Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творче...полностью>>
'Литература'
1. Абдул Мажид Аль-Хатиб. Устройства использования энергии солнечных батарей для питания бытовых электропотребителей в условиях Ливана: автореф. дис ...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится 29 июня 2005 г. в 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д-212.166.10 по защите диссертаций на соискание ученой степени док...полностью>>
'Документ'
Цель работы: изучение и использование понятия программного массива как обобщения понятия переменной при программировании процедур на языке VB 6, созд...полностью>>

Министерство образования правительства калининградской области материалы к урокам для учителя по учебному предмету

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Суть соборности — высшее духовное единение людей на основе любви к Богу и ближним. В древнерусском искусстве соборность выражается в полном подчинении индивидуального творчества общим целям храмо­вой службы, в особой духовной сонастроенности на выражение обще­го молитвенного состояния.

Современному человеку многое в содержании древнерусских художественных произведений кажется непонятным и загадочным. «Духовная действительность» (Н. А. Бер­дяев), которую воплощало храмовое искусство, не могла передавать­ся в реальных образах. Поэтому в художественных произведениях Древней Руси использовались символы религиозного мышления. Соприкосновение двух миров, видимого и невидимого, ограниченного земного и безграничного Божественного, — вот та грань, на острие которой они родились. Иначе говоря, в христианском искусстве земное и небесное объединялись символическими образами.

Символы сопровождают человека в его жизни с древнейших времен. На протяжении всей мировой истории люди использовали свою способность распознавать и узнавать абстрактные изображения — знаки и символы — для предостережения, руководства, указания направления и передачи информации. В течение тысячелетий язык образов позволял творцам, художникам передавать глубочайшие мысли и чувства. Символ мог нести огромное количество информации и при этом оставаться простым и легко запоминающимся. Известно, что некоторые символы наделены не одним, а множеством значений.

Общепринятая система жизненных символов позволяет людям чувствовать гармонию друг с другом, обществом и космосом, побуждает к коллективным действиям. Люди до сих пор сражаются и умирают под эмблемами, штандартами и знаменами, имеющими символическое значение.

Понятие «символ» происходит от греческого «символон», что значит «знак, печать, признак». В искусстве он является выразителем определённой художественной идеи. Помимо этого - основного - значения, термин «символ» обладает ещё одним: соединение, связь, часть предмета, явления или понятия, дополняющая его до целого.

В древности существовал обычай: расставаясь надолго, люди разделяли на части какой-либо предмет, у каждого определенная часть. Спустя много лет, с помощью этого фрагмента они могли опознать друг друга, или подать о себе весть. Посланец, доставивший сообщение (например просьбу о помощи), в качестве подтверждения демонстрировал этот опознавательный знак. Соединив части предмета в целое, можно было убедиться в достоверности его слов. Отсюда и понимание символа - как свидетельства об истине.

Христианское искусство говорит с нами на языке символов. Глубоко символична архитектура православного храма. Своей символикой наделён каждый элемент иконы. Однако язык иконы сформировался не сразу. Догмат иконопочитания был принят в 787 году. В первые же века христианства, наряду с традиционными (т. е. выполненными в рамках античной изобразительной грамоты), присутствовали изображения символические. При чём, чаще всего встречались именно символическими. Можно предположить, что здесь сказывалось влияние ветхозаветной религии, запрещавшей изображение Бога.

Древнехристианские символы.

Агнец (жертвенный ягненок). В Евангелии Христос прямо именуется Агнцем Божиим, Который берет на себя грех мира (Ин. 1, 29). Т. е. Он является жертвой, которая приносится в счет искупления всех грехов человеческих. «Его язвами мы исцелились, - говорит пророк Исаия, - Он был как агнец непорочен перед стригущим Его, безгласен, не отверзал уст Своих». Жертвоприношения животных (ягнят, козлят, телят) в Ветхозаветной Церкви приносились в знак покаяния в грехах, в знак признания человеком своих грехов и считались залогом омовения грехов жертвенной кровью.

