Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Обзор'
Прибытие в Бангкок, столицу Тайланда, в 11:10. Встреча в аэропорту с русскоговорящим гидом, переезд в отель 3*+. Размещение и отдых. Осмотр главных до...полностью>>
'Документ'
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский городской психолого-педагогический университет, именуемое...полностью>>
'Документ'
Романа Абрамовича я настиг возле 14-го корпуса Кремля. Он стоял, увлеченный разговором со своим давним соратником, омским губернатором Полежаевым, и к...полностью>>
'Документ'
Проблемы обеспечения безопасности граждан, сотрудников правоохранительных органов и общества привлекают в последние десятилетия все большее внимание и...полностью>>

Учебная программа для студентов факультета международных отношений специальностей d 1-21 04 01 "Культурология"

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра культурологии

БИБЛИЯ

И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Для студентов

факультета международных отношений

специальностей D 1-21 04 01 “Культурология”,

D 1-21 06 01 “Современные иностранные языки”

МИНСК

2006

УДК

ББК

А в т о р - с о с т а в и т е л ь

Г. В. Синило

Р е ц е н з е н т ы:

Рекомендовано Ученым советом

факультета международных отношений БГУ

Библия и мировая культура: учеб. программа / авт.-сост. Г. В. Синило. – Мн.: БГУ, 2006. – с.

ISBN

Изложена программа учебной дисциплины, связанной с изучением Библии как одного из важнейших факторов и феноменов культуры и литературы. Библия рассматривается в историко-культурном, религиозно-философском и литературоведческом аспектах, а также в плане ее воздействия на мировую культуру.

Для магистрантов факультета международных отношений специальности D 1-21 04 01 “Культурология”.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное гуманитарное образование, и прежде всего культурологическое, невозможно без изучения одного из базовых текстов, фундирующих современную цивилизацию и культуру, особенно европейскую, ставших духовной основой иудейской, христианской и исламской культур, во многом определивших развитие философии, искусства, литературы, культуры в целом – как европейской, так и мировой. Курс “Библия и мировая культура” ставит перед собой цель познакомить студентов-культурологов с книгой, которая справедливо была названа Книгой Книг, с ее духовно-религиозным, философско-этическим и художественным миром, а также показать, как библейские этика и эстетика, библейская поэтика определили пути развития последующей мировой культуры, и прежде всего религии, искуссства и литературы.

Главная цель – раскрыть мир Библии в контексте мировой культуры и литературы – предопределила следующие конкретные задачи курса:

– показать генезис библейских текстов в контексте Древности и становление Библии как целого в рамках еврейской (иудейской) и христианской традиций;

– раскрыть важнейшие религиозные, философские, этические аспекты, кардинально отличающие библейскую культуру от предшествующих и современных ей языческих культур;

– раскрыть единые смыслы, связующие три монотеистические (авраамитические) религиозные и культурные традиции – еврейскую, христианскую, мусульманскую;

– выявить специфику библейской эстетики в сравнении с античной (эллинской) и значение первой для европейского искусства и литературы;

– показать особенности поэтики библейских текстов и ее значение для последующей мировой литературы;

– проследить особенности рецепции наиболее известных библейских книг, образов, сюжетов, мотивов в мировой литературе;

– выявить общее и особенное в рецепции библейских текстов на основных этапах развития европейской культуры и литературы;

– познакомить с проблемами перевода Библии на европейские языки и раскрыть значение этих переводов для становления и развития литературного языка в различных национальных традициях.

В рамках общего курса “Библия и мировая культура” для студентов-культурологов факультета международных отношений читаются следующие конкретные семестровые курсы, логически являющиеся единым целым: “Библия (ТаНаХ) и мировая культура” (ч. 1–3); “Библия (Новый Завет) и мировая культура”.

