Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Информационно-культурный центр искусства и музыки библиотеки им. В. В. Маяковского / Невский, 20 приглашает вас 4 июня 2010 года в 19:00 на аудиоперфо...полностью>>
'Документ'
Образотворче мистецтво, відбиваючи реальну дійсність, є унікальним у вирішенні завдань як художньо-естетичного, так і особистісного розвитку, громадс...полностью>>
'Документ'
"На воды!" — рвались герои Чехова и Тургенева. "На вина!" — требуют легочники. "На грязи!" — просят ревматики. Ну, так д...полностью>>
'Документ'
Кто же прав? Если первые, то с конфликтами надо бороться. Если вторые, то им посоветуем вспомнить хотя бы одну войну в истории человечества, которая п...полностью>>

Сто великих адмиралов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Японцы, кроме «Хорнета», потопили эсминец «Портер»; повреждения получили линкор «Саут Дакота», крейсер «Сан Хуан» и эсминец «Смит». Американцы потеряли до сотни летчиков, японцы — около 140, в основном ветеранов. Это была последняя победа японского флота, и у американских моряков не было основания праздновать День ВМФ.

Когда флотоводец проводил совещание, один из его участников заметил, что Нагумо был задумчив, но с него спала апатия, появившаяся после Мидуэя. После боя у Санта-Крус его освободили от командования в море. Летом 1944 года вице-адмирал Нагумо, Главнокомандующий флотом центральной части Тихого океана, руководил береговыми частями и морской пехотой, которым предстояло оборонять Марианские острова. Он покончил жизнь самоубийством 6 июля 1944 года, когда стало ясно, что все потеряно.

НИКОЛАЙ ГЕРАСИМОВИЧ КУЗНЕЦОВ

489

НИКОЛАЙ ГЕРАСИМОВИЧ КУЗНЕЦОВ

Н.Г. Кузнецов командовал ВМФ СССР в период его становления и важнейших испытаний. Разработанная им система боевой готовности помогла флотам выстоять в день нападения фашистской Германии.

Родился Николай Кузнецов 11 июля 1904 года в селе Медведки ныне Устюжского района Вологодской области. После смерти отца летом 1915 года мальчик жил у дяди в Архангельске, а летом возвращался в деревню помогать матери. Осенью 1919 года, прибавив два года, юноша поступил добровольно на Северо-Двинскую флотилию матросом. С изгнанием интервентов флотилию расформировали, а военмора Кузнецова отправили на Балтику. В 1921—1923 годах он прошел подготовительную школу для моряков военного флота и подготовительные курсы при Военно-морском училище. Его зачислили на специальный курс училища. Моряк старательно учился. После училища Кузнецову, как одному из пяти лучших выпускников, предложили самому выбрать флот, на котором он хочет служить. Моряк избрал Черное море. В октябре 1926 года молодого командира назначили вахтенным начальником нового крейсера «Червона Украина». Через три года перспективного командира направили на факультет оперативного искусства Морской академии, который он окончил в 1932 году с отличием.

Кузнецов считал, что у офицеров должен быть либо командный, либо штабной склад ума. Сам он относил себя к первой категории. Когда моряку предложили после академии службу в штабе с повышением, он попросился на корабль. Отказался Кузнецов и от должности командира, считая, что еще недостаточно готов к ней. В1932—1934 годах он состоял старшим помощником командира крейсера «Красный Кавказ», который в 1933 году стал одним из лучших кораблей Черноморского флота. Моряк учился искусству управления кораблем и сам совершенствовал систему обучения. Подготовку экипажа крейсер продемонстрировал в плавании по иностранным портам: Турции, Италии, Греции. Через год командующий флотом приказал Кузнецову принять крейсер «Червона Украина» — флагманский корабль. Командир добился выхода корабля из ремонта уже в марте. К осени 1934 года крейсер претендовал на звание лучшего корабля. Вскоре экипаж достиг высоких показателей в боевой и политической подготовке, а командира наградили орденом Красной Звезды. Командующий флотом И.К. Кожанов в 1935 году писал о самом молодом капитане как о способном и подающем большие надежды моряке.

Более командовать кораблями ему не пришлось. В августе 1936 года Кузнецова назначили на незнакомую ему должность военно-морского атташе в Испании. Позднее он выступал в роли советника, учил испанских моряков морскому и военному делу. Кузнецову приходилось много ездить по портам, налаживая боевую службу, организовывать прием «игреков» (судов с военными грузами). Его называли «альмиранте», хотя адмиральского чина моряк еще не имел. Авторитет главного советника был так велик, что при упоминании его имени самые несговорчивые испанские офицеры заявляли: «Не надо говорить с альмиранте, я подумаю, все будет сделано».

Отозвали Кузнецова осенью 1937 года, за заслуги наградили орденами Ленина и Красного Знамени. На должности, требовавшей не только знаний, но и дипломатического искусства, моряк пользовался уважением и своих товарищей, и испанцев. Однако энергичные и знающие специалисты требовались и в СССР. После многочисленных арестов 1937 года в высшем командовании освободились должности разных уровней. С августа 1937 года Н.Г. Кузнецов — первый заместитель командующего, затем, с 10 января 1938 по 28 апреля 1939 года, — командующий Тихоокеанским флотом. В начале командования он был всего капитаном 1-го ранга, позднее — флагманом 2-го ранга. Кузнецов не имел опыта командования соединением, но учился на ходу. Не много проводя времени в кабинете, молодой флотоводец бывал в частях и на кораблях, объехал огромное пространство Дальнего Востока, вникал в суть службы, добивался от командиров досконального знания театра военных действий и возможностей противника.

В период двухнедельного конфликта на озере Хасан, когда возникла опасность для Владивостока, Кузнецов изыскивал способы взаимодействия флота с наземными войсками. Ожидая воздушный налет на Владивосток, командующий организовал полномасштабные учения по затемнению, которые выявили недостатки готовности базы и флота. Готовность к нападению — этот вопрос надолго стал важнейшим для Кузнецова. Так как флот — это не только корабли, но и многочисленные береговые службы, верфи и т.п., потребовалось обеспечить всеобщую их подготовку на случай войны. Уже с начала 1938 года Кузнецов организовал тренировки «Тыловое обеспечение боевых операций». Штаб флота разработал систему ступенчатой готовности, которая со временем приобрела всефлотский характер.

Кузнецова заметили в столице. 28 марта И.В. Сталин предложил флагману 2-го ранга работу в Москве. С марта 1939 года Кузнецов — заместитель наркома ВМФ, с 28 апреля 1939 года — нарком ВМФ.

Уже в первый день руководства наркоматом Кузнецов потребовал от подчиненных жить нуждами флота и знать все о нем в своей сфере деятельности, уменьшить бюрократическую переписку. Нарком распорядился воссоздать на кораблях кают-кампании как место отдыха и воспитания командиров.

