Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ринок, сам по собі, є особливий інститут і одночасно сукупність багатьох інституціональних форм. Як інститут, він являє собою сферу окремих правових ...полностью>>
'Документ'
Пути и формы взаимодействия гражданских этнокультурных организаций и инициатив с творческим сообществом и учреждениями сферы культуры в деле сохранен...полностью>>
'Документ'
Подобно недобросовестной конкуренции в экономики, в политике существует недобросовестная полемика. Существует ряд заведомо ложных «определений» консе...полностью>>
'Конкурс'
В рамках проведения Года семьи в 2008 г. с целью повышения значимости семьи, формирования благоприятных условий для самореализации семьи, раскрытия т...полностью>>

Федеральное агентство по образованию Национальный фонд подготовки кадров Российский университет дружбы народов кейс и методические рекомендации внедрение в вузе системы зачетных единиц (по типу ects): опыт Российского университета дружбы народов

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

11. Апробация модели кредитно-модульного построения программ высшего профессионального образования в ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

ЧелГУ является участником эксперимента по использованию зачетных единиц трудоемкости с 2003 года. Уже первые обсуждения итогов развития болонского процесса в системе высшего профессионального образования РФ на учебно-методическом совете и ученом совете от 17.10.2003 (протокол № 2) продемонстрировали критическое, либо предельно взвешенное отношение к этим нововведениям со стороны большинства руководителей среднего звена и ведущих преподавателей. Поэтому при обсуждении на ученом совете в октябре 2005 года итогов работы ЧелГУ за истекший период и утверждении плана работы по введению КМС на 2005-2006 учебный год была особо отмечена необходимость реализации широкомасштабной агитационной работы по разъяснению сути основных положений Болонской декларации, обоснованию целесообразности вхождения России в европейское образовательное пространство, обсуждению возможных направлений решения поставленных задач.

Основной площадкой в ЧелГУ для обсуждения проблемных аспектов болонского процесса стали заседания учебно-методического совета, в состав которого входят директоры филиалов, директоры институтов, деканы факультетов, председатели методических комиссий факультетов и институтов, начальники ряда управлений. Каждое сообщение сопровождалось передачей участникам заседания раздаточного материала. Обсуждение велось в интерактивном режиме. За 2005-2006 учебный год была выполнена программа работ, приведенная ниже.

Темы докладов на учебно-методическом совете ЧелГУ в 2005-2006 учебном году, связанных с введением КМС

п/п

Дата

Тема доклада

Автор

1

2

23.12.2005

1. Болонский процесс и задачи российских вузов в области совершенствования учебного процесса

2. Основные этапы формирования единого образовательного пространства в Европе

А.Ю. Шумаков,

первый проректор –

проректор по учебной работе

Л.М. Демчук,

ст. преподаватель кафедры управления международными образовательными программами ИМО

3

4

20.01.2006

1. Единицы измерения трудоемкости в сфере образовательной деятельности

2. Об опыте разработки структуры типового учебного плана направления (специальности) подготовки на основе кредитов ЕСТS

Н.А. Мамаев,

начальник УМУ

Л.А. Нефедова,

декан факультета лингвистики и перевода

5

17.02.2006

Задачи университета по введению зачетных единиц трудоемкости в учебном процессе

Н.А. Мамаев,

начальник УМУ

6

24.03.2006

О мероприятиях по подготовке ГОУВПО «ЧелГУ» к вхождению в европейское образовательное пространство

А.И. Казанцев,

директор Института международного образования

7

21.04.2006

Системы управления качеством высшего профессионального образования

А.П. Карпович,

начальник отдела организационно-методической работы УМУ

8

19.05.2006

Организация учебного процесса в вузе по блочно-модульной схеме

Н.А. Мамаев,

начальник УМУ

Наряду с заседаниями учебно-методического совета отдельные вопросы по вхождению России в европейское образовательное пространство включались в повестку работы методических конференций и семинаров преподавателей и сотрудников факультетов (участников эксперимента по введению КМС) в ЧелГУ. Так, в феврале 2006 года на учебно-методической конференции преподавателей и сотрудников физического факультета ЧелГУ был прослушан и получил активное обсуждение доклад Мамаева Н.А., начальника УМУ, на тему «Системы единиц измерения образовательной деятельности. Кредиты ЕСТS и их связь с академическим часом».

По материалам сообщений и их обсуждению в настоящее время готовится к изданию методическое руководство «Вхождение России в европейское образовательное пространство и задачи университета по переходу на кредитно-модульную систему образовательной деятельности». Это пособие ориентировано на преподавателей и сотрудников кафедр, руководителей структурных подразделений ЧелГУ. Цель его издания и распространения состоит в разъяснении основных положений Болонской декларации, в предоставлении читателю информации об основных этапах развития болонского процесса в европейском образовательном пространстве, в обсуждении проблемных аспектов введения КМС в вузе и задачах ЧелГУ на данном этапе.

