Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Відповідно до Державної програми запобігання та лікування серцево-судинних і судинно-мозкових захворювань на 2006-2010 роки, затвердженої постановою К...полностью>>
'Документ'
Указанные операции производятся путем приема наличных денег и в порядке безналичных расчетов по поручениям физических лиц без открытия банковского сче...полностью>>
'Документ'
1.1. Ці Правила встановлюють порядок документування нотаріальної діяльності та зберігання архіву і визначають порядок організації роботи з документам...полностью>>
'Доклад'
Название доклада: Централизованная база данных о ведущих российских научных рецензируемых журналах как инструмент контроля качества диссертационных и...полностью>>

Компетентностный подход в разработке проектов гос впо нового поколения: опыт российских вузов сборник в электронном

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

В РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ ГОС ВПО

НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ:

ОПЫТ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

Сборник в электронном варианте

В настоящий сборник включены материалы, представляющие различные подходы к разработке ГОС ВПО нового поколения в компетентностном формате. Материалы содержат варианты компетентностных моделей выпускников вузов, а также пилотные проекты ГОС ВПО по ряду направлений высшего профессионального образования.

Представленные в сборнике разработки выполнены в рамках проектов ведомственной научной программы «Развитие научного потенциала высшей школы в 2005–2006 гг.».

Материалы сборника могут быть полезны разработчикам проектов ГОС ВПО нового поколения.

Материалы сборника даются в авторской редакции.

Составители:

Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,

Ученый секретарь Казанович Виктор Григорьевич (тел. 369-18-30),

Павлова Лариса Васильевна (тел. 369-67-73).

E-mail: rc@

СОДЕРЖАНИЕ

Использование компетентностного подхода

при проектировании ГОС ВПО третьего поколения

по направлению «Биология»………………………………………………………………….4
Проект государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

по направлению подготовки

«Водные ресурсы и водопользование»………………………………………………………… 18

Проект государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

по направлению подготовки «Металлургия»……………………………………………… 39

Проект государственного образовательного стандарта

по направлению подготовки

«Кораблестроение и океанотехника»…………………………………………………………… 56

Проект государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

по направлению подготовки «Естественнонаучное образование»……………………… 85

Проект государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

по направлению подготовки «Филологическое образование»…………………………. 105

Проекты государственных образовательных стандартов

высшего профессионального образования

по направлениям в области лингвистики ……………………………………………….. 125

Использование компетентностного подхода

при проектировании ГОС ВПО третьего поколения

по направлению «Биология»

УМО по классическому университетскому образованию; руководитель
разработки – зам. пред. УМС по биологии, д-р биол. наук О.П. Мелехова

При проектировании государственных образовательных стандартов третьего поколения в связи с формированием общеевропейского образовательного пространства стоит задача оценки результатов образования на основе компетентностного подхода. В настоящем докладе мы приводим сводку сведений о формировании набора базовых компетенций по направлению подготовки бакалавров, специалистов и магистров 020200 «Биология». За основу взяты рекомендации Евросоюза1 и анализ действующих и проектируемых ГОС ВПО по направлению 020200 «Биология».

Принятие компетентностного подхода к оценке результатов образования должно привести к формированию новой системы оценочных средств с переходом от оценки знаний к оценке компетенций. Таким образом, результаты образования и формирования компетенций являются ключевым моментом реформирования образования. Речь идет не о перестройке содержания образования, а о совершенствовании образовательных технологий на основе постоянного взаимодействия преподавателя со студентом. Результаты образования – это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что должен будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы.

Предложенное в европейском проекте TUNING: «…понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Понятие «компетенция» включает не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую стороны (результаты образования, знания, умения, систему ценностных ориентаций). В формировании компетенций решающую роль играет не только содержание образования, но также и образовательная среда вузов, организация образовательного процесса, образовательные технологии, включая самостоятельную работу студентов, проектное обучение и т.д. Освоение компетенций происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, так и тех дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины. Подчеркивается обобщенный интегральный характер этого понятия по отношению к «знаниям», «умениям», «навыкам» (но не противоположный им, а включающий в себя все их конструктивное содержание).

Универсальные компетенции.

Рекомендации Еврокомиссии по 8 ключевым компетенциям, которыми должен обладать каждый европеец:

1) компетенция в области родного языка;

2) компетенция в сфере иностранных языков;

3) математическая и фундаментальная естественнонаучная и техническая компетенции;

4) компьютерная компетенция;

5) учебная компетенция;

6) межличностная, межкультурная и социальная компетенции, а также гражданская компетенция;

7) компетенция предпринимательства;

8) культурная компетенция.

