Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Прогноз основних економічних показників: 3.1....полностью>>
'Документ'
01-02 апреля 2011 года в Курске состоится первый инвестиционный юридический форум «Русское поле». Форум организован инициативой компании (единственно...полностью>>
'Документ'
Про встановлення вартості номерних знаків легкових автомобілів, виготовлених відповідно до вимог державних стандартів, які мають комбінацію з чотирьо...полностью>>
'Документ'
В предлагаемом пособии содержатся практические рекомендации по работе методических объединений учителей-предметников, примерные положения методическо...полностью>>

С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. М.: Рюид, "Сашко", 2000. Предлагаемая читателю книга

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000.

Предлагаемая читателю книга представляет собой исследование проблем природы Конституции Российской Федерации на базе общего учения о конституции как политическом и правовом документе. В работе показаны особенности российских конституций от начала века до наших дней, конституционные реформы 90-х годов, сложности подготовки действующей Конституции Российской Федерации 1993 года. Значительное внимание уделено современным проблемам конституционной теории и практики. В качестве приложений в книге помещены текст Конституции РСФСР 1978 г. со всеми последующими изменениями и дополнениями (по главам и статьям), проекты Конституции, предлагавшиеся различными лицами и политическими течениями, библиография по вопросам конституции

Книга сориентирована на студентов юридических и иных общественно-политических учебных заведений, которые могут ее использовать в качестве учебного пособия, а также на депутатов, политических деятелей, государственных служащих и широкую читательскую аудиторию, проявляющую интерес к теории и практике Конституции России

Автор книги С.А. Авакьян - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

содержание

Предисловие 5

Глава 1. Основы учения о конституции 10

1.1. Общие положения 10

1.2. Функции конституции 13

1.2.1. Учредительная функция 13

1.2.2. Организаторская функция 16

1.2.3. Внешнеполитическая функция 17

1.2.4. Идеологическая функция 18

1.2.5. Юридическая функция 20

1.3. Предмет и пределы конституционного регулирования. Содержание и структура конституций 21

1.4. Основные черты конституции 40

1.4.1. Основополагающий характер 41

1.4.2. Народность 43

1.4.3. Реальность 45

1.4.4. Стабильность 46

1.5. Юридические свойства конституции 47

1.5.1. Конституция – основной закон государства 48

1.5.2. Юридическое верховенство 53

1.5.3. База текущего законодательства 54

1.5.4. Особый порядок принятия и изменения 56

Глава 2. Основные вехи конституционного развития России 61

2.1. Акты конституционного значения до октября 1917 г. 61

2.2. Конституционное оформление нового строя после октябрьской революции 1917 г. 73

2.3. Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г. 85

2.4. Конституция СССР 1936 г. Конституция РСФСР 1937 г. 95

2.5. Конституция СССР 1977 г. Конституция РСФСР 1978 г. 112

2.6. Конституционные реформы 1988-1992 гг. 133

2.6.1. Немного о предпосылках 133

2.6.2. Реформы 1988-1989 гг. 138

2.6.3. Реформы 1989-1990 гг. 145

2.6.4. Реформы 1991 г. 168

2.6.5. Реформы 1992 г. 179

2.6.6. Некоторые выводы и обобщения 191

Глава 3. Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 года 195

3.1. Вводные пояснения 195

3.2. Проект Конституционной комиссии 197

3.3. Некоторые альтернативные проекты 210

3.3.1. Проект рабочей группы под руководством С.М.Шахрая 211

3.3.2. Проект РДДР 217

3.3.3. Проект депутатов-коммунистов 225

3.4. Основные шаги процесса подготовки проекта Конституции в 1992-1993 гг. 230

3.4.1. Работа над проектом в 1992 г. - начале 1993 г. 230

3.4.2. Проект Президента РФ (май 1993 г.) 251

3.4.3. Борьба вокруг проектов. Конституционное совещание 261

3.4.4. Проект Конституционного совещания 274

3.4.5. Дальнейшее развитие событий. Вынесение проекта Конституции на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. 277

3.4.6. Основные особенности содержания Конституции 1993 г. 299

Глава 4. Современные проблемы Конституции Российской Федерации 314

4.1. Проблемы действия (реализации) Конституции 314

4.1.1. Прямое действие Конституции 314

4.1.2. Реализация Конституции на практике и в соотношении с текущим законодательством 317

