Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Організаційним центром методичної роботи з педагогічними працівниками в закладі освіти є шкільний методичний кабінет. Очолює його завідувач, якого об...полностью>>
'Реферат'
Методологический анализ структуры и содержания классической механики как пример фундаментальной теории. Предмет классической механики. Границы примени...полностью>>
'Книга'
Предлагаемое руководство объединяет практические занятия по технологии лекарств аптечного приготовления и заводского производства, что позволяет искл...полностью>>
'Книга'
М. В. Ильин, канд. пед. наук, доцент, проректор по учебно-методиче­ской работе Республи­кан­ского института профессионального образования (РИПО); Н. ...полностью>>

Министерство образования правительства калининградской области материалы к урокам для учителя по учебному предмету

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Каждое время выдвигает свой духовный идеал, в основе которого - образец реальной личности, современ­ной или исторической. В отличие от Запада, где в последовавшее за средневековьем время идеал святости и праведности посте­пенно начал вытесняться образом светского героя, русский народ веками хранил верность своим духовным идеалам. Потому чти­мые в стране святые - кроткие отроки Борис и Глеб, мудрый Владимир Красное Солнышко, жертвенный патриарх Гермоген, исполненный утешительной любви к людям Сера­фим Саровский — были теми эталонами, которые форми­ровали душу и сердце народа. В них видели как пример нравственного подвига, так и путеводную нить по­вседневной жизни.

Святой Александр Невский занимал в этом ряду народ­ных героев особое место. Немало было на Руси князей-воинов, отважных защитников Отечества. Но народ запомнил и отобрал того, в ком увидел вполне осуществ­ленным свое представление об идеальном защитнике родной земли, о справедливом правителе и хрис­тианине на княжеском троне. Слившись вместе в народном сознании, эти представления создали образ благочестивого князя, память о котором не раз укрепляла русское воинство в самые трудные для России годы.

Церковь прославила князя за его смирение перед Богом, милосердие и кроткое служение ближним, по­мощь народу в дни испытаний и бедствий. «Он….митрополита и епископов чтил и слушал их, как Самого Христа, — пишет летописец. - Как отец заботился о народе...». Казну князь щедро расточал на выкуп пленных, ко­торых татары толпами уводили в Орду. При помощи мит­рополита Кирилла он добился у хана разрешения открыть в Орде Сарскую (позже перенесенную в Крутицы) и Подонскую епархии, священники которых окормляли остаю­щихся в плену православных и обращали в Православие татар. Удалось добиться и отмены службы русских в татар­ской армии. В краткие передышки между вражескими набе­гами строил князь Александр города, храмы, улаживал междоусобицы. «Князь благ в странах, не сбирая богатства и не презря кровь праведнику, сироте и вдовице вправу судя, милостолюбец, и не златолюбец, благ домочадец своим...», — в этих словах летописи раскрыты высокие нравственные качества князя, запомнившиеся народу.

Будучи верным сыном Православной Церкви, князь рез­ко отверг притязания папы и римских миссионеров: «В вашем учении не нуждаемся и не примем его», - хотя велик был соблазн ценой уступок в вере примириться с немцами и получить от них какую-то помощь для борьбы на Востоке. Выдающийся современник Александра - князь Даниил Галицкий под­дался этому соблазну, однако не добился желаемого, ибо не в укреплении православной Руси заинтересован Запад.

Единственно небесной помощи и святым молитвам приписывал Александр Невский то, что ему удавалось свершить, начиная и завершая все свои дела в храме Божием. Почувство­вав приближение смерти, князь принял постриг и схиму с именем Алексий. В тот миг, когда он умер, митрополиту Кириллу было видение: перед ним как живой, но в незем­ном сиянии, появился великий князь. Митрополит понял, что доблестного защитника Отечества не стало, и со слеза­ми произнес: «Зашло солнце земли Русской!»

Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении. Нетленные мощи Александра Невского были открыты, по видению, перед Куликовской битвой - в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование в его честь. К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена.

