Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
, 17). Ибо он видел, что достаточно потрудился у них служением своего слова, насколько считал это для них необходимым. Со своей стороны, признаюсь: м...полностью>>
'Документ'
Як Ви можете охарактеризувати роботу керівництва районної державної адміністрації, управлінь і відділів органу виконавчої влади по наданню населенню ...полностью>>
'Документ'
Ведущий: Подарила нам зима Ледяные терема. В теремах для нас постели Взбили тетушки метели. Ребенок: Вьюга воет, вьюга злится, На дворе метель кружитс...полностью>>
'Документ'
Морев Александр Анатольевич 3,4 Богомазов Илья Сергеевич 114 49 5 3,8 Нечаев Михаил Владимирович 89 41 48 3,...полностью>>

Программа аттестационных испытаний Филологический факультет Бакалавриат по направлению «Филология», профиль «Прикладная филология» / «Отечественная филология»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа аттестационных испытаний

Филологический факультет

Бакалавриат по направлению «Филология», профиль «Прикладная филология» / «Отечественная филология»

Бакалавриат по направлению «Педагогическое образование», профиль «Литература» / «Русский язык» / «Литература и История» / «Русский язык и литература» / «Русский язык и Иностранный язык (английский / китайский)»

Раздел «История зарубежной литературы»

1 курс 2 семестр

«Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения»

Переход от Античности к Средневековью. Восходящая ветвь литературы переходного периода: литература раннего христианства. «Новый Завет» как источник этой литературы.

Жизнь и труды Августина Блаженного. «Исповедь» Августина – первый образец жанра исповеди в европейской литературе.

Латынь как связующая нить между Античностью и Средневековьем. Три линии развития средневековой литературы на латинском языке. Клерикальная литература. Жанры клерикальной литературы. Труды выдающихся деятелей церкви, представителей средневековой философии и их влияние на мировосприятие средневековых писателей.

Восстановление форм античной поэзии и их средневековое содержание. Поэзия вагантов.

Героический эпос. Первый этап его развития. Ирландский эпос. Уладский цикл. Художественные особенности уладского цикла. Воплощение в образе Кухулина идеала ирландцев. Исландский эпос: «Старшая Эдда» и эпический материал «Младшей Эдды» Снорри Стурлусона. Мифологические представления северных европейских народов. «Прорицание вёльвы»: тема гибели богов. Отражение истории и культуры скандинавских народов в сагах. Английский эпос «Беовульф», его поэтика.

Героический эпос развитого феодализма. Французский эпос. «Песнь о Роланде». «Песнь о Роланде»: фольклорная трансформация исторического события. Эпическая идея памятника. Особенности художественного мира «Песни о Роланде». Немецкий героический эпос «Песнь о нибелунгах», его поэтика. Испанский героический эпос «Песнь о моём Сиде» в сопоставлении с французским и немецким героическим эпосом. Образ Сида.

Средневековая рыцарская литература. Формирование рыцарской культуры – куртуазии. Куртуазная поэзия. Прованс. Поэзия трубадуров. Образ Прекрасной Дамы. Приоритет темы любви, её трактовка трубадурами. Жанры поэзии трубадуров: кансона, сирвента, плач, альба, пасторела, тенсона, баллада. Введение рифмы в европейскую поэзию. Формирование авторского начала. Куртуазное отношение к Даме у Бернарта де Вентадорна. Инвектива в поэзии Бертрана де Борна. Мотив «любви издалека» у Джауфре Рюделя. Легендарные биографии трубадуров.

Средневековый рыцарский роман, его отличие от героического эпоса. Циклы средневековых романов (античный, византийский, бретонский). Состав «бретонских повестей»: бретонские лэ, романы о Тристане и Изольде, романы артуровского цикла, романы о святом Граале. «Роман об Александре» Ламбера ле Тора и Александра Парижского. Возникновение александрийского стиха. Лэ Марии Французской. «Авантюра» в лэ «Ланваль», выход за пределы требований куртуазии. «Роман о Тристане и Изольде» в реконструкции Ж. Бедье. Романы артуровского цикла. Образ короля Артура. Символика Круглого стола. Романы Кретьена де Труа. Спор с куртуазным пониманием любви в романе «Эрек и Энида». Путешествие рыцаря как форма эксперимента в литературе и сюжетная основа «романа дороги». Роман Кретьена де Труа «Ланселот, или Рыцарь Телеги»: воплощение куртуазного кодекса рыцарского поведения. Роман Кретьена де Труа «Ивен, или Рыцарь Льва». Начало формирования принципа психологизма в европейской литературе. Выделение портрета из общего описания. Трансформация трактовки образа рыцаря в романе Кретьена де Труа «Персеваль, или Повесть о Граале».

