Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Задача'
Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных, зная п...полностью>>
'Документ'
Наша Галактика — це велетенський зоряний острів, до складу якого входить Сонце. Пере­важна більшість зір Галактики, а їх за сучасними оцін­ками налічу...полностью>>
'Документ'
Правила страхования расходов, возникших вследствие отмены поездки за границу или изменения сроков пребывания за границей (далее – Правила), разработа...полностью>>
'Документ'
Услуга предназначена для предприятий и организаций, являющихся членами Пермской ТПП, которым требуется подтвердить свой статус, как действующего росс...полностью>>

Министерство образования правительства калининградской области материалы к урокам для учителя по учебному предмету

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Праздник М а с л е н и ц ы у язычников-славян означал проводы зимы. В эти дни катались с гор, угощались блинами и пирогами, а в завершение сжигали чучело зимы-Морены.

После крещения Руси Масленица превратилась в неделю заговения перед Великим Постом. Такое перерождение произошло со многими языческими праздниками и обычаями. Некоторые из них сохранились до наших дней, но с принятием христианства приобрели другой смысл. Так, например, К р а с н а я г о р к а – праздник наступившей весны - празднуется на Святой неделе. Р а д о н и ц а - поминание предков – на Фоминой неделе. Языческая культура была органично усвоена и переработана христианской. С пережитками язычества церковь боролась не запрещением глубоко укоренившихся обычаев, а преображением их содержания.

Хотя, конечно, вовсе без конфликтов между традициями христианскими и языческими не обошлось. Пример тому праздник, который в сознании многих людей и по сей день живет под названием «Ивана – Купалы». На самом деле Купала - языческий бог, праздник в честь него приходился на день летнего солнцестояния. При проведении посвященных этому богу обрядов жгли костры, купались в реках и озерах, искали ночью в лесах цветок папоротника, пели купальские песни. После установления на Руси церковного календаря на эту дату пришелся день памяти святого пророка и предтечи Иоанна Крестителя. Но языческие традиции еще продолжали сохраняться, особенно в сельской местности. С одной стороны, на Руси уже установлен церковный календарь и в этот день отмечается память Великого святого, с другой – продолжаются языческие игрища. Даже само название народного праздника кощунственно соединяет имена христианского святого и языческого божества.

После принятия христианства славянский народный календарь не исчез бесследно и язычество еще долго продолжало напоминать о себе.

Помимо обрядовых песен, в славянском фольклоре существовали и другие музыкальные жанры - плачи по умершим, плясовые и лирические песни, частушки. былины.

Плачи исполнялись на похоронах профессиональными плакальщицами (в древности существовала такая «профессия»). Основным назначением их было «оплакивание покойника», чтобы обеспечить ему переход в иной мир, а живых обезопасить от возможных вредных последствий. Смерть не воспринималась язычниками с безысходным трагизмом. Они считали загробную жизнь естественным продолжением земной. Поэтому умершего погребали вместе с теми вещами, которыми он пользовался при жизни, - оружием, одеждой, украшениями, бытовыми предметами. Считалось, что все это ему пригодится. Но разлука с близким человеком всегда печальна, поэтому плачи, - хотя они и строились по определенным ритуальным канонам и сюжетам, с нанизыванием вопросительных и восклицательных конструкций, с непременным рефреном: «На кого ты меня покинул?», - были полны искреннего горестного переживания. Произносились они нараспев со всхлипываниями, завершающими каждую строку. Характерный пример – плач Ярославны из «Слова о полку Игореве».

Былины – это эпический литературно-музыкальный фольклорный жанр. Их исполнение сопровождалось игрой на гуслях. Былина повествует о том, что «было», - об исторических событиях, о подвигах богатырей, защищающих родную землю от врагов. Там нередко упоминаются реальные люди, подлинные происшествия, однако относиться к былинам как к историческому документу нельзя – в них очень много вымышленного. Наряду с героями, прототипы которых существовали в действительности (Илья Муромец, киевский князь Владимир Красное Солнышко и другие), там присутствуют вполне сказочные персонажи – Змей Горыныч, Соловей-разбойник, Морской царь. Сказитель, исполнявший былины, не только развлекал своих слушателей, но и наставлял, и поучал, и делился своими заветными мыслями. Народ относился к сказителям с большим уважением и высоко ценил их.