Так получилось, что моряку досталась нелегкая ноша подготовки к войне с Германией, которую он считал неизбежной, и руководство флотом в ходе самой тяжелой из войн истории.

490

100 ВЕЛИКИХ АДМИРАЛОВ

НИКОЛАЙ ГЕРАСИМОВИЧ КУЗНЕЦОВ

491

Не хватало специалистов после репрессий 30-х годов. Не существовало документа, регламентировавшего взаимоотношения наркоматов обороны и ВМФ. Строилось немало кораблей, однако основные средства шли на линкоры и крейсера, тогда как мало уделяли внимания противолодочным и тральным судам, зенитной обороне кораблей. Система базирования и организация флота отставали от роста его численности. Потому 25 июля 1940 года, представляя трехлетний план кораблестроения (1940—1942), Кузнецов отметил несбалансированность в развитии сил флота. Лишь 19 октября 1940 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР решили пересмотреть программу в пользу легких сил. Однако до начала войны устранить диспропорции не удалось.

Уже через несколько месяцев после вступления в должность наркома Кузнецов ввел в действие трехстепенную систему оперативной готовности флота. По этой системе готовность № 3 предусматривала поддержание обычной службы при повышенном внимании. При готовности № 2 корабли принимали все запасы, увольнение сокращали до минимума. По готовности № 1 все корабли и части могли немедленно действовать.

Не всегда наркому удавалось добиваться решений, нужных для развития морских сил. Со временем, получив опыт, Кузнецов все чаще спорил по кардинальным вопросам развития флота, даже если его возражения вызывали недовольство И.В.Сталина.

Кузнецов в качестве наркома ВМФ участвовал в переговорах с Англией и Францией. Он был искренне уверен, что при конструктивном подходе государства могли выступить единым фронтом против фашизма. Заключенный с Германией договор о ненападении он считал только средством получить отсрочку, необходимую для перевооружения, и был уверен, что Гитлер непременно нападет на Советский Союз. В декабре 1940 года под руководством Кузнецова были проведены сборы высшего комсостава ВМФ, посвященные изучению опыта первого года мировой войны в Европе и войны с Финляндией, определены недостатки и выработаны пути их исправления. В конце 1940 года вступило в силу «Временное наставление по ведению морских операций».

В феврале 1941 года Кузнецов приказал увеличить состав боевого ядра флота и издал директиву о разработке оперативного плана войны против Германии и ее союзников. В апреле июне 1941 года проводились учения и проверки хода ремонта кораблей, строительства новых баз, аэродромов, фактической готовности флота к переходу на оперативную готовность № 1. Любые недостатки в подготовке кораблей, частей и соединений флота нарком считал чрезвычайным происшествием и приказывал сурово наказывать виновных. Вскоре обстановка еще более обострилась. Исходя из поступавших сведений о сосредоточении неприятельских войск у границ, нарком ВМФ по собственной инициативе перевел флоты 18— 19 июня на оперативную готовность № 2, а в ночь на 22 июня — на оперативную готовность № 1. Командующих флотами конфиденциально предупредили о возможности войны.

Все эти меры позволили флотам ВМФ СССР встретить нападение 22 июня 1941 года во всеоружии. От первых налетов гитлеровской авиации на военно-морские базы потерь не было.

Германия, не располагавшая большим флотом, поставила целью брать военно-морские базы с суши. Посему основной задачей ВМФ стало взаимодействие с армией и авиацией. Кроме того, флот выполнял типичные для него задачи: действия на неприятельских коммуникациях подводных лодок и легких судов, постановку минных заграждений и траление поставленных неприятелем мин, перевозки войск и грузов. На приморских направлениях основным результатом действия флота явилась оборона портов и островов, надолго задерживавшая наступление противника и сорвавшая замысел «молниеносной» войны.

Не раз нарком выезжал на фронт. Особенное внимание Кузнецов обращал на взаимодействие с сухопутными войсками. По его указанию Главный морской штаб при содействии специалистов Генштаба разработали «Инструкцию по организации связи и взаимодействия войск Красной армии с кораблями, соединениями и частями Военно-морского флота» (1942), «Наставление по совместным действиям сухопутных войск с Военно-морским флотом и военными речными флотилиями» (1943), «Положение о морском представительстве при фронтах, отдельных армиях и военных округах Красной армии» (1944).

Еще на совещании в декабре 1940 года Кузнецов высказал мысль о том, что историю необходимо знать, чтобы она помогала разгадать вероятные способы борьбы противника и найти контрмеры. В декабре 1942 года он это конкретизировал как требование в директиве:

«В данный момент важно быстро извлекать непосредственный опыт по проведенным операциям или боевой деятельности флотов с тем, чтобы так же быстро помочь остальным, указать на наши сильные стороны и ошибки».

Как нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов участвовал в Ялтинской и Потсдамской конференциях глав правительств союзных держав в 1945 году. В период войны с Японией он был заместителем маршала Василевского и координировал действия Тихоокеанского флота и Амурской флотилии с сухопутными войсками. Осенью 1945 года, после Потсдама и Хиросимы, Кузнецова срочно вызвали в Москву. По пути нарком набрасывал планы кораблестроения мирного времени. Он считал, что необходимо строить крейсера, эсминцы, подводные лодки, которые себя оправдали, и авианосцы, ибо без авиационной поддержки и надводных сил нет поддержки подводникам.

14 сентября 1945 года Кузнецову присвоили звание Героя Советского Союза за образцовое выполнение заданий Ставки Верховного Главнокомандования по руководству боевыми операциями флотов в войне против фашистской Германии и милитаристской Японии и личный вклад в победу над врагом.

Окончание войны поставило перед руководством флота нелегкие проблемы. Требовалось восстанавливать разрушенные базы и создавать новые в районах, которые оказались на территории СССР. За время боевых действий износились

492

100 ВЕЛИКИХ АДМИРАЛОВ

боевые корабли. Всеми этими вопросами занимался нарком. Статус СССР как великой державы требовал создания мощного флота. В ноябре 1945 года правительству представили проект 10-летнего плана кораблестроения. С планом не был согласен И В. Сталин. Чтобы укротить несговорчивого наркома, его по сфабрикованному делу судили и понизили в звании до контр-адмирала. 8 марта 1948 года моряка сняли с должности. Март—июнь 1948 года Кузнецов состоял в распоряжении главкома ВМС. Затем моряка направили на Тихий океан До февраля 1950 года он состоял заместителем главнокомандующего войсками Дальнего Востока по ВМС, с 20 февраля 1950 по 8 июля 1951 года командовал 5-м ВМФ на Тихом океане.

В1951 году Сталин сменил гнев на милость. Моряка произвели в вице-адмиралы. С 20 июля 1951 года он был военно-морским министром. В1953 году, веко-' ре после смерти Сталина, Кузнецова восстановили в звании адмирала флота, а после реорганизации Военного министерства и Министерства военно-морского флота в Министерство обороны СССР назначили первым заместителем министра обороны — главнокомандующим Военно-морскими силами СССР.