30 августа 1721 года  (12 сентября по новому стилю) Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу. Спустя 3 года 30 августа 1724 года мощи были перенесены и установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Перенесение мощей отмечалось в Петербурге грандиоз­ным крестным ходом от Исаакиевского собора по Невскому проспекту к Лавре имени благоверного князя. Шествие сопровождалось чудесными звуками акафистного пения:

«Радуйся, о благе народа усердно в житии своем пекийся! Радуйся, всем нам образе вернаго Богу служения!», — в этих словах заключается смысл жизни и подвига святого благоверного князя Александра Невского.

Русский поэт Аполлон Майков написал стихотворение о святом Александре:

Ночь на дворе и мороз.

Месяц – два радужных светлых венца вкруг него…

По небу словно идёт торжество;

В келье ж игуменской зрелище скорби и слёз…

Тихо лампада пред образом Спаса горит;

Тихо игумен пред ним на молитве стоит;

Тихо бояре стоят по углам;

Тих и недвижим лежит, головой к образам,

Князь Александр, черной схимой покрыт...

Страшного часа все ждут: нет надежды, уж нет!

Слышится в келье порой лишь болящего бред.

Тихо лампада пред образом Спаса горит...

Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит...

Сон ли проходит пред ним, или видений таинственных цепь —

Видит он: степь, беспредельная бурая степь...

Войлок разостлан на выжженной солнцем земле.

Видит: отец! смертный пот на челе,

Весь изможден он, и бледен, и слаб...

Шел из Орды он, как данник, как раб...

В сердце, знать, сил не хватило обиду стерпеть...

И простонал Александр: «Так и мне умереть...»

Тихо лампада пред образом Спаса горит...

Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит...

Снится ему Ярославов в Новогороде двор...

В шумной толпе и мятеж, и раздор...

Все собралися концы и шумят...

«Все постоим за святую Софию, — вопят, —

Дань ей несут от Угорской земли до Ганзы...

Немцам и шведам страшней нет грозы...

Сам ты водил нас, и Биргер твое

Помнит досель на лице, чай, копье!..

Рыцари, — памятен им пооттаявший лед!..

Конница словно как в мире летит кровяном!..

Бейте, колите, берите живьем

Лживый, коварный, пришельческий род!..

Нам ли баскаков пустить

Грабить казну, на правеж нас водить?

Злата и серебра горы у нас в погребах, —

Нам ли валяться у хана в ногах!

Бей их, руби их, баскаков поганых, татар!..»

И разлилася река, взволновался пожар...

Князь приподнялся на ложе своем;

Очи сверкнули огнем,

Грозно сверкнули всем гневом высокой души, —

Крикнул: «Эй вы, торгаши!

Бог на всю землю послал злую мзду.

Вы ли одни не хотите его покориться суду?

Ломятся тьмами ордынцы на Русь — я себя на щажу,

Я лишь один на плечах их держу!..

Дружно, что бор вековой, подыматься, расти,

Веруя в чаянье лучших времен, -

Все лишь вконец претерпевый спасен!..»

Тихо лампада пред образом Спаса горит...

Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит…

Тьма, что завеса, раздвинулась вдруг перед ним...

Видит он: облитый словно лучом золотым,

Берег Невы, где разил он врага...

Вдруг возникает там город... Народом кишат берега…

Флагами веют цветными кругом корабли...

Гром раздаётся; корабль показался вдали...

Правит им кормчий с открытым высоким челом...

Кормчего все называют царём...

Гроб с корабля поднимают, ко храму несут,

Звон раздаётся, священные гимны поют...

Крышу открыли... Царь что-то толпе говорит...

Вот перед гробом земные поклоны творит...

Следом — все люди идут приложиться к мощам...

В гробе ж, - князь видит, — он сам...

Тихо лампада пред образом Спаса горит...

Князь неподвижен лежит...

Словно как свет над его просиял головой —

Чудной лицо озарилось красой,

Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой

Сердце ощупал его и чело —

И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!».

Для работы с текстом могут быть использованы следующие вопросы:

  1. О каких событиях из жизни благоверного князя Александра Невского в этом стихотворении говорится?

