Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
За женскую верность «Поющему мужскому братству» - шесть конкурсов «Братства» коллектив одного из организаторов – Областного Центра народного творчест...полностью>>
'Документ'
Склады являются важнейшим элементом логистических систем. При организации движения материального потока по логистическому каналу возникает объективная...полностью>>
'Документ'
Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что 11 августа 2008 года Банк России выпускает в обращение серебряную монету номинал...полностью>>
'Рабочая программа'
В рабочей программе, методических указаниях к.т.н., доцента Чедаева А.С. и к.т.н., профессора Калошина Ю.А. изложены цели и задачи дисциплины «Оборуд...полностью>>

Проблемы и особенности развития спортивного туризма на современном этапе.

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

5.3. Подготовка кадров для спортивно-оздоровительного туризма

Большое значение в решении вопросов развития СОТ, формирова­ния у населения устойчивого интереса к спортивно-оздоровитель­ному туризму имеет качество профессиональной подготовки специ­алистов и уровень научных исследований, предполагающий разра­ботку теоретических и методических основ развития и совершенст­вования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Подготовка кадров в сфере спортивно-оздоровительного туризма имеет уже более чем 40-летнюю историю своего развития, и была нацелена, в первую очередь, на более эффективное обеспечение безопасности в спортивном походе.

На современном этапе специфика подготовки кадров состоит в том, что имеет место пересечение задач, целей и потребностей ин­фраструктуры коммерческого туризма (подготовка гидов-провод­ников, в том числе, для экстремальных и приключенческих туров), системы спасения МЧС (подготовка спасателей), системы образова­ния (подготовка преподавателей спортивного туризма в школах и ВУЗах), управленческой туристской инфраструктуры (подготовка директоров туристских клубов, работников туристских региональ­ных госаппаратов, директоров приютов, туристских работников на­циональных и природных парков), муниципальной власти (подго­товка турорганизаторов). Все это требует по-новому подойти к кадровой проблеме.

Состояние данной сферы деятельности обуславливает необходи­мость соединения секторов производственной деятельности; соот­ветствующей структуры рабочих мест, разработки профессиональ­но-квалификационной структуры кадровых ресурсов и перечня на­правлений, специальностей и специализаций в системе непрерыв­ного профессионального и других видов образования. Необходимо также определить количественную потребность специалистов, их качественный состав и особенности систем образования.

Различные виды потребителей кадров, разные системы подготов­ки кадров, постоянно развивающаяся рекреационная инфраструк­тура СОТ требует создания государственного образовательного стандарта на подготовку специалистов по рекреации и СОТ. При этом специфика СОТ состоит в том, что одной из основных целей обучения является обеспечение безопасности туристского меро­приятия. Последнее диктует наличие единого, стандартизованного подхода к изучению спецдисциплин СОТ во всех образовательных учреждениях и школах: пятикратного превышения времени, уделя­емого практике по сравнению с теорией подготовки и связанной единой, последовательной технологией обучения, а также наличи­ем соответствующих требований по спортивной квалификации, как к преподавательскому составу, так и к обучению по соответствую­щему виду туризма и ряд других.

Организационно, учитывая ограниченный объем государствен­ных финансовых средств, целесообразно подготовку вести по двум основным направлениям:

- курсовая система подготовки инструкторов и гидов-проводни­ков (по системе дополнительного образования) при ЖЭКах, турист­ских клубах, федерациях. Госкомитетах по спорту и туризму, турфирмах и образовательных учреждениях, включая станции юных туристов; профессиональное образование при высших и средних образовательных учреждениях спортивной, туристской и любой другой направленности.

Существует необходимость совершенствования механизма про­фессиональной подготовки педагогических кадров для детско-юношеского туризма в РФ, необходимо решать вопрос о подготовке пе­дагогов дополнительного образования и социальных педагогов по специальность «Туризм и краеведении».

При наличие действующей системы дополнительного образова­ния детей и юношества не хватает квалифицированных специали­стов рекреационной деятельности и СОТ.

Заказчиками должны выступать в первую очередь государство, а также туристские федерации и клубы, фирмы, национальные и природные парки, МЧС и сами туристы. При этом идеология социальной части обучения по спецпредметам должна оставаться за федераци­ей спортивного туризма

Финансовая основа системы обучения, учитывая специфику спортивного туризма на 60% базируется на средствах самих обуча­емых. Другая же часть должна поступать из муниципальных орга­нов, сферы туристского бизнеса, МЧС, сферы образования и физиче­ской культуры, а также от других заказчиков.

