Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
В настоящее время в России не существует единого свода правил о договорах подряда, типовых условий контрактов. Поэтому только стандарты ФИДИК, разраб...полностью>>
'Документ'
В сборнике опубликованы материалы, представленные на 2-й Всероссийской научно-практической конференции, проходившей 5 – 6 июля 2007 года в г. Бийске ...полностью>>
'Документ'
Какая цель нашей сегодняшней встречи? У нас давно было желание та­кое, еще летом хотелось повторить встречу в Семеновском(67). Там лучше ле­том, есть ...полностью>>
'Курсовой проект'
Язык программирования Pascal, разработанный Н.Виртом еще в 1970 г. в настоящее время получил весьма широкое распостранение. Этому способствовали его ...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1- 21/01 федеральное агентство по образованию (3)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рабочая программа учебной

дисциплины

Ф ТПУ 7.1- 21/01

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан ИЭФ

__________________ Н.И. Гвоздев

«___»__________2009 г.

Прогнозирование национальной экономики

Рабочая программа для специальности 080103 - «Национальная экономика»

Факультет Инженерно-экономический (ИЭФ)

Обеспечивающая кафедра Экономики

Курс 5

Семестр 9

Учебный план набора 2005 года

Распределение учебного времени

Лекции

27

часов

Практические (семинарские) занятия

27

часов

Всего аудиторных занятий

54

часа

Самостоятельная (внеаудиторная) работа

90

часов

Общая трудоемкость

144

часа

Зачет в 9 семестре

2007 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Рабочая программа составлена на основе

ГОС № 433 гум/бак, утвержденного 25.04.2000 г., и

ГОС № 198 эк/сп, утвержденного 17.03.2000 г.,

по специальности 080103 – «Национальная экономика».

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседаниях обеспечивающей кафедры

«Экономики»

(наименование кафедры)

31.08.09 протокол №9

(дата)

2. Разработчики

доцент__ __Экономика___ _________ __М.В. Рыжкова_

(должность) (кафедра) (подпись) (И.О. Фамилия)

3. Зав. обеспечивающей кафедрой ___Экономика__

__________ Г.А. Барышева

(подпись) (И.О. Фамилия)

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с Инженерно-экономическим факультетом ТПУ, выпускающей кафедрой специальности,

СООТВЕТСТВУЕТ действующему плану

Зав. выпускающей кафедры экономики __________ Барышева Г.А.

(подпись)

Аннотация

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

080103 (с)

Каф. экономики ИЭФ

Доцент, к. экон. н. Рыжкова Марина Вячеславовна

Тел. (3822)563582, е-mail: marina_rizhkova@

Цель: формирование у обучающихся знаний и умений в области теории и практики прогнозирования явлений и процессов, происходящих в социально-экономической системе.

Содержание: понятие, принципы и методы социально-экономического прогнозирования, информационное обеспечение прогнозирования, методики построения прогнозов различных параметров развития социально-экономической системы, прогнозирование в зарубежных странах.

Рабочая программа курса «Прогнозирование национальной экономики», предназначенного для студентов пятого курса специальности 060700 – «Национальная экономика», составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами и образовательным стандартом Томского политехнического университета, утвержденными Советом университета от 13.03.2001 г. Структура и оформление программы соответствует стандарту ТПУ “СТП ТПУ 2. 0. 01-99”.

Курс 5 (9 сем. - зачет).

Всего 150 ч, в т.ч. Лк.- 27 ч, Пр.- 27 ч., Самост.раб. – 96 ч.

The developer - Ryzhkova M.W., faculty EEF

The working program on discipline “Forecasting of National Economy” is intended for specialists of 080103 directions “National Economy”.

The program is composed in the correspondence with the impose requirements by the standard on formation of Tomsk polytechnic university, authorized advice of university 13.03.2001 in the correspondence with order of State committee of Russian federation. Structure and organization of program correspondents TPU standard СТП ТПУ 2. 0. 01-99”.

The program contains exposition of the purposes of discipline, content of lectures, them of practical occupations, organization methods and form of monitoring of student independent work. In the end of the program provisional variant of tests, representation of entering monitoring are produced.

Цели и задачи преподавания дисциплины

«Прогнозирование национальной экономики»

Цели преподавания дисциплины

Современный экономист, в достаточной мере, должен владеть методами построения суждений о будущем развитии исследуемых объектов.

