Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Победы русского оружия над врагами Отечества издревле широко отмечались в России. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавал...полностью>>
'Контрольные вопросы'
Физиология нервов и мышц. Физиология ЦНС. Составители: Ошевенский Л.В., Дерюгина А.В., Крылова Е.В., Таламанова М.Н., Бесчастнова Е.С. - Нижний Новго...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Российской медицинской академии последипл...полностью>>
'Документ'
АЭРОБНЫЕ МИКРООРГАНИЗМЫ - (от греческого aer -воздух, bios- жизнь) организмы, которые могут нормально существовать только при наличии свободного кисло...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «физиология и биохимия бактерий» Код дисциплины по учебному плану дс. Р. 9

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

«Утверждаю»

_____________________

Проректор по учебной работе,

проф. И. Н. Гутник

«____»_____________20____г.

Биолого-почвенный факультет

Кафедра микробиологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «ФИЗИОЛОГИЯ И БИОХИМИЯ БАКТЕРИЙ»

Код дисциплины по учебному плану ДС.Р.9

Для студентов специальности 020209.65 «Микробиология»

г. Иркутск

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель курса: дать представление об особенностях физиологии бактерий, т.е. о тех физических, химических и биологических процессах, которые происходят внутри бактериальной клетки, а также вне клетки (в окружающей среде), но под ее воздействием.

Задачи курса:

  1. Познакомить студентов с эволюцией и систематикой бактерий, основанных прежде всего на их физиологических свойствах.

  2. Рассмотреть наиболее важные аспекты теории и практики культивирования бактерий.

  3. Разобраться в особенностях ферментов бактерий, в том числе, уникальных микробных ферментов, а также зависимости интенсивности ферментных реакций от химических и физических факторов культивирования продуцентов.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Этот курс читается студентам, выбравшим специальность «Микробиология». Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, подчинены достаточно важной проблеме: студенты должны понять ту ключевую роль, которую микроорганизмы играют в биосфере благодаря своим физиологическим свойствам, в том числе уникальным характеристикам.

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

для студентов очного отделения

Темы, разделы

Всего

часов

Виды подготовки

Самостоятельная

работа

Лекции

Практи-ческие

занятия

Самост. работа студентов

КСР

1

Тема 1. Предмет и методология дисциплины.

10

4

-

6

-

2

Тема 2. Эволюция бактерий и направление в современной систематике бактерий.

23

10

-

12

1

3

Тема 3. Теория и практика культивирования бактерий.

26

14

-

12

-

4

Тема 4 . Энзимы бактерий, их особенности. Некоторые аспекты бактериального использования.

21

8

-

12

1

ИТОГО

80

36

-

42

2

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Общее (по всем темам)

Тема 1. Предмет и методология дисциплины.

Что изучает физиология бактерий. Основные направления исследований, связь с другими науками. Методология дисциплины. С чем связано возникновение физиолого-биохимического направления в бактериологии.

Тема 2. Эволюция бактерий и направление в современной систематике бактерий.

Эволюция бактерий с точки зрения их конструктивного и энергетического обмена. Разные направления в систематике бактерий: систематика, основанная на физиолого-биохимических свойствах, нумерическая таксономия, геносистематика. Что такое вид у бактерий с точки зрения современных научных знаний.

Тема 3. Теория и практика культивирования бактерий.

Метаболизм, рост, развитие и размножение бактерий. Связь между ними. Рост особи и культуры, измерение их роста. Время генерации и скорость роста бактерий. Периодическая, непрерывная и синхронная культуры. Варианты и способы культивирования бактерий.

Тема 4. Энзимы бактерий, их особенности. Некоторые аспекты бактериального использование.

Ферменты микроорганизмов, их особенности. Продуценты ферментов и их практическое использование. Ферменты углеводного обмена. Цитазы, пектиназы, протеолитические ферменты микробного происхождения, липаза, аспарагиназа, нуклеазы, глюкооксидаза, каталаза и др. ферменты. Редкие и уникальные ферменты, продуцентами которых являются микроорганизмы. Селекция продуцентов ферментов. Практическое значение и использование микробных ферментов. Иммобилизованные микробные ферменты, их практическое применение. Химический аспект адаптационной изменчивости бактерий. наследственная изменчивость. Биохимические соотношения: организм-хозяин – паразит. Геохимическая деятельность бактерий.

    1. Темы семинарских занятий (не предусмотрены учебным планом)

3.3. Тематика заданий для самостоятельной работы

  1. Типы бактериальной изменчивости (адаптационная, генотипическая – мутационная, комбинативная. Роль плазмид. Селекция промышленных штаммов).

  2. Явление L-трансформации и диссоциации у бактерий.

  3. биохимичские соотношения: организм-хозяин – паразит (факторы. Способствующие проникновению и размножению бактерий в тканях и жидкостях восприимчивого организма).

