Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Современный российский рынок растительных масел и жиров представляет собой сложную непрерывно меняющуюся под влиянием внутренних и внешних факторов с...полностью>>
'Публичный отчет'
3. . Топливо, руб. 3.3. Энергия, руб., в том числе: 3.3.1. Электроэнергия, руб. 3.3. . Теплоэнергия, руб. 3.4. Заработная плата, руб....полностью>>
'Документ'
История Афганистана последней четверти ХХ в. все еще хранит немало тайн, хотя этот период, прямо скажем, не обделен вниманием многих отечественных и ...полностью>>
'Документ'
Мемлекет басшысының 2005-2007 жылдардағы Қазақстан халқына жыл сайынғы жолдауларын iске асыру жөнiндегi негiзгi бағыттардың (iс-шаралардың) жалпыұлтт...полностью>>

Региональная комплексная программа развития профессионального образования содержание

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

II. Описание реализации Чувашской Республикой направления «Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда»

Показатели, характеризующие эффективность реализации мероприятий по повышению привлекательности программ профессионального образования, востребованных на рынке труда Чувашской Республики

Таблица 2.1

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доля обучающихся 10-11(12) классов общеобразовательных учреждений, выбравших для освоения программы профессиональной подготовки, в %

3,3

10,3

14

20

28

45

60

Данный показатель рассчитывается в процентах как отношение численности обучающихся 10-11(12) классов общеобразовательных учреждений, выбравших для освоения программы профессиональной подготовки, к общей численности обучающихся 10-11(12) классов общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике.

Таблица 2.2

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на программы НПО/СПО, в %

31,9

31,3

32

35

38

42

46

Данный показатель рассчитывается в процентах как отношение численности выпускников общеобразовательных учреждений текущего года (как основной, так и полной средней школы), поступивших на программы НПО/СПО в текущем году, к общей численности выпускников общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике в текущем году.

Таблица 2.3

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доля взрослых, прошедших обучение по программам НПО/СПО/ дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки, в %

15,2

22,7

23,7

25

27

32

36

Данный показатель рассчитывается в процентах как отношение численности взрослых (старше 18 лет, не являющихся выпускниками образовательных учреждений текущего года и, как правило, имеющими опыт трудовой деятельности), прошедших обучение по программам НПО / СПО / дополнительного профессионального образования / профессиональной подготовки, к общей численности прошедших обучение по соответствующим программам.

Таблица 2.4

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доля зарегистрированных мигрантов, прошедших подготовку по программам НПО/СПО/ дополнительного профессионального образования / профессиональной подготовки, в %

7,2

8,5

9,0

9,5

10,0

11,0

12,0

Данный показатель рассчитывается в процентах как отношение численности зарегистрированных мигрантов, прошедших обучение по программам НПО / СПО / дополнительного профессионального образования / профессиональной подготовки, к общей численности зарегистрированных мигрантов в Чувашской Республике.

Таблица 2.5

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доля обучающихся общеобразовательных учреждений, получивших профориентационные услуги в соответствии с профориентационными программами, принятыми в субъекте РФ, в %

40,0

80,0

95,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Данный показатель рассчитывается в процентах как отношение численности обучающихся общеобразовательных учреждений, получивших профориентационные услуги в соответствии с профориентационными программами, принятыми в Чувашской Республике, к общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Таблица 2.6

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доля выпускников очной формы обучения государственных и негосударственных образовательных учреждений НПО/СПО/ВПО в субъекте РФ, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска, в %

95,4

88,5

96,5

97

97,3

97,6

98,0

Данный показатель рассчитывается в процентах как отношение численности выпускников года, предшествующего отчетному, очной формы обучения государственных и негосударственных образовательных учреждений НПО/СПО/ВПО в субъекте РФ, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска (включая трудоустроенных, призванных в ряды вооруженных сил, продолживших обучение, находящихся в отпуске по уходу за ребенком), по всем реализуемым основным профессиональным образовательным программам, к общей численности выпускников года, предшествующего отчетному, очной формы обучения государственных и негосударственных образовательных учреждений НПО/СПО/ВПО в Чувашской Республике по всем реализуемым основным профессиональным образовательным программам.

2.7. Комплекс мероприятий по реализации направления «Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда»

Анализ ситуации.

В период экономического кризиса в реальном секторе экономики произошло резкое снижение производственной и инновационной активности. Снизился спрос на рабочую силу. По состоянию на 1 января 2010 года на учете в центрах занятости населения городов и районов республики в качестве зарегистрированных безработных граждан состояло 21307 человек против 11685 человек по состоянию на 1 января 2009 года. Уровень регистрируемой безработицы на конец 2009 года составил 3,1 процента по отношению к численности экономически активного населения (на конец 2008 года - 1,7 %).