5.4. Система управления и материально-техническая база спортивно-оздоровителъного туризма

Важным направлением в деятельности по развитию СОТ является совершенствование управления и организации СОТ в стране с целью их стабилизации и оптимизации.

Государственным органам исполнительной власти совместно с ра­ботниками физкультуры, спорта и туризма и активом Федерации спортивного туризма необходимо в первую очередь обратить внима­ние на проблему сохранения туристского клуба и турсекции, как наиболее оптимального в городской среде места сбора и общения ту­ристов, хранения информации, необходимой для организации похо­да либо соревнования, а также места для работы туристского актива. При этом следует учитывать, что большое количество клубов и сек­ций успешно функционирует при тесном контакте с профсоюзным движением предприятий и организаций всех форм собственности.

Учитывая полное отсутствие у СОТ движения материальной базы, ориентированной на спортивный туризм и расположенной в местах проведения спортмероприятий, наиболее важной задачей для Госкомспорта России и Федерации спортивного туризма является соз­дание спортивно-оздоровительных центров в природной среде и координация их деятельности.

В настоящее время в ряде регионов России (Алтай, Зап. Кавказ, Центр России, Байкал, Камчатка и др.) начинается создание спор­тивных туристских центов, напоминающих альплагеря. Основная направленность центов состоит в проведении соревнований, подго­товке кадров, размещении детских лагерей, а также в целях прове­дения деловых встреч, спортивных туров и отдыха в наиболее инте­ресных информативных природных зонах России

Особенностью их создания является смешанное соучредительст­во, причем независимо от материальных вложений приоритет реша­ющего голоса должен оставаться за идеологами спортивного тури­стского движения, как основными источниками интеллектуального продукта. Нет интеллекта, и капитал перестает работать, происхо­дит постепенное разрушение центра и создаваемой рядом инфраструктуры. Создаваемые центры, как правило, должны носить чет­кую видовую (по виду туризма) ориентацию, служить опорой всему Российскому туризму и всячески поощряться со стороны государст­ва, общественных и коммерческих организаций сферы туризма, как места по отработке моделей и передовых технологий развития дви­жения, как на уровне региона, так и в целом в стране.

Для развития материально-технической базы и инфраструктуры СОТ предстоит разработать и реализовать проекты предприятий размещения и питания, дополнительных услуг туристам и населе­нию, комфортабельных гостиниц и ресторанов малой вместимости, предназначенных для оказания туристских услуг в небольших го­родах и сельской местности.

5.5. Информацоинно-рекламная и издательская деятельность

Исходя из того, что включенность человека в активные занятия спортивным туризмом на протяжении всей жизни во многом опре­деляет его отношение к основным ценностям в жизни человека, из всего комплекса мер, направленных на развитие СОТ среди населе­ния, настоящая Концепция предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности, пропаганду СОТ и формирование здорового образа жизни.

В решении этой проблемы значительную роль должны сыграть средства массовой информации. Фактически речь должна идти о со­здании массированной информационно-пропагандистской компа­нии, использующей широкий спектр разнообразных средств и про­водящейся с целью формирования престижного имиджа спортивно­го стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.

Действенная пропаганда СОТ, эффективная просветительно-об­разовательная деятельность, оптимальная система управления от­раслью при адекватной правовой и материально-технической базе будут способствовать увеличению числа людей занимающихся спортивным туризмом, ведущих спортивный образ жизни, что положительно скажется на снижении заболеваемости и наркотизации, потребления алкоголя и сигарет, совершении правонарушений, особенно молодежью, окажет действенную помощь в воспитании, самосовершенствовании и самообразовании человека, повышении его работоспособности и выполнении им долга по защите Родины.

С другой стороны развитие СОТ немыслимо без создания совре­менной информационной системы оценки состояния его развития, а также состояния развития инфраструктуры спортивного туризма и создания открытого информационного поля СТ, включая сведения о закрытых территориях, единой системе пошлин на посещение охра­няемых зон. Только тогда создадутся условия для качественной ра­боты государственной статистики в этой сфере деятельности человека. Полноценность этого блока будет также обеспечиваться разработкой, изданием и доведением до каждого туриста учебно-методической и иной литературы по СОТ, журналов, газет и альма­нахов; крупномасштабных карт и схем и специальных страниц в си­стеме Интернет, отражающих динамику развития СОТ.

