции под лозунгами «Народ-Медведев-Путин», «Вместе победим!» прошел митинг, на котором выступил губернатор области А.Н.Михайлов. Компартия и ЛДПР так же вывели своих менее многочисленных сторонников с лозунгами, осуждающими деятельность правительства в условиях международного кризиса.

В июле 2009 года коммунистами был организован пикет на Красной площади г. Курска, посвященный коммунальным проблемам, связанными с ростом тарифов, монетизацией льгот на услуги ЖКХ. В пикете были и пенсионеры и молодежь, а также представители разных партий.

Из санкционированных мероприятий в рассматриваемый период ни одно не было прекращено насильственными методами, что подтверждает лояльность органов государственной власти по отношению к представителям различных политических течений и общественных объединений.

Свобода передвижения внутри страны, выезда за рубеж и возвращения на Родину

Ограничения свободы передвижения внутри страны и свободного выбора места жительства в региональных нормативных актах отсутствуют. В то же время, руководствуясь действующим законодательством РФ, судебные приставы – исполнители Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области активно применяют такую меру принудительного взыскания долгов, как ограничение права на выезд за границу граждан, не исполнивших судебные решения.

Фактов необоснованного отказа в выдаче загранпаспорта и в выезде за границу не установлено.

Соблюдение прав беженцев и вынужденных переселенцев

По данным Управления Федеральной миграционной службы по Курской области беженцы в Курской области не зарегистрированы. Количество вынужденных переселенцев составляет 453 человека (статус вынужденного переселенца в период с июля 1992 года по август 2002 года приобрели 11040 российских граждан. С 10.07.2002 года статус вынужденного переселенца не предоставлялся).

Фактов нарушения прав вынужденных переселенцев и беженцев в Курской области в 2009 году не выявлено, в то же время по-прежнему имеют место нарушения миграционного законодательства РФ. Так в ходе проверки, проведённой органами прокуратуры области совместно с сотрудниками УФМС РФ по Курской области выявлено, что трое граждан республики Узбекистан на территории промышленной базы, находящейся на территории Железнодорожного округа г. Курска, осуществляли трудовую деятельность в виде производства керамзитоблоков, не имея на то установленного в законном порядке разрешения. По данному факту в отношении иностранных граждан вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.10 КоАП РФ - незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации. В настоящее время материалы по делам об административных правонарушениях рассмотрены отделом Управления Федеральной миграционной службы РФ по Курской области в Железнодорожном округе г. Курска, иностранные граждане, допустившие нарушения миграционного законодательства, привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 2000 рублей. В отношении работодателя, который в нарушение установленного законом порядка привлек к трудовой деятельности иностранных граждан, прокуратурой округа вынесено 3 постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ. Отделом Управления Федеральной миграционной службы РФ по Курской области в Железнодорожном округе г. Курска виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 6000 рублей. Кроме того, установлен факт проживания на территории промышленной базы в нарушение режима пребывания на территории РФ граждан республики Узбекистан, имевших временную регистрацию по Центральному административному округу г. Курска. В связи с этим, прокуратурой округа в отношении иностранных граждан возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых они привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 6000 рублей. В настоящее время прокуратурой округа проводится проверка в отношении должностных лиц организации, допустивших нарушение режима пребывания иностранных граждан на территории РФ.  В ходе проверки так же установлено, что трое иностранных граждан на Привокзальной площади г. Курска осуществляли трудовую деятельность в виде строительных работ и продажи продуктов питания собственного приготовления, не имея на то установленного в законном порядке разрешения. По данному факту прокуратурой округа в отношении указанных иностранных граждан вынесены постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.10 КоАП РФ - незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации. По материалам проверки отделом Управления федеральной миграционной службы РФ по Курской области в Железнодорожном округе г. Курска иностранные граждане, допустившие нарушения миграционного законодательства, привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 2000 рублей.

РАЗДЕЛ 3. СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СВОБОД

Право на периодическую смену власти через выборы

Курская областная Дума, осуществляющая в Курской области законодательную власть, является постоянно действующим органом государственной власти области. Депутаты Курской областной Думы были избраны населением области в марте 2006 (довыборы в марте 2007 года) года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок их полномочий – 5 лет. Председатель Курской областной Думы и его заместители избираются из её состава на срок полномочий Думы.

Уставом Курской области предусмотрено несколько оснований досрочного прекращения полномочий Курской областной Думы. Согласно Уставу в Курской области действует единая система органов исполнительной власти. Исполнительная власть представлена Администрацией Курской области. Возглавляется эта ветвь государственной власти высшим должностным лицом Курской области – губернатором, который в связи с изменением действующего законодательства, в настоящее время уже не избирается населением Курской области, а наделяется полномочиями по представлению Президента Российской Федерации Курской областной Думой сроком на пять лет. Губернатор Курской области формирует и возглавляет Администрацию области, определяет функции и обязанности исполнительных органов государственной власти. Администрация Курской области является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти области.

