Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Фінанси - одна із профілюючих загальноекономічних дисциплін навчального плану підготовки фахівців з економічних спеціальностей . Дисципліна "Фін...полностью>>
'Документ'
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное издательство, Типография Воениздата...полностью>>
'Учебное пособие'
Учебное пособие составлено в кафедре топогра­фической анатомии и оперативной хирургии Орен­бургской государственной медицинской академии. Оно содержи...полностью>>
'Закон'
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 337, утвердившего ...полностью>>

Посещение лекций отнимает много времени. Информация лучше воспринимается по зрительному каналу, чем по слуховому, следовательно, лекции не эффективны

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция-визуализация

как современная форма изложения материала

МАЛЕЙКО Г.У.

В высшей школе при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает вузовская лекция. Слово «лекция» имеет латинский корень «lektion» - чтение. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Лекция должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, концентрировать внимание обучающихся на более сложных, узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

В настоящее время наряду со сторонниками существуют и противники лекционного изложения учебного материала в ВУЗе. К основным недостаткам лекционного изложения учебного материала относят следующие аргументы:

1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление обучающихся. Причем чем лектор лучше, тем более некритично воспринимается его материал.

2. Лекция отбивает стремление к самостоятельным занятиям.

3. Посещение лекций отнимает много времени.

4. Информация лучше воспринимается по зрительному каналу, чем по слуховому, следовательно, лекции не эффективны.

5. Одни слушатели успевают осмыслить, другие – только механически записать слова лектора. Это противоречит принципу индивидуализации и т. д.

Однако опыт обучения в высшей школе свидетельствует о том, что отказ от лекции снижает научный уровень подготовки обучающихся, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в ВУЗе.

Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала; оптимальным сочетанием лекции с другими методами обучения – семинаром, практическим и лабораторным занятием; самостоятельной подготовкой обучающихся, а также применением в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций и ораторским мастерством преподавателя. В данной статье мы попытаемся изложить основные преимущества такой современной формы вузовской лекции как лекция-визуализация.

Общеизвестно, что основными функциями лекции выступают познавательная (обучающая), развивающая, воспитательная и организующая.

Познавательная функция лекции выражается в обеспечении обучающихся знаниями основ науки и определении научно обоснованных путей решения практических задач и проблем. Именно на лекциях впервые знакомят слушателей со всей системой изучаемых в ВУЗе дисциплин и наук, помогают разобраться во всех смыслах их положений, понять противоположные точки зрения, особенности подходов разных авторов и обоснованно оценить их достоинства и недостатки. При этом весь учебный материал передается в форме живого слова путем убеждающих и побуждающих приемов и средств. В таком общении лектора с аудиторией выявляется степень понимания и усвоения материала, изложение которого дополняется, варьируется, индивидуализируется с учетом особенностей обучающихся и их реакции.

Развивающая функция лекции состоит в том, что в процессе передачи знаний она ориентирует обучающихся не на память, а на мышление, т.е. учит их думать, мыслить научно, на современном уровне. Логическое, доказательное изложение материала, стремление лектора не просто передать сведения, а доказать их истинность, привести студентов к обоснованным выводам, учит их думать, искать ответы на сложные проблемы, показывать приемы такого поиска – именно это характеризует развивающую функцию и создает условия для активации познавательной деятельности обучающихся в процессе ее восприятия.

Воспитательная функция лекции реализуется в том случае, если ее содержание пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю. Этим обеспечивается единство обучения и воспитания в ходе педагогического процесса. Читаемые лекции необходимо ориентировать на профессиональное воспитание, четко обозначая при этом пути решения той или иной практической задачи, с которыми придется столкнуться будущему специалисту.

Организующая функция лекции предусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работай обучающихся как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки. Это функция сознательно усиливается преподавателем при чтении установочных и обзорных лекций, а также лекций по темам, за которыми следует проведение семинаров и практических занятий. Здесь лектор ориентирует обучающихся на работу с литературой, указанной в программе, и информирует о появлении новых источников. Он обращает внимание студентов на то, что им необходимо изучить и что с чем сопоставить.

Все вышеназванные функции успешно реализуются в ходе лекции-визуализации, поскольку слово лектора дублируется на экране часто в красочной, эмоциональной форме, сопровождается интересными, уточняющими иллюстрациями.

