Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Одиниця виміру: грн коп. Форма складена: за загальним, спеціальним фондом (необхідне підкреслити). Показники КЕКВ та/або ККК Код рядка Дебіторська за...полностью>>
'Элективный курс'
Удовлетворение потребности людей в полноценных продуктах питания – важнейшая задача любого общества. Животноводство обеспечивает производство высокок...полностью>>
'Документ'
Недавно я была на спектакле в театре имени Моссовета и вернулась домой полная ярких впечатлений. Перед началом спектакля я получила истинное эстетиче...полностью>>

Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» (7)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Программа дисциплины

Модели человека в структуре экономической мысли

Москва

2003

Программа дисциплины «Модели человека в структуре экономической мысли» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (магистра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Автор (составитель) Калмычкова Елена Николаевна

Московский государственный университет. Экономический факультет.

Магистратура. Специальный курс.

Модель человека в структуре экономической мысли.

Спецкурс рассчитан на слушателей программы магистров «Экономическая теория» экономического факультета 2 года обучения, специализации «История экономики и экономических учений».

От слушателей спецкурса требуется знание основ микроэкономики и макроэкономики на вводном и промежуточном уровне, экономической истории, истории экономических учений, институциональной теории. Объем спецкурса - 24 часа.

Основные формы обучения: лекции и беседы со слушателями.

Аннотация

Спецкурс ставит своей целью рассмотрение важнейшей методологической проблемы современной экономической науки: характера отражения человека, его целей и мотивов деятельности, оценок благ и ресурсов в экономической теории. При построении экономической модели человек является как объектом изучения, так и частью методологических предпосылок. Особое влияние на экономическую теорию оказывают моральные, идейные и религиозные установки самих авторов экономических моделей.

Приступая к изучению экономической реальности, авторы экономических теорий уже имеют в виду определенные предпосылки поведения человека. Они руководствуются не индивидуальными особенностями данного человека, а общими установками, свойственными культуре, традициям данного этноса. Влияние этих установок на выработку тех или иных подходов к изучению экономической реальности может быть весьма сильным, определяющим как условия исследования, так и направления основных выводов, особенно при нормативных подходах к теоретическим построениям. Возникает проблема выявления места и значения этих установок для формирования экономических воззрений, построения определенной экономической теории.

В курсах экономической теории, экономической истории и истории экономических учений , а также прикладных экономических дисциплин представления авторов различных теорий о человеке, его месте в экономике затрагиваются вскользь, или им не уделяется достаточно много места. Иногда это делается специально, для того, чтобы нивелировать различия в методологических предпосылках и создать картину непрерывного развития определенной экономической доктрины. В частности, неоклассической теории, основанной на аксиомах ограниченности, рациональности, максимизации полезности и равновесия.

Современная неоклассическая экономическая теория, как правило, исходит из модели экономического человека как основного методологического принципа. Модель экономического человека вобрала в себя все основные аксиомы неоклассики, согласно этой модели в экономической теории учитываются только полностью рациональные человеческие действия. Экономический человек предстает как полностью информированная личность, которая может оценивать любые блага, давая количественную оценку как выгодам, так и издержкам, максимизировать общую полезность любого набора благ, искать и изобретать новые комбинации благ.

В экономической литературе в последние десятилетия развернулась полемика о том, применима ли эта модель для изучения социально – экономических теорий античности или средневековья. Согласно неоклассическому подходу, теории, которые не выдвигают модели, основанные на данных аксиомах, например, воззрения исторической школы, американского институционализма и некоторых других школ, не могут считаться собственно экономическими теориями. Вместе с тем, строгое следование модели экономического человека, делает затруднительным рассмотрение эволюции экономических учений в условиях смешанных общественных систем, господства нерыночных институтов, переходных систем и т.д.

Спецкурс ставит своей задачей отдельное и подробное рассмотрение исторического процесса эволюции моделей человека, а также полемики вокруг понимания личности среди представителей разных экономических школ в настоящее время.

Учебная задача курса:

  • развитие и углубление навыков самостоятельного анализа методологии и содержания экономических теорий различных школ и направлений на базе логического и исторического подходов к истории экономической науки;

  • изучение закономерностей развития методологии экономической науки, ее познавательных возможностей, когнитивной ценности;

  • обучение методам самостоятельной оценки применимости различных теоретических (позитивных и нормативных) подходов к характеристике конкретных исторических процессов в области экономики.

