Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Важной составной частью государственной социально-экономи­ческой политики является развитие всех форм спортивного туризма в России, к которым относит...полностью>>
'Реферат'
Группа в организации. Социальная психология малой группы. Психология конфликта. Приемы управления в организациях. Психологические основы кадровой раб...полностью>>
'Статья'
Законодательные акты, регламентирующие авторское право, право собственности на программное обеспечение, правила тиражирования и использования програм...полностью>>

Введение в бизнес

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Барнаульский юридический институт

Общеюридический факультет

ВВЕДЕНИЕ В БИЗНЕС

Планы семинарских и практических занятий

Специальность 030501.65 Юриспруденция

Барнаул 2006

ББК 65.290

В 24

Введение в бизнес: планы семинарских и практических занятий для студентов общеюридического факультета Барнаульского юридического института МВД России. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2006. - 13 с.

Планы семинарских и практических занятий подготовлены доцентом кафедры гражданско-правовых дисциплин общеюридического факультета Барнаульского юридического института МВД России О.П. Галюта.

Рассмотрены и рекомендованы к использованию в учебном процессе на заседании Методического совета от «__»______2006 г. Протокол №_________

Рассмотрены на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин БЮИ МВД России 12 апреля 2006 г. Протокол № 11.

© Барнаульский юридический институт МВД России, 2006.

ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

по курсу «Введение в бизнес»

специальность 030501.65 Юриспруденция

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов по видам занятий

Лекции

С/з

П/з

С/р

1

Понятие бизнеса и предпринимательства

2

2

22

Виды предпринимательства

2

2

3

Организационно-правовые формы предпринимательства в России

2

2

4

Объединения предпринимательских организаций

2

2

5

Организация и регистрация предпринимательской фирмы. Реорганизация и ликвидация фирмы

2

2

6

Конкуренция в системе бизнеса. Коммерческие сделки. Социальная ответственность бизнесмена

2

2

ЭКЗАМЕН

ИТОГО

12

12

Тема №1. Понятия бизнеса и предпринимательства.

1. Понятие бизнеса. Соотношение предпринимательства и бизнеса.

2. Система современного бизнеса. Родовые признаки бизнеса.

3. Субъекты бизнеса, деловые интересы в бизнесе.

4. Отличие бизнесмена от менеджера и собственника, особенности их деятель­ности.

5. Факторы предпринимательского успеха.

6. Функции предпринимательства, их значение для экономики и общества (общеэкономическая, ресурсная, творчески-поисковая, социальная, органи­заторская).

Темы докладов

  1. История развития предпринимательства на Алтае.

  2. Факторы предпринимательского успеха на примере известных предприни­мателей (С.Т. Морозов, С.И. Мамонтов, Д. Рокфеллер, Э. Карнеги, Г. Форд, Билл Гейтс).

Литература

  1. Айвазян С.А., Балкинд О.Я., Баснина Т.Д. и др. Стратегии бизнеса: Спра­вочник / Под ред. Г.Б. Клейнера. М.: КОНСЭКО, 1998.

  2. Бланчард К., Вэгхорн Т. Миссия возможного или как стать компанией миро­вого класса. - Челябинск: «Урал 1ЛТ)», 1998.

  3. Браун Е. Деловая этика русской элиты. П.М. Третьяков, С.Т. Морозов, С.И. Мамонтов // Управление персоналом. - 2000. - №11.

  4. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник. М.: Дело, 1999.

  5. Введение в бизнес: Курс лекций / Под ред. П.В. Шеметова. Новосибирск, НГАЭиУ, 1995.

  6. Власть и бизнес: новое осмысление старого // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - №5.

  7. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

  8. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учеб. пос. М.: Финансы и статистика, 2000.

  9. Керов В. Тимофей Морозов: управленческий опыт русского хозяина / В. Керов // Про­блемы теории и практики управления. - 1999. - №2.

  10. 10.Курс предпринимательства: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар, Е.М. Купряков и др.; / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: Финансы, 1997.

  11. 11.Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практ. пос. - М.: Международные отношения, 1993.

