Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр “Стратегия”. Адрес: Санкт-Петербург; 198005, Измайловский пр., д.14; Тел./факс: (812) 712-66-1...полностью>>
'Методические рекомендации'
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности ...полностью>>
'Диплом'
Фонд організовує круглі столи, конференції, подіумні дискусії та лекції з метою ґрунтовного обговорення та політичного аналізу суспільно важливих тем...полностью>>
'Бизнес-план'
Непрерывно-поточное производство. Особенности его организации. Расчет основных параметров. Прерывно-поточное производство....полностью>>

Главная > Учебное пособие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 2. ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА.

План изучения темы.

1.Концепт культуры и основные подходы к ее определению.

2.Структура и функции культуры. Материальная и духовная формы существования культуры.

3.Культура им цивилизация. Культура и природа. Экология культуры.

4.Культура как общественное явление. Культура и личность.

Фундаментальной категорией культурологической науки является концепт культуры. Этот термин происходит от латинского слова cultura, что означает «возделывание, обрабатывание, воспитание», причем первоначально оно употреблялось в Древнем Риме для того, чтобы отличить дикорастущие растения от искусственно выращиваемых человеком. Принято считать, что римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон впервые использовал его применительно к духовной жизни, понимая под ним воспитанность и образованность, а потому называл философию, «возделывающую» душу человека, «культурой ума». Древнегреческая философская традиция не знала термина «культура» и вместо него использовались два понятия: пайдейя (как воспитание и совершенствование человека, его «самовозделывание») и технэ (искусная деятельность или ремесло, ведущие к изменению природной среды). В средние века было более распространено слово «культ», связанное с почитанием сакральных объектов. В Новое время под культурой понималось образование, просвещение; понятие «культурный» отождествлялось с такими словами, как «цивилизованный», «воспитанный», «образованный» и использовалось по преимуществу в словосочетаниях. Употребление термина «культура» в самостоятельном значении связывается с именем немецкого юриста XVII столетия С. Пуффендорфа, который с его помощью обозначил основное отличие цивилизованного, то есть «обработанного» культурой человека от дикаря как природного существа.

Различные интерпретации термина культуры привели к необходимости его точного определения. Согласно специальному исследованию, проведенному американскими учеными А. Кребером и К. Клакхоном, дефиниций культуры накопилось уже несколько сотен, однако общепринятой трактовки этого феномена до сих пор не выработано, что обусловлено сложностью и многогранностью содержания, вкладываемого в это понятие. К числу наиболее часто употребимых в науке принадлежит оппозиция природного и культурного — в этом случае культура представляет собой искусственный, созданный в результате человеческой деятельности мир («вторую природу»), к ней относят все, что характеризует специфику существования человека в мире, особую форму организации его жизнедеятельности, отличающую его от животных. Большинство исследователей сходятся во мнении, что культура является надбиологическим феноменом, а культурные нормы не наследуются генетически. Для обозначения объектов культуры используется термин «артефакт», что в переводе с латинского означает «искусственно сделанный».

Принято выделять ряд основных подходов к определению понятия культуры:

  • философско-антропологическийтак, один из его основоположников Э. Тайлор понимал под культурой совокупность знаний, морали, права, обычаев, присущих человеку как члену общества;

  • деятельностныйсогласно ему культура представляет собой результат творчески- преобразовательной деятельности людей, а также разнообразные виды этой деятельности;

  • нормативное определение сводит культуру к образу жизни индивида, детерминируемого социумом (по мнению К. Уислера, образ жизни, которому следует община или племя, называется культурой);

  • в аксиологической интерпретации культура представлена как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом;

  • психологический подход делает акцент на адаптационных способностях человека, рассматривая культуру как сумму внебиологических приспособлений индивида к жизненным условиям (Г. Стейн назвал культуру «поисками терапии в современном мире»);

  • с точки зрения исторического подхода под культурой может пониматься определенная стадия в развитии общества (например, средневековая культура);

  • для семиотики культура является совокупностью знаковых систем, хранящих и передающих информацию, а для социологии — это способ организации жизни общества, способствующий установлению социальных связей на основе усвоения культурно значимого опыта.