Прослушав данный спецкурс, студент должен знать:

  • основные модели поведения человека, предложенные античными, средневековыми авторами, а также классиками политической экономии;

  • историю создания модели экономического человека;

  • связь данных моделей с традициями Античности и Западного Средневековья;

  • роль новаторских подходов эпохи Просвещения в выработке модели человека в классической политической экономии;

  • связь утилитаристской этики, позитивизма Х1Х века с выработкой модели экономического человека;

  • методологические возможности и ограничения применения модели экономического человека.

Изучив материал спецкурса, студент должен уметь:

  • анализировать модели человека в социально - экономических теориях различных исторических периодов и авторов;

  • оценивать степень влияния на модель человека этических, религиозных и философских воззрений, характерных для данной эпохи и данного автора;

  • показать влияние данной модели человека на методику и теоретические построения определенного автора, на соотношение позитивных и нормативных установок в анализируемой экономической доктрине.

Методы контроля.

В ходе изучения спецкурса проводится текущий контроль в форме опросов, докладов и рефератов (письменный текст). По завершению курса проводится устный экзамен. Общая оценка складывается по сумме баллов за работу в группе, реферат и ответ на экзамене.

Критерии оценки:

  • работа в группе 24 балла ( по 4 балла за занятие);

  • реферат 40 баллов;

  • экзамен 60 баллов.

Соотношение с пятибалльной системой:

От124 до 100 баллов – 5

От 99 до70 баллов – 4

От 69 до 44 баллов – 3

Ниже 44 баллов – 2.

Структура курса:

Тема 1. Структура личности в представлениях философов Античности. Структура личности средневекового человека в христианской моральной философии. 4 час.

Тема 2 Особенности воззрений на личности в эпоху Ренессанса. Новое время : философия рационализма и формирование модели экономического человека. 4час.

Тема 3. Основное содержание модели экономического человека в классической политической экономии. Утилитаризм и развитие идеи экономического человека в трудах Дж. Ст. Милля. 4 час.

Тема 4. Модель человека в “ Капитале “ К. Маркса.2 час.

Тема 5 ‘Маржиналистская революция” и формирование субъективизма. 2 час.

Тема 6. Представления о человеке в рамках Исторической школы в Германии и американского институционализма. 4 часа

Тема 7 А. Маршалл и кембриджская школа о рациональном поведении человека. 2 час.

Тема 8.Основные психологические законы Дж. М. Кейнса. 2 час.

Литература ко всему спецкурсу.

1.Автономов В. С. Модель человека в экономической науке. Спб. 1998.

2. Агапова И.И. Экономика и этика: аспекты взаимодействия. М. 2002.

3. Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов и аксиом американской школы. \\ Thesis. 1994, выпуск 5.

4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М. 1995.

5. Жид Ш. Рист Ш. История экономических учений М. 1995

6. Козловски П. Этическая экономия. СПб. 1998.

7.Макашева Н. А. Этические основы экономической теории М. 1993.

8. Мир человека. \\ Thesis. 1993, выпуск 3.

9. Такаши Негиши История экономической теории. М. 1995.

10. Шумпетер.Й. История экономического анализа. С.Пб. 2001.в 3-х томах.

11. Эспинас. А. История экономических учений. СПб. 1998.

Содержание спецкурса.

Тема 1. Структура личности в представлении античных философов. Представления о закономерностях поведения человека в философии Платона. Первая модель “ идеального общества” как разработка идеальных типов человека. Понятие о справедливости, этических и эстетических установках в научной системе Аристотеля. К. Поланьи и его оценка взглядов Аристотеля. Влияние моральной философии античности на формирование экономических представлений Средневековья и Нового времени.

Средневековая моральная философия и структура человеческой личности. Основные черты средневекового сознания : универсализм, иерархичность и символизм. Моральная философия и обоснование принципов абсолютной этики. Соотношение абсолютной и утилитарной этики в работах Аврелия Августина, Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского, мейстера Экхарда, Николая Орезма. Экономические взгляды схоластов и их последователей. «Модель человека в структуре экономической мысли».

Литература к теме 1 Структура личности в представлениях философов Античности. Структура личности средневекового человека в христианской моральной философии.

Основная:

1.Агапова И Экономика и этика Аспекты взаимодействия. М.2002.Очерк 1.