  12. 12.Шпотов Б. Деловая этика американских миллионеров 100 лет назад: «баро­ны-грабители» или эффективные организаторы бизнеса? / Б. Шпотов // Управление пер­соналом. - 2001. - №2.

Тема № 2. Виды предпринимательства.

  1. Традиционное и инновационное предпринимательство.

  2. Незаконное и лжепредпринимательство.

  3. Производственное предпринимательство и его классификация. Особенности производственного бизнеса: специфика капитала, рисков, управленческих воз­действий.

    1. Лизинг.

    2. Франчайзинг.

    3. Проектное финансирование.

    4. Лицензирование.

    5. Концессия.

    6. Управление по контракту.

    7. Толлинг.

  4. Характеристика коммерческо-торгового бизнеса: особенности капитала и его оборачиваемости, определение оптимальных запасов, решение проблем 4 "р", риски в торговле.

  5. Характеристика финансово-кредитного предпринимательства: особенность товара (деньги, ценные бумаги, финансовые услуги); специфика организаций, работающих в этой сфере.

    1. Предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг.

    2. Предпринимательская деятельность на рынке банковских услуг.

  6. Предпринимательская деятельность на рынке страховых услуг.

  7. Другие виды предпринимательской деятельности: консалтинг, предприни­мательство в сферах образования, здравоохранения, спорте, шоу-бизнесе и т.п.

  8. Вопросы, которые необходимо изучить при организации конкретного бизне­са.

Литература

  1. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник. - М.: Дело, 1999.

  2. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА, 2001.

Тема №3. Организационно-правовые формы предпринимательства в России.

  1. Виды организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

    1. с образованием юридического лица;

    2. без образования юридического лица.

  2. Особенность малых, совместных предприятий, объединений организаций.

  3. Факторы, учитываемые при выборе организационно-правовой формы пред­принимательства.

Темы докладов

  1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства; его преимущества, недостатки и роль в экономике.

  2. Государственное регулирование и поддержка малых предприятий в России.

  3. Внутрифирменное предпринимательство и его место в бизнесе.

Литература

  1. Айвазян С.А., Балкинд О.Я, Баснина Т.Д. и др. Стратегии бизнеса: Спра­вочник / Под ред. Г.Б. Клейнера.- М.: КОНСЭКО, 1998.

  2. Береснева А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики / А.В. Береснева // ЭКО.- 2000.- №8.

  3. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник. - М.: Дело, 1999.

  4. Виленский А.В., Чепуренко А.Ю. Малый бизнес Москвы в 2000 г.: трудно­сти, потребности в поддержке, поиск путей выхода из теневой экономики (по результатам обследования) / А.В. Виленский, А.Ю. Чепуренко // Проблемы прогнозирования. - 2002. - №1. - С.122-134.

  5. Глазатова М.К., Бухвальд Е.М., Виленский А.В. Малый бизнес в системе го­сударственных и муниципальных закупок / М.К. Глазатова, Е.М.Бухвальд, А.В. Виленский // ЭКО. - 2000. - №5.

  6. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  7. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учеб. пос. - М.: Финансы и статистика, 2000.

  8. Калашникова Т. В Алтайском крае приняты новые схемы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства / Т.В. Калашникова // Экономикс. 2002. 12 августа. (№31).

  9. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса. Учебник для вузов. - М.: Издательство РДЛ, 2002.

  10. Курс предпринимательства: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар, Е.М. Купряков и др.; / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М;: Финансы, 1997.

  11. Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предприни­мательства в ЕС и России / С.Ю. Лебедев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №1.

  12. Лютцев В.Ф. Схемы финансово-кредитной поддержки малого предприни­мательства / В.Ф. Лютцев // Экономикс.- 2002.- №31.

  13. 13Ляшенко М.В. Развитие малого бизнеса в переходный период / М.В. Ляшенко // Регион: экономика и социология. - 1998. - №3.

  14. Понятия и признаки юридического лица // Экономика и учет труда. - 2001. - №11.

  15. Сажин А.Ф., Смирнова Е.Е. Институты рынка. - М.: Издательство БЕК, 1998.

