Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Настоящий Учебно-методический комплекс по дисциплине Арбитражное процессуальное право (далее – УМК) является единым для всех форм обучения: очной, оч...полностью>>
'Документ'
Приглашаем Вас принять участие в работе Второй Национальной научной конференции с международным участием «Математическое моделирование в экологии», к...полностью>>
'Документ'
9. Подразделение ООО «Спецморнефтепорт Усть-Луга», ответственное за документ (куратор) – отдел материально-технического снабжения ООО «Спецморнефтепо...полностью>>
'Документ'
Костер зажегся. Стало теплее и конечно уютнее. Какой сталкер мог обойтись без костра? Конечно же, ни единый. Ночь, дождь, ни единого сухого места, а ...полностью>>

Федеральное агентство по образованию Национальный фонд подготовки кадров Российский университет дружбы народов кейс и методические рекомендации внедрение в вузе системы зачетных единиц (по типу ects): опыт Российского университета дружбы народов

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. Основные принципы внедрения КМС

      1. В вузе внедряется система ECTS – европейская система переводных кредитов, наделяемая также свойством накопительной системы.

      2. Внедрение КМС осуществляется не сразу во всем вузе, а постепенно (эволюционно):

  • в порядке эксперимента на нескольких направлениях (специальностях),

  • только с первого курса обучения,

  • по результатам мониторинга и коррекции результатов эксперимента постепенно распространяется на другие направления.

      1. На направлениях (специальностях) КМС внедряется на основании решений ученых советов факультетов (учебных институтов), на которых организовано обучение по данным направлениям (принцип добровольности).

iv. Внедрение и функционирование КМС предполагает высокий уровень формализации организации учебного процесса (наличие исчерпывающей нормативной базы и строгого документирования).

v. Внедрение и функционирование КМС предполагает также повышение требований к работе профессорско-преподавательского состава: полное методическое обеспечение учебного процесса и представление основных методических материалов на учебном портале, обязательное применение балльно-рейтинговых систем (БРС) контроля знаний студентов.

vi. Внедрение КМС сопровождается мерами стимулирования труда преподавателей и сотрудников, вовлеченных в инновационную деятельность.

Перечень основных избранных действий

Подготовительный период

  1. Принятие необходимых административных решений.

  2. Формирование экспертно-аналитических и рабочих групп.

  3. Изучение типового Положения о кредитно-модульной схеме организации процесса обучения (вариант типового Положения о КМС представлен ниже)1.

  4. Разработка вузовского Положения о КМС и сопутствующей документальной базы2.

  5. Разработка формата (макетов) всех необходимых для реализации КМС учебных планов.

  6. Формирование новых учебных планов конкретных основных образовательных программ, по которым будет осуществляться обучение с использованием КМС.

  7. Получение необходимых разрешений и допусков в вышестоящих органах образования3.

  8. Разработка и реализация методик мотивации профессорско-преподавательского состава и сотрудников воспринять инновацию и деятельно участвовать в процессе внедрения КМС и ее дальнейшего функционирования.

  9. Разработка информационных материалов для абитуриентов, поступающих в вуз для обучения с использованием КМС и методик собеседования и мотивации.

  10. Разработка процедур массовой записи студентов на кредиты в начале предстоящего учебного года.

  11. Создание учебного портала в локальной компьютерной сети вуза.

  12. Создание сетевой компьютерной программы «кредитный портал», позволяющей on-line запись студентов на кредиты в локальной компьютерной сети вуза.

  13. Разработка методик учета преподавательской нагрузки, согласованной с КМС.

  14. Разработка методов экономического стимулирования преподавателей, работающих в КМС, и учет необходимых средств в бюджете вуза на предстоящие периоды.

  15. Проведение экспертиз разработанных документов, процедур и инструментов и утверждение их в вузе на надлежащем административном уровне.

  16. Обучение персонала.

Период внедрения КМС

  1. Контрольная проверка наличия документации, готовности сотрудников, информационного обеспечения.

