Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследование'
Cледующее исследование опыта Турции ограничено определенными аспектами, имеющими особую важность для предлагаемой теории ислама, государства и обществ...полностью>>
'Лекция'
Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерност...полностью>>
'Документ'
Приложение Nо. 2 к Рекомендациям о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями    ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ    ...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
В учебно-методическом пособии изложены основные сведения по курсу «Сравнительный менеджмент» для студентов, обучающихся по специальностям 060500, 060...полностью>>

Региональная комплексная программа развития профессионального образования содержание

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

III. Описание реализации Чувашской Республикой направления «Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования»

Таблица 3.1

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

3.1. Доля выпускников программ профессионального образования / профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры, в %

0

1,1

1,5

2,0

5,0

9,0

15,0

Под выпускниками понимаются учащиеся, студенты и лица, получающие дополнительное профессиональное образование в учреждениях (организациях) профессионального образования всех уровней, включая ресурсные центры и организации, проводящие внутрифирменную подготовку.

Под сертификационной процедурой понимается проведение независимой квалификации выпускников выше названных учреждений (организаций) с привлечением работодателей с целью удостоверения соответствия уровня квалификации и компетенций персонала требованиям профессиональных стандартов по видам экономической деятельности.

Таблица 3.2

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

3.2. Доля лиц, обучающихся по программам НПО/СПО/ВПО, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию, в %

0,1

0,3

3

5

10

15

25

Под выпускниками понимаются учащиеся, студенты учреждений (организаций) профессионального образования всех уровней, включая ресурсные центры.

Под профессионально-общественной аккредитацией понимается независимое удостоверение соответствия полученных знаний (отдельных курсов) и умений в соответствии с предъявляемыми профессиональными стандартами требованиями и выдачей документа о прохождении аккредитации (сертификата и др.).

Комплекс мероприятий по реализации направления

Анализ ситуации.

Современное положение дел в управлении образованием характеризуется, прежде всего, тем, что наметился переход от управления на основе предписаний к управлению на основе оценки и анализа процессов, происходящих в системе образования. При значительном количестве и кардинальной значимости проводимых преобразований, в условиях динамично меняющейся социально-экономической ситуации принятие эффективных управленческих решений невозможно без соответствующего информационного обеспечения. В системе профессионального образования на территории Чувашской Республики активно внедряются методы стратегического и программно-целевого управления, программы развития образования стали нормой менеджмента, а внедрение процедур оценки качества позволяет получать объективные и сопоставимые данные. Повышение качества образования – это одно из основных направлений, заложенной в Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденной Указом Президента Чувашской Республики 21 марта 2008 года № 25. Сегодня идет процесс освоения технологии управления, ориентированного на результат на всех уровнях образовательного менеджмента, т.к. характер государственных инвестиций в образование идёт по принципу: «деньги в обмен на обязательства».

В Чувашской Республике за последние 10 лет проделана значительная работа по созданию независимой оценки качества образования. С 2001 года введен единый государственный экзамен для выпускников средних школ и с 2006 года - единый муниципальный экзамен для выпускников 9-х классов. С 2006 года результаты ЕГЭ у выпускников сельских базовых школ сравнялись с результатами ЕГЭ городских школьников. В 2007-2009 года в рамках реализации Комплексного проекта модернизации образования (далее – КПМО) реализовывалось направление «Развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО)». Таким образом, региональная система оценки качества общего образования достаточно разработана как нормативно, так и в практическом выражении.

Система оценки качества профессионального образования основывается на федеральных государственных образовательных стандартах, предъявляемых к учреждениям и ступеням образования.

Внешняя оценка качества системы профобразования начала формироваться в 2002 году с распространением в менеджменте профессионального образования международных стандартов качества. Необходимость внедрения в учреждениях образования международных стандартов качества вызвана проблемой несоответствия подготовки выпускников указанным стандартам. Сертификация выпускников на соответствие международным требованиям повысит конкурентоспособность всех уровней системы образования. В марте 2005 года вышел Указ Президента Чувашской Республики «О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской Республике международных стандартов качества». В 2007 году на базе Чебоксарского кооперативного института (филиал) АНО ВПО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» был создан консультационно-методический центр по внедрению систем менеджмента качества в учреждениях образования Чувашской Республики, в 2009 году – клуб менеджеров качества образования. В настоящее время 4 учреждения среднего профессионального учреждения уже внедрили стандарты серии ISO 9000, еще 13 учреждений профессионального образования, в том числе 4 учреждения среднего профессионального образования и 4 вуза внедряют международные стандарты. Растет количество образовательных учреждений, принимающих участие в международных, всероссийских и республиканских конкурсах в области качества (100 лучших товаров России, Марка качества Чувашской Республики, Премия Президента Чувашской Республики в области качества и др.).

