Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Выявление основных причин употребления молодежью города Нижневартовска алкогольных напитков, их отношения к данной проблеме, степени распространения ...полностью>>
'Документ'
Проблема времени – это традиционная философская проблема. Категория времени появляется еще внутри античной философии наряду с фундаментальной категори...полностью>>
'Документ'
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» встречается множество перекрестных тем. Одна из них - это тема дьявола, с этого собственно и начинается роман....полностью>>
'Закон'
Про запровадження мораторію на виселення редакцій друкованих засобів масової інформації, закладів культури, у тому числі бібліотек, видавництв, книга...полностью>>

Трудовая карьера выпускника учреждения Начального профессионального образования (полтора года на рынке труда)1

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

трудовая карьера выпускника учреждения Начального профессионального образования
(полтора года на рынке труда)1

Т. Г. Кутейницына, Е. Г. Репринцева

Центр исследований рынка труда, г. Самара
kuteinit@, ereprintseva@mail.ru

Введение

Российскими учеными неоднократно проводились социологические исследования, касающиеся профессиональной карьеры молодежи2. Однако выпускники системы начального профессионального образования (НПО) оказывались в фокусе внимания социологов нечасто.

Наиболее подробно первые шаги выпускников учреждений НПО на рынке труда рассматривались в исследовании, проведенном Центром образования и молодежи Института социологии РАН3. Оценка реализации планов выпускников учебных заведений НПО Москвы и Новосибирска производилась через несколько месяцев после окончания учебы количественными методами. В Москве был проведен телефонный опрос, в Новосибирске информация предоставлена администрациями учебных заведений на основании справок о трудоустройстве, которые выпускники обязаны предъявить для получения диплома. Показатель степени реализации рассчитывался как отношение количества выпускников, занявших тот или иной статус (работа, учеба, совмещение работы и учебы и т. д.), к количеству выпускников, планировавших занять этот статус после окончания обучения. Несмотря на неоспоримую ценность данного исследования, хотелось бы обратить внимание на низкий уровень доверия к данным, о чем говорят сами исследователи4. Другими словами, даже в этом специально проведенном исследовании период выхода на рынок труда выпускников профессиональных училищ является слабо освещенным и, на наш взгляд, требует более обстоятельного изучения.

В отличие от указанного исследования проект5, результаты которого представлены в данной статье, осуществлен в рамках качественной методологии с использованием метода личного интервью. Анализ трудовых биографий охватывал временной диапазон от полутора до двух лет. Основой для отбора респондентов послужили результаты последнего замера (2004 г.) мониторинга системы начального профессионального образования Самарской области6, в котором выяснялись различные образовательные и профессиональные планы выпускников, а также содержалась просьба оставить координаты для повторного обращения. Таким образом, исследователи имели возможность на персональном уровне оценить полноту реализации профессионально-образовательных планов, заявленных на этапе завершения обучения, а также изучить трудовую биографию на протяжении полутора лет после окончания учебного заведения. В рамках качественной методологии детально рассматривались различные способы реализации профессиональных намерений и построения трудовых карьер, но не оценивалась распространенность этих типов7.

В данной статье представлены некоторые результаты, характеризующие:

  • варианты реализации трудовых намерений выпускников системы НПО и причины, повлиявшие на характер воплощения профессиональных планов. Анализ полноты реализации профессиональных и образовательных устремлений позволил выделить три группы респондентов: полностью воплотивших свои замыслы, частично реализовавших свои намерения и тех, кому не удалось осуществить задуманное. При анализе причин, влияющих на осуществление планов, главное внимание уделено внешним, не зависящим от личностных характеристик выпускников обстоятельствам, таким как требования нанимателей к потенциальным работникам, востребованность полученной профессии на региональном рынке труда, качество полученного образования;

  • типы трудовой карьеры молодежи с начальным профессиональным образованием. Среди параметров трудовой биографии учитываются: профессиональная принадлежность, трудовая мобильность и общая продолжительность срока работы. В зависимости от этих показателей выделено и описано несколько типов трудовой карьеры.

Степень реализации трудовых намерений выпускников и причины, повлиявшие на полноту воплощения профессиональных планов

На протяжении всей жизни человеку приходится планировать свои действия на близкую или более далекую перспективу. Умение планировать дальнейшие профессиональные шаги и добиваться реализации своих намерений является важным качеством, характеризующим молодого специалиста, выходящего на рынок труда. Анализ причин, повлиявших на полноту реализации этих планов, обзор позитивных и негативных факторов, возникающих в процессе воплощения задуманного, в свою очередь, дают возможность судить об эффективности работы системы начального профессионального образования, призванной подготовить молодежь к трудовой деятельности.

В соответствии с классификацией вариантов профессиональных и образовательных планов выпускников, используемой в инструментариях мониторинга, были определены различные способы реализации намерений выпускников. Типы трудовых траекторий выделены на основе спектра возможных вариаций предполагаемых шагов после окончания учебного заведения: работать по профессии обучения или не по специальности, совмещать учебу с работой по профессии обучения или не по специальности, либо только продолжать обучение на более высокой ступени профессионального образования. В результате проведенных 30 качественных интервью все возможные вариации достигнутых статусных позиций попали в поле внимания исследователей, кроме того, среди опрошенных респондентов оказались безработные молодые люди, так и не приобретшие ни одного из этих статусов: они не продолжают обучение, а также нигде и никогда не рабо-тали8.