Философский анализ культуры предполагает ее дифференциацию на основные виды. Общепринято дихотомическое деление культуры на материальную и духовную соответственно двум основным типам общественного производства. Под первой понимают совокупность материальных благ, средств и форм их производства, а также способов овладения ими. К духовной сфере обычно относят виды духовного творчества и его результаты ; в свою очередь, духовная культура подразделяется на религиозную, политическую, нравственную, научную, художественную и т.д. Культурологи специально оговаривают, что подобная дифференциация культуры не является абсолютной, поскольку у объектов материальной культуры есть и духовная сторона, а продукты духовного творчества, так или иначе, материализуются. К тому же, далеко не все ее феномены могут быть четко разграничены на материальные и духовные (например, наука, искусство). Тем не менее, несмотря на известную условность данной классификации и недостаточную определенность ее критериев, в ней представлены две стороны, образующие целостный феномен культуры

По своей структуре и содержанию культура представляет собой чрезвычайно сложную полифункциональную систему. Важнейшие функции, определяющие процесс жизни социума и личности, следующие:

  • познавательно-информационнная — указывает, что с помощью культуры индивид получает знания о мире, а также происходит накопление и трансляция культурно значимого опыта от поколения к поколению;

  • коммуникативная — необходима для осуществления процесса общения, ее основой является язык;

  • смысл регулятивной функции заключается в организации и регуляции взаимоотношений между людьми, принадлежащими к одной культурной традиции, либо к разным; она основывается на обычаях, нормах морали, правилах поведения, принятых в данном обществе;

  • аксиологическая — способствует формированию у человека определенной системы духовных ценностей и потребностей;

  • с помощью культуры человек не только осваивает мир, но и преобразует его, создавая новые духовные и материальные ценности, в этом состоит основное содержание ее преобразовательной функции;

  • участвуя в формировании и самосовершенствовании личности, культура реализует свою воспитательную функцию.

Одним из разделов культурологической науки является морфология культуры, предметом изучения которой является внутренняя структура культуры, а также формы и строение образующих культурное целое культурных феноменов и артефактов. Термин был введен немецким этнографом Л. Фробениусом для наименования направления в культурной антропологии, занимающегося исследованиями модификаций культурных элементов, перенесенных в иные природно-географические условия, или вступающих в контакты с другими культурами. Согласно его концепции, каждая культура, рождаясь из природных условий, «растет сама по себе» и нуждается в «питании»; культуры можно дифференцировать на мужские и женские, теллургические и хтонические (т.е. растущие из земли вверх или уходящие в нее корнями), патриархальные и матриархальные; у каждой культуры есть душа, характер, своя эмоциональная окраска (например, «пещерное чувство, неподвижность» Востока и «чувство далекого», свойственное Западу). Эту теорию Л. Фробениус назвал «морфологией культуры», она представлена у него такими разделами, как «анатомия культуры», «физиология культуры» и т.д.

Субъектом культуры является индивид или социальная группа, выступающие в роли носителя предметно-практической деятельности и реализующие в ее системе культуросозидающее начало, потребление и духовное освоение объектов культуры. Человек как субъект культуры является ее продуктом, производителем и потребителем. Сферой реализации активности субъекта выступает объект культуры – то есть конкретный элемент бытия культуры.

Культурогенез представляет собой один из видов социально-исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. В результате культурогенеза происходят не только процессы постоянного самообновления культуры и ее элементов, но и появление новых культурных феноменов.

Проблемы исторического происхождения культуры и ее последующей эволюции обсуждались мыслителями с античных времен, когда создание культуры приписывалось богам (Протагор), человеку (Демокрит), а сам процесс развития истории человечества получал различные интерпретации. В последующие культурно-исторические эпохи эти вопросы хотя и не были в центре философских изысканий, но все же периодически обсуждались. Тем не менее общепризнано, что впервые проблема культурогенеза стала предметом специального анализа в работах Э. Тайлора, Г. Спенсера, Л. Моргана, Э. Ф. Энгельса и других сторонников эволюционистского направления в культурной антропологии. Согласно их воззрениям, главная причина культурогенеза заключается в потребности человека и социальных групп адаптироваться к меняющимся условиям их существования за счет введения инноваций.