Мы видим, что славянская языческая культура была богатой и разнообразной. Она сопровождала человека на протяжении всей жизни, от рождения до смерти, в поэтической, художественной форме отражая различные стороны его бытия. Жизнь человека - и в древности и теперь - развивается циклично: рождение, детство, отрочество, юность, свадьба, рождение детей, зрелость, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной смене времен года, и, соответственно, в повторяемости сезонных сельскохозяйственных работ. Для каждого очередного события в этом жизненном цикле существовала целая система устойчивых обрядовых действий, традиций, ритуалов. Языческая культура была неотъемлемой частью человеческой жизни, однако она не давала ответа на главный вопрос: в чем смысл этого существования? Фиксируя и передавая из поколения в поколение определенные правила и обычаи, люди упорядочивали свою жизнь. Этикет диктует нам, как жить, но не объясняет – зачем.

На этот вопрос смогло ответить лишь христианство, с принятием которого культура и мораль Древней Руси коренным образом изменились.

Накопленное веками богатство – поэтические открытия, фольклорные темы и сюжеты, эстетические и бытовые традиции дохристианской Руси стали питательной средой для российской художественной культуры и доныне продолжают служить источником вдохновения для многих профессиональных художников, музыкантов, писателей, которые нередко используют их в своем творчестве.

          1. Тема №3. Русская изба. Традиции деревянного зодчества2

Значение

Терема, хоромы, избы – таковы разновидности жилых построек в Древней Руси. Самой распространённой среди них являлась изба. Слово это означает отапливаемое помещение и лингвистические происходит от «истопка» - «исьба».

Хорошую избу мог срубить не каждый. Мастера-строители пользовались в народе большим почётом и уважением, а строительство почиталось искусством, если не сказать таинством. Ведь дом был накрепко связан с жизненным циклом крестьянина: здесь рождались, росли, женились, рожали детей, растили внуков и умирали. Здесь приходили в мир и уходили из него. Изба была средоточием главных жизненных ценностей.

Древним славянам дом представлялся малой Вселенной. Этот образ раскрывался и в трёхчастной структуре избы: крыша, фронтон — небо; часть сруба ниже фронтона — земля; подклет, или подклеть (подпол), — подземный мир. К избе часто относились, как к живому существу. След такого очеловечивания жилья можно и сегодня заметить в названиях деталей избы: когда-то у избы было «лицо» – сегодня мы используем произошедшее от него - «наличник», от слова «чело» (лоб) произошли «причелины», в названии «окно» – можно без труда найти «око» (глаз)...

Пространственная ориентация дома тоже имела глубокий смысл. Он, как правило, устремлён на юго-восток. Юго-восток считался стороной света. Северо-запад – стороной тьмы, смерти. Располагая таким образом дом, крестьянин как бы оборачивал его к светлому началу. Подобное эстетическое отношение к духовным понятиям - изначальное чувство русского человека.

Строительство

Даже к самому процессу строительства предъявлялись строгие требования: лес выбирали особый, чистый и крепкий, место – подходящее, доброе (сухое, не на пожарище и не у дороги), начало строительства – день весеннего равноденствия (21 марта), а окончание – ко дню летнего солнцестояния или, впоследствии, к Троице («Без Троицы дом не строится»).

К выбору древесины подходили с особой тщательностью. Чаще всего использовали сосну или ель: стволы прямые, древесина крепкая и надёжная. Но и сосну брали в дело не каждую. Сначала дерево оценивали по внешнему виду: длина, толщина, прямота... Затем - на слух. По дереву стучали тыльной стороной топора, и если звук раздавался звонкий – ставили зарубку: дерево годится к строительству. Если же звук глухой, значит древесина – гнилая, а, как гласит народная мудрость, «из гнилого леса не надолго изба».

Из инструментов главным, а часто единственным, был топор. Пилы применялись редко, даже при заготовке брёвен. Хотя работать пилой быстрее, но она портит дерево: коробит и расщепляет волокна, - поэтому хороший мастер её никогда не использовал. Недаром говорили: «Топор – всему голова».

