Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
роли лени рифеншталь реж.арнольд фанк и г.в.пабст Простая история Бертолуччи Андрей Тарковский ускользающая красота иваново детство осажденные андрей ...полностью>>
'Программа'
Социологи должен знать: основы социально-экономической статистики; статистики населения и трудовых ресурсов; статистики национального богатства, произ...полностью>>
'Документ'
«Большая советская энциклопедия» дает Д.М. следующее определение: «Духовная музыка – это музыка, содержащая текст религиозного характера и предназнач...полностью>>
'Документ'
Програма охорони довкілля та раціонального природокористування міста Южноукраїнська на 2011-2015 роки (далі – Програма) розроблена відповідно до вимо...полностью>>

Ериалы по результатам реализации первого года проекта ««Одаренному ребенку одаренный педагог» окружного сетевого сообщества педагогов «Виртуальная мастерская»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент образования города Москвы

Северное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение Методический центр

Структурное подразделение по сопровождению деятельности педагогов,

работающих с одаренными детьми

Фестиваль педагогического творчества

«Одаренному ребенку - одаренный педагог»:

выявление и поддержка талантливых педагогов Северного округа

Москва 2010

Составители:

Суходимцева А.П., руководитель структурного подразделения по сопровождению деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми ГОУ МЦ СУО

Гордон М.М., методист структурного подразделения по сопровождению деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми ГОУ МЦ СУО

Степанова Н.В., заместитель директора ГОУ ЦО №1296 САО, руководитель проектной группы Фестиваля «Одаренному ребенку – одаренный педагог»

Е.Ю. Зеленина, учитель мировой художественной культуры ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159 САО, участник проектной группы Фестиваля «Одаренному ребенку – одаренный педагог»

В сборнике представлены материалы по результатам реализации первого года проекта ««Одаренному ребенку – одаренный педагог» окружного сетевого сообщества педагогов «Виртуальная мастерская». Проект направлен на выявление талантливых педагогов в сфере работы с одаренными детьми и повышение статуса педагогов, работающих в данном направлении. Материалы сборника отражают успешный опыт, а также инициативы педагогов округа в создании условий для развития одаренности детей.

Настоящий сборник адресуется в первую очередь педагогом, готовым включиться в разработку образовательных программ для одаренных детей, а также администрации образовательных учреждений, психологам, специалистам школ округа, учащимся, родителям, представителям общественности и другим лицам, заинтересованным в данной тематике

2010г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Профессиональная компетентность педагогов - ключевой фактор решения задач «Нашей новой школы» в области выявления и сопровождения развития одаренности детей

Суходимцева А. П., руководитель структурного подразделения ГОУ МЦ СУО 5

Окружной фестиваль педагогического творчества «Одаренному ребенку – одаренный педагог» как эффективная форма развития профессиональной компетентности педагогов

Степанова Н.В., заместитель директора ГОУ ЦО №1296,

руководитель проектной группы

педагогического Фестиваля «Одаренному ребенку – одаренный педагог» 8

Раздел 1

Одаренный педагог. Какой он?

Особенности эссе. Своеобразие жанра

Кельганова И.Ю., учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО №1409 12

Выдержки из эссе «Одаренный педагог. Какой он?»

участников первого этапа Фестиваля, …………………………………………………………16

Раздел 2

«Портфолио» как эффективная технология развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми

Технология создания «Портфолио» учителя как необходимого условия участия

во втором этапе Фестиваля «Одарённому ребёнку – одарённый педагог»

Е.М. Рыбак, педагог-психолог, учитель начальных классов ГОУ ЦО №1409,

аспирант МГПУ, участник «Виртуальной мастерской»,

организатор Фестиваля «Одаренному ребенку – одаренный педагог» 98

Организация работы по созданию «Потрфолио» учителя

Степанова Наталья Владимировна,

заместитель директора ГОУ ЦО №1296 102

РАЗДЕЛ 3 «Ты нужен России»

Из практики педагогов, работающих с одаренными детьми, участников

Фестиваля «Одарённому ребёнку – одарённый педагог»

Работа по самоуправлению в начальной школе. Креативное движение

Легенькая И.В., учитель начальных классов

ГОУ Центра образования № 1601 107

Программа курса «Основы информационной культуры»

Степанова Наталья Владимировна,

заместитель директора ГОУ г. Москвы ЦО №1296 110

Инновационные технологии в преподавании

мировой художественной культуры. Культурные дневники.

