Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Образовательный стандарт'
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению "Электротехника, электромеханика и электротехно...полностью>>
'Документ'
В психологии до сих пор не решен вопрос о том, каким должно быть психологическое объяснение, что эквивалентно и ее ключевому методологическому выбору...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре методики преподавания иностранных языков Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образован...полностью>>
'Документ'
ООО НПКФ «Термо-Инжиниринг» совместно с «УкрНИИЭлектротерм» обладая многолетним опытом работы в области разработки, изготовления и наладки промышленн...полностью>>

А. Ю. Лукьянова И. В. Меркулова М. А. Герасименко Банковский маркетинг Учебно-методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

А.Ю. Лукьянова

И.В. Меркулова

М.А. Герасименко

Банковский маркетинг

Учебно-методическое пособие

для студентов заочной формы, обучающихся по специальности

080105 «Финансы и кредит»

Ставрополь, 2008

УДК 336.71.078 Л84

ББК 65.262.1я73 Л84

Рецензент:

д.э.н., проф. Акинин П.В.

А.Ю. Лукьянова, И.В. Меркулова, М.А. Герасименко

Банковский маркетинг. Учебно-методическое пособие. Для студентов экономического факультета Ставропольского государственного университет, обучающихся по специальности 080105 «Финансы и кредит»—, 2008. — ___ с.Изд-во________________

Содержание

Стр.

Пояснительная записка

4

Объем дисциплины и виды учебной работы

4

Распределение часов курса по темам и видам работ

4

Содержание дисциплины

5

Вопросы для самостоятельно-контрольной работы

17

Литература

18

Критерии оценки знаний студентов

20

Пояснительная записка

Курс «Банковский маркетинг» относится к блоку дисциплин специализации учебного плана по специальности 080105 «Финансы и кредит».

Изучение дисциплины проводится по трем основным направлениям финансового рынка: банковской деятельности, рынку ценных бумаг, страховой деятельности.

Наибольшее внимание уделяется изучению маркетинговой деятельности в финансово-кредитных учреждениях и страховых компаниях, что обусловлено неразвитостью теории и практики маркетинга на рынке ценных бумаг.

Целью курса «Банковский маркетинг» является формирование знаний и освоение навыков ведения маркетинговой деятельности в банках и страховых организациях.

Воспитательные задачи – формирование и обеспечение у студентов благоприятных условий для личностного и профессионального становления выпускников вуза, сочетающих в себе глубокие профессиональные знания и умения, развитые социально-управленческие навыки с высокими моральными и патриотическими качествами, духовной зрелостью, обладающих правовой и коммуникативной культурой, способных к творческому самовыражению и активной гражданской позиции.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий

Всего часов

Общая трудоемкость

21

Аудиторные занятия

16

Лекции (Л)

8

Семинары (С)

8

Реферат

1 работа

Форма итогового контроля

зачет

Распределение часов курса по темам и видам работ

№ п/п

Наименование разделов и тем и

Всего (час.)

Количество часов работы с преподавателе м в т.ч.

Л

С

1.

Теоретические аспекты маркетинговой деятельности

2

1

1

2.

Маркетинг на рынке ценных бумаг

2

1

1

3.

Особенности маркетинга в страховании

2

1

1

4.

Исследование рынка финансовых услуг

2

1

1

5.

Сегментирование рынка банковских и страховых услуг, участников финансового рынка

4

2

2

6.

Особенности формирования товарной политики в банках и страховых компаниях.

Конкуренция в банковской сфере

2

1

1

7.

Разработка коммуникационной стратегии финансово-кредитных учреждений

2

1

1

ВСЕГО

16

8

8

Содержание дисциплины

1. Финансовый рынок РФ.

Изучение финансового рынка следует начать с рассмотрения вопроса о сущности данной категории. Виды финансовых рынков определяют в зависимости от критериев классификации последних. При оценке современного состояния финансового рынка РФ рекомендуется использовать статистическую информацию периодических изданий (журналы «Деньги и кредит», «Финансовый бизнес», «Маркетинг», «Маркетинг и маркетинговые исследования», «Маркетинг в России и за рубежом», «Маркетолог»). Особенности финансового рынка. Регулирование финансового рынка. Современное состояние финансового рынка РФ. Перспективы развития финансового рынка. Глобализация мировой финансовой системы.

Рекомендуемая литература:

  1. Быков К. Глобализация мировых рынков: воздействие на мировую экономику и финансовую ситуацию в России // БИКИ. - 2006. - №88.

  2. Долженкова Л., Родзитский Ю. Уроки мексиканского и азиатского кризисов для восстановления финансового рынка России // Рынок ценных бумаг. - 2007. - №1.

  3. Особенности финансового рынка и его регулирование в России // Банковское дело. - 2006. - №9.

  4. Финансовый рынок России: поиск новых путей// Финансы и кредит. -2005.-№5.

  5. Чекмарева Е. Финансовый рынок России: поиск новых путей /Деньги и кредит. - 2006. - №5.