Рубили избу прямо в лесу. Брёвна использовали крупные, до трех саженей длиною (около 6,36 м). Их предварительно очищали от сучьев и коры, а затем, немного отступив от конца, «выбирали» лунки. Четыре бревна, соединённые в квадрат, лунка к лунке, образовывали венец. В верхних брёвнах вырубался желоб, чтобы следующий венец плотно прилегал к нижнему. Воздвигая венец на венец, строители делали остов, или сруб дома, кото­рый у двух противоположных стен, по мере возвышения, постепенно уменьшался в длине, образуя основу для возведения двускатной крыши. После этого брёвна нумеровали, разбирали и перевозили. Уже на месте их вновь собирали в избу. Пазы между брёвнами утыкивали болотным мхом, который не только является теплоизолятором, но и имеет свойство убивать микробы. Это позволяло древесине служить дольше.

Устройство

Сруб – конструктивная основа любого строения, будь то хоромы, терема или избы любой конструкции. Срубленный четырёхугольник назывался клетью. Если клеть покрывалась кровлей и в ней ставилась печь, то её называли избой. Крытое пространство между клетями называли сени («сень» - «покрытие»). Сени часто являлись своеобразной прихожей Эта традиция сохранилась и в каменном строительстве. Например, Теремной дворец Московского Кремля имеет Святые сени. В большинстве своем избы, кроме отапливаемого помещения, имели также холодные подсобные помещения – клети. Для изоляции от сырой почвы дом ставили на подклет (клеть «первого этажа»), который использовали для хозяйственных нужд. Часто к дому пристраивали крыльцо или балкон, крытый двор-сарай. Если избы, сени и клеть помещались в разных срубах, дом называли двухсрубным или трехсрубным.

Существовало множество разновидностей русских изб. Самая простая из всех – односрубная изба-четырёхстенок.. Такая изба состояла из одной комнаты. Изба-пятистенок включала в себя два смежных помещения, разделённые рубленой стеной-перегородкой. Если перегородок было две - изба носила название «шестистенок».

Богатые горожане вместо изб часто ставили хоромы, которые представляли собой целый комплекс срубов, связанных между собой сенями и переходами. В теремах срубы соединялись вертикально, вокруг них часто выстраивали крытые галереи – гульбища.

До XVIII века потолка в избах не было, пространство внутреннего помещения избы уходило под самую крышу. Поэтому, чтобы в избе было тепло, крышу делали особенно прочной и не пропускающей холод. Часто крыша имела в основе берестяное покрытие (для этого широкие полосы бересты долго ва­рили в воде, пока они не становились эластичными и прочными). Сверху, на крыше, сооружали плотное соломенное (из ржаной соломы) покрытие. Реже крыши покрывались тесом или дранью (широкой и длинной щепой), иногда на крышу насыпали слой земли.

Русские избы в большинстве своём были «курные». Они топились "по-черному", то есть дым из устья печи выходил - "курился" прямо в помещение избы и только потом через специальные деревянные трубы — "дымники" и через окна выходил наружу. Такой способ топки печи, даже при открытых дверях и окнах, бы­стро нагревал помещение при сравнительно небольшом расходе дров. Не­удобства, связанные с этим способом обогрева жилища, сказывались не столь ощутимо, так как дым в помещении без потолка скапливался на довольно большой высоте и позволял находиться в избе. К тому же он постоянно дезинфицировал помещение, сводя к минимуму число тараканов, сверчков и т. п.

С распространением потолка в XVIII веке в практику постепенно входит топка «по-белому», то есть стали все шире распространяться печи с дымовыми трубами, выходящими на кры­шу. Этот процесс во второй половине века нарастает, несмотря на то, что топка по-белому требовала гораздо больше дров.

Окна

В избе делали окна, выходящие на юг или на восток. Правда, оконное стекло, которое на Руси появилось в Х – ХI веках, стоило очень дорого и использовалось, в основном, в княжеских хоромах и храмах. В избе же чаще всего можно было встретить волоковые окна, существовавшие только для проветривания. Во­локовое окно — это продолговатое отверстие, образуемое путем вырубания его в стене сруба. Обычно - высотою в бревно, хотя образуется оно из вырубок по полбревна в обоих смежных бревнах сруба. Внутри к этому отверстию была прилажена в особых креплениях задвижка, которую, чтобы открыть, – волочили через них, отсюда окна и приобрели своё название. Крайне ограниченное число окон создавало вечные сумерки в избе, но зато изба была теплее и экономилось топливо.

