Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс «Налоговое право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессион...полностью>>
'Расписание'
С. 1 .1 .10, в 11: 0, кафедра «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» «Обсуждение докладов на научно-практическую конференцию студентов и аспирантов» Со...полностью>>
'Информационный бюллетень'
Х1-518 Тенденции развития физиологических наук: 6 сессия научного совета РАН по физиологическим наукам, посв. 150-летию И.П.Павлова – СПб., 2 - 178 с...полностью>>
'Документ'
Универсальный краеведческий календарь «Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья» обращает внимание читателей на наиболее значительные и инте...полностью>>

Федеральное агентство по образованию Национальный фонд подготовки кадров Российский университет дружбы народов кейс и методические рекомендации внедрение в вузе системы зачетных единиц (по типу ects): опыт Российского университета дружбы народов

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

II. МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА

Основным элементом модульной системы организации учебного процесса является образовательный модуль. Все реализуемые в учебном процессе факультета курсы и дисциплины должны быть описаны в виде образовательных модулей.

Образовательный модуль – формализованная часть учебного процесса, представляющую собой определенную автором логически связанную последовательность учебных мероприятий с фиксацией необходимых условий реализации, прикрепленным материалом и предполагаемой целью в виде формируемых компетенций и понятий.

При описании образовательного модуля преподаватель обязан указать следующий набор характеристик:

  • образовательная технология – последовательность учебных мероприятий модуля;

  • уникальное имя – название модуля, уникально идентифицирующее (определяющее) модуль среди других модулей. «Имя» является ключевым отличительным атрибутом модуля или, иными словами, его уникальным идентификатором;

  • автор – человек или группа людей, которые создали модуль;

  • входные условия – набор обязательных требований к обучающемуся, которые должны быть выполнены каждым обучающимся, допущенным к прохождению модуля;

  • описание результата – описание компетенций, навыков и знаний, которые могут быть приобретены обучающимся в процессе прохождения модуля с приложением шкалы уровней освоения;

  • учебный материал – указание ссылки на электронные источники и/или библиографическое описание материала, используемого при его проведении каждого из упражнений модуля;

  • условия реализации – перечисление требований, необходимых для реализации каждого упражнения модуля (а именно: преподаватель, материально-техническая база, продолжительность);

  • типы упражнений – формы и правила взаимодействия преподавателя с обучающимся, приведенные для каждого упражнения модуля.

Образовательная технология описывается как последовательность учебных мероприятий с указанием формы, условий реализации и длительности каждого из мероприятий. Все учебные мероприятия разделяются на два типа: требующие участия преподавателя и не требующие участия преподавателя (студент работает самостоятельно).

Учебный материал, используемый при прохождении модуля, должен быть оформлен в виде библиографических или гиперссылок.

Необходимые для проведения модуля аудитории и ресурсы указываются относительно каждого учебного мероприятия. В противном случае эти ресурсы не будут запланированы диспетчером сотрудником учебного отдела.

Ответственность за полноту описания образовательного модуля целиком лежит на преподавателе, являющемся автором образовательного модуля.

Ответственность за реализацию образовательного модуля в учебном процессе лежит целиком на группе преподавателей, прикрепленных к данному модулю.

III. КРЕДИТНАЯ ОЦЕНКА

Полученными кредитами называется сумма кредитов, накопленных студентом.

Предоставленными кредитами называется сумма кредитов всех модулей, пройденных (с положительной или отрицательной оценкой) студентом.

При прохождении очередного модуля, если студент получил за него положительную оценку, его сумма накопленных кредитов и сумма предоставленных кредитов увеличивается на сумму кредитов, указанную в кредитной оценке модуля. В случае получения отрицательной оценки за модуль, увеличивается только сумма предоставленных кредитов.

Кредитная оценка образовательных модулей производится следующим образом:

  1. Определение трудоемкости образовательного модуля.

Трудоемкость образовательного модуля определяется как сумма длительностей всех его учебных мероприятий, выраженной в астрономических часах. Выделение специальных расчетов для экзаменационных или иных сессий не предполагается.

  1. Расчет кредитной оценки образовательного модуля.

