Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
2. Задачи дисциплины состоят в том, чтобы сформулировать и раскрыть содержание основных понятий, связанных политико-экономическими процессами и тенде...полностью>>
'Реферат'
Свій життєвий шлях людина проходить у суспільстві. З моменту народження і до смерті її включено в соціальну сферу, яка охоплює все, що безпосередньо ...полностью>>
'Документ'
Основным потребителем природной воды является промышленная инфраструктура. Объем сточных вод агропромышленного комплекса (АПК), сброшенных в поверхно...полностью>>
'Документ'
Друга світова війна внесла вагомі корективи в репрезентативні формули сталінської культури, яка опинилась у ситуації „загроженості”. У проекції на лі...полностью>>

Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подро­стков. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Со­циальное здоровье России», 1999

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА

Запросы на социально-психологические исследования являются необходимым элементом для получения истинной картины социали­зации личности, обуславливающей изучение закономерностей пове­дения и деятельности личности, обусловленных их включением в со­циальные группы, а также психологических характеристик самих групп (Г.М.Андреева, 1988).

Механизмы конкретного взаимодействия общества и личности должны определяться на социально-психологическом уровне, а именно положение личности в группе, в системе складывающихся межлич­ностных отношений и, наконец, принятие личностью всей суммы сло­жившихся в группе нормативно-нравственных ориентации.

Системное рассмотрение влияния социальной сферы на формирующуюся личность подростка, выявление факторов, приво­дящих к асоциальным формам поведения несовершеннолетних, а так­же выявление механизмов, связывающих эти средовые факторы и личностные новообразования - все эти моменты должны учитывать­ся при проведении социально-психологических исследований.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидуальных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих те или иные формы социализации несовершеннолетних (С.А. Беличева, 1993).

Наиболее значимыми социально-психологическими характе­ристиками личности, выражающими систему ее отношений к различ­ным сторонам действительности, выступают: ценностные ориен­тации, установки, мотивационно-потребностные факторы - все те моменты, которые могут входить в сферу личностных смыслов под­ростка, можно отнести к содержательной стороне процесса социали­зации.

Функциональную сторону могут определить референтные ори­ентации, которые показывают ведущие социально-психологические механизмы процесса социализации, определяя тем самым направлен­ность социального развития подростка (С.А.Беличева, 1993, М.Ю. Кондратьев, 1994). Однако, для завершения процесса социально-психологической интеграции подрастающей личности в социокультурную реальность общества, необходимо дополнить эти два направ­ления звеном психологических образований личности, сформирован­ными существующими условиями социальной сферы. В качестве та­кого новообразования может служить самооценка у подростка, яв­ляющаяся элементов Я - позиции (Ю.Б. Гиппенрейтер, Г. Валицкас, 1990).

14

Сравнительное изучение трех сфер, определяющих условия взаимодействий личности и социальной сферы, определение факто­ров дезадаптации подростков было проведено во ВНИИ гигиены де­тей и подростков для трех категорий несовершеннолетних в возрасте 14-16лет.

Первая группа - словно называемая группой нормы,

т.е. без признаков социальной дезадаптации.

Вторая группа - группа правонарушителей,

совершивших серьезные правонарушения, inter-адаптивными нарушениями.

Третья группа - группа детей, отличающаяся

внутренними дезадаптивньми состояниями, intro-адаптивными нарушениями.

В качестве социально-психологического инструментария приме­нялся модифицированньш метод 20 позиций М.Куна, который приме­ним как в групповом, так и в индивидуальном типе психологического эксперимента.

Для определения социально-психологического статуса подростка наиболее применимыми в практике являются методы социометрии, референтометрии, применение техники построения репертуарных ре­шеток Д.Келли (М.Ю. Кондратьев, 1993). Применение метода «20 позиции М.Куна, КТО Я» в данной работе обусловлено:

предпочтительное применение проективных методов исследования при работе с подростками в силу того обстоятельства, что снимаются многие защитные механизмы при работе этими методиками,

получение комплексной информации, касающейся основных аспектов социальной ориентации у подростков этой возрастной категории.