Такое пособие может оказаться полезным и для студентов различных факультетов, интересующихся проблемами высшего профессионального образования, желающих пройти обучение по программам «двойного диплома», ориентированных на получение дополнительного образования в других вузах, включая зарубежные.

С 2004 года в ЧелГУ идет процесс апробации отдельных элементов КМС на ряде факультетов и кафедр с целью наработки определенного опыта и внесения необходимых корректив в содержание соответствующих Положений, регламентирующих то или иное направление деятельности. Конкретная схема внедрения в ЧелГУ элементов КМС в организацию учебной работы приведена ниже.

Этапы внедрения элементов КМС в организацию учебного процесса

п/п

Дата

Предмет внедрения

Структурное

подразделение –

участник

эксперимента

ООП, в рамках

которых проводится

эксперимент

1

2004

Введение балльно-рейтинговой системы контроля знаний студентов

1. Факультет управления

2. Факультет лингвистики и перевода

080504.65 – Государственное и муниципальное управление

031202.65 – Перевод и переводоведение

031203.65 – Теория и практика МКК

2

2005

Разработка РУП ООП на основе кредитов ЕСТS

Учебно-методическое управление; факультеты, институты ЧелГУ, реализующие ООП

Реализуемые ООП по очной форме обучения

3

2006

«Нелинейная» схема организации учебного процесса

Физический факультет

010700.62 – Физика

010700.68 – Физика

С целью введения системы кредитов для измерения трудоемкости основных видов учебной деятельности студентов учебно-методическим управлением (УМУ) ЧелГУ в 2006 году была разработана «Временная инструкция по разработке учебных планов направлений и специальностей на основе КМС», одобренная и рекомендованная к применению учебно-методическим советом. Предварительно отдельные положения этой Инструкции были апробированы в такой последовательности. УМУ изменило формат представления РУП ООП по очной форме обучения и в структуру РУП ввело графу оценки трудоемкости учебных дисциплин в кредитах ЕСТS. Затем методисты отдела планирования и организации учебного процесса УМУ, курирующие учебную работу отдельных факультетов, осуществили предварительный перевод в кредиты трудоемкости всех учебных дисциплин и других видов учебной работы студентов каждого семестра (руководствуясь соответствующими правилами временной инструкции). Деканам факультетов (директорам институтов), реализующим ООП, было предложено в дальнейшем осуществить анализ и дать экспертную оценку корректности выполненных расчетов с правом внесения соответствующих изменений в РУП направлений и специальностей.

Такая схема проведения эксперимента не была случайной и имела своей целью привлечь к работе с кредитами все факультеты и институты ЧелГУ, осуществляющие образовательную деятельность в сфере ВПО, вне зависимости от персонального отношения руководителя структурного подразделения к болонскому процессу (является ли он сторонником введения КМС, либо ее оппонентом). В целом, такая схема проведения эксперимента по введению системы кредитов как эквивалента оценки трудоемкости отдельных видов учебной деятельности студента в академических часах себя полностью оправдала. Она позволила:

  • в достаточно короткий срок подготовить относительно небольшой состав сотрудников отдела планирования и организации учебного процесса УМУ к решению данной задачи;

  • силами сотрудников отдела планирования и организации учебного процесса УМУ в рамках их должностных обязанностей в централизованном порядке выполнить соответствующие расчеты и осуществить перевод в кредиты трудоемкости отдельных видов учебной деятельности студентов (выполнить первую итерацию в решении задачи) в РУП ООП по очной форме обучения;

  • привлечь к решению данной задачи высококвалифицированных специалистов в лице деканов факультетов и директоров институтов и их силами обеспечить экспертную оценку и корректировку выполненных действий (вторая итерация в решении задачи);

  • утвердить на 2006-2007 учебный год РУП ООП по очной форме обучения в новом формате, в которых трудоемкость основных видов учебной работы студентов представлена как в объеме академических часов, так и в количестве кредитов ЕСТS. При этом учебный год по всем ООП не зависимо от курса обучения составил 60 кредитов; по ООП двухлетнего цикла обучения – 120 кредитов; четырехлетнего – 240 кредитов, пятилетнего – 300 кредитов.