Осуществляется путем деления трудоемкости образовательного модуля в астрономических часах, деленной на 27 с округлением до ближайшей целой величины.

Приложение 5 Методические рекомендации по разработке учебных планов направлений и специальностей подготовки на основе кредитно-модульной системы

Методические рекомендации

по разработке учебных планов

направлений и специальностей подготовки

на основе кредитно-модульной системы



  1. Общие положения

    1. Рекомендации предназначены для ответственных за разработку учебных планов направлений и специальностей подготовки по основным образовательным программам (ООП), а также рабочих учебных планов в новом формате, обеспечивающих:

  • использование в организации учебного процесса определение трудоемкости учебных дисциплин, выраженной в кредитах ЕСТS;

  • возможность выбора студентами индивидуальной образовательной траектории, согласованной с работодателем;

  • возможность организации учебного процесса в мобильных по составу академических группах;

  • необходимость использования в организации учебного процесса балльно-рейтинговой системы текущего и промежуточного контроля знаний.

Ее цель состоит в оказании необходимой методической помощи факультетам (институтам), а также выпускающим кафедрам в их структуре при введении кредитно-модульной системы (КМС) в организацию учебного процесса.

    1. Рекомендации предполагают на стадии эксперимента по применению КМС в организации учебного процесса параллельное использование двух шкал оценки трудоемкости учебных дисциплин: общепринятой в российской системе высшего профессионального образования, основанной на понятии «академического часа» и на шкале «кредитов», аналогичных кредитам ЕСТS. Обе шкалы оценок трудоемкости учебных дисциплин принимаются равнозначными и обязательными к использованию при организации делопроизводства на факультетах (в институтах), т. е. информация в зачетных книжках, учебных карточках студентов, других документах, включая академические справки, дипломы о неполном высшем образовании, европейское приложение к диплому (Diploma Supplement) и т. д. по трудоемкости учебных дисциплин должна отображаться как в академических часах, так и кредитах.

    2. Инструкция базируется на соблюдении основных требований действующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО-2) направлений и специальностей в части общей продолжительности обучения (бакалавриат – 4 года, магистратура – 2 года, специальность – 5 лет), перечня дисциплин по их циклам, общей трудоемкости по циклам дисциплин, организации учебных и производственных практик, требований по организации итоговой государственной аттестации. Отклонения от требований ГОС ВПО-2 допускаются в следующих его составляющих:

  • в пересмотре соотношения количества недель, отводимых на теоретическое обучение, промежуточную аттестацию, каникулы;

  • в изменении трудоемкости отдельных учебных дисциплин;

  • в возможном объединении объема часов, отводимого в данном цикле на территориально-региональный (вузовский) компонент с объемом часов на дисциплины по выбору с целью укрупнения отдельных дисциплин, предлагаемых студенту для изучения.

    1. Учебные планы направлений и специальностей подготовки в новом формате, основанные на кредитах ЕСТS, в обязательном порядке проходят процедуру согласования и утверждения: их содержание и структура проходит процедуру обсуждения на учебно-методическом совете. Учебно-методическое управление осуществляет экспертизу на соответствие их требованиям ГОС ВПО-2. Решение об утверждении учебного плана в целом принимает ученый совет.

  1. Порядок разработки учебного плана направления

(специальности), базирующегося на использовании КМС

При разработке структуры и содержания учебного плана ООП на основе КМС автору рекомендуется руководствоваться следующими правилами.

    1. Реализуемые в университете основные образовательные программы ВПО и послевузовской подготовки ранжируются по уровням:

  • к ООП ВПО первого уровня относят программы, реализуемые в рамках бакалавриата (4-летний цикл обучения на основе общего (начального) профессионального образования);

  • образовательные программы второго уровня включают в себя программы подготовки магистров, либо специалистов (1-2 года обучения на базе завершенной в полном объеме программы подготовки бакалавра, либо 5-5,5 лет обучения по специальности на базе общего (начального) профессионального образования);

  • к ООП третьего уровня относят программы послевузовской подготовки (аспирантуру), связанные с трехлетним циклом обучения на базе ВПО.