В этот период Кузнецов старался создать сбалансированный1 флот с применением современных видов оружия и техники (атомные двигатели, ракеты, вычислительная техника, электроника и автоматика). О ракетном вооружении Кузнецов поднимал вопрос еще в 1951 году В 1954—1955 годах на кораблях и берегу появились первые ракетные комплексы, строили первую атомную подводную лодку. В дискуссиях о развитии военного флота Кузнецов имел свои взгляды и твердо защищал их, высказавшись даже о некомпетентности Н.С. Хрущева Вскоре ему это припомнили В марте 1955 года флотоводцу присвоили звание «адмирал флота Советского Союза». Однако через два месяца у Кузнецова случился инфаркт. Он обратился к министру обороны с просьбой перевести на более легкую работу Г. Жуков, расценив обращение как нежелание работать с ним, предложил назвать человека, который мог бы принять должность, и Кузнецов предложил С.Г. Горшкова. Когда 29 октября 1955 года взорвался и затонул в Севастополе линейный корабль «Новороссийск», главкома обвинили в неудовлетворительном руководстве, хотя из-за инфаркта он полгода не работал. В начале декабря его сняли с поста. Декабрь 1955 — февраль 1956 года моряк находился в распоряжении министра обороны СССР. В феврале 1956 года его уволили в отставку в звании вице-адмирала. Только 26 июля 1988 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ о восстановлении Н.Г. Кузнецова в воинском звании «адмирал флота Советского Союза».

Оставленный без должности, Николай Гаврилович энергично взялся за литературную деятельность. Три года он собирал материалы, писал свои воспоминания. В 1965 году книга «Накануне» была готова, но к читателю пришла не сразу. Одна за другой выходили книги воспоминаний флотоводца о его службе в Испании и участии в управлении флотом в годы Великой Отечественной войны: в 1971 году — «Накануне», «На далеком меридиане», «На флотах боевая тревога, в

НИКОЛАЙ ГЕРАСИМОВИЧ КУЗНЕЦОВ

493

1975 — «Курсом к победе» и другие. Книги давались Кузнецову нелегко, были выстраданы. Основной целью автора явились выводы о прошедшем, из которых следовало извлекать уроки на будущее. Один из немногих мемуаристов флагман затрагивал вопросы стратегии.

Наградили флотоводца за заслуги четырьмя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова 1-й степени, орденом Красной Звезды.

Умер Николай Гаврилович 6 декабря 1974 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Именем Н.Г. Кузнецова названы Военно-морская академия в Санкт-Петербурге и авианесущий корабль Северного флота — последний действующий авианосец отечественного флота. В Котласе есть улица имени Н Г. Кузнецова. Все это — малая часть памяти человека, который сделал много для страны и флота.

__~ ___*_ ___•____

СЕРГЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ ГОРШКОВ

495

СЕРГЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ ГОРШКОВ

С.Г. Горшков вошел в историю как создатель отечественного ракетно-ядерного флота. Но путь к званию Адмирала Флота Советского Союза лежал через труды и военные годы.

Сергей Горшков родился 13 февраля 1910 года в Ка-1 менец-Подольске, в семье учителей. В 1926 году, окон-1 чив среднюю школу, он поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета, но через год юноша стал курсантом Военно-морского училища. После окончания училища в 1931 году он служил штурманом эсминца «Фрунзе» Черноморского флота. В 1932 году Горшкова перевели на Тихоокеанский флот штурманом минного заградителя «Томск». Он был флагманским штурманом бригады, командовал сторожевым кораблем, эсминцем. Во время боев у озера Хасан капитана 3-го ранга назначили командиром 7-й морской бригады, которая конвоировала транспорты с войсками и несла дозорную службу.

7 лет моряк провел на Дальнем Востоке. В июне 1939 года капитана 2-го ранга Горшкова назначили командиром бригады эскадренных миноносцев Черноморского флота. В 1937 году он окончил спецкурсы командного состава ВМФ, в 1941 году — курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военно-морской академии. Летом 1941 года капитан 1-го ранга более года командовал бригадой крейсеров Черноморского флота. Бригада участвовала в маневрах, отрабатывая совместные действия с сухопутными войсками по отражению десантов с моря.

Вскоре после возвращения на базу началась война. Корабли отражали воздушный налет на Севастополь, ставили мины. Моряков, которых готовили к борьбе с воздушными и морскими целями, пришлось учить стрельбе по целям береговым. Горшков не раз выходил на обстрелы неприятельских войск под Одессой, сделал вывод о необходимости корректировки огня и обязательном присутствии в сухопутных войсках представителя флота со средствами связи.

14 сентября С.Г. Горшкова назначили командиром десантного отряда кораблей при высадке у Григорьевки под Одессой. Так как эсминец «Фрунзе», на котором командир десанта Л.А. Владимирский следовал в Одессу для установления взаимодействия с отрядом высадочных средств, был потоплен немецкой авиацией, Горшкову приказали принять командование. Капитан 1-го ранга решил проводить высадку на корабельных средствах. Моряки доставили на берег первую

волну десанта, а подошедший позднее отряд высадочных средств принял оставшиеся войска. Неприятель был отброшен от Одессы с потерями.

Горшков, произведенный в контр-адмиралы, с 13 октября 1941 года в течение года командовал Азовской флотилией, которая обеспечивала коммуникации и взаимодействовала с сухопутными войсками. Контр-адмирал основными путями выполнения задач определил: действия кораблей и авиации против неприятеля на северном побережье, создание единой с Южным фронтом противодесантной обороны восточного берега, нападения на вражеские коммуникации и конвоирование наиболее ценных транспортов. Штаб флотилии установил взаимодействие с сухопутными войсками и готовил планы боевой деятельности. Были развернуты систематическая разведка, береговая и корабельная дозорная служба, налажена регулярная боевая подготовка кораблей и частей. Все эти меры способствовали превращению соединения в эффективно действующую боевую силу.

8 Керченско-Феодосийской десантной операции Азовская флотилия и Керченская военно-морская база 25—30 декабря на маломореходных судах перебросили на Керченский полуостров до 20 тысяч войск 51-й армии и снабжали их. Зимой десятки штурмовых отрядов флотилии по льду атаковывали неприятельские укрепления у Таганрога и восточнее Мариуполя, истребляли дозоры и быстро уходили. От моряков, возвращавшихся с задания, командующий или офицеры штаба узнавали детали похода, набирались опыта. Действовали против неприятеля авиация и артиллерия флотилии. Контр-адмирал, изучавший армейские уставы и наставления, свободно оперировал их понятиями, что помогало взаимодействию с войсками.