Культурная картина мира – система интуитивных или осознанных представлений о культурной реальности, зафиксированная в конкретных произведениях культуры. Каждому историческому периоду соответствует своя собственная культурная картина мира, более того, она создается каждым этносом, социальной группой, индивидом. Культурная картина мира выполняет ряд функций, среди которых важными являются мировоззренческая, познавательная и регулятивная. Культурная картина мира как отражение и восприятие реальности, различается у представителей разных этносов и получает свое концептуальное оформление в языке как неотъемлемой части национальной культуры.

Значительная семантическая и этимологическая нагрузка термина «культура» позволяет использовать его в разных смыслах. В течение долгого времени понятие культуры было близко понятию цивилизации, содержание и бытование которого в разные исторические периоды допускало различные трактовки. Французское слово «civiliser» означает «смягчать нравы, просвещать», а латинское «civilis» – «государственный, политический». Время и место появления этого термина в науке точно не установлено: его авторство оспаривают шотландец А. Фергюссон, понимавший под цивилизацией высшую ступень развития человеческого общества и французские философы Н. Буланже и П. Гольбах, связывающие с ним противоположную дикости и варварству стадию в социальном движении к прогрессу. Но считать XVIII век началом применения в языке и научном обиходе можно только само существительное «цивилизация», однако такие слова, как «цивилизованный», «цивилизовать» употреблялись задолго до этого времени. В следующем столетии под влиянием многочисленных этнографических открытий термин «цивилизация» начинает использоваться и во множественном числе, поскольку представление просветителей о западноевропейской цивилизации как безальтернативном пути развития для «отсталых» народов уступает место новому взгляду на человеческую историю как на сосуществование разнообразных локальных цивилизаций, несводимых друг к другу.

В гуманитарном знании под цивилизацией чаще всего понимается:

  • высокоразвитая, прогрессивная стадия в развитии общества, противоположная варварству;

  • совокупность материальных и духовных результатов деятельности человека;

  • синоним материальной культуры — так, Э. Фромм понимал под цивилизацией «мир вещей», тогда как духовные ценности, или «мир идей» образуют сферу культуры;

  • эталон разумно и справедливо устроенного социума (согласно европоцентристской установке — это западный тип общества);

  • идущее от Ф. Гизо различение единой общечеловеческой Цивилизации как вершины социального прогресса и образующих ее состав локальных цивилизаций;

  • совокупность исторических, географических и других особенностей существования какого-либо конкретного общества (например, древнеегипетская цивилизация);

  • особое состояние групповой жизни, метод устройства коллективной жизни.

Кроме того, помимо термина «цивилизация», используются и его аналоги: так, Н.Я. Данилевский называл цивилизации «культурно-историческими типами», О. Шпенглер именовал их «великими культурами», П.А. Сорокин «метакультурами», а в работах Л.Н. Гумилева они представлены как этносы.

В социокультурном знании вопрос о соотношении культуры и цивилизации является одним из наиболее дискуссионных, что обусловлено многозначностью трактовок этих понятий и отсутствием единой теории цивилизации. В истории культурфилософской мысли можно выделить несколько основных подходов к решению этой проблемы:

  • практически вплоть до XIX века понятия культуры (чаще всего материальной) и цивилизации употреблялись синонимично и до сих пор в обыденной практике они отождествляются;

  • начиная с работ Ж.-Ж. Руссо, который связывал с цивилизацией негативные явления в развитии общества, возникает тенденция разделять и противопоставлять эти понятия вплоть до их оппозиции (заключительным этапом развития культуры, вступлением ее в фазу умирания называл цивилизацию О. Шпенглер).

Если культура самобытна и национальна, то цивилизация нивелирует специфику локальных культур и по своей сути интернациональна. Совместимы ли понятия прогресс и цивилизация? Чаще всего они подразумевают друг друга, в тоже время с высоким уровнем развития цивилизации связаны и многие негативные явления в культуре, такие, как стандартизация мышления и образа жизни, всеобщая невротизация, возникающая из-за того, что человек не успевает адаптироваться к инновациям в социокультурной сфере, а стремление к комфорту и обретение его имеют своей оборотной стороной потерю смысла жизни.