4.1.3. Конституция РФ и конституции, уставы субъектов РФ: вопросы соотношения и реализации. Договорная практика и проблема действия Конституции РФ 327

4.1.4. Действие Конституции РФ и международные договоры 335

4.1.5. Вопросы толкования Конституции в связи с применением ее положений 337

4.2. Проблема авторитета и охраны Конституции 344

4.3. Изменение действующей и принятие новой Конституции: материальные и процессуальные аспекты 350

4.3.1. Нужно ли изменять Конституцию? 351

4.3.2. Поправки и пересмотр Конституции: некоторые проблемы 356

4.3.3. О способах принятия новой Конституции 370

4.4. Конституционализм 373

4.4.1. Конституционные идеи 375

4.4.2. Нормативно-правовой фундамент 376

4.4.3. Политический режим 377

4.4.4. Система защиты конституционного строя и конституции 379

Приложение. Библиография по вопросам Конституции 403

Общие вопросы учения о конституции. Принципы, функции и основные черты конституций 403

Способы принятия конституций 407

Конституционное регулирование 411

Конституция и другие правовые акты 413

Конституционный закон 414

История Конституции России, РСФСР, СССР и Российской Федерации 414

Конституционные реформы СССР и РСФСР 1988-1993 гг. 420

Действующая Конституция Российской Федерации 1993 года: сущность, потенциал, проблемы 421

Проблемы действия (в т.ч. прямого) и реализации конституции. Конституционные нормы 422

Проблемы изменения действующей и принятия новой Конституции РФ 426

Конституция Российской Федерации и международное право 428

Конституционализм, конституционность 429

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (общие вопросы, отдельные субъекты) 430

Предисловие

Россия XX века богата своей историей. Такие неординарные страницы, какие она имеет, вряд ли мы можем найти в истории других государств.

В социально-экономической сфере за это столетие проделаны виражи от частной собственности к приоритету общественной, особенно в форме государственной, собственности, а затем - к плюрализму форм собственности, когда вместе должны уживаться частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Соответственно менялись представления о форме руководства экономическими процессами - то директивное прямое государственное (аппаратное) правление с возобладанием государственного планирования, то идеи смешанной планово-рыночной экономики, то вновь прекраснодушное отношение к рыночным формам хозяйства и ограничение государства лишь регулятивными функциями, то требование усиления государственно-надзорных и контрольных функций, а если необходимо - использования методов опять-таки непосредственного государственного управления отдельными отраслями хозяйства.

Что уж тогда говорить о политических отношениях. Этот век Россия начинала при монархической форме правления, а продолжила при республиканской. Внутри них менялись политические режимы. Начало столетия знаменовалось расцветом политического плюрализма, созданием многочисленных политических партий. После социалистической революции в 1917 г. и ожесточенных столкновений противоборствующих сил проигравшие ушли с исторической арены, и начался довольно длительный период однопартийного общества и государства. С середины 90-х годов вновь возвращаются многопартийность, а вместе с этим и свобода проповедования различных политических воззрений.

Используются различные модели организации государственной власти. Начало века - первые шаги российского общегосударственного парламентаризма в виде Государственной думы (и как-то оставшегося в тени Государственного совета), использование земств как выборных органов населения. Затем - советский тип власти, построенный официально на верховенстве Советов как представительных органов сначала трудящихся, далее - всего народа, однако отрицавший парламентаризм как постоянную и специальную деятельность представительных органов, кроме того - сам ставший жертвой возобладавших над ним исполнительных органов и партийной элиты. И вот теперь вновь зачатки парламентаризма для общегосударственного уровня и субъектов РФ, а заодно введение модели местного самоуправления для районов, городов, волостей и отдельных поселков и сельских населенных пунктов. И при всем том как в прежние времена, так и в наше время - сильное, существенно бюрократизированное управление в лице федеральной и местной исполнительной власти.

В этом столетии Россия прошла через разные формы государственного устройства. При царе она была унитарным государством. При советской власти Россия провозглашена в январе 1918 г. федерацией, с 1922 года существовал Союз ССР, в 1991 г. он упразднен, и на территории бывшего когда-то единым государства возникло 15 новых государств - самостоятельных субъектов международного права. Россия развивается сегодня как федеративное государство, состоящее из республик (государств), национально-территориальных автономных единиц и территориальных образований.

