Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Инкассация в Украине имеет более чем столетнюю историю. В классическом понимании инкассация представляет собой перевозку денежных средств из точки А....полностью>>
'Закон'
– Уважаемые коллеги, друзья, я всех рад видеть в Санкт-Петербурге в стенах Национальной библиотеки Бориса Николаевича Ельцина. Мы с вами начинаем раб...полностью>>
'Рабочая программа'
Римское право относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин юриспруденции. Изучается студентами дневного отделения в течение третье...полностью>>
'Документ'
Створити організаційні, кадрові, матеріально-технічні та фінансові умови для щотижневої оздоровчої рухової активності дітей та молоді в обсязі не мен...полностью>>

Программа дисциплины управление персоналом для направления 080500. 62 «Менеджмент»

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ

Программа дисциплины

управление персоналом

для направления 080500.62 «Менеджмент»

(вторая ступень высшего профессионального образования)

Утверждена

Учебно-методическим Советом ПФ ГУ-ВШЭ

Председатель __________________________

«_______» ______________________200__ г.

Одобрена на заседании кафедры ____________________________________

Зав.кафедрой ___________________________________ «_______» ___________________200__ г.

Пермь 2007 год

  1. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС – СД.06 Управление персоналом (для дисциплин Федерального компонента).

Персонал предприятия как объект управления; место и роль управления персоналом в системе управления предприятием; принципы управления персоналом; функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом; кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом; анализ кадрового потенциала; перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры; подбор персонала и профориентация; подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала; мотивация поведения в процессе трудовой деятельности; профессиональная и организационная адаптация персонала; конфликты в коллективе; оценка эффективности управления персоналом.

II. Пояснительная записка

1. Авторы программы: доцент кафедры общего менеджмента ПФ ГУ-ВШЭ Шадрина Е.В. и преподаватель кафедры общего менеджмента Кадатская И.А. Программа разработана на основе программы ст. преподавателя кафедры Управления человеческими ресурсами ГУ-ВШЭ Зеленовой О.И.

2. Требования к студентам: Преподавание дисциплины целесообразно осуществлять после того, как студенты изучат следующие курсы: «Общий менеджмент», «Теория организации», «Организационное поведение». Предполагается широкое использование студентами предварительно полученных знаний, что позволит лучше уяснить специфические требования к управлению персоналом в организации

3. Аннотация: Цель изучения дисциплины – ознакомить студентов с основными принципами и методами разработки и реализации кадровой политики в организации. Курс имеет большую практическую направленность. Изучение дисциплины предполагает сочетание лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов. Программа предназначена для студентов 4-го курса специальности «Менеджмент организации». Данная дисциплина в соответствии с государственным стандартом может быть включена в цикл общепрофессиональных дисциплин, либо в блок специальных дисциплин.

4. Учебная задача курса:

В результате изучения курса студент должен:

  • Знать основные принципы в области управления персоналом организации, существующие модели управления персоналом, способы и порядок формирования кадровой политики, методы планирования персонала, порядок и методы набора и отбора кадров, способы развития персонала, методы мониторинга персонала, законодательную основу приема, продвижения и увольнения персонал, теории мотивации.

  • Уметь анализировать значимые проблемы и процессы в системах управления, а также умеет использовать эти методы в профессиональной деятельности; умеет на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере управления персоналом; уметь пользоваться профессиональной литературой на иностранных языках; быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта; способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций в области управления персоналом; умеет работать в коллективе, организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований; уметь организовать и провести практические исследования социально-экономической обстановки, конкретных форм управления; - уметь руководить службами управления персоналом, самостоятельно принимать решения по вопросам совершенствования работы персоналом; уметь осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах.

  • Иметь представление о процессах, происходящих в организации в целом, и внутри персонала в частности.

  • Обладать навыками системного анализа, проектирования систем управления, долгосрочного и краткосрочного планирования, навыками проведения отбора кадров, проведения оценочного интервью,.

