Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Проблема выбора, обоснования и ранжирования критериев оценки экологических функций литосферы и состояния эколого-­геологических условий приповерхност...полностью>>
'Сказка'
Врач успел спасти больного, Повозился с ним немного, Чтоб никто и никогда Не нанес ему вреда — Антивирус закачал И домой к себе умчал. Ну, а с книгой...полностью>>
'Документ'
Звёздная, Дунайский пр-кт (универсам Пловдев), Лента на Бухарестской, казино Слава, ул.Софийская, м.Ломоносовская, ул.Народная, м.Дыбенко, м.Большевик...полностью>>
'Книга'
РИЧАРД ФАРСОН - психолог, преподаватель, бывший менеджер-директор. В свое время был президентом, а также одним из основателей Западного института изуч...полностью>>

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №88 Кафедра новых информационных технологий Формирование икт компетенции руководителя образовательного учреждения (Методическое пособие)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проектирование информационной среды

образовательного учреждения

В данном разделе можно познакомиться с основными принципами построения единой информационной среды образовательного учреждения. Разобраться подробнее, для чего это необходимо. В каждой школе имеется масса разрозненной информации на бумажных носителях (классные журналы, учебно-методические материалы, приказы и т. д.). Поиск необходимой информации вызывает огромные сложности для всех участников образовательного процесса: администрации, учите­лей, учеников. В связи с этим возникает необходимость в создании единой информа­ционной среды школы, которая позволит решить следующие задачи:

создать единую для всей школы базу данных, содержащую информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса: сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты и т.п.;

предоставить пользователям возможность общения между собой (с помощью внутришкольной доски объявлений и внутришкольной почты) и доступа к общим ресурсам;

обеспечить использование в учебном процессе разнообразных образовательных ресурсов (как готовых, так и собственной разработки), а также их интегри­рование в единую среду.

Информационная среда образовательного учреждения (ИСОУ) характеризуется рядом признаков и свойств:

Выступает условием сложных взаимодействий типа «человек — техника», «че­ловек — человек», «человек знаковая система», «человек —художественный образ». Процессуальный и результативный аспекты этих взаимодействий, направленных на совершенствование человеческой личности, переживаются участниками педагогического процесса и имеют четкую ценностную ориентацию.

Развитие информационной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения.

Структура информационной среды в основном определяется необходимостью решения педагогических задач, их взаимосвязью и взаимодействием участни­ков образовательного процесса.

Информационная среда образовательного учреждения должна включать в себя инвариантные компоненты:

образовательной (учебно-воспитательного процесса);

управления образовательным процессом, контингентом обучающихся, кадрами, ресурсами;

обеспечения коммуникации.

Информационная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

наличие единой базы данных;

ввод данных с возможностью их последующего редактирования;

многопользовательский режим использования данных;

разграничение прав доступа к данным;

использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах;

возможность обмена данными между различными прикладными программа­ми, а также с базой данных.

Информационная среда образовательного учреждения помогает решить задачу ин­теграции информационных потоков, характерных для основных видов деятельности образовательного учреждения. Она является педагогически и технически организо­ванной сферой информационного взаимодействия всех участников образователь­ного процесса.

Информационная среда образовательного учреждения может рассматриваться не только в качестве компонента информационных сред более высокого уровня органи­зации (района, города), но и как модель развития информационной среды образо­вательной системы вообще, поскольку именно в условиях образовательного учрежде­ния осуществляются основные виды деятельности: обучение, воспитание и развитие личности детей.

Итак, построение информационной среды является главной задачей, которую в рамках развития процессов информатизации решает каждое образовательное учреждение.

Основными пользователями ИСОУ являются:

  • директор;

  • зам. директора по ИТ;

  • зам. директора по учебно-воспитательной работе;

  • зам. директора по АХЧ;

  • педагог-организатор;

  • социальный педагог;

  • психолог;

  • секретарь;

  • библиотекарь;

  • классный руководитель;

  • учитель-предметник;

  • ученик;

  • родитель.

ИСОУ можно рассмотреть как с технической точки зрения, так и с организационной, а также с точки зрения программного обеспечения. Вообще говоря, ИСОУ представ­ляет собой совокупность локальных информационных сред. Понятно, что информа­ционная среда зам. директора по АХЧ должна отличаться от информационной среды зам. директора по учебно-воспитательной работе и учителя-предметника. Эти среды изолированы и не пересекаются. Иначе обстоит дело с информационными средами для классного руководителя, который одновременно является и учителем-предмет­ником. Он выступает в разных профессиональных ролях, для каждой из которых предназначена своя ИС, но в данном случае эти среды частично «пересекаются и объединяются».

