Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Основные угрозы и вызовы национальной безопасности государств Центральной Азии обусловлены проблемами, носящими преимущественно региональный характер...полностью>>
'Документ'
Для целей налогового учета амортизация начисляется не ежемесяч­но, а ежеквартально, начиная с квартала следующего за кварталом ввода в эксплуатацию о...полностью>>
'Документ'
1. Пытки и жестокое обращение широко используются правоохранительными органами с целью получения нужных показаний, демонстрации силы. Только за послед...полностью>>
'Документ'
Универсальность конструкции топки «ЭкоТерм -Универсал» заключается в том, что отсутствует зависимость от фракции древесных отходов — от мелких опил до...полностью>>

Федеральное агентство по образованию Национальный фонд подготовки кадров Российский университет дружбы народов кейс и методические рекомендации внедрение в вузе системы зачетных единиц (по типу ects): опыт Российского университета дружбы народов

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

IV. Введение

Процесс создания единой Европы, продиктованный экономической целесообразностью и возросшей мобильностью общества, неразрывно связан с развитием сотрудничества европейских стран в области высшего образования.

В современном обществе постоянно возрастает роль знаний, необходимых для укрепления его интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала. Эффективность и качество получения и распространения знаний определяются уровнем развития и близости национальных образовательных систем, в том числе высшего образования.

Болонский процесс направлен на повышение международного престижа и конкурентоспособности европейской системы высшего образования на основе создания единого образовательного пространства, основными признаками которого являются:

  • качество высшего образования, включающее качество содержания, фундаментальность, универсализацию и условия реализации образовательных программ, а также уровень профессиональной подготовленности выпускников;

  • мобильность обучающихся, преподавателей, исследователей в едином образовательном пространстве и свободное перемещение с трудоустройством выпускников на рынке труда;

  • многообразие и гибкость содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом традиций, автономии и академических свобод вузов Европы;

открытость и доступность образования, обеспечиваемые мобильностью, взаимным открытием филиалов вузов в различных странах и введением технологий и организационных структур дистанционного обучения.

Основными инструментами, обеспечивающими признание документов об образовании в Европе, в Болонской декларации признаны внедрение единой системы зачетных единиц (т.н. кредитов по типу ECTS – европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости) и переход к структуре бакалавр/магистр. Система кредитных единиц – это системный способ описания образовательных программ путем присвоения кредитных единиц ее компонентам (дисциплинам, курсам, и т.д.). Применительно к системе высшего профессионального образования определение кредита базируется на различных параметрах, таких как общая трудоемкость учебной работы студента, время контакта с преподавателем при освоении дисциплины учебного плана, результаты его обучения.

V. Основная часть

1. Анализ наилучших практик по применению систем оценки результатов и качества учебного процесса

Динамичные изменения социально-экономических отношений, задача развития конкурентных преимуществ России в современной мировой экономике требуют серьезной модернизации образования, превращения образования в гибкую саморазвивающуюся систему, адекватно отвечающую на вызовы времени и меняющиеся запросы общества.

В настоящее время активно реализуются широкомасштабные эксперименты по основным направлениям модернизации образования, в том числе по реализации комплекса мероприятий, обеспечивающих полномасштабное включение российской высшей школы в Болонский процесс.

Высшая школа расширяет свою сеть, осуществляет многоуровневую подготовку специалистов. Созданы условия для повышения степени диверсификации образования посредством расширения набора изучаемых дисциплин и образовательных программ.

В данном разделе мы остановимся на проблеме сохранения и развития традиций высшего профессионального образования в России с учетом зарубежного и российского опыта. Речь идет о том, что традиционно в советской и российской системах образования составной частью была научная составляющая, т.е. высшее образование рассматривалось как единство обучения, воспитания и приобщения к научно-исследовательской работе. Это было связано с тем, что традиционно в России специалистам присваивалась квалификация. Система квалификаций предусматривала узкую специализацию с учетом государственного распределения выпускников в плановом хозяйстве СССР. Сегодня нет планового хозяйства, нет системы государственного распределения, и поэтому требуется пересмотр статуса квалификации, что означает если не смену, то корректировку ориентиров высшего образования. При этом, безусловно, научная составляющая должна быть основой качества высшего образования.