Но вот Сам Бог воплотился и принес Себя в жертву за грехи всех людей. Какая жертва может быть больше этой? «Нет большей жертвы, как если Бог Сам Себя ею соделывает». Поэтому в христианской Церкви прекращаются жертвоприношения животных, но почитается Божественное жертвоприношение. Теперь верующий человек стремится соединиться с Богом через причастие этого Агнца, через причастие Его Тела и Крови, совершаемого в Таинстве Евхаристии (Причащения), чтобы стать причастным к искуплению, омыть себя от грехов.

Пастырь добрый. Этот символ имеет особое догматическое содержание: «Пастырь – воплощенный Бог – несет на Себе заблудшую овцу – падшую человеческую природу и сочетает ее со Своей Божественной Славой», - так пишет искусствовед и религиовед Успенский Л. А. Христиане считают, что Бог стал человеком, восприняв страдающую и болезненную, искаженную природу человека на Себя, и в Себе Самом исправил ее, привел к норме, которою является святость человеческой природы Теперь каждый, кто сочетается со Христом, «да не погибнет». Этот образ Пастыря имеет прямую связь с образом Спасителя в притчах о Добром Пастыре и заблудшей овце.

Младенец (юноша), примиряющий овцу со львом. В одном из пророчеств Исаии говорится о младенце, который принесет мир и благоденствие, у ног которого лев станет кротким ягненком, а ягненок не убоится льва. Этот образ сильно повлиял на художественную (творческую) мысль античных писателей рубежа эр, во времена перед Рождеством Христовым. Христиане считают, что этот младенец, примиряющий овцу со львом, - образ Царствия Небесного, рая, где Христос устанавливает гармонию нравов и естества.

Рыба – один из древнейших и распространенных христианских символов. Аббревиатура (начальные буквы) греческой фразы Ιησοΰς Иисус Χριστος Христос, Θεοΰ Фэу Υίος Ийосс, Σωτηρ Сотир (Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель) – складывается в слово Ιχθΰς (Ихтис или Ихсис), что значит по-гречески РЫБА. Если обратиться к евангельским сюжетам, то символы рыбы и рыболова не только часто присутствуют в них (апостолы-рыбаки, рыбная ловля, насыщение рыбами и т. д.), но и имеют вполне определенное смысловое наполнение: «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4, 18.19). Св. Климент Александрийский в своем гимне Спасителю восклицает: «Ловец смертных (рыболовов), Тобою спасаемых! Ты уловляешь чистых рыб в волнах неприязненных из моря нечестия для жизни блаженной». По мнению христиан, Христос - Ловец уловляет апостолов и делает их самих ловцами для уловления людей в сети спасения. Но можно привести в пример антиобраз: уловление людей в сети погибели (наркозависимость и т.п.). Церковные писатели нередко трактуют образ рыбы как раннехристианский символ Евхаристии (Причащения Тела и Крови Христа), ссылаясь на чудо насыщения двумя рыбами и пятью хлебами пяти тысяч человек. Сами слова «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» являются первым вариантом христианского Символа веры.

Птица Феникс. Первые упоминания о сказочной птице Феникс мы находим в трудах греческого историка Геродота. Согласно легенде, эта птица, размером с орла и с пурпурно-золотым оперением, зная о приближении смерти, затворялась в кокон, сожигала его и возрождалась вновь. Отсюда пошло выражение «восстать из пепла, как Феникс». Этот символ бессмертия был принят христианами как образ всеобщего воскресения. Нередко птицу Феникс изображали на Престоле, где возлежит Евангелие, которое также является символом Христа. Это образ Второго Пришествия Христа, связанного со Страшным Судом, и именуется такое изображение «этимасия», что значит «готовность», «предуготовление».

Куриное яйцо, окрашенное в красный цвет, считается символом Воскресения Христова.

В языческом мире яйцо было символом устроения мироздания, символом жизни. У христиан оно приобретает еще более глубокий смысл, а именно - победы Христа над смертью. С виду яйцо безжизненно, но в свой срок оттуда вылупляется живое существо – птенец. Так и Иисус Христос был после смерти заключен во гробе, а на третий день – воскрес. У христиан есть обычай дарить друг другу крашеные яйца на праздник Пасхи – Воскресения Христова.

Существует церковное предание, которое повествует о том, как появился этот обычай.

