Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
– Хватит уже, каждый раз, когда я куда-то еду, у тебя какие-то предчувствия, но я пока что жив, как видишь. Согласись – прорицательница из тебя никак...полностью>>
'Программа'
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевье...полностью>>
'Документ'
Северная Америка протянулась от арктического пояса до тропического, поэтому радиационные условия и особенности циркуляции воздуха на ее территории дов...полностью>>
'Программа дисциплины'
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория алгоритмов» со­ставлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта в...полностью>>

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Стратегический менеджмент» по специальности 080507 (061100) менеджмент организации (2)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Стратегический менеджмент»

по специальности 080507 (061100)

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

Часть 2

Ростов-на-Дону

2006

Учебно-методический комплекс разработан канд. воен. наук, доц. Болошин Г.А.

Научный редактор:

канд. тех. наук, доц. Григан А.М.

Ответственный за выпуск:

д-р экон. наук, проф. Чернышев М.А.

Рецензент:

канд. тех. наук, доц. Григан А.М.

Компьютерная верстка:

асс. Кугушева Т.В.

Печатается в соответствии с решением кафедры теории и технологий в менеджменте экономического факультета РГУ, протокол №8 от 28.04.2006

СОДЕРЖАНИЕ

1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 4

Занятие 1 4

Занятие 2 5

Занятие 3 6

Занятие 4 6

Занятие 5 7

Занятие 6 8

Занятие 7 9

Занятие 8 10

Занятие 9 12

Занятие 10 13

Занятие 11 13

Занятие 12 15

Занятие 13 16

Занятие 14 17

Занятие 15 18

2 ГЛОССАРИЙ 34

3 ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1

Тема семинара: Введение в стратегический менеджмент - 2 часа

Вопросы семинара

Предпосылки развития стратегического управления.

Этапы развития корпоративного планирования.

Сущность стратегического менеджмента, особенности стратегических решений.

Контрольные вопросы:

1. Рассмотрите основные этапы развития процесса планирования в корпо­рациях.

2. Каковы сильные стороны и в чем ограниченность бюджетно-финансовых методов планирования?

3. В чем состоит основное отличие долгосрочного экстраполятивного пла­нирования от стратегического?

4. Что отличает стратегические решения от других типов решений? При­ведите примеры стратегических решений из практики российских пред­приятий.

5. Каковы особенности управленческих задач высшего руководства пред­приятия?

6. Какой образ действий при решении стратегических задач в наибольшей степени свойственен руководителям российских предприятий?

7. Сравните два подхода к организации управления: производственный и маркетинговый (рыночный) подход. Сравнение проведите по следующим па­раметрам:

• Какие специалисты, как правило, стоят во главе предприятия?

• Какие цели преобладают (внутренние или внешние)?

• Каков горизонт планирования?

• Как осуществляется обновление продукции?

• Дайте характеристику ассортимента выпускаемой продукции.

• Охарактеризуйте производственный процесс.

• Какой преобладающий тип структуры управления?

• Оцените другие возможные параметры.

8. Известный специалист в области стратегического менеджмента И. Ансофф утверждает, что «стратегия — понятие трудноуловимое и несколько абст­рактное. Ее выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы. Кроме того, она дорого обходится как по денежным расходам, так и по затратам времени управляющих». Почему же тогда предприятия зани­маются разработкой стратегии?

Основная литература

[7] - Гл. 1.2, 2.1, [33], [44] – Гл. 4.1.

Дополнительная литература

[34] - Гл. 6, [35], [36] - Гл. 17, [46] - Гл. 9—10, [48] - Гл. 20, [49], [60].

Занятие 2

Тема семинара: Основные составляющие стратегического управления - 2 часа

Вопросы семинара

Конкурентные преимущества организации, их виды

Типы стратегий организации: корпоративная, деловая, функциональная.

Содержание и структура стратегического управления.

Контрольные вопросы

Рассмотрите деятельность любого известного вам предприятия (можно воспользоваться газетным, журнальным материалом) и выделите самостоятельные сферы деятельности, для которых могут быть разработаны деловые стратегии.

Какие функциональные стратегии могут быть разработаны для рассматриваемого предприятия?

В чем отличие стратегии предприятия от бизнес-стратегии? Могут ли они совпадать?

Основная литература

[13] – Гл. 1-3, [44] – Гл. 2.

Дополнительная литература

[4], [10], [27], [28], [30], [33], [55].

Занятие 3

Тема семинара: Основные составляющие стратегического управления

- 2 часа

Вопросы семинара

1. Сущность и содержание миссии. Формулирование миссии.