Е.Ю. Зеленина, учителя мировой художественной культуры учителя

ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159 САО г. Москвы 144

Билингвальное преподавание на уроке иностранного языка

контексте работы с одаренными детьми)

В.К. Черкасова, учитель английского языка ГОУ КШИ №10 «Московский кадетский корпус милиции» 116

Взаимодействие семьи и школы в контексте одаренности

Е.М. Рыбак, педагог-психолог, учитель начальных классов

ГОУ ЦО №1409, аспирант МГПУ,

участник «Виртуальной мастерской» НМЦ САО г. Москвы,

организатор Фестиваля «Одаренному ребенку – одаренный педагог»116 121

Интегративно – тематический подход к образовательному процессу одаренных школьников

Куликова М.Ю.,учитель-дефектолог,

русского языка и литературыГОУ СОШ № 185 …………………….134

Программа развития детей средствами скульптуры

Д.В. Куликова, педагог дополнительного образования

ГОУ Центр творчества детей и юношества «Сокол 139

Профессиональная компетентность педагогов - ключевой фактор решения задач «Нашей новой школы» в области выявления и сопровождения развития одаренности детей

Суходимцева А. П.,

руководитель структурного подразделения ГОУ МЦ СУО

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей – одно из пяти направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

Ключевым условием решения этой задачи является высокий уровень профессиональной компетентности специалистов образования, который предполагает индивидуальный подход, развитие творческих способностей детей, умение эффективно выстраивать педагогический процесс в постоянно меняющейся образовательной практике и др.

Согласно Рабочей концепции одаренности (2003г.), творчество определяется как развитие деятельности по инициативе самого ребенка, как «выход за пределы заданных требований». Помогая одаренным школьникам наиболее полно выразить себя, педагог решает множество задач. К числу наиболее существенных следует отнести противоречие между развитием творчества и технологизацией процессов обучения и воспитания, между контролем образовательного процесса и предоставления свободы школьникам. Вариант выхода из создавшейся ситуации – это использование в педагогической практике особых приемов организации деятельности и принципов её усовершенствования. На наш взгляд наиболее оптимальное и эффективное средство для решения поставленной задачи в условиях школьной образовательной практики – это проектная деятельность. Это объясняется тем, что сама эта технология имеет скрытый большой педагогический потенциал (Д.Б. Богоявленсвкая).

Несмотря на различные толкования проектной деятельности, все исследователи отмечают её творческий преобразующий характер. Включаясь в проект, человек любого возраста получает возможность, по-другому взглядывая на мир, проявить поисковую активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. У него начинают развиваться творческое (продуктивное) воображение и критическое мышление. Кроме того, участникам проекта требуются воля и упорство, самостоятельность и ответственность, самодисциплина, наличие коммуникативной культуры, способность к рефлексии. Без этого затруднительно последовательно пройти шаги, которые предусматривает логика проектирования (Д.Б. Богоявленская)

Этим объясняется широко используемый педагогами метод проектов.

Однако в данной статье речь идет не о методе проектов, а проектировании как продуктивном типе деятельности, которая разбивается на отдельные завершенные циклы, называемые проектами. При этом цели формируются в процессе самой деятельности благодаря активности, инициативности человека, коллектива. Обычно в жизненном цикле проекта разделяют фазу проектирования, технологическую фазу и рефлексивную фазу (по А.М. Новикову). Обязательным признаком проекта является определенное представление о его продукте. Так, на практике и в детских работах, и в работах педагогов чаще всего результатом является «идеально» задуманный заранее разработанный жесткий конструкт. Например, результатом реализации проекта «Программа развития школы» станет смена статуса общеобразовательной школы на центр образования. Критерием реализации проекта будет то, что школа получила новый статус или в детской работе – реально созданный материальный объект.

Поскольку в нашем случае объектом проектирования являются условия для развития одаренности детей, то представление о результате принципиально иное.

Наш подход основывается на стратегии проектного «выращивания» изменений (личности, процесса, условий) (И.А. Колесникова). И вначале существует только целостное, неструктурированное представление о желаемом состоянии объекта проектирования, общих принципах, по которым будет проходить совместная преобразовательная деятельность в ее генеральном направлении. В этом случае проектируется не конечный продукт, а условия, при которых этот продукт может появиться. Кроме того, учитывая «многослойность» результата любой проектной деятельности (И.А. Колесникова, О.С. Газман, О.И. Генисаретский и другие) и ресурсы региональной методической службы, результатами педагогического проектирования в нашем случае являются не только созданные условия для развития одаренности детей, но и для развития профессиональной компетентности педагогов, участников этой проектной деятельности. В создании условий для развития педагогов, работающих с одаренными детьми есть несколько причин:

1. По мнению авторов Рабочей концепции одаренности, педагог должен быть обеспечен не только соответствующими профессиональными умениями, но и пройти тренинги по «шлифовке» качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми, так как такие дети «склонны создавать своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы не только бесполезны, но даже вредны, как для ребенка, так и для самого учителя» (Рабочая концепция одаренности, 2003г.).