5.6. Международное сотрудничество

Аналогичная структура СОТ действует и в странах СНГ. Одной из главных, болезненных проблем для России и других стран содруже­ства является проблема прозрачности единого туристского про­странства. Постоянные не унифицированные запреты, ограниче­ния, всевозможные налоги и взносы создают большие трудности при передвижении туристских групп по маршруту. Подобные сбои и трения туристской системы в значительной степени сокращают туристский поток и не работают на консолидацию людей, для кото­рых спортивно-оздоровительный туризм является своеобразной от­душиной в сегодняшней сложной экономической обстановке. Эти вопросы разрешимы только законодательным путем. А также прове­дением международных массовых мероприятий по СОТ.

Для решения этих и других вопросов Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму образовал Совет по спортивному и оздоровительному туризму. От­ныне это движение получает централизованную поддержку со сто­роны государства благодаря соединению в рамках Совета также и общественных организаций - таких, как Всероссийское народное туристское общество (ВНТО), Туристско-спортивный союз России (ТССР), Российская международная академия туризма, и другие. Аналогичные общественные советы по СОТ необходимо создавать при территориальных органах власти. Таким образом, складывается целостная система общественно-государственного регулирования этой сферы, в том числе с участием региональных структур Госкомспорта России. Иными словами, это собранная воедино система под­держки самодеятельных усилий, организаций и отдельных энтузиа­стов спортивно-оздоровительного туризма.

Главная задача созданного Совета заключается в том, чтобы при­дать спортивно-оздоровительному туризму импульс поступательно­го движения вперед. Среди основных направлений работы Совета - формирование современного нормативно-правового механизма ре­гулирования данной системы, создание для нее действенной финан­сово-механической базы, подготовка проекта закона РФ «О создании единого туристского спортивно-оздоровительного пространства в Российской Федерации», активизация региональных государствен­ных, общественных и предпринимательских организаций по форми­рованию туристских потоков, спортивных команд и самодеятельных клубов, обсуждение инновационных проектов и их экспертиза, за­щита интересов участников спортивного и оздоровительного туриз­ма на всех уровнях государственной власти и за рубежом.

6. Механизм реализации концепции

Механизм реализации первоочередных задач по развитию СОТ, учитывая его социальное значение включает в себя следующие ос­новные аспекты и направления:

1. Создание адекватной современной обстановке организацион­но-управленческой системы, позволяющей повысить степень управляемости движения. Такая система должна включать в себя одно­временно государственные, общественные и коммерческие струк­туры, тесно взаимодействующие с околотуристической инфрастру­ктурой (МЧС, Армия, Минприрода, молодежные организации, тури­стские объединения, страховые общества, институты социальной защиты и иные близкие туризму виды спорта).

2. Создание механизма смешанного соучредительства при реали­зации следующих технологий:

- экстремального (приключенческого) туризма

- массового туризма по месту жительства, учебы и работы

- производству тур снаряжения и средств передвижения

- проведения спортивных мероприятий в природной среде

- функционирования многовариантной системы подготовки кад­ров для СОТ

- создания системы приютов, центров и полигонов в природной среде

3. Добиться естественного симбиоза детского и взрослого туриз­ма, на базе проведения совместных мероприятий, унификации нор­мативной базы СОТ и активного развития семейного туризма, как продолжения здоровых отношений в семье и основы развития лю­бого нормального общества.

Концепция семейного отдыха, активного отдыха должна быть признана приоритетной как на уровне пропаганды, так и на уровне организации досуга. Для этого необходимо реализовать специаль­ную программу формирования зон отдыха для городов России. В эту зону отдыха должна входить сеть региональных оздоровительных трасс и троп, вдоль которых формируется типовая или нестандартная инфраструктура (спортивные городки, экостадионы, туристско-оздоровительные комплексы).

4. Добиться всеми возможными силами переориентации СМИ на пропаганду здорового досуга населения средствами СОТ.

5. Для повышения эффективности технологий, заложенных в СОТ, самому движению и его организаторам необходимо найти более до­ходчивые лозунги и формы привлечения населения в СОТ, в том числе и путем решения проблемы создания единой отечественной классификации и понятийного аппарата в туризме.

6. Переориентировать государственные институты на иную про­порцию в отношении финансирования массовых, социально-значи­мых технологий, какой, в том числе, является спортивно-оздорови­тельный туризм у нас в стране.

7. Использования средств государственного социального страхо­вания на вовлечение детей трудящихся в занятия СОТ.