Целью преподавания дисциплины «Прогнозирование национальной экономики» является подготовка студента к решению следующих профессиональных задач:

1) понимание принципов моделирования и прогнозирования национального хозяйства, структуру и содержание важнейших балансовых, статистических и оптимизационных моделей.

2) понимание возможностей и ограничений прогнозирования как научного способа познания мира, общности явлений и процессов в рамках национальной экономики.

3) разработка прогнозов отдельных социально-экономических показателей.

4) проведение расчетов в рамках имеющихся прогнозных моделей.

5) анализ и экспертиза прогнозов и целевых программ социально-экономического и научно-технического развития, рационального природопользования и эффективного использования ресурсного потенциала.

6) использование универсальных и специализированных пакетов программ, включая пакеты обработки экспертной, статистической и межотраслевой информации на персональных компьютерах.

Задачи изложения и изучения дисциплины

По окончании изучения дисциплины «Прогнозирование национальной экономики» студент должен:

  • уметь и иметь опыт:

    • прогнозировать экономические показатели с помощью среднего абсолютного прироста;

    • сглаживать временные ряды с помощью скользящих средних и восстанавливать краевые значения;

    • проверять гипотезу о существовании тренда на основе критерия «восходящих и нисходящих» серий;

    • использовать методы обработки индивидуальных экспертных оценок, в частности стандартизацию рангов;

    • ранжировать объекты по коллективной экспертной оценке;

    • прогнозировать тенденции развития с помощью кривых роста, осуществлять проверку гипотезы об отсутствии автокорреляции в остатках на основе статистики Дарбина-Уотсона;

    • обрабатывать мнения экспертов, полученные на основе метода парных сравнений;

    • прогнозировать демографические тенденции на основе метода передвижки возрастов;

    • прогнозировать добычу и воспроизводство запасов для отдельного предприятия, для отдельного природного ресурса.

Чтобы успешно сформировать вышеизложенные умения и навыки, студент должен овладеть понятийным полем прогнозирования, для чего должен:

  • иметь представление и знать:

    • место дисциплины «Прогнозирование национальной экономики» среди других, изучаемых студентом дисциплин и её значение при изучении последующих курсов;

    • определение прогнозирования и прогноза, основные типов прогнозов, периоды прогнозов;

    • основные источники прогнозной информации;

    • виды методов социально-экономического прогнозирования, особенности их применения;

    • структуру и соподчиненность прогнозов в системе социально-экономического прогнозирования;

    • методы прогнозирования демографических тенденций;

    • методы прогнозирования природоресурсного потенциала и природоохранной деятельности;

    • методы прогнозирование экономического роста и совокупного спроса;

    • особенности прогнозирования в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сферах;

    • методы прогнозирования рынка труда и занятости, уровня жизни;

    • особенности прогнозирования показателей внешнеэкономической деятельности;

    • организацию прогнозных исследований в зарубежных странах.

Для достижения целей, поставленных при изучении дисциплины, используется ряд форм обучения, а именно:

  • лекции;

  • практические занятия с опросом студентов и закреплением теоретического материала;

  • индивидуальные задания;

  • работа с учебниками в библиотеке по изучению разделов дисциплины, вынесенных на самостоятельное изучение

  • индивидуальные и групповые консультации по теоретическим и практически вопросам курса;

  • опрос студентов, текущие тестовые испытания, контрольные работы, теоретические коллоквиумы и сдача зачета.

В разработке курса автор ориентировался на следующие дидактические принципы:

    • научности (соответствие учебного материала уровню современной науки, отражение общих методов научного сознания);

    • систематичности и последовательности (сочетание познавательных возможностей студентов, предшествующей подготовки и содержания других предметов);

    • доступности (учет особенностей и уровня развития студентов при формулировке заданий и проведении контроля).

В ходе реализации дисциплины «Прогнозирование национальной экономики» используются следующие педагогические методы:

  • объяснительно-иллюстративный метод (лекции);

  • репродуктивный метод (в ходе контроля);

  • метод проблемного изложения (в виде разрешения познавательных затруднений);

  • частично-поисковый метод (постановка проблемы и организация поиска знаний);

  • (индивидуально) исследовательский метод (организация подготовки аналитических материалов студентами).