На основе данной программы осуществляется также более углубленное (с большим количеством практических занятий) преподавание дисциплины “Библия и мировая культура” для культурологов-гебраистов.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................6

Раздел I. ТАНАХ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА............................................7

Раздел II. НОВЫЙ ЗАВЕТ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА...........................21

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................28

ВВЕДЕНИЕ

Библия – одна из величайших книг, порожденных человеческой культурой, Первокнига иудео-христианской цивилизации, как Метатекст европейской культуры. Еврейская Библия (Biblia Hebraica), или ТаНаХ, и христианская Библия (Ветхий и Новый Заветы), их соотношение и взаимосвязь. Библия как единый исток иудейской, христианской и исламской религиозных традиций и культур. Понятие “авраамитические религии и культуры”. Духовные концепты Библии и пути развития мировой цивилизации и культуры. Роль Библии в определении лица современной культуры. Библия как один из важнейших “кодов” европейской культуры и литературы.

Библия в контексте культур Древнего мира. Понятия “доосевые” и “послеосевые” культуры (К. Ясперс). Библия и “осевое” время. Библия как Священное Писание иудаизма (ТаНаХ — Ветхий Завет) и как Священное Писание христианства (Ветхий Завет и Новый Завет). Понятие Священного канона. Типичность процесса канонизации для древних восточных культур (Веды, Авеста, Трипитака и др.) и уникальность библейского канона. Древнееврейская и раннехристианская культура как культура Книги. Неразделимость религиозной и светской сфер в библейском каноне. Библия как модель мироздания и как “маленькая литературная вселенная” (С. С. Аверинцев), включающая как религиозные, так и светские литературные жанры.

Библия как эстетический феномен. И. Г. Гаман, И. Г. Гердер, И. В. Гёте и начало культурологического и филологического подхода к библейским текстам. Значение работы Гердера “О духе древнееврейской поэзии”. Категория возвышенного как определяющая категория библейской эстетики (трактат Псевдо-Лонгина “О возвышенном”). Идея безмерности Бога и Божественного бытия, их несоизмеримости с человеческой мерой как одна из основополагающих религиозно-философских и эстетических идей библейских текстов. Библейский подход как корректив и дополнение к античному идеалу красоты и уравновешенной меры. Антропоцентричность эллинской культуры и теоцентричность библейской культуры. Определяющее значение библейской эстетики для ряда эпох европейской культуры (барокко, романтизм, декаданс, модернизм, постмодернизм). Значение Библии не только для духовной, морально-идеологической сферы современной цивилизации, но и для развития искусства. Библия как “прародина” многочисленных архетипов, мифологем и символов, как неиссякающий источник литературных сюжетов, образов и мотивов. Библия и античность — два основных истока европейской культуры и литературы. Библейское время и античное время, их синтез в европейском времени.

Раздел I. ТАНАХ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА

Смысл акронима ТаНаХ. Структура и жанровый состав ТаНаХа. Три раздела канона – Тора (Закон), или Пятикнижие Моисеево; Невиим (Пророки); Кетувим, или Ктувим (Писания), их внутренняя структура и жанровый состав. Соединение в каноне трех родовых начал поэзии — эпоса, лирики, драмы.

Мировоззренческие основы ТаНаХа. Специфика мифологической модели мира в ТаНаХе. Языческий миф священного космоса и библейский миф Священной истории. Открытие направленного времени и исторического движения в ТаНаХе. Образ мира как “открытой системы”. Цель и смысл истории. Кардинальные отличия библейского понимания Бога от языческого восприятия богов. Идея монотеизма (единобожия). Подступы к монотеизму на горизонте культур Древнего Востока (реформа Аменхотепа IV, или Эхнатона). Окончательный и бесповоротный переход к монотеизму в древнееврейской культуре. Единый Бог как внеприродная волевая доминанта, как чистая духовность и нравственный Абсолют. Парадокс личностного восприятия Абсолюта в текстах ТаНаХа. Черты природных стихий в теофаниях. Именования Бога в ТаНаХе и тайна Тетраграмматона. Образ Бога в ТаНаХе как отражение новой ступени самосознания. Идея Союза, или Завета, между Богом и человеком, Богом и избранным народом как основополагающая идея ТаНаХа. Идея Завета и проблема свободы воли и ответственности. Завет и Обетование. Исход как “материализация” Завета. Духовное наполнение парадигмы Исхода. Идея поступательного исторического движения как стержень, связующий воедино книги библейского канона. ТаНаХ как единый религиозно-исторический эпос.