Традиция понимать под цивилизацией и культурой искусственный, внеприродный мир начала складываться в период античности и с этого времени перед философией встала задача осмысления проблемы «культура и природа». Если на стадии первобытности человек еще не выделяет себя из природного бытия, ощущает свою неразрывную связь с природой, поклоняется ей, что отражено в мифологическом сознании и ранних формах религиозных верований (анимизм, тотемизм, фетишизм), то с переходом на стадию цивилизации формируется осознание антитезы «природа — культура», вследствие чего появляется слово «культура» для обозначения результатов деятельности человека, изменяющих его самого как изначально природное, биологическое существо и естественную среду его обитания.

Первые философы в центр своих размышлений поставили природу, пытаясь понять ее сущность и выявить закономерности ее развития, при этом основу единства универсума они усматривали в наличии общих для всех его объектов природных элементов — стихий (вода, воздух, огонь, почва), поэтому их концепции и получили название натурфилософских. Противоречие между природным как стабильным, неизменным и искусственным, привнесенным человеческой культурой, а потому подверженным трансформациям, первыми осознали софисты (Пиррон, Секст Эмпирик), сформулировавшие мировоззренческий вопрос об отношении духа к природе, а киники (Антисфен, Диоген) призывали людей возвратиться к естественному состоянию, рекомендуя образ жизни, подобный животным, то есть не регулируемый социальными нормами и запретами, ограничивающими свободу человека. Жизнь согласно природе проповедовали и стоики (Сенека, Марк Аврелий), подчеркивающие ее благотворное влияние на нравственность. Основоположник другого популярного в античный период учения, названного его именем, философ Эпикур, классифицируя человеческие потребности на природные и культурные (духовные), утверждал, что разумный человек должен стремиться к удовлетворению последних как приносящих наивысшее наслаждение. В Средневековье христианская религия, рассматривая природу как результат божественного творения, противопоставляла ее миру сверхъестественного как низшее высшему и, проповедуя аскетизм, требовала от человека подавления своего биологического начала для приближения к божественному замыслу. Новое время поставило перед обществом задачу овладения природой на основе научного познания закономерностей ее развития, при этом социальность стала считаться высшей ступенью развития природы. Против такого взгляда выступил Ж.-Ж. Руссо, для которого высокий уровень развития цивилизации не являлся абсолютной ценностью и потому философ предложил иной путь социальной эволюции — возвращение в природу, достижение гармонии с ней. Эти идеи были восприняты романтиками, которые манифестировали культ природы и естественности. И. Кант, рассматривая проблему «природа-культура» в когнитивном ключе, отмечал, что человек только думает, что познает природные объекты сами по себе, в их сущности, на самом же деле его взгляд детерминирован культурой, человек лишь орган познания, принадлежащий ей. С конца XIX века, благодаря открытию теории эволюции в культурфилософском знании становится популярным биологический подход к объяснению социальных и культурных явлений.

Большой интерес у исследователей вызывает еще один из аспектов этой проблемы — природа самой культуры. Этой теме посвящена известная работа американского аналитика А. Кребера «Природа культуры», где природа представлена как особая реальность, «суперорганическая» сущность которой несводима к законам развития органического и неорганического миров. Кребер, как и многие другие ученые (Г. Спенсер, О. Шпенглер, Э. Тайлор, А. Тойнби), сравнивает культуры с природными организмами, развивающимися аналогично и проходящими те же стадии в своей эволюции от рождения до расцвета, угасания и смерти.

В ХХ веке вопрос о взаимодействии культуры и природы в основном решается с двух противоположных позиций: сциентистской, согласно которой человек с помощью культуры стремится подчинить природу своим потребностям и антисциентистской, призывающей к отказу от насилия над природой, проповедующей естественный образ жизни как альтернативный существованию современного цивилизованного человека в созданном им мире урбанистической культуры. В формирующейся в наши дни в ряде высокоразвитых стран постиндустриальной цивилизации складывается новый подход к решению этой проблемы, основанный на принципе гармонизации отношений человечества и среды его обитания.