Система жанров городской литературы. Жанры: фаблио и шванки, сатирический эпос («Роман о Лисе»), аллегорический эпос («Роман о Розе»). Рождение средневековой драматургии. Литургическая драма. Полулитургическая драма. Мистерия, миракль, моралите. Зачатки светского театра («Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля). Фарс («Господин Пателен»).

Литература Предвозрождения. Роль религиозного сознания в литературе этого периода (система образов, аллегоричность, библейская символика). Предвозрождение в Италии. Поэзия «нового сладостного стиля» (Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Данте Алигьери). Новое понимание любви. Новые поэтические жанры. Сонет, его художественные особенности.

Творчество Данте Алигьери. «Новая жизнь» как первая европейская художественная автобиография и как комментированный поэтический цикл. Образ Беатриче и традиции поэзии «нового сладостного стиля». «Божественная комедия» как синтез средневекового мировоззрения и как предвестие Возрождения. Замысел поэмы. Проблема жанра. Четыре смысла «Божественной комедии», аллегоричность и символичность её художественного мира и поэтической формы. Наиболее яркие образы и ситуации в сюжете поэмы. Роль «Божественной комедии» в формировании нового взгляда на человека.

Предвозрождение в Англии. Английская литература ХIV в. «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера, отражение в них влияния итальянского Возрождения (Боккаччо) и английский национальный специфики. Художественные особенности произведения.

Предвозрождение во Франции. Творчество Франсуа Вийона. Развитие жанра баллады.

Эпоха Возрождения. Отражение в понятии Возрождение (Ренессанс) представления об историческом развитии человечества. Гуманизм – идеология Ренессанса. «Универсальный человек» как новый идеал, его реализация в эпоху Возрождения.

Возрождение в Италии. Раннее Возрождение (Треченто, ХIV в.). Франческо Петрарка – первый европейский гуманист. Его поэтическое новаторство в «Книге песен». Образ Лауры в первой и второй частях книги. Индивидуализация любовного чувства и поэтического стиля. Развитие жанра сонета.

Джованни Боккаччо. «Декамерон» – один из величайших памятников Возрождения. Боккаччо как создатель жанра новеллы, определивший её тематику, систему образов, композицию, язык. Истоки жанра новеллы. Организация новелл в цикл в «Декамероне». Гуманистическая концепция мира и человека, реабилитация плотского начала, защита естественного чувства, оптимизм, комическое и трагическое в раскрытии судьбы человека и мимолётных жизненных ситуаций, мозаическая композиция «Декамерона». Антиклерикальные мотивы. Образы рассказчиков как воплощение идеала человека эпохи Возрождения.

Позднее Возрождение в Италии. Судьба поэтической традиции Петрарки. Поэма Лодовико Ариосто «Неистовый Роланд» - крупнейший литературный памятник эпохи.

Зарождение комедии масок.

Пасторальный роман Джакопо Саннадзаро «Аркадия» и его влияние на последующее развитие пасторального жанра в европейской литературе.

Северное Возрождение. Возрождение в Германии и Нидерландах. Деятельность Мартина Лютера и начало Реформации.

Жизнь и творчество Эразма Роттердамского – вождя европейского гуманизма.

Крупнейшие памятники литературы Северного Возрождения: «Корабль дураков» Себастиана Бранта, «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского, «Письма тёмных людей» Ульриха фон Гуттена и др., связь этих произведений с традициями народной смеховой культуры («литература о дураках») и гуманистическая сатира в них на современную действительность, церковников, схоластов.

Возрождение во Франции. Жизнь и творчество Франсуа Рабле. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», история его создания, связь с народной смеховой культурой. Система образов. Композиция. Гротеск в романе. Реабилитация плоти, свободное отношение к святыням. Раскованная стихия языка. Теория гуманистического образования и воспитания.

Гуманизм в условиях религиозных войн второй половины ХVI в. Поэзия «Плеяды». Поэзия Пьера Ронсара. Разработка жанров оды, гимна, французского сонета. Трактовка любви. Мишель Монтень. «Опыты» как синтез идей эпохи Возрождения. Особенности жанра эссе. Характер образности, композиционная свобода и афористичность Монтеня.

Возрождение в Испании.

Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». История создания романа. Полемика со штампами рыцарского романа. Система образов. Дон Кихот как «вечный образ». Его трактовки. Образ Дульсинеи Тобосской. Образ Санчо Пансы. Художественный мир романа. Второй том романа. Композиция, художественные средства. Значение «Дон Кихота» для последующего развития жанра романа.