  4. Понятия «патогенность», «вирулентность», «паразитизм». Обменные особенности и патогенность бактерий. Биохимические изменения, которыми сопровождается развитие патогенных бактерий в тканях и жидкостях макроорганизма.

  5. Мембраны бактерий и дыхательная цепь: структурная, молекулярная организация, химический состав, функции.

  6. Геохимическая деятельность бактерий, характеристика основных групп микроорганизмов месторождений полезных ископаемых.

  7. Микробное выщелачивание цветных редких и благородных металлов из руд.

  8. Математические методы оценки результатов микробиологических исследований (основные понятия теории вероятностей. Определение основных понятий, применяющихся при статистической обработке данных. Нахождение доверительных интервалов. Оценка достоверности различий между двумя выборочными совокупностями).

  9. Термофильные бактерии, их классификация, физиологические особенности и практическое использование.

  10. Иммунохимические особенности бактерий. Разнообразие методов, основанных на антигенных свойствах бактерий.

  11. Типы бактериальной изменчивости.

  12. Явление L-трансформации у бактерий.

  13. Понятия «патогенность, вирулентность и паразитизм». Обменные особенности и патогенность бактерий.

  14. Иммобилизованные ферменты бактерий, способы иммобилизации, практическое использование.

  15. Антигенные особенности бактерий.

  16. Иммунохимические методы в диагностике инфекционных заболеваний.

  17. Использование серологических методов в дифференциации и идентификации бактерий.

  18. Мезофильные, термофильные, психрофильные и галофильные бактерии, их физиологические особенности.

  19. Архебактерии, их отличительные свойства в сравнении с эубактериями.

3.4. Примерный список вопросов к зачету

  1. Предмет физиологии бактерий. Основные направления исследований, связь с другими науками, методы исследований, достижения.

  2. Некоторые методологические особенности развития физиологии бактерий в ХХI веке. Перспективы развития.

  3. допастеровский период развития микробиологии. Основоположник физиолого-биохимического направления в микробиологии. Выдающиеся исследователи этого направления (их вклад).

  4. Эволюция бактерий (с точки зрения их конструктивного и энергетического обмена).

  5. Нумерическая таксономия бактерий.

  6. Геносистематика бактерий.

  7. Рост. Развитие и размножение бактерий.

  8. Рост особи и культуры, измерение их роста.

  9. Чистые культуры и их значение.

  10. Периодическая культура: понятие, фазы роста.

  11. Время генерации, его вычисление.

  12. Скорости роста: валовая (абсолютная), удельная (относительная) - понятия, вычисление.

  13. Проточное (непрерывное) культивирование – общие сведения, сущность принципа.

  14. Хемостат: принцип метода, примеры математического моделирования (математические модели концентрации лимитирующего рост субстрата и ингибирующего метаболита).

  15. Турбидостат: принцип метода, авторы, в каких процессах можно использовать.

  16. рН-стат и оксистат: сущность методов, их характеристика.

  17. Техническое оформление процессов роста микроорганизмов на протоке. Возможности проточной культуры.

  18. Особенности ферментов микроорганизмов.

  19. Продуценты микробных ферментов, их практическое использование.

  20. Ферменты углеводного обмена: функция, продуценты, практическое использование.

  21. Цитазы, пектиназы, протеолитические ферменты микробного происхождения: функция, применение.

  22. Липаза, аспарагиназа, нуклеазы, глюкооксидаза, каталаза: функции, использование.

  23. Использование микробных ферментов в виде смесей, а также в качестве лекарственных препаратов.

  24. Селекция микроорганизмов-продуцентов ферментов.

  25. Промышленная технология получения ферментов: питательные среды, используемые для культивирования ферментов, методы выращивания продуцентов в условиях производства.

  26. Параметры, нуждающиеся в контроле и регуляции в процессе производства ферментов. Получение неочищенных ферментных препаратов.

  27. Получение сиропов (сгущение культуральной жидкости), способы концентрирования ферментного раствора, высушивание и хранение. Получение высокоочищенных ферментов.

  28. Иммобилизованные ферменты (на примере использования иммобилизованной пенициллинамидазы): химизм катализируемого процесса, преимущества использования иммобилизованного фермента.

  29. Применение иммобилизованных ацилаз, аспартазы. Глюкозоизомеразы, тирозиназы. Перспективы использования иммобилизованных ферментов.

  30. Фенотипическая изменчивость бактерий.

  31. Мутационная и комбинативная изменчивость. Роль плазмид в изменчивости бактерий.

  32. Понятия «паразитизм», «патогенность» и «вирулентность». Факторы патогенности.

  33. Химический состав и структурная организация мембранного аппарата у грамположительных и грамотрицательных бактерий.

  34. Функциональные особенности мембранных структур бактерий.

  35. Микробное население (бактерии месторождений цветных, редких и благородных металлов).

  36. Роль микроорганизмов в растворении золота. Что известно о механизме процессов, осуществляемых микроорганизмами.

  37. Микроорганизмы (какие), обладающие способностью усваивать тяжелые металлы, механизм процесса, практическое значение.

