Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
Уголовной ответственности в Российской Федерации подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста (часть 1 ста...полностью>>
'Рассказ'
Вы увидите город с обзорной площадки. Холм Большого Будды, где сможете повязать амулет у монаха. Услышите рассказы о некоторых традициях буддизма, о п...полностью>>
'Документ'
Відповідно до листів обласного державного еколого-натуралістичного центру учнівської молоді від 06.10.2008 р.№45, від 21.01.2009 р. №06, від 13.03.20...полностью>>
'Информационный бюллетень'
11.00 Акция Фонда ООН, приуроченная к рождению 7-миллиардного жителя планеты (ул. Орджоникидзе, 47 - родильный дом № 9). Подробности - в разделе Коми...полностью>>

Войны

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

24

Фотограф Великой Отечественной Войны

содержание

1. биография роберта диамента 4

2. фотографии художника 10

заключение 22

список литературы 24

введение

Фотограф Великой Отечественной Войны, биография и работы которого рассматриваются в рамках данной работы, – участник боевых действий на Северном флоте в Великой Отечественной войне. Данная работа призвана расказать о творческом пути фотографа Роберта Диамента. Фотографии были отсняты фотоаппаратом Leica на Северном флоте в Великой Отечественной войне, где Р. Диамент служил начальником фотобюро Политуправления Северного Флота. По долгу службы он вместе с летчиками-торпедоносцами совершал боевые вылеты, ходил с подводниками в походы, с катерниками на задания, сопровождал союзные конвои, ходил в атаки с морской пехотой Северного флота.

1. биография роберта диамента

В ряду тех, кто прошел Великую Отечественную войну «с «лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом», почетное место занимает фотожурналист Роберт Диамент. В отличие от многих своих коллег, погибших на фронтах, или тех, которым поэт-фронтовик Семен Гудзенко посвятил провидческие строки: «Мы не от старости умрем, от старых ран умрем», Р. Диамент прошел все назначенные ему дороги войны, прожил активную, насыщенную жизнь и ушел из нее в преклонном возрасте. Пули и осколки снарядов пролетели мимо. Но все же войне удалось его зацепить. Он фотографировал момент залпа главного калибра на одном из самых мощных кораблей Северного флота, и когда все, кто был на палубе, закрывали уши двумя руками, чтобы уберечь барабанные перепонки, смог прикрыть только левое ухо. В правой руке была «лейка», указательный палец нажимал на спуск. Результат печальный — контузия. Барабанная перепонка не выдержала, и всю оставшуюся жизнь фотолетописец Северного военно-морского флота старался повернуться к собеседнику левым ухом, а в пожилом возрасте уже не мог обойтись без слухового аппарата. Этот эпизод, разумеется, был не единственным в своем роде в военной биографии фотомастера — участника и свидетеля многих и многих смертельно опасных ситуаций. Он снимал и на воде, и под водой и в небе северных рубежей Отечества.

О военных приключениях его известных коллег — Виктора Тёмина, Якова Халипа, Евгения Халдея, Марка Редькина и многих других военных фотокорреспондентов, работавших на других фронтах, — и по сей день ходят легенды. Роберту Диаменту были чужды бравада, демонстрация своей «удали», бесшабашность, напротив, он был скромным, интеллигентным человеком, не отличался «пробивной силой». Поэтому, возможно, ему было труднее, чем некоторым другим. И только его снимки, могли рассказать, в каком пекле, в каких переделках побывал корреспондент, чтобы запечатлеть эти события. Но тем большее уважение вызывает храбрость не напоказ, готовность к самопожертвованию и в то же время предельная деликатность и воспитанность представителя этой во всех отношениях рисковой профессии.

Рис. 1 – Фотопортрет Р. Диамента1

Рис. 22

Много лет спустя после окончания Великой Отечественной войны Роберт Диамент в интервью, опубликованном на страницах журнала «Советское фото», кратко сообщил о характере своей работы в годы воины: «Мне было поручено освещать боевые действия Северного флота, приходилось снимать и на суше, и на море, и в воздухе, летал с торпедоносцами на перехват вражеских караванов»1.

Но вот как характеризует в своих воспоминаниях Р. Диамента в годы войны начальник Политуправления Северного флота, генерал-майор Н.А. Торик: «Шторма, снежные заряды, полярная ночь, опасные боевые походы кораблей, подводных лодок, вылазки разведчиков в тылы врага — его ни на минуту не смущали. Возвращаясь из похода с ворохом фотоснимков, обработав их, он без отдыха спешил с новыми заряженными кассетами в штаб флота на «разведку», чтобы не опоздать к началу наиболее «жарких» боевых событий — походов, вылетов…».