2.Такаши Негиши. История экономической теории. М. 1995. С.13 – 21.

3. Шумпетер. Й. История экономического анализа. СПб 2001.т. с.с.41 – 58. Главы 1,2. Части 2.

4. Эспинас А. История экономических учений. СПб. 1998 гл. 1,2.

5. Козловски П. Этика капитализма. СПб. 1998. С. 48 – 68

Дополнительная:

  1. Аристотель Никомахова этика.

  2. Ансельм Кентерберийский. Сочинения.

3. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. Спб. 1995.

  1. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. Спб 1996.

  2. Калмычкова Е. Экономические представления средневековых мыслителей как отражение структуры сознания средневекового человека. В. сб. Очерки экономической антропологии. М. 1999.с.с. 94 – 110.

5. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности. Спб. 1997.

6. Красильщиков В.А. Превращения доктора Фауста.М. 1994.

7. Поппер К. Открытое общество и его враги. М. 1992.

8. Платон Соб соч. т.т. 1.2.3. м. 1993.

9. Розинская Н. Методологические проблемы экономической антропологии. В сб. Очерки экономической антропологии. М. 1999 г. с.с.78 – 94.

9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда М. 1991

10. Фома Аквинский. Сочинения. М. 2002.

11. Майстер Экхарт Духовные проповеди. М. 1991.

12. Эшли У. Экономическая история Англии в связи с экономической теорией. М. 1897 г.

14. Polanyi K/ The Great Transformation. Boston. 2001.

13.St. Thomas Aquinas. Summa Theologica. QQ. 77-79. London 1918.

Вопросы для повторения к теме 1.

  1. В чем принципиальные отличия воззрений на социальную природу человека античных авторов и сторонников модели экономического человека?

  2. В чем заключается сходство и отличия этических представлений Платона и Аристотеля?

  3. В чем принципиальные отличия воззрений на социальную природу человека античных авторов и сторонников модели экономического человека?

  4. В чем заключается сходство и отличия этических представлений Платона и Аристотеля?

  5. Как отразились представления Платона о природе человека на его идеях общественного устройства?

  6. Почему экономические идеи Аристотеля развиваются в рамках Никомаховой этики?

  7. Можно ли считать рациональным экономическое поведение и принятие решений человеком в социальной системе Аристотеля?

8 Можно ли считать Фому Аквинского и канонистов предшественниками А. Смита в создании модели экономического человека?

  1. Какое влияние оказали идеи Аристотеля на учение схоластов и почему?

  2. Можно ли сказать, что в учении схоластов формируется научный метод будущей экономической науки?

  3. Почему, на Ваш взгляд, за отправную точку в изучении научного метода Й.Шумпетер взял именно учение схоластов?

  4. Как связан метод научного исследования средневековых ученых с их представлениями о человеке и его социальной природе?

  5. Можно ли считать избранный средневековыми учеными подход рациональным?

  6. Как формируется учение о ценности (стоимости) в трудах Фомы Аквинского?

  7. Как формирование учения о ценности связано с учением о социальной природе человека и научном методе исследования у Фомы Аквинского?

Тема 2 Особенности взглядов философов - гуманистов эпохи Ренессанса на природу человека. Человек как творец. Воззрения на мотивы и интересы творческой личности и пути ее самореализации. Динамизм и титанизм личности в эпоху Возрождения.

Н. Макиавелли и его идеи личности человека и гражданина. Позитивные взгляды и природу человека, и нормативные установки в поведении гражданина.

Начало формирования экономической науки как специальной области гуманитарного знания в трудах первых меркантилистов.

Новое время. Создание первых экономических теорий, не связанных с моральной философией.

Философия нового времени и представления о рациональном индивиде. Понятие морально неориентированной свободы, развитие позитивизма в науке.

Возникновение идеи о “ собственном интересе” и “эгоизме” как основах поведение человека. Идеи Дж. Гобса, Дж. Локка, Мандевиля и др. и их влияние на формирование экономических взглядов поздних меркантилистов, У. Петти, Р. Кантильона и др.

Отражение взглядов эпохи Просвещения на свободу и естественных закон в трудах физиократов. Естественный закон как основа поведения человека, формирования его целей и средств их достижения.

Литература к теме 2 Особенности воззрений на личности в эпоху Ренессанса. Новое время : философия рационализма и формирование модели экономического человека.