В XVIII веке французский философ Ш. Монтескье заложил основы так называемого географического детерминизма, согласно которому культурная жизнь во многом обусловлена и ограничена природными и географическими факторами. Цивилизованное общество, основанное на принципах разума и справедливости, руководствуется Духом Законов — правилами, которые дает человеку сама природа. Различие в климатах порождает различие в потребностях и образе жизни, а от последнего зависит разница в законах общественного устройства. Эти идеи развивали затем Л.И. Мечников, Ж. Брюн, Ф. Ратцель и др. Особенно возросло влияние концепции географического детерминизма к середине ХХ века, что потребовало теоретического оформления новой научной дисциплины, исследующей взаимодействие культуры и природной среды — экологической антропологии. В ее рамках сформировалась этническая экология, изучающая специфику традиционных систем жизнеобеспечения этнокультурных общностей, влияние сложившихся экологических взаимодействий на здоровье людей, воздействие культур на экологический баланс в природе. Сегодня возникает необходимость в создании новой экологической этики для регулирования отношений между человеком и природой, изучении закономерностей функционирования экокультурсистем, особую важность приобретают вопросы экологии человека и культуры. Впервые термины «биологическая экология» и «экология культуры» предложил различать Д.С. Лихачев, определяя задачу последней как сохранение культурной среды, созданной предшествующими поколениями, без чего невозможна духовная преемственность с прошлым.

Культура обычно определяется с помощью безличных терминов, однако свое конкретное выражение всегда находит на уровне отдельного человека — носителя культуры. Культура может пониматься и как самореализация человека, одновременно, культура формирует понимание человека.

Проблема культурологии в ее социальном аспекте есть различение культуры (совокупности небиологических способов поведения) и общества (структуры отношений между людьми), культуры и человека (участника социальных отношений и субъекта культуры), общества и человека. Проблема усложняется тем, что человек есть то, что о нем думает и как его воспринимает конкретная культура, а феномены культуры устойчиво воспроизводятся только в социуме. Однако, наше время обострило проблему личного выбора, в том числе и культурного; опыт тоталитарных диктатур, феномен все большего разделения массовой и элитарной форм культуры ставит вопрос об отношении общества и культуры, культуры и личности.

Традиционные культуры опознавали человека по внешним знакам — боевой раскраске, особой прическе, национальной одежде. Такая ситуация говорит о неразделенности человека и социума. Индивид жестко прикреплен к своей социальной группе, культурной позиции, виду деятельности. Люди воспроизводят обычные культурные феномены и социальные практики. Человек в традиционных обществах более, чем когда либо, является отражением социальных связей и культурных установок общества. Выражением такого соотношения человека, общества и культуры стала традиция как совокупности действий, передаваемых от поколения к поколению. Традиция воспроизводит одну и ту же форму личности, она может быть представлена как нерасчлененность технологии производства и культурных схем; человек же является лишь слепком с этих двух аспектов реальности. Крестьянин, самая распространенная «форма» человека в традиционных обществах, не только воспроизводит схемы технологии, завещанные ему предками, но и физически (возможность длительного физического труда) и духовно-психологически (спокойствие, консерватизм и т. д.) «приспособлен» к своей деятельности. Различные феномены такой культуры — аграрные религиозные праздники, стиль одежды, форма поселения — есть лишь органическое отражение социально-производственной практики.

Христианство в западном мире впервые поставило вопрос о возможном несовпадении и даже противопоставлении личности, общества и культуры. «Царство мое не от мира сего», — проповедовал Спаситель. Утверждая необходимость личных усилий в религиозной жизни, христианство было одним из важнейших шагов на пути эмансипации человеческой свободы из жесткого мира традиций. Однако сложившаяся под воздействием варварских традиций средневековая культура пренебрегала принципом авторства и оставалась по существу анонимно-авторитарной.