  6. Чекмарева Е., Лакшина О., Меркурьев И. Современное состояние и проблемы финансового рынка России // Рынок ценных бумаг. - 2005. - №7.

2.Анализ рынка банковских услуг.

Объектом исследования в контрольной работе может быть национальный, региональный или местный рынок. При анализе рынка в качестве основных показателей могут быть выбраны: количество финансово-кредитных учреждений на рынке, величина уставного капитала, форма собственности, организационно-правовая форма, структура привлеченных средств, доля инвестиций банка в различные отрасли экономики, размеры банка, функциональная структура банков. Основными критериями оценки являются: привлекательность рынка, рейтинг и имидж банка.

Возникновение рынка услуг финансово-кредитных организаций. Анализ рынка банковских слуг.

Оценка рынка банковских услуг.

Тенденции развития рынка.

Прогноз развития рынка банковских услуг.

Рекомендуемая литература:

  1. Указание банка России №586-у от 24.06.04г. «О минимальном размере уставного капитала»

  2. Астапович А. Российские банки в 1998 году: развитие системного кризиса // Вопросы экономики. - 2005. - №5.

  3. Браверман А. Маркетинговые исследования рынка банковских услуг и Столичного банка сбережений для частных лиц // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №2.

  4. Егоров С. О состоянии банковской системы и путях ее укрепления // Деньги и кредит. - 2007. - №4. - С.6-11

  5. Кричевский Н. Рынок банковских услуг // Финансы. - 2008. - №4.

  6. Мирецкий А. Как оценить привлекательность банковского рынка // Бюллетень финансовой информации. - 2008. - №4-5.

3.Маркетинг рынка ценных бумаг.

Сложность изучения данной темы обусловлена, во-первых, неразвитостью фондового рынка в России. Во-вторых, российскому рынку ценных бумаг присущи следующие специфические черты: незначительный объем продаж, высокие риски, политическая и макроэкономическая нестабильность, отсутствие ресурсной базы и инфраструктуры, снижение спроса на товар.

На рынке ценных бумаг в качестве товара могут выступать: ценные бумаги, услуги по их выпуску и обращению; информация и научно-техническая продукция, товарно-материальные компоненты рынка.

В зависимости от стадии развития рынка организации могут использовать следующие стратегии: удержание рынка, продуктовую или рыночную экспансию, диверсификацию.

Анализ рынка может быть проведен на национальном, региональном и местном уровне или на примере отдельного предприятия - акционерного общества. В работе следует провести анализ динамики изменения ассортимента, потребителей.

Рынок ценных бумаг как объект маркетинга.

Особенности и тенденции развития рынка.

Основные характеристики товара.

Анализ ассортимента товаров и /или услуг.

Разработка маркетинговой стратегии предприятия на рынке ценных бумаг.

Рекомендуемая литература:

  1. Дикушин А. Российские эмитенты на еврорынке долговых обязательств // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №4.

  2. Овчинников В. Путь к совершенству глобального рынка портфельных инвестиций // Маркетинг. - 2008. - №2.

  3. Появление новых «голубых» фишек неизбежно // Экономика и жизнь. - 2007.-№2.

  4. Салун М., Фомина Е. Международный рынок капитала // Банковское дело.

  5. -2006.-№5.

  6. Саркисянц А. Тенденции развития международного рынка капиталов // Аудитор. - 2008. - №12.

4. Развитие страхового рынка.

Рынок страховых услуг в России относится к числу слаборазвитых. Сдерживающими факторами развития маркетинга в страховых компаниях

являются: инфляция, сокращение производства, низкая культура страхователя.

Информация для анализа состояния страхового рынка может быть взята из еженедельных аналитических обзоров в газете "Экономика и жизнь". При оценке национального и регионального рынков рекомендуется использовать данные 50 крупнейших компаний России в разрезе отдельных видов страхования (личное, имущественное, ответственности).

Становление страхового рынка.

Влияние экономического кризиса на развитие рынка.

Анализ современного состояния рынка.

Проблемы развития маркетинга в страховых компаниях.

Перспективы развития маркетинговой деятельности.

Рекомендуемая литература:

  1. Дементьев В. Анализ современного рынка страхования в России // Страховое дело. - 2008. - №9.

  2. Коломин Е. Страховой рынок: современная ситуация // Финансовый бизнес. - 2006. - №5.

  3. Суетин Д. В зеркале статистики (страховые компании) // Экономика и жизнь. - 2007. - №17.

  4. Цамутали О. Развитие страхового рынка // Финансы. - 2006. - №9.

  5. Юргенс И. Российский страховой рынок на фоне экономического кризиса // Финансовый бизнес. - 2006. - №7.

5. Организация маркетинга в страховой компании.

Анализ маркетинговой деятельности в страховой компании следует проводить по основным элементам: исследование потребителей, товарной политике, ценообразованию, продвижению услуг на рынок.