Исторические условия формирования текстов библейского канона. ТаНаХ как синтез духовного и исторического опыта еврейского народа, как воплощенная метаистория. Осмысление истории как диалога между Я и Вечным Ты (М. Бубер).

Эпоха патриархов и ее отражение в Книге Бытия. Священная история от Авраама до Моисея. Египетское рабство и Исход. Споры вокруг личности Моисея. Концепция З. Фрейда (“Человек по имени Моисей и монотеистическая релегия”) и современная библеистика. Приход евреев в Ханаан (Книга Иисуса Навина) и появление на исторической сцене народа Израиля. Борьба с ханаанеянами и филистимлянами. Первые памятники письменности на иврите. Эпоха Судей и ее отражение в Книге Судей. Специфика патриархальной демократии и харизматического лидерства Судей.

Переход к централизованному государству и история Израильского царства в 1–2-й Книгах Царств. Правление Саула. Царствование Давида. Укрепление Израильского царства и создание общеизраильской столицы – Иерусалима. Генезис мессианской идеи и ее связь с личностью и родом Давида. Правление Соломона. Строительство Иерусалимского Храма. Начало систематической записи книг Священного Писания.

Раскол Израильского царства на Северное Израильское и Иудейское (Иудею). Обострение коллизии “пророк и царь”. Борьба пророка Элияху (Илии) против засилия языческого культа Баала (Ваала). История двух царств в 3–4-й Книгах Царств. Начало пророческого движения и появление первых пророческих книг (Амос, Осия, Исаия). Деятельность пророка Йешаяху (Исаии). Религиозно-этический идеал пророков как выход из создавшегося кризиса. Падение Израильского царства под напором асирийцев (722 г. до н.э.). Реформы иудейского царя Йошияху (Иосии). Деятельность пророка Иеремии. Завоевание Иудеи Навуходоносором (596–586 гг. до н.э.), разрушение Иерусалима и Первого Храма. Вавилонское пленение. Осмысление общенациональной катастрофы как справедливого наказания Божьего и возможности изменить народную судьбу при сохранении и укреплении верности Завету с Богом.

Начало процесса канонизации Торы накануне гибели Иудеи. Роль Книги в сохранении аутентичности народа. Новые формы религиозной и духовной жизни в Вавилонском плену. Проповедь пророка Йехезкэля (Иезекииля). Исход под водительством Зеруббавеля (Зоровавеля), затем – Эзры (Ездры) и Нехемьи (Неемии). Начало эпохи II Храма и канонизация текстов Пятикнижия.

Эллинистический период древнееврейской истории. Иудея под властью Птолемеев. Возникновение Септуагинты. Иудея под властью Селевкидов. Преследования Антиоха IV Эпифана и начало Маккавейской войны. Борьба Маккавеев (Хасмонеев) против Селевкидов и собственных эллинизаторов. Хасмонейское царство. Завершение записи текстов ТаНаХа.

Завоевание Иудеи Помпеем и начало римского периода древнееврейской истории. Правление Ирода и его преемников. Генезис христианской традиции. Единство иудейской и христианской традиции и их историческое расхождение: иудеохристиане и реформы апостола Павла. Открытие Кумранских текстов в ХХ в. и документальное подтверждение генетической общности двух религиозных и культурных традиций. Саддукеи, фарисеи, ессеи. Ессеи и ранние христиане.

Великое восстание против Рима (Иудейская война) 66–73 гг. Осада Иерусалима Веспасианом и Титом. Захват Иерусалима Титом и разрушение Второго Храма (70 г.). Деятельность Йоханана бен Заккая и создание йешивы (духовной академии) в Йавнэ (Иамнии). Окончательная канонизация ТаНаХа. Восстание Бар-Кохбы (132–135 гг.) и конец древнего этапа еврейской культуры.