  1. Формы контроля:

    • текущий контроль осуществляется путем проведения аудиторных микроэссе, контрольных работ, эссе, промежуточного тестирования;

    • итоговый контроль осуществляется на зачете, который проводится устно.

Итоговая оценка складывается согласно Положению «О рейтинге» ПФ ГУ - ВШЭ

III. Содержание программы

Тема 1. Система управления персоналом

Персонал предприятия как объект управления. Классификация персонала. Современные концепции управления персоналом. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Функциоанальное разделение труда, организационная структура и задачи службы управления персоналом. Система управления персоналом и ее основные элементы. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Принципы управления персоналом. Особенности управления персоналом в компаниях США, Японии, Западной Европы.

Тема 2. Кадровое планирование

Кадровая стратегия организации: виды, основные этапы построения, влияние внутренних и внешних факторов. Источники привлечения персонала: преимущества и недостатки. Основные этапы планирования трудовых ресурсов. Анализ кадрового потенциала. Определение качественной и количественной потребности в персонале. Методы качественной оценки потребности в персонале. Методы количественной оценки потребности в персонале: математические и нематематические методы. Нормирование и основные виды норм.

Тема 3. Набор и отбор персонала

Значение набора и отбора персонала для организации, взаимосвязь набора и отбора с другими элементами системы управления персоналом. Основные этапы процесса отбора персонала. Заочное знакомство с претендентом. Анализ анкетно-биографических данных, рекомендаций, послужного списка. Резюме. Собеседование (оценочное интервью): характеристика основных типов, этапы, техника проведения. Основные ошибки при проведении интервью. Психодиагностика (тестирование): преимущества и недостатки. Критерии качества тестов. Медицинское освидетельствование. Анализ результатов испытания. Принятие решения о найме. Трудовой договор (контракт). Подбор персонала и профессиональная ориентация персонала.

Тема 4. Профессиональная и организационная адаптация персонала

Роль и значение адаптации персонала для организации, взаимосвязь адаптации с другими элементами системы управления персоналом. Основные факторы, влияющие на процесс адаптации. Характеристика основных этапов процесса адаптации. Основные направления адаптации (первичная, вторичная). Виды адаптации в рамках организации. Программа адаптации вновь прибывшего сотрудника. Адаптация на руководящей должности. Задачи руководителя по адаптации и ориентации персонала. Дезадаптация. Конфликты в коллективе.

Тема 5. Мотивация персонала в процессе трудовой деятельности

Роль и значение мотивации персонала для организации, взаимосвязь мотивации с другими элементами системы управления персоналом. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Мотивы и их основные виды. Типы мотивированных работников. Основные формы мотивации. Стимулы и их основные формы. Принципы стимулирования труда. Системы оплаты труда персонала. Компенсационный пакет. Схема оплаты труда менеджеров и руководителей высшего звена. Поощрения для высококвалифицированных специалистов. Поощрения в масштабе всей организации.

Тема 6. Развитие персонала

Роль и значение развития персонала для организации, взаимосвязь развития персонала с другими элементами системы управления персоналом. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Модель систематического (непрерывного) обучения персонала. Определение потребности в обучении персонала. Определение затрат на обучение. Разработка учебных планов и программ. Характеристика основных форм и методов обучения, их преимущества и недостатки. Оценка результатов обучения. Планирование карьерного роста. Виды карьеры. Перемещение. Формирование и управление кадровым резервом.

Тема 7. Система оценки персонала

Роль и значение оценки персонала для организации, взаимосвязь оценки персонала с другими элементами системы управления персоналом. Оценка персонала и аттестация. Система оценки результативности персонала. Основные этапы проведения оценки персонала. Аттестационная комиссия. Основные методы оценивания. Графические шкалы. Альтернативное ранжирование. 360 градусов. Попарное сравнение. Самооценка. Принудительное распределение. Метод критического случая. Рейтинговые шкалы и проблемы работы с ними. Анализ результатов аттестации. Оценка эффективности управления персоналом. Высвобождение персонала.

IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Литература:

Базовый учебник

  1. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова – М.:ИНФРА-М, 2006.

Основная

  1. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 2002.