Весной 1942 года Азовская флотилия обеспечивала безопасность коммуникаций на море, содействовала войскам Крымского фронта на северном берегу Керченского полуострова и войскам Южного фронта на участках Таганрог, Мариуполь. После того как войска Крымского фронта отступили, моряки эвакуировали их на Таманский полуостров. Флотилия атаками связала вооруженные суда противника, сосредоточенные в Мариуполе. Когда после взятия Севастополя немецкие войска развернули наступление к Северному Кавказу, в боях под Азо-вом, Ейском и Темрюком, на Кубани и Таманском полуострове в августе 1942 года Азовская флотилия задержала наступающего противника на месяц и нанесла ему значительные потери. Флотилия лишилась большинства кораблей, однако часть их прорвалась через Керченский пролив. Удалось спасти многие скопившиеся в портах Азовского моря суда.

9 августа С.Г. Горшкову поручили командование силами флотилии, Керченской и Новороссийской военно-морских баз, предназначенных для обороны Таманского полуострова. Германские войска смогли занять Таманский полуостров лишь после того, как Азовское море оставил последний корабль флотилии, а войска отошли для обороны Новороссийска. 2 сентября, когда возникла непосред-

1 *i

496

100 ВЕЛИКИХ АДМИРАЛОВ

СЕРГЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ ГОРШКОВ

497

ственная опасность прорыва неприятеля, контр-адмирала назначили руководителем обороны города. В ночь на 10 сентября с ним прервалась связь войск, отошедших из города; посланный отряд разведчиков нашел флагмана в подвале разрушенного дома и вывез на восточный берег.

14 октября 1942 года приказом командующего Черноморским флотом Азовская флотилия была расформирована, ибо все берега Азовского моря оказались в руках немецких войск. Вторично Горшков принял Азовскую флотилию 20 февраля 1943 года, когда советские войска отбросили гитлеровцев с Кавказа. Флагман стоял во главе флотилии до 5 января 1944 года, затем — с 6 февраля по 20 апреля 1944 года. Весной 1943 года он командовал рядом десантных операций и набегов на временно занятое немцами побережье для содействия наступающим сухопутным войскам Южного и Северо-Кавказского фронтов. Наиболее крупными операциями флотилии были десанты в Мариуполь и Осипенко. Особенностью этого периода были непосредственные подготовка и проведение операций штабом флотилии, из штабных офицеров назначали командиров высадки и офицеров их штабов. За освобождение Таганрога, Мариуполя и Осипенко контр-адмирала С.Г. Горшкова наградили орденом Кутузова 1-й степени.

19 сентября Ставка Верховного Главнокомандования подчинила Азовскую флотилию Северо-Кавказскому фронту. Оставив отряд из Мариупольской военно-морской базы в Осипенко, чтобы прикрыть фланг Южного фронта, основные силы Горшков направил для операций у Таманского полуострова. Был высажен десант у Темрюка. К 9 октября войска Северо- Кавказского фронта при поддержке сил флотилии очистили от противника весь полуостров За успешные действия Азовская флотилия получила благодарность Верховного Главнокомандования.

12 октября Ставка Верховного Главнокомандования предписала Северо-Кавказскому фронту провести высадку на Керченском полуострове и создать плацдарм в Крыму. Было решено, что 56-я армия на судах Азовской флотилии займет северо-восточную часть полуострова и город Керчь. Горшков договорился с командующим армией о высадке после артиллерийской и авиационной подготовки двух десантов за ночь на одних и тех же плавсредствах. В каждом десанте была дивизия с подразделениями морской пехоты, которая первой ступала на берег. После занятия плацдарма следовало перебрасывать остальные силы армии. Штабы армии и флотилии совместно спланировали операцию и провели подготовку. Были проверены границы минных заграждений противника и протралены проходы, оборудованы пристани для погрузки войск, обеспечены разведка, связь, навигационная обстановка и т.д. Войска познакомили с порядком высадки и подготовили морально.

В ночь на 1 ноября корабли Черноморского флота, несмотря на шторм, высадили часть десанта у Эльтигена. Однако неприятель блокировал десант. Суда

Азовской флотилии 1 ноября из-за плохой погоды укрылись в ближайших портах, что помогло командующему сохранить силы Высадку произвели в ночь на 3 ноября. Когда основные суда вошли в Керченский пролив, по сигналу командира высадки началась авиационная и артиллерийская подготовка При поддержке кораблей флотилии десант благополучно достиг берега и после полуночи перешел в наступление Тем временем освободившиеся суда перебрасывали на плацдарм подкрепления и возвращались к косе Чушка с ранеными. 3 ноября к 13 часам все войска были на берегу Флотилия приступила к снабжению высаженных войск. Суда под ударами противника ходили днем и ночью через Керченский пролив, на ходу заделывая пробоины. 165 суток авиация, морские и наземные силы флотилии вели борьбу с неприятелем, пытавшимся прервать перевозки, и поддерживали действия войск на плацдарме.

В декабре — январе флотилией временно командовал контр-адмирал Г.Н. Холостяков. С начала февраля 1944 года в командование флотилией вновь вступил С.Г. Горшков. В этот период над Керченским проливом шли бои с германской авиацией, пытавшейся прервать перевозки для Отдельной Приморской армии. В апреле, когда армия перешла в наступление, флотилия непрерывно доставляла на плацдарм все необходимое. Кроме того, моряки обеспечивали траление на Азовском море. 11 апреля 1944 года войска Отдельной Приморской армии освободили Керчь, через три дня прорвали Ак-Монайские позиции и полностью очистили от неприятеля берега Азовского моря. Среди отличившихся при взятии Керчи были упомянуты моряки Азовской флотилии под командованием С.Г. Горшкова.

С 20 апреля по 12 декабря 1944 года С Г. Горшков командовал Дунайской флотилией, которая поддерживала советские войска в наступлении по Восточной Европе. Флотоводец в полной мере научился выполнять сложные задачи, руководя соединением, в которое входили самые разные суда, умело планировал операции, координировал действия судов с авиацией и сухопутными войсками. В организационный период флотилия тралила мины и проводила подготовку кораблей, сбор информации и изучение обстановки. В июле — августе моряки готовились к наступлению. В ночь на 22 августа флотилия скрытно, без артподготовки, форсировала Днестровский лиман. Высаженный десант вскоре овладел Аккерманом.

Командующий и в этой, и в последующих операциях использовал методы, ведущие к победе: тщательное планирование и подготовка, внезапность и стремительность действий, отработанное сотрудничество различных сил флотилии между собой и с сухопутными войсками. Он требовал от штаба четкого руководства действиями и сам нередко выезжал на места.