2. А стереотипы, как показывает практика, еще очень сильны. Преобладающие в работе педагогов такие методы развития детской одаренности, как олимпиады, фестивали, турниры ограничивает живую поисковую деятельность, которая, как известно, создает почву для творчества и проявления индивидуальности. Во время подготовки к конкурсам внимание педагогов нацелено не на процесс развития детей, а на результат: победа любой ценой. Подавляющее большинство педагогов свидетельствуют о большой загруженности и усталости детей, участвующих в конкурсных мероприятиях.

3. В системе повышения квалификации практически отсутствуют курсы для педагогов, работающих с одаренными детьми, и это направление профессиональной переподготовки не является приоритетным у самого педагога, так как при прохождении аттестации эксперты проверяют соответствие его квалификации по специальности, указанной в дипломе, а педагогов детской одаренности ВУЗы пока не готовят.

4. У педагогов практически отсутствует научно-методическая база для работы с одаренными детьми и процесс обучения и воспитания детей этой категории обеспечивается интуицией и опытом педагогов.

5. Мы предполагаем, что для того, чтобы создать эффективную ситуацию «выращивания» изменений (личности, процесса, условий), педагогу нужно самому пережить такую ситуацию.

Необходимо отметить, что обозначенные проблемы обсуждаются сегодня на различных уровнях, предлагаются и реализуются всевозможные подходы к их решению. Так, вопросы организации школ для одаренных детей освещаются Р.А. Галеевой, Е.В. Гусевой, Е.В. Маркеловым и др. Возможности центров поддержки одаренных детей на базе образовательных учреждений представлены в работах Н.П. Дутко, Т.А. Кретининой, Н.П. Пархоменко и др. Опыт работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования описан И.В. Васильевой, Л.М. Завьяловой, Р.В. Самсоновым, А.В. Жуковой и др. Предложена региональная модель поиска и сопровождения одаренных детей (И.П. Бессонова), а также система подготовки педагогов к выявлению и развитию одаренности детей и подростков (И.А. Ильницкая). О формировании готовности родителей к взаимодействию с одаренными детьми пишет Ю.И. Якина. Различные аспекты обозначенной темы рассматривались учеными Д.Б. Богоявленской, З.Н. Новлянской, А.А. Мельник-Пашаевым, Н.Ю. Синягиной, Е.И. Щеблановой, Н.Б. Шумаковой, Д.В. Ушаковым, В.С. Юркевич и др.

Однако чаще всего вопросы развития детской одаренности и профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми, и научно-методического обеспечения этого процесса рассматриваются отдельно.

Мы полагаем, что педагог, который не развивается сам, развивать ребенка не может. Поэтому решили подойти к вопросу развития одаренности детей комплексно: создать такие условия, при которых происходило бы развитие, как детей, так и педагогов, работающих с ними, а также наращивалась бы необходимая научно-методическая база.

Для создания таких условий методистами структурного подразделения по сопровождению деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми ГОУ Методический центр СУО Департамента города Москвы инициирован проект «Одаренному ребенку - одаренный педагог». В проектную группу вошли активные педагоги окружного сетевого сообщества «Виртуальная мастерская»: Степанова Наталья Владимировна, ГОУ ЦО №1296 (руководитель группы), Зеленина Елена Юрьевна, ГОУ СОШ №1159, Кельганова Ирина Юрьевна, ГОУ ЦО № 1409, Рыбак Елена Михайловна, ГОУ ЦО № 1409, Ковалева Ольга Владимировна, ГОУ СОШ №425, Черкасова Виктория Константиновна, МККМ №10.

Работая над реализацией идеи проекта, педагоги вышли на компетентностный уровень педагогического проектирования, что позволило им разработать и реализовать Фестиваль педагогического творчества, включив в его поле более 120 педагогов округа.