    1. Организация учебного процесса по реализации ООП предполагает выполнение требований трудового законодательства (Трудового кодекса РФ) в части общей учебной нагрузки студента. При этом трудоемкость учебной недели (6 календарных дней) не должна превышать 40 часов (54 академических часа). Учебный год традиционно начинается с 1 сентября текущего года. Он включает в себя 40 недель теоретического обучения и завершается прохождением предусмотренных графиком учебного процесса учебных и производственных практик и итоговых государственных аттестационных испытаний.

    2. Число образовательных кредитов, или количество зачетных единиц – это условный численный показатель общей трудоемкости, присваиваемый отдельному учебному курсу и другим видам учебных работ (курсовым, дипломным и т.д.), и определяющий его вклад в общую учебную нагрузку студентов. Иными словами, это единица измерения общих трудовых затрат студента на выполнение той или иной учебной работы (теоретическое и практическое обучение, написание курсовых и дипломных работ и т.п.). Один кредит составляет 36 часов учебного времени.

    3. График учебного процесса по ООП является неотъемлемой частью учебного плана и регламентирует распределение по времени на каждом курсе обучения основных видов учебной деятельности как кафедр, обеспечивающих реализацию ООП, так и студентов, проходящих обучение. На стадии эксперимента по внедрению КМС рекомендуется учебный год разбивать на два семестра по следующей схеме:

Календарное распределение

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

СЗЕ

ГОС ВПО

1

2

3

4

5

6

7

8

Теоретическое обучение

20

20

20

20

20

20

20

8

148

134

Каникулы

2

9

2

9

2

9

2

9

44

38

Практика

4

4

4

Выпускная работа, ГАК

8

8

4

Сессии

28

Новогодние праздники

1

1

1

1

4

-

Итого общий объем недель

23

29

23

29

23

29

23

29

208

208

52

52

52

52

208

За год обучения в соответствии с основной образовательной программой, которая определяется исходя из требований ГОС ВПО, студент должен набрать не менее 60 образовательных кредитов. В соответствии с графиком учебного процесса в кредитах студент в каждом семестре должен прослушать курсы общим объемом в 30 кредитов, включая курсовую работу в четных семестрах (2, 4); в восьмом семестре предусматривается выпускная работа – 8 кредитов, выпускной государственный экзамен по специальности 4 кредита.

    1. Предлагаемая схема планирования учебных курсов по видам учебной деятельности предполагает, что общая трудоемкость студента в учебном году составляет 60 кредитов (30 кредитов в семестр). Для получения степени бакалавра по выбранному направлению студент обязан пройти обучение и набрать 240 кредитов, магистра – 120 кредитов.

    2. Кредитами наделяются все основные виды учебной работы студента, включая:

  • освоение учебных дисциплин и прохождение предусмотренных по ним аттестаций;

  • выполнение и защиту курсовых работ;

  • прохождение учебных и производственных практик;

  • подготовку выпускной квалификационной работы и прохождение итоговых государственных аттестационных испытаний.

Кредиты не выделяются на:

  • учебные занятия по физической культуре и участие в работе спортивных секций;

Преподавание физкультуры необходимо признать национальной особенностью российской системы высшего образования и вывести эту дисциплину за пределы кредитной системы либо оставить внутри кредитной системы только один семестр (например, четвертый – итоговый), учебную нагрузку которого оценить в два кредита.

  • учебные занятия по факультативным дисциплинам, продвинутым курсам;

  • работу в учебно-научных кружках, конференциях, спортивных соревнованиях;

  • работу в профсоюзном комитете, других общественных организациях;

  • участие в художественной самодеятельности;

  • работу во временных творческих коллективах.

    1. Перевод общей трудоемкости учебной дисциплины, представленной в учебном плане на основе ГОС ВПО-2 в академических часах, в кредиты представляет собой один из ключевых аспектов решаемой задачи. При продолжительности учебного года в 40 недель величина одного кредита составляет (40х54)/60=36 академических часов.

В этой связи алгоритм решения указанной задачи состоит в следующем.