Основная:

1.Агапова И Экономика и этика Аспекты взаимодействия. М.2002.Очерк 2,3.

2.Такаши Негиши. История экономической теории. М. 1995. Гл 1.

3. Шумпетер. Й. История экономического анализа. СПб 2001.т. с.с.60 – 87.. Главы 3. Части 2.

4. Эспинас А. История экономических учений. СПб. 1998 гл. 3,4

5. Козловски П. Этика капитализма. СПб. 1998. С. 48 – 68

Дополнительная:

1. Антология зарубежной классики . т.т. 1,2. М. 1991.

2. Баткин Л.М. Итальянское возрождение: проблемы и люди, М. 1995.

3. Бахтин М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М. 1990.

4. Гоббс.Т. Левиафан. Соч. в 2 х томах. М. 1991. т. 2

5.Локк. Дж. Опыты о законе природы. Два трактата о правлении. Книга вторая. В Локк. Дж. Сочинения . т. 3 М. 1988.

  1. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М. 2002.

  2. Мандевиль Б. Басня о пчелах. М. 1978.

  3. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М. 1979

9. Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары// Thesis.1993 весна.

  1. Франклин Б. Избранное. М. 1960.

  2. Кенэ Ф. Экономическая таблица. В. Кенэ Ф. Сочинения. М. 1964.

Вопросы для повторения.

1. Сочетание религиозности и творчества в идеях Возрождения.

  1. Можно ли считать Макиавелли основателем позитивного исследования природы человека?

  2. В чем сходство и различие в представлениях о человеке во взглядах средневековых ученых и деятелей эпохи Возрождения?

  3. Можно ли считать идеи Возрождения непосредственным продолжением и развитием взглядов Средневековья? Ваше мнение об идее «долгого Средневековья» Ж. Ле Гофа.

  4. В чем выражается преемственность понимания природы человека ученых Нового времени в ученых Средневековья? Возрождения?

  5. Сочетание нормативных и позитивных подходов в исследованиях человека в эпоху Возрождения. ( Альберти, Вазари).

  6. Существует ли «оборотная» сторона титанизма? ( Взгляды А. Лосева, М. Бахтина, Л. Баткина).

  7. Доктрина естественного закона в теориях Нового времени.

  8. Как понимали естественный закон в эпоху Возрождения?

  9. Модель рационального человека Нового времени и ее связь с доктриной естественного закона.

  10. Рационализм Нового времени и религиозность: сочетаемы ли они?

  11. Каково место нормативных теорий и подходов в воззрениях Нового времени относительно природы человека? (По работам Т. Гоббса, Дж. Локка).

  12. В чем состоит новаторство подходов Б. Мандевиля к трактовке природы человека и механизма функционирования общества?

  13. Как отразились представления о человеке Нового времени в экономических системах В. Петти, Р. Кантильона?

  14. Рационализм поведения человека и новая система ценностей в работах Б. Франклина.

  15. Доктрина естественного закона и представление об экономических агентах в учении о воспроизводстве «чистого продукта» Ф. Кенэ.

Тема 3. А. Смит и его “ Теория нравственных чувств”. Отражение этических теорий Смита в его трактовке экономического человека. Экономический человек как отражение законов природы и общества.

Трактовка страстей человека и его общественного поведения в теории Т. Мальтуса.

Д. Рикардо как создатель абстрактной модели экономического человека, его предпосылки об интересах и целях человека.

Утилитаризм И. Бентама и развитие идеи экономического человека. Выявление универсальных сил, управляющих человеческим поведением. Проблема измерения и сравнения благосостояния людей.

Дж.Ст. Милль как последователь и критик утилитаризма. Мотивация человеческого поведения как через действие естественного закона, так и через моральные требования общества. Абстрактная модель экономического человека как односторонняя концепция человека. Связь представлений о человеке с проектами реформирования общества Дж. С. Миля.

Литература к теме 3. Основное содержание модели экономического человека в классической политической экономии. Утилитаризм и развитие идеи экономического человека в трудах Дж. Ст. Милля.

Основная:

1.Агапова И Экономика и этика Аспекты взаимодействия. М.2002.Очерк 4.

2. М. Блауг. Экономическая мысль в ретроспективе. М. Дело 1997 гл. 4

2.Такаши Негиши. История экономической теории. М. 1995. Гл 3, 4

3. Шумпетер. Й. История экономического анализа. СПб 2001.т. с.с.60 – 87.. Главы 4,5. Части 2.