8. Реализация концепции будет возможна при принятии новых законодательных актов в РФ. К ним относятся:

- Закон «О социальном туризме». Сердцевиной этого законода­тельного акта, находящегося на рассмотрении Государственной Ду­мы, является установление базового стандарта доступности соци­ального туризма, в том числе и спортивно-оздоровительного, что экономически стимулирует туристских предпринимателей созда­вать и реализовывать туристский продукт, максимально доступный по цене для всех сдоев населения, включая слабо защищенных в со­циальном отношении граждан, притом в широком ассортименте. Это один из важнейших рычагов самофинансирования спортивно-оздоровительного туризма, уменьшения нагрузки на бюджет и уве­личение финансовых поступлений в бюджеты всех уровней.

- Закон «О туристской ренте». Внедрение механизма туристкой ренты, которая является формой реализации права собственности на туристские ресурсы, позволит получить дополнительный источ­ник финансирования развития спортивно-оздоровительного туриз­ма, а четкое разделение прав собственности между органами власти и туристскими предприятиями и организациями - реально опреде­лить социальное содержание туристской ренты, ее социальную ори­ентированность.

9. Совершенствование комплекса спортивно-оздоровительного туризма невозможно без увеличения вклада туристской индустрии в развитие народного хозяйства, создание современной туристской инфраструктуры спортивно-оздоровительного характера, увеличе­ние налоговых поступлений в бюджет государства и регионов, при­тока иностранной валюты и увеличение количества рабочих мест.

7. Первоочередные меры по развитию СОТ

К первоочередным мерам по развитию СОТ можно отнести:

1. Подготовка постановления правительства РФ по утверждению концепции развития СОТ в стране.

2. Разработка федеральной и отраслевой программы развития СОТ в России до 2005 года.

3. Утверждение в Государственной Думе законов РФ:

«О туристской ренте»;

«О социальном туризме» и другие.

3. РАЗРЯДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ НА 2001-2004 г.

Утверждены Государственным комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму

Разряды и звания в спортивном туризме присваиваются в двух видах туристско-спортивных соревнований:

- соревнования по спортивным походам;

- соревнования по туристскому многоборью.

1. Разрядные требования по спортивным походам

Для выполнения нормативов на звание Мастер спорта России меж­дународного класса (МСМК), звание Мастер спорта России (МС), раз­рядов кандидат в мастера спорта (КМС), I, П, Ш и юношеский необхо­димо совершить спортивные походы в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Требования к руководителям спортивных походов

РАЗРЯДЫ

Категории сложности спортивных походов

1

2

3

4

5

6

У

Р

У

Р

У

Р

У

Р

У

Р

У

Р

МСМК (м)

1

2

МСМК (ж)

1

1*

МС (м)

1

2

МС (ж)

1

1

КМС

1

1

1 разряд

1

1

1

2 разряд

1

1

3 разряд

1

1 юн

Совершить один поход 3 степени сложности

2 юн

Совершить один поход 2 степени сложности

3 юн

Совершить один поход 1 степени сложности

Примечание:

- в таблицах использованы сокращения: У - участник; Р - руководитель

* допускается замена на 2 похода V к.с., совершенных в качестве руководи­теля. В этом случае рейтинг участия в Чемпионате набирается среди похо­дов V к.с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция развития спортивно-оздоровительного туризма в российской федерации на период до 2005 года 16 Введение 16

    Документ
    Выписка из положения Государственного комитета Россий­ской Федерации по физической культуре, спорту и туризму о присвоении почетных спортивных званий 36
  2. Положение о системе подготовки кадров в спортивном туризме Российской Федерации

    Документ
    Лифановым, А.Ф. Харченко и Ю.Н. Федо- товым. СОДЕРЖАНИЕ стр. 1 Общие положения . Общие принципы и требования, предъявляемые при подготовке кадров 5 3 Организация и проведение учебных мероприятий 15 4 Порядок присвоения званий (аттестация
  3. Положение о системе подготовки кадров в спортивном туризме российской федерации "утверждаю"

    Документ
    “А” - организация и проведение учебных мероприятий (школ, семинаров, сборов и т.п., далее по тексту - школ), соревнований спортивных походов (СП), спортивных туров (СПТ) и путешествий (П),
  4. Положение о межвидовой комиссии по подготовке кадров цмкк тсср и тсо 26 Положение о статусе тренера спортивного туризма в россии 28

    Документ
    Авторы-составители М.Ю. Васильев и В.В. Говор (разделы 9, 10 и 13). В работе над нормативным документом принимал активное участие В.Е. Сазонов. Ценные дополнения и замечания были даны: В.
  5. Совершенствование организационных форм регионального управления в сфере туризма на основе использования кадастров туристских ресурсов

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Другие похожие документы..