Между тем результат проделанной работы следует рассматривать лишь как первый этап решения задачи по введению КМС в организацию учебной работы ЧелГУ. Третья итерация в решении задачи о введении кредитов состоит в оценке реальных трудозатрат студента в освоении каждой учебной дисциплины, в реализации каждого вида его учебной работы, входящего в структуру РУП по данной ООП и в последующей корректировке полученного решения. По своей масштабности и трудоемкости она намного превосходит те реальные затраты ЧелГУ, которые позволили дать решение поставленной задачи в указанном приближении.

Другая, не менее важная и не решенная на сегодняшний день в ЧелГУ проблема, касается структуры РУП ООП и состоит в необходимости выработки такого его формата, который позволил бы обеспечить участие самого студента, либо его представителя (включая возможного работодателя) в выборе индивидуальной образовательной траектории и в последующей организации учебного процесса по так называемой «нелинейной» схеме. Сама по себе эта задача также является комплексной и одна из ее составляющих сводится к разработке и предоставлению студенту необходимого пакета документов, позволяющего сделать осознанный выбор дисциплин для изучения в данном семестре (либо учебном году).

Для ее решения в ЧелГУ в 2006 году разработан проект «Временного положения об организации учебного процесса на основе кредитно-модульной системы», а также осуществлена попытка реализовать его основные составляющие компоненты на физическом факультете. Выбор факультета обусловлен следующими обстоятельствами.

1. Руководство факультета проявило заинтересованность к введению кредитов и участию в проведении эксперимента. Таким образом, физический факультет является единственным структурным подразделением ЧелГУ, реализующим ООП естественно-научного профиля, который на данном этапе принял участие в эксперименте по внедрению КМС.

2. Физический факультет первым из всех факультетов ЧелГУ в 1996 году открыл прием студентов на программу подготовки бакалавров по направлению «Физика», а в 1997 году пролицензировал и открыл программы подготовки магистров по этому же направлению. К настоящему времени на факультете накоплен достаточный опыт реализации многоуровневой системы подготовки высококвалифицированных специалистов (бакалавриат–магистратура–аспирантура).

3. Подготовка выпускников на физическом факультете ЧелГУ базируется на обязательном проведении научных исследований. С 1990 года на факультете внедрена практика распределения студентов с третьего курса по научным направлениям и обязательной работы студентов старших курсов в систематически проводимых учебно-научных семинарах кафедр. Курсовые работы на факультете носят междисциплинарный характер и ориентированы на подготовку диплома специалиста, либо магистерской диссертации. Все студенты на физическом факультете изучают английский язык, причем имеет место сквозная подготовка с первого по четвертый курс в рамках бакалавриата и на первом курсе магистратуры. Таким образом, ведущие преподаватели физического факультета реализуют инновационные методики работы со студентами, направленные на активизацию их самостоятельной работы и специализированную подготовку с ориентацией на будущее место работы.

На факультете реализуется многоуровневая система подготовки выпускников по направлению «Физика» по схемам: 4+0– бакалавриат, 4+1 – специалитет, 4+2 – магистратура; осуществляется обучение по специальностям «Радиофизика и электроника» и «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» (КОИБАС). Все ООП, кроме последней (КОИБАС), аттестованы и аккредитованы Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Свидетельство о государственной аккредитации от 25.05.2004 № 000060, серия В, рег. № 1514). Набор на обучение по специальности КОИБАС осуществляется с 2005 года. На физическом факультете реализуются также 3 программы послевузовской профессиональной подготовки (аспирантуры). Функционирует диссертационный совет Д212296.03. Прием и защита диссертаций на соискание ученой степени доктора физ.-мат. наук и кандидата физ.-мат. наук осуществляется по двум специальностям 01.04.07 – Физика конденсированного состояния и 01.04.02 – Теоретическая физика.

В 2006 году была осуществлена разработка структуры РУП направления 010700 – Физика в системе подготовки бакалавров и магистров (структура этих документов прилагается к отчету).

График учебного процесса по направлению подготовки бакалавров в целом соответствует требованиям «Временной инструкции по разработке учебных планов направлений и специальностей на основе КМС» (Челябинск, 2006). Однако он имеет ряд особенностей, которые следует обсудить особо.

Одна из этих особенностей заключается в том, что студенты первого курса в первом семестре обучаются по «жесткой» схеме, не позволяющей им осуществлять выбор дисциплин и расписание учебных занятий составляется в этом семестре в фиксированных по составу трех академических группах. Эта мера связана с нарушением общего требования обеспечения академической мобильности и продиктована многолетней практикой распределения на факультете студентов по научным направлениям (научным школам). Опыт показывает, что на первый курс физического факультета в основном поступают выпускники общеобразовательных школ, возраст которых составляет 17-18 лет. Подготовительное отделение (рабфак) решением Федерального агентства по образованию закрыто три года назад, средства на его работу из федерального бюджета не выделяются. С введением единого государственного экзамена поступить на физический факультет выпускникам 2-3 летней давности проблематично. В то же время выпускники школ не адаптированы к вузовской системе организации учебной работы и в силу возрастных особенностей не в состоянии обеспечить сознательный выбор дисциплин для изучения. Право выбора дисциплин для изучения студентам предоставляется со второго семестра по все последующие, т. е. тогда, когда студенты приобретут некоторый опыт обучения в вузе.