Для реализации дисциплины требуются следующие средства: аудитория, оборудованная проектором, доской, укомплектованная маркером, и доступ студентов к сетевому диску кафедры, ресурсам сели Интернет.

Содержание теоретической части дисциплины

Содержание теоретического раздела

Тема 1. Социально-экономическое прогнозирование: понятие и принципы (2 часа).

Понятие «прогнозирование». Принципы прогнозирования. Этапы прогнозирования. Функции прогнозирования.

Тема 2. Понятие и виды прогноза (2 часа).

Понятие «прогноз». Периоды прогноза. Виды прогнозов. Поисковый и целевой способ прогнозирования. Формы предвидения.

Тема 3. Информационное обеспечение прогнозирования (2 часа).

Источники прогнозно-аналитической информации. Эндогенная и экзогенная информация прогноза. Виды переменных социально-экономической политики. Нормы и нормативы. Индикаторы. Обобщающие показатели индикаторов.

Тема 4. Методы социально-экономического прогнозирования (4 часа).

Метод индивидуальных и коллективных экспертных оценок. Метод «круглого стола». Метод «мозгового штурма». Метод «Дельфи».

Фактографические методы. Логические методы: метод построения сценариев и метод исторических аналогий. Математические модели прогнозирования. Метод экстраполяции тренда: общий вид модели, границы применения метода.

Метод эконометрического моделирования. Алгоритм разработки эконометрической модели.

Имитационная модель.

Тема 5. Система прогнозов развития социально-экономической системы (2 часа).

Базовые прогнозы развития социально-экономической системы. Ресурсные и фоновые прогнозы. Демографический прогноз, прогноз природных ресурсов по видам ресурсов, прогноз НТП. Экологический, военно-стратегический, внешнеэкономический, внутриполитический внешнеполитический прогнозы.

Социально-экономические прогнозы. Прогноз совокупного спроса и экономического роста. Прогноз отраслевой структуры национальной экономики. Прогноз развития отраслей и межотраслевых комплексов. Прогноз рынка труда и занятости населения. Прогноз уровня жизни и социальной сферы. Прогноз государственного бюджета. Прогноз уровня инфляции. Прогноз денежных агрегатов. Территориальное прогнозирование. Прогноз показателей внешнеэкономической деятельности.

Тема 6. Демографическое прогнозирование (2 часа).

Демографические тенденции в России. Прогноз общей численности и прироста общей численности населения.

Метод «возрастной передвижки». Вариантность в демографических прогнозах. Механизмы реализации гипотез о вероятных изменениях уровней рождаемости и смертности.

Тема 7. Прогнозирование природоресурсного потенциала и природоохранной деятельности (2 часа).

Прогнозирование воспроизводства минерально-сырьевой базы. Показатели интенсивности использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Прогнозирование природоохранной деятельности. Отраслевые, поресурсные и комплексные программы природоохранных мероприятий на разных уровнях.

Тема 8. Прогнозирование экономического роста и совокупного спроса (2 часа).

Факторный метод прогнозирования ВНП. Однофакторные, многофакторные и многоуровневые модели экономического роста. Направления развития факторного метода. Особенности прогнозирования экономического роста в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде. Система эндогенных и экзогенных прогнозов при системном прогнозировании экономического роста.

Структура совокупного спроса. Прогнозирование потребления методом потребительской функции. Прогнозирование инвестиций.

Тема 9. Прогнозирование в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сферах (2 часа).

Денежный рынок в макроэкономических прогнозах. Моделирование и прогнозирование взаимосвязей товарного и денежного рынков. Мультипликационный анализ денежной политики.

Бюджетный дефицит и государственный долг в моделях прогнозирования национальной экономики. Модели оценки вариантов финансирования бюджетного дефицита. Стратегии взаимодействия монетарной и фискальной политики.

Анализ динамики цен промышленной и сельскохозяйственной продукции. Характер инфляционных процессов в России. Статистические и экспертные методы в прогнозах по ценам.

Тема 10. Прогнозирование рынка труда и занятости (2 часа).

Основные тенденции, определившие состояние рынка труда в России и их количественное определение. Методы прогнозирования. Моделирование динамики с помощью регрессионных уравнений. Комплексная эконометрическая модель на основе данных трех секторов. Балансовый метод. Модели согласованности динамики вакансий и числа работоспособных.