2. Стратегические цели. Процесс формулирования целей.

Контрольные вопросы

Что такое миссия предприятия? Приведите примеры миссий.

Сформулируйте миссию бизнеса в различных сферах деятельности: салон красоты, ресторан, гостиница, экономический журнал.

Сформулируйте возможные целевые установки по различным функциональным сферам предприятия.

Основная литература

[50], [13], [41].

Дополнительная литература

[10], [21], [27], [30], [37], [44], [64].

Занятие 4

Семинар на тему: Анализ макросреды – 2 часа

Вопросы семинара

1. Основные составляющие и типы внешней среды. Макросреда. Микросреда. Цели анализа внешней среды. Система отслеживания внешней среды.

Основные направления анализа факторов внешней макросреды. PEST-анализ.

Заинтересованные группы предприятия. Критерии оценки факторов макросреды.

Контрольные вопросы

1. Как изменения макросреды могут влиять на компанию через заинтересо­ванные группы в микросреде? Приведите примеры из российской практики.

2. Рассмотрите возможные рычаги воздействия заинтересованных групп на российские предприятия.

Основная литература

[13 ], [44], [50], [55]

Дополнительная литература

[4], [7], [9], [30], [41], [46], [61], [64]

Занятие 5

Семинар на тему: SWOT-анализ организации – 2 часа

Вопросы семинара

1. SWOT-анализ. Матрица возможностей. Матрица угроз.

2. Составление профиля среды.

Контрольные вопросы

1. Что такое SWOT-анализ и для чего он нужен?

2. Какие тенденции развития российского рынка можно рассматривать как возможности, а какие — как угрозы? Обоснуйте свой ответ.

3. Рассмотрите возможности и угрозы, которые могут возникнуть перед российскими предприятиями различных отраслей.

Основная литература

[13], [44], [68]

Дополнительная литература

[7], [10], [25], [40], [50], [68], [72]

Занятие 6

Семинар на тему: Конкурентный анализ отрасли

Вопросы семинара

1. Конкурентный анализ. Модель анализа конкуренции М.Портера.

2. Структура отраслевых издержек. Опытная кривая.

3. Ключевые факторы успеха организации. Формы КФУ, КФУ и жизненный цикл отрасли.

Контрольные вопросы

1. Проиллюстрируйте на примере известной вам организации факторы конкуренции по М. Портеру. Обоснуйте, почему надо изучать конкурентов. Всегда ли надо изучать конкурентов?

2. Приведите примеры отраслей, где барьерами входа в отрасль для новых производителей являются: а) крупные капиталовложения; б) низкая стоимость производства; в) патенты; г) высокая квалификация персонала.

3. Приведите примеры производств, где не действует опытная кривая.

4. Приведите пример хорошо работающей фирмы любой отрасли (можно воспользоваться материалами газет или журналов). Что, по вашему мнению, является факторами успеха данной фирмы?

5. Обсудите, каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих: а) одежду; б) прохладительные напитки; в) деревообрабатывающие станки; г) автомобили.

Основная литература

[64], [50], [68]

Дополнительная литература

[33], [38], [40], [44], [48], [56], [67]

Занятие 7

Семинар на тему: Сегментирование рынка

Вопросы семинара

1. Стратегические группы конкурентов. Барьеры, отделяющие стратегические группы одну от другой, построение позиционной карты стратегических групп конкурентов.

2. Анализ потребителей. Сегментация, мотивация потребителей, выявление неудовлетворенных нужд и потребностей.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие стратегической группы конкурентов.

2. Выделите стратегические группы конкурентов, действующие на россий­ском рынке в производстве и продаже следующих продуктов:

а) кондитерские изделия; б) прохладительные напитки; в) легковые автомобили; г) косметические товары; д) мебель; е) овощная продукция.

Обоснуйте критерии выделения стратегических групп.

3. Обоснуйте, почему надо изучать потребителей. Всегда ли это необхо­димо?

Основная литература

[21], [36], [40]

Дополнительная литература

[6], [11], [12], [13], [21], [46], [47], [55], [56], [64], [67], [70]

Занятие 8

Семинар на тему: Методы анализа внутренней среды организации

- 2 часа

Вопросы семинара

1. Параметры внутренней среды организации. SNW –анализ. Сильная, нейтральная и слабая позиция, понятие нулевой точки конкуренции

2. Цепочка стоимости. Основная производственная деятельность, обеспечивающая деятельность, построение цепочки стоимости для различных конкурентных стратегий.

Контрольные вопросы

Что такое SNW –анализ, каковы его особенности?

Какие сферы деятельности предприятия вы бы анализировали в первую очередь?