Деятельность масоретов и создание Масоры, или Масоретского списка еврейской Библии, – вокализованного кодифицированного текста ТаНаХа. Соотношение Масоры и Септуагинты.

Фольклорные основы ТаНаХа. Фольклорные формы, зафиксированные в каноне. Соотношение поэзии и прозы. Особенности древнееврейского стихосложения. Специфические черты библейского языка и стиля.

Эпические и законодательные тексты Торы (Пятикнижия Моисеева) и их духовные концепты. Тора как фундамент ТаНаХа и Библии в целом, как единый религиозно-исторический эпос. Проблема генезиса и становления текстов Пятикнижия. “Теория источников” (“документальная гипотеза”) Ю. Вельхаузена, ее последователи и критики. Структура Пятикнижия и жанровая специфика каждой из книг: Берешит (“В-Начале”), или Бытие; Шемот (“Имена”); Вайикра (“И воззвал”), или Левит; Бемидбар (“В пустыне”), или Числа; Деварим, или Дварим (“Слова”), или Второзаконие. “Встреча народа с Богом путем истории” (Н. Бердяев) как магистральный сюжет Торы. Идеи Завета, Обетования, Исхода. Начало мира (Книга Бытия) и начало избранного народа Божьего (Книга Исхода) в Торе.

Духовные парадигмы и поэтика Книги Бытия. Космогония Книги Бытия в контексте древних культур. Принципиальные отличия библейской космогонии от языческих космогонических представлений. Дни Творения и их символика. Суббота и его духовный и социальный смысл. Библейская антропогония. Сотворение человека и проблема свободы воли и ответственности. Притча о грехопадении как начало опыта Добра и Зла и истории как противостояния Добра и Зла. Интерпретация притчи о грехопадении в иудаизме, христианстве, исламе, мировом искусстве и литературе. Мифологические подтексты и этический смысл притчи о Каине и Авеле, ее интерпретации в искусстве и литературе. Мифологема Всемирного Потопа в контексте древних ближневосточных культур и ее новое наполнение в библейском тексте. Всемирный Потоп в осмыслении литературы и искусства. Новое начало человечества. Завет с Ноем. Заповеди сынов Ноевых и их универсальный цивилизационный смысл. Первая классификация народов и языков. Проклятье Хама и Ханаана. Архаические подтексты и духовный смысл притчи о Хаме. Притча о Вавилонском столпотворении и смешении языков и ее религиозно-философский, этический и историко-культурный смысл.

Начало избранного рода Господа. Истории еврейских патриархов — истории Завета, Обетования, Исхода. Образы праотцев — Авраама, Исаака, Иакова: мифологические архетипы, обобщенный смысл, индивидуализированность и психологическая глубина. Авраам – первый избранник Божий, “отец великого народа” и “отец множества народов”, “отец верующих”. Притча о жертвоприношении Авраама, ее религиозно-философский смысл, интерпретация в иудейской, христианской и мусульманской традициях, след в искусстве, литературе и философии (С. Кьеркегор и экзистенциалисты). Исаак – “агнец Божий” и “человек духовный”. Специфика интерпретации близнечного мифа в истории Иакова и Исава. Духовные поиски Иакова-Израиля. Женские образы в Книге Бытия: Сарра, Ревекка. Рахиль. История Иосифа как парадигма человеческой судьбы. Интерпретации притчи об Иосифе в различных религиозных традициях и ее обработки в мировой литературе.