  2. Какими словами поэт характеризует святого?

  3. Как вы понимаете слова митрополита Кирилла: «Наше солнце зашло!»?

Александр Невский разбил немец­ких ливонских рыцарей в 1242-м. Учинив врагу «ле­довое побоище» на Чудском озе­ре, дружина Александра остано­вила тогда стальную лавину кре­стоносцев, мечтавших покорить Русь. А ровно 700 лет спустя - в 1942 году, - Павел Дмитриевич Корин – знаменитый русский художник XX века - создал портрет князя-героя. Это было тяжелые для России дни борьбы с немецкими захватчиками.

Перед лицом грозной опасности русские люди по-особому воспринимали геро­ическое прошлое своей страны, обретая в нем духовную поддержку. В июле 1942 года были учреждены ордена Суворова, Кутузо­ва, Александра Невского. Великие полко­водцы снова «становились в строй», чтобы помочь Родине одолеть врага.

Тогда же для Всесоюзной художественной выставки «Ве­ликая Отечественная война» было решено создать историческую композицию «Алек­сандр Невский». Написать её предложили Корину. Павел Дмитриевич не считал себя живописцем исторической темы, но он решил, что написать эту патриотическу картину – его долг. Ведь шла война, и каждый гражданин своей страны обязан был делать все, что в его силах.

Историю Корин чувствовал остро, глубоко изучал произведения русских историков - Соловь­ева, Ключевского, Карамзина. Да и род свой — род палехских крестьян-иконопис­цев знал до XVII века. И разве не историческим было задуманное им еще в 20-е годы полотно, которое Алексей Максимо­вич Горький назвал «Уходящая Русь»?

Те­перь предстояло создать Русь вечную, не­преходящую.

«Натура» нашлась в Историческом музее. Кольчуга, латы, поножи — всё подлинное. Шлем — Ярослава, меч — Всеволода.

Павел Дмитриевич задумал написать триптих — три полотна, символизирующие духовную связь времен, непобедимость русского народа, красоту родной земли.

Холодно было в Москве, тревожно. До дома на Малой Пироговской доле­тало и эхо Сталинградской битвы и артоб­стрелы блокадного Ленинграда, не отпуска­ла боль за поруганный Новгород. В эти тяжелые дни конца 1942 года и рождался прекрасный образ защитника земли русской.

«Я родился на древней Владимиро-Суздальской земле, в самой сердцевинной части России»,— не раз повторял Павел Дмитриевич с гордостью. И вот теперь эта любовь к Родине, тревога за нее, вера в победу должны были перейти на холст.

Шли, дни а полотно все еще остава­лось чистым: не было мо­дели, подходящей натуры. Павел Дмитриевич часто вспоминал бесконечно любимого им Шаляпина, размышляя: а как бы Федор Иванович предстал в образе Невского? Какая была бы стать, посадка головы, как держал бы руки? И мужиков-палешан - вспоминал: как пели на зорьке во время сенокоса, как шли, усталые, по селу. «Се бо люди крыла­ты»,— повторял слова из летописи... И постепенно образ могучего защитника Руси возникал во всех деталях перед его глазами

Огромное полотно было закончено за три недели. Правда, уже на выставке Павел Дмитриевич переписал меч. Но, в общем, работой остался доволен, сказав: «Кажется, удалось».

Позже вспо­минал: «Я писал Невского в годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух народа, который встал во весь свой гигант­ский рост».

Когда художник писал Невского, он помнил слова политрука Клочкова: «Велика Россия, но отступать некуда, позади Москва!».

Боковые полотна триптиха были написаны в 1943 году. Левая часть — это повесть о северном крае и его людях. «Северная баллада» — назвал ее Павел Дмитриевич. Образ воина, как и образ Heвского, здесь собирательный.

Правая часть называется «Старинный сказ» — она тоже былинная, навеянная образами сказителей Поморья. Три человека, изображенные на полотне, словно прислушиваются к голосу времени, чтобы передать потомкам его легенды.