24 августа корабли прорыва при поддержке авиации и торпедных катеров вошли в Килийское гирло Дуная, заняли Вилково, Килию, Тулчу и другие насе-

498

100 ВЕЛИКИХ АДМИРАЛОВ

СЕРГЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ ГОРШКОВ

499

ленные пункты, а бронекатера направились вверх по Дунаю, освобождая берега от противника. 25 августа был взят Измаил. Стремительно наступая, нередко моряки захватывали порты до того, как к ним подходили войска фронта. 27 августа флотилия выполнила задачу, овладев руслом реки до Галаца. 31 августа бронекатера флотилии заняли остров Змеиный. 27—29 августа по требованию Горшкова капитулировали суда Румынской речной дивизии.

8 сентября советские войска вступили в Болгарию. Переправу в районе Измаил — Галац и у Тульчи и Исакчи в конце августа — начале сентября 1944 года обеспечивали корабли Дунайской флотилии. В сентябре флотилия проводила траление, перевозку и переправу войск и грузов на Дунае.

В период освобождения Болгарии и Румынии имя Горшкова не раз упоминали приказы Верховного главнокомандующего. В сентябре 1944 года его произвели в вице-адмиралы.

В Белградской операции (28 сентября — 20 октября) Дунайская флотилия содействовала наступлению войск, проводила траление на реке и наблюдение за минными постановками противника, переправу и перевозку войск и грузов для них. Река была разбита на участки, подчиненные старшим морским командирам. В боях за Радуевац и Прахово (28—30 сентября) силы флотилии использовали для поддержки наступления артиллерию кораблей и высадили десанты, чем способствовали окружению и ликвидации неготинской группировки противника. К середине октября советские войска вышли к Белграду. Командование Дунайской флотилии организовало проход отряда бронекатеров через Железные Ворота на Дунае. Моряки способствовали взятию порта Смедерово, что открывало путь на Белград. 17 октября бронекатера флотилии прорвались по реке к столице Югославии и установили связь с армейскими частями. Они поддерживали действия наступающих войск до 20 октября, когда Белград был освобожден. Одновременно силы флотилии осуществляли траление, перевозки и переправы на Дунае.

Осенью 1944 года Дунайская флотилия приблизилась к границам Венгрии. В ходе Будапештской операции переправа войск способствовала окружению будапештской группировки войск врага. В последние месяцы 1944 года флотилия высадила 20 тактических десантов, очистила от мин 2500 километров рек, участвовала в освобождении Белграда и Будапешта, была награждена орденами Красного Знамени, Нахимова 1-й степени и Кутузова 2-й степени.

С.Г. Горшков стоял во главе Дунайской флотилии до 12 декабря 1944 года. С января 1945 года вице-адмирал принял командование эскадрой Черноморского флота. В представлении на эту должность было написано: «Назначение тов. С.Г. Горшкова на должность командующего эскадрой преследует цель дать боевое ядро флота в руки опытного, решительного и боевого адмирала». В послевоенные годы вице-адмиралу пришлось заниматься ремонтом поврежденных кораблей, восстановлением баз. С ноября 1948 года Горшков состоял начальни-

ком штаба флота, со 2 августа 1951 года по 12 июля 1955 года — командующим Черноморским флотом.

В 1955 году возглавлявший тогда Военно-морской флот Н.Г. Кузнецов назначил своим 1-м заместителем С.Г. Горшкова. Когда в январе 1956 года Н.Г. Кузнецов, сторонник развития сбалансированного флота, ушел в отставку из-за несогласия с деятельностью Н.С. Хрущева, его сменил Горшков. Главкому ВМФ, заместителю министра обороны СССР пришлось выполнять постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1958 года, в соответствии с которым были сданы на металлолом десятки кораблей и судов. При резком сокращении личного состава с флота ушло немало хороших специалистов. Со временем эти ошибки пришлось исправлять.

Основой советского Военно-морского флота становились подводные лодки и морская авиация, способные с началом боевых действий нанести мощный удар противнику и принести победу на море. Это положение и поддерживал главком ВМФ, пока у власти оставался противник надводного флота Н.С. Хрущев. Со стапелей сходили атомные торпедные подводные лодки, с 1960 года их начали вооружать баллистическими ракетами. Также строили много дизельных подводных лодок, ракеты устанавливали на модернизируемые корабли. Позже сооружали корабли и катера специально для реактивного вооружения. Развивалась и морская авиация, которую оснащали управляемыми ракетами «воздух—корабль» и атомным оружием.

В 1967 году Горшков получил звание Адмирала Флота Советского Союза — высшее на флоте. Главком, находясь в Москве, наблюдал за передвижениями и действиями кораблей в различных районах Мирового океана. Принимая решения, опытный флотоводец использовал не только научный подход, но и доверял интуиции. Он и сам нередко выходил в море.

Со временем технические, экономические и политические возможности позволили строить и крупные корабли (авианосные, ракетоносные) по оригинальным проектам, вытекающим из особенностей отечественной доктрины. Все больше флот становился сбалансированным. Увеличение числа авианесущих кораблей и десантных судов, противолодочных сил наряду с сохранением большого подводного флота и ударной авиации вызывало заметную тревогу стран НАТО.

Неоднократно Главком ВМФ СССР проводил учения с флотами стран Варшавского договора, что позволяло готовиться к возможным столкновениям с флотами НАТО. Наиболее широкие масштабы имели учения «Океан» весной 1970 года, в ходе которых главнокомандующий управлял эскадрами, согласованно действовавшими в Атлантике и на Средиземном море.

Адмирал Флота Советского Союза, страстью которого была военно-морская история, излагал свои представления о роли флота на страницах печати. Сначала это были статьи в «Морском сборнике». Позже вышла отдельная книга под на-

500

100 ВЕЛИКИХ АДМИРАЛОВ

званием «Морская мощь государства». Уже после смерти флагмана опубликовали его книгу «На южном приморском фланге. Осень 1941 — весна 1944 гг.», в которой моряк на основе архивных материалов и своих воспоминаний анализировал действия армии и флота у берегов Черного и Азовского морей.

За достижения в развитии флота Горшкова удостоили Государственной премии СССР (1980) и Ленинской премии (1985), дважды — звания Героя Советского Союза (в 1965 и 1982 годах). Моряка наградили шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова, орденами Кутузова, Красной Звезды, многими медалями СССР, орденами и медалями других государств.

С1986 года флотоводец состоял в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Скончался Горшков в 1988 году и похоронен на Новодевичьем кладбище. С 4 октября 1990 года имя флотоводца носит тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Горшков».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы с Вами, уважаемые читатели, познакомились с биографиями ста моряков, которые возглавляли флоты в сражениях и войнах, оказывали большое влияние на развитие морских сил в своих странах и во всем мире. Не все они носили адмиральские звания и регалии, ибо война на море появилась значительно раньше, чем слово «адмирал».