  16. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практ. пос. / Пер. с англ. - М.: Меж­дународные отношения, 1993.

Тема №4. Объединения предпринимательских организаций.

  1. Роли предпринимательских объединений в современной экономике.

  2. Простое товарищество.

  3. Ассоциации и союзы предпринимательских организаций.

  4. Организационно-экономические формы интеграции компаний:

    1. концерн;

    2. конгломерат;

    3. консорциум;

    4. синдикат;

    5. картель.

  5. Финансово-промышленные группы.

  6. Характеристика и виды холдинговых компаний.

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  2. Гражданское право: В 2 т. Том 1: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Из­дательство БЕК, 1998.

  3. Виноградова М.В. Интегрированные корпоративные структуры и их организационно-хозяйственные особенности / Антикризисное управление кор­порацией: проблемы и решения. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001.

Тема №5. Организация и регистрация предпринимательской фирмы. Реорганизация и ликвидация фирмы.

  1. Общие условия и принципы создания собственного дела. Роль и действия предпринимателя в создании фирмы. Учредители и участники предприни­мательской фирмы.

  2. Приобретение бизнеса, аренда предприятия, франчайзинг как форма орга­низации бизнеса.

  3. Документы на учреждение предпринимательской фирмы, ее учредители и участники.

  4. Государственная регистрация организации. Постановка на учет в налоговом органе, открытие счетов в банке.

  5. Лицензирование деятельности предпринимателей. Разработка и регистра­ция товарного знака и знака обслуживания.

  6. Понятие реорганизации.

  7. Виды реорганизации предпринимательских организаций: добровольная, принудительная.

  8. Формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

  9. Ликвидация бизнеса. Формы ликвидации

Литература

  1. Айвазян С.А., Балкинд О.Я, Баснина Т.Д. и др. Стратегии бизнеса: Спра­вочник / Под ред. Г.Б. Клейнера. М.: КОНСЭКО, 1998.

  2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник. М.: Дело, 1999.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  4. Гражданское право: В 2 т. Том 1: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Из­дательство БЕК, 1998.

  5. О государственной регистрации юридических лиц: Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Тема №6. Конкуренция в системе бизнеса. Коммерческие сделки. Социальная ответственность бизнесмена.

  1. Понятие конкуренции и ее роль в бизнесе. Внутриотраслевая и межотрасле­вая конкуренции.

  2. Виды конкуренции: чистая, монополистическая, олигополия, чистая моно­полия.

  3. Формы и методы конкурентной борьбы, в т.ч. легальные и нелегальные.

  4. Типы конкурентного поведения фирмы.

  5. Основные конкурентные стратегии и условия их применения.

  6. Соотношение конкуренции и государственного регулирования в оптималь­ном распределении производительных сил общества.

  7. Антимонопольное регулирование экономики. Специфика российского анти­монопольного законодательства.

  8. Сущность сделок и их виды. Недействительность сделок.

  9. Сделки в сфере производства (совместное предпринимательство, производ­ственная кооперация, лизинг, франчайзинг, проектное финансирование, ли­цензирование, концессия, управление по контракту, подрядное производст­во, толлинг).

  10. Сделки в сфере товарообмена (бартерная сделка, коммерческая триангуля­ция).

  11. Сделки в сфере торговли (обычные, форвардные, купли-продажи товаров на срок, по передачи информации типа ноу-хау, по установлению прямых про­изводственных связей, спот, экспорт, реэкспорт, импорт).

  12. Сотрудничество в сфере финансовых отношений (факторинг, коммерческий трансферт).

  13. Понятие социальной ответственности.

  14. Характеристика социальной ответственности в бизнесе и ее актуальность.

  15. Экономические интересы субъектов бизнеса, сферы социальной ответствен­ности.

  16. Формы и методы осуществления социальной ответственности.

  17. 17 Соотношение социальной ответственности и прибыльности бизнеса.

Литература

  1. Вейё Г., Дёринг У. Введение в общую экономику и организацию производ­ства. - Ч. 2. - Красноярск, 1997.