Ещё одна разновидность окон, получившая распространение в XVIII веке, - «Красные окна», они были несравнен­но лучше волоковых и имели настоящие рамы — "окончины" со стеклами или слюдяными вставками. Именно эти окна богато декорировались.

Декор

Наиболее распространённый элемент украшения окон - наличники. И у каждого дома – свои. Одни окна украшены белоснежным деревянным кружевом, другие – свисающей вниз декоративной пышной листвой, края третьих поддерживают летящие птицы, четвёртые окружены изящными волнистыми линиями. Узоры наличников перекликались с кружевами и вышитыми тканями. Встречались также наличники расписные, на которые узор наносили красками. Дополняли композицию окна ставни, которые, кроме защитных функций, имели назначение декоративного убранства.

Верх избы, как правило, был украшен деревянным резным конём или петухом. Эти животные особо почитались у славян. Считалось, что они способны отгонять от дома зло. Давний обычай украшать верха изб резными коньками полон символического смысла. Жильё, над которым возвышается конь, превращается в колесницу, мчащуюся навстречу дневному светилу.

Орнамент – язык тысячелетий. Слово это латинское и означает «украшение, узор». В народном орнаменте отложилась древняя мудрость народа, начатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные силы природы средствами искусства.

Наши далёкие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Каждому элементу придавалось особое символическое значение: ритмическим плавным завиткам, кружкам-розеткам, цветам, травам, листьям, канавкам, зарубкам, причудливым животным. Деревенский мастер вырезал на оконных ставнях поющих петухов, и это было понятно каждому. Петухи, своим криком возвещавшие о начале утра, были деревенскими часами. Люди про петуха говорили так: «Не княжеской породы, а ходит с короной. Не сторожем стоит, а всех будит». Поутру открывались ставни, и люди видели на створках резных петухов – образное напоминание о том, что пришла пора потрудиться.

Солярная, солнечная символика чаще всего встречалась в украшении деревянных полотенец, свисавших из под скатов крыши, а также причелин.

Традиция эта – украшать дом орнаментом – позже перешла на Руси и в каменное строительство. Причудливые узоры в изобилии покрывают древнерусские православные храмы и княжеские терема.

Интерьер

Ограниченность пространства избы вынуждала крестьян иметь в помещении лишь крайне не­обходимые вещи. Из предметов мебели в избе располагались около стен деревянные прилавки или скамьи на деревянных ножках, полки для хранения посуды. В переднем углу избы находился длинный дере­вянный стол. На полках стояла разнооб­разная утварь: деревянные блюда, чашки и ложки, ножи, глиняные плошки, деревянные кружки (вместо десертных тарелок), чаши, гли­няные горшки, железные сковороды и другая поваренная и столовая посу­да. Вещи, в том числе одежда, часто висели в самой избе на стенах и шес­тах. В зажиточных семьях часть вещей хранилась в сундуках.

Но главным элементом интерьера крестьянской избы была печь. К ней относились с особым почтением, называли кормилицей. Как правило, она стояла в правом углу от входа. Соответственно простран­ство перед устьем печи, вплоть до фасадной стены избы, называлось собст­венно "стряпущей" или "поварней" ("варильней"). Строили печь на отдельном фундаменте, чтобы она не покосила избу. Печь сооружалась либо из кирпича, либо из особо прочной глины. Передняя стенка печи, имевшая арочное отверстие топки, называлась челом. На высоте примерно двух мет­ров или несколько ниже печь завершалась плоской поверхностью, в которую иногда встраивалась лежанка. Бывали печи, весь верх которых использо­вался под лежанку.

Поскольку в русской крестьянской избе жили, как правило, 8—10 человек, самая острая проблема была — место для сна. Спали на лавках и прилавках. На печи главным образом спали старики и дети. Поиск более комфортных условий для сна привел к тому, что в избе исстари устраивались под потолком возле печи (где изба остывала меньше всего) специальные настилы-полати.

С приходом на Русь христианства, интерьер избы преобразился. Он получил смысловое завершение - красный угол, под который была отведена передняя часть горницы, выходящая на юг или на восток (на восток обращены алтарной стеной и православные храмы). В красном углу помещались иконы, здесь неугасимо горела лампада.

