Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Утвердить и ввести в действие с 01.10.87 г. «Правила пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах Минис­терства морского флота СССР»...полностью>>
'Программа дисциплины'
Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля отражена в программе согласно Приказу по ГУ-ВШЭ от 17.06.2002 № 1002 «О переходе ...полностью>>
'Документ'
Организация бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организации. Критерии отнесения организации к малому предпринимательству. Факторы, ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебный план подготовки магистра по профессиональной образовательной программе Направление 080500 «Менеджмент» аннотированной программы 08050013 «Фин...полностью>>

Рабочая программа по патологии (наименования дисциплины) для специальности 060108 Фармация (номер и наименование специальности)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Омская государственная медицинская академия (наименование вуза)

"УТВЕРЖДАЮ"

проректор по учебной работе

“___”_______________2007 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по патологии

(наименования дисциплины)
для специальности 060108 - Фармация

(номер и наименование специальности)

факультет фармацевтический ______________________________________

кафедра патофизиологии с курсом клинической патофизиологии

курс второй, третий

семестр четвертый, пятый

лекции 38 часов (час.) Экзамен пятый семестр

(семестр)

Практические (семинарские)

занятия 40 часов (час.) Зачётов нет

(семестры)

Лабораторные занятия 45 часов (час.)

Всего часов 123 Самостоятельная 62 часа (час.)

работа

2007 год

Рабочая программа составлена на основании примерной программы по дисциплине патология (2003)

(название типовой программы, дата утверждения)

Индекс

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры патофизиологии с

курсом клинической патофизиологии. Протокол №

“___” 2007 г.

Заведующий кафедрой д.м.н., проф. __________B.T. Долгих
Одобрена советом (методической комиссией) фармацевтического факультета академии

“___”______________ 2007 г.

Председатель д.ф.н., проф. А.В. Гришин

(Ф.И.О. подпись)

Рабочая программа учебной дисциплины.

1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе.

  1. Цель преподавания дисциплины.

  2. Задачи изучения дисциплины.

  3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых
    студентами необходимо для изучения данной дисциплины.

2. Содержание дисциплины.

  1. Наименование тем, их содержание, объём в часах лекционных занятий.

  2. Практические и семинарские занятия, их содержание и объём в часах.

  3. Лабораторные занятия, их наименование и объём в часах.

  4. Курсовой проект (работа), его характеристика.

3. Учебно-методические материалы по дисциплине.

  1. Основная и дополнительная литература.

  2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по
    проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических
    материалов к используемым в учебном процессе техническим средствам.

4. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины.

1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе.

1.1. Цель преподавания дисциплины.

Целевой установкой курса патологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и болезненных состояний, принципах их выявления, терапии и профилактики; с помощью этих знаний обучить умению проводить анализ ситуационных клинических задач и модельных ситуаций, обосновывать целесообразность применения групп лекарственных препаратов, исходя из знания этиологии и патогенеза болезней; сформировать методологическую и методическую основы профессионального мышления провизора.

1.2. Задачи изучения дисциплины.

В результате изучения курса патологии студенты должны ЗНАТЬ:

- главные исторические этапы развития патологии, ее предмет и задачи, связь с
другими медико-биологическими, медицинскими и фармацевтическими
дисциплинами;

- основные понятия, используемые в патологии;

- роль причинных факторов и болезнетворных условий, а также реактивности
организма в возникновении заболеваний, т.е. основные закономерности общей
этиологии;

- общие закономерности патогенеза, а также основные аспекты учения о болезни;

  • причины, механизмы развития и проявления патологических процессов,
    общебиологическое и индивидуальное их значение, роль в формировании
    различных заболеваний;

  • этиологию, патогенез, ведущие проявления и исходы наиболее важных
    деструктивных, воспалительных, иммунопатологических, опухолевых и других
    болезней;

  • принципы фармакологической коррекции (этиотропный, патогенетический и
    симптоматический) типовых патологических процессов, а также наиболее важных
    заболеваний;

  • роль патологии в развитии отечественной медицины и фармации, испытании и
    внедрении новых лекарственных средств для профилактики и лечения болезней.

УМЕТЬ:

  • использовать приобретенные в курсе патологии знания при изучении
    фармакологии, фармакотерапии, фитотерапии и других фармацевтических
    дисциплин;

  • правильно интерпретировать и применять основные понятия общей и частной
    патологии при изучении фармацевтической и медицинской литературы и при
    совместной работе с медицинскими специалистами;

- ориентироваться в вопросах общей нозологии, включая общую этиологию,
патогенез, проблему преморбидных состояний и учение о болезни;

представлять роль типовых патологических процессов в динамике развития различных по этиологии и патогенезу заболеваний;

- объяснять действие лекарственных препаратов, назначаемых специалистами,
исходя из этиологии и патогенеза болезней, а также их симптомных и
синдромных проявлений;

- использовать знание патологии для объяснения населению необходимости строгого соблюдения правил использования лекарственных препаратов и возможных осложнений при нарушении врачебных назначений или самолечении.

БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ:

- с основными принципами выявления и профилактики заболеваний;

- с основными перспективными направлениями развития патологии;

- с этиологией, патогенезом, и проявлениями основных заболеваний органов и систем.

На фармацевтическом факультете студенты должны научиться аргументировать принципиальную возможность лекарственного управления патологическим процессом, раскрывать принципы этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии, иллюстрировать необходимость индивидуального комплексного лечения заболеваний.

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения патологии.

БИОЛОГИЯ

Раздел I. Биологические основы жизнедеятельности человека. Уровни организации жизни. Человек в системе природы.

Вопрос о сущности жизни. Фундаментальные свойства живого.

Эволюционно-обусловленные уровни организации жизни. Биология клетки.

Клетка - элементарная генетическая и структурно-функциональная

биологическая система. Клеточная теория. Клетка как открытая система.

Организация потоков вещества, энергии и информации в клетке.

Наследственный аппарат клеток человека. Кодирование и реализация

биологической информации в клетке. Размножение.

Механизм обмена наследственной информации. Мейоз (цитогенетическая

характеристика). Наследственность и изменчивость.

Предмет, задачи и методы генетики. Наследственность и изменчивость.

Понятие о генетическом материале. Методы изучения наследственности

человека. Значение генетики для медицины. Этап развития генетики

Г.Мендель. Хромосомная теория наследственности. Критика евгеники,

расизма и социал-дарвинизма. Структурно-функциональные уровни

организации (генный, хромосомный, геномный). Характеристика генотипа

человека. Закономерности наследования. Биология развития.

Онтогенез. Эмбриогенез. Постнатальный период развития.

Восстановительные процессы в организме. Понятие о гомеостазе.

Гомеостатические механизмы в разные возрастные периоды.

Биоритмы. Вопросы эволюции.

Биологический вид. Популяционная структура человечества. Генетический

полиморфизм. Биосоциальная природа человека.

Раздел П. Человек и биосфера.

Раздел III. Биологические аспекты экологии человека. Биологические основы паразитизма и трансмиссивных заболеваний. Распространение паразитических форм в живом мире.

ФИЗИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ АНАТОМИИ

Общая физиология.

Организм и его защитные системы.

Физиология и биофизика возбудимых тканей.

Функциональные особенности возбудимых структур.

Основные принципы формирования и регуляция физиологических функций.

Общая характеристика функции нервной системы.

Частная физиология и биофизика.

Кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Кровообращение.

Сосуды и периферическое кровообращение.

Дыхание.

Пищеварение.

Обмен веществ и энергии. Питание.

Терморегуляция.

Выделение.

Железы внутренней секреции.

Центральная нервная система.

Анализаторы (сенсорные системы). Физиологические основы поведения.

Высшая нервная деятельность.

Физиологические основы психических функций человека.

Физиология целенаправленной деятельности.

Приспособление организма к различным условиям существования.

Функция воспроизведения.

Учение о внутренностях - спланхнология.

Пищеварительная система.

Дыхательная система.

Мочеполовая система.

Учение о сосудистой системе - ангиология.

Кровеносная система.

Лимфатическая система. Эндокринные железы.

Нервная система.

Центральная нервная система. Периферическая нервная система. Вегетативная нервная система.

Симпатическая нервная система.

Парасимпатическая нервная система.

ФИЗИКА И БИОФИЗИКА

Процессы переноса в биологических системах.

Биомеханика.

Внутреннее трение (вязкость) жидкости. Ламинарное и турбулентное течение крови. Работа и мощность сердца. Строение и биофизические свойства биологических мембран. Активный транспорт. Сопряжённые процессы в ионных насосах.

Биоэлектрогенез. Электрические и магнитные свойства тканей и окружающей среды. Биоэлектрические потенциалы. Мембранные потенциалы и их ионная природа. Потенциал покоя. Электропроводимость биологических тканей и жидкостей для постоянного тока.

Ионизирующее излучение. Основы дозиметрии.

Виды ионизирующего излучения. Рентгеновское излучение. Первичные

продукты радиолиза воды.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Раздел I. Биомолекулы. Обмен веществ и энергии. Биомолекулы, структура и свойства.

Белки. Углеводы. Липиды. Ферменты. Энергетика живого. Транспорт. Обмен веществ.

Тканевое дыхание (окислительно-восстановительные процессы).

Метаболизм углеводов. Метаболизм липидов.

