Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Надежда» образован в октябре 1994 ...полностью>>
'Документ'
Попробуем рационально разобраться в ее причинах....полностью>>
'Документ'
Титульный лист и страница «содержание» к Образовательной и Досуговой программам, утвержденные и заверенные руководителем ОУ; сертификат, диплом о прис...полностью>>
'Документ'
Предприятия ТЭК – сфера высоких рисков и объектов повышенной промышленной опасности. ТЭС, ГЭС, нефтяные и газовые скважины, продуктопроводы обладают ...полностью>>

Лекция Тема «Предмет психологии, ее задачи и методы»

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 1. Тема «Предмет психологии, ее задачи и методы»

  1. Определение психологии как науки.

  2. Основные отрасли психологии.

  3. Значение психологических знаний.

  4. Источники психологических знаний.

  5. Методы исследования в психологии: наблюдение и эксперимент, анкеты и тесты.

Внутренний мир человека чрезвычайно сложен и многообразен. Он опирается на факты нашего внутреннего субъективного опыта — это наши чувства, мысли, желания и т.д. Помимо названных компонентов в него включены и другие формы проявления психики — это факты поведения, неосознаваемые компоненты и т.д. В настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». Предметом изучения психологии является изучение психики. Как наука, психология изучает отдельные факты психической жизни человека, выявляет закономерности их развития, раскрывает механизмы, лежащие в их основе. Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин. Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных курсах. Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность.

Отрасли психологии подразделяют:

по характеру деятельности – психология труда изучает психологические особенности деятельности человека в различных сферах общественной жизни. 1) инженерная психология, 2) авиационная психология, 3) педагогическая психология, 4) медицинская психология, 5) юридическая психология, 6) военная психология, Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на: 1) нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; 2) психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; 3) психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; 4) психопрофилактику и психогигиену.

по развитию возрастная психология изучает психическое развитие личности в процессе жизни. 1) детская психология; 2) психология подростка; 3) психология юности; 4) психология взрослого человека; 5) геронтопсихология (психология старости). Психология аномального развития, или специальная психология - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования или функционирования нервной системы. Дифференциальная (сравнительная) психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки в процессе формирования.

по принципу отношения личности и общества – социальная психология изучает психические явления в процессе взаимоотношения людей в коллективе. Социальная психология изучает психические явления, которые возникают во взаимодействии людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. Психология личности изучает психологические особенности личности. Спектр практического применения психологии чрезвычайно широк и включает задачи разного масштаба — от исследования восприятия человеком показаний прибора до изучения массовых психических явлений. Психологические аспекты можно выявить в глобальных проблемах современности (борьба за сохранение мира, охрана окружающей среды, освоение космоса и др.) и в вопросах повседневной жизни людей (снятие эмоциональной напряженности, преодоление межличностных конфликтов и др.).

Основой возникновения психологии как науки явился житейский эмпирический опыт людей. Психологические знания помогли людям лучше познать друг друга, повлиять на отдельные действия и поступки, предупредить нежелательные, учесть индивидуальные особенности. Эти знания накапливались, передавались из поколения к поколению, закреплялись в пословицах и поговорках, в произведениях искусств. Однако в целом эти знания были лишены систематичности, глубины доказательности и поэтому не могли быть твердой основой для работы с людьми. Житейские психологические знания существенно отличаются от научных, прежде всего, тем, что они были основаны на интуиции и носили конкретный ситуативный характер.

В научной психологии выделяются основные (наблюдение, эксперимент) и вспомогательные (анкеты, тесты) методы. Наблюдение – специально организованная и спланированная процедура фиксации поведения объекта наблюдения, выдвижение и проверка гипотез о причинах и механизмах тех или иных форм этого поведения. Этот метод используется не только изолированно, но и всегда дополняет все остальные методы, особенно экспериментальные. Частный вид наблюдения – самонаблюдение – при котором человек сам описывает и анализирует свое поведение, ощущения, чувства, мысли и т.п.

Для научного наблюдения характерны не простая фиксация факта, а переход от его описания к объяснению. В экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента. Тесты могут быть индивидуальными и групповыми; вербальными и действенными. Недостаток анкетирования в том, что искренность отвечающих не контролируется, ведь выясняется их мнение, а не действительное отношение к тому или иному объекту. Поэтому анкетирование требует дополнения другими методами.