          1. Тема №4. Русский национальный костюм.

Ярким материальным воплощением культуры Дохристианской Руси, являлся костюм. В декоре, крое, даже самом отношении к одежде проявились исконные представления русского народа об эстетике, о мире, о себе.

Эстетические качества во все времена были важнейшими для жителей Руси. Высокие критерии красоты , которым даже обликом своим следовали русские люди, с давних времен воспевались в былинах и народных песнях.

«Внешний облик, красота древних руссов вызывали восторженные отклики у европейцев и азиатов. Древние путешественники, люди различных вкусов и представлений о красоте, описывая руссов, обязательно отмечали их высокий рост, особую статность, белую с ярким румянцем кожу, красивые русые волосы. Арабский путешественник и писатель 1-й половины X в. Ахмет Ибн-Фадлан, описывая русских купцов, приезжавших к царю волжских болгар, замечает: «Они подобны пальмам, румяны, красны».
Знаменитый венецианец Марко Поло (XIII в.) так описывает жителей большой северной страны России: «Они — очень красивые люди, белые, высокие; их женщины также белые и высокие с белокурыми и длинными волосами»»3.

Не малую роль в создании такого впечатления играл именно древнерусский костюм. Своим силуэтом он подчеркивал особую стать, изящество, гордую осанку обладателя. Яркий и, вместе с тем, гармоничный колорит, выразительный декор усиливали впечатление. К единым особенностям древнерусского костюма относятся:

  • силуэт - статичный, прямой, расширенный книзу;

  • композиция декора – симметричная, с ритмично сочетающимися округлыми линиями деталей и отделки (даже при наличии асимметрии в форме костюма или способе ношения (корзно, косоворотка, ферязь) композиция его уравновешена, устойчива);

  • головной убор - играет доминирующее значение в решении всей композиции костюма.

Говоря о древнерусском костюме, в большинстве случаев имеется ввиду костюм крестьянский. И не только потому, что крестьянство испокон веков являлось абсолютным большинством населения России, «самой судьбой своей неотделимый от жизни земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям российского климата»4. Кроме того «Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался из своего селения, чужедальние гости тоже были редки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус — внутренняя суть коренного русского человека. Вот отчего в течение долгих веков прежде всего крестьянство являлось хранителем национальных традиций в костюм»5 Даже новое, петровское время пощадило крестьянский костюм. Указ первого императора о ношении европейского платья, касался всех, кроме представителей духовенства и крестьян.

Удивительным образом, крестьянский костюм, не меняясь веками, тщательно храня древние традиции, имел великое множество вариантов. «Чуть не в каждом селе необъятной России сложились собственные традиции — так что по расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда хозяйка родом»6. При этом разнообразие касалось прежде всего формы и декора элементов костюма. Сами же детали представляли собой в основном два варианта сочетаний одежды для женщин: сарафанный и поневный комплексы.

И в том, и в другом случае основным элементом одежды (как впрочем и в мужском костюме) являлась рубаха. Слово «рубаха», по всей видимости, происходит от слова «руб», что обозначало кусок ткани. Это фонетическое заимствование, повидимому, произошло из-за того, что изначально рубаха кроилась из двух цельных кусков ткани от ворота до подола, которые на плечах соединялись прямоугольниками.

Наши предки считали рубаху (сорочицу) своей вто­рой кожей, наделяя ее важной защит­ной функцией. Рубахи носили мужчины и женщины, юноши и девушки, девочки и мальчики – различались они лишь кроем и украшением. Интересно, что в деревне иногда до самой свадьбы ходили только в одних рубахах, перехваченных пояском. Чтобы носить «взрослую одежду» мало было достигнуть зрелого возраста. Нужно было пройти определенное испытание, т.е. делом доказать свою «взрослость».