Наконец, это столетие - время интенсивного формирования идеологии и политики отношения к индивиду. Россия прошла через многое: было и откровенное пренебрежение к личности; и внешне уважительное, но на самом деле иезуитское отношение к человеку - "винтику" государственной машины, получающему существующие блага не столько при лояльном отношении к системе, сколько при благосклонном отношении системы к тебе, причем система может изолировать тебя от общества не только при совершении тобой преступления, но и при обнаружении твоих "вредных" взглядов. Сегодня Россия поднялась до самого прогрессивного начала в отношении к личности - признания ее приоритета в государстве. Причем для каждого времени были характерны свои парадоксы: не ценя достоинство отдельной личности, авторитарная власть немало создавала материальных благ, которыми пользовался индивид. Нынешняя власть высоко ценит свободу, права человека и гражданина, однако позволяет расти все большей и большей пропасти между относительно небольшой частью благоденствующих и миллионами едва сводящих концы с концами граждан.

Надо ли долго доказывать читателю, что радикальные события, происходящие в любой стране, непременно отражаются в ее основных законах. Не составляет исключения и Россия. В этом веке она пошла по пути многих стран и для закрепления важнейших социально-экономических и общественно-политических отношений прибегает к документу, именуемому конституцией. Сегодня можно уже утверждать, что в XX веке Россия имеет и свою конституционную историю, если под ней подразумевать принятие на соответствующих этапах конституции, оформляющей очередную веху в развитии страны. Ее изучение представляет и познавательный, и теоретический интерес.

С появлением конституций непременно возникает и учение об этом документе. В нем переплетаются различные политические взгляды, а также юридические подходы. Ведь приходится ответить на целый ворох вопросов: в чем сущность конституции, каковы ее предмет, содержание, какими методами осуществляется конституционное регулирование общественных отношений, до каких пределов (объемов). Естественно, и обращение к этим вопросам имеет важное значение.

Наконец, у России есть действующая Конституция - она принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года. С немалым скрипом, но она действует. Отсюда также целая гамма проблем: как соответствует Конституция реальным общественным отношениям, в чем трудности применения норм Конституции, какую перспективу она имеет и т.д.

Все это и обусловило появление данной книги. Автор прекрасно понимает, что дать ответы на все вопросы в одной работе невозможно. Да и не было такого замаха. Просто есть тысячи студентов - юристов, политологов и др., которые должны профессионально обращаться к данным проблемам. Есть депутаты, политические деятели, работники органов государственной власти и местного самоуправления, которым так или иначе приходится думать об эффективности конституционных правил. Есть просто любознательные люди. Задача данной книги - хотя бы в небольшой мере помочь читателю в понимании роли конституций в обществе и государстве, особенностей российских конституций различного периода, специфики появления действующей Конституции РФ, проблем ее применения.

Кроме того, изучение современного конституционного развития Российской Федерации будет более полноценным, если читатель обратится к официальным текстам Основного Закона РФ, а также проектам конституций, которые подготавливались и представлялись на суд общественности различными политическими силами и деятелями.

С публикацией проектов Конституции РФ нам не очень-то везло. По существу появилось лишь одно ценное издание. В 1993 г. РАУ-Корпорация издала 2-томный сборник "Конституция Российской Федерации (альтернативные проекты)". Однако тираж сборника был всего 500 экземпляров, он не был доступен читателям, в том числе и студентам, на момент издания, не говоря уж о последующих годах.

Отметим одновременно, что проектов появлялось довольно много, и не все они одинаково интересны, равны по качеству. К тому же одни проекты остались концептуальными документами их составителей и не более того. А вот другие так или иначе повлияли на борьбу вокруг Конституции и в чем-то нашли отражение в окончательном тексте.

С учетом этого, а также принимая во внимание ограниченные объемы данного издания, мы помещаем в Приложении лишь несколько проектов. При этом исходным является то обстоятельство, что проект дает представление об оригинальном развитии конституционной мысли. Кроме того, автору - как профессору юридического факультета МГУ - известен интерес студентов именно к приводимым текстам.