Современная культура, начиная с Возрождения, все больше раскрывает индивидуально-личностные характеристики человека. Портретная живопись стала наиболее выразительным признаком этого явления. Культура Нового времени отстаивает принцип личной свободы и социальных новшеств. Поведение людей регламентируется не обычаем и жестким табу, а различными рационально стандартизированными принципами. Такие принципы предполагают индивидуальные оценки, возможность выбора, личную свободу. Разделение культурных, социальных и технологических форм стало признаком Нового времени в Европе. Художественная критика стала выражением объективных стандартов искусства. Однако, постепенно, такая победа над безиндивидуальным миром традиций привела к отрыву стандартов деятельности от самой человеческой деятельности. Человек стал придатком стандартизированной культурно-социальной целостности. Культура «личностного» переросла в обезличенные формы. Культурное же творчество, начинающееся от некоего предчувствия до оформления феномена — все это оставалось в тени. Мотив индивидуального творчества в наиболее распространенных вариантах изложения истории культуры заменен развитием идей какого-либо направления, литературного, театрального, архитектурного и т. п. Творческая личность умерла в событийности биографий. Изучение художественной культуры идет почти исключительно через понятие обобщенного художественного образа. В результате классическая новоевропейская традиция обладает зафиксированным результатом (тексты, картины, формы быта), но не отражает полностью индивидуального аспекта человеческой культурной практики. Однако к концу XIX столетия стало ясно, что это и есть тот аспект, в котором строиться личное бытие человека, независимое от социальных и культурных стандартов. Культура XX века, вплоть до настоящего момента, от модерна до постмодерна, была попыткой поиска форм адекватного описания этого нестандартизированного, глубоко личного аспекта существования человека в культуре: от растворения личности в культуре тоталитарных обществ до развития индивидуального (а, следовательно, противостоящего стандартам) бессознательного в сюрреализме. Обострение проблемы соотношения культурных стандартов, социальных стереотипов и личных установок к рубежу тысячелетий переросло в новую ситуацию, обозначаемую терминами постмодернизм (применительно к культуре) и постиндустриальное общество (применительно к социуму). Стандарты более не являются определяющими для человеческой деятельности, наоборот, конкретные ситуации человеческих взаимоотношений формируют необходимые и большей частью недолговечные, существующие только на период человеческих контактов, нормы, причем стандарты общества меняются на протяжении одного поколения.

Таким образом, само содержание понятия «культура» имеет человеческое измерение. Культурные нормы не наследуются биологически, а приобретаются индивидом в процессе социализации методом научения. Невозможно представить процесс формирование личности вне культуры – ведь на него оказывают влияние множество факторов: это принятые в конкретном сообществе нормы, ценности и идеалы; это религиозные верования и традиции, в которых закреплен социокультурный опыт поколений и многие другие. Именно в культуре человек становится личностью и сам является главной целью ее становления. Так, согласно И.Г. Гердеру, человек, создавая культуру, одновременно создает самого себя.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие для студентов 4 курса дневного отделения по специальности 030501 «Юриспруденция» Издательство «Самарский университет»

    Учебное пособие
    Тарасов А.А. Судебная экспертиза по уголовным делам: спорные вопросы назначения, производства и оценки заключения эксперта: Учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008.
  2. Учебное пособие а. В. Демин рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов,

    Учебное пособие
    В настоящем пособии рассматриваются основные институты налогового права России. Большое внимание уделено теоретическому анализу основных налогово-правовых категорий, таких, как налоги и сборы, нормы и источники налогового права, принципы
  3. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 психология^

    Учебное пособие
    Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и бесе-X 917 ды & психологии* / Отв, ред. А.М.Айламазьян: Учеб­ное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521 — «Психология».
  4. Учебное пособие для студентов факультета экономики и управления здравоохранением медицинских вузов

    Учебное пособие
    Кравцова Е.С. История налоговой системы России. Учебное пособие для студентов факультета экономики и управления здравоохранением медицинских вузов. Курск: КГМУ, 2006, с.
  5. Учебное пособие для студентов и магистрантов педагогических специальностей

    Учебное пособие
    В учебном пособии изложены методики по выявлению критериев психодиагностической и психокоррекционной деятельности психолога в организации образования.

Другие похожие документы..