1. Попытка привести российскую систему высшего образования в количественное соответствие с европейской приводит к проблеме общего объема учитываемого учебного времени. Дело в том, что российские образовательные стандарты предусматривают значительно большие временные затраты на подготовку студентов. Они изначально планируют значительно большее учебное время, необходимое для изучения дисциплины, а именно этот параметр лежит в основе кредитной системы (сравним: в Манчестерском университете (Великобритания) для подготовки бакалавра определено 3.630 часов учебного времени, а по российскому ГОС ВПО – от 7.000 до 7.500 по гуманитарным наукам. Это фактически почти в 2 раза больше).

2. Вторая проблема, тесно связанная с первой, - это соотношение аудиторной нагрузки и самостоятельной работы студентов. Практически во всех образовательных системах европейских стран самостоятельной работе студентов уделяется очень большое внимание. Это выражается в том, что на чтение литературы, подготовку письменных работ, научную работу и подготовку к экзаменам учебного времени отводится гораздо больше, чем на аудиторную нагрузку (лекции, семинары и т.п.). Поэтому необходимо при формировании рабочих, индивидуальных и типовых планов по системе зачетных единиц уравновесить эти основные составляющие учебного времени.

3. Третья проблема, которая находится в последние годы в центре внимания Российской высшей школы, - это соотношение преподаватель-студент или количество преподавателей в вузе и профессиональная подготовка ППС. Если исходить из того, что придется уменьшать аудиторную нагрузку, то предстоит и решать вопрос о некотором сокращении ППС. Соответственно, при решении данной проблемы, требуется учет профессиональной подготовки ППС.

4. Четвертая проблема – это адекватное методическое и информационное обеспечение учебного процесса. Очевидно, что для того, чтобы студент самостоятельно получал знания из источников, он должен получить к ним прямой и открытый доступ. Иными словами, вузовские библиотеки должны иметь в своих фондах большое и постоянно пополняющееся количество классической и современной литературы по преподаваемым дисциплинам, причем, сегодня достаточно ясно, что необходима и литература на иностранных языках. Это представляется важным непросто для того, чтобы обеспечить студента литературой, но и для того, чтобы учебные программы российских вузов были приняты ECTS, признаны этой системой адекватными европейским стандартам и, соответственно, адекватными должны быть и списки рекомендуемой студентам литературы. В настоящее время кардинальным образом российским вузам эту проблему решить достаточно трудно, поэтому представляется, что частичное решение этого вопроса должно быть связано с созданием баз данных, в которых должна быть, как минимум, обязательная литература и очевидно, что должен быть доступ студентов к компьютерам и глобальной сети Internet.

5. Пятая проблема связана с проверкой и оцениванием знаний студентов. Речь идет не просто о разных формах проверки и оценивания знаний студентов в российских и европейских вузах, но и об априорном (установленном) доверии вузов к оценкам друг друга. Например, когда европейские вузы в системе ECTS принимают решения о включении нового Университета в свою систему, то помимо представления учебных планов, описания видов учебной деятельности и времени, необходимого для освоения этого материала, вузу необходимо описать и способы проверки знаний. Таким образом, при формировании рабочих, индивидуальных и типовых планов по системе зачетных единиц, следует иметь в виду, что основной принцип проверки знаний студентов и оценивание их академических успехов будет следующим: все, за что студент получает оценку по курсу - он выполняет письменно. Причем оценка успеваемости студента по каждому курсу выставляется ему по результатам его письменных работ, которые он готовит в ходе изучения материала и итогового испытания по окончанию курса, т.е. на основе балльно-рейтинговой системы. Таким образом, академическое признание в Европе, в соответствии с унифицированной системой ECTS основывается на том, что академические успехи студентов могут быть проверены заинтересованными лицами или организациями в любое время.

Опыт реализации системы кредитов в РУДН показывает, что действия, обязанности и права ВУЗа при организации учебного процесса в системе зачетных единиц рекомендуется построить следующим образом.