Доктор юридических наук, профессор С.А.Авакьян

Глава 1. Основы учения о конституции

1.1. Общие положения

Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

По форме конституция - всегда документ государства, т.е. это правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа (об этом мы поговорим подробнее чуть позже), имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую силу; т.е. конституция стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. А по сути и содержанию конституция - конечно, документ и общества, и государства. Иначе говоря, конституция - политический документ. Главные вопросы ее содержания - о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.

Принятие конституций обусловлено факторами социально-экономического и политического характера. Конституции прежде всего отражают, какие формы собственности и организации экономической деятельности существуют в данном обществе и какое отношение к ним имеют граждане. Конституции закрепляют основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. Они фиксируют возможную систему власти в данной стране, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления населения.

При характеристике сущности конституций и причин их появления возможно доминирование двух подходов, которые можно назвать классово-политическим и рационалистическим (при очевидной условности этих терминов).

Суть классово-политического подхода состоит в том, что конституции, закрепляя названные выше группы общественных отношений (по предмету конституционного регулирования в данном случае спора нет), выражают соотношение сил в обществе, поделенном на классы. Ф.Лассаль, которого традиционно цитируют в этой связи, говорил: "Конституция является действительным отношением общественных сил страны"*(1). Наиболее ярким на этот счет является высказывание В.И.Ленина: "Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе"*(2). Можно, конечно, спорить с понятием "классы", но нельзя отрицать очевидный факт: в обществе есть различные "слои", "силы", "группы", порой отнюдь не дружественные, а зачастую и открыто противоборствующие; можно не применять понятия "классовая борьба", но что сама борьба существует - факт очевидный. А что она особенно обостряется в связи с принятием конституций, вокруг этого факта, - можно судить не только по своему историческому опыту и примерам из зарубежной практики, но и по событиям вокруг последней Конституции РФ.

Сторонники рационалистического подхода не отрицают социально-политических факторов в появлении конституций, но и не абсолютизируют их. По их мнению, на первом плане находится служебная роль конституции как позитивного документа, закрепляющего государственную организацию и основы статуса личности, упорядочивающего общественные отношения и содействующего их движению вперед. Здесь на первом плане - роль конституции как юридического документа, основного закона государства.

Думается, есть основания учитывать оба подхода при характеристике причин появления и сущности конституций.

С одной стороны, абсолютно очевидно, что зачастую именно общественные катаклизмы, борьба различных сил за власть и итоги этой борьбы имеют в качестве одного из главнейших результатов появление новой конституции. Называть ли это "классовой борьбой" или "борьбой социальных сил" - пусть остается на усмотрение каждого исследователя и читателя. Ясно лишь то, что можно обойтись без вооруженного либо физического столкновения, но без борьбы идей не обходятся даже внутренне достаточно стабильные общества. Вместе с тем это может быть борьба не тех, кто занимает неодинаковые ступени в социальном раскладе сил (например, имущих и неимущих), а тех, кто принадлежит к одному слою, но по-разному видит будущее общества. Порой нет налицо и какого-то ярко выраженного противостояния - например, если общество плавно вступает в очередной этап своего развития, для чего и нужна новая конституция.

С другой стороны, конечно, никак нельзя отрицать конструктивистскую роль конституций. Ведь с появлением основного закона новые отношения, сложившиеся или складывающиеся в обществе, получают фундаментальную государственно-правовую основу. И конституция действительно дает начало новому общественно-политическому укладу жизни, становится обязательной, в том числе и для тех, кто сопротивлялся ее появлению. В соответствии с нею создаются и начинают действовать государственные органы, появляются развивающие конституцию законодательные акты, складывается запрограммированный ею политический режим.

1.2. Функции конституции

С учетом сказанного выше можно охарактеризовать основные функции конституций. При этом следует учитывать, что функции конституции - различные проявления ее назначения. Они отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства. Любой конституции - независимо от социальной системы - свойственны следующие функции: учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая.

1.2.1. Учредительная функция

Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово "учредительная" надо понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.

Сказанное убедительно подтверждает опыт собственной истории. Каждая конституция знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию, естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть.

Так, учредительная функция Конституции РСФСР 1918 г., первых конституций других советских республик состояла в оформлении завоеваний социалистической революции и прежде всего перехода политической власти - по терминологии того времени - в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства. В ст. 9 Конституции РСФСР было записано, что ее основная задача заключается "в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма...".