Все участники получили дипломы I, II, III степени. 10 педагогов Федеральный государственный центр поддержки детей и молодежи, курирующий работу с одаренными детьми, в лице директора Центра Синягиной Н.Ю., д.пс.н., профессора, наградил участников Фестиваля, наручными часами с надписью "Ты нужен России" и вручил благодарственные письма.

Информация о Фестивале размещена на сайте Центра .
Кроме того, на сайте Федеральной программы "Одаренные дети" вывешен сборник "Опыт работы с одаренными детьми в современной России" - там наших 11 статей.

Результаты Фестиваля представляет данный сборник. Логика сборника продиктована организационной структурой Фестиваля:

-В Раздел 1 вошли выдержки из эссе педагогов «Одаренный педагог. Какой он?», которое участники писали на - первом этапе по условиям Фестиваля.

Раздел 2 предоставляет результаты работы педагогов по технологии «Портфолио». В разделе - методические рекомендации по составлению портфолио учителя.

Раздел 3 отражает практический материал, используемый педагогами в работе с одаренными детьми.

Окружной фестиваль педагогического творчества «Одаренному ребенку – одаренный педагог» как эффективная форма развития профессиональной компетентности педагогов

Степанова Н.В., заместитель директора

ГОУ ЦО №1296, руководитель проектной группы

педагогического Фестиваля

«Одаренному ребенку – одаренный педагог»

«Мы ничего не добьемся в школе,

если не пропустим мысли через голову учителя»

К.Д. Ушинский

Современное российское образование вступило на новый путь модернизации, кардинальных перемен. Изменения эти касаются системы оценивания результатов обучения, информатизации образования, организации профильного обучения на старшей ступени, внедрения стандартов нового поколения. Школа постепенно начинает по-новому преподносить знания: обучает школьников вести самостоятельный поиск, соотносить знания с практикой. В современной школе больше внимания стали уделять работе с мотивированными, одаренными учащимися. Вопросы о развитии одаренности среди детей звучат все настойчивее.

Основной ресурс современной российской школы составляют её учителя, поэтому, если мы действительно хотим что-то изменить в школе, то должны начать именно с учителя. Повышение статуса педагога и непрерывное совершенствование профессионального уровня – основное условие качества образовательного процесса, эффективности всей системы школьного образования.

Не секрет, что для работы с одаренными детьми нужны особые методы и подходы, с одаренными детьми должны работать талантливые педагоги. Успех может быть достигнут только собственной деятельностью учителя, собственным его направлением и чутьем, умениями и знаниями в области одаренности. Учитель должен учитывать не только особенности личности учащегося, но и свои собственные для достижения наилучшего результата.

В структурном подразделении по работе с одаренными учащимися Научно-методического Центра Северного окружного управления образования в конце 2008-2009 учебного года родилась идея Фестиваля «Одаренному ребенку – одаренный педагог», которая в итоге вылилась в реализацию настоящего проекта. Уже на первом организационном собрании участники пришли к единому мнению, что это не должен быть конкурс, здесь не может быть победителей и проигравших. Это мероприятие должно стать настоящим педагогическим Фестивалем, возможностью найти единомышленников, узнать адреса интересного опыта, найти действительно одаренных педагогов.

Проект Фестиваля был разработан инициативной группой педагогов на выездном семинаре в ЦДО «Поведники» 12-13 октября 2009 года.

Разработчики проекта:

- Степанова Наталья Владимировна, ГОУ ЦО №1296 (руководитель группы),

- Зеленина Елена Юрьевна, ГОУ СОШ №1159,

- Кельганова Ирина Юрьевна, ГОУ ЦО № 1409,

- Рыбак Елена Михайловна, ГОУ ЦО № 1409,

- Ковалева Ольга Владимировна, ГОУ СОШ №425,

- Черкасова Виктория Константиновна, МККМ №10.

Проектной группой было разработано Положение о Фестивале, его этапах. Проблема, которую решает данный проект «Как найти творческого педагога, который имеет программы по работе с одаренными детьми и готов их транслировать, разрабатывает программы, использует успешный опыт своих коллег?»

Цели Фестиваля:

- выявление талантливых педагогов в сфере работы с одаренными детьми;

- повышение статуса педагогов, работающих в данном направлении.

Задачи Фестиваля:

- расширение диапазона профессионального общения;

- повышение качества образования;

- содействовать внедрению и распространению современных инновационных технологий в профессиональную практику педагога;

- создание условий для дальнейшего развития творческого потенциала педагога;

- повышение и развитие профессионального творческого мастерства (креативности) педагогов;

- распространение перспективного педагогического опыта работы в ОУ педагогов, работающих с одаренными детьми;

- предоставление возможности для самореализации педагога, общественного признания его значимости;

- выявление и поддержка развития содержания и методики образовательной деятельности по работе с одаренными детьми.