Сюжеты и образы Книги Бытия в мировом искусстве, религиозной и светской литературе: “Житие Адама и Евы”, “Книга Адама и Евы”, “Шестодневы” Оригена, Лактанция, Евстафия Солунского, Ефрема Сирина, Василия Великого, Амвросия Медиоланского, Григория Нисского, Григория Назианзина, Иоанна Златоуста, Севериана Гевальского, Августина Блаженного, Георгия Писиды, Анастасия Синаита, Иоанна Экзарха; аллюзии на Книгу Бытия в агнлосаксонском эпосе “Беовульф”; средневековое “Действо об Адаме”; “Гептапл” (“Семиднев”) и трактат “О Сущем и Едином” Джованни Пико делла Мирандолы; поэма “Семь дней сотворения мира” Т. Тассо; поэма Дю Бартаса “Неделя, или Сотворение мира”; зиннеспел “Ной” К. ван Мандера; трагедия Т. де Бёза “Жертвоприношение Авраама”; драма Ф. Н. Фришлина “Ревекка”; драма Ш. Шимоновича “Целомудренный Иосиф”; “Adam Exul” (“Адам изгнанный”) Г. Гроция; трагедии Й. ван ден Вондела “Люцифер”, “Адам в изгнании”, “Ной”, “Братья”, “Иосиф в Дофане”, “Иосиф в Египте”; эпическая поэма Дж. Милтона “Потерянный Рай”; роман Г. Я. К. Гриммельсгаузена “Целомудреный Иосиф”; трагедия Л. Грото “Исаак”; критское “Жертвоприношение Авраама” и его различные переводы и переработки; мотивы Книги Бытия в “Мессиаде” Ф. Г. Клопштока; “Каин” Дж. Г. Байрона, “Авель и Каин” Ш. Бодлера. Мотивы Книги Бытия в лирике Р. М. Рильке, Э. Ласкер-Шюлер, Н. Закс и др. Роман Т. Манна “Иосиф и его братья” как культурологический роман-миф. Постмодернистская деконструкция библейского мифа в романе Дж. Барнса “История мира в десяти с половиной главах”.

Образы и мотивы Книги Бытия в русской поэзии: ода Г. Р. Державина “Бог”, стихотворения А. В. Кольцова “Великое слово”, “Божий мир”, “Человек”; “Подражания Корану” А. С. Пушкина, “Грехопадение” В. Г. Бенедиктова, “Осиротелый Рай”, “Жертвенник Авеля”, “Небесный огонь (Из Виктора Гюго)”, “Небесная лестница” К. Фофанова, “Иафет” А. Майкова, “Вавилон” С. Надсона, “В Землю Обетованную” В. Соловьева, “В потерянном Раю” и “Агарь” Я. П. Полонского; образы Рахили и Лии в поэзии Вяч. Иванова; “На пути под Хевроном...”, “Благовестие о рождении Исаака”, “Иаков” и “Гробница Рахили” И. А. Бунина; “Иаков” С. Соловьева, “Красота Иосифа” Ф. Сологуба, “Слезы Рахили” В. Ходасевича, “Песнь Рахили” Н. Кукольника; “Рахиль” и “Лотова жена” А. А. Ахматовой; “Вечное”, “Сон Адама”, “Адам”, “Потомки Каина” Н. С. Гумилева, “Иосиф” М. Цветаевой, “Агарь” С. Парнок, “Размышления Авраама у жертвенника” и “Последняя ночь Авраама” С. Липкина, “Исаак” и “Ревекка” Ю. Нейман и др. Поэма И. Бродского “Авраам и Исаак”. Мотивы Книги Бытия в белорусской поэзии: сказ М. Богдановича “Страцiм-лебедзь”; стихотворения Р. Бородулина из цикла “Библейские баллады” (“Ной”, “Кайнасць”, “Спакуса”), стихотворения “Год ці...”, “Хто?”, “Быў яблык...” и др.; поэма А. Рязанова “Глiна” и др.

Книга Исхода и “рождение народа как сакральной общности” (С. С. Аверинцев). Книга Исхода как исторический эпос. Судьба пророка Моше (Моисея) как парадигма духовного пробуждения и открытия собственного предназначения. Египетское рабство и Исход: конкретно-историческое и парадигмально-символическое. Историческое, религиозно-философское, духовное значение праздника Песах (Пасхи). Дарование Торы и заключение Союза между Богом и народом Израиля у подножья Синая как кульминационный момент Книги Исхода и всего Пятикнижия. Этический монотеизм Моисея. Десять Заповедей и их значение в становлении нравственного сознания человечества. Борьба пророка Моисея за свой народ: конфликт между призванием пророка и косностью толпы. Сорокалетнее блуждание в пустыне к Земле Обетованной как парадигма пути народа к истинной свободе. Осмысление образа Моисея в эпоху эллинизма (Филон Александрийский, Аристобул, Артапан, Иосиф Флавий). Развитие образа Моисея в последующей еврейской, христианской, мусульманской традициях (Аггада и Мидраши, апокриф “Вознесение Моисея”, образ Моисея в Новом Завете, “Жизнь Моисея” Григория Нисского, образ пророка Мусы в Коране). Образ первосвященника Аарона в Пятикнижии и постбиблейской культуре.