Метаболизм белков. Биомолекулы с преимущественно регуляторными

функциями (витамины, гормоны и др.). Связь между обменом белков, жиров

и углеводов. Водно-солевой обмен. Раздел II. Биохимия тканей и органов.

Жидкие среды и специализированные ткани. Кровь. Соединительная ткань.

Мышцы. Нервная ткань. Печень. Почка. Пищеварительный тракт. Обмен веществ - единый процесс.

МИКРОБИОЛОГИЯ

Раздел. Иммунология.

Аллергия. Клетки, участвующие в иммунном ответе.

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И ОСНОВЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ

ТЕРМИНОЛОГИИ

Раздел. Патологическая клиническая терминология.

2. Содержание дисциплины.

2.1. Наименование тем, их содержание, объём в часах лекционных

занятий.

IV семестр

Лекция 1. 2 ч.

Тема: Введение в патологию. Предмет и методы патологии. Общая этиология.

Патология как наука и учебная дисциплина: её содержание и задачи. Предмет и методы патологии. Моделирование болезней в эксперименте. Этиология. Роль причин и условий в возникновении, течении и исходе заболеваний. Теоретическое и практическое значение изучения этиологии.

Лекция 2. 2 ч.

Тема: Общий патогенез. Роль реактивности в патологии.

Патогенез: определение понятия, классификация. Патогенетические факторы. Повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения. Общее и местное в патогенезе. Проявление причинно-следственных отношений в патогенезе: основной патогенетический фактор, порочные круги. Значение изучения патогенеза для теоретической и практической медицины. Реактивность и резистентность организма: определения понятий, классификация. Факторы, определяющие реактивность организма.

Лекция 3. 2 ч.

Тема: Общее учение о болезни (общая нозология).

Термин и определение понятия "нозология", отличие от понятия "патология". Современное определение понятия "болезнь", "патологический процесс", "патологическое состояние", "патологическая реакция", "предболезнь". Основные формы возникновения, течения, исходов болезни; периоды болезни. Терминальные и постреанимационные состояния.

Лекция 4. 2 ч.

Тема: Патология периферического кровообращения.

Нарушения местного кровообращения: артериальная и венозная гиперемии, ишемия, стаз, эмболия. Понятие о "сладж-феномене". Тромбоз: определение понятия, причины, стадии и механизмы тромбообразования. Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови.

Лекция 5. 2 ч.

Тема: Воспаление.

Местные и общие клинические проявления воспаления и механизмы их возникновения. Этиология и общий патогенез воспаления. Медиаторы и модуляторы воспаления. Биологическая роль воспаления. Принципы профилактики и терапии воспаления.

Лекция 6. 2 ч.

Тема: Лихорадка.

Характеристика понятия лихорадка, ее биологическое значение. Этиология лихорадки, современные представления о пирогенах и их происхождении. Механизмы действия пирогенов. Стадии лихорадки. Формы лихорадки. Изменения обмена веществ и функции органов при лихорадке. Принципы лекарственной коррекции лихорадки.

Лекция 7. 2 ч.

Тема: Иммунопатология. Аллергия.

Понятие об иммунологической реактивности, иммунологической толерантности, иммунодефиците. Этиология и классификация аллергических реакций. Общий патогенез аллергических реакций. Этиология, патогенез и клинические проявления наиболее распространенных форм анафилаксии и атопии. Принципы гипосенсибилизации и лекарственной терапии аллергии.

Лекция 8. 2 ч.

Тема: Патология обмена веществ. Нарушения углеводного обмена.

Нарушения основных этапов углеводного обмена. Гипогликемические состояния: причины и механизмы формирования. Гипогликемическая кома. Гипергликемические состояния: причины и механизмы формирования. Этиология, патогенез, осложнения сахарного диабета. Принципы коррекции расстройств углеводного обмена.

Лекция 9. 2 ч.

Тема: Патология обмена веществ. Нарушения жирового и белкового обмена.

Нарушения основных этапов жирового обмена. Ожирение: формы, этиология, патогенез, изменение физиологических функций. Этиология, патогенез и последствия атеросклероза. Принципы терапии нарушений жирового обмена. Нарушения основных этапов белкового обмена. Этиология и патогенез подагры. Принципы коррекции расстройств белкового обмена.

V семестр

Лекция 10. 2 ч.

Тема: Патология тканевого роста. Опухолевый процесс.

Опухолевый процесс; общая характеристика, эпидемиология. Биологические особенности опухолевого роста; атипизм, его формы и проявления. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Этиология и патогенез опухолевого процесса. Антибластомная резистентность, неиммунные и иммунные ее механизмы. Взаимодействие опухоли и организма, механизмы кахексии. Причины и механизмы метастазирования опухолей.