Предание о Марии Магдалине

Прежде чем Иисус Христос вознесся на небо, Он велел своим ученикам идти по всему миру и проповедовать людям то, чему Он их учил. Пошла на проповедь и Мария Магдалина. Евангелие говорит, что она первой узнала, ении Иисуса Христ, когда рано утром пришла к Его гробу, чтобы омыть драгоценным маслом (миром) Его тело. Камень, приваленный к пещере – гробу, был отвален Ангелом, который сказал ей, что Христос воскрес.

Мария Магдалина, как и другие ученики, ходила из страны в страну и всюду рассказывала о Воскресении Христовом. Однажды, придя в Рим, она явилась во дворец к императору Тиберию. Ее допустили к нему, так как Мария принадлежала к знатному роду, и при дворе ее знали.

В те времена, приходя к императору, люди приносили ему что-либо в дар. Богатые – драгоценности, а бедняки – что могли – хотя бы только одно яичко. Мария принесла императору одно куриное яйцо и, подав его, громко сказала: «Христос воскрес!» Император был удивлен ее поведением и словами, поэтому возразил: «Как может кто-нибудь воскреснуть? Это невозможно. Скорее белое яйцо покраснеет, чем я поверю в это». Но не успел он договорить, яйцо в его руке стало кроваво-красным.

Об этом чуде узнали многие христиане и появилась традиция - на праздник Пасхи поздравлять друг друга и приветствовать друг друга так, как приветствовала императора Мария Магдалина, ученица Христова. Но в отличие от неверующего императора, христиане в ответ на приветствие «Христос воскрес!», выражают свою веру словами: «Воистину воскрес!».

Павлин в христианском искусстве рассматривается как символ бессмертия, т. к., по древним поверьям, его мясо не подвержено гниению.

Петух является символом пробуждения от греховного сна. А после отречения и покаяния Петра, петух воспринимается как символ свидетельства о грехах, раскаяния, прощения и спасения.

Пеликан. Легенда повествует о том, что эта птица в засуху и голод, сама себе клювом разрывает грудь и насыщает птенцов своей кровью. Таким образом, это символ жертвенной любви Бога к людям.

Виноградная лоза. В Евангелии от Иоанна Христос сказал: «Я есть лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода…» (Ин. 15, 5). Лоза имеет корни, у ветвей их нет, но они питаются от лозы и через лозу обретают связь с источником своей жизни. Лоза же от корней вырастает, т. е. Имеет одно естество с ними. Если же ветвь отпадет от лозы, то, поскольку не имеет корней, засохнет. В Евангелии есть образ родной ветви, которая отпадает от лозы и погибает, а есть образ чужой ветви, привитой к лозе и открывающей свои сосуды, каналы для живительного сока. И тогда дички тоже обретают силу лозы. Как считают христиане, это, с одной стороны, образ язычников первых веков н. э., а с другой – образ вообще человека, воспитанного в неверии, но пришедшего к вере. Лоза и сегодня нередко встречается в убранстве храма. С использованием ее элементов выполняется резьба на Царских вратах и иконостасе, роспись стен храмов, вышивка богослужебных облачений и т. д.

Монограмма Христа - в виде соединённых букв «Х» и «Р», иногда ее обрамленных изображением тернового или лаврового венца. В славянской традиции эта монограмма расшифровывается как «Рождество Христово» или «Христос». В обоих случаях расшифровка верна, поскольку это не противоречит ни догмам, ни канонам. Подобную монограмму изображали еще римские христиане III века. Сегодня она также встречается на многих иконах и росписях храма. В некоторых случаях в эту монограмму включают две греческие буквы: α альфа ω омега, - согласно словам из откровения святого евангелиста Иоанна Богослова: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец…» (Откр. 21, 6). «Начало» и «конец» - слова-символы, выражающие абсолютную Полноту и абсолютную Истину. Буквы α и ω часто изображаются на нимбе с боков главы Христа.

Крест - главный символ христианского искусства. Он почитается всеми христианами (кроме некоторых протестантов) и означает жертвенность как спасение. В 73-м апостольском правиле внутрицерковной жизни есть напоминание о значении почитания изображений святого Креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения». Первые христиане не изображали сцены Распятия. Почитание этого события стало реально устанавливаться только после отмены смертной казни через распятие.