Что, на ваш взгляд, сдерживает или затрудняет проведение комп­лексного анализа деятельности российских предприятий?

Что дает «цепочка ценностей» Портера для анализа предприятия?

Вам поручено провести маркетинговый аудит предприятия, выпус­кающего товары промышленного назначения. Составьте перечень вопро­сов для руководителей и специалистов предприятия, ответы на которые позволят вам установить положение дел на предприятии и выработать ре­комендации по развитию маркетинга.

Основная литература

[3], [22], [64]

Дополнительная литература

[9], [15], [19], [17], [22], [33], [35], [42], [43], [59], [32], [52]

Занятие 8

Семинар на тему: Снижение издержек и дифференциация

Понятие конкурентных преимуществ. Виды конкурентных преимуществ. Основные направления достижения конкурентных преимуществ.

Конкурентные преимущества на основе низких издержек.

Дифференциация продукции.

Контрольные вопросы

1. Что необходимо знать для определения конкурентных преимуществ предприятия?

2. Назовите основные стратегии достижения конкурентных преимуществ. С чем ассоциируются риски, связанные с каждой из них?

3. При каких условиях предприятие выбирает стратегию лидерства в издержках? В чем сильные стороны данной стратегии? В чем заключаются опасности лидерства в издержках?

4. Всегда ли возможна дифференциация продукции? Почему? Приве­дите примеры дифференцированных и недифференцированных товаров.

5. Может ли предприятие одновременно придерживаться стратегии ли­дерства в издержках и дифференциации?

6. Когда уместно применение стратегии дифференциации?

7. В чем положительные стороны диверсификации? В чем опасности и трудности диверсификации?

8. В чем отличие вертикальной интеграции от диверсификации?

9. Приведите примеры российских диверсифицированных предприятий.

10. Приведите примеры вертикальной и горизонтальной интеграции.

11. К какому типу диверсификации относятся финансово-промышленные группы?

12. Проанализируйте возможные формы хозяйственных объединений пред­приятий. Приведите примеры таких объединений из российской практики.

Основная литература

[10], [44], [64]

Дополнительная литература

[4], [6], [13], [17], [37], [50], [68], [72]

Занятие 9

Семинар на тему: Стратегии фокусирования и первопроходца

Вопросы семинара

1. Стратегия фокусирования. Необходимые рыночные условия, риски.

2. Стратегия первопроходца. Особенности конкурентного преимущества, связанного со стратегией первопроходца, основные характеристики стратегии первопроходца.

3. Стратегия синергизма. Синергический эффект и рыночные условия использования стратегии синергизма.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение рыночной ниши. Когда уместно применять стра­тегию рыночной ниши (фокусирования)?

2. Что такое синергизм? Обсудите возможные источники синергизма. Приведите примеры эффекта синергизма из российской практики.

3. Приведите примеры новинок, появившихся на рынке в последнее время, и обсудите методы работы на рынке, используемые фирмами-нова­торами.

4. Можно ли привести примеры отраслей, где одни предприятия исполь­зуют стратегию лидерства в издержках, другие — стратегию дифференциа­ции, третьи — стратегию рыночной ниши? Что можно сказать о таком рынке?

5. Разработайте стратегию диверсификации для фирмы, освоившей тех­нологию закупки и консервации свежих фруктов и владеющей сильной тор­говой маркой на рынке джемов. Предложите различные пути диверсифика­ции с учетом возможностей синергизма и существующих рисков.

Основная литература

[10], [44], [64]

Дополнительная литература

[1], [3], [6], [20], [26], [33], [43], [51], [57], [59], [63], [69], [71]

Занятие 10

Семинар на тему: Матрица БКГ

Вопросы семинара:

1. Понятие портфеля предприятия. Цели и основные этапы портфельного анализа.

2. Матрица Бостонской консультационной группы. Стадии развития товара, показатели относительной доли рынка и темпа роста отраслевого рынка, траектории корпоративного портфеля, модифицированная матрица БКГ.

Контрольные вопросы

Для чего предназначен портфельный анализ?

В чем, на ваш взгляд, заключаются трудности проведения портфель­ного анализа на российских предприятиях?

Опишите основные стратегии портфельной матрицы Бостонской кон­сультационной группы.

В чем суть модификации Бостонской матрицы? Опишите основные стратегии модифицированной Бостонской матрицы.

Приведите примеры из российской практики для каждой клетки модифицированной Бостонской матрицы.