На основе совпадения планируемого будущего и реальности на момент интервью выделены три основные когорты выпускников: полностью реализовавшие свои профессиональные и образовательные планы, частично реализовавшие профессиональные и образовательные планы, не реализовавшие профессиональные и образовательные планы.

Реализовавшие профессиональные и образовательные планы

Намерения выпускников, представленных в этой группе, сводятся к четырем вариантам: совмещать работу по полученной профессии и дальнейшее обучение, работать не по специальности и учиться; только работать по профессии и продолжать образование, не работая. Профессии обучения респондентов различны: бухгалтер, повар, электромонтажник, продавец, повар-кондитер, электромонтер, оператор ЭВМ.

Все респонденты, планировавшие продолжить образование, учатся либо в системе среднего профессионального образования, либо в вузах на коммерческой основе. Наличие финансовых ресурсов для оплаты обучения и отсутствие конкурсных испытаний в выбранных учебных заведениях в первую очередь обеспечили успешную реализацию замыслов выпускников.

Частично реализовавшие профессиональные и образовательные планы

В этой группе выделены следующие варианты реализации своих планов:

1. Выпускники, которым удалось воплотить в жизнь намерения относительно обучения (все они учатся по специальностям, далеким от профессии, полученной в учебном заведении НПО), но работают не по профессии обучения, как планировали: секретарь-референт работает на заводе контролером ОТК; автомеханик – оператором стеллажно-транспортной системы; другой автомеханик – экспедитором в гостиничном комплексе.

Невозможность найти место трудоустройства, соответствующее профессии, полученной в учебном заведении, является главной и единственной причиной работы не по специальности для всех респондентов этой группы. Отказы нанимателей вынудили их обращаться на самые различные предприятия и в конечном итоге соглашаться на любую работу без учета полученной профессии. Безрезультатные поиски закончились трудоустройством по принципу «куда взяли».

2. Респонденты, не реализовавшие свои планы относительно учебы, – продавец, повар, цветовод, согласно заявленным намерениям, на момент проведения интервью работают (кто по профессии обучения, кто – нет), но нигде не учатся.

Среди факторов, отрицательно повлиявших на реализацию образовательных планов, выпускники отмечают: семейные обстоятельства (декрет), недостаток времени и денег. Возможность продолжения образования связывается исключительно с платным обучением, что оказывается проблематичным при отсутствии достаточных финансовых средств. Что касается недостатка времени, на наш взгляд, это достаточно спорный аргумент, обусловленный сугубо субъективным восприятием выпускника. Например, девушка-цветовод, сетовавшая на отсутствие времени, целый год не работала и не училась, причем она до сих пор не имеет полного общего среднего образования, а до вечерней школы так и не добралась. В этом случае желание пойти учиться является скорее декларацией, нежели осознанным намере-нием.

3. Выпускники, которые собирались работать по профессии обучения и учиться, в реальности работают, но не по специальности, и не учатся: так, плодоовощевод, аппаратчик стерилизации консервов работает продавцом цветов в киоске; оператор ЭВМ, бухгалтер работает секретарем в тех-никуме.

Трудности в осуществлении планов относительно обучения, так же как и в предыдущей группе, связаны с недостатком времени и денег. Иногда встречаются достаточно туманные ответы, говорящие об абстрактности заявленных притязаний:

«А по какой специальности Вы планировали обучаться и где? – В каком-нибудь институте, а по какой… что-нибудь связанное с бухгалтерией» (профессия обучения – плодоовощевод).

«Вы отмечали, что намерены дальше продолжать учиться, повышать свой уровень образования. Вы уже знаете, где? – Ну, в институт. Пока не знаю, в какой, но главное – высшее образование» (профессия обучения – оператор ЭВМ).

Отказ от работы по специальности в одном случае обусловлен разочарованием в профессии:

«Когда поступила, еще были [намерения работать по специальности], хотя не задумывалась особо. Но когда закончила, уже не было, потому что на практике я попробовала, это тяжелая работа, и мне не понравилась. Я не думала, что это так сложно».

В другом варианте отказ от работы по профессии обучения произошел из-за сложностей трудоустройства по полученной специальности:

«…Сначала я все-таки хотела работать бухгалтером. Не получилось, не берут без опыта, и возраст не подходит».

4. Молодые люди, которые не реализовали трудовые планы, но смогли осуществить намерения по поводу дальнейшего обучения: оператор ЭВМ и бухгалтер.

Выбор в пользу продолжения обучения и отказ от трудовой деятельности произошли по причине бесплодных поисков мест трудоустройства:

«Я очень хотела …бухгалтером, но мы … не проходили программу 1с-бухгалтерия, а без этой программы не берут. Еще везде просят высшее образование и опыт работы, а у меня нет … По объявлениям я тоже звонила, даже звонила, где и возраст от 20-21, думаю, может, уговорю, нет ни в какую, ничего не получилось».

Не реализовавшие свои профессиональные и образовательные планы

Все выпускники этой группы – безработные, но не зарегистрированные в качестве таковых в службе занятости, никто из них не учится. Среди респондентов можно выделить два типа: те, кто вообще никогда не работал, и те, у кого был опыт работы после окончания учебного заведения.