Дополнительная

  1. Cole G. Personnel and human resource management, 2004 г.

  2. Redman T. Contemporary human resource management, 2006 г.

  3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами, 2004 г.

  4. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала, 2003 г.

  5. Бурмистров А.Н. Нематериальное стимулирование, 2007 г.

  6. Герасимов Б.Н. Менеджмент персонала, 2003 г.

  7. Герасимов Г.Е. управление персоналом, под ред. Герасимова Г.Е., 2003 г.

  8. Герберт Дж. Круден, Артур У. Шерман. Зарубежный опыт управления персоналом / Пер. с англ. – М.: ИПК-госслужбы, 2001.

  9. Герчиков В.И. Управление персоналом. Учебные материалы по курсу. - Новосибирск:ЭФ НГУ, 1998.

  10. Десслер Г. Управление персоналом. – М.:БИНОМ, 1997.

  11. Друкер П. Эффективное управление. – М.: ФАИТ-ПРЕСС, 1998.

  12. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Нижний Новгород: НИМБ, 2001.

  13. Корнелиус Н. HR менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика. 2005 г.

  14. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях, 2004 г.

  15. Мишурова И.В. Управление мотивацией персонала, 2003 г.

  16. Модели и методы регулирования персоналом: российско-британское учебное пособие / Под ред. Е.Б. Моргунова. – М.:ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.

  17. Мордовин С.К. Управление персоналом. Современная российская практика, 2005 г.

  18. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. Модульная программа для менеджеров. М.: ИНФРА-М, 1999/

  19. Одегов Ю.Г. Управление персоналом, оценка эффективности, 2004 г.

  20. Самоукина М.В. Управление персоналом: российский опыт, 2003 г.

  21. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Шило С.И., Ильинский С.В., Салимжанов И.Х. Управление персоналом.- Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  22. Сартан Г.Н. Новые технологии управления персоналом, 2003 г.

  23. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2000.

  24. Управление персоналом организации. Практикум:Учебное пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2001.

  25. Фут М. Введение в HR менеджмент, 2005 г.

  26. Шахова В.А. Мотивация трудовой деятельности, 2006 г.

2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля:

План семинарских занятий для дневной формы обучения (приложение 1)

Тематика эссе (приложение 2)

Тематика контрольных работ (приложение 3)

Вопросы для самоконтроля студентов (приложение 4)

3. Методические рекомендации (материалы) преподавателю:

Данный курс имеет большое прикладное значение, что необходимо учитывать при проведении лекционных и семинарских занятий, рассматривая примеры практического опыта управления персоналом российских и зарубежных компаний. Формы работы должны предусматривать большую самостоятельность студентов, быть направлены на формирование практических навыков управления персоналом.

На лекционных и семинарских занятиях используются такие методы обучения и контроля, как выполнение аудиторного миниэссе, минитесты по тематике семинарского занятия, обсуждение практических ситуаций с предварительной подготовкой выступлений индивидуально или по группам, разбор кейс-стади, доклады студентов с последующим обсуждением, деловые игры.

На семинарских занятиях делается упор на ознакомление студентов с опытом управления персоналом конкретных компаний и на отработку практических навыков.

4. Методические указания студентам:

Перед каждым семинарским занятием студент изучает план семинарского занятия с перечнем тем и вопросов, списком литературы. Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к семинарскому занятию:

  1. проработать конспект лекций;

  2. прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу;

  3. осуществить самостоятельный обширный поиск публикаций по данной тематике;

  4. ответить на вопросы плана семинарского занятия;

  5. при затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.

Минитест или миниэссе проводится в течение не более 15 минут. Для их выполнения

необходимо свободно владеть основными понятиями, правилами, приемами, методами.

Работа с кейс-стади предполагает предварительное ознакомление с материалами кейса и выработку личного мнения по вопросам, предлагаемым для анализа. На занятиях каждый озвучивает свою точку зрения, аргументируя свое решение. Возможно групповое обсуждение и принятие решения.

При подготовке к докладам следует провести обширный обзор литературы по данной проблеме, ознакомиться с опытом компаний.