Кроили сорочицу из одного полотнища, делали как можно длиннее, у подола и под мышками расширяли с помощью особых вставок. Разрез спе­реди, в центре или сбоку застегивали на две-три пуговки из бронзы, кости или дерева. Длинные рукава девичей сорочицы, доходивших до подола (а в некоторых экземплярах достигавщих трех метров), собирали в гармошку с помощью бронзовых и стеклянных брас­летов. На каждом рукаве иногда насчитывалось по 10-12 браслетов. Такую рубаху называли долгорукавка, или убивальница. Второе название она получила потому, что во время свадебного обряда невеста исполняла свадебные причеты, прощаясь с девичьей жизнью, или, как говорили «убивалась». Во время свадебного причета невеста распускала рукава долгорукавки-убивальницы так, что кисть руки не была видна. Прощаясь с родителями она махала концами рукавов вокруг головы и по полу.

Длиннорукавка-убивальница - одна из разновидностей обрядовой рубахи. К этому же типу относилась и «Покосница» - рубаха с широкой узорной полосой по подолу, в которой полагалось выходить в первый день жатвы. Но самой нарядной по праву считалась «Свадебная рубаха». Их расшивали сложными витиеватыми узорами, главное место среди которых неизменно занимал красный орнамент, эта рубаха готовилась специально для праздничного торжества. После свадьбы рубаха не утрачивала своего значения. Русская женщина надевала ее на праздники и обряды какое-то время, а потом по обычаям бережно хранила.

 Порядок украшения рубахи сложился еще в языческую эпоху Руси. Рубаху традиционно украшали ручной вышивкой или узорным тканьем. Полосы орнамента, а в более позднее время ленты тесьмы или цветного кружева располагались обязательно по подолу, краям рукавов, на оплечье, по вороту и вдоль разреза на груди. Такая своеобразная система охранительных рубежей в сочетании с поясом, которым обязательно подпоясывалась любая рубаха, по древним поверьям защищала жизненно важные части тела.

Кроме рубахи в женский поневный комплекс, который древнее сарафанного, входила понева  - состоящую из трех несшитых прямоугольных полотнищ, укрепленных на поясном ремешке, который образовывал напуск рубашки. Понева была короче рубашки, и спереди ее полы расходились. Тканью для понев чаще всего была пестрядь (тканый узор из разноцветной пряжи) с клетчатым, ромбовидным рисунком.

Верхней одеждой была запона (или завеска, занавеска) — накладная одежда типа передника. Запона также была короче рубахи, чаще всего она доходила до колена. Выкраивалась она из целого куска ткани сложенного поперек и сшитого до пройм. На сгибе делался прямоугольный, овальный или треугольный вырез. Заднее полотнище ткани могло быть коротким, прикрывающим только ло­ патки, или равным по длине переднему полотни­ щу. В последнем случае оно обычно имело вер­ тикальный разрез, начинавшийся от уровня ло­ паток. Туникообразные передники могли быть без рукавов или с прямыми узкими длинными рукавами.

Поверх запоны надевали навершник (насовчик, нагрудник или торган) - нагрудная женская одежда и, обычно туникообразная, с овальным или четырехугольным воротом, иногда с коротким разрезом на груди. Они могли быть разной длины — сравнительно короткие, до талии, и достигающие колен. Рукава могли быть длинными, до запястья, короткими, до локтя, или вообще отсутствовать. Навершники, как правило, украшались кумачом, лентами, позументом, бахромой, блестками, по­ лосами узорного тканья. Яркость и обилие укра­ шений зависело от возраста его владелицы. Де­ вушки и молодые женщины носили особенно богато украшенные навершники. Украшения рас­ полагались на плечах, по краю рукавов, уклады­ вались горизонтальными полосами по подолу. Ру­ кава были иногда целиком сшиты из полос крас­ ного браного тканья, украшались по краю кружевом или кумачом. Край подола часто ук­ рашался кружевом, шерстяной бахромой. При сшиве полотнищ ткани вставлялись полосы ку­ мача, плетеная тесьма. Пожилые женщины но­ сили менее украшенные навершники.Траурные навершники или, как их еще называли, «навершники по печали», орнаментировались только сзади. Боковые и задние полотнища ор­ наментировались узором, вытканным в браной или закладной технике, полосами кумача. Переднее полотнище, более короткое в траурных навершниках, чем заднее, украшалось лишь тонкими полосками, затканными красными нитками.