Лекция 11. 2 ч.

Тема: Патология красной крови.

Характеристика функционально-морфологических изменений, наблюдаемых при созревании клеток красной крови. Регенеративные и дегенеративные формы эритроцитов. Анемии, основные формы. Этиология, патогенез, гематологические и клинические проявления анемий. Принципы лекарственной коррекции анемий.

Лекция 12. 2 ч.

Тема: Патология белой крови.

Характеристика функционально-морфологических изменений, наблюдаемых при созревании клеток красной крови. Регенеративные и дегенеративные формы эритроцитов. Этиология и патогенез лейкоцитозов и лейкопений. Принципы фармакокоррекции при патологии лейкоцитов. Этиология, патогенез, классификация и клинико-гематологические проявления основных видов лейкозов.

Лекция 13. 2 ч.

Тема: Недостаточность кровообращения и сердца.

Недостаточность кровообращения. Сердечная недостаточность; характеристика понятия, формы. Энергетический обмен сердца при его недостаточности. Патогенез основных клинических проявлений сердечной недостаточности. Острая сердечная недостаточность: этиология, патогенез. Этиология и патогенез хронической сердечной недостаточности. Коронарная недостаточность; характеристика понятия, виды. Ишемическая болезнь сердца; этиология, патогенез.

Лекция 14. 2 ч.

Тема: Аритмии.

Аритмии; характеристика понятия, виды. Причины и механизмы возникновения, электрокардиографические и гемодинамические проявления основных форм аритмий. Принципы лекарственной терапии аритмий.

Лекция 15. 2 ч.

Тема: Патология системы внешнего дыхания.

Дыхательная и легочная недостаточность. Этиология, патогенез, варианты легочной недостаточности, связанные с нарушением альвеолярной вентиляции, альвеоло-капиллярной диффузии, легочного кровотока, соотношения вентиляции и перфузии. Легочная гипертензия. Нарушение структуры дыхательного акта. Периодическое дыхание, одышка. Принципы лечения заболеваний органов дыхания.

Лекция 16. 2 ч.

Тема: Патология печени. Печеночная недостаточность.

Недостаточность печени: этиология, расстройства обмена веществ и состава крови. Печеночная кома: общая характеристика, этиология, патогенез, клинические проявления. Виды, этиология, патогенез и проявления желтух. Принципы лекарственной терапии заболеваний печени.

Лекция 17. 2 ч.

Тема: Патология почек. Почечная недостаточность.

Почечная недостаточность: определение понятия, классификация. Острая почечная недостаточность: этиология, патогенез и клинические проявления. Уремия: этиология, патогенез и клинические проявления. Принципы лекарственной терапии функции почек. Понятие о гемодиализе и гемосорбции.

Лекция 18. 2 ч.

Тема: Патология эндокринной системы. Нарушение функции основных эндокринных желез.

Общая этиология и общий патогенез эндокринопатий. Патология гипоталамо-гипофизарной системы, надпочечников, щитовидной, околощитовидных и половых желез. Стресс и общий адаптационный синдром. Стадии, механизмы развития и проявления стресса. Принципы фармакологической коррекции эндокринных расстройств.

Лекция 19. 2 ч.

Тема: Патология нервной системы.

Общая этиология и общий патогенез нарушений деятельности нервной системы. Патология нейрона; причины и механизмы нарушения возбудимости и проводимости нервной клетки, нарушение синаптических связей. Системные патологические феномены: патологическая доминанта, парабиоз. Понятие о патологической системе. Патология межклеточных процессов. Неврозы: этиология, основные формы, клинические проявления. Принципы лекарственной коррекции расстройств деятельности нервной системы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Рабочая программа
    Фармакология - фундаментальная наука фармации и медицины, включающая в себя теоретическую, экспериментальную, клиническую фармакологию и фармакотерапию, имеющую ведущее значение для профилактики и лечения большинства заболеваний.
  2. Программа итоговой государственной аттестации выпускников фармацевтического факультета Сибирского государственного медицинского университета по специальности 060108 «Фармация»

    Программа
    Настоящая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
  3. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060108 фармация

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060108 «Фармация» ведется в Северном государственном медицинском университете с 2002 года в соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 01.
  4. Отчет о результатах самообследования деятельности университета за период с 2005 г по 2009 г

    Публичный отчет
    Структура подготовки выпускников 15 4.1 Довузовская подготовка 15 4.1.1 Общие сведения о довузовской подготовке и профориентационной деятельности 15 4.
  5. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01. 06. 2008 года Утвержден Советом факультета

    Публичный отчет
    5.5 Результаты опросов общественного мнения студентов, преподавателей, потенциальных работодателей о качестве предоставляемых услуг, организации учебного процесса,

Другие похожие документы..