Согласно Положению в Фестивале «Одаренному ученику – одаренный педагог» могут принять участие педагогические сотрудники и психологи всех ОУ, имеющих положительный опыт работы с одаренными детьми.

Фестиваль проходит в несколько этапов:

1 этап - написание эссе на тему «Одаренный педагог. Какой он?»

2 этап – Выставка педагогического творчества (портфолио учителя)

3 этап - Презентация своей технологии работы.

В первом этапе педагогического Фестиваля приняли участие 89 педагогов и психологов Северного округа города Москвы. Какие интересные эссе мы получили. Вроде бы все писали на одну и ту же тему, но в тоже время, каждый писал о своем.

В рамках подготовки Фестиваля проводились обучающие семинары по темам: «Технология написания педагогического эссе»; «Портфолио педагога: идеи, опыт, реализация»; «Как презентовать свой опыт?». Участники проектной группы проводили индивидуальное консультирование по вопросам подготовки ко 2 и 3 этапам.

3 этап Фестиваля «Одаренному ребенку – одаренный педагог» проведен по секциям:

секция № 1. «Есть идея»

К работе в секции 1 привлекались педагоги, желающие поделиться с коллегами ещё не нашедшей практического применения идеей, которая предполагает положительный практический результат работы с одарёнными детьми. Это могла быть перспективная педагогическая технология, которая находится на стадии реализации и автор её нуждается в одобрительных отзывах, советах, возможно, в сотрудничестве с педагогами, которые будут заинтересованы данной идеей и помогут в её практической реализации.

секция № 2. «Педагогическая мастерская»

В работе секции №2 участвовали педагоги, имеющие положительный опыт работы с одарёнными детьми по собственным или другим педагогическим технологиям, нашедшим практическое применение. В самопрезентации педагоги отразили данные о такой работе и рассказали о результатах используемой технологии.

секция № 3 «Портрет современного учителя»

В секции №3 выступали педагоги, которые представили свои самопрезентации по вопросу профессиональных компетентностей современного учителя. Одаренный педагог. Какой он?

Третий этап проводился в Центре образования №1296. В качестве почетных гостей Фестиваля присутствовали: Д.Б. Богоявленская, доктор психологических наук, заместитель председателя Координационного совета президентской программы «Одаренные дети», руководитель группы Рабочей концепции одаренности; Н.Ю. Синягина, руководитель Федерального государственного научного учреждения «Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи».

Информационную поддержку третьему этапу педагогического Фестиваля оказывали телеканал Север-ТВ и телеканал «Доверие».

Большинство педагогов раскрывало технологию урочной работы с потенциально одаренными детьми на основе апробированных, хорошо зарекомендовавших себя авторских программах.

Обсудив опыт работы, участники всех секций пришли к единому мнению, что все идеи, прозвучавшие на Фестивале, объединяет мысль о педагогическом сопровождении одаренного ребенка, о создании условий для раскрытия его одаренности. Участники секций внесли в оргкомитет Фестиваля «Одаренному ребенку – одаренный педагог» следующие предложения:

- проводить Фестиваль ежегодно;

- в рамках Фестиваля проводить больше мероприятий: «круглые столы». конференции по обмену опытом, обучающие семинары, мастер-классы;

- выступающие по секциям с самопрезентациями своей работы должны заранее объявлять тему своего выступления, чтобы все участвующие в работе секции могли подготовить вопросы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ериалы опроса первых сорока свидетелей в Москве, нам предстоит более внимательно оценить дальнейшие возможности нашей работы как в России, так и за ее пределами

    Документ
    Дорогие друзья, сегодня, когда наши усилия приобрели более прочное основание, и мы сумели выработать наиболее удобные в нашем положении формы работы, когда мы уже имеем за плечами опыт принципиально важных организационных заседаний
  2. Структурированные кабельные системы содержание предисловие

    Реферат
    Цель данной книги - дать основные теоретические и практические сведения по вопросам планирования, проектирования, монтажа и администрирования структурированных кабельных систем.
  3. Исследование машинописных текстов

    Исследование
    Экспертиза трупа при повреждениях от падений с высоты 71Экспертиза трупа при смерти от задушения (кислород­ного голодания), вызванного механическими прспятст-

Другие похожие документы..