5. Рекомендации по использованию информационных технологий.

Редакторы Word, Power Point для выполнения эссе и домашних заданий. Интернет –ресурсы для написания эссе, докладов, курсовых работ.

Автор программы Шадрина Е.В.

Кадатская И.А.

  1. Тематический расчет часов по дисциплине «Управление персоналом»

п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего часов

Лекции

Семинарские или практические занятия

Всего

1.

Система управления персоналом

2

4

6

5

11

2.

Кадровое планирование

4

4

8

6

14

3.

Набор и отбор персонала

4

4

8

8

16

4.

Производственная адаптация и ориентация персонала

2

2

4

16

20

5.

Мотивация труда

4

4

8

8

16

6.

Развитие персонала

4

2

6

8

14

7.

Системы оценки персонала

4

2

6

9

15

 

Итого:

24

22

46

60

106

Автор программы Шадрина Е.В.

Кадатская И.А.

Приложение 1

План семинарских занятий по курсу «Управление персоналом»

Семинар № 1. Особенности различных систем управления персоналом.

  1. Понятие и классификация персонала.

  2. Современные концепции управления персоналом.

  3. Система управления персоналом и ее основные элементы.

  4. Особенности управления персоналом в компаниях США, Японии, Западной Европы.

Тематическое сообщение:

  1. особенности управления персоналом в компаниях США

  2. особенности управления персоналом в компаниях Японии,

  3. особенности управления персоналом в компаниях Западной Европы.

Литература:

Базовый учебник

  1. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова – М.:ИНФРА-М, 2006.

Основная

  1. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 2002

Дополнительная:

  1. Герберт Дж. Круден, Артур У. Шерман. Зарубежный опыт управления персоналом / Пер. с англ. – М.: ИПК-госслужбы, 2001.

  2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. М: изд. Питер, 1999 г.

  3. Егоршин А.П. Управление персоналом. М., 2001 г.

  4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С-Пб.,2000 г.

  5. Магура М.М., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. М., 2001 г.

  6. Маслов Е.В. Управление персоналом организации. М., 2002 г.

  7. Мордовин С.К. Управление персоналом. Современная российская практика, 2005 г.

  8. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. Модуль 16.

  9. Самоукина М.В. Управление персоналом: российский опыт, 2003 г.

  10. Технология управления персоналом в России. М., 2001 г.

Семинар № 2. Система управления персоналом

  1. Организация кадровой службы на предприятии.

  2. Задачи и функции деятельности службы по управления персоналом.

  3. Структура службы управления персоналом

  4. Основные показатели и критерии оценки эффективности работы службы управления персоналом.

Тематическое сообщение:

«Организация службы управления персоналом в компании» на примере реального предприятия.

  1. Название компании, вид деятельности, размеры, положение на рынке (кратко);

  2. Место кадровой службы в организационной структуре компании;

  3. Структура кадровой службы, функции (количество отделов, направления деятельности службы персонала);

  4. Оценка службы УП с точки зрения норматива численности работников отдела кадров.

Литература:

Базовый учебник

  1. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова – М.:ИНФРА-М, 2006.

Основная

  1. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 2002

Дополнительная:

  1. Одегов Ю.Г. Управление персоналом, оценка эффективности, 2004 г.

  2. Технология управления персоналом в России. М., 2001 г.

  3. Маслов Е.В. Управление персоналом организации. М., 2002 г.

  4. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. Модуль 16.

  5. Егоршин А.П. Управление персоналом. М., 2001 г.

  6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С-Пб.,2000 г.

  7. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. М: изд. Питер, 1999 г.

  8. Магура М.М., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. М., 2001 г.

  9. Мордовин С.К. Управление персоналом. Современная российская практика, 2005 г.

Семинар № 3: Кадровая стратегия (политика) организации.

  1. Понятия кадровой стратегии и кадровой политики компании. Роль кадровой стратегии в системе управления персоналом.

  2. Факторы формирования и этапы разработки кадровой стратегии.

  3. Связь кадровой стратегии с бизнес-стратегией организации.