  2. Введение в бизнес: Курс лекций / Под ред. П.В. Шеметова. Новосибирск, НГАЭиУ, 1995.

  3. 3. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства // Российский экономический журнал. 2000. №3. . .

  4. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг: Федеральный закон РФ от 23 июня 1999 г. №117-ФЗ.

  5. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товар­ных рынках: Федеральный закон РФ от 22 марта 1991 г. №948-1 (с измене­ниями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г.).

  6. Курс предпринимательства: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар, Е.М. Купряков и др. / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

  7. Основы предпринимательской деятельности / Под ред. В.М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1997.

  8. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса. Учебник для вузов. - М.: Издательство РДЛ, 2002.

  9. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2001.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В БИЗНЕС»

  1. Понятие бизнеса.

  2. Предпринимательство как особый вид деятельности. Понятие предприниматель­ства.

  3. Отличие предпринимателя от менеджера и собственника.

  4. Функции предпринимательства.

  5. Факторы предпринимательского успеха.

  6. Незаконное предпринимательство. Лжепредпринимательство.

  7. Особенности производственного предпринимательства.

  8. Особенности коммерческо-торгового предпринимательства.

  9. Характеристика финансово-кредитного предпринимательства.

  10. Предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг.

  11. Характеристика дилерской деятельности.

  12. Деятельность по управлению ценными бумагами.

  13. Особенности клиринговой деятельности.

  14. Характеристика депозитарной деятельности.

  15. Характеристика деятельности по ведению реестра владельцев ценных бу­маг.

  16. Характеристика деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг.

  17. Предпринимательская деятельность на рынке банковских услуг.

  18. Предпринимательская деятельность на рынке страховых услуг.

  19. Субъекты предпринимательской деятельности.

  20. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.

  21. Преимущества и недостатки малых предприятий.

  22. Роль малых предприятий в экономике.

  23. Виды хозяйственных товариществ и их характеристика.

  24. Характеристика обществ с дополнительной ответственностью.

  25. Характеристика обществ с ограниченной ответственностью.

  26. Характеристика открытых акционерных обществ.

  27. Характеристика закрытых акционерных обществ.

  28. Характеристика народных предприятий.

  29. Характеристика производственного кооператива (артели).

  30. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

  31. Характеристика унитарных предприятий, основанных на праве хозяйствен­ного ведения.

  32. Характеристика унитарных предприятий, основанных на праве оперативно­го управления.

  33. Характеристика некоммерческих организаций.

  34. Характеристика финансово-промышленных групп.

  35. Характеристика и виды холдинговых компаний.

  36. Характеристика организационно-экономических форм интеграции компа­ний (картель, синдикат).

  37. Характеристика организационно-экономических форм интеграции компа­ний (концерн, конгломерат).'

  1. 38. Характеристика организационно-экономических форм интеграции компа­ний (консорциум, трест).

  2. 39. Характеристика организационно-экономических форм интеграции компа­ний (стратегический альянс, виртуальная корпорация).

  1. Ассоциации и союзы предпринимательских организаций.

  2. Общие условия и принципы создания собственного дела.

  3. Роль и действия предпринимателя в создании фирмы. Учредители и участ­ники предпринимательской фирмы.

  4. Приобретение бизнеса, аренда предприятия, франчайзинг как форма орга­низации бизнеса.

  5. Документы на учреждение предпринимательской фирмы, ее учредители и участники.

  6. Государственная регистрация организации. Постановка на учет в налоговом органе, открытие счетов в банке.

  7. Лицензирование деятельности предпринимателей. Разработка и регистра­ция товарного знака и знака обслуживания.

  8. Понятие реорганизации.

  9. Виды реорганизации предпринимательских организаций: добровольная, принудительная.

  10. Формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

  11. Ликвидация бизнеса. Формы ликвидации.

  12. Несостоятельность (банкротство) предпринимательских организаций, его сущность, цели, процедуры.

  13. Понятие конкуренции и ее роль в бизнесе. Внутриотраслевая и межотрасле­вая конкуренции.

  14. Виды конкуренции: чистая, монополистическая, олигополия, чистая моно­полия.

