Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
В своем первоначальном значение термин «самодержавие» был синонимом государственного суверенитета. Киевская Русь возникла как независимое государство...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Московский государств...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Синявская Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической информатики факультета менеджмента УО «Белорусский го...полностью>>
'Документ'
«Объясните прямую или истинную цель сего известного Вам общества, которое называете опаснейшим в его последствиях для всего государства и составляющи...полностью>>

Региональная комплексная программа развития профессионального образования содержание

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Региональная комплексная программа развития профессионального образования

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда

4 стр.

2.

Описание реализации Чувашской Республикой направления «Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда»

21 стр.

3.

Описание реализации Чувашской Республикой направления «Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования»

48 стр.

4.

Описание реализации субъектами РФ – Чувашской Республикой направления «Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования»

65 стр.

5.

Описание реализации в Чувашской Республике направления «Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования»

81 стр.

6.

Направление «Мониторинг реализации региональной комплексной программы развития профессионального образования»

100 стр.

I. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда

Задачи формирования эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда в условиях нестабильности мировой экономики, усиления роли человеческого фактора во всех областях экономики и общества, ускорения технологических изменений, переход на новый технологический уклад становятся крайне актуальными. Именно поэтому анализ возможных путей, создание механизмов формирования эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования и последующая их апробация приобретают первостепенное значение для формирования региональной образовательной политики и эффективной ее реализации с учетом местных условий.

Стратегическое развитие Чувашии в долгосрочной перспективе определено Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 года № 8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года». Этот документ разработан с учетом приоритетов социально-экономической политики Российской Федерации, глобальных тенденций мирового развития, связанных с переходом к постиндустриальному обществу, применением новейших технологий, формированием «экономики знаний» и усилением интеграционных экономических процессов в обществе.

В зависимости от природно-ресурсного, трудового, промышленного, инфраструктурного, сельскохозяйственного и инвестиционного потенциала муниципальные районы Чувашии объединены в четыре характерные зоны (Северная зона, Центральная зона, Юго-Восточная зона, Юго-Западная зона).

Приоритетными направлениями развития Чувашской Республики в соответствии со Стратегией являются следующие:

- промышленная политика, направленная на развитие машиностроительного, электронного и электротехнического кластера, кластера химической промышленности;

- повышение эффективности агропромышленного комплекса;

- развитие строительного комплекса;

- освоение и развитие производства новых строительных материалов;

- развитие сферы услуг;

- развитие интеллектуального потенциала и обеспечение доступности качественного образования, инновационная политика,

- развитие потенциала транспортной и инженерной инфраструктуры;

- отдых, туризм, рекреация;

- повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды;

- повышение качества жизни населения и формирование человеческого капитала;

- развитие здравоохранения;

- улучшение демографической ситуации и дальнейшее развитие рынка трудовых ресурсов в Чувашской Республике;

- развитие культурного и духовно-нравственного потенциала.

В целях формирования единого инновационного пространства и реализации государственной политики Чувашской Республики в области инновационного развития как одной из приоритетных составляющих Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.05.2009 № 178, утверждена Республиканская комплексная программа инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года.

В целях эффективного использования и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, концентрации ресурсов на важнейших направлениях инновационного развития Чувашской Республики постановлением Кабинетом Министров Чувашской Республики от 22.12.2010 № 473 утвержден перечень приоритетных направлений научно-технического развития Чувашской Республики и перечень критических технологий Чувашской Республики.

В системе профессионального образования Чувашской Республики (более всего в начальном профессиональном образовании) проведены системные преобразования, отражающие основные приоритеты региональной образовательной политики в условиях кардинальных социально-экономических реформ.

Задачи модернизации системы профессионального образования были положены в основу республиканской целевой программы «Профессиональное образование в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года», направленной на создание условий повышения качества профессионального образования, соответствие его содержания изменившимся требованиям потребителей образовательных услуг и рынков труда. В целях приведения профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствие с текущими и перспективными потребностями экономики в 2003 году была разработана и утверждена Указом Президента Чувашской Республики «Республиканская программа сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2010 года». Процесс регионализации системы начального профессионального образования (январь 2005 г.) обусловил принятие Кабинетом министров Чувашской Республики «Республиканской программы действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2010 года». Цель программы – создание эффективной системы НПО, превращение ее в средство социально-экономического развития республики.