С картины была сделана копия, которую отвезли в Новгород и устано­вили рядом с военным контрольно-пропускным пунктом автомобильной дороги, по которой войска шли на запад. Рядом с картиной разместили щит с надписью: «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет». И не было слов современнее, чем эти древние слова. Вечные, как сама Россия.

В 1938 году кинорежиссёр С.Эйзенштейн поставил фильм «Александр Невский», музыку к которому написал С.С. Прокофьев. Судьба фильма сложилась непросто. Снятый по личному заказу Сталина, для поднятия духа патриотизма у населения страны, находящейся на грани войны, фильм сразу «угодил на полку», поскольку именно в это время с Германией был подписан «Пакт о ненападении». На экраны фильм вышел лишь в 1941 году, когда гитлеровцы нарушили заключенное соглашение. Фильм имел колоссальный успех и действительно служил тем целям, которые ставил перед создателями «вождь партии и правительства». Но, удивительным образом, фильм оказался выше временной идеологии, поскольку был основан на духовных ценностях христианства.

В ходе работы над фильмом Эйзенштейн и Прокофьев непосредственно соприкоснулись со средневековыми литературными источниками, рассказывающими о драматической борьбе русского народа с агрессией Тевтонского ордена в XIII веке. Характерной особенностью «Жития Александра Невского» и «Повести о Довмонте» являются многочисленные библейские параллели и ассоциации, многие из которых нашли своё отражении и в этом кинематографическом шедевре.

Фильм был высоко оценен не только в России. Леон Муссинак – французский историк советского кино писал: "Я пересматривал этот фильм десятки раз, и его воздействие на меня не ослабевало. Каждый раз я обнаруживал нечто новое, удивлялся богатству содержания картины, глубина и сила экспрессии поражали меня. Ни один фильм не оказывал на меня столь сильного впечатления."

Тема № 9. За землю русскую, за веру христианскую.

Подвиг русского духа на поле Куликовом, запечатлённый в русской культуре.

Среди сонма святых, в земле Российской просиявших и явивших миру лик Святой Руси, преподобному Сергию Ра­донежскому принадлежит особое место: он один был наре­чен «Игуменом земли Русской». И в этом нет никакого пре­увеличения: издавна, со времен преподобных Антония и Феодосия, Русь ощущала себя монастырем.

Нарожда­ющееся единство земли Русской являет себя в преподоб­ном Сергии.

Имя преподобного навеки связано со знаменитой побе­дой, одержанной великим князем Московским Димитрием Иоанновичем над ханом Мамаем на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Когда русские воины сражались на поле брани, в монастыре преподобного Сергия, в церкви Живоначальной Троицы, стоял другой полк - полк воинов Христовых - иноков монастыря, собранных игуменом для молит­вы за победу Руси. Епифаний Премудрый пишет в житии преподобного Сергия: «Телом стоял он на молитве во хра­ме Пресвятой Троицы, а духом был на поле Куликовом, про­зревая очами веры все, что совершалось там; он, как оче­видец, поведал предстоявшей братии о постепенных успехах нашего воинства; от времени до времени называл павших героев по именам, сам приносил за них заупокойные мо­литвы и повелел то же делать братии». Преподобный Сер­гий возвестил всем инокам и о победе русского воинства, кото­рая, как известно, решила судьбу России.

Подвиг русского духа на поле Куликовом запечатлён во многих произведениях русской культуры. Художники, поэты, писатели, композиторы пытались осмыслить события истории, хотели, чтобы их современники и потомки извлекли из истории уроки, увидели пути Родины и себя: кто мы такие, откуда родом, куда идём? Православный философ И.А.Ильин так сказал об этом: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее. История народа есть молчаливый глагол его духа; таинственная запись его судеб; пророческое знамение грядущего».

Два древнерусских памятника – «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» - увековечили события Куликовской битвы.

Русский поэт Г.Р.Державин так описывает сражение:

Пересвет с гигантом к бою,

Как вихорь на коне летит,

Крест в левой, копие десною,

И раздробляет вражий щит.

Александр Блок создал целый цикл стихов «На поле Куликовом».