Тема 11. Прогнозирование уровня жизни (2 часа).

Специфика временных горизонтов прогнозирования уровня жизни. Этапы прогнозной работы при прогнозировании уровня жизни. Баланс денежных доходов и расходов населения (БДРР). Механизм использования БДРР в прогнозировании. Варианты технологии прогнозных расчетов уровня жизни и особенности их применения.

Тема 12. Прогнозирование показателей внешнеэкономической деятельности (1 час).

Тенденции развития внешнеэкономических связей Российской Федерации. Методы и модели прогнозирования внешнеэкономических показателей национальной экономики. Прогнозы внешней торговли и международных услуг. Оптимизация структуры и объема внешнеторговых связей. Краткосрочное и долгосрочное прогнозирование валютных курсов. Прогнозы состояния платежного баланса Российской Федерации.

Тема 13. Прогнозирование в зарубежных странах (2 часа).

Основные направления теории и методологии моделирования прогнозных исследований за рубежом. Организация прогностических исследований в ведущих индустриальных государствах: США, ФРГ, Японии, Великобритании, Франции. Ведущие методы и виды моделей, используемых в прогнозах в США. Эконометрические модели в ЕЭС и Японии. Опережающие экономические индикаторы и их применение в краткосрочных прогнозах хозяйственной конъюнктуры. Коммерческое прогнозирование и политика маркетинга в фирмах и корпорациях.

Содержание практического раздела

Тематика практических занятий

Тема 1. Социально-экономическое прогнозирование: понятие и принципы (2 часа).

Прогностика (футурология). Прогноз. Прогнозирование. Федеральный закон о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ. Теоретико-познавательный и управленческий аспекты прогнозирования. Принципы прогнозирования: целенаправленность, комплексность, адекватность, альтернативность, непрерывность. Этапы прогнозирования. Функции прогнозирования.

Тема 2. Понятие и виды прогноза (2 часа).

Прогноз. Предсказание. Экспертная оценка. Период упреждения. Период наблюдения. Требования, предъявляемые к прогнозам. Виды прогнозов. Макроэкономический и структурный прогнозы. Прогнозы развития народнохозяйственных комплексов; Прогнозы отраслевые и региональные; Прогнозы первичных звеньев народнохозяйственной системы. Оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные прогнозы. Поисковый способ прогнозирования: традиционный и новаторский подходы. Целевой способ прогнозирования. Формы предвидения: гипотеза, прогноз, план.

Тема 3. Информационное обеспечение прогнозирования (2 часа).

Источники прогнозно-аналитической информации. Требования к используемой информационной базе. Эндогенная и экзогенная информация прогноза. Заданные переменные и переменные социально-экономической политики.

Нормы и нормативы. Нормативная (нормативно-справочная) база. Индикаторы. Пороговое значение индикатора. Опережающие, совпадающие и запаздывающие индикаторы. Обобщающие показатели индикаторов: сводные индексы, диффузионные индексы и индексы амплитуды.

Тема 4. Методы социально-экономического прогнозирования (8 часов).

Метод экспертных оценок. Процедура проведения экспертизы.

Индивидуальные экспертные оценки: основные преимущества экспертных методов, интервью и аналитические методы, метод гирлянд случайностей и ассоциаций, метод морфологического анализа.

Коллективные экспертные оценки: Метод «круглого стола», Метод «мозгового штурма» (обратный, массовый, двойной «мозговой штурм»), этапы подготовки «мозгового штурма», правила при проведении «мозгового штурма», достоинства и недостатки метода. Метод «Дельфи»: этапы проведения и особенности подготовки.

Фактографические методы: преимущества и недостатки, виды фактографических методов.

Логические методы. Метод построения сценариев: сценарные параметры и индикаторы состояния, гарантированный и наиболее вероятный прогнозы, верхний и нижний сценарные пределы, этапы разработки сценария развития социально-экономической системы. Метод исторических аналогий: возможности использования и опасности применения.

Математические модели прогнозирования. Метод экстраполяции тренда: общий вид модели, границы применения метода.