  15. Формы и методы конкурентной борьбы, в т.ч. легальные и нелегальные.

  16. Типы конкурентного поведения фирмы.

  17. Основные конкурентные стратегии и условия их применения.

  18. Соотношение конкуренции и государственного регулирования в оптималь­ном распределении производительных сил общества.

  19. Понятие и элементы инфраструктуры бизнеса.

  20. Роль предприятий инфраструктуры в развитии производства.

  21. Финансово-кредитная система как основа инфраструктуры рынка.

  22. Биржи как элемент инфраструктуры бизнеса.

  23. Антимонопольное регулирование экономики: цели, задачи, методы.

  24. Российская антимонопольная политика.

  25. Сущность сделок и их виды.

  26. Не действительность сделок.

  27. Сделки в сфере производства (совместное предпринимательство, производ­ственная кооперация, лизинг, франчайзинг, проектное финансирование, ли­цензирование, концессия, управление по контракту, подрядное производст­во, толлинг).

  28. Сделки в сфере товарообмена (бартерная сделка, коммерческая триангуля­ция).

  29. Сделки в сфере торговли (обычные, форвардные, купли-продажи товаров на срок, по передачи информации типа ноу-хау, по установлению прямых про­изводственных связей, спот. экспорт, реэкспорт, импорт).

  30. Сотрудничество в сфере финансовых отношений (факторинг, коммерческий трансферт).

  31. Сущность договоров.

  32. Классификация договоров. Виды договоров по предмету соглашения сто­рон. Оферта как форма заключение договора.

  33. Подготовительные работы к заключению договоров.

  34. Формулирование предпринимателем условий договора (предмет договора, качество товара, цена товара, форма платежа, срок поставки, упаковка и маркировка, сдача-прием товара, штрафные санкции, форс-мажор, арбит­раж, прочие условия).

  35. Структура договора, его оформление, согласование и подписание.

  36. Изменение и расторжение договоров. Рассмотрение экономических споров организаций.

  37. Понятие социальной ответственности.

  38. Характеристика социальной ответственности в бизнесе и ее актуальность. Особенность социальной ответственности представителей разных специ­альностей.

  39. Формы и методы осуществления социальной ответственности.

  40. Соотношение социальной ответственности и прибыльности бизнеса.

Учебное издание

Галюта Ольга Петровна

Маркетинг и менеджмент

Планы семинарских и практических занятий

Работа публикуется в авторской редакции

Лицензия ЛР № 0221352 от 14.07.1999 г.

Лицензия Плр № 020109 от 15.07.1999 г.

Подписано в печать ___________ г. Формат 60 84/16.Отпечатано на
Riso - 4300. Усл. п.л. ________ .Тираж ______ экз. Заказ_______ . Барнаульский юридический институт МВД России. Организационно-научный и редакционно-издательский отдел. 656099, Барнаул, ул. Чкалова, 49.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бизнес планирование Введение Подготовка бизнес плана 1 Значение и задачи бизнес плана 2 Порядок действий 3 Оформление и структура бизнес плана

    Документ
    Прежде, чем начать любое новое дело, Вы должны продумать свою стратегию, соизмерить энтузиазм с имеющимися у Вас ресурсами и возможными угрозами со стороны «внешнего мира», что позволит избежать в будущем многих ошибок.
  2. Программа Научного семинара "Введение в бизнес-информатику" для направления

    Программа
    Понятие систем управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM). Роль систем управления эффективностью бизнеса в решении современных проблем информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента.
  3. 1. введение. Малый бизнес и реклама

    Документ
    Большая часть российских владельцев и управляющих малых предприятий склонны использовать единичные рекламные акции. Нередко они прибегают к ним в крайних случаях как к "скорой помощи" и ждут немедленных положительных результатов.
  4. «бизнес» (1)

    Реферат
    Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала символизирует дело, деятельность, занятие. Однако, дать однозначное определение термину «бизнес» нельзя.
  5. «бизнес» (2)

    Реферат
    Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала символизирует дело, деятельность, занятие. Однако, дать однозначное определение термину «бизнес» нельзя.

Другие похожие документы..