  2. Заполнение учебного портала преподавателями (резюме, методическое обеспечение читаемых дисциплин, условия балльно-рейтинговых систем).

  3. Контроль состояния учебного портала и принятие административных мер по устранению недостатков.

  4. Введение службы академических консультантов (тюторов) в учебных подразделениях.

  5. Составление типовых вариантов рабочих и индивидуальных учебных планов на учебный год (семестр)1.

  6. Проведение записи студентов на кредиты в бакалавриат, составление индивидуальных учебных планов (с использованием типовых учебных планов и консультаций абитуриентов и студентов со стороны тьюторов).

  7. Проведение записи студентов на кредиты в магистратуру, составление индивидуальных учебных планов (при необходимости, включаются консультации студентов).

  8. Принятие решения об открытии дисциплин на основании анализа учебных планов.

  9. Передача информации студентам об открытии дисциплин в данном учебном году (семестре).

  10. Корректировка индивидуальных планов студентов, выбравших не открываемые дисциплины.

  11. Уточнение рабочих учебных планов на учебный год (семестр) на основании анализа индивидуальных планов.

  12. Расчет по уточненным рабочим планам числа преподавательских кредитов, числа средних ставок ППС, фондов заработной платы кафедр.

  13. Согласование данных о нагрузке, числа средних ставок и размеров фонда заработной платы ППС между административными подразделениями и ответственными представителями кафедр.

  14. Издание приказов о распределении фонда заработной платы ППС (на основе трудозатрат) на учебный год (семестр).

  15. По уточненным рабочим планов составление расписания занятий.

  16. Начало занятий и ознакомление студентов со схемой организации учебного процесса в рамках КМС в учебных подразделениях (деканаты факультетов, тьюторы, преподаватели: о выполнении индивидуальных учебных планов, о требованиях балльно-рейтинговых систем, о порядке получения итоговых оценок, о порядке повтора дисциплин и изменения оценки).

  17. Постоянное отслеживание качества учебной работы студентов со стороны тьюторов, принятие с их стороны необходимых мер.

  18. Периодический контроль качества работы КМС в учебных подразделениях со стороны администрации вуза; принятие с их стороны необходимых мер.

  19. Периодический контроль качества работы КМС в учебных подразделениях со стороны формальных студенческих организаций, принятие с их стороны необходимых мер.

  20. По фактам текущей учебной работы и ее результатам за учебный год (семестр) организация и проведение дополнительных занятий и мероприятий по контролю знаний для студентов, не выполняющих (или не выполнивших) индивидуальный учебный план.

  21. Подготовка и выдача всех необходимых выпускных документов, согласованных с КМС1.

Особенности периода внедрения КМС в магистратуре

  1. Возможное согласование предлагаемого перечня и объема элективов в учебном плане с представителями формальных студенческих организаций.

  2. Желательное согласование расписания занятий для магистрантов с представителями формальных студенческих организаций.

  3. Существенное увеличение объема самостоятельной работы студентов в учебных планах.

  4. Ужесточение правил балльно-рейтинговых систем (рубежного контроля знаний магистрантов) по сравнению с БРС бакалавриата.

  5. Снижение минимального числа студентов в учебной группе магистратуры (по сравнению с бакалавриатом) при открытии магистерской специализации и дисциплины в учебном году (семестре).

  6. Повышенный коэффициент трудозатрат для выпускающих кафедр при расчете стоимости кредита и фонда заработной платы кафедр в рамках КМС.

