Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Обзор'
Посещение исторических и памятных мест города: Красная площадь, Александровский сад, Храм Христа Спасителя (с посещением), Воробьевы горы (смотровая ...полностью>>
'Книга'
Книга основана на методике обучения торгового персонала, опробованной авто­ром в более чем 80 компаниях Что такое продажа Какова роль продавца17 Как...полностью>>
'Книга'
заведующая сектором редкой книги центральной городской библиотеки им. В. И. Ленина Нижнего Новгорода? Содержит в порядке особенно ценные экземпляры, ...полностью>>
'Диплом'
Целью данной дисциплины является обучение студентов теоретическим основам проектирования и привитие навыков практического конструирования оптико-элек...полностью>>

Евгений Онегин"). Лиза и Софья. Чацкий и Молчалин (А. С. Грибоедов "

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТРЕНИНГ № 3

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ.

Онегин и Ленский (А.С. Пушкин "Евгений Онегин").

Лиза и Софья. Чацкий и Молчалин (А.С. Грибоедов "Горе от ума).

9 класс.

(материал подготовлен Гребенниковой Т. С.)

  • К барьеру!

  • С какой стати?!

  • Есть ПОВОД, ОСНОВАНИЯ!

ЗАПОМНИТЕ! Чтобы сравнивать двух героев, должно быть основание для сравнения, т.е. должна быть какая-то общая позиция, с которой и будет вестись сравнение.

Ищите повод!

1. Прочтём текст.

Они сошлись –

Волна и камень,

Стихи и проза,

Лёд и пламень.

Кто автор? Как называется произведение?

_____________________________________

Кто эти герои? Назовём их.

__________________________________________________

Являются ли они героями одного романа?___________________

Они герои одного времени?_____________

Можно ли их назвать представителями дворянской интеллигенции?______________

Похожи ли эти герои?______________________________________________________

Основной художественный приём, используемый автором для их характеристики?

_______________________________

2. Прочитаем тексты:

1. 2.

Мечтам невольная преданность, Он из Германии туманной

Неподражательная странность Привёз учёности плоды:

И резкий охлаждённый ум… Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри чёрные до плеч…

К какому типу речи принадлежат тексты?

_____________________

Можно ли сказать, что оба текста – портретная характеристика?

_________________

Охарактеризуем героев:

1.________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод. Общие черты:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различия:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение автора к этим героям:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На основе чего мы можем сравнивать героев?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Разобьём темы сравнительного характера на несколько групп: два героя одного произведения, сравнение двух городов и отношение к ним автора, сопоставительные темы, где произведения принадлежат перу разных авторов, сравнение эпизодов, сравнение групповых характеристик.

Тема города в комедии "Ревизор" и поэме Мёртвые души" Н.В. Гоголя. Автор и главный герой в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Москва и Петербург в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Старые и новые хозяева вишнёвого сада. (По пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад".) Тема народа в прозе Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина. Два письма в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени": Печорин и Вулич. Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".)

1.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С ЧЕГО НАЧАТЬ? С ФУНДАМЕНТА!

(Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума.)

4. Вспомним комедию Грибоедова. Определим место героев в сюжете:

СОФЬЯ-____________________________________________________________

ЛИЗА -______________________________________________________________

Как они похожи!

Принадлежат ли обе героини одной области жизни – "Области любящего сердца, его порывам и капризам?"

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кого любит Софья? Кем она любима? Кому предназначена в жёны?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кого любит Лиза? Чьим предметом ухаживаний она является?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы отношения между героинями?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Согласны ли Вы с высказыванием, что "сами отношения героинь восходят к многовековой традиции – барышня и её умная, весёлая, способная всё устроить в судьбе этой самой барышни служанка"?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие же они разные!

( В этом-то вся ТАЙНА! Разгадаем ТАЙНУ жильцов!)

5. Каков характер героинь?

ЛИЗА:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СОФЬЯ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Прочитаем текст критической статьи. Определим отношение автора статьи к героиням. А как Вы к ним относитесь?

ЛИЗА.

… В мире всеобщего обмана, ханжества, вольной и невольной слепоты Лиза единственная – зрячая, зрящая, верно понимающая. Лиза – родная сестра великих слуг Шекспира, Мольера, Бомарше, самое привлекательное лицо в комедии. Ею начинается пьеса, в финале она единственно безвинно по-настоящему пострадавшая героиня, причём пострадавшая за чужие грехи.

Интересно, что автор уделил внимания Лизе много больше, чем было принято: обычно слуги идут в самом конце списка действующих лиц, а в "Горе от ума" Лиза идёт сразу после Фамусова и Софьи Павловны.

Лиза, пожалуй, главный герой первого действия: она, пусть и комедийно, как некое высшее создание, изменяет время действия – переводит стрелки часов, даёт характеристику Скалозубу, Фамусову, Чацкому. Она спасет свою госпожу от гнева не вовремя пришедшего отца. Лиза точно знает нравы и традиции дома Фамусовых: спасаясь от ухаживаний барина, она не взывает к его чести, а говорит: "Ну, кто придёт, куда мы с вами?"

Какова же Лиза?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СОФЬЯ.