1. Вуз организует учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить каждому студенту максимально благоприятные условия для освоения всех дисциплин направления (специальности) и получения учащимся (по завершению обучения) академической квалификации в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, ГОС и др. нормативных документов.

2. Вуз обязан информировать всех абитуриентов и учащихся о правилах организации учебного процесса, но не обязан согласовывать с каждым учащимся в письменной форме общую схему и детали ведения учебного процесса.

3. Информация о правилах организации учебного процесса представляется в печатном виде на стендах объявлений отдела организации приема, всех факультетов, а также размещается на сайте и в учебном портале вуза.

4. При формировании индивидуальных планов вуз обязан предлагать студентам как выбор дисциплин, так и выбор высококвалифицированных преподавателей, ведущих эти дисциплины, с указанием должностей, ученых степеней и званий.

5. Вуз отвечает за все методическое обеспечение учебного процесса. В частности для каждого направления (специальности) на факультете должны быть подготовлены:

- программы (содержание образования) по каждой дисциплине (указывается трудоемкость в з.е.);

- материалы для аудиторной работы по каждой дисциплине: тексты лекций, планы семинарских занятий, мультимедийное сопровождение аудиторных занятий;

- материалы для самостоятельной работы студентов: наборы текстов домашних заданий, материалы самоконтроля по каждой дисциплине, типовые модели рефератов и курсовых работ, учебные электронные материалы в электронной библиотеке университета;

- материалы для контроля знаний: письменные контрольные задания, письменные и электронные тесты, экзаменационные билеты по каждой дисциплине;

- материалы для работы на практиках: планы и программы проведения практик, формы отчетной документации.

Университет (факультет) организует запись студентов на изучение дисциплин следующего учебного года следующим образом:

6. Вновь поступивший студент до начала занятий (25-28 августа) получает в деканате ф-та (у тьютора) подготовленный вариант типового индивидуального учебного плана для первокурсника, куда (после консультации) он может внести свои коррективы до 10 сентября текущего учебного года. Дальнейшие изменения в индивидуальном учебном плане в течение года не допускаются.

7. Студент второго курса и старше составляет свой индивидуальный учебный план на следующий учебный год (по установленной форме, при необходимости, после консультации с тьютором), подписывает его, ставит дату и сдает в деканат в период с 20 июня по 5 июля.

8. Изменения в индивидуальный учебный план (в объеме не более 10% от общего числа кредитов) могут быть внесены студентом в срок до 10 сентября текущего учебного года. В этом случае в деканат подается письменная заявка с указанием изменений (по установленной форме).

9. По каждой дисциплине деканат факультета по согласованию с УМУ устанавливает минимальное число студентов, необходимое для открытия дисциплины, а для каждого преподавателя – максимальное число студентов в учебном потоке (группе).

10. В случае если на данную дисциплину в срок до 05 июля записалось число студентов, меньшее минимально установленного, то дисциплина не открывается (не вносится в рабочий план направления или специальности), деканат делает об этом объявление на информационном стенде и на странице факультета в учебном портале университета; записавшиеся на эту дисциплину студенты должны в срок до 10 сентября подать в деканат заявки об изменениях в индивидуальных планах.

11. В случае если к данному преподавателю записалось число студентов, большее максимально установленного, то деканат формирует по этой дисциплине второй (при необходимости – больше) учебный поток (учебную группу) и по своему усмотрению назначает в него преподавателя не меньшей квалификации. При этом студенты распределяются по потокам (учебным группам) согласно порядку очередности записи.

12. Если студент, переведенный на следующий курс, в установленный срок не сдал в деканат свой индивидуальный учебный план, то за основу его обучения деканат принимает типовой рабочий план данного курса.

13. По результатам анализа индивидуальных планов факультеты составляют рабочие планы и расписание занятий на следующий учебный год (в срок до 01 сентября).

14. Вуз обеспечивает учебный процесс всеми необходимыми информационными источниками: учебниками, методическими пособиями, учебно-электронными материалами, доступом к сетевым образовательным ресурсам.