Деятельность флотоводца менялась от века к веку. Когда-то те, кто вел в сражение фебные эскадры древних Греции и Рима, могли видеть своего противника в лицо и сами нередко брались за оружие. В Средние века, с появлением артиллерии, расстояние между сражающимися кораблями возрастало все больше и больше, а абордажные бои становились реже и реже. От командующих флотами и эскадрами требовалось уже не столько умение воина, сколько знания, необходимые для морской службы. Шли столетия, и в начале XX века сражение вели нередко корабли, видевшие противника издали, у горизонта, а позднее — и за горизонтом. Все чаще флотоводцам приходилось руководить боевыми действиями с суши при помощи радиосвязи. Так действовали, в частности, Редер и Дёниц. Теоретическая подготовка, ставшая необходимым дополнением к морскому искусству, приобретала все большее значение. В ракетно-космическую эру, когда удары по берегу и другим кораблям суда наносят с больших расстояний, флагманы зачастую вообще оказываются за пределами воздействия оружия неприятеля. Однако не меняется та тяжесть моральной ответственности за судьбы кораблей и людей, которая лежала на флотоводцах с древнейших времен.

Далеко не каждый адмирал добивался успехов благодаря предложенным им новшествам. Тем более выделяются: Фемистокл и Перикл, как создатели морского союза и постоянного флота главной силы этого союза; Дуилий, десантные мостики которого сделали римские корабли с легионерами фозной силой в морских сражениях; Рюйтер, впервые прорезавший строй неприятеля и фомивший отрезанную часть; адмиралы, первыми поставившие в два огня часть неприятельского флота, использовавшие брандеры и другие средства и способы ведения войны на море.

Благодаря теоретикам (П. Госту, Клерку, Мэхэну и другим) опыт предшествующих поколений приходил к следующим. В действиях В.Я. Чичагова, Г. Нельсона и других флотоводцев XVIII—XIX столетий видны отзвуки событий как весьма отдаленных, так и происходивших в годы англо-голландских войн. Но случалось, что тактические достижения прошлого забывали. К примеру, жесткое следование канонам линейной тактики в британском флоте, который считали образцом, долгое время не позволяло адмиралам вносить что-то новое, и маневры Рюйтера с большим трудом нашли свой путь к применению. Адмирал Бинг, каз-

502

100 ВЕЛИКИХ АДМИРАЛОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

503

ненный из-за неудачи в Минорском сражении, был лишь одним из многих, кто потерпел неудачу при попытке усовершенствования линейной тактики. На его счету есть и успехи, но в данном случае он столкнулся с серьезным противником, а подчиненные подвели его. Казнь его носила политический характер, но надолго заставила английских флотоводцев избегать новшеств в тактике.

В историю вошли десятки адмиралов, известных как крупными победами, сыгравшими серьезную роль в жизни их государств, так и серьезными поражениями. Последние также есть смысл рассматривать, ибо поражение — это противоположность победе, и при иных обстоятельствах победители и побежденные могли поменяться местами.

Велика ли личная вина Персано, если он, не получив достаточной подготовки, был поставлен во главе далекого от совершенства флота и получал неопределенные указания, которые не мог исполнить, имея помощников, которые с ним служили?

Многие адмиралы получали возможность продемонстрировать свои военные способности в единственном сражении и потому не так знамениты, как те, кто одерживал победу за победой. Иным не позволяли использовать флот как активное орудие их правительства, избегавшие рисковать дорогостоящими кораблями (Ингеноль, Шеер). Немногие, подобно Эссену, рисковали проводить свою линию в стратегии вопреки руководству страны.

Как правило, существовали адмиралы двух типов. Флотоводцы типа Нельсона решительно атаковали противника, нередко все силы вкладывая в рискованный, но сулящий громкую победу удар, как это было при Абукире, Копенгагене и Трафальгаре. При внезапном изменении обстановки эти блестящие победы могли стать поражениями, ибо во всех этих случаях чаша весов колебалась. Неудачи случались и у Нельсона, а увлекавшегося сражением Корнелия Тромпа неоднократно приходилось спасать.

Наиболее стабильных результатов добивались те адмиралы, которые не лезли в бой необдуманно, под влиянием эмоций, а терпеливо дожидались, когда сложатся благоприятные обстоятельства. Так действовал Рюйтер, который до времени скрывался при береге за мелями и камнями, но, получив попутный ветер, решительно атаковал и добивался победы над превосходящим противником.

Такую тактику применяли и более осторожные адмиралы, которые ставили своей целью добиваться стратегических задач при минимальных жертвах. Используя искусственные и естественные прикрытия, адмирал В.Я. Чичагов в Ревельс-ком сражении отразил нападение вдвое большего шведского флота и нанес ему поражение, а затем вовремя появился на поле Красногорского сражения и блокировал шведов в Выборгском заливе.

Не всегда для решения стратегической задачи требовалось кровопролитное сражение. После нерешительного Эландского боя Чичагов заставил шведов укрыться до конца года на базе и овладел морем точно так же, как в предшествующем году С.К. Грейг, но с меньшими потерями.

Не всегда талантливые флотоводцы были людьми безупречной морали. К примеру, Лисандр в столкновении с гражданами Афин пошел на прямую измену. Далеко не безупречен оказался адмирал Нельсон, который не раз демонстрировал недисциплинированность и жестокое вероломство по отношению к жителям Неаполя. Взгляды адмиралов на мораль со временем менялись. Если в Средние века многие из них грешили откровенным пиратством и жестокостью (да Гама, Дрейк и многие другие), то позднее эти пиратские наклонности скрывались. Однако еще в середине XIX века англичане при набегах на берега России в ходе Крымской войны не гнушались грабежом и вели себя как в завоеванной колонии, а адмиралы не препятствовали своим подчиненным.

Изучение биографий адмиралов показывает, что многие из них получали высокие назначения на флоте, не располагая необходимой подготовкой. Часто при нехватке надежных моряков для командования эскадрами направляли кавалерийских начальников, видимо, считая ихдостаточно пригодными для командования в бою. Таковы были Блейк и Руперт в Англии, де Рибас в России, первые командующие германского броненосного флота, Дин Жу-чан во флоте китайском. Действия кавалерии, очевидно, признавали в какой-то мере подобным передвижению и бою эскадр. Однако морская служба не позволяла переносить опыт службы в сухопутных войсках и использовать его на море, и новоиспеченным флотоводцам требовалось время, чтобы освоить специфику морских сражений и получить знания, которые настоящие моряки приобретали за годы жизни. Де Рибас добивался основных побед на реках. Но победы Блейка и Руперта перемежались с поражениями. Дин Жу-чану так и не довелось стать победителем, а д'Эстен сделал гораздо меньше, чем мог.

Адмиралы, люди, как правило, опытные, часто решали широкий круг задач, включая дипломатические переговоры, штурм крепостей и высадку десантов. Классическим стало взятие Ионических островов и сильной крепости на Корфу силами преимущественно эскадры Ф.Ф. Ушакова. Но он же решал и важные политические вопросы, вплоть до подготовки конституции учрежденной им на Ионических островах республики. Генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину приходилось не раз командовать боевыми действиями как на море, так и на суше, вести дипломатические переговоры с иностранными флотоводцами.