15

МОДИФИЦИРОВАННЫЙ МЕТОД «20 ПОЗИЦИЙ М.КУНА»

Данная методика относится к классу проективных методов ис­следования личности и характеризуется прежде всего интегратив-ным подходом к ее оценке (А.Анастази, 1986). Внимание исследова­теля при работе данной методикой фокусируется на общей картине социально-психологического статуса личности и степени ее социаль­ной адаптации, а не на измерении отдельных ее свойств.

Методика обладает всеми свойствами проективных методов исследования (В.В.Столин, 1989, Е.Т.Соколова, 1980):

достоинствами -достоверностью, объективностью,

информативностью, валидностью,

недостатками - низкой структурированностью,

сложностью интерпретации и количественной оценки. Применение методики М.Куна «Тест 20 позиций КТО Я?» в прак­тике применения отечественных исследований связывается, прежде всего, с выяснением общих установок личности, его ценностных об­разований. Предлагаемый модифицированный авторами вариант при­менения и интерпретации данной методики, соответствует способу, представленного в работе (61). Интерпретация, полученная в ходе эксперимента данных, оценивается по шкале Гутмана (62), использу­ются методы контент-анализа, а также представление о построении психосемантического пространства сознания (В.Ф.Петренко, 1988).

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ методики в условиях пси­хологического эксперимента: полевого, индивидуального.

Задание: перед Вами ставится один единственный вопрос, на ко­торый Вы можете дать бесчисленное количество ответов, которые сочтете возможными, в любых выражениях, фразах и образах рус­ского языка. Вопрос этот «КТО Я?» и отвечаете на него в течение 12 минут. За 2 минуты до окончания работы будет подан сигнал о том, что время истекает. Никаких ограничений по стилю выражений, воз­можности построения фраз и количества предъявлении не существу­ет. Если вопросов нет - начинаем работу. (Замечание: предложения по поводу расширения понятийности вопроса КТО Я? КАКОЙ Я? рекомендуется не принимать, чтобы не снижать диагностическую значимость теста).

Образцы работ, выполненных школьниками разных возрастных групп, приведены в приложении 2,

16

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

В соответствии с представленной трехкомпонентной структурой личности подростка, в вербализованных ответах испытуемых выде­ляются три речевые формы русского языка, отражающие эти струк­туры:

существительные - отражающие существующий в

рефлексии подростка актуализиро­ванный репертуар референтных групп,

прилагательные и

причастные обороты - отражающие интериоризированные формы самооценки,

всевозможные

глагольные формы - отражающие сферу личностных смыслов подростка

Получение количественной оценки по данной методике можно про­водить следующим образом:

1. Любой вид рефлексивной продукции отмечается в качестве от­дельного предъявления, например, - «Я, любящая дочь, интересую­щаяся музыкой», 1 - любящая, 2 - дочь, 3 - интересующаяся музы­кой.

Подобная оценка предъявлений, тарификация должна быть прове­дена по всему тексту. Подсчитывается общий объем рефлексивных предъявлений, который затем распределяется по уровням значимос­ти, в каждый из которых входит по пять рефлексивных предъявлений независимо от его содержательной направленности. Первые два уров­ня считаются наиболее информативными сточки зрения актуализи-рованности их в сознании субъекта (61).

Общий объем рефлексивной продукции, по мнению ряда авторов, характеризует сформированность рефлексивной функции у подрост­ков, как основного социально-психического новообразования этого возраста. В среднем для подростков 14-16 лет общее количество рефлексивных предъявлений по этой методике составляет от 16 до 20 позиций и зависит не только от сформированности рефлексивной функции, но и от социокультурных представлений. Практика работы с данной методикой показывает, что те подростки, способные в ука­занное время представить 20 и более предъявлений, обладают боль­шим объемом рефлексивной деятельности. Объем в 10 и менее по­зиций считается недостаточным, а менее 5 предъявлений, как прави­ло, свидетельствует о возможных явлениях средовой или личностной дезадаптации у подростков (Б.Н. Алмазов, 1991 г.).