  4. Классификации кадровых стратегий.

  5. Различные виды кадровых стратегий на примере российских и зарубежных компаний.

Тематическое сообщение:

«Кадровая стратегия на примере российских и зарубежных компаний».

  1. Название компании, вид деятельности, размеры, цели и бизнес-стратегия;

  2. Кадровая стратегия. Формулировка, основные направления кадровой стратегии.

  3. Актуальность кадровой стратегии (её связь с бизнес-стратегией, целями компании).

  4. Конкретные мероприятия, шаги по реализации кадровой стратегии.

Литература:

Базовый учебник

  1. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова – М.:ИНФРА-М, 2006.

Основная

  1. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 2002

Дополнительная:

  1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами, 2004 г.

  2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 1996 г.

  3. Егоршин А.П. Управление персоналом. М., 2001 г.

  4. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. М., 2002 г.

  5. Управление персоналом. Учебник// Под ред. А.Я. Кибанова. М., 2006 г.

  6. Дойль П. Менеджмент: стратегия и практика. СПб, 1999 г.

  7. Журнал «Управление персоналом», 2001-2002 г.

  8. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. М: изд. Питер, 1999 г

Семинар № 4: Планирование потребности в персонале.

  1. Понятие планирования потребности в персонале, факторы и этапы планирования.

  2. Качественная оценка потребности в персонале на плановый период (описание рабочего места, модель рабочего места, построение профиля к должности, профессиограмма).

  3. Колличественная оценка потребности в персонале: математические методы (расчет численности персонала на основе данных о времени трудового процесса, расчет административно-управленческого пероснала, расчет по нормам обслуживания) и нематематические методы.

Тематическое сообщение:

Международная организация труда.

Практическое задание:

Решение задач на определение потребности персонала в будущем. Расчет численности административно-управленческого персонала по формуле Розенкранца. Расчет численности персонала по нормам обслуживания.

Литература:

Базовый учебник

  1. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова – М.:ИНФРА-М, 2006.

Основная

  1. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 2002

Дополнительная:

  1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами, 2004 г.

  2. Егоршин А.П. Управление персоналом. М., 2001 г.

  3. Шекшня С.В. Управление преосналом современной организации. М., 2002 г

  4. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях, 2004 г.

  5. Герасимов Г.Е. управление персоналом, под ред. Герасимова Г.Е., 2003 г.

  6. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Шило С.И., Ильинский С.В., Салимжанов И.Х. Управление персоналом.- Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Семинар № 5: Набор и отбор персонала.

  1. Понятие отбора и набора персонала. Место и значение в системе управления персоналом.

  2. Источники набора персонала. Виды источников набора персонала (внешние и внутренние), их преимущества и недостатки. Аутсорсинг, аутстаффинг и лизинг персонала.

  3. Этапы отбора персонала.

  4. Написание резюме. Цели, задачи и правила написания резюме. Ошибки в написании резюме. Анализ резюме работодателем.

Тематическое сообщение:

  1. Особенности российского рынка аутстаффинга

  2. Особенности набора и отбора персонала на конкретном предприятии.

Практическое задание:

Работа в группах. Проанализировать несколько резюме с точки зрения работодателя, выявить ошибки составления резюме. Предмет анализа: структура резюме, оформление резюме, форма подачи информации, послужной список, личные и профессиональные качества претендента на должность. По результатам анализа каждая подгруппа определяет успешного кандидата и выдвигает его на следующий этап отбора – собеседование. Решение обосновывается.

Литература:

Базовый учебник

  1. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова – М.:ИНФРА-М, 2006.

Основная

  1. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 2002

Дополнительная:

  1. Корнелиус Н. HR менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика. 2005 г.Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. Модуль 16.

  2. Егоршин А.П. Управление персоналом. М., 2001 г.

  3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами, 2004 г.

  4. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях, 2004 г.

  5. Мордовин С.К. Управление персоналом. Современная российская практика, 2005 г.

  6. Фут М. Введение в HR менеджмент, 2005 г.

Семинар № 6: Отбор персонала (продолжение).