Многие адмиралы обладали достаточным образованием, чтобы сверх командования на море и на суше заниматься делами административными и кораблестроением, а то и научными работами. В России первым корабельным инженером являлся Петр Великий. Головин и Апраксин тоже руководили кораблестроением. В Англии Фишер, а в Германии Тирпиц стали создателями флотов из дредноутов. А.С. Грейг, кроме вклада в теорию и практику кораблестроения, известен как астроном.

История показывает, что необходимо и флот, и тех, кто будет им управлять в годы войны, готовить заранее. Наилучших результатов добивались адмиралы, начинавшие морскую службу с молодых лет и прошедшие ее с низших чинов до

504

100 ВЕЛИКИХ АДМИРАЛОВ!

адмиральских. Среди таких были Тромпы и Рюйтер, Ушаков и Чичагов, Нельсон| и многие другие, составившие славу своих флотов.

В наше время, когда постройка Российского флота, соответствующего стату-| су великой державы, еще впереди, следует подумать о будущих моряках и флото-1 водцах. Наполеон, Суворов и другие полководцы считали, что лучшей подготов-Г кой для них служило изучение походов великих предшественников. Эта книга,| дающая некоторое представление о выдающихся адмиралах всего мира, — однс из средств для предварительной подготовки будущих создателей и водите-) лей отечественного флота.

список использованной литературы

Авраамов Н. Трафальгарское сражение. М.: Воениздат, 1938.

Австрийский вице-адмирал Вильгельм фон Тегетгоф // Морской сборник.

1871. №6. С. 49-54

А. В. О некоторых именах судов нидерландского флота // Морской сборник.

1862. №7. С. 5-15.

Адмирал сэр Эдвард Кодрингтон // Морской сборник. 1851. № 6. С. 516—

520.

Анекдот об английском адмирале Сиднее Смите // Морской сборник. 1849.

№ 3. С. 179-183.

Арсеньев Д. Вице-адмирал лорд Лайонз // Морской сборник. 1859. № 2.

С. 151-158.

Арский Ф. Н. Перикл. М.: Молодая гвардия, 1971.

Боевая летопись русского флота. М., 1948.

Больных А. Морские битвы Первой мировой. Схватка гигантов. М.: ACT, 2000.

Большая советская энциклопедия, 3-е издание.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Биографии. М.: Советская

энциклопедия. 1991—1997. Т. 1—6.

Берн Ж. История великих путешествий. Открытие земли. М.: Терра-Терра,

1993. Т. 1-3.

Волков А., Славин С. Адмирал Канарис — «железный» адмирал. М.: Олимп;

Смоленск: Русич, 1998.

Головин П. Очерк жизни адмирала Турвиля // Морской сборник. 1853. № 3.

С. 167-212.

Головин П. Бальи де Сюффрен // Морской сборник. 1853. № 10, С. 273—301;

№11. С. 401-458.

Горев Л. Война 1853—1856 гг. и оборона Севастополя. М., 1955.

Грибовский В.Ю., Познахирев В.П. Вице-адмирал З.П. Рожественский. СПб.,

1999.

Доценко В.Д. История военно-морского искусства. СПб.: Судостроение, 1999.

Т. 1.

Дёниц К. Подводный флот рейха. Смоленск: Русич, 1999.

Древняя Греция: Книга для чтения / Под ред. С.Л. Утченко, Д.П. Каллистов.

М.: Учпедгиз, 1954.

Золотарев В.А., Козлов И.А. Российский военный флот на Черном море и в

Восточном Средиземноморье. М.: Наука, 1989.

История древнего мира. М.: Просвещение, 1982. Ч. 2.

506

100 ВЕЛИКИХ АДМИРАЛОВ

Кинсберген В.Г.. Извлечения из биографии // Морской сборник. 1866. № 12. С. 3-31.

Киеси, Тибохаси. Дипломатическая история японо-китайской войны (1894— 1895). М., 1956.

Крючков Ю.С. Алексей Самуилович Грейг. 1775—1845. М.: Наука, 1984. КрючковЮ.С. Самуил Карлович Грейг (1735—1788). М.: Наука, 1988. Кто есть кто во Второй мировой войне: Словарь / Под ред. Д. Киган. М.: Дог-раф,2000. С. 198-199.

Лаговский А.Н. Оборона Севастополя. М.: Воениздат, 1939. Лазарев МЛ. Документы. М., 1952—1961. Т. 1—3.

ЛеманА. Защита адмирала Персано // Морской сборник. 1868. № 4. С. 25— 41.

Лихарев Д.В. Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX - начале XX вв. СПб, 1997.

Ли Чен Вон. Великий патриот (корейский флотоводец Ли Сун Син) // Новая Корея. 1955. № 3. С. 56-58.

Лорей Г. Операции германо-турецких морских сил в 1914—1918 г. М., 1934. Лэннинг МЛ. Сто великих полководцев. М.: Вече, 1998. Малаховский К.В. Пять капитанов. М., 1986. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Т. IX—XI.

Маршалль В. Война на море. // Мировая война. 1939—1945 годы: Сборник статей. М.: Изд-во Иностранной литературы, 1957. С. 281—396. Матвеев А.И. В боях за Моонзунд. М.: Воениздат, 1957. Материалы для истории русского флота. СПб.: 1865—1904. Ч. I—XVII. Маховский Я. История морского пиратства. Тула: Филиппок, 1993. Митчем СВ., Мюллер Д. Командиры третьего рейха. Смоленск: Русич, 1997. Можейко И.В. Пираты, корсары, рейдеры. Очерки истории пиратства в Индийском океане и Южных морях. М.: Наука, 1991.

Мозаи Т. Гибель великого флота Кублахана. // Морской флот. 1991. № 11. С. 48-53.

Морской атлас. Л., 1959. Т. III, ч. I. Описания к картам. Морской энциклопедический словарь. Л., 1991—1994. Т. 1—3. МэхэнАЛ. Влияние морской силы на историю. 1660—1783. М.-Л.: Военмор-издат, 1941. С. 129-134.

МэхэнА.Т. Адмирал Фаррагут. СПб.: Цитадель, 1998. Наполеон. Избранные произведения. М.: Воениздат, 1956. Нахимов. Документы. М.: Воениздат, 1954.

Пак СиХен. Флотоводец Ли Сун Син. // Вопросы истории. 1952. № 3. С. 123— 126.

Плутарх. Избранные жизнеописания. М.: Правда, 1987—1990. Т. 1—2. Роскилл С. Флот и война. М.: Воениздат, 1974. Т. 3.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

507

Роскилл С Флаг Святого Георгия. Английский флот во Второй мировой войне. М.: Изд-во ACT, 2000.

Силин А. С. Экспансия германского империализма на Ближнем Востоке накануне первой мировой войны. М.: Наука, 1976.