1. Учащиеся, не имевшие опыта работы: цветовод, плодоовощевод, бухгалтер, оператор ЭВМ, мастер растениеводства, автомеханик. Несмотря на заявленное в учебном заведении желание работать (по профессии обучения или нет), после окончания учреждения НПО никто из них работу даже не искал. Образовательные планы также, скорее, просто декларируются, поскольку ни учебное заведение, ни специальность предполагаемого обучения до сих пор еще не определены:

«А где Вы хотели учиться, по какой специальности? – Учиться я хотела пойти в плановый институт.

Вы узнавали конкретные специальности, куда хотели поступать?По своей специальности, но конкретно я не узнавала. Я не знаю… вообще, может, я на психолога пойду учиться, или, например, языки изучать» (профессия обучения – оператор ЭВМ).

Выпускники этой группы, видимо, транслировали не свои намерения, а образцы социально одобряемого поведения, поскольку на момент проведения интервью, по прошествии года после получения профессии, осознанных планов относительно работы и учебы они не имеют. Когда карьерные устремления не сформированы, молодые люди склонны воспроизводить положительные стереотипы или ожидаемые стили поведения.

2. Безработные, имевшие ранее опыт работы: секретарь-референт, продавец-кассир и продавцы (три человека). Выпускники этой группы попробовали себя в профессии обучения. Однако полученный опыт негативно сказался на отношении к специальности. Недовольство содержанием труда, оплатой, режимом работы повлекло за собой увольнение и отказ работать по профессии.

Анализ реализации профессиональных и образовательных планов выпускников выявил достаточно широкий спектр причин, влияющих на первые шаги на рынке труда и последующее трудовое поведения респондентов. Все их можно разделить на две группы: факторы, определяемые личными качествами и психологическими особенностями индивидуума, – субъективные, и факторы, связанные с особенностями трудовых отношений в сфере занятости при поиске работы и трудоустройстве, в сфере взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда, – объективные.

Поскольку в рамках качественной методологии мы пытаемся объяснить социальные процессы и найти закономерности построения трудовых карьер выпускников, сосредоточимся на факторах, присутствующих в самых разных трудовых биографиях выпускников, независимо от их личностных качеств. Итак, среди объективных факторов, влияющих на реализацию профессиональных планов выпускников системы НПО, были выделены следующие.

  • Несоответствие уровня полученной профессиональной подготовки требованиям работодателя. В условиях избытка квалифицированной рабочей силы работодатели предпочитают получить полностью подготовленного работника с учетом специфики собственного предприятия. Выпускники системы НПО не обладают в полном объеме теми профессиональными компетенциями, которые требует наниматель. Например, в финансовой сфере требуется не просто бухгалтер, а бухгалтер, владеющий определенными программами, которые не изучают в учебных заведениях НПО: 1с-бухгалтерия, специальные программы для бюджетных организаций и т. д. В торговле работодателю нужен не просто продавец, а продавец-консультант, владеющий полной информацией о продаваемом товаре: компьютерах или бытовой технике, лакокрасочной или иной реализуемой продукции.

  • Завышенные (для выпускников системы НПО) требования работодателей. Сюда относятся ограничения по возрасту и опыту работы. В большинстве случаев работодатели отказываются нанимать работников моложе 20 лет. И даже если работодатель согласен взять молодого сотрудника, обязательным требованием выступает наличие стажа работы по профессии (в зависимости от последней от года для автомехаников до трех лет для бухгалтеров). Парадоксальность ситуации заключается в том, что к моменту окончания учебного заведения приобрести требуемый стаж просто нереально: продолжительность требуемого стажа превышает срок обучения в профессиональном училище.

  • Дефицит спроса на рабочие места, соответствующие полученной квалификации. Например, на рынке труда Самарской области практически не востребованы бухгалтеры и секретари с начальным профессиональным образованием.

  • Незавершенность профессионального самоопределения. Одним из показателей осознания ценности профессии является процесс выбора учебного заведения и профессии обучения. Для некоторых респондентов характерен ситуативный выбор места учебы и профессии: их либо выгнали из школы – надо было идти хоть куда-то, либо учебное заведение расположено близко от дома, либо поступал за компанию с друзьями.

«Я и поступать-то не собиралась в этот лицей. Я когда окончила 9 классов, поняла так, что в 10 класс поступила и уехала в деревню. А когда приехала, чуть ли не 1-го сентября, то в школе мне сказали, что я не поступила, и отдали документы. Сестра сказала, что лицей рядом, я туда документы отдала».

Подобное отношение к выбору профессии приводит к тому, что учащиеся оказываются недовольны полученной профессией, работают не по специальности или пополняют ряды безработных.

  • Слабая профориентационная работа и, как следствие, несоответствие представлений выпускника о профессиональной деятельности реальному содержанию труда по получаемой профессии. Здесь иллюстрацией может служить случай, когда абитуриентке было все равно, по какой специальности учиться, но на этапе поступления педагоги учебного заведения заинтересовали ее профессией цветовода-декоратора. Девушка захотела получить профессию и готова была работать по этой специальности. Однако в процессе обучения отношение к профессии изменилось, поскольку содержание обучения никак не соотносилось с тем, что было обещано на этапе приема. Очевидно, что в подобных случаях работа с абитуриентами имеет своей целью приукрашивание будущей работы для увеличения контингента по тем или иным профессиям. Слабая профориентационная работа обусловливает разочарование в профессии после прохождения практики или получения первого опыта работы.