2.8.1. На первом этапе проводят оценку основных видов учебной работы студента в кредитах по следующей схеме:

  • для заданного учебного года по рабочему учебному плану ООП определяются величины, равные делению общей трудоемкости каждой дисциплины на коэффициент 36. Полученные значения округляют до десятых долей. Они определяют ориентировочный вес в кредитах трудоемкости учебных дисциплин;

  • трудоемкость курсовой работы ориентировочно оценивается в 3,0 кредита;

  • ориентировочная трудоемкость учебных и производственных практик в кредитах определяется произведением количества недель, отводимых на практику, на коэффициент 1,5;

  • оценка трудоемкости процедуры итоговой государственной аттестации (ГАК) осуществляется произведением количества недель, отводимых на преддипломную практику и ГАК, на коэффициент 1,5;

  • полученные в результате предварительных расчетов значения в кредитах трудоемкостей основных элементов учебной деятельности студента, округленные до десятых долей, складываются по семестрам и за год в целом.

2.8.3. На втором этапе определения трудоемкости учебных дисциплин предполагается проведение анализа реальных трудозатрат студента по изучению конкретных дисциплин, при выполнении им всех предусмотренных учебно-методическим комплексом заданий, эссе, рефератов и т. д., гарантирующих получение положительной аттестации по данной дисциплине. Эта работа должна проводиться базовыми кафедрами, реализующими учебные дисциплины и отвечающими за качество подготовки студентов. Преподаватели кафедры обязаны разработать стратегию наиболее рационального использования временных ресурсов студента и определить оптимальное соотношение аудиторной нагрузки студента и времени, отводимого на самостоятельную работу. Эти разработки должны опираться на результаты анкетирования студентов, завершивших обучение по данной дисциплине, и их статистическую обработку.

При существенном несоответствии реальных трудозатрат студента, направленных на изучение конкретной дисциплины, отведенным на нее кредитам кафедра обязана внести соответствующие коррективы и либо пересмотреть программу этой дисциплины (а возможно и методику ее преподавания), либо выйти с ходатайством на совет факультета (учебно-методический совет) об изменении трудоемкости данной дисциплины в учебном плане.

  1. Заключительные положения

    1. Учебный план (стабильный) направления (специальности) подготовки может быть представлен в традиционном формате, аналогичном примерному, приведенному в приложении к ГОС ВПО-2, без разбивки учебных дисциплин по семестрам. В то же время авторами разработки этого документа по каждой дисциплине должна быть представлена структура аудиторной нагрузки и объем часов, выделяемых на самостоятельную работу.

В учебном плане не рекомендуется расписывать наименования дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента всех циклов дисциплин, наименования дисциплин по выбору, факультативных дисциплин, а также дисциплин специализации.

    1. Рабочий учебный план ООП формируется по семестрам на каждый учебный год. В нем наименование учебных дисциплин является обязательным независимо от их статуса. В рабочем учебном плане (РУП) указывается также базовая кафедра, обеспечивающая организацию учебного процесса по каждой дисциплине. При введении новых дисциплин, либо замене одних другими декан факультета (директор института) в соответствии с Положением о порядке закрепления учебных дисциплин за кафедрами вуза своевременно (до марта текущего года) готовит проект приказа ректора о закреплении указанной дисциплины за конкретной кафедрой.

    2. В случае, если учебная дисциплина изучается в нескольких семестрах, ее трудоемкость в данном семестре определяется пропорционально объему плановой аудиторной нагрузки на одного студента.

    3. В РУП направления (специальности) подготовки все дисциплины, планируемые для изучения в данном семестре, разбиваются на три группы: дисциплины, изучаемые обязательно и строго последовательно по времени (дисциплины группы А); дисциплины, изучаемые обязательно, но не последовательно по времени (дисциплины группы Б) и дисциплины по выбору студента (дисциплины группы В). К обязательным дисциплинам, как правило относят дисциплины федерального компонента данного цикла дисциплин ГОС ВПО, к дисциплинам по выбору – дисциплины вузовского компонента, дисциплины специализации, факультативные дисциплины.

Изучение элективных курсов рекомендуется планировать со второго семестра и поэтапно увеличивать их долю в образовательном цикле. По каждой дисциплине по выбору в РУП ООП должны быть предложены не менее 2 дисциплин одинаковой трудоемкости, с одной и той же формой аттестации. При этом в РУП ООП должна быть в обязательном порядке приведена его типовая схема, по которой обучаются студенты, не реализовавшие по той или иной причине свой выбор.