  1. Собеседование как опросный метод и его применение в работе с персоналом. Типы собеседований, их преимущества и недостатки. Основные этапы собеседования

  2. Профессиональное и медицинское освидетельствование персонала.

  3. Социально-психологическая диагностика персонала. Особенности и недостатки тестирования. Критерии качества тестов.

  4. Заключение трудового договора: определение, стороны трудового договора, права и обязанности сторон. Отличие трудового договора от гражданского договора.

Тематические сообщения:

  1. Подготовка кандидата к собеседованию. Правила поведения кандидата на собеседовании.

  2. Социально-психологическое тестирование кандидата при приеме на работу.

Литература:

Базовый учебник

  1. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова – М.:ИНФРА-М, 2006.

Основная

  1. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 2002

Дополнительная:

  1. Корнелиус Н. HR менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика. 2005 г.Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. Модуль 16.

  2. Егоршин А.П. Управление персоналом. М., 2001 г.

  3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами, 2004 г.

  4. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях, 2004 г.

  5. Мордовин С.К. Управление персоналом. Современная российская практика, 2005 г.Фут М. Введение в HR менеджмент, 2005 г.

Семинар № 7. Адаптация персонала.

  1. Адаптация. Задачи периода адаптации. Виды адаптации. Факторы, влияющие на адаптацию.

  2. Этапы адаптации. Характеристика этапов.

  3. Введение в компанию нового сотрудника. Задачи руководителя.

  4. Программа адаптации вновь прибывшего сотрудника.

Тематическое сообщение.

Программа адаптации сотрудников на предприятии (примеры адаптации на российских предприятиях или в иностранных компаниях).

Литература:

Базовый учебник

  1. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова – М.:ИНФРА-М, 2006.

Основная

  1. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 2002

Дополнительная:

  1. Корнелиус Н. HR менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика. 2005 г.Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. Модуль 16.

  2. Егоршин А.П. Управление персоналом. М., 2001 г.

  3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами, 2004 г.

  4. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях, 2004 г.

  5. Мордовин С.К. Управление персоналом. Современная российская практика, 2005 г.

  6. Фут М. Введение в HR менеджмент, 2005 г.

Семинар № 8. Система вознаграждения персонала.

  1. Стимулирование персгнала. Виды стимулов.

  2. Типы работников и применяемые к ним виды стимулов.

  3. Классификация видов вознагрждений.

  4. Виды материального вознаграждения в организации. Компенсационный пакет.

  5. Нематеориальное вознаграждение.

Тематическое сообщение.

Система стимулирования персонала на предприятии (примеры систем стимулирования персонала на российских предприятиях и в иностранных компаниях).

Литература:

Базовый учебник

  1. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова – М.:ИНФРА-М, 2006.

Основная

  1. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 2002

Дополнительная:

  1. Корнелиус Н. HR менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика. 2005 г.Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. Модуль 16.

  2. Егоршин А.П. Управление персоналом. М., 2001 г.

  3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами, 2004 г.

  4. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях, 2004 г.

  5. Мордовин С.К. Управление персоналом. Современная российская практика, 2005 г.

  6. Шахова В.А. Мотивация трудовой деятельности, 2006 г.

  7. Бурмистров А.Н. Нематериальное стимулирование, 2007 г.

  8. Мишурова И.В. Управление мотивацией персонала, 2003 г

Семинар № 9. Система вознаграждения персонала.

  1. Специфика вознаграждения по категориям персонала.

  2. Принципы вознаграждения персонала.

  3. Денежное вознаграждение. Методы оценки труда: ранжирование, балльная оценка, метод градации видов труда.

  4. Нематериальное стимулирование.

Практическое задание.

Проводится балльная оценка труда конкретных позиций, на основе которой осуществляется процедура по гармонизации окладов на предприятии (задание проводится с использованием информационных технологий).

Тематическое сообщение.

Система стимулирования персонала на предприятии (примеры систем стимулирования персонала на российских предприятиях и в иностранных компаниях).