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий век заволокла.

За тишиною непробудной,

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжёл, как перед боем.

Теперь твой час настал. – Молись!

В ночь, когда Мамай залег с ордою —

Степи и мосты,

В темном поле были мы с Тобою, —

Разве знала Ты?

Перед Доном темными зловещим,

Средь ночных полей,

Слышал я Твой голос сердцем вещим

В криках лебедей.

С полуночи тучей возносилась

Княжеская рать,

И вдали, вдали о стремя билась,

Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы

Реяли вдали.

А над Русью тихие зарницы

Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом

Угрожал бедой,

А Непрядва убралась туманом,

Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

Художник В.Криворучко создал цикл картин об этом событии: «На поле Куликовом», «Мамаево побоище», «За честь Отчизны».

К этой теме в своём творчестве обращались художники Илья глазунов (Цикл «Поле Куликово»), А.Авилов («Поединок на поле Куликовом»), Бубнов А.П. («Утро на Куликовом поле»), Кипренский А. («Дмитрий Донской на Куликовом поле») и др.

На храме Христа Спасителя в Москве помещены горельефы с изображением этого события.

Тема№ 10 Роль символа в христианском искусстве

Н. В. Гоголь заметил: «Истинное искусство способствует водворению в душу стройности и порядка, а не смятения и расстройства».

В этом смысле древнерусские художества можно считать этало­ном «истинности». Устойчивая гармония «стройности и порядка» получила блестящее воплощение в образах храмового искусства — зодчестве, иконописи, поэзии, музыке. Достигалась же эта гармо­ния путем строгого следования нормам и правилам. Понять эти закономерности художественного творчества нам помогут три «завет­ных слова» — каноничность, соборность и символичность.

Древнерусское искусство было каноническим в самом высоком значении этого слова. Каноничность художественного мышления сложилась не вдруг; она озарена подвижничеством пророков и свя­тых, молитвенным подвигом отцов Церкви, прозрением богосло­вов. Пронизанный светом Евангелия, древнерусский художествен­ный канон является системой устоявшихся норм и предписаний, по­зволяющих воплощать в искусстве вневременные события Священ­ной истории, космогонические образы вечности. Иконописный канон дисциплинировал художников, воспитывал их вкус и профессиональные навыки.

Читателей, зрителей, слушателей. в нашем понимании, в Древней Руси не было. Искусство было храмовым, являлось частью религиоз­ной жизни, в которой духовное и художественное не разделялись. Создатели древнерусских произведений не стреми­лись к выражению творческого «я», столь характерного для искусст­ва нашего времени. Индивидуальность стиля, личность творца — все эти понятия были чужды древнерусскому мастеру, будь то зодчий, музыкант, иконописец или писатель. Выдающиеся художники как бы растворялись в особой среде, «общине», скромно выполняя свою работу «во имя Господа» и оставаясь, в большинстве своем, безымянными.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области «О проблемах гражданско-правового образования в Калининградской области»

    Доклад
    Одной из основных задач Уполномоченного по правам человека в Калининградской области является содействие правовому просвещению граждан. Особая роль отводится Уполномоченным гражданско-правовому образованию детей и молодежи.
  2. Калининградская областная дума постановление (2)

    Доклад
    Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2005 год" принять к сведению.
  3. Школа станет электронной состоялось совещание рабочей группы по вопросам образования

    Документ
    Общеобразовательные школы работают и живут в ожидании больших перемен перехода на новые образовательные стандарты. Так осуществляется реализация национального проекта "Образование", который касается практически каждого жителя страны.
  4. Понкин И. В. Половое воспитание школьников в России. Материалы к оценке ситуации // Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв ред и сост д. ю н., проф. М. Н

    Документ
    Понкин И.В. Половое воспитание школьников в России. Материалы к оценке ситуации Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв.
  5. Мониторинг региональных сми по теме: «образование» (4)

    Документ
    Губернатор Калининградской области намерен предложить Совету по молодежной политике совместно с региональным Правительством разработать программу борьбы с пьянством.

Другие похожие документы..