ИСОУ реализуется на базе локальной вычислительной сети образовательного учреждения. Без этой сети невозможно осуществить информационные потоки и на­ладить их взаимодействие.

Типовая организационная структура локальной сети ИСОУ включает:

  • центральный выделенный сервер для хранения единой базы данных образовательного учреждения и иных информационных ресурсов общего доступа;

  • компьютерные классы для преподавания курса информатики, для компьютер­ной поддержки общеобразовательных предметов, для организации внеклас­сной работы;

  • автоматизированные рабочие места (АРМ) административных работников, сотрудников социально-психологической службы, методистов, программные модули автоматизации библиотеки (медиатеки), учебных предметных каби­нетов;

  • школьный информационно-методический центр (ИМЦ);

  • демонстрационные комплексы.

Все это можно представить в виде схемы.

Опишем более подробно предназначение указанных структурных элементов:

компьютерные классы предназначены для осуществления образовательного процесса в условиях групповой работы под руководством учителя;

специализированные компьютерные классы предназначены для решения
определенных дидактических задач, например для организации изучения
иностранных языков;

малые информационные комплексы учебных кабинетов (например, химии) обеспечивают применение информационных технологий при организации фронтальной работы с классом (демонстрационный режим) и индивидуаль­ной работы с 1—2 обучающимися;

информационно-методический центр (ИМЦ) обеспечивает подготовку и
самоподготовку педагогических работников, производство электронных и
печатных дидактических средств, ввод данных в базы учителями и классными руководителями;

технический комплекс библиотеки, обеспечивает автоматизацию учета библиотечного фонда, ведения абонемента и анализ пользования библиотечно - информационными ресурсами;

демонстрационный комплекс лекционного зала обеспечивает возможность проведения лекций, внеклассных мероприятий, заседаний педагогического со­вета, родительских собраний и других мероприятий, связанных с использо­ванием информационных ресурсов;

автоматизированные рабочие места (АРМ) сотрудников администрации
образовательного учреждения;

коммуникационный узел обеспечивает доступ к ресурсам сети Интернет.

Программное обеспечение ИСОУ складывается из:

  • программного обеспечения общего назначения (текстовые и графические
    редакторы, электронные таблицы и др.);

  • программного обеспечения для автоматизации деятельности различных служб (учета учащихся и родителей, кадрового учета, составления расписания, ана­лиза успеваемости, автоматизации библиотеки и др.);

  • программно-методического обеспечения для организации учебно-воспитате­льного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);

  • информационных ресурсов образовательного учреждения (единая база дан­ных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, веб-сайт).

Нормативно-организационное обеспечение ИСОУ включает:

  • программу информатизации образовательного учреждения, в которой описы­ваются основные цели, задачи и этапы информатизации, приводится план ме­роприятий и план развития технической инфраструктуры на текущий учеб­ный год;

  • планы реализации тех образовательных проектов, которые образовательное учреждение осуществляет в данный момент;

  • распределение функций между сотрудниками образовательного учреждения, в том числе по управлению процессами информатизации, техническому и методическому сопровождению, обучению и консультированию, внедрению информационных технологий в образовательную практику;

  • регламентирующие документы, в том числе права и обязанности пользовате­лей ИСОУ, графики работы компьютерного оборудования.

Несмотря на то, что информационная среда, как было сказано выше, включает в себя «личные» среды (с ограничением доступа для других пользователей), имеется информационное пространство, доступное для всех участников образовательного процесса. Например, большая часть информации, используемой в управленческой деятельности школы, носит открытый характер (расписание, образовательные программы и т. п.).

Программу развития ОУ и административную деятельность по ее обеспечению мож­но системно обобщить в следующие пять блоков информационных ресурсов учебного заведения:

  1. Блок учебно-воспитательной деятельности является самым представитель­ным и объемным по информационному наполнению. В этом блоке хранятся электронные учебные материалы по школьным образовательным областям начальной, основной и средней ступеней непрерывного среднего образования. В его функции входит непрерывное образование по информатике, расширен­ное образование по математике, предметное гуманитарное образование, естественнонаучное образование, социально-экономическое образование. В методическом плане этот блок ориентирован на внедрение активных методов самообучения, базирующихся на модели организации учебного процесса.