Обозначив основные «объективные» факторы, влияющие на степень реализации профессиональных и образовательных планов респондентов, отметим, что все они препятствуют воплощению устремлений выпускников и выступают как барьеры для трудоустройства.

Типы трудовой карьеры

Рассматривая трудовую карьеру, исследователи обращались к профессиональному пути, пройденному выпускниками за 1,5 года. Конечно, говорить о временном отрезке в полтора года как о значительном этапе трудовой карьеры можно с большой долей условности. Однако, учитывая, что это дебютный период адаптации молодого рабочего/специалиста на рынке труда, который во многом определяет его дальнейшее профессионально-трудовое поведение, нам кажется, именно этот этап жизненного пути заслуживает пристального внимания и детального изучения.

В социологических теориях под карьерой понимают модель перемещения работника с нижестоящих общественных позиций на вышестоящие. Трудовая карьера, как разновидность этого понятия, обычно является отражением трудовой жизни индивида. В теоретических концепциях при классификации типов трудовой карьеры выделяются различные основания:

  • доход, престиж. В соответствии с этими критериями разделяют структурированную (упорядоченную последовательность связанных друг с другом видов работ) и неструктурированную трудовую карьеру9;

  • уровень образования, квалификация, статус занятости, должность. Учитывая динамику уровня образования и квалификацию, должностные перемещения и периоды незанятости, выделяют снижающуюся, горизонтальную, слабо растущую и восходящую трудовую карьеру10;

  • статус занятости. В зависимости от статуса занятости определяют стабильную, нестабильную и прекращенную трудовую карьеру. Одной из отличительных черт как прекращающейся, так и нестабильной карьеры является безработица11.

В нашем исследовании классификация «трудовых биографий» строится с учетом профессиональной принадлежности, трудовой мобильности и общей продолжительности работы12. В зависимости от данных параметров выделено несколько типов трудовой карьеры: стабильная профессиональная, мобильная профессиональная, статичная депрофессиональная, мобильная депрофессиональная, хаотичная.

Прежде чем перейти к описанию типов трудовой карьеры, необходимо охарактеризовать группу безработных выпускников, которые по прошествии полутора лет так и не появились на рынке труда. В эту когорту входят выпускники учреждений системы НПО, продолжающие обучение на дневном отделении техникумов, а также молодые люди, которые на момент проведения интервью были безработными и ранее не имели трудового опыта.

Респонденты, продолжающие обучение, объясняют свой выбор невозможностью трудоустроиться на удовлетворяющее их место работы и желанием получить другую профессию, наращивать свой профессиональный потенциал для увеличения возможностей трудоустройства.

Анализ интервью безработных выпускников выявил следующие факторы, определяющие настоящий статус респондентов:

  • состояние здоровья, являющееся порой существенным ограничением при трудоустройстве: «Я весь год болела, у меня третья группа инвалидности»;

  • отсутствие какого-либо желания, а также принуждения к труду. Среди обследованных случаев есть примеры классического иждивенчества. Из интервью становится ясно, что эти люди в принципе не ищут работу и не хотят работать. О перспективах возможного трудоустройства рассуждают туманно и расплывчато:

«Работаете ли Вы сейчас? – Нет.

А вообще после училища работали?- Нет.

Вы пытались найти работу? – Нет.

Никуда не обращались, не интересовались? – Да.

А в принципе, Вы собираетесь работать?- В принципе, да.

По какой специальности, кем? – Пока не знаю, вот родственница предложила кондуктором работать, я пока думаю.

Почему?- Есть и плюсы – хорошая зарплата, но и страшно вечером домой возвращаться. Еще завтра отец на завод «Прогресс» меня повезет, там дядька мой работает – тоже можно туда пойти.

Кем? – Я и не знаю» (выпускница обучалась по профессии «плодоовощевод»).

В общественной практике известны два основных вида принуждения человека к труду – экономическое и внеэкономическое13. Экономическое определяется необходимостью зарабатывать средства на существование, внеэкономическое является результатом формирования у индивида понятия ценности труда, как основной сферы жизнедеятельности человека, и ценности профессии, как средства самовыражения и самоутверждения личности. Позиция родителей, чьи средства, вероятно, являются достаточным (и доступным) источником материального обеспечения для группы неработающих выпускников, обуславливает отсутствие экономического принуждения к труду. Что касается внеэкономического влияния, здесь следует говорить как о недоработках учебного заведения, одной из задач которого является не только профориентация, но и социализация молодых людей, так и о слабой роли семьи в формировании жизненных ценностей человека.

Для группы безработных выпускников трудовая биография, а следовательно, и трудовая карьера по прошествии полутора лет после обретения профессии еще не начались.

Стабильная профессиональная трудовая карьера

К этой группе отнесены выпускники, имеющие одно место трудоустройства и работающие по профессии обучения. Для представителей этого типа трудовой карьеры характерны осознанный выбор учебного заведения, желание работать по специальности после окончания учебы, а также целенаправленный поиск места работы по профессии обучения с использованием различных каналов возможного трудоустройства. Многие заочно продолжают обучение в вузах по специальностям, близким к полученным в системе НПО профессиям, что подтверждает их намерения работать в рамках приобретенной профессии, стремление повышать должностной уровень. Здесь же мы имеем единственный пример карьерного продвижения, когда молодой человек, желая стать поваром, поступил на работу в ресторан мойщиком посуды и одновременно в профессиональное училище, а закончив училище, работает поваром-универсалом. Показатель продолжительности работы в группе достаточно высокий – 1,5 и 3,5 года.