Возрождение в Англии. Томас Мор – крупнейший представитель раннего Возрождения в Англии. «Утопия», защита в книге социальной справедливости, изображение идеального общественного устройства. Книга Мора как источник жанра утопии в новой европейской литературе. Художественные особенности произведения.

Высокое Возрождение в Англии.

Английская ренессансная драматургия «университетских умов» – предшественников Шекспира. Кристофер Марло – создатель английской ренессансной трагедии. «Трагическая история доктора Фауста». Образ Фауста. Марло и Шекспир.

Уильям Шекспир. «Шекспировский вопрос». Периодизация его творчества. Шекспир – поэт. Поэмы «Венера и Адонис» и «Обесчещенная Лукреция». Сонеты Шекспира. Главные образы и мотивы. Художественные особенности сонетов. Жанры шекспировской драматургии: исторические хроники, комедии, трагедии, трагикомедии.

Первый период. Шекспир и история. Исторические хроники. Их объединение в цикл. Историческая хроника «Ричард III». Образ Ричарда III. Комедии Шекспира. Развитие комического от «Комедии ошибок» и «Укрощения строптивой» до «Сна в летнюю ночь» и «Двенадцатой ночи». Магистральный сюжет шекспировской комедии: приоритет естественной жизни. Торжество счастливой случайности, жизнерадостность смеха. Драматические повороты действия в «Венецианском купце» и «Много шуму из ничего». Художественные особенности комедий. Ранние трагедии. «Ромео и Джульетта». Источник сюжета. Система образов. Конфликт трагедии.

Период «великих трагедий». Магистральный сюжет трагедий: судьба личности. Открытие истинного лица мира. Эволюция трагического. «Гамлет». Источники сюжета (Саксон Грамматик и др.). Характер конфликта. Система образов. Образ Гамлета, его трактовка у Гёте, Белинского, Тургенева, Выготского, Пинского. Монолог «Быть или не быть?». Проблема мести: Гамлет, Лаэрт, Фортинбрас. Женские образы: Офелия, Гертруда. Зло в мире: Клавдий. Образы Полония, Розенкранца и Гильденстерна, Озрика. Тень отца Гамлета. Мотив дружбы: Горацио. Проблемы искусства: актёры. Мотив смерти: могильщики, образ Йорика. Композиция трагедии. Сцена «мышеловки». Трактовка финала. Особенности языка трагедии. Её философское звучание. «Отелло». Источники сюжета. Система образов. Отелло. Тема ревности. Дездемона. Яго, его мотивы. Образ Венеции. Характер конфликта. Композиция трагедии. Особенности художественной формы произведения. «Король Лир». Эксперимент короля Лира, его мотивы. Образы дочерей Лира. Параллельная сюжетная линия: Глостер и его сыновья. Художественное мастерство Шекспира в «Короле Лире». «Макбет». Трансформация титанической личности в образе Макбета. Образ леди Макбет. Роль фантастического начала.

Поздние произведения Шекспира. «Мрачные комедии» «Всё хорошо, что хорошо кончается», «Мера за меру», их отличие от ранних комедий. Трагикомедии. «Цимбелин». «Зимняя сказка». «Буря». Соединение трагедии с утопической развязкой. Роль сказочного элемента. Хронотоп «Бури».

Младшие современники Шекспира: Бен Джонсон, Джон Уэбстер, Фрэнсис Бомонт, Джон Флетчер. Шекспир и маньеризм. Кризис ренессансного мироощущения. Становление мировосприятия ХVII в.

2 курс 3 семестр

зарубежная ЛИТЕРАТУРА XVII – XVIII вв

ХVII век

Основные направления в литературе этого периода. Концепция мира и человека в искусстве барокко. Национальные формы барокко в литературе стран Европы. Концепция мира и человека в классицизме. Нормативность эстетики классицизма. Гражданственность классицистического искусства. Система жанров классицизма.

Литература Испании. ХVII столетие – «золотой век» искусства Испании. Особенности испанской национальной драмы.

Лопе де Вега – крупнейший представитель ренессансного реализма в литературе ХVII века. Эстетические взгляды писателя. Типы комедий Лопе де Веги. «Фуэнте Овехуна». «Звезда Севильи» как образец «драмы чести». Комедия интриги. Школа Лопе де Веги. Творчество Педро Кальдерона – вершина литературы барокко. Концепция жизни человека в религиозно-философской драме «Жизнь есть сон». Мастерство Кальдерона-драматурга в этом произведении.

Поэзия барокко. Луис Гонгора и гонгоризм.