    1. Утвержденные первым проректором – проректором по учебной работе РУП направлений и специальностей подготовки служат основой для формирования учебного поручения кафедрам и определения расчетного количества ставок ППС по кафедрам в соответствии с Инструкцией о порядке расчета ставок ППС по кафедрам.

Приложение 6

Проект типового положения о тьюторах

В ходе эксперимента по введению в учебный процесс системы зачетных единиц (кредитов) в РУДН появилась потребность во введении новой должности – тьютора. Служба тьюторов существует в структуре учебной части факультетов и подчиняется заведующему учебной частью, заместителю декана по учебной работе и непосредственно декану. Количество тьюторов соответствует количеству направлений (специальностей), существующих на факультете. Каждый тьютор курирует студентов от первого до выпускного курса, заменяя существовавшую до этого должность инспектора учебной части, но, не сводясь к ней: роль тьютора в учебном процессе не ограничивается только контролем успеваемости студентов.

Должность тьютора требует наличия у сотрудника высшего образования, а также знания особенностей учебного процесса в целом и вверенного ему направления (специальности) в частности. В связи с этим, при назначении на должность тьютора сотрудника, не имевшего опыта работы со студентами в качестве преподавателя и не знающего специфики организации учебной работы, а именно, составления учебных планов, следует провести с ним надлежащую подготовку. Тьюторам целесообразно обмениваться опытом, как внутри одного учебного заведения, так и между учебными заведениями. Повышение квалификации на кафедре сравнительной образовательной политики Министерства образования и науки РФ не реже, чем один раз в три года, должно стать нормой.

Основная работа тьюторов связана со студентами, которым он доступен каждый день в течение отведенного для приема студентов рабочего времени. Тьютор устанавливает со студентами отношения партнерства, обеспечивая им психологическую поддержку в ходе обучения, организовывает их образовательную деятельность, представляет академические интересы студентов на факультете. Осуществление этого невозможно без постоянных контактов тьюторов с кафедрами, с преподавателями, работающими на них, с администрацией факультета и со старшими преподавателями по внеучебной работе.

Цель существования службы тьюторов – обеспечить студентам возможность реализовать способности и творческий потенциал в процессе получения образования.

Задачи тьюторов:

  1. Координировать усилия администрации и кафедр факультета по организации учебного процесса в зачетных единицах (кредитах);

  2. Содействовать студентам в выборе их образовательных траекторий.

Если эксперимент по введению кредитной системы обучения пойдет успешно, то академическая мобильность российского студенчества станет возможной, и тогда тьюторы будут способствовать тому, чтобы наши студенты могли получать образование в различных вузах, как у нас в стране, так и в странах Европы.

Работа тьютора со студентами.

Роль тьютора в процессе получения студентом образования значительна и многообразна. Именно тьютору приходится объяснять студентам особенности кредитной системы образования, оказывать им помощь в формировании индивидуальных учебных планов, учитывая требования стабильного учебного плана, который, в свою очередь, составляется в соответствии с требованиями ГОСа, а также контролировать выполнение студентами своих индивидуальных учебных планов. Отсюда с необходимостью вытекают следующие функции тьютора:

  1. Тьютор знакомит студентов с учебным планом; поясняет особенности его составления; указывает на наличие в нем различных блоков дисциплин: обязательных, по выбору, продвинутых курсов; обращает внимание на обязательность соблюдения условия набора необходимого и достаточного количества кредитов для каждого семестра и года обучения.

  2. Тьютор печатает индивидуальный план, студент его подписывает, после чего этот план становится для студента документом, условия которого он обязан выполнять.

  3. На основе выбора, сделанного студентами, тьютор формирует учебные группы по дисциплинам и предоставляет преподавателям списки студентов, вошедших в эти группы.

  4. Если дисциплина плана оказалась выбранной недостаточным количеством студентов, и учебная группа по ней не может начать работать, тьютор содействует студентам в изменении их индивидуальных планов.

  5. Тьюторы обязательно принимают участие в работе деканатских комиссий, рассматривающих вопросы успеваемости и академического статуса студентов.