После распределения всех рефлексивных категорий по уровням значимости и определения общего объема происходит количествен-

17

но-качественный анализ их содержания с целью соотнесения к ос­новным компонентам личностной структуры.

Образцы выполнения методики «20 позиций М.КУНА «КТО Я?» подростками с признаками интер-дезадаптивных состояний (нарушение поведения)

КТО Я?
Сергей К., 16 лет человек

жилец г.Реутово
жестянщик
добрый человек
Алексей Ф., 15 лет мальчик

национальность - цыган нормальный несчастный неплохой

Образцы выполнения методики «20 позиций М.КУНА «КТО Я?» подростками с признаками

интро-дезадаптивных состояний (нарушений состояний нервно-психического здоровья)

КТО Я?
Яковенко Геннадий, 17 лет. студент

квинтоман обучаемый человек

послушный сын

любящий внук любитель поговорить неплохой водитель весельчак слушатель

друг „ хороший товарищ

милосердный собрат

Владимир С., 16 лет разгильдяй с гитарой на мотоцикле

музыкант во всех смыслах почти свободный человек болен сатанинскими пороками Я - звездная болезнь пацифист

озлобленный политикан сама неустойчивость национальный раздражитель живу в обществе людей имею свою цель в жизни, приносить пользу, но не могу

18

СФЕРА ОБЩЕНИЯ - РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ

Рефлексивное сознание представляет репертуар референтных групп набором существительных русского языка (В.Ф. Петренко, 1988).

Разработка теории референтных групп в современной западной психологии связывается прежде всего с именами таких авторов, как Г.Хайман, Т.Ньюком, МШериф, Г.Келли. Благодаря их работам, тео­рия референтных групп приобрела широкую распространенность.

В отечественной психологии методы референтометрии (М.Конд­ратьев, 1993, Е.В.Щедрина, 1990) применяются для выяснения зна­чим ости для каждого члена группы его товарищей по сообществу. В основе указанных методов референтометрии лежит гипотеза сравни­тельного представления личности о собственном статусе со стату­сом других членов группы. Таким образом, получив репертуар .рефе­рентных групп, можно с определенной долей вероятности определить сферу общения индивида, получить представление о проблемах су­ществующих в ней, а соответственно, степень социальной адаптации.

Сфера общения может быть представлена различными группами, с которыми подросток себя соотносит. Как отмечает М.А.Робер и Ф.Тильман, группы общения складываются у подростков на трех иерархических уровнях. Эта гипотеза была проверена и подтвержде­на исследованиями, проведенными на репрезентативной выборке под­ростков городов Москвы, Челябинска, Киева. Обработка материа­лов исследования и выделения уровней осуществлялась с примене­нием методов математической статистики и факторного анализа.

Так, например, у подростков, в поведении которых не отмечаются признаки дезадаптивного состояния, которые проходят путь позитив­ной социальной адаптации, отмечается равномерное распределение референтных групп по всем трем основным уровням сферы общения (рис. 1). Группы непосредственного контакта многообразны и реаль­ны и отражают следующие основные области общения: семья (реф­лексивные позиции - дочь, сын, внук, брат, сестра, племянник и т.д.), область товарищеских отношений (рефлексивные позиции - друг, при­ятель, товарищ, отношение к любого вида неформальному союзу и т.д.), область, связанная с процессом обучения, воспитания, будущей профессией (рефлексивные позиции - ученик, воспитанник, студент, пионер, школьник, будущий инженер и т.д.).