15. Вуз обеспечивает процесс обучения также всеми иными необходимыми атрибутами и средствами: помещениями, учебным и научным оборудованием, расходными материалами, местами прохождения практик и пр.

16. Все остальные действия вуза, не связанные непосредственно с организацией и ведением учебного процесса (прием студентов, внеучебная работа, студенческая жизнь, обеспечение общежитиями, медицинское обслуживание и пр.), отражены в Законах РФ об образовании, Уставе вуза, в нормативных документах Минобрнауки РФ, а также в соответствующих университетских Положениях.

17. Контроль освоения студентом каждой дисциплины осуществляется в рамках балльно-рейтинговых систем (БРС), включающих рубежную и текущую аттестации.

18. Вуз (УМУ) разрабатывает общие схемы для групп специальностей, а факультеты и кафедры – конкретные схемы и положения о БРС по каждой дисциплине (с разбивкой по трудоемкости, измеренной в з.е., для каждого этапа рубежного контроля знаний).

19. По результатам текущей аттестации студенту выставляются:

- зачет в целых единицах (кредитах), характеризующих трудоемкость освоения дисциплины,

- дифференцированная оценка, характеризующая качество освоения студентом знаний, умений и навыков в рамках данной дисциплины.

20. Повторное прохождение студентом рубежной и текущей аттестации в случае получения неудовлетворительных оценок не допускается, за исключением документально обоснованных случаев (болезнь и пр.).

21. По результатам рубежного и текущего контроля факультет составляет академические рейтинги студентов. Высокий рейтинг позволяет студенту получить академические льготы и преимущества (повышенную стипендию, бесплатное обучение и пр.).

22. Любой студент может получить аргументированные сведения о своем академическом рейтинге в деканате ф-та; доступ к сведениям об академическом рейтинге может быть организован в учебном портале.

23. В течение семестра студент должен, как правило, освоить дисциплины в объеме 30 зачетных единиц (получить 30 кредитов), включая 100% зачетных единиц дисциплин группы (а), предусмотренных учебном планом.

24. Если студент в течение семестра получает не более 25 кредитов и при этом осваивает 100% дисциплин группы (а), то он автоматически получает возможность продолжения обучения в следующем семестре.

25. Если студент в течение семестра получает не более 25 кредитов, но при этом осваивает менее 100% дисциплин группы (а), то вопрос о продолжении его обучения решается на деканатской комиссии.

26. Если студент в течение семестра получает менее 25 кредитов, то он автоматически выбывает из числа студентов, обучающихся на данном курсе.

27. Студент, не выполнивший учебный план, в конце каждого семестра отчисляется из университета (по решению деканатской комиссии или автоматически).

28. При личном желании и при согласии деканата ф-та студент может быть восстановлен на предыдущем курсе, где по индивидуальному плану он может «добрать» необходимое число кредитов, включая 100% кредитов по дисциплинам группы (а).

29. Все желающие имеют право ознакомиться с правилами организации учебного процесса по каждому направлению (специальности) в отделе организации приема университета. Правила организации учебного процесса определяются Положением факультета.

30. При составлении своего индивидуального учебного плана студент обязан строго следовать правилам, изложенным в Положении, а также:

- учесть в своем плане 100% дисциплин группы (а),

- записаться не меньше, чем на 60 кредитов в учебном году.

31.В процессе обучения студент обязан осваивать учебные дисциплины в строгом соответствии с индивидуальным учебным планом.

32. Студент имеет право записаться на большее, чем 60, число кредитов в учебном году. В этом случае, при условии успешного выполнения учебного плана, срок обучения может быть сокращен.

33. Для содействия студентам в выборе и реализации их образовательных траекторий на факультетах организуется служба академических консультантов (тьюторов).

34. Служба тьюторов создается при деканатах факультетов и подчиняется непосредственно декану ф-та. Число тьюторов устанавливается в зависимости от числа студентов (например, один тьютор на 300 студентов).

35. Один тьютор осуществляет свою работу, как правило, в рамках не более, чем одного-двух направлений (специальностей) и курирует студентов от первого до выпускного курса.