… В дальнейшем, защищаясь от подозрений отца, Софья пытается свалить на него утреннее происшествие:

Как давиче вы с Лизой были здесь,

Перепугал меня ваш голос чрезвычайный

И бросилась сюда я со всех ног.

И Фамусов отвечает: "Пожалуй, на меня всю суматоху сложит…"

Образ Софьи у Грибоедова даёт возможность самой разной ёе трактовки. Пушкин считал образ слишком размытым: "Не то Бог знает что, не то московская кузина". Гончаров говорит об этом не как об ошибке драматурга, а как о противоречивых чертах характера: "Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является общими чертами её круга. В собственной, личной её физиологии прячется что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит впечатлению."

А чем интересна Софья?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СОФЬЯ и ЛИЗА в одной и той же ситуации…

…В сцене падения Молчалина с лошади Лиза вновь предстаёт в роли спасительницы своей госпожи, она пытается её вразумить, но в ответ слышит: "А кем из них я дорожу? Хочу люблю, хочу – скажу". Что это – каприз скучающей барышни или желание отстоять своё право жить по воле сердца, быть свободной в утверждении душевных движений, пусть и в другой, скрытой от посторонних глаз жизни?

В этой сцене, где всеобщее ослепление достигает апогея, Лиза предстаёт как невольная соперница Софьи: Молчалин пытается за три маленьких вещицы купить любовь Лизы. Всё перепутывается, всё теряет черты реальности: слеп Чацкий, он вообще не может поверить в то, что можно любить ничтожество и подлеца Молчалина, и потому он не видит очевидного. Слепа Софья, не видящая того, что так ясно для всех, кто соприкасается с Молчалиным. И только Лиза, завершая второе действие, говорит:

Ну, люди в здешней стороне!

Она к нему, а он ко мне,

А я… одна лишь я в любви не трушу. –

А как не полюбить буфетчика Петрушу!

Каковы обе героини в одной и той же ситуации?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем они интересны?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема всеобщего безумия развивается в третьем действии:

Чацкий: Я сам? Не правда ли, смешон?

Софья: Да! Грозный взгляд и резкий тон…

И чуть дальше:

Чацкий: Я странен, а не странен кто ж?

Софья: Вот нехотя с ума свела!

Нарастающая до конца третьего действия тема безумия героя завершается монологом Чацкого, точно подтверждающим диагноз Софьи, диагноз, мгновенно ставший общественным диагнозом.

В четвёртом действии, где наступает всеобщее прозрение, где Софья и Чацкий оказываются свидетелями низости Молчалина, где наконец-то узнаёт правду о том, что происходит у него в доме, Фамусов, каждого ждёт приговор хозяина. Лизе и Софье уготовано изгнание, но каждую из них ждёт разная судьба:

Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ;

Вон он, Кузнецкий мост, наряды и обновы;

Там выучилась ты любовников сводить,

Постой же, я тебя исправлю:

Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить;

Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,

Ещё дни два терпения возьми:

Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;

Подалее от этих хватов,

В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…

Как, на Ваш взгляд, сложится судьба Лизы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А какова будет судьба Софьи?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод. Отношение Грибоедова к Софье:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение Грибоедова к Лизе:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В высокой комедии две линии – общественная и любовная – постоянно взаимодействуют и поддерживают друг друга. Падение нравов в общественной жизни – низкопоклонство, служба лицам, а не делу, продажность, притеснение крепостных – неотделимо от падения нравов в частной, домашней жизни – от лицемерия, ханжества, разврата. "Горе от ума" как "резкая картина нравов", по мысли Пушкина, должна была способствовать если не искоренению пороков, то их обнажению и критике.

Согласны ли Вы с высказыванием автора статьи?

__________________________________________________________________________

Как, по-вашему, образы Лизы и Софьи способствуют "обнажению и критике" пороков нашей жизни?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка! Уберите вопросы. Прочитайте ответы! Составьте из ответов связный текст, так чтобы он вам понравился. (ПОСТАРАЙТЕСЬ!)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Грибоедов. Пушкин

    Документ
    Павел Афанасьевич Фамусов одно из главных действующих лиц комедии, представитель лагеря крепостников. Фамусов - дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте.
  2. Ю. М. Лотман роман а. С. Пушкина "евгений онегин" комментарий книга

    Книга
    Книга, написанная видным советским ученым, содержит пояснения к тексту романа А. С. Пушкина, которые помогут глубже понять произведение, познакомят читателя с эпохой, изображенной в романе, деталями ее быта, историческими лицами,
  3. Вместо традиционно описательной экспозиции роман открывается как драматическое произведение внутренним монологом Онегина

    Документ
    Метод объективного изображения героя, осуществляемый Пушкиным посредством целого ряда тонких художественных приемов, дает себя знать с первых же строф «Евгения Онегина».
  4. Объяснительная записка (4)

    Документ
    Предлагаемое пособие определяет содержание курса истории русской литературы первой трети ХIХ века (1800 – 1830 гг.). Ориентируясь в принципиальном подходе на программу по истории русской литературе ХIХ века, выполненной МГУ им.
  5. Субботина Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы, учитель 1ой категории п. Судиславль пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.

Другие похожие документы..