Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Программы детоксикации* при заболеваниях зависимости от психоактивных веществ обеспечивают контролируемую абстиненцию, по возможности сводя степень т...полностью>>
'Тематическое планирование'
Демонстрация взаимодействия тел, сложения сил; наглядные пособия, лабораторное оборудование: набор по механике . Демонстрация свободного падения тел, ...полностью>>
'Статья'
Статья 1. Осуществление правосудия арбитражными судами Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитр...полностью>>
'Закон'
Філософія релігії. Тексти для самостійної роботи студентів: Навч. посібник для студентів університету: У 2-х ч. / Автор оригінальних та упорядник зако...полностью>>

Промышленное освоение севера республики коми: современные технологии и сохранение этнокультурных ландшафтов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОМЫШЛЕННОЕ ОСВОЕНИЕ СЕВЕРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОХРАНЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ

А.В.Фридман Министр промышленности и энергетики Республики Коми

Этнокультурный ландшафт - это результат хозяйственной, культурной и экологической деятельности традиционных сообществ людей, обитающих на данной территории. Анализируя этнокультурные ландшафты в исторической перспективе их развития – от прошлого к настоящему – можно проследить, как меняется традиционная культура и жизнь людских сообществ. Такой анализ может и должен стать основой для выработки практических рекомендаций. В том числе и конкретных управленческих решений органов государственной власти в таких болезненных, «тонких» и очень важных проблемах взаимоотношения агрессивных требований современности и ранимых, подвергающихся испытаниям устоев традиционного уклада и образа жизни людей. Таким образом, во многом это проблема того, как индустриальное освоение наших северных территорий влияет на тех, для кого эти территории – не просто кладезь природных богатств, а их Родина.

Очевидно, что основой формирования традиционных форм самобытной культуры народов, населяющих Север Республики Коми (коми, ненцев, русских), являлась первичная природная среда, дававшая не только средства к существованию и определявшая спектр хозяйственной деятельности людей, но и задававшая параметры всему образу жизни населения – от верований и знаний до основополагающего для каждого человека понимания его места и значимости в мире и в обществе. Поэтому понятно, что если бесцеремонно и бездумно разрушить основу жизни людей, то сама жизнь утрачивает свои традиционные цели, правила и смысл.

Основу промышленного потенциала нашей республики всегда составляли и в будущем будут составлять природные, в том числе минерально-сырьевые ресурсы нашей территории. На их базе созданы и функционируют предприятия добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности, которые в современной экономике Республики Коми занимают лидирующее положение.

В 2010 году предприятиями добывающего комплекса Республики Коми на территории нашей республики добыто:

- угля - 13,6 миллионов тонн;

- бокситов – 1,9 миллионов тонн;

- нефти с газовым конденсатом – 13 миллионов тонн;

- свободного газа – 2,5 миллиарда кубометров.

За этими цифрами стоят не только тонны и кубометры стратегического сырья для нужд российских предприятий, не только тысячи созданных рабочих мест для жителей нашей республики, но и те реальные денежные средства, которые отчисляются предприятиями в федеральный, республиканский и местные бюджеты. И именно в расчете на эти денежные средства Правительство Республики Коми планирует и осуществляет свою региональную политику, в том числе в области социальных, культурных и этнонациональных мероприятий.

Предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых в Республике Коми, обеспечили 51% поступлений в территориальный бюджет в 2010 году из общего объема в 38,2 миллиарда рублей.

Кроме того, в Республике Коми создана и успешно реализуется практика заключения с крупнейшими компаниями, осуществляющими добычу наших природных ресурсов, специальных соглашений на уровне Правительства Республики Коми и руководства компаний о социально-экономическом партнерстве в развитии территорий, на которых работает та или иная компания. Это очень серьезные, разносторонние, емкие и контролируемые обязательства. Таким образом, объективная реальность наших дней заключается в том, что основу республиканского и ряда муниципальных бюджетов составляют обязательные и договорные денежные отчисления крупных компаний-недропользователей.

Поэтому Правительство Республики Коми осуществляет целый комплекс мер не только по поддержке и развитию существующих промышленных производств, но и инициирует приход новых ответственных и хорошо зарекомендовавших себя в российской экономике компаний на нашу территорию. Так, совсем недавно был объявлен результат конкурса на право промышленного освоения крупного шахтного поля № 3 Усинского месторождения коксующихся углей в Воркутинском районе. Победителем стало ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат». Приход этой компании в наш регион означает уверенное развитие нашей угольной промышленности на длительную перспективу, создание новых производственных мощностей по добыче 4,5 миллионов тонн угля в год, организацию свыше 1200 новых рабочих мест, развитие города Воркуты – его обеспеченное завтра.