Группы корпоративных сообществ или группы второго уровня от­ражают реально существующие сообщества, с нормами и ценностя­ми которых подросток соотносит свои представления о социальной событийности (рефлексивные позиции - человек, гражданин, моск-

19

вич, русский, либо представленность по желаемой профессии). Референтные группы макроуровня, олицетворяющие несуществую­щие в реальности объединения высших категорий, представлены на­бором групп позитивной социальной направленности (рефлексивные позиции - романтик, мечтатель, оптимист, идеалист, организатор и т.д.).

Если представить распределение по трем основным иерархичес­ким уровням рефлексивную продукцию подростков, имеющих стой­кие феномены средовой дезадаптации, а именно различные виды де-виантных форм поведения, правонарушения, манифестные проявле­ния - интер-дезадаптивные состояния, перевод собственного небла­гополучия по вне, то получим следующую картину (рис.2). Как пра­вило, общий объем рефлексивной продукции у детей этой категории крайне невелик и редко превышает 8-10 предъявлений. Распределе­ние потрем основным иерархическим уровням общения следующего типа:

- практически отсутствует уровень макро-групп, групп высшей смыс­ловой направленности, что по всей видимости, может быть одной из причин асоциального пути развития этих подростков;

- рефлексивные предъявления второго уровня, уровня корпоратив­ных сообществ, также незначительны и фиксируют референтные группы, способствующие личностной защите (рокеры, рэкетиры) при социальном благополучии;

- самыми распространенными и рефлексируемыми являются рефе­рентные группы первого уровня, уровня событийности и, как пра­вило, отражают существующую ситуацию социального окруже­ния.

Необходимо отметить, что набор референтных групп у подрост­ков с признаками интер-дезадаптивного состояния не отличается широким спектром и вариабельностью, а носит характер узко обо­значаемых.

Выделяемые при референтометрии группы общения: (Приложе­ние):

первый уровень - малые референтные группы или группы не­посредственного окружения, такие, как семья, школа, неформальные группы подростков и т.д.;

второй уровень - группы, подчиненные нормам сообщества или корпораций, реально существующие, как правило, большие группы, такие, как профессия, половая идентификация, группа по при­знаку территориальной принадлежности, национальные группы и т.д.; третий уровень - группы, соединенные с макросредой, т.е. не существующие в социальной реальности группы, однако, представ­ленные в некотором высшем смысловом пространстве, такие, как

20

Рис.1. Распределение по трем уровням сферы общения рефлексивного отражения референтных групп у подростков группы нормы.

21

Рис. 2. Распределение по трем уровням сферы общения рефлексивного отображения референтных групп у подростков группы интер-дезадаптивных состояний.

22

Рис. 3 Распределение по трем уровням сферы обще­ния рефлексивного отображения референтных групп у подростков группы интро-дезадаптивных состояний.

23

мыслитель, творец, личность, свободолюбец и т.д.

Исследования по сопоставительному анализу медико-биологичес­ких и социально-психологических показателей, проводившихся для различных социальных групп подростков, показали, что:

- в сознании подростков рефлексируются референтные группы всех трех уровней, что подтверждает справедливость гипотезы об иерархическом строении сферы общения;

- репертуар рефлексируемых референтных групп, а также степень их структурированности различна, что, по-видимому, определяет соотношение сферы реального и желаемого общения;

- количественный и качественный состав референтных групп.

Примеры выполнения данной методики подростками, совершив­шими правонарушения и находящимися в следственном изоляторе, приведены в приложении 3.

Подростки, имеющие признаки интро-дезадаптивных состояний, а именно, отклонения нервно-психического здоровья (А.И.Захаров, 1992), различные виды и формы акцентуаций (А.ЕЛичко, 1973), пред­ставляют распределение по основным уровням общения противопо­ложного вида (рис. 3).

- На первом иерархическом уровне, уровне непосредственного окружения, как правило, предъявляется незначительное количество референтных групп, что, по-видимому, является признаком микро­социальной дезадаптации личности.