Респонденты склонны наращивать свой профессиональный потенциал в рамках полученной профессии. При трудоустройстве для них важным критерием рабочего места является стабильность занятости и возможность совмещать работу с дальнейшим образованием.

Мобильная профессиональная трудовая карьера

Представители данного типа трудовой карьеры работают по профессии обучения и на момент проведения интервью сменили не одно место работы (от 2 до 4). Их отличает осознанный выбор учебного заведения для приобретения желаемой профессии. Основным фактором мобильности является ориентация на более высокий уровень заработной платы. Если в предыдущей группе молодежь выбирает интенсивный вариант профессионального продвижения, то здесь мы наблюдаем экстенсивный путь, когда человек скорее пытается найти место работы, удовлетворяющее его требованиям, чем стремится наращивать свой профессиональный потенциал. Причем процесс поиска для них продолжается, поскольку настоящее место работы они зачастую не считают удовлетворительным.

Статичная депрофессиональная трудовая карьера

Представителями этой группы являются работающие выпускники, имеющие единственное место трудоустройства не по профессии обучения, что в разных случаях определяется как субъективными, так и объективными причинами.

Среди субъективных – добровольный отказ от работы по специальности, который вызван негативным отношением к полученной профессии. Профессия обучения изначально не рассматривалась как вариант будущей работы:

«У Вас были намерения работать по специальности повар-кондитер? – Нет, никогда.

Тогда хочется понять, зачем Вы пошли получать эту профессию?- Не знаю…Просто хотела научиться готовить. Для себя».

Сюда же относится вариант разочарования в получаемой профессии еще в процессе обучения в системе НПО.

Объективной причиной является невозможность найти работу по профессии обучения. Отчаявшись найти работу по специальности, выпускник делает выбор в пользу другой профессии.

Представители этой группы зачастую продолжают образование и ориентированы на стабильное место работы, основным критерием выбора которого выступает обеспечение возможности учиться.

Мобильная депрофессиональная трудовая карьера

Молодежь, трудовая карьера которой определена нами как мобильная депрофессиональная, на момент опроса сменила несколько мест трудоустройства, в основном не по профессии обучения. Здесь же представлены выпускники, карьера которых на момент проведения интервью была прервана, но опыт работы, который они приобрели до увольнения, не соответствовал профессии обучения. Решающим фактором при трудоустройстве для этих выпускников является продолжение занятости как таковой, безотносительно к определенной профессии:

«Почему Вы выбрали именно магазин, кассира? – Потому что мне очень нужна работа. И только там меня взяли».

Здесь опять мы встречаемся с трудоустройством по принципу «куда взяли». Отличие от представителей статичной депрофессиональной карьеры, для которых также характерен этот способ трудоустройства, заключается в количестве мест работы. Основной причиной смены работы является желание иметь больший заработок. Если выпускники с мобильной профессиональной карьерой, также желающие найти работу с более высокой оплатой труда, устремлены на поиск в рамках полученной специализации, то здесь молодежь не стремится следовать профессии обучения. Никто из них не учится.

Хаотичная трудовая карьера

Этот тип трудовой карьеры представлен выпускниками, которые сменили 3-4 места работы, успели поработать и по профессии обучения, и по другой специальности. На каждом рабочем месте задерживались в среднем не более двух месяцев. По профессии, полученной в системе НПО, работать не собирались изначально, либо планировали, но в процессе обучения разочаровались. Частые смены работы обусловлены как неудовлетворенностью содержанием работы и уровнем заработной платы, так и нестабильностью пройденных мест трудоустройства (летнее кафе ликвидировано, ремонтная бригада распалась, магазин закрылся).

Для представителей этой группы характерны пассивное поведение в процессе поиска работы и настрой на трудоустройство по знакомству, неважно, по какой профессии:

«Мне было особо все равно, на какую специальность. Главное – через своих кого-нибудь: через знакомых, через родственников устроиться».

Отсутствие внятных планов относительно работы и расчет на помощь знакомых обуславливают хаотичное поведение на рынке труда. Показатель общей продолжительности работы в этой группе меньше, чем во всех предыдущих: от 4,5 и до 9 месяцев.

На рисунке 1 представлены основные типы трудовой карьеры выпускников, описанные выше.

1,5 года пребывания на рынке труда

Рис. 1. Основные типы трудовой карьеры
Выводы: интерпретация результатов

Потребителями услуг системы НПО в равной степени можно назвать как учащихся, приобретающих профессию в профессиональных учебных заведениях, так и экономику региона в лице работодателей, которые получают квалифицированную рабочую силу. Необходимо отметить, что на этом этапе исследования мы обращались лишь к выпускникам учреждений НПО и можем апеллировать к их оценкам качества полученной профессиональной подготовки, оценивать причины успехов и неудач реализации профессиональных и образовательных планов, анализировать траектории трудового пути. О мнениях нанимателей мы можем судить лишь опосредованно, анализируя требования работодателей к соискателям рабочих мест при трудоустройстве, исследуя процедуры найма или мотивацию отказа в предоставлении места работы выпускнику учреждения НПО, поскольку прямое обращение к работодателям предусмотрено лишь на следующем этапе исследования.