  6. Тьютор следит за оформлением зачетных книжек студентов, которые хранятся в учебной части и заполняются преподавателями в течение восемнадцатой недели семестра после проведения последнего занятия.

  7. Тьютор выдает студентам зачетные книжки по их просьбе, делая запись в «Книге регистрации выдачи и возврата зачетных книжек по направлению».

  8. Тьюторы факультета гуманитарных и социальных наук вносят фамилии студентов и всю информацию, касающуюся их обучения, в портал «Планирование кредитов».

  9. Тьютор помогает студентам, по уважительным причинам не набравшим требуемого для перехода в следующий семестр количества баллов по тем или иным дисциплинам, справиться с выполнением своего индивидуального учебного плана в установленные деканатской комиссией сроки: тьютор выписывает студентам индивидуальные ведомости, контролирует сроки сдачи по ним учебных дисциплин.

  10. Тьютор содействует студентам в повторном прохождении зачетных единиц по выборным дисциплинам на контрактной основе, если по итогам семестра студент получил за них оценку FX или F.

  11. Тьютор составляет и заполняет сводные ведомости успеваемости студентов по всем учебным группам своего направления.

  12. По итогам семестра тьютор назначает студентам, обучающимся на бюджетной основе, стипендию, считая средний балл оценок по дисциплинам семестра.

  13. Тьютор готовит академическую справку в случае отчисления или перевода студента в другой вуз.

  14. В конце учебного года тьютор готовит приказ о переводе студентов своего направления на следующий курс.

  15. Тьютор готовит все необходимые информационные материалы по организации учебного процесса и предоставляет их студентам на стендах учебной части: списки основных групп, списки дополнительных групп, списки студентов-задолженников, списки отчисленных студентов, приказы ректора, положения и инструкции декана и зам.декана по учебной работе факультета.

  16. Тьютор анализирует результаты текущей аттестации студентов в рамках балльно-рейтинговой системы, берет на контроль студентов, имеющих проблемы с успеваемостью, и обеспечивает студентам, по уважительной причине пропустившим внутрисеместровую и (или) итоговую аттестации, возможность пройти рубежный и итоговый контроль.

  17. На тьютора возлагается контроль за посещением студентами занятий.

Работа тьютора с кафедрами.

Кредитная система обучения обязывает кафедры корректировать традиционные учебные планы, внося в них изменения, обусловленные наличием в новых планах 50% дисциплин по выбору. Между кафедрами факультета и внутри каждой кафедры разворачивается «конкурентная борьба» за студентов: кафедры и преподаватели заинтересованы в том, чтобы студенты выбрали именно их дисциплину. Тьютор становиться посредником между кафедрами и студентами.

  1. Тьютор создает электронный вариант плана, сделанного кафедрами своего направления, в портале «Планирование кредитов».

  2. Тьютор вносит изменения в электронный вариант плана своего направления, если в этом возникает необходимость.

  3. Тьютор собирает описания дисциплин у преподавателей, работающих со студентами его направления, и вносит эти описания в электронный вариант плана, чтобы с ними могли ознакомиться студенты.

  4. Тьютор вносит в электронный вариант плана траектории обучения по различным специализациям, разработанные кафедрами, для того, чтобы с ними могли ознакомиться студенты.

  5. Тьютор контролирует соблюдение преподавателями условий рассчитанной ими в описании дисциплины балльно-рейтинговой структуры оценки.

  6. Тьютор имеет право контролировать своевременную подготовку и наличие на кафедрах всех методических материалов, необходимых для обучения студентов.

  7. Тьютор имеет право участвовать в работе комиссий по проведению контрольных работ ректората.

  8. Тьютор входит в состав учебно-методической комиссии факультета и вместе с представителями кафедр обсуждает возникающие в ходе обучения проблемы.

  9. Тьютор контролирует кафедры по выполнению ими графиков проведения презентационных лекций.

  10. Тьютор контролирует явку преподавателей на занятия.

  11. Тьюторы осуществляют контроль защиты курсовых работ студентов на кафедрах своего направления.

Работа тьютора со старшими преподавателями.