Сюжеты, образы и мотивы Книги Исхода в осмыслении последующей культуры, литературы, искусства: специфика рецепции на разных этапах историко-культурного развития. Мотивы Исхода и образ пророка Моисея в еврейском и европейском изобразительном искусстве: фрески синагоги Дура-Эвропос, пластика средневековых христианских соборов, средневековая еврейская и христианская книжная миниатюра; интерпретации в творчестве Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо, Л. Синьорелли, у Рафаэля и его учеников; “Моисей” Микеланджело, “Нахождение Моисея” Джорджоне и Паоло Веронезе, “Моисей, разбивающий Скрижали” Рембрандта, “Медный змий” Ф. Бруни; “Моисей” М. А. Врубеля и др. Образ Моисея и мотивы Исхода в музыке: оратория Г. Ф. Генделя “Израиль в Египте”, оперы Дж. А. Россини “Моисей в Египте”, А. Шёнберга “Моисей и Аарон”; оратория А. Рубинштейна “Моисей”; балет Д. Мийо “Моисей”; африканский спиричуэлс в обработке Л. Армстронга “Отпусти народ Мой...” и др.

Осмысление парадигмы Исхода и образа Моисея в западноевропейской литературе. Трагедия Иезекииля “Исход из Египта” как образец еврейской эллинистической литературы и одна из первых художественных интерпретаций образа Моисея. “Детство Моисея” Г. Сакса; трагикомедия Й. ван ден Вондела “Пасха, или Спасение детей Израилевых из Египта”; драма Ч. Дженненса “Израиль в Египте”; образ Моисея в “Мессиаде” Ф. Г. Клопштока; “Посланничество Моисея” Ф. Шиллера; “Храм” В. Гюго; образ Моисея в “Исповеди” Г. Гейне; стихотворения Р. М. Рильке “Моисей” и “Смерть Моисея”; драмы И. Розенберга “Моисей”, И. Зангвида “Моисей и Иисус”, А. Орвисто “Моисей”, Э. Леды “Моисей”; “Смерть Моисея” Р. Кайзера; роман Г. Фаста “Моисей – принц египетский”; новелла Т. Манна “Закон”. Трансформация мотивов Книги Исходв в романе М. Турнье “Элеазар, Источник и Куст”.

Мотивы Книги Исхода и образ Моисея в восточнославянских литературах: “Обетованная Земля” И. И. Козлова, “Исход” В. Г. Бенедиктова, “Когда Израиля в пустыне враг настиг...” А. Н. Апухтина, “Подражания” А. Григорьева, поэма И. Франко “Моисей”, “Дочь фараона” и “Неопалимая Купина” К. Фофанова, “Пустынный ключ” Л. А. Мея, цикл С. Фруга (“Дитя на Ниле”, “Разбитые Скрижали”, “Несгораемый Куст”, “На Синае”, “Могила Моисея”); “Неопалимая Купина” Вл. Соловьева, “Медный змей” Ф. Сологуба, “Моисей” Вл. Ходасевича, “Тора”, “Почто, о Боже, столько лет...”, “Огненный столп” И. А. Бунина, “Моисей” В. Я. Брюсова, “Неопалимая Купина”, “Пустыня” М. А. Волошина, “И вот, навьючив на верблюжий горб...” М. Цветаевой, “Красное море” Н. Гумилева, “Моисей” Г. Шенгели, “Моисей” С. Липкина, “Подражание Батыраю” Я. Козловского, “Дочь фараона” С. Пергель, “Исход” К. Михеева и др. Баллада Р. Бородулина “Сорак год”.