В учебных заведениях идет процесс развития системы общественно-государственного управления образованием. В целях развития частно-государственного партнерства в системе профессионального образования распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики в 2010 году создана рабочая группа по модернизации содержания профессионального образования и привлечения бизнес-структур в образовательный процесс при Совете по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики. Созданы наблюдательные и управляющие советы, действуют Республиканский союз попечителей образования, Ассоциация учреждений профессионального образования при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики (объединяет 30 учреждений образования и 20 ассоциаций товаропроизводителей), Советы ректоров высших учебных заведения Чувашской Республики и директоров учреждений начального и среднего профессионального образования.

Общественные органы принимают участие в формировании кадровой и образовательной политики, оценке качества подготовки кадров для отраслей экономики, экспертной оценке образовательных программ, аттестации выпускников учреждений профессионального образования. Представители работодателей также активно участвуют в государственной аккредитации учреждений профессионального образования всех уровней.

Сегодня на рынке труда присутствует спрос работодателей на качественного специалиста, конкурентоспособного, с высокими профессиональными компетенциями, и учреждения образования разрабатывают комплекс мер, способствующих формированию качественного «продукта» образования - выпускника.

Ежегодно с 2006 года Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики при содействии Минобразования Чувашии и Минэкономразвития Чувашии готовится аналитический доклад «Анализ рынка труда и рынка образовательных услуг. Прогноз в потребности в кадрах в отраслях экономики Чувашской Республики». Проводимые исследования показали, что работодателей не устраивают профессиональные качества работников, поэтому в докладах сформированы основные требования работодателей к профессиональным компетенциям выпускников: ответственность, профессиональный рост, умение общаться, освоение новых технологий, информационная грамотность.

С 2006 по 2009 годы Минобразования Чувашии проводило работу по приведению рабочих программ учреждений начального профессионального образования в соответствие с требованиями работодателей, так, к 2009 году по всем рабочим программам были получены резолюции от работодателей, и в соответствующие программы были внесены коррективы с учетом требований и рекомендаций работодателей. Подобная работа ведется самостоятельно учреждениями среднего и высшего профессионального образования. Данная деятельность является элементом государственно-общественной аккредитации реализуемых программ профессионального образования со стороны общественных структур с участием ведущих работодателей.

Также в учреждениях профобразования имеются центры подготовки, аккредитованные зарубежными компаниями. В 2008 году на базе многоуровневого учреждения среднего профессионального образования «Чебоксарский электромеханический колледж», реализующего программы начального, среднего профессионального образования и программы прикладного бакалавриата, открыт Центр технологического обучения рабочих и специалистов. Центр создан совместно с ЗАО «Абалит» (официальный представитель крупнейшей станкостроительной компании в мире – американской фирмы «HAAS» в России и Белоруссии) благодаря инвестиционной поддержке главного стратегического партнера колледжа - ООО ККУ "Концерн "Тракторные заводы", обеспечившего учебному заведению победу в приоритетном национальном проекте "Образование". Он оборудован токарным и фрезерным обрабатывающими центрами с числовым программным управлением, оснащенными обучающими программными продуктами немецкой фирмы «KELLER» и тренажерами станков с числовым программным управлением фирмы «HAAS», данный вид обучения аккредитован фирмой «HAAS» и выпускники, прошедшие обучение на данном оборудовании получают сертификат.

По мнению работодателей, учреждения профессионального образования при подготовке рабочих кадров и специалистов должны наибольшее внимание уделять практической подготовке (увеличение срока похождения производственной практики, доли стажировки в учебных программах, готовность к гибкому реагированию по срокам производственной практики, необходимость переподготовки и проведения стажировок для преподавателей и мастеров профессионального обучения). Большинство предприятий считает, что необходимо развивать систему оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах.

Одним из основных факторов, оказывающих приоритетное влияние на успешность решения поставленных задач перед системой профессионального образования, является качество кадрового потенциала. В республике формируется современный корпус педагогов и управленцев, владеющих инновационной управленческой культурой, реализующих современные подходы к функционированию учреждений образования в режиме развития и способствующих повышению качества образования в целом.