Литература:

Базовый учебник

  1. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова – М.:ИНФРА-М, 2006.

Основная

  1. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 2002

Дополнительная:

  1. Корнелиус Н. HR менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика. 2005 г.Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. Модуль 16.

  2. Егоршин А.П. Управление персоналом. М., 2001 г.

  3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами, 2004 г.

  4. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях, 2004 г.

  5. Мордовин С.К. Управление персоналом. Современная российская практика, 2005 г.

  6. Шахова В.А. Мотивация трудовой деятельности, 2006 г.

  7. Бурмистров А.Н. Нематериальное стимулирование, 2007 г.

  8. Мишурова И.В. Управление мотивацией персонала, 2003 г.

Семинар № 10. Развитие персонала в организации.

  1. Развитие персонала как элемент управления персоналом. Роль данного этапа.

  2. Обучение персонала: формы, методы, их преимуществ и недостатки.

  3. Построение карьеры. Модели карьерного роста.

  4. Формирование кадрового резерва: этапы, задачи, критерии оценки.

Тематическое сообщение.

Специфика развития персонала на промышленном предприятии, в торговой фирме, в консалтинговой компании, в фармацевтической компании, в образовательном учреждении, в медицинском учреждении, в органах государственной власти (на примере конкретных организаций).

Литература:

Базовый учебник

  1. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова – М.:ИНФРА-М, 2006.

Основная

  1. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 2002

Дополнительная:

  1. Корнелиус Н. HR менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика. 2005 г.

  2. Технология управления персоналом в России. М., 2001 г.

  3. Маслов Е.В. Управление персоналом организации. М., 2002 г.

  4. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. Модуль 16.

  5. Егоршин А.П. Управление персоналом. М., 2001 г.

  6. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. М: изд. Питер, 1999 г.

  7. Магура М.М., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. М., 2001 г.

  8. Мордовин С.К. Управление персоналом. Современная российская практика, 2005 г.

  9. Маслов Е.В. Управление персоналом организации. М., 2002 г.

  10. Журнал «Управление персоналом».

Семинар № 11. Аттестация персонала.

  1. Роль и значение аттестация персонала в организации, её взаимосвязь с другими элементами системы управления персоналом.

  2. Цели и элементы аттестации. Этапы и порядок проведения аттестации.

  3. Методы оценки персонала, их преимущества и недостатки.

  4. Анализа результатов оценки персонала и их влияние на дальнейшую профессиональную деятельность сотрудника.

Литература:

Базовый учебник

  1. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова – М.:ИНФРА-М, 2006.

Основная

  1. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 2002

Дополнительная:

  1. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала, 2003 г.

  2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами, 2004 г.

  3. Корнелиус Н. HR менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика. 2005 г.

  4. Технология управления персоналом в России. М., 2001 г.

  5. Маслов Е.В. Управление персоналом организации. М., 2002 г.

  6. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. Модуль 16.

  7. Егоршин А.П. Управление персоналом. М., 2001 г.

  8. Магура М.М., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. М., 2001 г.

  9. Мордовин С.К. Управление персоналом. Современная российская практика, 2005 г.

  10. Маслов Е.В. Управление персоналом организации. М., 2002 г.

  11. Журнал «Управление персоналом».

Приложение 2

Темы эссе по курсу «Управление персоналом»

  1. Система управления персоналом

  2. Основные концепции управления персоналом

  3. Служба управления персоналом

  4. Разработка кадровой политики (стратегии)

  5. Планирование персонала

  6. Определение качественной потребности в персонале

  7. Определение количественной потребности в персонале

  8. Набор и отбор кадров

  9. Отборочное собеседование

  10. Методики отбора персонала

  11. Адаптация персонала

  12. Процесс адаптации менеджера

  13. Процесс адаптации специалиста

  14. Мотивация персонала

  15. Системы вознаграждения

  16. Разработка системы оплаты труда

  17. Схемы оплаты труда для различных категорий работников

  18. Схемы оплаты труда руководителей

  19. Развитие персонала в организации

  20. Обучение персонала

  21. Построение модели карьеры

  22. Кадровый резерв

  23. Оценка деятельности персонала

  24. Методы аттестации

Задание: необходимо провести анализ учебников, монографий и периодических изданий

Приложение 3

Темы контрольных работ по курсу «Управление персоналом»

  1. Понятие о персонале, классификации.