36. Должность тьютора может занимать сотрудник с высшим образованием, прошедший надлежащую подготовку и являющийся экспертом в структуре учебного процесса данной группы направлений (специальностей).

37. Тьютор назначается на должность приказом ректора (проректора по учебной работе) по согласованию с деканом ф-та.

38. Должность тьютора предполагает размер заработной платы не менее средней по преподавательскому составу факультета. По результатам семестра декан имеет право премировать тьюторов из своего резервного фонда.

2. Нормативные и распорядительные документы, обеспечивающие процесс внедрения кредитно-модульной системы в вузе

Функционирование кредитно-модульной системы в высшем учебном заведении осуществляется в соответствии с Приказом о внедрении кредитно-модульной системы управления в высшем учебном заведении (организационно-распорядительный документ) и Положением об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием кредитно-модульной системы управления учебным процессом (организационно-нормативный документ).

Примечание. Разрабатываемые в вузе распорядительные и нормативные документы не должны противоречить нормам действующего в Российской Федерации законодательства, в частности:

  • Федерального закона «Об образовании» от 31.01.1996 г. № 12-ФЗ с изменениями и дополнениями от 10.03.2000 г. № 213;

  • Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ,

а также других законов и подзаконных актов Российской Федерации.

В Положении фиксируется норма, в соответствии с которой в вузе функционирует кредитно-модульная система управления учебным процессом. В Положении норма устанавливается в соответствии с технологией КМС (п. 1.4), принятой в вузе, и может дополнять (или пояснять) ее.

Приказ закрепляет норму и определяет юридические последствия ее выполнения. Приказ является базовым (рамочным) документом о внедрении КМС. Форма приказа устанавливается в каждом вузе индивидуально, в зависимости от требований юридической службы учебного заведения и устоявшихся в вузе обычаев делового оборота.

Назначение, необходимость (полезность) и цели внедрения системы кредитов

Назначение системы действий: постепенное, но обязательное изменение формы устаревшей (гумбольдтовской) схемы организации учебного процесса на определенную требованиями Болонского процесса схему организации обучения с использованием зачетных единиц (кредитов).

В данном определении назначения следует акцентировать внимание на следующих позициях.

Авторы считают необходимым подчеркнуть требование постепенности процесса перехода от одной схемы к другой как первостепенное и исключительно важное для вузов РФ. Практика аналогичной деятельности в европейских университетах1 показала, что одномоментный переход на новую схему организации обучения студентов сразу для всей образовательной программы приводит к значительным сложностям модификации учебных планов, учета освоения программы учащимися старших курсов, и выдачи документов выпускникам.

Подчеркивается и требование обязательности как непреложное, поскольку сформулированное предназначение не должно давать возможности появлению сомнений в достижении положительного результата ни у кого из участников процесса внедрения. Негативный оттенок термина «устаревшая», примененный к пока функционирующей схеме организации учебного процесса, подчеркивает инновационный характер действий.

Упоминание Болонского процесса характеризует действия как согласованные с политикой Правительства РФ, подписавшего от имени России Болонскую декларацию и реально включившего в процесс системы высшего образования РФ в 2003 г.

Обоснование внедрения.

  1. Необходимость вхождения в европейское академическое пространство, выполнение требований Болонского процесса в вузе РФ – страны, подписавшей Болонскую декларацию. (Обоснование, полезное для руководителей вуза)

  2. Обеспечение допустимо возможной широты выбора в контексте содержания обучения и в возможностях образовательной траектории для учащихся в условиях современного научного, технологического и общественного развития, проявлениях процесса глобализации в РФ, смены социальных акцентов, обострения корпоративной и личностной конкуренции. Комментируя эту позицию, стоит отметить, что внедрение системы кредитов позволяет каждому студенту наиболее комфортно выстроить свой индивидуальный процесс освоения знаний, изучая, кроме необходимых профильных дисциплин, также и те, которые ему наиболее интересны или могут быть полезны в дальнейшей профессиональной деятельности. (Обоснование, полезное для студентов)

  3. Существенное повышение ответственности каждого студента за его действия в процессе обучения и за результаты обучения. Предоставление студенту широких возможностей выбора дисциплин документально формализуется в виде его индивидуального учебного плана на учебный год (на семестр); студент сам составляет такой план и подписывает его; это с необходимостью влечет за собой требование отвечать за подписанный документ. (Обоснование, полезное для руководителей факультетов, преподавателей).