В марте 2010 г. истекает второй срок пребывания на посту губернатора Курской области А.Н. Михайлова. 19 ноября 2009 г. правящая партия «Единая Россия» в соответствии с действующим законодательством представила на рассмотрение президенту РФ Д.А. Медведеву три кандидатуры на пост губернатора, среди которых значатся действующий губернатор А,Н. Михайлов, его первый заместитель – председателя правительства Курской области А.С. Зубарев и заместитель губернатора Калужской области М.А. Акимов. Это существенно активизировало политическую жизнь в регионе, борьбу политических и бизнес-групп.

В соответствии с Уставом Курской области в регионе признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем местного референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Согласно статьям 7-8 Устава Курской области территория области включает в себя территории её административно-территориальных единиц (районов) и муниципальных образований. Таким образом, в состав области входят 28 районов и ряд муниципальных образований (городов, поселков, сел и иных территорий).

1 марта 2009 года и 11 октября 2009 года прошли выборы в органы местного самоуправления в Курской области. Правовую основу организации и проведения выборов составляли Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закон Курской области «Избирательный кодекс Курской области».

В ходе мартовских выборов голосование было признано состоявшимся на территории 18 муниципальных образований региона. Куряне избрали 13 должностных лиц органов местного самоуправления: глав сельских поселений, а также главу Курского района и главу города Обоянь. Кроме того, избраны депутаты представительных органов местного самоуправления – всего 27 мандатов. Активность избирателей составила около 52 %. Голосование проходило на 96 избирательных участках. Своих кандидатов на выборы выставили региональные отделения политических партий «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР. В составах избирательных комиссий также работали представители от региональных отделений политических партий «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ», «Яблоко». Самое большое количество наблюдателей зафиксировано в Обояни – от 5 до 15 человек на одном участке.  Всего в наблюдении за ходом голосования, подсчетом голосов избирателей, установлением итогов выборов участвовало около 250 наблюдателей, кандидатов, их доверенных лиц, членов комиссий с правом совещательного голоса и др. Среди избранного состава глав муниципальных образований большинство – действующие главы местных администраций, кандидаты от регионального отделения партии «Единая Россия» (12 из 13 избранных глав).

11 октября 2009 года жители области избрали 26 глав муниципальных районов, 546 депутатов Представительных Собраний всех 28 муниципальных районов, главу города Льгова, 15 депутатов Льговского городского Совета депутатов, главу города Суджи, поселков Тим и Магнитный Железногорского района, 17 глав сельсоветов, 17 депутатов представительных органов сельских поселений и города Фатежа. За 625 мандатов боролись 1827 кандидатов (611 от Курского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»; 234 от Курского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»; 146 от Регионального отделения Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Курской области; 153 от Курского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России»; 683 – самовыдвижение). По итогам выборов кандидаты от «ЕДИНОЙ РОССИИ» получили поддержку 70,5 % избирателей области, кандидаты от КПРФ – 5,4 %, кандидаты от «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ» – 2,1 %, кандидаты от ЛДПР – 0,6 %, кандидаты, выдвинутые в порядке самовыдвижения – 21,3 %. По результатам итогов голосования все выборы признаны состоявшимися и действительными. В выборах приняло участие 267953 избирателя или 55,7 %. Явка на аналогичных выборах предыдущего созыва 23 октября 2005 года составляла 53,5 %. Выборы проходили организованно, открыто и гласно. В 8-00 часов были открыты все 956 избирательных участков. Наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей на избирательных участках осуществляли около 5 тысяч наблюдателей. Сотрудники правоохранительных органов на всех избирательных участках обеспечивали общественный порядок и безопасность.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «О состоянии окружающей среды Брянской области в 2010 году»

    Доклад
    Государственный доклад «О состоянии окружающей среды Брянской области в 2010 году»/ Комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области; сост.
  2. Перелом истории александр Островский

    Документ
    За минувшие годы о кровавом октябре 1993-го написаны целые библиотеки. Жаркие споры об истоках и причинах трагедии не стихают до сих пор. До сих пор сводят счеты люди, стоявшие по разные стороны баррикад, — те, кто защищал «Белый
  3. Защита прав потребителей в Белгородской области в 2006 году

    Доклад
    Доклад «Защита прав потребителей в Белгородской области в 2006 году» подготовлен департаментом экономического развития области в соответствии с постановлением правительства области от 19 января 2006 года № 4-пп «О региональной комплексной программе по
  4. Тезисы докладов (11)

    Тезисы
    д-р. ист. наук, профессор Кащенко С.Г., канд. ист. наук, доцент Шишкин В.В., канд. экон. наук Иваненко В.А.,. канд. экон. наук, доцент Летуновская М.Е.
  5. Доклады и материалы

    Доклад
    Высшее образование для XXI века : III Международная научная конференция, МосГУ, 18–20 октября 2006 г. : доклады и материалы. Вып. 1 / под общ. ред. И.

Другие похожие документы..