  38. Классификация бактерий в зависимости от отношения к температуре. Классификация термофильных бактерий.

  39. Особенности термофильных бактерий (молекулярный аспект).

  40. Основные понятия теории вероятностей (события, вероятность, уровнь вероятности, уровень значимости, варианта, среднее арифметическое, квадратичные ошибки).

  41. Нахождение доверительных интервалов.

  42. Антигены бактерий – иммунологическая оценка (полноценные, гаптены, специфичность, разнообразие).

  43. Методы идентификации бактерий, основанные на антигенных свойствах.

  44. Взаимоотношения: организм-хозяин – паразит; иммунные особенности человека.

  45. Токсины бактерий, их природы, локализация, классификация. Значение.

  46. Факторы окружающей среды и реакция микроорганизмов на воздействия этих факторов.

  47. Механизм переноса растворенных веществ через клеточную стенку и цитоплазматическую мембрану.

  48. Аэробное и анаэробное дыхание.

  49. Получение энергии за счет неорганических веществ и за счет видимого света.

  50. Биосинтез нуклеиновых кислот и белков.

  51. Регуляция действия ферментов.

  52. Воспроизведение ядерных субстанций и рибосом.

  53. Репликация клеточной стенки.

  54. Лизогения, ее практическое значение.

  1. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Студенты выполняют и представляют рефераты по избранным темам самостоятельной работы, оценка которых осуществляется в ходе проведения занятий. Кроме того, в процессе чтения лекций преподаватель задает контрольные вопросы на предмет усвоения лекционного материала и способности связывать его с имеющимися базовыми знаниями. Это – промежуточный контроль.

Итоговым контролем является сдача зачета.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Интернет-ресурсы

  1. www.school.edu.ru

  2. www.sbio.info

Оборудование

Мультимедиапроектор, ноутбук, проектор «Оверхард».

Материалы

Иллюстративный материал, таблицы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

    1. Гусев М.В. Микробиология: Учеб. для студ. вузов / М.В. Гусев, Л.А. Минеева. - М.: Академия, 2006.

    2. Емцев В.Т. Микробиология / В.Т. Емцев, Е.Н. Мишустин. - М.: Дрофа, 2006.

Дополнительная

  1. Воробьёв А.А. Медицинская и санитарная микробиология / А.А. Воробьев, Ю.С. Кривошеин, В.П. Широбоков. - М.: Академия, 2003.

  2. Колешко О.И. Микробиология с основами вирусологии / О.И. Колешко, Т.В. Завезенова. – Иркутск: ИГУ, 1999.

  3. Нетрусов А.И. Микробиология / А.И. Нетрусов, И.Б. Котова. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.

ЛИСТ ОБНОВЛЕНИЯ

Дата

Внесенные обновления

Подпись автора

Подпись зав. кафедрой

Программу составила Талалаева Г.Б., к.б.н., доцент кафедры микробиологии биолого-почвенного факультета ИГУ __________

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры микробиологии ____________

дата

Зав. кафедрой микробиологии профессор Б. Н. Огарков __________

Согласовано: председатель УМК биолого-почвенного факультета профессор А. Н. Матвеев __________



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «микробиология молочных продуктов детского и лечебно-диетического питания» Код дисциплины по учебному плану дс. Р. 3

    Рабочая программа
    Задачи курса – охарактеризовать микробиологию сырья для получения молочных продуктов, закваски и микробиологические процессы при производстве традиционных кисломолочных детских и лечебных продуктов, микробиологию многокомпонентных
  2. Рабочая программа дисциплины «цитология микроорганизмов» Код дисциплины по учебному плану дс. Ф. 1 для студентов специальности 020209. 65 «Микробиология»

    Рабочая программа
    Задачи курса – знакомство с цитологическими методами исследования микроорганизмов, строением, химическим составом, функцией компонентов прокариотной и эукариотной клеток, способами размножения, с изменением функций и организации клеток
  3. Рабочая программа дисциплины «промышленная микробиология и биотехнология» Код дисциплины по учебному плану дс. Ф для студентов специальности 020209. 65 «Микробиология»

    Рабочая программа
    Цель курса - изучение микробиологических процессов, которые лежат в основе крупных промышленных микробиологических производств (получение пищевого и кормового белка, удобрений, ферментов, вакцин, кислот и др.
  4. Рабочая программа дисциплины «экология микроорганизмов» Код дисциплины по учебному плану дс. Ф. 8 для студентов специальности 020209. 65 «Микробиология»

    Рабочая программа
    В настоящее время экология микроорганизмов рассматривается не только как прикладная дисциплина, а, прежде всего, как теоретическая, фундаментальная дисциплина, имеющая значение для естествознания в целом.
  5. Структура самообследования (5)

    Документ
    На основании заявления ректора, решения Ученого Совета Иркутского государственного университета и Программы аттестации учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, утвержденной председателем государственной инспекции

Другие похожие документы..