  4. Предоставление студентам права выбора дисциплин вместе с читающими их преподавателями. Эта позиция не является обязательной, но в практической работе сложного вуза, когда одни и те же обязательные курсы по выбору и элективы1 могут предлагаться преподавателями разных кафедр и факультетов, оказывается полезной, поскольку имеет под собой экономическую основу (см. пункт 6 обоснований). Следствием является возникновение в преподавательской среде конкурентной ситуации, которая способствующая существенному повышению качества обучения. (Обоснование, полезное для руководителей факультетов, преподавателей).

  5. Необходимость предъявления новых требований к качеству образования, в том числе в связи с все более широким распространением современных информационных технологий связывается с внедрением системы кредитов. В частности, появляются новые требования к методическому обеспечению учебного процесса и применению современных систем контроля знаний. Эти позиции связываются с необходимостью представления всех сопровождающих методических материалов (программ обучения, конспектов лекций, планов семинарских занятий, примеров контрольных заданий, списков литературы) на учебном портале вуза, а также с необходимым введением методики балльно-рейтингового контроля освоения студентами учебной программы. (Обоснование, полезное для руководителей факультета, преподавателей)

  6. Важнейший пункт обоснования – новая экономическая схемы формирования, фондов заработной платы кафедр и зарплаты отдельных преподавателей в связи с возможностью прямой записи кредитов на преподавателя, ведущего данную дисциплину. (Обоснование, полезное для администрации вуза, руководителей факультетов, заведующих кафедрами и преподавателей).

Цели внедрения системы кредитов.

Основные цели:

  1. Переход на современную схему организации учебного процесса с использованием системы переводных и накопительных кредитов1.

  2. Удовлетворение основным формальным требованиям Болонского процесса, невозможным без внедрения системы кредитов:

  • сделать систему обучения прозрачной и сравнимой,

  • обеспечить признание квалификаций на уровне европейского академического пространства,

  • содействовать расширению и активизации процессов европейской академической мобильности среди учащихся и преподавателей2.

  1. Как следствие: обеспечение выпускников бакалавриата и магистратуры приложением к диплому общеевропейского образца.

Сопутствующие цели:

  1. Полное обновление методического обеспечения учебного процесса с акцентом на применение современных информационных технологий и методов контроля знаний.

  2. Вовлечение в процедуру организации процесса обучения студенческого контингента, посредством допустимого расширения диапазона самостоятельности студентов с одновременным повышением степени их ответственности.

  3. Повышение экономической эффективности труда преподавателей с использованием прозрачных схем учета педагогических трудозатрат.

  4. В целом повышение качества образования за счет более высокого уровня систематизации и методического обеспечения учебного процесса, внедрения новых информационных технологий, создания академической конкурентной среды.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по образованию (38)

    Документ
    Р 68 Роль гуманитарных и социально-экономических дисциплин в подготовке современных менеджеров [текст]: Материалы 11-й Межвузовской научно-практической конференции.
  2. Отчет о результатах самообследования за период с 2004 по 2008 гг

    Публичный отчет
    В соответствии с приказом ректора СПбГУЭФ №324-1 от 15.09.2008 комиссия в составе: председателя, ректора университета И.А. Максимцева, членов комиссии Егоровой И.
  3. Аналитический доклад 

    Доклад
    НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД /Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.
  4. Доклады и материалы

    Доклад
    Высшее образование для XXI века : III Международная научная конференция, МосГУ, 18–20 октября 2006 г. : доклады и материалы. Вып. 1 / под общ. ред. И.
  5. Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 022000 «экология и природопользование»

    Основная образовательная программа
    Нормативные сроки освоения: 4 года (очная форма), включая лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, учебные и производственную практики, научно-исследовательскую работу.

Другие похожие документы..