За долгие тысячелетия этот главный христианский символ не раз менялся. Вот основные формы Креста:

1. Крест Господень — четырехконечный, равносто­ронний; согласно учению, к нему привязаны все кон­цы вселенной, четыре стороны света. Удлиненная нижняя часть такого же Креста зна­менует долготерпение Божественной любви, отдав­шей Сына Божия на распятие за грехи мира.

2. Крест четырехконечный с полукружием внизу, с концами полумесяца, обращенными вверх, с древних времен ставят на куполах храмов. Означает этот сим­вол — якорь спасения, якорь упокоения нашего в Небесном Царстве, такое толкование соответствует понятию о храме как о корабле, плывущем в Царство Божие.

3. Крест восьмиконечный. У него средняя пе­рекладина длиннее других, над ней одна прямая по­короче, под ней тоже короткая перекладина, один конец которой поднят и обращён на север, второй опу­щенный — обращён на юг. Согласно Церковному Преданию, благоразумный разбойник, распятый одесную (по правую руку) Спасителя, вошёл вместе с Ним в рай, а разбойник, распятый ошую (с левой стороны), отправился в ад. Форма этого Креста более соответствует тому, на котором распяли Спасителя. Поэтому он является не только знаком, но и образом Креста Христова. Верх­няя перекладина — табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский», прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя. Нижняя — подставка для ног, предназначенная служить для увеличения страданий Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить тяжесть тела, опираясь на неё, чем только продлевается нестерпимое мучение. Когда на восьмиконечном Кресте изображён Распятый Христос, Крест в целом выражает полный образ распя­того Спасителя и содержит в себе всю полноту силы, заключённой в крестном страдании Господа. Это ве­ликая и страшная святыня.11

Символы сами по себе неоднозначны по содержанию, и за внешней, упрощенной для доступности восприятия формой скрывается глубокий смысловой план. Обусловленность глубины христианской символики отражает непередаваемую обычными человеческими средствами реальность, которая позволяет человеку постигать ее бесконечно.

            1. Тема №11. Иконопись. Символика и традиции

Вместе с христианством Русь получила от Византии и совершенно особый вид искусства – ИКОНОПИСЬ.

Если мы заглянем в словарь, то увидим, что об иконе говорится там как об особой разновидности религиозной живописи. Однако удобнее определить икону не как «живопись», а как полную противоположность ей. Ведь к живописи икону можно отнести лишь по чисто формальным признакам: и картина и икона создаются на плоскости при помощи цвета. Во всём остальном они не похожи, как не похожи небо и земля.

И, прежде всего, различие это заключается в их предназначении.

Радовать глаз зрителя, передавать мысль автора, демонстрировать его мастерство - вот задача картины. Ею можно любоваться, восхищаться, оценивать её. При помощи картины художник обращается к нам на языке изобразительного искусства, раскрывает свою личную точку зрения на то или иное событие, явление, обстоятельство. Поэтому-то в завершение работы художник ставит на полотне свою подпись – это утверждение его собственного взгляда на мир. И мы, стоя перед живописным произведением, как бы общаемся с автором.

Предназначение иконы принципиально иное. Она создаётся для молитвы, поклонения, чудотворения. То обстоятельство, что многие иконы восхищают своими художественными особенностями, – не самоцель иконописца. Он создавал, прежде всего, молельный образ и делал это не столько своими силами, сколько силами Божественной Благодати. Передавал не своё частное мнение, не свою фантазию, чувства, мысли, но опыт Церкви и Откровение Божье. А главным является даже не образ (именно так переводится с греческого слово «икона»), но Первообраз, т. е. тот, кто изображён. Поэтому-то, поставленная в завершение работы подпись, содержит не имя иконописца, а имя того, кто изображен на иконе. И мы, стоя пред иконой, молитвенно общаемся именно с Первообразом.

Само слово «живопись» - «писать живо», т. е. как в жизни, нам указывает еще на одно отличие иконописи от нее. Живописец, создавая свое произведение, показывает события и людей так, как они, по его мнению, могли выглядеть на земле. «По его мнению» - потому что, работая в религиозном жанре, художники не имеют возможности видеть тех, кого изображают, - из-за несовпадения во времени жизни на земле, поэтому прибегают к услугам натурщиков, внешне соответствующих представлению художника о том или ином персонаже картины. Взгляд же иконописца направлен не к земному, но к Небесному миру. Он пишет святых, Богородицу, Господа не в их земной жизни, а пребывающими в вечности.