Результаты, достигнутые в ходе проектных преобразований и реализации программно-целевых мероприятий в Чувашской Республики в последние годы, можно определить так:

  • в рамках КПМО создана региональная системы оценки качества школьного образования;

  • в рамках КПМО апробированы различные технологии оценки образовательных результатов учащихся учреждений общего и начального профессионального образования;

  • в рамках КПМО апробированы различные технологии оценки образовательных результатов учащихся учреждений общего и начального профессионального образования;

  • проведен анализ состояния действующей системы взаимодействия профессионального образования и работодателей;

  • создан Центр по добровольной сертификации персонала (разработана нормативная база деятельности Центра: положение о порядке и процедуре сертификации персонала, положение об эксперте системы сертификации персонала);

  • имеется опыт частно-государственного партнерства учреждений образования и бизнеса;

  • подготовлена нормативно-правовая база формирования системы сертификации квалификации в Российской Федерации.

Таким образом:

1. Выработана система требований к качеству образования, обеспечивающая максимальное соответствие подготовки кадров требованиям работодателей.

2. Создана необходимая для разработки региональных нормативных документов в области качества профессионального образования федеральная нормативная правовая основа.

Вместе с тем работа в республике по этому направлению, безусловно, должна быть продолжена. Реализация мер, заложенных в рамках целевой программы развития системы образования, скорректированная под задачи программы развития профессионального образования, предполагает следующие основные шаги в данном направлении:

1. Развитие регионального сегмента системы сертификации квалификаций.

2. Подготовка кадров для системы оценки качества образования.

3. Развитие системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и использование ее результатов при проведении процедуры государственной аккредитации, распределении государственного задания на подготовку кадров.

4. Стимулирование участия ведущих работодателей в профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования, использование ее результатов при проведении государственной аккредитации.

1. Развитие регионального сегмента сертификации квалификации

в Чувашской Республике

В Чувашской Республике на базе Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики с 2006 года действует Центр по добровольной сертификации персонала (далее – Центр), который с 2007 года приступил к независимой сертификации квалификации выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования. Центр привлекает в качестве экспертов отраслевые ассоциации работодателей, представителей органов власти и учреждений профобразования республики.

Центр решает следующие задачи:

  • подтверждение соответствия уровня квалификации требованиям профессиональных стандартов, иным квалификационным требованиям, по мере их разработки и актуализации, по видам экономической деятельности;

  • содействие работодателям в подборе квалифицированных работников, сертифицированных по профессиям;

  • содействие работодателям в сертификации профессиональных квалификаций работников;

  • повышение конкурентоспособности рабочей силы на внутреннем и внешнем рынках труда;

  • стимулирование мотивации персонала в области непрерывного профессионального образования

  • повышение мобильности рабочей силы по территории Российской Федерации и в рамках международного сотрудничества.

Правовой основой функционирования Центра, созданного органами власти республики совместно с Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики послужили принятые нормативные правовые документы на уровне Российской Федерации. В декабре 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации № 1015 были утверждены Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в июле 2009 года утверждены Минобрнауки России и Российским союзом промышленников и предпринимателей: Положение о формировании системы независимой оценке качества профессионального образования и Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах.

Оценка и сертификация квалификаций проводится в интересах:

  • лиц, желающих подтвердить свою квалификацию, в том числе выпускников общеобразовательных учреждений, студентов и выпускников учреждений профессионального образования, работающих граждан;

  • работодателей и их объединений, профессиональных сообществ;

  • центров занятости населения;

  • кадровых агентств;

  • образовательных учреждений и организаций;

  • органов исполнительной власти Чувашской Республики.

На рис. 3.1 показана модель взаимодействия заинтересованных сторон в процессе прохождения сертификации профессиональных квалификаций в Центре.

В рамках проведения независимой сертификации профессиональных компетенций Центром создаются комиссии в составе представителей работодателей (членов ассоциации товаропроизводителей) по отраслям экономики, представителей учреждений профессионального образования (по специальностям и профессиям), органов исполнительной власти и иных структур.

Рис. 3.1 Модель взаимодействия заинтересованных сторон в процессе прохождения сертификации профессиональных квалификаций.

Так, в 2009 году Центром совместно с отраслевыми ассоциациями работодателей проведена независимая сертификация квалификаций выпускников РГОУ СПО «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции», прошедших профессиональное обучение по профессиям «Повар» и «Продавец продовольственных товаров». По результатам работы сертификационной комиссии 79 человек (74,5 % выпускников) получили сертификаты, подтверждающие соответствие их квалификации повышенному разряду по полученной в учебном заведении профессии.