- Референтных групп второго уровня, уровня корпоративных со­обществ также незначительное количество, основными из которых являются либо ЧЕЛОВЕК - как реакция на элементы социальной депривации, либо идентификация по половому признаку - юноша, де­вушка, особа женского рода и т.д.

- Основное количество референтных групп представлено на тре­тьем уровне, уровне макросостояний. Причем, как правило, эти груп­пы носят своеобразный, зачастую вычурный характер, сопровожда­ющийся негативной эмоциональной окрашенностью - деспот, христи­анин, творец, примат, разгильдяй, сама неустойчивость.

Такое распределение может свидетельствовать о наличии серьез­ных личностных проблем, которые приводят к рассогласованию с реальной действительностью и могут быть причиной для появления дезадаптивного состояния.

Сравнивая пространственные изображения структурированных уровней сферы общения, представленные в едином 3-х мерном про­странстве, рис.4, легко представить то, как рефлексируются рефе­рентные группы в сознании подростков, относящихся к различным категориям по показателю средовой дезадаптации. Подростки, отно­сящиеся к группе ингер-дезадаптивных, находятся в состоянии при-

24

способительной, биологической адаптации, приспосабливаясь к ус­ловиям социального окружения и выбирая те референтные группы, которые позволяют, с одной стороны, защищаться от неблагоприят­ных условий развития, с другой стороны, формируют у подростков асоциальные формы и правила поведения. Отсутствие ценностно-смысловых референтных групп блокируют собственную личност­ную позицию, направленную на формирование защитных механиз­мов от асоциальных путей развития (Б.С. Братусь, 1990).

Подростки, разрушающие при неблагоприятной социальной ситуа­ции развития собственную личность, интро-дезадаптивное состояние, в качестве защитного механизма вырабатывают ориентацию на сверх­ценностные образования или отнесение себя к референтным группам макроуровней, которые выступают в наличии несуществующих, ото­рванных от действительности нереальных групп. Ориентируясь на нормы и ценности подобных групп, подросток легко может войти в противоречие с окружающей его действительностью.

И, наконец, группа подростков, адекватная социальному окруже­нию, дает равномерное распределение референтных групп на всех трех иерархических уровнях сферы общения.

Таким образом, анализ репертуара референтных групп с помощью проективной методики «20 позиций М.Куна» позволяет с определен­ной долей вероятности определить состояние средовой дезадаптации у подростков.

25

Рис. 4 Распределение по трем уровням сферы общения рефлексивного отображения референтных групп у подростков с различными формами дезадаптивных состояний

26

СФЕРА «Я - ОБРАЗ» - САМООЦЕНКА

Эта сфера отражается в сознании субъекта категориями само­оценки «В узком смысле слова Я - концепция и есть самооценка» (Р.Бернс, 1986). В психологических исследованиях как отечествен­ных, так и зарубежных авторов изучению проблемы самооценки уде­ляется значительное внимание (Б.С. Братусь, П.И.Сидоров, 1984). Понятие самооценки было введено У. Джеймсом и определялось как отношение уровня притязания к уровню достижения.

Затем было создано целое направление, посвященное разработке и конкретизации этой проблемы в различных областях прикладной психологии (Ф.Кулн, 1912,Дж.Мид, 1934,Э.Эриксон, 1963, Р.Бернс, 1984, К.Роджерс, 1951 и др.).

В отечественной психологии, начиная со школы Л.С.Выготского, который отметил в самооценке рефлексивное начало: «самооценка помогает человеку наблюдать себя со стороны собственных чувств, внутренне дифференцировать Я - действующее, рассуждающее и оценивающее» (Л .С. Выготский, собр. сочинений, т. 6, стр.235), боль­шой вклад в развитие теоретических основ самооценки внесли такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, М.И. Лисина, В.В. Столин, Б.С. Братусь и другие. Как личностному образованию, са­мооценке отводится практически центральная роль в процессе фор­мирования личности, ее возможности, направленность, обществен­ная значимость. Ключевые позиции отводятся самооценке и в про­цессе адаптации. «Будучи сложно структурированной системой, са­мооценка функционирует в разных видах, на разных уровнях органи­зации, как развивающаяся структурная система» (А.И. Захаров, 1989).