Но Царствие Небесное устроено по другим законам. Невозможно земными глазами увидеть и земными средствами изобразить жизнь Горнего мира. Поэтому икона не показывает его, а рассказывает о нём на особом языке – языке символов. Этот язык вырабатывался на протяжении нескольких столетий и был закреплён в виде иконописного канона (свода положений, носящих нормативный характер).

В иконе символично всё, начиная с материала. Икону начинают тво­рить с изготовления дос­ки. А пишется образ на дощатом щите неспроста — он долговечен, обладает силой природной гармо­нии и красоты. Кроме того, твёрдость деревянной основы символизирует твёрдость веры православной, в отличие от холста – легко меняющего свою форму. Для изготовления щита иконы используют дре­весину липы, сосны, ели, ольхи, лиственницы. Щит иконы склеива­ют из хорошо высушен­ных досок. А чтобы они не изгибались при посте­пенном усыхании, икону укрепляют с тыльной стороны шпонками. За­гоняют шпонки в пазы, имеющие профиль «лас­точкиного хвоста». На лицевой стороне щита выбирается неболь­шое углубление — ков­чег:символ горнего мира. Мир види­мый представлен на ико­не полями, окружающи­ми ковчег.

В иконописных изображениях каждый, даже небольшой, элемент несёт в себе определённое символическое значение. Самый распространённый и обязательный символ в иконе – нимб. Он указывает на святость того, кто изображён. Это тот свет Божественной благодати, который стяжали святые своей праведной жизнью и который недоступен нашему зрению, в силу греховной поврежденности человека. Интересно, что в религиозной живописи, как и в католических иконах, нимб пишется иначе (если пишется вообще). Там его изображают в виде круглого плоского предмета, висящего над головой и больше напоминающего венец, данный праведнику за труды.

Многие символы сложно выделить в иконе как отдельный элемент. Символическое значение имеет даже сам принцип изображения. Например, пропорции фигуры человека. (Для иллюстрации можно взять икону деисусного ряда) Легко заметить, что пропорции несколько «деформированы». Фигуры слишком вытянуты в высоту… В этом выразилась идея преображённой плоти, обитающей в мире горнем. Кроме того, высота физическая символизирует высоту духовную. Сами тела и предметы в иконах практически лишены объёма и каких бы то ни было натуралистических подробностей. Они бесплотны и невесомы. И это является символом победы духа над плотью.

Интересный пример - горы. Они присутствуют практически в каждой сюжетной иконе. Иконописные изображения гор значительно отличаются от живописных. Ведь в иконах они – не просто пейзаж, а символ Горнего мира и одновременно - символ духовного восхождения. Поэтому горки имеют лещадки - стилизованные ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы духовного восхождения.

Ещё одна интересная особенность языка иконы, отличающая её от живописи, – это принцип изображения пространства. Картина строится по законам прямой перспективы, согласно которым на линии горизонта есть предполагаемая точка схода. По мере приближения к ней и, соответственно, удаления от глаз зрителя, любой объём стремится к нулю. Таким образом, каждый, кто смотрит на картину представляется сам себе своего рода центром Вселенной. И любой предмет имеет величину и значение лишь в той мере, в какой он приближен к человеку. Иконописное пространство пишется по законам так называемой обратной перспективы, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а где-то за спиной предстоящего у иконы человека. Таким образом, мир Горний как бы изливается в мир дольний, вовлекая человека в молитвенное соучастие. Второе значение обратной перспективы – это сообщение человеку покаянного настроя, чувства Величия Божия, в сравнении с которым сам человек уже ни является центром Вселенной.

Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. Ведь в Горнем мире время уступило место вечности. На иконе Преображение Господне (Новгород. XVвек) можно увидеть Христа, поднимающегося на гору с учениками, и преобразившегося Господа, а учеников «павших на лица своя», и их же, спускающихся с горы. В иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к месту успения Богородицы, и те же апостолы, стоящие у Её одра.

Цвет, выбираемый иконописцем, тоже не случаен. Каждый имеет особое значение. Поэтому цвета не смешиваются. Иконописцы используют яркие, локальные цвета.