Рассматривая различные вариации воплощения профессиональных устремлений респондентов и их трудовые биографии, мы стремились выделить причины, влияющие на эти процессы, а также определить доминирующий вектор влияния данных факторов. Конечно, можно говорить о достаточно широком наборе причин низкого качества профессионального образования, несоответствующего требованиям работодателей региона: начиная от недостаточного финансирования системы НПО, обветшавшего оборудования и заканчивая общеизвестными утверждениями о «сложности» контингента начального профессионального образования (как правило, это дети из неблагополучных и неполных семей, плохо учившиеся в общеобразовательной школе). В рамках качественной методологии мы фокусировались на тех моментах, которые рефлексируют сами респонденты. В результате были определены две группы факторов, которые можно условно определить как субъективные и объективные.

К субъективным относятся личностные характеристики и психологические свойства респондентов, а также их социальный статус. Особенность субъективных факторов заключается в том, что направленность их воздействия может быть как положительной, так и отрицательной. Например, такие качества личности, как целеустремленность и желание работать, способствуют более полной реализации профессиональных и образовательных планов выпускника, а также успешному трудоустройству, в то время как безответственность, легкомысленное отношение к выбору профессии негативно отражаются на реализации задуманного. Высокая степень влияния этих факторов на процессы трудоустройства и осуществление планов респондентов несомненна, но, по нашему мнению, во-первых, это, скорее, предмет психологического анализа, во-вторых, более продуктивно обратиться к анализу объективных обстоятельств, то есть тех факторов, которые напрямую или косвенно характеризуют результаты работы системы начального профессионального образования.

Детальное рассмотрение объективных факторов свидетельствует об их негативном влиянии как на трудоустройство, так и на реализацию профессионально-трудовых планов выпускников, другими словами, система начального профессионального образования не способствует успешности этих процессов и не удовлетворяет требованиям потребителей ее услуг.

Нарекания к качеству полученного образования со стороны учащихся проявляются еще на этапе обучения, когда ожидания молодых людей не совпадают с реальным содержанием профессионального образования, что в свою очередь приводит к разочарованию в профессии и отказу работать по специальности:

«Когда мне рассказали о тех специальностях, которым обучают, мне больше всех понравилось цветовод-декоратор…. я думала, нас будут обучать всему. Например, у нас был предмет цветоводство, и я думала, нам будут показывать, как цветы составлять, клумбы. А мы занимались одной писаниной на этих уроках. Ну, думаю ладно, наверное, на практике будет интересно. Нет, мы только пересаживали саженцы в парники, теплицы. То есть я разочаровалась и в самом обучении».

Молодежь приходит в учебное заведение со своими представлениями о получаемой профессии, а сталкивается в процессе обучения с устаревшими методиками, отсутствием современного оборудования и инновационных технологий. Эти обстоятельства либо приводят к отказу работать по полученной профессии, либо вынуждает молодежь продолжать обучение в учебных заведениях среднего профессионального или высшего образования с целью нарастить свой профессиональный и образовательный потенциал:

«…Понял, что оператором ЭВМ не устроишься на хорошую зарплату, а вот, например, менеджером – можно получать приличную. …посмотрел все вакансии – зарплаты низкие. Решил пойти учиться на менеджера, на вторую ступень».

Оценивая качество полученного профессионального образования по прошествии полутора лет после выпуска, респонденты высказали противоположные мнения. Основным критерием, определяющим положительную или отрицательную оценку полученной подготовки, является опыт работы по профессии обучения.

К группе позитивно оценивающих качество профессиональной подготовки относятся выпускники, у которых либо вообще не было опыта работы, либо они работали не по профессии обучения. На вопрос «Как бы Вы оценили качество полученного профессионального образования», как правило, даются ответы: «хорошее» или «нормальное». Однако серьезно относиться к подобным высказываниям и трактовать их как свидетельство качественной работы системы НПО, по нашему мнению, не стоит. Подобная положительная оценка выпускника, не имеющего опыта работы по специальности и не применившего полученные профессиональные знания и навыки на практике, носит весьма иллюзорный характер.

Другие респонденты, имеющие опыт работы по профессии обучения, достаточно критически относятся к качеству полученного профессионального образования.

«Я сейчас работаю по бюджетной бухгалтерии, моя профподготовка мне не пригодилась, здесь все заново пришлось учить, программы меняются. Не сказать, что совсем все другое, но многое пришлось заново учить...» (профессия обучения – бухгалтер).

«Качество подготовки среднее, я и сейчас не больно-то разбираюсь, что к чему…» (профессия обучения – автомеханик).

«Я считаю, то, что нам там давали, в принципе, не нужно, и так получается, что с этим образованием практически нельзя найти нормальную работу. В принципе, знания, полученные в училище – все ерунда, я считаю, что это плохое образование» (профессия обучения – продавец, контроллер-кассир).

Неудовлетворительная оценка подготовки в учебных заведениях системы НПО фиксируется не только по субъективным мнениям выпускников, но подтверждается объективными трудностями, которые испытывают соискатели при устройстве на работу, проблемами, возникающими непосредственно на рабочих местах.

Для восполнения существующих пробелов выпускники вынуждены либо наращивать свой профессиональный потенциал за собственный счет, продолжая обучение на курсах, в средних специальных и высших учебных заведениях, либо проходить дополнительное обучение на рабочем месте, прибегая к помощи более опытных коллег. Следовательно, можно говорить о несоответствии профессиональных компетенций выпускников требованиям нанимателей.