Долгосрочные приоритеты образовательной политики Чувашской Республики определены в Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 21.03.2008 № 25.

В аспекте образовательной политики эти документы обозначили региональную систему социальных и экономических приоритетов в области профессионального образования, а план мероприятий каждого из них определил структуру целенаправленной деятельности образовательного сообщества и органов управления образованием по претворению этих приоритетов в жизнь. Таким образом, региональная образовательная политики как выработка и реализация перспективной идеологии и эффективных технологий социально-экономического развития региона средствами образования была нормативно и деятельностно оформлена в трех плоскостях (или составляющих): политической, социально-экономической и педагогической.

На этой основе существовавшая в республике система профессионального образования смогла адаптироваться к сложным условиям социально-экономической трансформации. За последние годы в ней произошли позитивные изменения по целому ряду системообразующих направлений, в том числе во внедрении нового организационно-экономического механизма, в оптимизации сети образовательных учреждений, создании системы общественно-государственного управления образованием и независимой системы оценки качества профессионального образования, модернизации учебно-материальной базы и др.

К настоящему времени в Чувашской Республики сложилась практика анализа рынка труда и рынка образовательных услуг и формирования на этой основе прогноза потребностей региональной экономики в трудовых ресурсах в соответствии со стратегическими направлениями и программами социально-экономического развития республики, обеспечивающей их учет и развитие (думаю это нужно убрать).

Так, Торгово-промышленной палатой ЧР ежегодно, начиная с 2004 г., проводится анализ состояния рынка труда, рынка образовательных услуг и потребностей в кадрах отраслей экономики Чувашской Республики. На основе полученных данных составляется прогноз потребности предприятий (организаций) в квалифицированных кадрах на среднесрочную перспективу – три года.

Государственной службой занятости населения ежемесячно проводится мониторинг рынка труда Чувашской Республики, анализ спроса и предложения рабочей силы на регистрируемом рынке труда и текущей (краткосрочной) потребности в трудовых ресурсах.

На основании этих прогнозов в республике сформирован перечень востребованных региональной экономикой профессий, специальностей, направлений подготовки, систематизированный по укрупненным группам специальностей.

На основе макроэкономической методики прогнозирования потребности экономики в квалифицированных кадрах, Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики совместно с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики был сформирован прогноз ежегодной дополнительной потребности экономики в выпускниках всех уровней профессионального образования (НПО, СПО, ВПО) в разрезе 28 УГС на долгосрочную перспективу – с 2008 по 2020 год.

Начала меняться структура распределения бюджетных мест в учреждениях среднего и высшего профессионального образования в пользу приоритетных для социально-экономического развития специальностей. В частности, контрольные цифры приема в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизились по направлениям подготовки «Гуманитарные науки» в 2,8 раза, «Экономика и управление» в 1,6 раза, в то же время сохранились объемы подготовки по востребованным экономикой республики направлениям.

Проведена оптимизация объемов и профилей подготовки по рабочим профессиям и специальностям в учебных заведениях, подведомственных органам исполнительной власти Чувашской Республики, реализующих программы НПО, СПО. Ликвидирована подготовка по 22 профессиям начального профессионального образования и 18 специальностям среднего профессионального образования, в которых экономика республики не нуждалась.

Таблица 1.1

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доля лиц, принятых на программы начального и среднего профессионального образования (НПО/СПО) по востребованным профессиям / специальностям, в %

42

46

50

60

70

80

90

С 2008 года профессиональные училища переведены на подготовку кадров по договорам с работодателями. В 2010 году в формировании контрольных цифр приема в учреждения начального профессионального образования приняли участие более 750 организаций.

Таблица 1.2

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доля обучающихся по программам профессионального образования на основе договоров с другими учреждениями (организациями) в субъекте РФ, в %

19,6

28,9

40

45

50

60

70

Существующая сегодня в республике система профессионального образования смогла адаптироваться к сложным условиям социально-экономической трансформации. За последние 10 лет в ней произошли позитивные изменения по целому ряду системообразующих направлений, в том числе во внедрении нового организационно-экономического механизма, в оптимизации сети образовательных учреждений, создании системы общественно-государственного управления образованием и независимой системы оценки качества профессионального образования, модернизации учебно-материальной базы и др.