  2. Блок культурно-просветительной деятельности призван сформировать
    интеллигентного человека постиндустриального общества. Кроме основных
    знаний по фундаментальным наукам выпускник современной школы должен
    владеть литературным, музыкальным, художественным и архитектурным нас­ледием мировой цивилизации. Формированию культуры школьника должен
    способствовать широкий выбор виртуальных музеев, исторических памятни­ков, картинных галерей и других достопримечательностей. Этот блок отвечает за формирование у учеников информационной, экологической и экранной ку­льтуры, творческой активности, высокой нравственности и толерантности. В методическом плане этот блок базируется на работе кабинета социальной информатики.

  1. Блок информационно-методической деятельности школьных учителей
    ориентирован на развитие творческой педагогики в школе, так как внедрение модели образовательного процесса требует создания и постоянного обновле­ния программно-методических комплексов различных форм обучения (про­ектных, индивидуальных, дистанционных и т. п.). В его функции входит использование электронных учебных пособий, разработка собственных обра­зовательных ресурсов, проведение телеконференций, формирование програм­мно-методического фонда.

  2. Блок научно-продуктивной деятельности основывается на работе школьного научного общества и отвечает за приобретение учащимися профессиональных навыков, необходимых для жизни и работы в информационном обществе. Эта цель достигается за счет совмещения образования с полезным трудом, осно­ванным на использовании новых информационных технологий. В его работу должны входить обеспечение электронной библиотеки, формирование медиатеки, издательская деятельность, работа в Интернете.

  3. Блок административно-хозяйственной деятельности обеспечивает формиро­вание и тиражирование различных директивных документов (АРМ «Дирек­тор»), автоматизированное планирование учебного процесса (АРМ «Завуч»), работу с классными журналами (АРМ «Учитель»), анализ и обеспечение здоровья учащихся (АРМ «Медицинский кабинет»), психолого-педагогичес­кую диагностику (АРМ «Психолог») и др.

Организация и компоненты информационной среды

Рассмотрим, какими должны быть система организации и компоненты информа­ционной среды. Говорить можно об организации информационной среды образо­вательного учреждения с использованием современных компьютерных и информа­ционных технологий. Такая среда — это уже не просто набор информации в электрон­ном виде, пусть даже структурированный по примеру электронных библиотек, — это и система связи, и обеспечение профессиональной и проектной деятельности, и сис­тема доступа к различным хранилищам самой разнообразной информации.

Аппаратной основой информационной образовательной среды является локальная сеть, которая обеспечивает удаленный доступ и к компьютерам, и к периферийным устройствам. Наличие сети позволит организовать хранение данных на одном носи­теле и использовать их одновременно с различных рабочих станций. Применение информационно-коммуникационной техники (с соответствующим программным обеспечением) позволяет учителям создавать и тиражировать вполне пригодные для использования на уроках дидактические средства. Возможно и проведение тести­рования детей, как в целях проверки знаний, так и в целях психолого-педагогической диагностики. Именно на этапе формирования школьной сети приходит понимание следующих фактов:

  1. Компьютер — это дидактическое средство с весьма широкими возможностями, а также средство повышения эффективности труда педагогов.

  2. Ограничение применения компьютеров только преподаванием информатики — осознанный отказ от качественно более высокого уровня организации умствен­ного труда детей и, как следствие, усугубление расхождения векторов педагогически направленного и стихийного процессов развития личности ребенка.

  3. Компьютер должен быть в первую очередь не предметом изучения и не сред­ством обучения информатике, а универсальным средством применения инфор­мационных технологий для обучения и воспитания детей.

  4. Для реализации всего названного необходимо изменить подходы к обучению
    детей и профессиональной подготовке учителей, ориентируясь на формиро­вание информационной культуры — целостного компонента общей духовной
    культуры личности.

Аспекты использования информационной среды в образовательном учреждении:

Организационный

Руководитель ОУ должен понимать значимость такой среды. На начальном этапе, когда никто еще не почувствовал преимуществ такой системы, когда объем работы не уменьшается, а возрастает (надо поместить материал в библиотеку, а значит, набрать или отсканировать его, надо научиться работать с компьютером и программными приложениями, надо начинать свой день с прочтения электронных писем и т.д., и т.п.), важна организующая воля управленца (объяснять, меняя сложившееся миро­воззрение учителей, поощрять энтузиастов, издавать приказы, контролировать и т.д.). Без желания руководителя организовать такую систему управления образователь­ным процессом, она обречена на провал — энтузиасты будут пытаться что-то сделать, но, не находя поддержки и понимания, либо будут уходить в другие структуры, либо разочаруются.