В работе может быть проведен углубленный анализ только по отдельным инструментам маркетинговой деятельности.

Особенности развития страхового маркетинга в России.

Организация маркетинговой деятельности в страховой компании.

Краткая экономическая характеристика деятельности страховой компании.

Анализ маркетинговой деятельности.

Совершенствование элементов маркетинговой деятельности.

Рекомендуемая литература:

  1. Жилкина М., Нецветаев А., Стрижов С. Особенности маркетинга в страховом бизнесе // Маркетинг. - 2006. - №5.

  2. Зубец А. Развитие страхового маркетинга в России // Страховое дело. 2007.-№9.

  3. Куликов А. Некоторые аспекты маркетинговой политики страховых компаний // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2007. - №5.

6. Оценка маркетинговой среды.

Работа должна быть выполнена на примере конкретного предприятия - субъекта финансового рынка (банка, страховой компании, инвестиционного фонда, налоговой инспекции). При анализе маркетинговой среды используются данные по предприятию и статистическая отчетность.

К основным факторам макросреды относятся демографические, экономические, природные, технологические, политические, социально-культурные факторы.

Микросреда - это субъекты, имеющие непосредственное отношение к фирме: поставщики, посредники, конкуренты, потребители.

Сущность и составные части маркетинговой среды.

Основные элементы макро- и микросреды.

Краткая экономическая характеристика деятельности предприятия.

Анализ маркетинговой среды.

Разработка мероприятий по улучшению маркетинговой среды.

Рекомендуемая литература:

  1. Босенко Ю. Практический маркетинг в коммерческом банке // Практический маркетинг. - 2006. - №6.

  2. Кисилев В. Содержание банковского маркетинга // РЭЖ. - 2007. - №11- 12.

  3. Мерсье Ж., Писити Ж. Банковский маркетинг, ориентированный на повышение прибыльности // Банки и биржи. - 2007. - №.52.

  4. Панкрухин А. Ценообразование: проблемы, стратегии, инструментарий // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - №1.

  5. Панова Г. Концепция банковского маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - №1.

7. Планирование маркетинговой деятельности в банке.

В планировании маркетинговой деятельности выделяют: стратегическое маркетинговое планирование и планирование программы маркетинга.

Основные вопросы маркетингового плана: разработка целей и стратегий. Базовыми направлениями маркетинговых стратегий являются сегментация, диверсификация. При разработке стратегий рекомендуется использовать модели, основанные на матрицах «товар-рынок», «рост -рыночная доля».

Основную часть программы маркетинга занимает разработка стратегии комплекса маркетинга: товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной. В заключительной части программы приводится расчет бюджета на маркетинг.

Сущность маркетингового планирования.

Особенности планирования маркетинговой деятельности в банке.

Краткая экономическая характеристика деятельности банка.

Анализ маркетинговой деятельности.

Разработка стратегии (программы) маркетинга.

Рекомендуемая литература:

  1. Джолинз Р., Камфриз Д. Банкоский маркетинг. Введение в рыночное планирование: Пер с англ.- М.: «Церих – ПЭЛ». - 2007.

  2. Бочкарев Е. Планирование работы страховой организации в условиях инфляции // Финансы. - 2008. - №8.

  3. Савельев А. Планирование в банке. Аксиомы. Первый опыт. Развитие. // Финансовый бизнес. - 2007. - №9.

  4. Стати М. Методика планирования маркетинговой деятельности фирм // Маркетинг. - 2008. - №1. - №2.

  5. Шкаровский С. Контроль как заключительный этап планирования маркетинга филиала банка // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - №6.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор. М., Гу-вшэ. 2010. 325 с. Аннотация учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    УМК-МПИ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2010-2011 и 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор.
  2. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по образованию, педагогике; учебных пособий

    Книга
    MK10-18773-ut Авдонкин В.С. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В СХЕМАХ С КОММЕНТАРИЯМИ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ. 5-Е ИЗД., ПЕРЕРАБ. И ДОП., Обл., 288 стр., 2010 год, 978-5-699-35853-3, М, издательство ЭКСМО.
  3. Списо к поступившей литературы по заявкам кафедр юридического факультета

    Документ
    CD-ROM. Проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций сотрудниками милиции (Серия:"Приложение к журналу "Налоговый вестник"")/Соловьев И.
  4. Исаков, доктор юридических наук, профессор. М., Гу-вшэ. 2010. 220 с

    Документ
    Сборник материалов для слушателей магистерской программы «Публичное право» на 2010-2011 и 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: В.Б.Исаков, доктор юридических наук, профессор.
  5. Әлеуметтану социология

    Документ
    - Алматы: Қарасай, 007.- 384 б. Дана саны:15 (инв. 15 ; инв/сыз. 0) С51(0)53 Әлемдік әлеуметтану антологиясы: 10 томдық / ҚР Ә 5 Мәдениет ж-е ақпарат мин-гі, Ақпарат ж-е мұрағат комитеті, Мем.

Другие похожие документы..