При этом приоритетной задачей для решения кадровой проблемы стало дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования. В настоящее время лицензию на ведение образовательной деятельности имеют 96 государственных учреждений и 65 негосударственных организаций, деятельность которых направлена на постоянное обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. В 23 вузах с филиалами, 27 ссузах и 17 профессиональных училищах обучаются 97 тыс. человек, в том числе по программам высшего профессионального образования 68,1 тыс. человек по 161 специальности (направлению подготовки), по программам среднего профессионального образования – 20,5 тыс. человек по 97 специальностями и 8,3 тыс. человек по программам начального профессионального образования по 46 профессиям. В 2009 году ими было подготовлено 16,3 тыс. рабочих и специалистов. Новую подготовку, переподготовку и повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования прошли 117,4 тыс. человек из числа взрослого населения.

Таблица 1.3

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доля доходов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО/СПО/ВПО) в субъекте РФ от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей, в %

0,7

1,2

3

5

8

12

19

В этих конкурентных условиях, учитывая интересы в кадровом обеспечении регионально-отраслевых экономических кластеров, затрагивающие интересы субрегионального уровня, в республике созданы 5 учебных комплексов путем объединения материальных и кадровых ресурсов существующих государственных профессиональных училищ и техникумов. Новые учебные заведения реализуют программы не только среднего и начального профессионального образования, но и дополнительного образования взрослых (повышения квалификации, переподготовка кадров) и допрофессиональное обучение учащихся общеобразовательных школ. Ими выполнен большой объем работы в рамках реализации мероприятий Республиканской целевой программы снижения напряженности на рынке труда. Три учреждения среднего профессионального образования стали структурными подразделениями вузов. Чебоксарский электромеханический колледж выиграл конкурс на участие в федеральном эксперименте по разработке программ прикладного бакалавриата по специальности «Технология машиностроения». С 2010 года учебное заведение ведет подготовку рабочих и специалистов всех уровней профессионального образования. Постепенно система профессионального образования становится глубоко интегрированной, многоуровневой, многопрофильной системой, способной обеспечивать органическую связь между разными звеньями образования.

Таблица 1.4

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доля лиц, обучающихся по сокращенным программам профессионального образования в учреждениях НПО/СПО в субъекте РФ, в %

3,2

5,4

9,1

12,3

19,7

24,3

32

В учебных заведениях идет процесс развития системы общественно-государственного управления образованием.

Начало этому процессу было положено в рамках межрегиональной конференции «Социальное партнерство между учреждениями профессионального образования и работодателями машиностроительной и электротехнической отраслей промышленности» (6-7 октября 2005 г.) посредством разработки модели социального партнерства. Координатором взаимодействия определена Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, которая аккумулирует сведения работодателей о перспективных потребностях в рабочих и специалистах, учреждений профессионального образования – о педагогических кадрах и материально-технических возможностях подготовки квалифицированных кадров, службы занятости населения – о текущих потребностях регионального рынка труда.

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Кабинет Министров

Чувашской Республики

Органы местного

самоуправления

Союз попечителей

образования Чувашии

Попечительские

Советы муници-пальных образований

Межведомственная комиссия

по перспективному

планированию подготовки

кадров для организаций

Чувашской Республики



Госслужба занятости Чувашии

Кадровый рынок

Торгово-промышленная палата

Чувашской Республики

Ассоциации

работодателей




Учебные заведения

профобразования

Попечительские

советы учреждений профобразования



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплексная программа развития профессионального образования Костромской области в 2011-2015 гг. Глава паспорт программы

    Программа
    1. Наименование программы - Региональная комплексная программа развития профессионального образования Костромской области в 2011-2015 годах (далее - Программа).
  2. Краевая комплексная целевая программа "Развитие профессионального образования в Хабаровском крае на 2011 2013 годы"

    Программа
    Поручение Президента Российской Федерации от 09 сентября 2010 г. № Пр-2663 по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г.
  3. Областная целевая программа развития профессионального образования в челябинской области на 2011 2015 годы

    Программа
    2. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Федечкин Д.Н.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
  4. Доклад приоритеты развития профессионального образования

    Доклад
    Необходимость рассмотрения приоритетов развития профессионального образования на совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому
  5. Рекомендации государственным органам для подготовки регионально-муниципальных программ развития дошкольного образования самоуправления I часть

    Анализ
    Основополагающим законодательным актом в сфере экспертизы и развития регионально-муниципальных программ развития дошкольного образования является, безусловно, Закона РФ от 10.

Другие похожие документы..