Лекция 2. Тема «История становления психологии как науки»

  1. Донаучная психология.

  2. Возникновение и развитие психологии как науки о душе.

  3. Психология, как наука о сознании.

  4. Психология, как наука о поведении.

  5. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук, в недрах которых и шло ее становление.

Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) — таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах.

Эти представления в дальнейшем явились основой принципиально противоположных философских направлений, между которыми велась постоянная борьба взглядов и подходов. Мыслителями древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом?

Крупнейший философ древности Демокрит (V-IV вв. до н.э.) утверждает, что и душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа. Душа — движущее начало, она материальна. Иное представление о сущности души развивает Платон (428-348 гг. до н.э.). Платон утверждает, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, ему противостоит мир материи. Между ними как посредник — мировая душа. По Платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала. Душа бессмертна, полагал Платон. Первый труд, посвященный душе, был создан Аристотелем (384-322 до н.э.). Его трактат «О душе» считается первым психологическим трудом. Так сложился исторически первый этап становления психологии как науки о душе.

К началу XVII века, когда получили уже значительное развитие механики, некоторые области математики и естественных наук, были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знаний. На смену психологии души приходит психология сознания. Душа начинает пониматься как сознание, деятельность которой непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души, основанной на простых рассуждениях, психология сознания основными источниками знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такое специфическое познание получило название метода интроспекции («заглядывания внутрь»). Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Рене Декарта (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704) и др.

Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Особую роль сыграли в этом отношении исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX века. Большую роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Г. Дарвина (1809-1882). Появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и специально работе различных органов чувств (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц и др.).

Особое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Вебера. Эти исследования были затем продолжены, обобщены и подвергнуты математической обработке Г. Фехнером. Так были заложены основы экспериментального психофизического исследования. Эксперимент начинает очень быстро внедряться в изучение центральных психологических проблем. В 1879 г. открывается первая психологическая экспериментальная лаборатория в Германии (В. Вунд), в России (В. Бехтерев), экспериментальная работа начинает быстро расширяться, а психология становится самостоятельной экспериментальной наукой.

Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. В этот период определяются такие психологические понятия, как «душа», «сознательное и бессознательное», возникают некоторые научные концепции и, тем не менее, этот период часто называют периодом кризиса. Причин, приведших психологию к кризису, было немало: отрыв психологии от практики, использование интроспекции в качестве основного метода научного исследования, невозможность изменить ряд психологических проблем. Многие теоретические положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментально. Кризис привел к краху сложившихся психологических воззрений. В психологии произошла революция: смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных. И именно в этот период начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в становлении психологической науки. Наибольшую известность из них получили три: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология.

В настоящее время, психология определяется наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Лекция 3. Тема «Основные направления в психологии»

  1. Бихевиоризм.

  2. Гештальтпсихология.

  3. Психоанализ.

  4. Когнитивная психология.

  5. Гуманистическая психология.

  6. Направления отечественной психологии.

Во втором десятилетии XX века в психологии произошла революция — смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных. Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — особое направление в поведении человека и животных, буквально — наука о поведении. Основателем бихевиоризма принято считать Дж. Уотсона (1878— 1958), который выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста». Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Он считал, что наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (S) и реакций (R). Простая схема S —> R вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения, считал он, является разрешенной, если известны стимул и реакция. То, что психологи раньше называли «сознанием», согласно взглядам Уотсона, тоже является поведением, только внутренним, и происходит из поведения внешнего. Задачи классического бихевиоризма: изучение поведения (установление связей между S и R); управление поведением, его моделирование (создание желаемых R с помощью S); научение — адаптация, приспособляемость к окружающим условиям; выработка навыков — постепенное изменение актуально возможного поведения, полученное в результате опыта. В настоящее время модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены, прежде всего, теорией социального научения А. Бандуры и Д. Роттера.