Р. Диамент до конца своих дней оставался патриотом Северного флота. В памятные для нашего народа дни его как бывшего фронтовика и фотокорреспондента нередко просили выступить в различных учреждениях, часто перед школьниками. И всякий раз в музеи, комнаты боевой славы привозил он массу новых материалов из своего богатейшего архива фотоснимков военных лет2.

Такова в кратком изложении военная биография Роберта Диамента, чьи уникальные по содержанию и мастерству исполнения снимки вошли в «Антологию советской фотографии», были представлены на многочисленных выставочных экспозициях, в изданиях, посвященных истории Великой Отечественной войны. Но, как всегда бывает, многие и многие фотокадры с годами обретают новую жизнь, смотрятся по-иному, открывают иные параметры авторского мастерства, иные страницы творческой биографии фотолетописца.

Вот почему такой очевидный интерес вызывают в наши дни снимки классиков отечественной фотографии, до сей поры не ставшие широко известными, узнаваемыми, хрестоматийными. И когда это случается, в первую очередь возникает желание сказать спасибо наследникам известных фотографов, архивным работникам, сумевшим сберечь и подарить нам, зрителям, некие авторские откровения прошлого, еще и еще раз убедиться в могучей силе и достоинствах документальной фотографии.

Рис. 31

Именно таким откровением становятся снимки, созданные Робертом Диаментом в годы войны. Их автор сумел уловить главное, интересное, специфическое для той эпохи, опрокинуть нас, зрителей, в прошлое, дать нам возможность увидеть это прошлое как бы глазами наших отцов и дедов, но понять и оценить с позиций сегодняшних. За эту уникальную возможность мы должны благодарить сына фотомастера, Леонида Рафаиловича Диамента, взявшего на себя нелегкий труд сохранить, систематизировать, прокомментировать, донести до зрителей и читателей наследие отца.

Ниже изложены некоторые эпизоды репортерской жизни, соблюдая некую хронологическую последовательность.

Киевский паренек, рождения 1907 года, работавший электриком, увлекся фотографией, попробовал свои творческие силы в газете «Молодой пролетарий» и в 1934 году стал фотокорреспондентом газеты «Висти ЦИК УССР». Через три года — уже Москва, Арбат, центральные газеты и журналы, а затем Всесоюзные и зарубежные выставки.

Чтобы напомнить, кто же были учителя и коллеги Роберта Диамента, достаточно назвать хорошо знакомые фамилии классиков советского фоторепортажа той эпохи: Б. Игнатович, Д. Дебабов и Г.Зельма, И.Шагин и Г. Петрусов, М. Альперт и А. Шайхет. Список можно было бы продолжить, но и этого перечня фамилий достаточно, чтобы понять, с кем рука об руку трудился Р. Диамент и почему его работы так волнуют не только знатоков истории нашей фотографии, но и всех, кто с интересом обращает свой взор к прошлому страны.

Рис. 4 - Фотопортрет матроса-десантника Григория Пашкова1

Серьезная школа тридцатых годов дала себя знать и в годы военные. Достаточно обратить внимание на композиционные особенности снимков, запечатлевших орудийный залп с борта корабля, полет самолетов над морскими просторами, подвоз торпед к торпедоносцам, стволы огромных корабельных орудий, устремленные как бы напрямую в объектив репортерской «лейки».

Р. Диамент создал обобщенный образ моряка, участника Великой Отечественной, — это фотопортрет матроса-десантника Григория Пашкова, сделанный на полуострове Рыбачий в 1942 г., один из наиболее впечатляющих снимков, обретший хрестоматийный характер. Двумя годами позже, в 1944-м, уже будучи начальником фотобюро Политуправления Северного флота, но продолжая активно работать как фотокорреспондент, Р. Диамент принял участие в походе в Англию, откуда в Мурманск были доставлены по ленд-лизу английские и американские корабли и военное снаряжение. В октябре того же года он участвовал в Петсамо-Киркенесской операции освобождения Советского Заполярья и Северной Норвегии.

Заслуги военного фотокорреспондента были отмечены двумя орденами Красной звезды, медалями.

Жанровые ситуации, избранные фотокорреспондентом, почти всегда оптимистичны. Но, пожалуй, не это главное. Основное их достоинство — уровень авторского мастерства. Оптимизм этот оправдан, поскольку он искренен, он от души — широкой души талантливого и доброжелательного фотомастера, каким был Роберт (Иосиф-Рафаил Львович) Диамент.