Но, отдавая должное значению промышленности, осваивающей наши северные регионы, Правительство Республики Коми отнюдь не намерено предоставлять бизнесу карт-бланш. Бизнес должен быть ответственным. А у федеральных и республиканских органов власти есть полномочия и есть понимание того, что надо делать для контроля за последствиями промышленной деятельности. Это функции и прерогативы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Министерства промышленности и энергетики Республики Коми, Управления Росприроднадзора по Республике Коми и Управления по недропользованию по Республике Коми, администраций муниципальных образований, а также правоохранительных органов.

Среди очевидных и бесспорных «плюсов» прихода современной индустриальной цивилизации в северные регионы можно назвать следующие:

- возможности диверсификации судьбы человека – освоение новых профессий, новых знаний, приобщение к мировой культуре, освоение нового жизненного пространства;

- обеспечение человека современными возможностями медицинского обеспечения, современным уровнем образования, социальным обеспечением, новыми средствами связи, транспорта, коммуникации, получения информации;

- вовлечение традиционных промыслов и видов хозяйственной деятельности в общее хозяйство страны с появлением новых направлений и рынков сбыта продукции;

- вовлечение северных народов в сферу деятельности международных правительственных и общественных организаций, сферу активного межнационального и межгосударственного общения и сотрудничества;

- внедрение достижений человеческой цивилизации в повседневную жизнь северных народов.

Конечно, есть и диаметрально противоположные стороны и явления в этих цивилизационных процессах, а именно:

- разрушение традиционных устоев жизни – начиная от изменения природных условий традиционного хозяйствования и кончая нормами морали;

- отсутствие действенных механизмов «вхождения» северных народов в современную цивилизацию.

Исходя из этого, основной задачей органов государственной власти, а также бизнес-сообщества нашей республики должны стать разработка и практическое внедрение в сферу повседневной жизни обдуманных, взвешенных и действенных механизмов адаптации северных народов к объективным процессам индустриального освоения Севера.

Очевидна и наша общая цель: при безусловном обеспечении северных территорий всеми доступными и реальными благами современной цивилизации надо сделать так, чтобы народы имели возможность сохранить свою национальную идентичность, в том числе в сфере традиционной культуры и традиционных сфер хозяйствования.

Для достижения этой цели Правительство Республики Коми плотно сотрудничает с Министерством регионального развития Российской Федерации по вопросам поддержки коренных малочисленных народов Севера. При участии средств федерального бюджета в 2010 году было приобретено оборудование для оленеводческих факторий МО ГО «Воркута». В 2011 году планируется создание новой фактории на территории МО ГО «Инта». Реализация проекта предполагается с привлечением средств федерального и республиканского бюджета, а также ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми».

По инициативе Правительства Республики Коми приказом Росрыболовства от 17.09.2010 г. № 791 изменены Правила рыболовства, действующие на территории республики, в сторону учета интересов промышленного и любительского рыболовства.

В Удорском районе Республики Коми приступили к реализации совместного проекта некоммерческого фонда «Серебряная тайга» и ОАО «Монди СЛПК» под названием «Модельная река». В рамках проекта планируется восстановить рыбные ресурсы водоемов для сельских поселений Коми. В качестве «модельной реки» организаторы выбрали Мезень, определили очередность восстановления ее рыбных ресурсов. Они планируют помочь удорчанам сначала увеличить численность оседлых рыб, а затем возвратить в реку семгу. ОАО «Монди СЛПК» для старта проекта «Модельная река» выделило 1,2 млн. рублей.

Большое значение Правительство Республики Коми уделяет вопросам организации образовательного процесса в целях обеспечения общедоступности дошкольного и начального общего образования, организации жизни и быта детей ненецких оленеводов в соответствии с их психофизическими особенностями: требованиями охраны здоровья, защиты прав и интересов, учет национально-культурных и социально-экономических условий жизни и быта коренных народов Крайнего Севера. Так, в 1996 году в г. Воркуте было создано Государственное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Санаторная школа-интернат № 1». В учреждении разработано и реализуется программа «Тыбертя - оленеводы». Особенностью этой программы являются: сохранение народных традиций ремесла ненцев-оленеводов, учет этнических особенностей данной общности воркутинских оленеводов, повышение степени адаптации ненцев к современным социальным условиям.

В системе профессионального образования на базе Профессионального лицея № 13 г. Инта и Профессионально училища № 27 с. Щельяюр с 2001 года ведется обучение детей оленеводов Ижемского района по профессиям «Оленевод», «Хозяйка чума», «Оленевод-механизатор». Подготовлено более 100 специалистов по программам начального профессионального образования.

Ежегодно в МО ГО «Воркута» организуется вывоз детей оленеводов в тундру на период летних каникул и обратно к месту учебу. В МО МР «Ижемский» вывоз детей осуществляется при поддержке ООО «Лукойл-Коми».