В противовес бихевиоризму развивается еще одно направление в психологии — гештальтпсихология (от нем. gestalt — целостная форма, структура). Гештальтисты заявляли первичность целостных форм восприятия (человек вначале воспринимает целостный образ любого явления), от которых лишь в результате анализа можно перейти к элементарным ощущениям. Такие целостные образы, которые определяют психическую жизнь, получили название «гештальтов». В группу молодых ученых, занимающихся проблемами гештальта, вошли М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка. Гештальтисты подвергли критике бихевиористскую формулу «проб и ошибок». В противовес ей выяснилось, что испытуемые животные (обезьяны) способны найти выход из проблемной ситуации не путем случайных проб, а мгновенно уловив отношения между вещами. Такое восприятие отношений было названо «инсайтом» (от англ. insight — проникновение в суть). Он возникает благодаря построению нового гештальта, который не является результатом научения и не может быть выведен из прежнего опыта. В рамках гештальтпсихологии было получено много экспериментальных данных, которые остаются актуальными и сегодня. Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия. Этот закон фиксирует тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов. Человек видит мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется его положение в пространстве, освещенность и другие факторы. Принцип целостного познания психики означал для психологов возможность познания сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

Наряду с бихевиоризмом и гештальтпсихологией развивается психоанализ. Так назвал свое учение австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856—1939). На первых порах Фрейд занимается лечением больных неврозами и психическими расстройствами людей. Он пытается объяснить симптомы болезни динамикой нервных процессов. Однако ни в физиологии, ни в царившей тогда психологии сознания он не видел средств, чтобы объяснить причины патологических изменений в психике своих пациентов. И тогда Фрейд обратился к скрытым, глубинным слоям психики человека. До Фрейда они не были предметом психологии, после него — стали его неотъемлемой частью. В классическом психоанализе личность включает в себя три основных компонента: «Я» контролирует поведение, уравновешивая импульсы человека с требованиями социального окружения; «Сверх Я», представляет собой усвоенную, как правило, через родителей или ближайших взрослых, шкалу ценностей; «Оно» первичный источник психической активности, вместилище инстинктов, управляемое принципом удовольствия, неосознаваемая часть «Я». Из конфликта между ними возникает боязнь. С чувством боязни связаны чувства вины и психологическая защита. Психоанализ получил развитие в лице К. Юнга (1875—1961) и А. Адлера (1870—1937). Нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Адлер вошел в историю психологии, заявив о «комплексе неполноценности», который является движущей силой личности, но одновременно, источником невроза.

Когнитивная психология — одно из самых популярных научных направлений в западной и отечественной психологии. Термин «когнитивный» (от англ. cognition — знание, познание) означает познавательный. Основателями когнитивной психологии считаются Д. Миллер, Д. Брунер и У. Найссер. Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает практически все познавательные процессы — от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения. Знание о мире не является простой совокупностью сведений о мире. Представления человека о мире программируют, проектируют его будущее поведение. И то, что человек делает и как он это делает, зависит не только от его стремлений и потребностей, но и от относительно изменчивых представлений о реальности. Представителями когнитивной психологии получено много важных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установлено немало закономерностей отдельных познавательных процессов. Широкое распространение в зарубежной и отечественной психологии получила теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (1957).

Гуманистическая психология – современное направление в психологии, имеющее большое число сторонников в разных странах, особенно среди психологов, занимающихся психологией личности, психотерапией, психологией творчества и т.п. Оно сформировалось в начале 60-х годов ХХ века как «третья сила» и объединила разных, прежде всего западноевропейских ученых, которые критиковали бихевиоризм за механистичность и пренебрежение сознанием и психоанализ – за переоценку роли неосознанных влечений и комплексов. Общей методологической основой стала философия существования, в которой личность - самоцель; общество - средство, обеспечивающее существование личностей. Общество должно быть призвано, обеспечивать возможность свободного развития личности. В центре гуманистической психологии – проблемы личности. Каждая личность рассматривается как целостная и уникальная, применение общих и статистических закономерностей очень ограничено. Человек – активное, свободное, творческое существо, обладающее потенциалом к непрерывному развитию. Труды психологов этого направления (А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Ш. Бюлера и др.) посвящены описанию психически здоровой, полноценной личности, стремящейся к самореализации. Основными практическими приложениями гуманистической психологии являются педагогика и психотерапия. В частности, К. Роджерс создал недирективную клиентоцентрированную психотерапию, а В. Франкл – логотерапию, которые относятся в настоящее время к числу наиболее популярных школ психотерапии.