С учетом результатов в строительстве социализма, его экономических основ, в борьбе с противниками как системы в целом, так и того образа социализма, который создавался в стране, учреждения новых советских государств (образование и развитие СССР и союзных республик), их государственных органов далее появлялись соответствующие союзные и республиканские конституции, в целом исходившие из принадлежности власти (диктатуры) рабочему классу и трудящемуся крестьянству. Как будет показано далее, для этих конституций, в том числе Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г., характерно разительное несоответствие многих учреждаемых конституционно-правовых институтов и политической действительности. Конституции провозглашали власть трудящихся, демократические права и свободы граждан, хотя именно во время появления этих основных законов в стране творились массовое беззаконие и произвол.

И все-таки с формально-правовой стороны и эти Конституции выполняли учредительную функцию: например, фиксируя создание экономического фундамента нового строя в виде системы хозяйства, основанной на ставшей господствующей государственной собственности и примыкавшей к ней кооперативно-колхозной собственности, вводя всеобщее избирательное право, заменяя Съезды Советов непосредственно избираемыми народом Советами депутатов трудящихся, учреждая вместо Съезда Советов СССР и ЦИК СССР новый высший орган государственной власти Союза - Верховный Совет СССР, и т.д.

Учредительную функцию выполняла и Конституция СССР 1977 г., а также построенная в полном соответствии с нею Конституция РСФСР 1978 г. Напомним, что руководство стоявшей в то время у власти Коммунистической партии интенсивно стимулировало исследования по теории власти при социализме. Называть ее "диктатурой рабочих и крестьян" становилось бессмысленно, поскольку уже не было объекта, в отношении которого ранее считали диктатуру необходимой (т.е. врагов или противников строя), да и общество все более консолидировалось - трудящимися были все, особых различий между рабочими, крестьянами и интеллигенцией не было. В итоге родилась теория зрелого, или развитого, социализма. Не вдаваясь в обсуждение вопроса о том, насколько удачна была сама эта теория, - жизнь все расставила на места - отметим родившееся конструктивное воззрение на суть власти. Ее должны осуществлять все слои общества, т.е. рабочие, крестьяне и интеллигенция; государство, следовательно, становится общенародным, а общество образует целостный, не раздираемый внутренними противоречиями организм, единую политическую систему.

В итоге, Конституция СССР 1977 г. сыграла исключительно важную роль в постепенном движении нашей страны в сторону реального народовластия, демократии. Как учредительный документ она юридически закрепила природу Советского государства как общенародного, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны, расширение социальной основы СССР как нерушимого союза всех указанных слоев общества, преобразование органов государственной власти в Советы народных депутатов, рост экономики и превращение ее в единый народнохозяйственный комплекс страны, объединение усилий всех государственных и общественных организаций в рамках политической системы советского общества, в котором руководящей силой является КПСС.

Безусловно, учредительный характер свойствен и Конституции РФ 1993 г., причем в целом и несмотря на то, что ряд включенных в нее конституционных институтов появился ранее, благодаря изменениям и дополнениям предшествующей Конституции РФ 1978 г., неоднократно реформировавшейся (см. об этом ниже). Говоря обобщенно, учредительная роль данного Основного Закона состоит в полном и окончательном оформлении отказа России от социалистического пути развития и ее перехода на рельсы: в политике - к общедемократическим институтам и политическому плюрализму, в экономике - к многообразию форм собственности, включая и частную (т.е. собственности отдельных граждан на средства производства, природные ресурсы, а не только на предметы потребления и обихода), свободной экономической деятельности (предпринимательству) и рыночному хозяйству. Кроме того, учредительная роль данной Конституции заключается и в том, что она закрепила новое соотношение властей на уровне Федерации (за счет резкого увеличения роли Президента РФ), разграничение полномочий между РФ и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления в РФ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. П. Огарева юридический факультет экологическое право учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экологическое право» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для студентов всех форм обучения по специальности «Юриспруденция».
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) "Юриспруденция".
  3. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 351200 Налоги и налогообложение

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Налоги и налогообложение». Он включает в себя программу курса, планы семинарских и практических занятий, задания
  4. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 Юриспруденция очной и заочной форм обучения (1)

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция». Он включает в себя программу курса, планы семинарских и практических занятий, задания для выполнения

Другие похожие документы..