Вторая особенность графика учебного процесса направления 010700.62 – Физика состоит в том, что 19 неделя нечетного семестра на каждом курсе отведена на каникулы с целью предоставления студентам возможности участия в «рождественских каникулах».

Две недели, отводимые на выбор дисциплин в четном и нечетном семестрах дают возможность студентам, имеющим по итогам семестра академические задолженности, получить дополнительные образовательные услуги и возможность пересдать эти задолженности. Для физического факультета эта процедура достаточно важна с точки зрения сохранения контингента. В современных условиях при обучении студентов по традиционной схеме процент отчисления студентов за академическую неуспеваемость на физическом факультете самый высокий в ЧелГУ и составляет 25-30%.

Выделение двухнедельного срока на решение организационных вопросов по формированию мобильных по составу академических групп целесообразно также и в том плане, что позволяет решать эту задачу в два этапа. На первом этапе (в первую неделю) студенты, реализовав свое право выбора, подают сведения в деканат о том, какие дисциплины они предпочли бы изучать в следующем семестре. Если при комплектовании академической группы для изучения данной дисциплины по выбору контингент студентов составил менее 20 человек, с точки зрения рентабельности образовательного процесса эта дисциплина в данном семестре не реализуется. Студентам дается дополнительная возможность пересмотреть свой индивидуальный учебный план (вторая неделя) и распределиться по уже сформированным на следующий семестр (состоятельным) академическим группам, либо выбрать схему обучения по типовому РУП.

По окончанию теоретического обучения в четном семестре одна неделя выделяется студентам для завершения и защиты курсовых работ. На физическом факультете исторически сложилась практика выполнения курсовых работ, являющихся междисциплинарными, и связанных со сквозной подготовкой их к научной работе в рамках выбранного научного направления.

Количество дисциплин по выбору меняется от семестра к семестру. При этом отчетливо прослеживается тенденция увеличения их доли в образовательном цикле по мере увеличения курса. Так, на 1-2 курсах их доля составляет 7-11 %, на четвертом курсе – 44 %.

Особенность графика учебного процесса по программе подготовки магистров состоит в том, что выбор магистранту индивидуальной образовательной траектории предоставляется уже с 9 семестра обучения (первого курса магистратуры), причем доля дисциплин по выбору по семестрам составляет в 9 – 48 %, в 10 – 43 % и в 11 –71 %.

На данном этапе введения в ЧелГУ КМС модульная схема организации образовательной деятельности по реализуемым ООП не проходила апробации. Основная причина этого состоит в необходимости выполнения требований ГОС ВПО-2 в части реализации поименованного перечня дисциплин. В этом случае на семестр приходится по 8-12 дисциплин учебного плана, большинство из которых по трудоемкости не превышает 4 кредитов. Модульная схема органично выстраивается, когда трудоемкость дисциплин составляет не менее 4-5 кредитов. В противном случае необходимо формирование комплексных модулей, включающих в себя несколько разноплановых дисциплин. С принципиальной точки зрения такой вариант не имеет возражений, однако он требует для своей реализации подготовленных консультантов-тьюторов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по образованию (38)

    Документ
    Р 68 Роль гуманитарных и социально-экономических дисциплин в подготовке современных менеджеров [текст]: Материалы 11-й Межвузовской научно-практической конференции.
  2. Отчет о результатах самообследования за период с 2004 по 2008 гг

    Публичный отчет
    В соответствии с приказом ректора СПбГУЭФ №324-1 от 15.09.2008 комиссия в составе: председателя, ректора университета И.А. Максимцева, членов комиссии Егоровой И.
  3. Аналитический доклад 

    Доклад
    НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД /Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.
  4. Доклады и материалы

    Доклад
    Высшее образование для XXI века : III Международная научная конференция, МосГУ, 18–20 октября 2006 г. : доклады и материалы. Вып. 1 / под общ. ред. И.
  5. Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 022000 «экология и природопользование»

    Основная образовательная программа
    Нормативные сроки освоения: 4 года (очная форма), включая лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, учебные и производственную практики, научно-исследовательскую работу.

Другие похожие документы..