4. Эспинас А. История экономических учений. СПб. 1998 гл. 5

5. Козловски П. Этика капитализма. СПб. 1998. С. 90 – 120.

Дополнительная:

1.Антология экономической классики. М. 1991. Т. 1, 2.

В антологии представлены

Работы А. Смита, Т. Мальтуса, Д. Рикардо.

2. Сисмонди С. Новые начала политической экономии. СПб 1903.

3. Милль Дж. С. Основы политической экономии М. 1980. В 3 –х томах.

  1. Милль Дж. С. О свободе. Спб 1889.

  2. Милль Дж. С. Утилитаризм СПб 1888.

  3. Смит А. Теория нравственных чувств. М. 1999.

  4. Юм. Д. О природе человека.

Вопросы для повторения.

  1. Как формировалась теория экономического человека А. Смита? Роль теории Д. Юма в формировании концепции человека А. Смита.

  2. Сравнение подхода А. Смита в «Теории нравственных чувств» и в «Богатстве народов».

  3. А. Смит об основных склонностях человека.

  4. Выделение черт «экономического человека» как предпосылок экономической теории А. Смита.

  5. Роль модели «экономического человека» в анализе факторов роста общественного богатства.

  6. Роль модели «экономического человека» в выработке доктрины либерализма классиками политической экономии.

  7. Изменения, внесенные в модель «экономического человека» последователями А. Смита.

  8. Какова роль закона народонаселения Т. Мальтуса в уточнении понятия «экономического человека»?

  9. Как повлияло иное представление об «экономическом человеке» на теорию «третьих лиц» Т. Мальтуса?

  10. Согласуются ли предпосылки модели «экономического человека» с теорией кризисов Сисмонди?

  11. Как модифицируется модель «экономического человека» в теории Д. Рикардо?

  12. Ж.Б. Сэй и модель предпринимателя. Является ли предприниматель «экономическим человеком» по А. Смиту?

  13. Переосмысление рационализма и утилитаризма Дж. С. Миллем.

  14. В чем заключается понятие человека «социального» Дж. С. Милля? Почему Милль отказался от традиционной доктрины «экономического человека» и бентамовского понимания утилитаризма?

  15. Какова роль государства в формировании личности согласно учению Дж. С. Милля?

Тема 4. Модель человека в “ Капитале” К. Маркса. Человек как производительная сила и как цель производства.

Проблема отчуждения в философской системе К. Маркса. Теория товарного фетишизма и овеществления человеческих отношений в “Капитале”.

Функциональный подход к человеку в марксистской экономической теории. Проблема персонификации общественных функций в фигурах капиталиста и пролетария.

Взгляды К. Маркса на человека с точки зрения будущего общества: социализм и свобода личности.

Литература к теме 4. Модель человека в «Капитале» К. Маркса.

Основная:

1.Агапова И Экономика и этика Аспекты взаимодействия. М.2002.Очерк 6

2. М. Блауг. Экономическая мысль в ретроспективе. М. Дело 1997 гл.6

2.Такаши Негиши. История экономической теории. М. 1995. Гл 6

3. Шумпетер. Й. История экономического анализа. СПб 2001.т. с.с.60 – 87.. Главы 3. Части 2.

4. Эспинас А. История экономических учений. СПб. 1998 гл. 6

Дополнительная:

  1. Агг. А. Мир человека как субъекта производства. М. 1984.

  2. Гегель. Г.

  3. Кант И.

  4. Маркс К. Капитал. Т. 1 гл. 1,2, 3, 4, 5.Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е издание. Т. 23.

  5. Маркс К. Немецкая философия. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2 –ое издание. Т 20.

  6. Сэв Л. Марксистская теория личности. М. 1971.

  7. Фихте Г. Факты сознания. М. 2001.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» (4)

    Программа
    Программа дисциплины «История социологии» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие
  2. Проект развития образования программа "Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах"

    Программа
    Программа дисциплины «История экономических учений» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие профессиональные
  3. Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» (1)

    Программа
    Программа дисциплины «Национальное счетоводство» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра) по циклу «Общие гуманитарные
  4. Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» (2)

    Программа
    Программа дисциплины «Сравнительный анализ экономических систем» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие
  5. Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» (5)

    Программа
    Программа дисциплины «Экономическая история» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие

Другие похожие документы..