В ходе проведения эксперимента по введению в учебный процесс системы зачетных единиц (кредитов) тьютор разделяет со старшими преподавателями функцию воспитания студентов. В связи с этим старшие преподаватели содействуют успешной работе тьюторов в следующем:

1. Старшие преподаватели готовят справки по отчислению студентов на основании тех списков, которые предоставляет им тьютор.

2. Старшие преподаватели организовывают встречи тьюторов со студентами-задолженниками.

3. Старшие преподаватели осуществляют контроль посещаемости занятий студентами вместе с тьюторами.

Работа тьютора со студентами подготовительного отделения.

В конце учебного года тьюторы встречаются и знакомятся со слушателями подготовительного отделения своего направления. На этих встречах тьюторы знакомят будущих студентов с особенностями учебного плана, с требованиями, которые предъявляются студентам нашего факультета, обучающимся по кредитной системе. Тьюторы помогают слушателям подготовительного отделения сформировать индивидуальные планы, обеспечив им доступ в портал «Планирование кредитов».

Функции старшего тьютора.

Старший тьютор на факультете гуманитарных и социальных наук помимо общих обязанностей тьюторов, выполняет еще целый ряд функций:

  1. Объясняет преподавателям, как правильно оформлять описания дисциплин, предлагаемых ими студентам.

  2. Создает учебные рабочие планы для УМУ в конце каждого учебного года.

  3. Делает график учебного процесса для студентов-кредитников и отправляет его в УМУ.

  4. Работает с диспетчером по составлению расписания проведения преподавателями презентационных лекций в конце каждого семестра и по составлению расписания на учебные семестры.

  5. Осуществляет консультирование тьюторов и способствует повышению их квалификации.

1 Материалы Болонского семинара в Казанском гос. Университете, октябрь 2005 г.

1 Обязательные курсы по выбору – дисциплины федеральной компоненты учебного плана, не связанные последовательностью преподавания с другими дисциплинами; эти дисциплины студент может включить в свой учебный план в любом семестре; в типовом Положении о системе кредитов, представленном Минобразованием России в 2004 г., эти курсы отнесены к группе «б». Элективом иногда называют дисциплины вузовского или регионального компонента учебного плана, которые не являются обязательными и освоение которых на связано последовательностью преподавания с другими дисциплинами; в типовом Положении о системе кредитов эти курсы отнесены к группе «в».

1 Уточненная цель: внедрение в вузе европейской системы переводных кредитов (European Credit Transfer System), адаптация ее к условиям вуза РФ со сложной структурой и наделение свойствами накопительной системы.

2 Следующий шаг после внедрения системы кредитов – проведение серии мероприятий по реализации «организованной академической мобильности» студентов и преподавателей в пределах Европы.

1 Возможен иной подход: непосредственно авторская разработка собственного Положения о системе кредитов в вузе. Следует отметить, что эта работа, тем не менее, должна основываться на опыте уже действующих в мире кредитных систем. Однако, только в Европе таких систем несколько, а разработанная по заказу Европейская система переводных кредитов (ECTS) определяет только формат документации, но не существо и последовательность процессов. В связи с этим представляется целесообразным использовать в качестве типового Положение о системе кредитов, разработанное в РУДН в период 2001-2003 г.г. и успешно апробированного в последующие годы.

2 Сопутствующими документами являются документы, сопровождающие запись на кредиты, собственно учебный процесс (например, документы, отражающие ход освоения дисциплин студентами), положения о новых подразделениях и службах (например, о службе тьюторов), если таковые в вузе образуются; частично эти документы могут являться составляющей частью Положения о КМС.

3 Адаптация учебных планов к КМС предусматривает возможное отклонение этих планов по форме (но не по содержанию) от Государственных стандартов высшего профессионального образования РФ. Для избежания проблем в период проведения аккредитационных мероприятий желательно получение вузом права участия в инновационной деятельности по внедрению КМС; это право предоставляется вузу приказом по Министерству образованию и науки России.

1 При составлении типовых учебных планов настоятельно рекомендуется следовать требованиям к содержанию образования, предусмотренным Государственными образовательными стандартами РФ, в дисциплинах части федерального компонента (все обязательные дисциплины направления). В апробированных вариантах индивидуальных типовых учебных планов для выбранных элективов составляет до 25-30% трудоемкости; в учебных планах, предлагаемых для выбора студентам доля элективов может составлять до 40-50% трудоемкости.