Эти компетенции поддерживаются определенными способностями, к которым причисляются во всех жизненных областях такие необходимые аспекты, как критическое мышление, креативность, «европейское измерение» и активная жизненная позиция. Совместно эти способности содействуют развитию личности, активному взаимодействию и улучшению трудоустраиваемости.

Компетенции можно разделить на две группы: те, которые относятся общим (универсальным, ключевым, надпрофессиональным), и те, которые можно назвать предметно-специализированными (профессиональными). В условиях ускоряющихся перемен и нарастания неопределенностей, характерных для современных рынков труда, общие компетенции приобретают особо важное значение. Можно заметить, что безальтернативная классификация общих компетенций возможна только на основе широкого согласия. В проекте TUNING были проанализированы до начала анкетирования различные источники 1993–2001 гг. В ходе длительных дискуссий на общеевропейском уровне из 85 компетенций для включения в анкеты были отобраны 30 компетенций (см. табл. 1).

Таблица 1

Отражение общих (универсальных) компетенций в общих требованиях к образованности выпускников,

содержащихся в ГОС ВПО первого поколения (ГОС 1), и требованиях к подготовке выпускников,

декларированных в ГОС ВПО второго поколения (ГОС 2) по направлению 020200 «Биология»

№№ п/п

Общие (универсальные)+компетенции

Представленность общих (универсальных) компетенций в российских ГОС

Направление подготовки 020200 «Биология»

ГОС-1

ГОС-2

Проект ГОС-3

Примечание.

1

2

3

4

5

6

1.

Способность к анализу и синтезу

Некоторые требования выражены в иной форме. Часть их вынесена в перечень требований к квалификационной работе и подготовке к госаттестации.

2.

Способность к организации и планированию

3.

Базовые знания в различных областях

4.

Тщательная подготовка по основам профессиональных знаний

5.

Письменная и устная коммуникация на родном языке

6.

Знание второго языка

7.

Элементарные навыки работы с компьютером

8.

Навыки управления информацией

9.

Решение проблем

10.

Принятие решений

В неявной форме

11.

Способность к критике и самокритике

12.

Работа в команде

13.

Навыки межличностных отношений

14.

Способность работать в междисциплинарной команде

15.

Способность общаться со специалистами из других областей

16.

Принятие различий и мультикультурности

17.

Способность работать в международной среде

18.

Приверженность этическим ценностям

19.

Способность применять знания на практике

20.

Исследовательские навыки

21.

Способность учиться

22.

Способность адаптироваться к новым ситуациям

1

2

3

4

5

6

23.

Способность порождать новые идеи (креативность)

24.

Лидерство

25.

Понимание культур и обычаев других стран

26.

Способность работать самостоятельно

27.

Разработка и управление проектами

28.

Инициативность и предпринимательский дух

29.

Забота о качестве

30.

Стремление к успеху

Особенно важными являются, по-видимому, системность мышления, понимание социальной значимости своей будущей профессии, а также способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта. Эти требования были также представлены в Государственных образовательных стандартах по направлению 020200 «Биология».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. Э. Баумана Высшее профессиональное образование синтез теории и практики Сборник статей

    Сборник статей
    к секционному заседанию IX съезда Российского Союза ректоров «Стратегия развития высшей школы в новых социально-экономических условиях: лидерство, результативность,
  2. Опыт и проблемы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузах

    Документ
    Постиндустриальная стадия развития общества, в которую вступает Россия, характеризуется специалистами, как информационное, знаниевое. Соответственно, такое определение распространяется на различные сферы жизнедеятельности общества.
  3. «Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности»

    Книга
    Цель исследований – разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности с учетом отечественного и международного опыта и потребностей рынка труда.
  4. Никулинские чтения «Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества» Сборник научных статей Омск 2011

    Документ
    М 744 Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества: Сборник научных статей / Под ред. д.филол.н., проф. А.Э. Еремеева – Омск: Изд-во НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия», 2011.
  5. Интеграция личностно-центрированного и компетентностного подходов в контекстном обучении (на материале подготовки учителя математики)

    Автореферат
    Защита состоится «27» сентября 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 008.008.04 при Институте содержания и методов обучения Российской академии образования по адресу: 119121, Москва, ул.

Другие похожие документы..