4. Материальное обеспечение внедрения КМС

Техническое обеспечение

наличие локальной компьютерной сети1 (ЛКС),

наличие надлежащих информационных ресурсов (учебный портал, кредитный портал),

наличие необходимых форм и бланков документации, сопровождающих действие КМС,

наличие помещений и организация рабочих мест для академических консультантов,

наличие достаточного аудиторного фонда, оборудованных лабораторных мест, компьютерных классов и специально оборудованных аудиторий (мультимедиа технологии) для составления расписания занятий в рамках КМС1

Основные позиции финансовых затрат:

  • финансирование надбавок стимулирующих характера в фонды заработной платы ППС2,

  • оплата труда академических консультантов (тьюторов)3,

  • оплата труда сотрудников, обеспечивающих информационное сопровождение внедрения и эксплуатации КМС в ЛКС вуза,

  • выделение средств для премирования сотрудников администрации, осуществляющих внедрение КМС, мониторинг и совершенствование ее функционирования,

  • возможное выделение средств для студенческих научных грантов, имеющих целевое назначение: в рамках инновационной научной деятельности по совершенствованию организационной деятельности вуза (в направлении развития студенческого самоуправления) стимулировать работу студентов, участвующих во внедрении КМС.

Персоналии и партнеры

Лидеры:

  • ректор вуза,

  • проректор по учебной работе,

  • проректор по экономике,

  • проректор по информатизации вуза,

Разработчики: рабочая группа специалистов:

  • руководители административных учебно-методических подразделений (начальник учебно-методического управления, начальник учебного отдела, начальник отдела практик),

  • руководители подразделений экономического блока (планово-финансового управления, бухгалтерии, коммерческого управления),

  • менеджеры направлений и специальностей (ответственные за разработку учебных планов),

  • заместители деканов,

  • представители кафедр,

  • представители формальных студенческих организаций,

  • руководители подразделений информационной поддержки деятельности вуза (начальник управления информатизации, начальник отдела внедрения информационных технологий),

  • программисты.

Исполнители:

Назначенные ответственные сотрудники подразделений:

  • учебно-методического управления,

  • планово-финансового управления,

  • коммерческого управления,

  • бухгалтерии,

  • управления информатизации,

  • деканатов;

Основные участники:

  • тьюторы,

  • заведующие кафедрами,

  • преподаватели,

  • формальные студенческие организации,

  • студенты.1

Внешняя поддержка

  1. Представители Министерства образования и науки, ответственные за внедрение основных положений Болонского процесса в вузах РФ (в настоящее время это Департамент государственной политики в области высшего образования Минобрнауки);

  2. Организации (вузы), определенные приказами Минобрнауки как головные по внедрению положений Болонского процесса в вузах РФ.2

  3. Конференции, семинары, организуемые в РФ и в Европе для поддержки Болонского процесса.3

  4. стационарные и виртуальные консультационные центры, а также выездные консультации по внедрению КМС.4

Действия, сроки, субъекты ответственности, условия финансирования, система контроля, мониторинга и коррекции процессов внедрения и функционирования определяются планом, представленным по стандартной схеме

Пример реального плана действий 2005 г. по продолжению внедрения КМС на новых направлениях и специальностях в РУДН (без детализации позиций финансирования и коррекции) приведен ниже.

Дата

Мероприятие

Ответственный

Контроль

март

Подготовка письма в МОН о продолжении эксперимента

А.П.Ефремов

ректор

апрель

Учеба руководителей направлений по переходу на систему кредитов

В.Н.Чистохвалов

А.П.Ефремов

апрель

Решение Ученого Совета ф-та о переходе направления (специальности) на систему кредитов

декан

А.П.Ефремов

апрель

Консультации деканов и руководителей направлений в деканатах гумсоца и экологического ф-тов

декан, руководитель направления

В.Н.Чистохвалов

апрель

Формирование и согласование в УМУучебного плана (для студентов)

декан, руководитель направления

В.Н.Чистохвалов

апрель

Составление типового рабочего плана для студента на учебный год

декан, руководитель направления

В.Н.Чистохвалов

май

Составление основы рабочего плана для ППС на учебный год

декан, руководитель направления

УМУ

апрель май

Встреча со студентами ФИЯОД и информация о новой форме обучения

декан, руководитель направления

УМУ

май

Информация на стендах ф-тов, на сайтах

руководитель направления

декан

апрель

собрание с ППС на ф-тах

рук. направления, зав. кафедрами

декан

апрель-август

предварительная методическая работа ППС

рук. направления, зав. кафедрами

декан

май-август

организационная подготовка и тренинг деканатов

декан, руководитель направления

УМУ

июнь

проведение совещаний о готовности ф-тов к переходу на систему кредитов

А.П.Ефремов

ректор

июнь

экономическая поддержка эксперимента

А.П.Ефремов

ректор

5. Разработка и коррекция форм документации, сопровождающей организацию учебного процесса в рамках КМС:

Анализ ГОС ВПО по направлениям и исходные принципы формирования учебного плана

В настоящий момент единство российского образовательного пространства поддерживается наличием ГОС ВПО – государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Действующие в настоящее время ГОС для различных специальностей и направлений подготовки разрабатывались и вводились в основном в 1999-2000 годах, в то время как Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Совершенно очевидно, что ГОС ВПО создавался без учета возможного вхождения России в европейское образовательное пространство. В силу этого возникает необходимость проанализировать возможности его адаптации к формальным и содержательным нововведениям, которые диктуются логикой Болонских преобразований. Как показывает даже относительно беглое рассмотрение, некоторая часть из этих нововведений может быть осуществлена относительно безболезненно, другие же потребуют изменений как содержания, так и концепции самого ГОС ВПО.

Макет Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по каждому направлению (специальности) (ГОС ВПО), действующего в настоящее время, имеет единый вид и состоит из семи разделов, описывающих требования к «входу», «процессу», его «условиям» и «выходу»:

1) общая характеристика (в т.ч. нормативный срок освоения; квалификационная характеристика выпускника; возможности продолжения образования);

2) требования к уровню подготовки абитуриента (сугубо бессодержательные - к документу о предыдущем образовании);

3) общие требования к основной образовательной программе (ООП);

4) требования к обязательному минимуму содержания ООП (по отдельным дисциплинам теоретической подготовки т.н. «федерального компонента» ГОС ВПО, сгруппированным в 4 цикла: «гуманитарный и социально-экономический (ГСЭ)»; «естественнонаучный (ЕН)»; «общепрофессиональный (ОПД)»; и «специальный (СД)», а также по практической подготовке);

5) сроки освоения ООП;

6) требования к разработке и условиям реализации ООП (в т.ч.: требования к кадровому обеспечению учебного процесса; к учебно-методическому обеспечению учебного процесса; к материально-техническому обеспечению учебного процесса; к организации практик);

7) требования к уровню подготовки (в т.ч.: к профессиональной подготовленности; к итоговой государственной аттестации; к выпускной квалификационной работе; к государственному экзамену). Все утвержденные стандарты, а также примерные учебные планы и примерные программы по циклам ГСЭ и ЕН имеются в открытом доступе на сайте Минобрнауки РФ

Система ГОС ВПО включает, прежде всего, перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования, затем стандарты по каждой позиции в этом перечне, а также перечни учебно-методических материалов и оборудования, обеспечивающих реализацию федерального компонента каждого стандарта.

Все перечисленные материалы разрабатываются академическими сообществами разных областей высшего образования под руководством федерального государственного органа управления образованием. Они должны утверждаться не реже, чем раз в 10 лет.

Качество ГОС ВПО, во многом, зависит от организации работы над ними. Первое поколение этих стандартов разрабатывалось в условиях жесткого лимита времени (1-2 года), сразу после принятия Конституции (1993 г.), а потому было изначально ориентировано на короткий срок действия (до 5 лет). Второе поколение также разрабатывалось в довольно сжатые сроки (2-2,5 года) сразу по всем перечням направлений и специальностей. Элементы авральности, штурмовщины при «поколенческой» технологии работы над ГОС ВПО неизбежны. Сейчас появилась возможность более спокойной, индивидуализированной работы над стандартами.

Во-первых, создан и введен в действие новый общероссийский классификатор специальностей образования (ОКСО), охватывающий, наряду с высшим, также и среднее профессиональное образование. Его формат совместим с аналогичными международными классификаторами. Имеется возможность, в дальнейшем, вывести его на совпадение по высшей классификационной группировке с классификатором ЮНЕСКО.