  2. Концепции управления персоналом.

  3. Методы управления персоналом.

  4. Элементы системы управления персоналом.

  5. Стратегические задачи управления персоналом.

  6. Служба управления персоналом.

  7. Модели управления персоналом.

  8. Понятие кадровой политики.

  9. Классификации стратегий кадровой политики.

  10. Типы кадровой политики.

Приложение 4

Вопросы для самоконтроля по курсу «Управление персоналом»

  1. Классификация персонала.

  2. Основные концепции управления персоналом.

  3. Японская система управления персоналом: основные черты.

  4. Американская система управления персоналом: основные черты.

  5. Служба управления персоналом.

  6. Разработка кадровой стратегии (политики): основные этапы.

  7. Классификация видов кадровой политики.

  8. Сущность кадрового планирования.

  9. Основные этапы планирования трудовых ресурсов.

  10. Оценка наличных трудовых ресурсов.

  11. Планирование потребности в персонале.

  12. Источники привлечения персонала.

  13. Основные методы расчета количественной потребности в персонале.

  14. Метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса.

  15. Метод расчета по нормам обслуживания.

  16. Метод расчета по рабочим местам и нормативам численности.

  17. Основные методы отбора персонала.

  18. Тестирование как метод отбора персонала.

  19. Собеседование. Основные виды.

  20. Основные этапы отборочного собеседования.

  21. Правила проведения оценочного собеседования.

  22. Содержательная часть интервью: общие правила.

  23. Адаптация персонала.

  24. Мотивация. Формы мотивации.

  25. Психологические теории мотивации.

  26. Содержательные теории мотивации.

  27. Процессуальные теории мотивации.

  28. Системы вознаграждения труда.

  29. Разработка системы оплаты труда.

  30. Схема оплаты труда руководителя.

  31. Схема оплаты труда высококвалифицированного работника.

  32. Схема оплаты труда производственного персонала.

  33. Формы нематериального стимулирования.

  34. Компенсационный пакет.

  35. Аттестация: цель, основные этапы.

  36. Конкретные методы оценки сотрудников.

  37. Роль переподготовки и повышения квалификации в системе управления персоналом.

  38. Основные методы обучения на рабочем месте.

  39. Основные методы обучения вне рабочего места.

  40. Методы обучения: преимущества и недостатки.

  41. Расстановка персонала в организации.

  42. Построение карьеры.

  43. Формирование кадрового резерва.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Управление качеством» для направления 080500. 62 «Менеджмент»

    Программа дисциплины
    Государственный университет – Высшая школа экономикиПрограмма дисциплины «Управление качеством» для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, для специальности 080507.
  2. Программа дисциплины «Организационная конфликтология» для направления 080500. 62 «Менеджмент»

    Программа дисциплины
    Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  3. Программа дисциплины Теория организаций для направления 080500. 62 Менеджмент подготовки бакалавра Автор: профессор Романов Павел Васильевич

    Программа дисциплины
    Студент должен: обладать базовыми знаниями по социологии и психологии, экономике; знаниями по курсу общего менеджмента; уметь оперировать такими понятиями как: организация, бюрократия, контроль, современное и постсовременное общество
  4. Программа дисциплины «Финансовый анализ» для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Цель: теории и практики финансового анализа организаций (предприятий) с целью принятия соответствующих управленческих решений, направленных на достижение поставленных целей, а также повышение уровня достоверности оценки бизнеса и управленческой работы.
  5. Программа дисциплины управление качеством по направлению 080500. 62 «Менеджмент» Утверждена (1)

    Программа дисциплины
    Приступая к изучению данного курса, студенты должны обладать знаниями по общему и стратегическому менеджменту, математической статистике, теории организации, организационному поведению и принятию управленческих решений.

Другие похожие документы..