В самооценке выделяется когнитивный, эмоциональный, содержательный и оценочный компонент:

- когнитивный отражает знание человека о себе разной степени офор-мленности и обобщенности;

- эмоциональный - это отношение человека к себе и окружающим, накапливающееся у него состояние патологического аффекта;

- содержательная сторона самооценки позволяет судить о мере со­ответствия общественно принятым нормам и критериям, выра­ботанным общечеловеческим принципам;

- оценочная сторона имеет существенное значение при изучении воп­росов адаптации, так как приводитк выделению двух форм суще­ствования общей оценки -довольство и недовольство собой (У.Д­жеймс, 1890).

Из общих позиций самооценки вытекают такие существенные по­зиции для развития личности, как самоуважение, самопринятие, са­мореализация и как антиподы - неуважение, самонеприятие и т.д. (В.В.

27

Столин, 1983), что в значительной мере влияет на уровень активнос­ти, реализации творческого потенциала.

В рефлексивной продукции подростка категории самооценки от­ражаются в соответствии с психосоматикой русской речи (В.Ф.Пет­ренко, 1988) в форме различных прилагательных и причастных обо­ротов, относящихся к личности, например: добрый, отзывчивый, лю­бимый, уважаемый, страдающий, неумелый, никчемный, обреченный и т.д.

Если теперь у подростка в процессе его развития в онтогенезе баланс адаптационных сил складывается таким образом, что само­оценка по всем выделенным четырем направлениям приводит к со­стоянию «критически осмысленного принятия себя», т.е. наличие позитивной самооценки с определением для себя некой ближайшей зоны развития, то такой процесс можно охарактеризовать как про­цесс успешной адаптации, развивающий личность. Если же у подрос­тка намечается тенденция к снижению самооценки, когнитивной и эмоциональной, сточки зрения нормативов, принятых в обществе, то, по всей видимости, этот подросток находится под преобладающим воздействием силдезадаптации. Тогда содержательный компонент самооценки позволяет проследить тот момент, когда подросток пе­реходит к другой системе ценностей, контрнормативной с тем, что­бы интуитивно повысить уровень самопринятия и самоуважения (Т.К. Валицкас и Ю.Б. Гиппенрейтер, 1989) и что по сути отражает про­цесс десоциализации личности.

Факторный анализ, проведенный на основе респонденций, получен­ных на группе адаптированных и дезадаптированных подростков, по­зволил получить следующие данные.

При первичной факторизации (уровень разброса по дисперсии 20% - 80%) показатели самооценки распределяются на две большие зоны у всех подростков:

1. принятие

2. непринятие.

При дальнейшем увеличении точности факторизации в позитив­ной самооценке выделяются 5 основных групп, располагаемых в по­рядке убывания значимости.

1. Самооценка, основанная на рефлексии черт характера (отходчи­вый, открытый, уравновешенный).

2. Самооценка, основанная на рефлексии некоторых позитивных ка­честв личности (ответственный, самокритичный, впечатлитель­ный, самостоятельный и т.д.).

3. Самооценка, основанная на рефлексии способов общения (общи­тельный, застенчивый, веселый, закомплексованный и т.д.).

4. Самооценка, основанная на рефлексии некоторых общечеловечес-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа •обновление гуманитарного образования в россии- с. А. Беличева

    Программа
    Данное издание представляет собой авторскую работу, подготов­ленную в рамках программы "Обновление гуманитарного образования в России", которая осуществляется Государственным комитетом РФ по высшему образованию и международным

Другие похожие документы..