Наряду с общими проблемами особенно четко обозначились проблемы молодежи. В 2010 году в центры занятости населения городов и районов республики за содействием в трудоустройстве обратилось 3,9 тысяч выпускников учреждений профессионального образования и общеобразовательных школ (в 2009 г. – 4,3 тыс. выпускников). На начало 2010 года средний возраст безработных составил 35 лет, около 40 процентов безработных – лица в возрасте до 30 лет.

Напряженность на рынке труда и существующая конкуренция за рабочее место ограничили возможности трудоустройства выпускников учебных заведений профессионального образования, из которых по своей специальности трудоустраиваются менее 50 процентов, а 605 выпускников вузов, ссузов и профессиональных училищ (4,1 % от общего выпуска) в 2010 году стали безработными.

Проблемой, которую необходимо решить, становится профессиональная ориентация выпускников общеобразовательных школ с учетом обеспечения экономики необходимыми кадровыми ресурсами.

В настоящее время нет единой системы профессиональной ориентации учащейся молодежи: учреждения общего образования и учреждения профессионального образования всех уровней ведут работу как отдельные подсистемы образования, не имеющие общих целевых установок и мотиваций.

Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников общего образования. Первая проблема носит социально-экономический характер и связана с глобальными изменениями, произошедшими за последние десятилетия. Вторая проблема связана с отсутствием системных технологий оказания профориентационной помощи, что привело к снижению популярности профессии рабочего. Не разработана законодательная и нормативная база для организации совместной работы общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования в этом направлении. Учреждения образования слабо заинтересованы в активизации работы по этому направлению.

Опросы старшеклассников школ показывают, что они не ориентированы на получение рабочих специальностей. Лишь 7 процентов готовы обучиться рабочим профессиям (это в 5 раз ниже показателей 20-летней давности). Приоритетным критерием успешности общеобразовательной школы остается количество выпускников, поступивших в вузы. Данный критерий не учитывает востребованность выбранной специальности на рынке труда. Концепция непрерывного профессионального образования трактуется преимущественно как вертикальная траектория, вершина которой является диплом о высшем образовании.

Согласно прогнозам Федерального агентства по образованию в 2011 году дефицит абитуриентов в техникумах и училищах составит около 35%.В итоге необходимые любому обществу рабочие профессии оказались невостребованными.

Зачастую и предприятия-работодатели экономя финансовые ресурсы, не желают вкладывать средства в подготовку и переподготовку новых кадров, не говоря уже о повседневной целенаправленной профориентационной работе со школьниками.

Снижение интереса молодежи к получению рабочих и инженерных профессий отчасти связано с вопросами достойного уровня оплаты труда и нормальных условий труда. По данным Государственной службы занятости населения Чувашской Республики на 1 января 2010 года доля вакансий, по которым предлагается оплата труда на уровне прожиточного минимума, установленного в республике, составила 42,9 процента.

Следует отметить, что демографическая ситуация сделала неизбежным необходимость создания условий для школьников, обеспечивающих возможность получения полноценного профильного образования, выбора курсов из соображений собственных склонностей и интересов. Наряду с ростом охвата школьников профильным обучением в республике ведется работа по созданию многокомплектных и многопрофильных школ старшей ступени. Профильное обучение как одно из средств дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. В 2009/2010 учебном году 93,05% учащихся 10–11 классов занимались по программам профильного обучения (в 2008/2009 учебном году – 91,2%), в том числе по селу 96,1 %, по городу – 90,0 % (в прошлом году по селу - 93,2%; по городу – 89,13%). Самые популярные профили: физико-математический, естественно – научный, социально – гуманитарный социально – экономический.

«Измерить» качество подготовки выпускников учреждений общего образования позволяет разработанная в Чувашии система мониторинга образовательных и трудовых траекторий выпускников 11 класса, призванная оценить степень соответствия их подготовки заказу государства, потребностям рынка труда и сформировать информационную основу для создания банка данных об индивидуальных образовательных маршрутах лучших выпускников школ с целью выхода их на внешнюю оценку учреждениями профессионального образования.

Органами службы занятости Чувашии ежегодно проводятся месячники профориентации выпускников общеобразовательных учебных заведений с целью выбора последующей сферы деятельности с охватом более 17 тысяч обучающихся. Последние три года совместно с Министерством образования и молодежной политики, Министерством культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела проводились акции волонтеров-профориентаторов среди учащейся молодежи с целью популяризации рабочих профессий, информирования о спросе и предложении на рынке труда, выбора профессий, востребованных на рынке труда с охватом более 49,7 тыс. обучающихся.