Во-вторых, срок действия почти всех стандартов (до 2010 г.) [По направлениям и специальностям искусства и культуры стандарты были утверждены на два года позже.] позволяет сначала оценить результаты всего процесса обучения в рамках одного стандарта (4-5-6 лет) и затем внести необходимые коррективы.

В-третьих, текущая работа уже показала целесообразность отхода от единого макета, излишне жестко предписывающего рамки образовательного процесса. Они оказались ориентированы, в основном, на инженерные специальности и не вполне соответствуют технологиям, например, специальностям сферы искусства.

Проектная работа над макетами «бакалавра/магистра-инженера» (2003 г.) с учетом реалий современной (рыночной) экономики также показала необходимость изменения макета, как по соотношению пропорций отдельных циклов на разных ступенях, так и по степени обязательности освоения компетенций, не входящих в узкопрофессиональную подготовку. Например, инженер-эксплуатационник должен владеть навыками разработки ТЭО (технико-экономического обоснования) различных мероприятий, а разработчик новой техники - навыками проведения ФСА (функционально-стоимостного анализа).

Проблемы, связанные с приспособлением действующего ГОС ВПО к требованиям Болонского процесса, довольно хорошо осознаны внутри профессионального сообщества и, как известно, в настоящее время уже ведется интенсивная работа по разработке так называемого ГОС третьего поколения, в котором все необходимые изменения будут произведены. Однако введение нового ГОС ВПО состоится не ранее 2008 года, а до этого времени высшая школа будет работать в соответствии с ныне действующим ГОС. Поэтому, используя возможности, предоставленные вузам Минобрнауки в порядке эксперимента по переходу на обучение по системе зачетных единиц (кредитов), необходимо придать содержанию основных образовательных программ «кредитную интерпретацию».

Внешне это сделать довольно легко. В ГОС ВПО для большинства дисциплин федерального компонента указаны часы, выделяемые на их освоение. В соответствии с рекомендациями Минобрнауки, кредит есть единица трудоемкости учебного процесса, равная 36 академическим часам. Поэтому присвоение «кредитов» каждой из дисциплин выглядит как арифметическая операция: «число кредитов» = «число часов» / 36. Но на самом деле не все так просто. Во-первых, кредиты не могут выражаться дробными числами. Во-вторых, для некоторых дисциплин федерального компонента и для всех дисциплин национально-регионального и вузовского компонента ГОС объем часов не указан. В-третьих, число кредитов в каждом семестре учебного года должно быть равно 30. Наконец, необходимо в «кредитном измерении» выразить практики, выпускные и курсовые работы, сессии. Все это требует определенной системной оценки трудоемкости как всего учебного процесса в целом, так и его значимых структурных частей, предусмотренных ГОС ВПО. Подобная работа является необходимой предварительной частью внедрения в образовательный процесс системы обучения на основании зачетных единиц (кредитов).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по образованию (38)

    Документ
    Р 68 Роль гуманитарных и социально-экономических дисциплин в подготовке современных менеджеров [текст]: Материалы 11-й Межвузовской научно-практической конференции.
  2. Отчет о результатах самообследования за период с 2004 по 2008 гг

    Публичный отчет
    В соответствии с приказом ректора СПбГУЭФ №324-1 от 15.09.2008 комиссия в составе: председателя, ректора университета И.А. Максимцева, членов комиссии Егоровой И.
  3. Аналитический доклад 

    Доклад
    НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД /Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.
  4. Доклады и материалы

    Доклад
    Высшее образование для XXI века : III Международная научная конференция, МосГУ, 18–20 октября 2006 г. : доклады и материалы. Вып. 1 / под общ. ред. И.
  5. Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 022000 «экология и природопользование»

    Основная образовательная программа
    Нормативные сроки освоения: 4 года (очная форма), включая лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, учебные и производственную практики, научно-исследовательскую работу.

Другие похожие документы..