              1. Символика цвета в иконе:

  1. Золотой – символ Великолепия Небесного Царства, где нет ночи.

  2. Пурпурный (багряный) – Царской власти: Бога на Небе; императора на земле.

  3. Красный – а) цвет тепла, любви, жизни; символ воскресения, победы Жизни над смертью; б) цвет крови, мучений, жертвы Христа.

4) Белый - символ Божественного света. Цвет чистоты, святости и простоты.

5) Синий и голубой – цвета Неба, бесконечности, вечности. Синий – цвет Богородицы.

6) Зелёный – цвет травы, листьев, юности, надежды, вечного обновления; символ Земной жизни.

7) Коричневый – цвет тления и праха. Иногда примешивается к красному в одежде Богородицы, как символ Её человеческой природы.

8) Чёрный – символ смерти и зла.

Конечно, необходимо отметить, что иконописный канон – не жёсткая схема, которая требует лишь слепого повторения однажды обнаруженного идеала. За иконописцем всегда оставалось право на творчество. Но творчество это было свободно от поиска новых форм (они уже найдены) и поэтому могло целиком сосредоточиться на поиске глубины содержания. «Чем устойчивее и тверже канон, — пишет знаменитый русский бого­слов священник Павел Флоренский, — тем глубже и чище он выражает общечелове­ческую и духовную потребность: кано­ническое есть церковное, церковное — соборное, соборное же — всечеловече­ское»

          1. Приложение к теме «Иконопись. Символика и традиции» №1

Отличие иконы от картины

картина

икона

1

Предназначение

Общение с автором

Молитва (общение с Богом)

2

Подпись

Имя художника

Имя святого

3

Основа

Холст – поверхность зыбкая, легко меняющая форму

Дерево – поверхность твёрдая – символ твёрдой веры православной

4

Нимб

Изображается по усмотрению художника

Обязателен. Это символ святости

5

Пропорции

Соответствуют анатомическому строению тела человека

Несколько изменены. Фигуры вытянуты вертикально – это символ высоты духовной

6

Объём

Передаётся как можно натуралистичнее

Изображение условно, бесплотно

7

Перспектива

Прямая

Обратная

8

Цвет

Помогает передать окраску предметов, влияние окружающей среды, эмоциональную выразительность

Выполняет символическую функцию

Таблицу можно заполнять вместе с детьми в процессе урока, или предложить в качестве самостоятельного домашнего задания

Примечание: Говоря о предназначении иконы, мы упомянули о «поклонении». Это обстоятельство вводит в заблуждение некоторых представителей иных конфессий. «В Библии говорится «Не сотвори себе кумира»! Нельзя поклоняться творению рук человеческих!» - не устают повторять они. Однако между иконой и идолом существует целый ряд радикальных различий:

  • Идолы – это нечто созданное фантазией человека / Икона изображает лишь тех, кто являл себя людям (святые, Богородица, Господь жили на Земле)

  • Идолы – это объект поклонения / Икона даёт возможность через образ поклониться Первообразу. Христианин во время молитвы поклоняется не доске и краскам, но тому, кто изображён на иконе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области «О проблемах гражданско-правового образования в Калининградской области»

    Доклад
    Одной из основных задач Уполномоченного по правам человека в Калининградской области является содействие правовому просвещению граждан. Особая роль отводится Уполномоченным гражданско-правовому образованию детей и молодежи.
  2. Калининградская областная дума постановление (2)

    Доклад
    Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2005 год" принять к сведению.
  3. Школа станет электронной состоялось совещание рабочей группы по вопросам образования

    Документ
    Общеобразовательные школы работают и живут в ожидании больших перемен перехода на новые образовательные стандарты. Так осуществляется реализация национального проекта "Образование", который касается практически каждого жителя страны.
  4. Понкин И. В. Половое воспитание школьников в России. Материалы к оценке ситуации // Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв ред и сост д. ю н., проф. М. Н

    Документ
    Понкин И.В. Половое воспитание школьников в России. Материалы к оценке ситуации Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв.
  5. Мониторинг региональных сми по теме: «образование» (4)

    Документ
    Губернатор Калининградской области намерен предложить Совету по молодежной политике совместно с региональным Правительством разработать программу борьбы с пьянством.

Другие похожие документы..