Информирование о ситуации на рынке труда, спросе и предложении востребованных на рынке труда профессиях осуществляется посредством средств массовой информации, официальных сайтов органов исполнительной власти, выпуска и распространения в учебных учреждениях информационных буклетов, листовок, профессиограмм, созданием сюжетов о рабочих профессиях на телевидении.

В проект новых федеральных образовательных стандартов, принятых в 2009 году, включена профориентационная работа. Перед общеобразовательной школой в качестве одной из важных целей общего образования поставлена задача подготовки учащихся к профессиональному выбору, то есть научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в учреждениях профессионального образования, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.

Таким образом, одной из слабых сторон системы среднего профессионального образования, и в еще большей степени – начального профессионального образования, является недостаточная привлекательность для населения в связи с низким имиджем рабочих профессий, риском со стороны внешних факторов – ориентация большинства выпускников общеобразовательных школ на получение высшего профессионального образования, и как следствие – снижение спроса населения на начальное и среднее профессиональное образование. Решение этих проблем невозможно без республиканской системы профессиональной деятельности учащихся школ. Одной из основных задач которую необходимо решить при реализации мероприятий региональной комплексной программы развития профессионального образования по направлению «Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда» является профессиональная ориентация выпускников общеобразовательных школ с учетом обеспечения инновационного развития экономики республики необходимыми кадровыми ресурсами в соответствии с запросами и пожеланиями работодателей.

Дополнительное профессиональное образование как интеграция систем всех уровней образования, науки и производства и одна из ступеней развития системы непрерывного образования призвано осуществлять «образование взрослых», содействовать всестороннему развитию человека в период его самостоятельной жизни, обеспечивая тем самым пожизненное обогащение творческого потенциала личности. Оно включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации, внутрифирменное обучение и самообразование.

С целью повышения конкурентоспособности и создания инновационной экономики, уменьшения бедности, увеличения благосостояния людей необходимо в совокупности с проведением социально-экономических преобразований, созданием благоприятного инвестиционного предпринимательского климата повышать уровень занятых в экономике граждан. В условиях меняющейся технологической, экономической среды организации сами проявляют максимальную заинтересованность в повышении квалификационного потенциала своих работников.

В условиях поиска пути повышения эффективности и конкурентоспособности производства изменяются требования работодателей к уровню квалификации работника; они вынуждены заниматься постоянной подготовкой кадров, их последующим обучением. Очень часто обучение является инструментом политики труда, основная цель которой – урегулировать несоответствие между спросом и предложением, между требованиями работодателей и квалификацией работников.

Сегодня система дополнительного профессионального образования начала более оперативно реагировать на изменения рынка труда. Содержание образования в основном определяется заказчиками, которыми могут являться как работодатели, так и отдельные граждане. В связи с этим к образовательным программам с учетом требований различных категорий заказчиков предъявляются жесткие требования к качеству и форме обучения. От этого, в конечном счете, будет зависеть успех на рынке образовательных услуг.

В настоящее время благодаря международным проектам широкое применение в практике нашло модульное обучение. Один из плюсов – возможность покупать и оплачивать только те модули, которые обеспечивают формирование необходимых на данном этапе знаний, умений и навыков. В учебный процесс внедряются и используются электронные ресурсы через глобальную сеть Интернет.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплексная программа развития профессионального образования Костромской области в 2011-2015 гг. Глава паспорт программы

    Программа
    1. Наименование программы - Региональная комплексная программа развития профессионального образования Костромской области в 2011-2015 годах (далее - Программа).
  2. Краевая комплексная целевая программа "Развитие профессионального образования в Хабаровском крае на 2011 2013 годы"

    Программа
    Поручение Президента Российской Федерации от 09 сентября 2010 г. № Пр-2663 по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г.
  3. Областная целевая программа развития профессионального образования в челябинской области на 2011 2015 годы

    Программа
    2. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Федечкин Д.Н.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
  4. Доклад приоритеты развития профессионального образования

    Доклад
    Необходимость рассмотрения приоритетов развития профессионального образования на совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому
  5. Рекомендации государственным органам для подготовки регионально-муниципальных программ развития дошкольного образования самоуправления I часть

    Анализ
    Основополагающим законодательным актом в сфере экспертизы и развития регионально-муниципальных программ развития дошкольного образования является, безусловно, Закона РФ от 10.

Другие похожие документы..