Основная литература

[13], [30]

Дополнительная литература

[2], [3], [7], [26], [29], [33], [40], [46], [60], [71]

Занятие 11

Семинар на тему: Методы портфельного анализа

Вопросы семинара

1. Матрица GE/McKinsey. Конкурентный статус и привлекательность рынка, типы стратегических позиций, конкретные бизнес-позиции, принятие стратегических решений.

2. Матрица ADL/LC. Характеристики конкурентных позиций бизнес-единиц, характеристики стадий жизненного цикла отрасли, уточненные стратегии и рекомендации матрицы.

3. Матрица Ансоффа. Возможные стратегии роста по товарам/рынкам: совершенствование деятельности, товарная экспансия, развитие рынка, диверсификация.

4. Трехмерная схема Абеля. Сегменты рынка, характеристики потребностей, технологии, критерий синергического эффекта при определении и выборе нового бизнеса.

Контрольные вопросы

1. Является ли матрица McKincey—General Electric просто более сложным вариантом матрицы БКГ? Если нет, то почему?

2. Проанализируйте основные теоретические посылки матрицы фирмы Arthur D. Little.

В чем, на ваш взгляд, сходство и различия рассмотренных портфельных матриц разных консультационных фирм?

4. Обсудите базовые стратегии роста, по И. Ансоффу, применительно к следующим предприятиям: молочный комбинат; мебельная фабрика; универсальный магазин; коммерческий банк.

5. Портфель видов деятельности изготовителя электронной аппаратуры производственного назначения включает пять стратегических бизнес-единиц.
Данные о продажах этих СЕБ и их конкурентов приведены в таблице.

СЕБ

Продажи,

Млн. шт.

Число конкурентов

Продажи трех главных конкурентов

Темп

роста рынка, %

А

1,0

7

1,4/1,4/1,0

15

В

3,2

18

3,2/3,2/2,0

20

С

3,8

12

3,8/3,0/2,5

7

D

6,5

5

6,5/1,6/1,4

4

E

0,7

9

3,0/2,5/2,0

4

Проанализируйте портфель предприятия методом БКГ и дайте свой ди­агноз его состояния. Что можно порекомендовать по результатам вашего анализа? Какую стратегию следует выбрать для каждой СЕБ? Назовите ус­ловия, выполнение которых необходимо для применения матрицы БКГ.

6. Постройте матрицу McKincey «привлекательность отрасли — конкурентоспособность предприятия» для одной из российских фирм.

Основная литература

[13], [30]

Дополнительная литература

[2], [3], [7], [26], [29], [33], [40], [46], [60], [71]

Занятие 12

Семинар на тему: Процесс разработки стратегии

Вопросы семинара

Процесс разработки стратегии: уяснение текущей стратегии, проведение анализа портфеля бизнесов, выбор стратегии и оценка выбранной стратегии.

Разработка стратегии функциональных подсистем.

Контрольные вопросы

Какие шаги необходимо предпринять при выборе стратегии?

2. Укажите основные критерии выбора стратегических решений.

3. На примере известной вам организации обоснуйте целесообразность разработки стратегий различных подсистем.

4. Какую стратегию вы можете предложить для небольшой фирмы, кото­рая имеет специализированные ноу-хау и пользуется мировой известностью, но ресурсы которой, однако, ограничены?

Основная литература

[50], [55], [61]

Дополнительная литература

[4], [6], [24], [25], [27], [30], [35], [38], [44], [64]



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Управленческие решения» по специальности 080507 (061100) менеджмент организации

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Управленческие решения» является составной частью комплекса специальных дисциплин. В данном курсе изучаются управленческие решения, способы их разработки и выполнения.
  2. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Муниципальное управление» по специальности 080507 (061100) менеджмент организации

    Учебно-методический комплекс
    Муниципальное управление — научная дисциплина в системе экономических знаний, изучающая управление социально-экономическими системами различного ранга.
  3. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Стратегический менеджмент» по специальности 080507 (061100) менеджмент организации (1)

    Учебно-методический комплекс
    Стратегический менеджмент - одно из ключевых направлений в управленческой деятельности. Стратегические решения оказывают существенное влияние на долгосрочное развитие компании, а стратегические ошибки могут привести к непоправимым последствиям.
  4. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины стратегический менеджмент 080507. 65 «Менеджмент организации», специалитет

    Учебно-методический комплекс
    Учебная программа обсуждена и утверждена на заседании ученого совета Самарского филиала ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», протокол №1 от 30.
  5. Образовательный стандарт по направлению подготовки дипломированных специалистов по специальности 080507 (061100) «Менеджмент организации»

    Образовательный стандарт
    Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного 27.03.2 г. и учебного плана.

Другие похожие документы..