Литература Франции. Черты барокко в прециозной литературе (Оноре Д’Юрфе, Мадлен де Скюдери). Проблемы «бытового реализма» и деятельность либертенов (Сирано де Бержерак и др.).

Предпосылки развития классицизма во Франции. Франсуа Малерб – первый французский классицист. Рационалистический метод Рене Декарта и литература.

Развитие принципов классицизма от Малерба до Никола Буало. Трактат «Поэтическое искусство» Буало – самое авторитетное изложение поэтики классицизма.

Жизнь и творчество Пьера Корнеля. Трагедия Корнеля «Сид» - первое великое произведение французского классицизма. Разработка Корнелем конфликта между чувством и долгом. Художественное своеобразие этого произведения. Гражданственность и воспевание римской доблести в трагедии «Гораций».

Жизнь и творчество Жана Расина. Трагедия Расина «Андромаха» – начало нового этапа в развитии французской классицистической трагедии. Различия между трагедиями Корнеля и Расина. Расиновский психологизм. Трактовка античного мифа в трагедии «Федра».

Жан-Батист Мольер – великий реформатор комедии. Художественный метод Мольера. Раннее творчество писателя. Расцвет творчества Мольера. Судьба комедии «Тартюф». Способы создания образа Тартюфа. Комедия «Дон Жуан». «Мизантроп» – образец классицистической «высокой комедии». Комедия «Скупой» и проблема классицистического характера. Комедия-балет Мольера «Мещанин во дворянстве». Отражение в конфликте комедии социальных противоречий эпохи абсолютизма.

Жанр басни в творчестве Жана де Лафонтена.

Психологическое мастерство в романе Мадлен де Лафайет «Принцесса Клевская». Сказки Шарля Перро и их место в литературе ХVII века.

Литература Англии. Черты барокко в творчестве Джона Донна.

Революция в творчестве Джона Мильтона. Поэма «Потерянный рай». Особенности художественного метода Мильтона. Образ Сатаны и его роль в раскрытии идеи поэмы.

Характеристика рубежа ХVII – ХVIII веков как переходного периода в истории развития литературного процесса Европы.

Литература других континентов. Обзорная характеристика достижений литератур Японии, Китая, Индии, Ближнего Востока, Латинской Америки.

ХVIII век

ХVIII век в мировом литературном развитии. Исторические судьбы Европы, движение от Английской революции к Великой Французской революции. Судьба аристократической культуры. Рококо, его стилевые признаки.

Просвещение – ведущая линия развития европейской культуры ХVIII века. Культ Разума и Знания. Разум и Чувство. Литературные направления Просвещения: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Споры о правомерности использования термина «реализм» применительно к Просвещению.

Зарождение Просвещения. Историческое своеобразие просветительского движения в различных странах Западной Европы. Этапы западноевропейского Просвещения. Основные жанры просветительской литературы. Усиление роли прозаических жанров (просветительского романа, философской повести), развитие жанра трактата, влияние документального, публицистического, философского начал на художественную прозу. Жанр драмы и драматургическая реформа. Судьба поэтических жанров.

Английская литература. Дефо, его жизнь и творчество. Роман «Робинзон Крузо». Место романа в мировой приключенческой литературе («робинзонады»). Идейно-художественное своеобразие романа.

Свифт. «Сказка о бочке» как сатира на религию и духовенство. «Путешествия Гулливера» как сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение социальной действительности. Роман Свифта и жанр памфлета. Гротеск в романе. Ричардсон как зачинатель психологического направления в английской литературе ХVIII века.

Филдинг как создатель английского реалистического романа ХVIII столетия. Филдинг – сатирик, драматург, публицист. «Джозеф Эндрюс» и полемика Филдинга с Ричардсоном. «История Тома Джонса, Найдёныша» – реалистическая картина английской действительности ХVIII века. Особенности сатирического метода Смоллета. Английская драма ХVIII столетия (Лилло, Гей, Филдинг). Комедийное мастерство Р. Б. Шеридана в «Школе злословия».

Сентиментализм. Роль Стерна в подготовке психологического романа ХIХ века.