Метод эконометрического моделирования: уравнение регрессии с одним фактором, многофакторное регрессионное уравнение, системы регрессионных уравнений, авторегрессионные уравнения, дефиниционные уравнения (тождества), уравнения равновесия, оптимизационные модели. Виды моделей: демографические, производственные, микроэкономические, межотраслевые, макроэкономические, мирохозяйственные. Алгоритм разработки эконометрической модели. Основные преимущества и недостатки эконометрических моделей.

Имитационная модель: сфера применения, этапы построения, направления усложнения модели, преимущества имитационного моделирования, этапы прогнозирования на основе имитационного моделирования

Тема 6. Демографическое прогнозирование (2 часа).

Демографические тенденции в России. Прогноз общей численности населения в простейшей форме геометрической прогрессии. Расчет прироста населения.

Метод «возрастной передвижки»: исходные данные для прогноза методом «возрастной передвижки» и механизм расчета. Вариантность в демографических прогнозах. Механизмы реализации гипотез о вероятных изменениях уровней рождаемости и смертности.

Тема 7. Прогнозирование природоресурсного потенциала и природоохранной деятельности (2 часа).

Прогнозирование воспроизводства минерально-сырьевой базы. Обеспеченность добычи начальная и на конец периода. Расчетный темп добычи. Уровень добычи в базовом и текущем периоде. Погашение исходных запасов накопленной добычей. Период добычи.

Прогнозирование природоохранной деятельности. Отраслевые рабочие программы природоохранных мероприятий с разбивкой по районам. Схемы мероприятий по охране определенного природного ресурса или компонента природной среды. Комплексные схемы охраны природы. Подходы к разработке территориальных комплексных схем охраны природы.

Тема 8. Прогнозирование экономического роста и совокупного спроса (2 часа).

Факторный метод прогнозирования ВНП. Однофакторные, многофакторные и многоуровневые модели экономического роста. Направления развития факторного метода. Особенности прогнозирования экономического роста в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде. Система эндогенных и экзогенных прогнозов при системном прогнозировании экономического роста.

Структура совокупного спроса. Потребительская функция в долгосрочном и краткосрочном периоде. Способы прогнозирования инвестиций.

Тема 9. Прогнозирование в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сферах (2 часа).

Денежный рынок в макроэкономических прогнозах. Моделирование и прогнозирование взаимосвязей товарного и денежного рынков. Мультипликационный анализ денежной политики.

Модели оценки вариантов финансирования бюджетного дефицита. Стратегии взаимодействия монетарной и фискальной политики.

Анализ динамики цен промышленной и сельскохозяйственной продукции. Статистические и экспертные методы в прогнозах по ценам. Сводные межотраслевые модели прогнозирования цен. Традиционные и расширенные системы межотраслевых моделей по ценам.

Тема 10. Прогнозирование рынка труда и занятости (2 часа).

Количественное определение основные тенденций на рынке труда в России.

Моделирование динамики с помощью регрессионных уравнений. Комплексная эконометрическая модель на основе данных трех секторов. Балансовый метод. Модели согласованности динамики вакансий и числа работоспособных.

Тема 11. Прогнозирование уровня жизни (2 часа).

Временные горизонты прогнозирования уровня жизни.

Баланс денежных доходов и расходов населения (БДРР). Механизм использования БДРР в прогнозировании.

Тестирование (1 час)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 федеральное агентство по образованию (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта Министерства образования РФ по направлению «Коммерция», утвержденного 02.
  2. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 федеральное агентство по образованию (3)

    Рабочая программа
    Рабочая программа для направления «Информатика и вычислительная техника», для специальностей: 230201 «Информационные системы и технологии», 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», 230101
  3. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 Федеральное агентство по образованию (7)

    Рабочая программа
    Профили подготовки – «Электромеханика», «Электропривод и автоматизация промышленных установок и технологических комплексов» на базе среднего профессионального образования
  4. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21/01 федеральное агентство по образованию (5)

    Рабочая программа
    1. Рабочая программа составлена на основе ГОС ВПО по направлению 550800 – Химическая технология и биотехнология, утвержденного в 1995 г и РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры органической химии и технологии органической
  5. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1- 21/01 федеральное агентство по образованию (5)

    Рабочая программа
    Цель: формирование знаний о математике, как особом способе познания мира и образе мышления, общности её понятий и представлений, дать опыт построения математических моделей и проводить необходимые расчёты в рамках построенных моделей;

Другие похожие документы..