В методиках отмечается, что основными требованиями к современной лекции являются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, практикой повседневной жизни. С учетом этих требований лекция-визуализация помимо ярко выраженной наглядности должна:

  • иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

  • иметь твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;

  • иметь законченный характер освещения определенной темы, тесную связь с предыдущим материалом;

  • быть доказательной и аргументированной, иметь четко выраженную связь с практикой;

  • обладать силой аргументации и вызывать у студентов необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;

  • находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;

  • отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов;

  • быть доступной для восприятия данной аудиторией.

Таким образом, визуализированная лекция представляет собой систематизированную, методически обработанную устную информацию, преобразованную в визуальную форму, которая служит опорой для формирования умственных действий и понятий, понимания студентами этапности их отработки. Чтение такой лекции сводится к комментированию подготовленных визуальных (или аудиовизуальных) фрагментов.

В задачи преподавателя входит создание условий для систематизации имеющихся материалов, усвоения новой информации, понимания причинно-следственных связей и зависимостей, создание и решение проблемных ситуаций, демонстрация разных способов визуализации (натуральные объекты, рисунки, схемы, таблицы и т.п.).

Лекция-визуализация возможна при соблюдении ряда эргономических требований: схема расположения объектов в соответствии с закономерностями зрительного ряда (слева направо и сверху вниз), плотность расположения информации в кадрах. Текст должен включать только ключевые высказывания, формулировки должны быть общедоступными, при визуализации используется максимально семь содержательных пунктов. Необходимо помнить признаки хорошо читаемого текста: использование и прописных, и строчных букв, стандартных шрифтов, плотное расположение букв, наличие четких промежутков между словами.

Прочитав лекцию, преподаватель сам хорошо видит и чувствует ее сильные и слабые стороны. Об этом он судит прежде всего по тому, как ее приняла аудитория и творческий коллектив кафедры. Он помнит, какие ее части и разделы слушались с интересом, в каких местах внимание ослабевало, какие объяснения были излишне детализированы или растянуты, а где слишком схематичны, где не хватало иллюстраций или они были не совсем удачными.

Рекомендуется все эти замечания сразу же записать и в дальнейшем использовать при работе над новой визуализированной лекцией. Каждое занятие – это результат педагогического творчества преподавателя, который несет личную ответственность за его эффективность.

Список литературы:

  1. Краснова А.Н. Педагогическая мастерская: опыт истории высшего образования//Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сб. науч. статей. - Мурманск: МГПУ, 2005.-С.17-21.

  2. Крыско В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Мн.: Харвест, 1999.

  3. Хмаро Н.В. Лекция как ведущий метод изложения учебного материала (метод. пособие для преподавателей). – Ярославль: Аверс Плюс, 2006.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Зигмунд Фрейд Введение в психоанализ Лекции 1-35

    Лекции
    Предлагаемое вниманию читателя "Введение в психоанализ" ни в коей мере не претендует на соперничество с уже имеющимися сочинениями в этой области науки (Hitschmann.
  2. Е. Е. Соколовой и Т. В. Родионовой З. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции (2)

    Лекции
    Предлагаемое вниманию читателя “Введение в психоанализ” ни в коей мере не претендует на соперничество с уже имеющимися сочинениями в этой области науки (Hitschmann.
  3. Е. Е. Соколовой и Т. В. Родионовой З. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции (4)

    Лекции
    Предлагаемое вниманию читателя “Введение в психоанализ” ни в коей мере не претендует на соперничество с уже имеющимися сочинениями в этой области науки (Hitschmann.
  4. Е. Е. Соколовой и Т. В. Родионовой З. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции (5)

    Лекции
    Предлагаемое вниманию читателя “Введение в психоанализ” ни в коей мере не претендует на соперничество с уже имеющимися сочинениями в этой области науки (Hitschmann.
  5. Е. Е. Соколовой и Т. В. Родионовой Вычитано по переизданию: З. Фрейд. Введение в психоанализ: Лекции

    Лекции
    Предисловие Первая лекция. Введение Вторая лекция. Ошибочные действия Третья лекция. Ошибочные действия (продолжение) Четвертая лекция. Ошибочные действия (окончание)

Другие похожие документы..