Французская литература. Историческая миссия французских просветителей. Лесаж. Роман «Жиль Блас» – история жизни талантливого простолюдина в феодальной Франции. «Жиль Блас» и жанр плутовского романа. Монтескье. «Персидские письма» и жанр просветительского философского романа. Приёмы раскрытия политической темы. Психологический роман аббата Прево «История шевалье де Грие и Манон Леско». Вольтер. Социальные, политические, философские и эстетические взгляды Вольтера. Особенности просветительского классицизма в его творчестве. Вольтер о Шекспире. Театр Вольтера. Ироикомическая поэма «Орлеанская девственница», её восприятие в русской литературе (А. С. Пушкин). Философские повести «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный». Художественные приёмы в философской повести Вольтера. Интерес Вольтера к России. Дени Дидро – организатор и вдохновитель энциклопедистов. Борьба Дидро с абсолютизмом и феодализмом. Философские взгляды. Дидро как теоретик искусства. «Монахиня», «Племянник Рамо». «Жак-фаталист» – развёрнутая критика феодального общества, нравственного упадка дворянства ХVIII столетия. Идейно-художественное своеобразие этих произведений. Театр Дидро. Утверждение жанра драмы. Интерес Дидро к России. Жан-Жак Руссо. Социальные, политические и философские взгляды. Критика дворянской цивилизации и теория «естественного состояния». «Общественный договор» – политическая программа Руссо. Педагогические идеи Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании». «Юлия, или Новая Элоиза» и жанр сентименталистского романа в письмах. Теория «естественного человека» и её раскрытие художественными средствами романа. Поэтизация чувств. Культ природы. Место «Исповеди» Руссо в мировой литературе. Руссо и романтическая литература ХIХ века. Руссо и Россия.

Немецкая литература. Положение в Германии в ХVIII веке. Состояние немецкой культуры до Лессинга. Готхольд Эфраим Лессинг – основоположник Просвещения в Германии. Эстетические взгляды и художественное творчество Лессинга. Литература «Бури и натиска». Оценка античности, Шекспира, Руссо. Черты историзма и народности в эстетике Гердера. Иоганн Вольфганг Гёте. Лирика Гёте периода «Бури и натиска». «Страдания молодого Вертера» и немецкий сентиментализм. Гёте в Италии. Программа «веймарского классицизма». Гёте и французская революция. «Фауст» Гёте. История создания и художественное своеобразие. Композиция. Прологи. Путь исканий Фауста. Фауст и трагедия Маргариты. Вторая часть «Фауста». «Фауст» как синтез художественных исканий ХVIII века. Гёте и русская литература. Фридрих Шиллер. Ранние драмы и движение «Бури и натиска». Дружба с Гёте. Теория эстетического воспитания. Идея свободолюбия в трагедии Шиллера «Вильгельм Телль». Художественный метод Шиллера. Шиллер и Россия.

Предромантизм. Предпосылки возникновения предромантизма. Формирование художественных принципов предромантизма. Предромантическая поэзия (Макферсон, Чаттертон). «Готический роман (Уолпол, Рэдклиф). Роль Руссо в развитии предромантических тенденций. Штюрмеры и предромантизм. Предромантическая драматургия (зарождение жанра мелодрамы).

Французская литература накануне буржуазной революции. Творчество Бомарше. Образ Фигаро. «Революционный классицизм». Театр революции (трагедии М.-Ж. Шенье). Публицистика, памфлеты. Расцвет песенного творчества.

Литература других стран. Достижения Италии (Гольдони, Гоцци). Просвещение в США (Франклин, Джеферсон). Японская драматургия (Тикамацу Мондзаэмон).

Характеристика рубежа ХVIII – ХIХ веков как переходного периода в развитии литературного процесса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа аттестационных испытаний Факультет Славянской и западноевропейской филологии Бакалавриат по направлению «Филология», профиль Зарубежная филология (английский язык и литература) 2 курс

    Программа
    Введение. Основные функции языка, связанные с созданием, хранением и переработкой информации. Эпистемическая, когнитивная и коммуникативная функции языка.
  2. Программа аттестационных испытаний Факультет Социологии, экономики и права Бакалавриат по направлению «Юриспруденция» 2 курс

    Программа
    Государство и право: закономерности их возникновения, развития, функцио­нирования, взаимодействия как элемент предмета теории государства и права. Многоаспектность теории государства и права, связь государства и права с другими со­циальными явлениями.
  3. «Отечественная филология»

    Документ
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700.62 Филология и профилю подготовки «Отечественная филология» (Русский язык и литература) 3
  4. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению 050300 «Филологическое образование» (профиль «Русский язык и литература»)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с ФГОС по направлению 050300 «Филологическое образование», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.
  5. Методические рекомендации к проведению итоговой государственной аттестации выпускников факультета по направлениям подготовки 031001 Филология и 031300 Журналистика (структура, содержание и порядок проведения ига)

    Методические рекомендации
    1. Настоящие рекомендации составлены в соответствии с Закономи Российской Федерации «Об образовании» №12-ФЗ от 13 января 1996 г., «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.

Другие похожие документы..