В рамках развития Центра по добровольной сертификации персонала, продолжении работы по данному направлению мы видим реализацию следующих программных задач:

  • создание нормативной правовой базы на уровне Чувашской Республики, в которой закреплена возможность прохождения выпускниками образовательных учреждений независимой сертификации квалификаций, а также специалистами, работающими на предприятии с целью подтверждения своих квалификаций или получения нового (повышенного) уровня;

  • создание региональной научно-методической базы для разработки региональных стандартов по профессиям и специальностям по основным видам экономической деятельности Чувашской Республики;

  • увеличение числа специальностей и профессий учреждений профессионального образования, задействованных в процедуре сертификации квалификаций

  • повышение информированности населения и работодателей о результатах прохождения независимой сертификации профессиональных квалификаций;

  • увеличение доли выпускников программ профессионального образования (профессиональной подготовки), успешно прошедших сертификационные процедуры;

  • создание открытой базы данных лиц, успешно прошедших независимую сертификацию квалификаций для размещения в сети Интернет.

Таким образом в соответствии с табл. 3.1, нами предполагается рост доли выпускников программ профессионального образования (профессиональной подготовки), успешно прошедших сертификационные процедуры показателя с 1,1 % в 2010 году до 5,0% в 2013 году, что будет также сопровождаться увеличением числа профессий и специальностей по которым будет проводиться независимая сертификация квалификации в рамках Центра, действующего при Торгово-промышленной палате Чувашской Республике.

2. Подготовка кадров для системы оценки качества образования

В рамках развития системы независимой оценки качества профессионального образования и в целях повышения качества подготовки квалифицированных специалистов и рабочих кадров в республике планируется создание межрегионального аудиторского центра систем менеджмента качества (МАЦ СМК) на базе Центра управления качеством ФГОУ СПО «Чебоксарский электромеханический колледж».

Создание МАЦ будет способствовать реализации мероприятий проекта «Менеджмент в образовании» Республиканской целевой программы развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года.

Центр будет решать следующие задачи:

разработка модели мониторинга аудита деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования ЧР на предмет эффективности реализации инновационных управленческих механизмов;

разработка модели автоматизации системы менеджмента качества и мониторинга в системе управления учреждений начального и среднего профессионального образования;

  • разработка и внедрение модели консультационной поддержки работоспособности в учреждениях профессионального образования систем менеджмента качества на соответствие международным стандартам ISO 9000.

МАЦ СМК будет осуществлять свою деятельность по ряду направлений. Диагностическое направление предусматривает анализ информации учреждений начального и среднего профессионального образования Чувашской Республики с целью выявления потребности в поддержании функционирования СМК и внедрении инновационных управленческих механизмов. В рамках подготовки экспертов для оценки качества развития образования в деятельности Центра предусмотрены разработка программ и организация семинаров по проведению внутренних аудитов СМК, контроля эффективности системы управления учреждений профессионального образования. Информационно-консультационное направление предусматривает оказание услуг по наладке и автоматизации системы менеджмента качества учреждения, а также формирование баз данных на созданных автоматизированных рабочих местах с использованием отечественной системы «TRIM - Управление качеством».

Реализация деятельности данного проекта позволит в краткосрочном периоде создать постоянно действующий межрегиональный аудиторский центр СМК (МАЦ СМК), интегрировать и автоматизировать системы управления образовательных учреждений и СМК, повысить управленческую квалификацию администрации учреждений в области управления качеством образовательных услуг и осуществить подготовку группы внутренних аудиторов, осуществляющей мониторинг системы управления и качества образовательных услуг. В долгосрочном периоде - оказание консультационной поддержки автоматизированных баз данных по функционированию СМК и систем управления образовательными учреждениями и организация совместного аудита результативности СМК учреждений с участием внутренних аудиторов других образовательных учреждений и представителей работодателей в целях повышения качества подготовки выпускников.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплексная программа развития профессионального образования Костромской области в 2011-2015 гг. Глава паспорт программы

    Программа
    1. Наименование программы - Региональная комплексная программа развития профессионального образования Костромской области в 2011-2015 годах (далее - Программа).
  2. Краевая комплексная целевая программа "Развитие профессионального образования в Хабаровском крае на 2011 2013 годы"

    Программа
    Поручение Президента Российской Федерации от 09 сентября 2010 г. № Пр-2663 по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г.
  3. Областная целевая программа развития профессионального образования в челябинской области на 2011 2015 годы

    Программа
    2. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Федечкин Д.Н.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
  4. Доклад приоритеты развития профессионального образования

    Доклад
    Необходимость рассмотрения приоритетов развития профессионального образования на совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому
  5. Рекомендации государственным органам для подготовки регионально-муниципальных программ развития дошкольного образования самоуправления I часть

    Анализ
    Основополагающим законодательным актом в сфере экспертизы и развития регионально-муниципальных программ развития дошкольного образования является, безусловно, Закона РФ от 10.

Другие похожие документы..