Работодатели уверены в низком качестве профессиональной подготовки выпускников системы НПО, что выражается в отсутствии рабочих мест для определенных профессий с уровнем начального профессионального образования. Например, на рынке совершенно не востребованы бухгалтеры с начальным профессиональным образованием, все меньше спрос на секретарей и даже на продавцов-консультантов:

«Я очень хотела …бухгалтером, но мы … не проходили программу 1с-бухгалтерия, а без этой программы не берут. Еще везде просят высшее образование и опыт работы, а у меня нет …»;

«Очень сложно трудоустроиться на нормальное место.

Что значит нормальное место? – Как я себе представляла, это либо салоны связи, где чистенько, сидишь за компьютером, и условия хорошие, и зарплата хорошая, или какой-нибудь специализированный магазин, но там везде требуют образование, да и знания специальные нужны…»;

«Сейчас не устроишься по этой специальности. Надо другое образование.

Какое? – Высшее.

Даже чтобы автомехаником устроиться? – Да. Если нормально куда-нибудь устроиться.

А нормально это как? – Там куда-нибудь на Алма-Атинку (крупный автомобильный сервисный центр)».

Недоверие работодателей к результатам работы системы, выражающееся в устойчивом нежелании брать на работу ее выпускников, косвенно подкрепляется завышенными требованиями, выдвигаемыми к соискателям рабочих мест (наличие опыта и стажа работы по специальности). В этих случаях наниматели стараются подстраховаться от некачественной, по их мнению или опыту, подготовки в учреждениях НПО, надеясь, что пробелы полученного образования выпускник восполнил на предыдущих местах работы и не придется затрачивать собственные ресурсы на его обучение или переобучение:

«…Я все-таки хотела работать бухгалтером. Не получилось. Не берут без опыта, и возраст не подходит»;

«Везде нужен опыт работы, хорошие рекомендации. Пусть не из хорошей конторы, но из конторы. Чтобы были рекомендации. Нужно, чтобы было предыдущее место работы, чтоб попасть туда. Хотя вот в те места, которые на каждом углу, – туда легко попасть. Но там заработки не такие».

Итак, качество профессиональной подготовки в системе начального профессионального образования не удовлетворяет ни потребителей услуг (учащихся), ни потребителей результатов (работодателей). Можно говорить о низкой ценности начального профессионального образования как такового:

«Устроиться с полученным образованием практически невозможно. Везде нужны люди с высшим образованием. А на нас и не смотрят, хотя в глаза и не отказывают, но сразу понимаешь, что не возьмут. Я поняла, что эта работа неблагодарная, и, в принципе, мало оплачиваемая, тяжелая. Я не буду работать по полученной специальности, не буду продавцом».

С одной стороны, низкий уровень полученного профессионального образования ограничивает круг возможных мест трудоустройства, позволяет занять лишь низкостатусные позиции на предприятиях, а то и вообще не позволяет устроиться на работу. С другой стороны, работодатели априори считают, что выпускники системы НПО подходят лишь на малооплачиваемые рабочие места низкой квалификации, а порой и вообще не требующие профессиональной подготовки. Можно констатировать, что престиж начального профессионального образования весьма невысок. В свою очередь, низкий престиж НПО не позволяет привлекать в систему качественные ресурсы: инвестиции работодателей (финансы и оборудование), квалифицированные педагогические кадры, формировать заинтересованный контингент учащихся.

Возможным выходом из подобной ситуации является ориентация работы системы НПО на запросы потребителей, в первую очередь – работодателей. Эта задача ставится в рамках программ модернизации системы профессионального образования, когда учреждения НПО передаются в ведение субъектов Федерации и переориентируют свою работу на потребности регионального рынка труда.

Другое направление реформ – обеспечение в процессе профессионального обучения широких профессиональных компетенций учащихся учреждений НПО. Подтверждение тому, что изменения в этом направлении происходят, мы можем обнаружить уже и сейчас. Об этом свидетельствуют высказывания выпускников, которые дают положительный отзыв о качестве своей профессиональной подготовки. Все эти выпускники прошли дополнительное обучение в учебном заведении на различных курсах:

«Меня подготовили хорошо, я знаю довольно много, но я ведь еще в училище закончила параллельно компьютерные курсы и курсы коммерсанта-предпринимателя» (профессия обучения – продавец).

«Хватает знаний… в училище же помимо этого и всякие курсы были. Да. Я училась дополнительно на компьютерных курсах и курсах коммерческого агента» (профессия обучения – продавец).

Учебные заведения системы НПО за счет предложения дополнительных профессиональных знаний, углубляющих основную программу обучения, пытаются улучшить качество профессиональной подготовки, повысить готовность выпускников к эффективному поведению на рынке труда.

Проведенный анализ трудовых биографий выпускников учреждений НПО по прошествии полутора лет после окончания профессионального обучения свидетельствует о том, что трудовая карьера молодых специалистов зачастую обусловлена низким качеством профессиональной подготовки, не соответствующем требованиям работодателей и представлениям молодежи о должном уровне подготовки. Низкое качество профобразования объясняется низким качеством наличествующих ресурсов учреждений НПО как с точки зрения требований работодателей, так и с точки зрения представлений (нереализованных ожиданий) учащихся. Следовательно, успешность трудовой карьеры зависит от личностных (не зависящих от образовательных ресурсов) усилий и мотивации выпускников.