Программно-технический

Школа должна быть снабжена компьютерной техникой в объеме, который позволяет использовать ее не только на уроках информатики, но и на уроках по другим дисцип­линам. Помимо компьютеров должны быть другие технические устройства для наиболее эффективного использования компьютерных и информационных техноло­гий в учебном процессе — принтеры, сканеры, проекторы и другое оборудование для организации локальной сети. Необходимы средства связи для выхода в Интернет.

На этапе создания организационной и технической инфраструктуры в образователь­ном учреждении оформляются программно-аппаратные комплексы, компьютерные классы, информационно-методический центр, демонстрационный комплекс лек­ционного зала, оснащаются компьютерами рабочие места административного персо­нала. Все компьютеры ОУ подключаются к сети. Идет активное внедрение обучаю­щего программного обеспечения.

Именно на этом этапе становится окончательно ясно, что необходимый период стихийной информатизации ушел в прошлое. Уровень организации системы возрос настолько, что без продуманной стратегии ее развития на основе понимания основ­ных феноменов и закономерностей этого развития, дальнейшее движение вперед будет просто бессмысленным расходованием ресурсов, окончательно осмысливается задача проектирования единой информационной среды образовательного учрежде­ния, обеспечивающей совершенствование образования и воспитания учащихся на основе использования информационных и коммуникационных технологий, повыше­ние информационной культуры субъектов образовательного процесса.

Кадровый

Кадры — педагоги и сотрудники школ — должны быть обучены. Необходимы навыки работы на компьютере, со стандартными системными и программными приложе­ниями, со специальным программным обеспечением, навыки работы с информацией вообще и с информацией, расположенной в Интернете. Кадры должны выполнить, особенно на начальном этапе формирования такой среды, определенную работу по разработке методических материалов в электронном виде (учебники, тесты, кон­трольные) и размещению их в общем хранилище данных. И самое главное — пони­мать необходимость в наше время такой образовательной среды, необходимость менять подходы и принципы работы.

Информационная среда в деятельности ОУ

ИСОУ можно рассматривать с различных точек зрения, что позволяет получить наи­более полное представление о ее месте в деятельности образовательного учреждения. С точки зрения тех видов деятельности образовательного учреждения, которые реали­зуются на основе ИСОУ, ее структура может быть представлена следующим образом:

Учебно-воспитательная работа

Управление образовательным процессом

Обеспечение коммуникации


Единая образовательная среда



Управление контингентом

Управление кадрами

Управление ресурсами

Данным видам деятельности соответствуют информационные ресурсы и сервисы с соответствующим программным обеспечением:

  1. Учебно-воспитательная работа: обучающие программы-тренажеры, тестовые системы, медиатеки и электронные энциклопедии, ресурсы Интернета, опера­ционные системы и прикладные программы иного назначения.

  2. Управление образовательным процессом: системы учета успеваемости и лич­ных достижений обучающихся, программы составления и редактирования
    учебной нагрузки, расписания занятий, базы данных по работникам образова­тельного учреждения и обучающимся.

  3. Управление контингентом обучающихся: базы данных по обучающимся, со­держащие полные персональные данные, включая сведения по успеваемости и достижениям.

  4. Управление кадрами образовательного учреждения: базы данных по работни­кам, содержащие персональные данные, с возможностью получения сведений о результативности профессиональной деятельности, повышении квалифика­ции, программы подсчета стажа, составления тарификации и т. д.

  5. Управление ресурсами: базы данных по обучающимся и кадрам, фондам биб­лиотеки, помещениям, оборудованию, УМК и т. д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №82 г

    Документ
    Совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции и профессиональной, психолого-педагогической и методической компетентности учителя информатики и ИКТ.
  2. Муниципального общеобразовательного учреждения «средней общеобразовательной школы №4» Раздел I

    Документ
    Телефоны: (395-5) 51-94-40 (приемная), (395-5) 51-94-30 (информационно-методический центр), (395-5) 51-94-50 (бухгалтерия), (395-5) 51-92-00 (завхоз), (395-5) 51-94-22 (вахта, столовая), (395-5) 51-94-70 (начальная школа), (395-5)
  3. Муниципальное общеобразовательное учреждение (82)

    Документ
    Климатические и экономические условия. Поселок Уральский – закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО)- расположен в лесистой местности на границе Белоярского и Сысертского районов Свердловской области в 30-ти км юго-
  4. Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №6 публичный доклад

    Доклад
    Образовательный процесс в МОУ гимназии №6 осуществляется на основе государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 год) и требований к уровню подготовки выпускников.
  5. Муниципальное общеобразовательное учреждение (109)

    Доклад
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей» г. Дедовска – правопреемник средней общеобразовательной школы № 2, которая была открыта в 1980 году.

Другие похожие документы..