2. фотографии художника

Рис. 5 - Герой Советского Союза капитан 3-го ранга Григорий Иванович Щедрин и рулевой-сигнальщик Дмитрий Степанович Подковырин. 1943 г.1

Рис. 6 - Экипаж ордена Красного Знамени подводной лодки «С-56» в марте 1945 г. после преобразования ее 23 февраля 1945 г. в гвардейскую. 1945 г.1

Рис. 7 - Расчет зенитного автомата 70К (37 мм) Лидера «Баку». 1943 г.1

Рис. 8 - Краснознаменный тральщик «Т-110» в ледяном поле. 1943 г.1

Рис. 9 - Cамолет-дымзавесчик ставит дымовую завесу вдоль каравана. 1943 г.1

Рис. 10 - Заправка «Яка» на аэродроме в Ваенге. 1942 г.2

Рис. 11 - «Смерть немецким оккупантам». 1943 г. Провожая отважных соколов в боевой полет, друзья по оружию чертят напутственные слова на торпедах: «Смерть немецким оккупантам»1

Рис. 12 - Странный груз. 1942 г.1

Рис. 13 - Вклад «вездеходов» Заполярья в Победу над фашистскими ордами1

Рис. 14 - Торпедоносец ДБ-3ф над Кольским полуостровом2

Рис. 15 - Возвращение летающей лодки МБР-2 старшего лейтенанта П.П. Марьенкова с задания. 1943 г.1

Рис. 16 - Подготовка к вылету американских гидросамолетов «Кингфишер» OS2U, установленных на катапультах крейсера «Milwaukee». 1944 г.2

Рис. 17 - В тумане. 1944 г.1

Рис. 18 - Общее построение советского и английского экипажей во время спуска английского и подъема советского военно-морского флага при передачи линкора «Royal Soverin» – «Архангельск» (панорама из трех снимков). 1944 г.2

Рис. 19 - Английские авианосцы в охране линкора «Архангельск». 1944 г.1

Рис. 20 - Скорее сменить позицию после выстрела стремится снайпер-дагестанец Мамед-Али Абасов, уничтоживший более 184 оккупантов. 1943 г.2

Рис. 21 - 12-я Краснознаменная бригада морской пехоты на марше через хребет Муста-Тунтури к Норвегии. 1944 г.1

заключение

Фотохудожник Диамент Иосиф-Рафаил Львович (Роберт Львович) (1907-1987) родился в Киеве. Первая фотография была опубликована в 1926 г. С 1934 г. - фоторепортер центральной газеты Украины «Висти ЦИК УССР». Тремя годами позже переезжает в Москву, где публикуется в центральной прессе, участвует во всесоюзных и зарубежных фотовыставках. Первые публикации в зарубежной печати относятся к 1939 г. Его знаменитые работы этого периода: «Парад физкультурников в Киеве», портрет летчика М.М. Громова и др. вошли в мировой фонд художественной фотографии. Большая серия жанровых работ рассказывает о довоенной жизни Украины, Средней Азии, Москвы.

В начале Великой Отечественной войны, будучи уже известным и признанным мастером, Р. Диамент был направлен на Северный флот в качестве фотокорреспондента и вскоре был назначен начальником фотобюро Политуправления флота. Ему было выдано «Разрешительное удостоверение», дававшее право самостоятельно выбирать темы съемок и осуществлять их по своему усмотрению. Пользуясь этим правом, он, имея при себе только фотоаппарат, уговаривал командиров самолетов-торпедоносцев, подводных лодок, катеров, отрядов морской пехоты брать его на операции. На кораблях ходил на сопровождение морских конвоев, доставлявших стратегические грузы по ленд-лизу из английских портов.

В мае-июле 1944 г. участвовал в походе в Англию в составе отряда кораблей, выполнявших специальное задание правительства по проводке в Мурманск английских и американских боевых кораблей, полученных в счет репараций Италии для пополнения Северного флота. На уникальных фотографиях, сделанных в Мурманске и в походе, запечатлены эпизоды подготовки передаваемых нам американских и английских кораблей и подводных лодок, бытовые сцены встреч наших моряков с американцами и англичанами на берегу и на кораблях, американский крейсер «Мурманск» («Milwaukee») с гидросамолетами на борту, английские корабли - линкор «Архангельск» («Royal Soverin»), эсминцы, подводные лодки, профессиональные контакты медиков стран-союзников, встречи английских летчиков на аэродромах Заполярья с северными оленями, картины торжественной передачи кораблей и концерт художественной самодеятельности ансамбля шотландских кадетов и советских моряков. На переходе в Мурманск, когда конвой 9 раз был атакован субмаринами, им с вершины мачты линкора была сделана уникальная 12-кадровая панорама конвоя — единственная столь масштабная композиция, сфотографированная в боевых условиях. За активное участие в этой операции его наградили орденом Красной Звезды, второй такой же орден он получил за участие в октябрьских боях 1944 г. по освобождению Петсамо (Северная Норвегия).