“Женский сарафанный комплекс, кроме рубахи включал ва себя - сарафан. Интересно, что слово «сарафан» впервые встречается на Руси в документах XIV века применительно к мужской одежде. Наиболее древний тип женского сарафана — шушпан со сплошным передним полотнищем. Но уже в XIX веке его донашивали пожилые крестьянки, а молодежь освоила распашной сарафан, застегивающийся на ажурные металлические пуговицы. Из-за большого числа клиньев, сильно расширяющих его в подоле, он получил название клинник. Впрочем, встречались и другие названия — по ткани: кумашник, набоешник, штофник — ведь клинники шили не только из окрашенной в синий или красный цвет домотканины, но и из покупных материй. Необыкновенно популярен был кумач, который шел на праздничную одежду. На самую же нарядную брали шелковые ткани — атлас и штоф, а в наиболее зажиточных семьях — парчу. Во второй половине XIX века на смену косо-клинному пришел прямой сарафан из пяти-шести полотнищ с узкими лямками: лямошник, круглый, раздувай, москвич, шубка”7.

Верхняя одежда сарафанного комплекса – душегрея (душегрейка, каратейка, коротёна, коротёнь, коротенька ) — нагрудная женская одежда на лямках, как правило, из дорогих фабричных тканей — бархата, плиса, парчи, полупарчи, шелка — с подкладкой, часто на вате или кудели.

В XVIII—XIX веках было известно три типа душегреек.

1. Душегрейка, сшитая из неширокой полосы ткани с прокладкой из ваты или кудели, распашная, однобортная, застегивавшаяся сверху на один крючок. На спине такой душегрейки вертикально располагались плотные валики, зало­ женные вместе с ватой.

2. Душегрейка, распашная, однобортная, длиной чуть выше талии, без прокладки ватой. Ее по­ крой — это покрой косоклинного распашного сарафана. Она сшита из трех прямых полотнищ ткани (два на полы и один на спинку) и нескольких клиньев по бокам, пришитых елочкой. В разложенном виде такая душегрейка имела форму круга. 

3. Третий тип душегреек: распашная однобортная одежда на широких лямках, длиной до талии или середины бедра, с прямыми полами и отрезной в области лопаток или талии спинкой. Сзади сборки-фанты. Душегрейка застегивалась до талии на серебряные или оловянные пуговицы и навесные шелковые петли.

В некоторых областях встречалась вкачестве верхней одежды сарафанного комплекса епанча (епанечка)нагрудная женская одежда в виде короткого (до талии) плаща без рукавов. На русском севере (в Архангельской, Вологодской губерниях) она шилась из шелка или парчи, украшалась кружевом из золотных нитей, металлической бахромой. В Сибири епанча изготавливалась из беличьего меха. Епанча не имела пуговиц, завязывалась на шее длинными шелковыми лентами на бант.

Для женщины-славянки обязательным атрибутом являлся головной убор, прикрывающий волосы. В обычные дни женщины всех возрастов покрывали голову платком. Только завязывался он не под подбородком. Такой способ, как пишут ученые, сравнительно недавно проник в Россию из Германии через Польшу. В древности платок охватывал подбородок и шею, а узел высоко завязывался на макушке. И только в праздник надевались особые головные уборы, имевшие разнообразные формы, зависящие от возраста, положения и места жительства женщины.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области «О проблемах гражданско-правового образования в Калининградской области»

    Доклад
    Одной из основных задач Уполномоченного по правам человека в Калининградской области является содействие правовому просвещению граждан. Особая роль отводится Уполномоченным гражданско-правовому образованию детей и молодежи.
  2. Калининградская областная дума постановление (2)

    Доклад
    Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2005 год" принять к сведению.
  3. Школа станет электронной состоялось совещание рабочей группы по вопросам образования

    Документ
    Общеобразовательные школы работают и живут в ожидании больших перемен перехода на новые образовательные стандарты. Так осуществляется реализация национального проекта "Образование", который касается практически каждого жителя страны.
  4. Понкин И. В. Половое воспитание школьников в России. Материалы к оценке ситуации // Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв ред и сост д. ю н., проф. М. Н

    Документ
    Понкин И.В. Половое воспитание школьников в России. Материалы к оценке ситуации Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв.
  5. Мониторинг региональных сми по теме: «образование» (4)

    Документ
    Губернатор Калининградской области намерен предложить Совету по молодежной политике совместно с региональным Правительством разработать программу борьбы с пьянством.

Другие похожие документы..