1 Действия, связанные с изданием приказов по переводу студентов с курса на курс, по отчислению не выполнивших учебный план и закончивших обучение, по предоставлению академических отпусков, по восстановлению и переводу, о назначении стипендий, по рассмотрению успеваемости на деканатских комиссиях и пр. здесь не описываются, т.к. они ничем не отличаются от аналогичных действий в гумбольтовской схеме.

1 Наличие ЛКС является весьма желательным для двух целей: обеспечения работы учебного портала и для размещения информационного ресурса для записи на кредиты и отслеживания учебной работы студентов тьюторами (кредитный портал). При отсутствии ЛКС ту же работу можно обеспечить и на бумажных носителях, однако, опыт показывает, что этот вариант организации работы КМС существенно менее эффективен как с точки зрения исполнения, так и с позиций контроля.

1 Процедура составления расписание занятий по уточненным учебным планам в рамках КМС может оказаться достаточно сложной, поскольку здесь, возможно, возникнет необходимость учитывать факты выбора одной и той же дисциплинами студентами разных курсов, разных направлений и разных факультетов. Особая сложность при этом возникает при составлении расписания для студентов естественно-научных и медико-биологических специальностей. В связи с этим есть практика определенного формального ограничения числа обязательных курсов по выбору и элективов на младших курсах этих направлений с разъяснением причин.

2 Практика внедрения КМС показывает, что на начальном этапе требуется заметное стимулирование труда вовлеченных преподавателей – увеличение фонда зарплаты до 40% (что, впрочем, не сильно сказывается на полном фонде зарплаты ППС, поскольку число преподавателей в КМС пока невелико). На следующих этапах, когда число ППС в КМС возрастает, целесообразно постепенное снижение размера надбавок до 20%.

3 Тьютор является одним из ключевых участников внедрения КМС, в связи с этим желательно установление размера его заработной платы на уровне заместителя декана факультета.

1 Существенно отметить, что студенты в процессах внедрения и функционирования КМС являются партнерами администрации и ППС в организации учебного процесса и реализуют это партнерство в лице представителей студенческих организаций, а также персонально – формируя и исполняя свои индивидуальные учебные планы.

2 Головными вузами по инновационной деятельности, связанной с внедрением системы кредитов и приложения к диплому общеевропейского образца, в настоящее время являются Российский университет дружбы народов и Челябинский государственный университет.

3 В РФ всероссийский семинар по проблемам внедрения системы кредитов и других требований Болонского процесса в течение 6 лет ежегодно организуется Российским университетом дружбы народов в апреле месяце; информация на сайте www.rudn.ru .

4 При отсутствии государственного финансирования стационарные центры по внедрению КМС пока не функционируют, хотя их востребованность велика. Неформальный консультационный центр постоянно работает в Российском университете дружбы народов (на сайте www.rudn.ru см. электронные адреса) . Кроме того, РУДН не менее 5 раз в году проводит выездные консультации по заявкам заинтересованных вузов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по образованию (38)

    Документ
    Р 68 Роль гуманитарных и социально-экономических дисциплин в подготовке современных менеджеров [текст]: Материалы 11-й Межвузовской научно-практической конференции.
  2. Отчет о результатах самообследования за период с 2004 по 2008 гг

    Публичный отчет
    В соответствии с приказом ректора СПбГУЭФ №324-1 от 15.09.2008 комиссия в составе: председателя, ректора университета И.А. Максимцева, членов комиссии Егоровой И.
  3. Аналитический доклад 

    Доклад
    НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД /Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.
  4. Доклады и материалы

    Доклад
    Высшее образование для XXI века : III Международная научная конференция, МосГУ, 18–20 октября 2006 г. : доклады и материалы. Вып. 1 / под общ. ред. И.
  5. Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 022000 «экология и природопользование»

    Основная образовательная программа
    Нормативные сроки освоения: 4 года (очная форма), включая лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, учебные и производственную практики, научно-исследовательскую работу.

Другие похожие документы..