Мы с вами понимаем, что Правительству республики было бы очень сложно решить целый ряд проблем без поддержки промышленных предприятий, работающих на нашей территории. Взаимодействие Правительства Республики Коми с крупными предприятиями промышленности основано на заключении Соглашений о сотрудничестве и протоколов к ним, которые охватывают все сферы деятельности предприятий на территории республики: производственную, экономическую, финансовую, экологическую и социальную.

На уровне муниципальных образований также заключаются договоры или соглашения о социальном партнерстве, которые обеспечивают сотрудничество органов местного самоуправления с промышленными предприятиями, в основном это касается обязательств в области оказания финансовой поддержки в здравоохранении, образовании, культуре и отдыхе жителей района.

В качестве примера можно вспомнить о том, что в июле 1999 года Республика Коми и ОАО «ЛУКОЙЛ» подписали первое соглашение о сотрудничестве. Это соглашение положило начало традиции, насчитывающей уже более 10 лет. За прошедшие годы аналогичные соглашения были подписаны со всеми компаниями - крупными налогоплательщиками, работающими на территории республики.

В рамках аналогичного Соглашения был подписан Договор о сотрудничестве между Правительством Республики Коми и ОАО «Газпром» по строительству системы магистральных газопроводов «Бованенково – Ухта» на период 2009-2012 годов, которым предусмотрено выделение 2 млрд. рублей на строительство объектов социального, производственного и коммунального назначения Республики Коми; из них за 2 текущих года уже освоено более 800 млн. рублей.

Хочу отметить, что все промышленные компании выполняют свои обязательства по участию в реализации социальных программ республики. Например, ежегодно предприятия нефтегазового комплекса направляют на их реализацию 250-300 млн. рублей, более половины из которых выделяет ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Эти средства направлены на ремонт детских садов и школ, учреждений здравоохранения и спорта, на отдых детей из малообеспеченных семей и сельских районов, социальную помощь гражданам. Спонсорская и благотворительная помощь, оказанная нефтегазовыми компаниями непосредственно муниципальным образованиям, коренным и малочисленным народам Севера, развитию села, составляет более 170 млн. рублей из общей суммы направленных средств.

В то же время, предприятия оказывают социальную поддержку и своим работникам, членам их семей, пенсионерам и ветеранам труда предприятия. По предварительной оценке, крупные компании нефтегазового комплекса республики в 2010 году обеспечили социальные выплаты на одного работника в год не менее 30 тысяч рублей.

Участие в социальных программах республики принимают не только крупные компании. На осуществление благотворительной помощи и реализацию социальных программ региона направляют средства малые и средние нефтяные компании: ООО «НобельОйл», ЗАО «Чедтый нефть», ООО «Динью», ООО «Речер-Коми».

Республика стремится обеспечивать режим максимального благоприятствования всем компаниям, которые работают по установленным правилам. Мы верим в большое будущее нашего сотрудничества и готовы сделать все зависящее от нас для продвижения по этому пути. Для этого есть могучий природный и экономический потенциал, великолепные кадры высококвалифицированных рабочих, специалистов и управленцев. Есть работоспособная система органов государственной власти.

В заключение хочу отметить, что область любых взаимоотношений, затрагивающих непосредственные интересы людей, всегда вскрывает непростые и болезненные для всех сторон проблемы. Особенно когда такие взаимоотношения касаются основополагающих для человека принципов – его мировоззрения и его традиционного уклада жизни.

Несомненно, что промышленное освоение Севера нашей республики затрагивает коренные интересы проживающих здесь народов и объективно порождает непростые проблемы. Их надо осознавать, изучать и искать пути решения. Именно в этом заключается совместная задача государственной власти, общественности, науки и бизнеса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственного Совета Республики Коми 9 30 открытие конференции пленарное заседание

    Заседание
    В.В.ПРОЗОРОВСКИЙ, к.и.н., доцент, первый заместитель председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Российской Федерации
  2. Библиографический указатель изданий Коми научного центра Уро ран 2001-2005 гг

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель изданий Коми научного центра УрО Российской академии наук: 2001-2005 гг. (в 2-х частях) / Научная библиотека Коми научного центра УрО РАН.
  3. Рочев двухкратный рекордсмен Коми асср и рсфср по лёгкой атлетике, чемпион Коми по летнему многоборью и двухкратный чемпион Республики по зимним видам спорта

    Документ
    В дни празднования юбилея государственности Коми в Ижме будут чествовать людей, которые внесли огромный вклад в развитие района и республики 2006/08/04
  4. Она характеризует пути развития инфраструктуры федерального значения на территории Северо-Запада, условия реализации стратегических проектов

    Документ
    Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года определяет перспективные ориентиры и направления развития социально-экономического комплекса общерегионального значения, а также
  5. А. Н. Пилясов директор центра экономики Севера и Арктики

    Документ
    Грибанов В.В. - доктор политических наук, профессор, ректор Коми республиканской академии государственной службы и управления, заслуженный работник Республики Коми.

Другие похожие документы..