Законодательные книги Торы: Вайикра (Левит), Бемидбар (Числа), Дварим (Второзаконие). Тора – один из древнейших письменных сводов законов. Нарративные элементы в законодательных книгах Торы, их притчевый характер. Лирические фрагменты Второзакония (“Прощальная песнь Моисея” и “Благословение Моисея своему народу”).

Эпические и пророческие книги раздела Невиим (“Пророки”). Общая характеристика структуры и поэтики второй части канона – Пророки. Эпические книги второй части и их жанровые модификации. Жанровые отличия между эпическими книгами второй части и пророческими сочинениями.

Книга Йехошуа бин Нуна (Иисуса Навина) как образец библейского воинского эпоса. Сходства и отличия от эпических сказаний других народов. Магическая сила Слова и символика чуда. Иисус Навин как продолжатель дела пророка Моисея и суровый ревнитель веры. Значение эпизода “Собор Иисуса Навина”. Проблема свободы воли и ответственности. Реминисценции из Книги Иисуса Навина в европейской поэзии (“Собор Иисуса Навина” Р. М. Рильке, “Слово” Н. С. Гумилева и др.).

Книга Судей (Шофтим) как историческая хроника с элементами воинского эпоса. Древнейшие фольклорные пласты Книги Судей. Концепция истории в осмыслении библейского повествователя. Образы Судей – Деворы, Гедеона, Иеффая и его дочери, Самсона – и их интерпретации в мировом искусстве. Трагедия Й. ван ден Вондела “Иеффай”. Роман Л.Фейхтвангера “Иеффай и его дочь”. Образ Самсона в творчестве А. Мантеньи, Тинторетто, Л. Кранаха, А. Ван-Дейка, П. П. Рубенса. Серия картин Рембрандта о Самсоне. Трагедия Г. Сакса “Самсон”, “школьная драма” датчанина Иеронима Ранха “Пленение Самсона”, драматическая поэма Дж. Милтона “Самсон-борец”. Образ Самсона в творчестве А. де Виньи, Ф. Ведекинда, Л. Н. Андреева. Образ Самсона в лирической поэзии: “Самсон” У. Блейка, “Сампсон” Н. М. Языкова, “Самсон” И. А. Бунина и др. Образ Самсона в музыке: оратории А. Скарлатти, Г. Ф. Генделя “Самсон”, опера Ж. Ф. Рамо (на либретто Вольтера), опера К. Сен-Санса “Самсон и Далила”.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Указатель содержит информацию о литературе универсальной тематики, которая имеется в обменном фонде Национальной библиотеки Беларуси

    Библиографический указатель
    Материал расположен в соответствии с таблицами ББК для массовых библиотек. Документы передаются бесплатно в порядке поступления заказов. Для получения изданий необходимо направить письмо и заказ на имя директора библиотеки по адресу:
  2. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    5 3,4 3,5 1 Педагогика 370 8 3,5 ,5, 3 17 Основы специальной педагогики и психологии 7 18 Теория и методика обучения БЖД 33 18 18/4 8 ,7,7 8 19 Возрастная анатомия и физиология 7 1 0 Современные средства оценивания результатов обучения
  3. Учебное пособие для студентов механико-математического факультета специальностей «Механика», «Прикладная математика» (2)

    Учебное пособие
    Загузов И.С., Головинский В.Н., Калабухов В.Н. и др. Введение в специальность (Механика). Часть I. Теоретическая механика и аэрогидромеханика: Учебное пособие.
  4. Учебное издание Учебные программы и методические материалы кафедры теории и истории государства и права

    Учебно-методическое пособие
    Учебные программы и методические материалы кафедры теории и истории государства и права : учеб.-метод. пособие / сост.: А. Р. Еремин, С. В. Бочкарева, В.
  5. Учебная программа для специальности: ( рабочий вариант) Специальность 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность» (2)

    Программа
    формирование у студентов представлений об основных теоретических подходах к изучению поведения потребителей, ознакомление с современными результатами исследований поведения потребителей.

Другие похожие документы..