Другой парадокс заключается в сложности преодоления сложившихся стереотипов о неудовлетворительном качестве начального профессионального образования. Работодатели, нуждаясь в квалифицированных рабочих кадрах, выказывают недоверие и ставят препоны для занятия рабочих мест специалистами с НПО, заранее считая низким уровень их профессиональной подготовки. Очень редко выказывая готовность и еще реже выступая партнерами учреждений НПО, работодатели мыслят (и действуют) вразрез с известным афоризмом: имидж – ничто, жажда – все!

1 Статья написана по материалам 1 этапа исследования «Конкурентоспособность специалиста, как показатель эффективности адаптационных стратегий поведения на рынке труда», выполненного авторским коллективом при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 05-03-26300а/В.

2 В работе Д. Л. Константиновского «Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности» представлены результаты социологических исследований профессиональных ориентаций и реальных жизненных шагов молодежи, завершающей общее среднее образование, в том числе рассматриваются профессиональные намерения выпускников школ и их реализация. Осуществление профессиональных и образовательных планов анализируются в лонгитюдном проекте М. Х. Титмы «Пути поколения. Выбор молодежью жизненного пути (опыт межрегионального социологического исследования)» / Под ред. Е. М. Бабосова, М. Х. Титмы. Минск: Наука и техника, 1998; Социальное расслоение возрастной когорты. Выпускники 80-х в постсоветском пространстве / Отв. ред. М. Х. Титма. М.: Институт социологии РосАН, 1997.

3 Когда наступает время выбора (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / Отв. ред. Г. А. Чередниченко. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.

4 Там же. С. 33: «Несомненно, изучение ориентаций и возможностей молодежи имеет ограничения. Далеко не все интересующие социолога аспекты исследования могут быть корректно реализованы в анализе. Методики измерения в разной степени «грубы» применительно к различным граням проблематики, понятиям и показателям».

5 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Конкурентоспособность специалиста, как показатель эффективности адаптационных стратегий поведения на рынке труда», проект №05-03-26300а/В, руководитель проекта д.п.н., проф. Н. Ю. Посталюк.

6 Мониторинг системы НПО Самарской области проводился ежегодно с 1998 г. методом анонимного анкетирования выпускников по систематическим гнездовым выборкам. В разные годы было опрошено от 65% до 70% выпускников системы начального профессионального образования региона. В 2004 г. опрошено 6691 человек, предельная ошибка репрезентативности не превышает 0,9% для уровня значимости 0,05.

7 Частота использования тех или иных способов реализации профессиональных намерений оценивалась на следующем этапе реализации проекта, результаты которого будут представлены в последующих публикациях.

8 Среди опрошенных выпускников 16 человек работают, 10 не работают и не учатся, 4 человека продолжают обучение не работая. Довольно большое количество безработных, попавших в поле исследовательского внимания, можно объяснить простотой поиска этой категории респондентов: вероятность застать их дома несколько выше, чем занятых на работе. Из 16 работающих выпускников 9 работают по профессии обучения, 7 – по другой специальности. Совмещают работу и учебу 7 человек, четверо из них работают по профессии обучения, трое – не по специальности.

9 Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь / Пер. с англ.; под ред. С. А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997. С. 116-117.

10 Прокофьева Л., Фести П., Мурачева О. Профессиональная карьера мужчин и женщин // Вопросы экономики. 2000. № 3. С. 74-84.

11 Дворецкая Г. В., Махнарылов В. П. Социология труда. М.: Высшая школа, 1990.

12 Наибольшее количество мест трудоустройства за обследуемый период для одного выпускника – 4, самый продолжительный срок работы – 3,5 года (респондент устроился на работу еще до поступления в учебное заведение начального профессионального образования).

13 Константиновский Д. Л., Шубкин В. Н. Переход от образования к труду: явные и скрытые конфликты / Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты. М.: Институт социологии РАН, 1994.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. "Создание эффективной системы начального и среднего профессионального образования в Российской Федерации: законодательный аспект"

    Закон
    парламентских слушаний на тему "Создание эффективной системы начального и среднего профессионального образования в Российской Федерации: законодательный аспект"
  2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (5)

    Документ
    Словарь (первое, втрое меньшее по объёму и микроскопическое по тиражу изд. — 1997 г.) содержит основные факты биографий, перечни основных научных трудов, итоговые оценки творчества более чем 230 учёных и краеведов гуманитарного профиля
  3. Об утверждении программы социально-экономического развития томской области на 2006 2010 годы и на период до 2012 года

    Статья
    1. Решение Высшего экономического совета при Главе Администрации (Губернаторе) Томской области от 30 июня 2004 года о разработке Стратегии развития Томской областидо 2020 года.
  4. Комплексная программа развития профессионального образования Костромской области в 2011-2015 гг. Глава паспорт программы

    Программа
    1. Наименование программы - Региональная комплексная программа развития профессионального образования Костромской области в 2011-2015 годах (далее - Программа).
  5. Высшее образование в России Аналитический доклад

    Доклад
    Настоящий доклад – очередная попытка системного рассмотрения политики России в сфере высшего образования с учетом вызовов, стоящих перед страной в глобальном контексте, анализа состояния системы образования в стране и задач, стоящих

Другие похожие документы..