Им зафиксированы Летние и Зимние Спартакиады, Театр Северного флота и выступления артистов бригад Москонцерта.

Судьба хранила отважного корреспондента, и сегодня в экспозициях фотовыставок, в книгах, журналах мы видим плоды его ратного труда. Даже бывшие противники во Второй мировой войне отмечали, что в его военной фотолетописи отсутствуют ненависть, кровь и смерть.

Серия его послевоенных работ вошла в историю советской и международной фотографии. Роберт Диамент стоял у истоков цветной фотографии в СССР. Камера фотохудожника фиксировала атмосферу всеобщего ликования и праздника людей разных стран в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г. Широко известны его портреты Ю. Гагарина, А. Райкина, С. Образцова, С. Маршака и многих других знаменитых деятелей прошлого века, жанровые сцены. Постоянный участник и дипломант Всесоюзных и зарубежных фотовыставок и альбомов он сумел зафиксировать характерные черты своего времени, по которым мы сегодня создаем свое представление об эпохе 1920-1980-х гг. Его творчество стало образцом для нового поколения фотомастеров.

список литературы

  1. ФОТОВЫСТАВКА.RU // /.

  2. «Главный калибр» Роберта Диамента // Роберт Диамент. - .

  3. Фотоальбом «Северный флот в боях за Родину» // Автор-составитель Л.Р. Диамент. — М., 2005.— 120 с.

  4. Фотоальбом «Роберт Диамент. 100» // Автор-составитель Л.Р. Диамент. — М.: ИД «Открытое Решение», 2007. — 152 с.

1 Роберт Диамент. - .

2 Там же.

1 Фотоальбом «Северный флот в боях за Родину» // Автор-составитель Л.Р. Диамент. — М., 2005. – С. 5.

2 Фотоальбом «Роберт Диамент. 100» // Автор-составитель Л.Р. Диамент. — М.: ИД «Открытое Решение», 2007. — С. 7.

1 Роберт Диамент. - .

1 Роберт Диамент. - .

1 Роберт Диамент. - .

1 Роберт Диамент. - .

1 Роберт Диамент. - .

1 Там же.

1 Роберт Диамент. - .

2 Роберт Диамент. - .

1 Там же.

1 Роберт Диамент. - .

1 Роберт Диамент. - .

2 Там же.

1 Роберт Диамент. - .

2 Роберт Диамент. - .

1 Там же.

2 Там же.

1 Роберт Диамент. - .

2 Роберт Диамент. - .

1 Там же.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Война на Балканах Ф. М. Достоевский. Из «Дневника писателя» 1876-1877 годы Предлежащие страницы Ф. М. Достоевского читаешь, то и дело забывая, что они написаны не вчера, а больше чем 120 лет назад

    Документ
    Предлежащие страницы Ф. М. Достоевского читаешь, то и дело забывая, что они написаны не вчера, а больше чем 120 лет назад. Не только наши чувства, наша боль, наша надежда (иногда сквозь безнадежность положения), но и сама ситуация,
  2. Война по законам подлости

    Закон
    Возможно, у некоторых читателей после прочтения этой книги появится желание "бить жидов, спасать Россию". Мы предупреждаем, что книга, ни в какой степени не задумана как труд, направленный против еврейской нации.
  3. Война во вьетнаме и ее отражение в американском кинематографе

    Документ
    Крупнейший вооруженный конфликт, в котором приняли участие США после 1945 г., - война во Вьетнаме (1964-1973 гг.), - имела колоссальное по своим масштабам воздействие на американское общество.
  4. Войны ХХ века и их жертвы /тысяч человек

    Документ
    НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ВОССТАНИЕ В АНГОЛЕ 190 -1904 Погибло 09 1 .ЗАВОЕВАНИЕ НИДЕРЛАНДАМИ ВНУТРЕННЕГО КАЛИМАНТАНА 190 -190 Погибло 10 13.
  5. «ВОЙНА И МИР» ЛЬВА ТОЛСТОГО

    Документ
    В 1855 году появилось объявление об издании «Полярной звезды». Им обложке книги в круге восходящего солнца были изображены пять портретов казненных декабристов; под портретами топор и подписано: «25 июля 1826 года».
  6. «война – страшнее нету слова …»

    Документ
    Библиотекарь: Сегодня мы поговорим о войне. Так исторически сложилось, что наш народ видел и был участником не одной войны. Сегодня трудно найти семью, которую не коснулась бы война: Вторая мировая или афганская.

Другие похожие документы..