Скрицкий Н.В. Самые знаменитые флотоводцы России. М.: Вече, 2000. Снисаренко А.Б. Властители античных морей. М., 1986. Снисаренко А.В. Эвпатриды удачи. Л.: Судостроение, 1990. Советская военная энциклопедия. М., 1990. Т. 1. Сто великих битв. М.: Вече, 1998. С. 79—83.

Строков А.А. История военного искусства. М.: Воениздат, 1955. Т. 1. ТирпицА. фон. Воспоминания. М.: Воениздат, 1957. Тулейя Т., ВудвордД. Сумерки морских богов. М.: ACT, 2000. Тушин Ю.П. Русское мореплавание на Каспийском, Азовском и Черном морях. М.: Наука, 1978.

Ушаков Ф.Ф. Документы. М., 1951—1956. Т. 1—3. Харт Г. Венецианец Марко Поло. М.: Терра-книжный клуб, 1999. ХорикошиД., Окумия М., Кайдин М. «Зеро!» Японская авиация во Второй мировой войне. М.: ACT, 1999.

Шеер Р. Гибель крейсера «Блюхер»;Хаазе Г. На «Дерфлингере» в Ютландском сражении. СПб., 1995.

Шерман Ф. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою. М.-СПб.: Изд-во ACT, 1999.

Щеглов А.Н. История военно-морского искусства. Опыт изложения военно-морского искусства с древнейших времен до наших дней. СПб., 1908. Эджингтон Г.Адмирал Нельсон. История жизни и любви. М.: Прогресс, 1992. Эйзенхауэр Д. Крестовый поход в Европу. Смоленск: Русич, 2000. The New Enciclopedia Britannica. Micropedia. Ready Reference. The Enciclopedia Americana. International edition. N-Y, 1969. Kosiarz E. Bitwy morskie. — Gdansk: 1970.

M.R.Peattie. Akiyama Saneyuki and the Japanese Naval Doktrine. — United States Naval Institute Proceedings, 1977, № 1, pp.60—65.

Taylor B. Andrea Doria: Soldier of the Sea. — United States Naval Institute Proceedings, 1971, № 9, pp. 47—57.

Wmdas J.M. Kunjali: The Great Hereditary Admiral of Calikut. — United States Naval Institute Proceedings, 1970, № 12, pp. 70—71. Victor Consas у Palau. La escuadra del Almirante Servera. — Malaga, 1992.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Фемистокл

Перикл

Алкивиад

Лисандр

Гай Дуилий, Марк Атилий Регул

Гней Помпеи Великий

Марк Випсаний Агриппа

Хубилай

Васкода Гама

Кунджали

АндреаДориа

Хайдреддин Барбаросса

Фрэнсис Дрейк

Дон Хуан Австрийский

Даниил Фёдорович Адашев

Ли Сун Син

Мартин Тромп

Роберт Блейк

Михаэль Адриансзон Рюйтер

Джордж Монк

Авраам Дюкен

Корнелис Тромп

Анн Илларион де Турвиль

Джордж Рук

Фёдор Алексеевич Головин

ДжонБенбоу

Фёдор Матвеевич Апраксин

Пётр Алексеевич Романов (Пётр I)

Джордж Ансон

Эдуард Хоук

Джордж Брайджес Родней

Франсуа-Жозеф-Поль де Грасс

Джон Байрон

СэмюэльХуд

Пьер Андре де Сюффрен

Ричард Хау

Василий Яковлевич Чичагов

Александр Иванович Круз

Шарль д'Эстен

ДжонДжервис

Самуил Карлович Грейг

Ян Гендрик Кинсберген

Осип Михайлович де Рибас

Фёдор Фёдорович Ушаков

Адам Дункан

Франсуа Поль де Брюэс

Горацио Нельсон

Димитрий Николаевич Сенявин

Пьер-Шарль де Вильнев

Уильям Сидней Смит

Жан Батист Эммануэль Перрэ

Эдуард Кодрингтон

Логин Петрович Гейден

Алексей Самуилович Грейг

Томас Кочрен

Чарльз Непир

Михаил Петрович Лазарев

Эдмунд Лайонс

Пазел Степанович Нахимов

Дэвид Глазго Фаррагут

Николай Андреевич Аркас

1ригорий Иванович Бутаков

Вильгельм фон Тегетгоф, Карло ди Персано

Джордж Дьюи

Паскуаль Сервера

Альфред Тайер Мэхэн

Юко Ито, Дин Жу-чан

Степан Осипович Макаров

Хэйхатиро Того

Зиновий Петрович Рожественский

Санейюки Акияма

Джон Арбетнот Фишер

Альфред фон Тирпиц

Фридрих фон Ингеноль

Джон Рашуорт Джеллико

Николай Оттович Эссен

Максимиллиан фон Шпее

Рейнгард Карл Фридрих Шеер

Франц фон Хиппер

Вильгельм Сушон

Дэвид Битги

Александр Васильевич Колчак

ЭрихРедер

Уильям Фредерик Хэлси

Эндрью Каннингхэм

Исороку Ямамото

Честер Уильям Нимиц

Вильгельм Маршалль

Раймонд Эймс Спрюэнс

Фридрих Вильгельм Канарис

Брюс Остин Фрейзер

Понтер Лютьенс

Карл Дёниц

Бертран Хоум Рамсей

ТюитиНагумо

Николай Герасимович Кузнецов

Сергей Георгиевич Горшков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сто великих мифов и легенд

    Документ
    Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.
  2. Великий князь Михаил Александрович

    Документ
    В этой книге описана история мира, история нашего мира. Такого мира, каким бы он мог быть, если бы события складывались в начале XX века чуть более благосклонно к Российской Империи.
  3. Эта книга о том, как люди открывали свою родную планету. Великое географическое открытие порой длилось веками и в нем принимали участие десятки, а то и сотни исследователей

    Книга
    Эта книга о том, как люди открывали свою родную планету. Великое географическое открытие порой длилось веками и в нем принимали участие десятки, а то и сотни исследователей.
  4. Ионина Надежда Алексеевна, Кубеев Михаил Николаевич 100 великих катастроф м.: «Вече», 1999 isbn 5-7838-0454-1 / 5-9533-0492-7 Scan, ocr: ???, SpellCheck: Chububu, 2007 книга

    Книга
    Книга популярной серии «100 великих» посвящена катастрофам, которые сопровождают человечество на протяжении всей его многовековой истории. Читателей ждут встречи не только с катастрофами вызванными природными бедствиями, но и с трагедиями,
  5. Ристовой церковью, поместной, как именуются церкви после великого рассеяния первоначальной, единой, иерусалимской общины и образования множественности церквей

    Документ
    Целый народ, принявший христианство, становится Христовой церковью, - поместной, как именуются церкви после великого рассеяния первоначальной, единой, иерусалимской общины и образования множественности церквей.

Другие похожие документы..