Отечественная психологическая наука была частью мировой науки и в ней происходили аналогичные процессы. Психология была сосредоточена в университетах. В России экспериментальную психологию начинали в конце ХIХ века врачи - психиатры, включая ее в общее исследование человека. Но академическая психология (университетская) этих работ сначала не замечала. Психологическое общество было основано в России в 1885 г., но объединяло, в основном, ученых гуманитарной направленности и деятелей культуры. Отметим известных российских психологов, таких как, И. М. Сеченов (1829 - 1905), Г.И. Челпанов (1862 - 1936), В.М. Бехтерев (1857 - 1927), И.П. Павлов (1848-1936).

При своем появлении советская психология отличалась широкой декларацией методической ориентации на марксизм. В качестве главной задачи выдвигалось создание системы марксистской психологии. Неясность этой задачи, различия в понимании марксизма и его связи с психологией выливалось в постоянную борьбы за марксистскую науку. Эту борьбу начал и возглавил К.Н.Корнилов, который сделал доклад «Психология и марксизм» на Первом Всероссийском съезде по психоневрологии в январе 1923 г. В результате ему удалось изгнать из Психологического института его организатора и директора, своего учителя Г.И.Челпанова и самому занять его место. Взаимная критика и привлечение ненаучных, административных мер привело в 1936 г. к фактическому уничтожению психологии как науки мирового уровня в России. Не смотря на трудности, в России работали выдающиеся психологи, достижения которых вносили достойный вклад в мировую науку.

В 1920—1930-х гг. отечественными психологами закладываются методологические основы психологии. Главное достижение отечественной психологии — это положение о психике, которая формируется и проявляется в деятельности. Рассмотрим самые крупные фигуры, повлиявшие на ход развития отечественной психологии. В работах С. Л. Рубинштейна (1889—1960) был сформулирован принцип «единства сознания и деятельности». Главный постулат психологии деятельности в том, что общение человека с миром не является прямым непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается посредством его реальных действий с объектами этого мира. Такой подход изменял всю систему прежних взглядов на сознание. А. Н. Леонтьев (1903—1979), другой ведущий отечественный психолог, также развивал положение о том, что все, что совершается в психической сфере человека, укоренено в его деятельности. Леонтьев подчеркивал, что деятельность — это особая целостность, которая не сводится только к сумме действий. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь. Д. Б. Эльконин ввел понятие ведущей деятельности, т. е. деятельности, которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период жизни человека.

Автором новаторской концепции, оказавшей влияние на развитие мировой психологии, был Л.С. Выготский (1896—1934). Это была теория высших психических функций — прижизненно формирующихся психических процессов, социальных по своему происхождению. Выготский предположил существование двух линий развития психики: натуральной и культурно-опосредованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции. Постепенно, в процессе воспитания ребенка, из низших психических функций вырастают высшие психические функции. Этот процесс происходит через овладение ребенком особыми орудиями психики - знаками и носит культурный характер.

Лекции 4, 5. Тема «Развитие психики человека и животных. Психика и мозг».

  1. Особенности психического отражения.

  2. Формы интеллектуального поведения, наблюдаемого у животных.

  3. Понятие высшей психической функции (ВПФ). Источники развития ВПФ у человека.

  4. Связь психических явлений с работой мозга человека.

  5. Роль функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Особенности переработки информации правым и левым полушариями.

Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения; правильность отражения подтверждается практикой. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, индивидуальностью, является необходимой стороной деятельности человека. Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. Проблема развития психики имеет три аспекта изучения: возникновение и развитие психики в животном мире; возникновение и развитие человеческого сознания; развитие психики, начиная от рождения и до конца жизни человека. Движущая сила всякого развития — борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, в этом источник развития психики. Психическое развитие - всегда возникновение чего-то нового, переход к которому носит скачкообразный характер. Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга.

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)

Стадии и уровень психического отражения, его характеристика

Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем

Виды существ, достигших этого уровня развития

1. Стадия элементарной сенсорной психики

А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость.

А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости а направления движения. Элементарные формы движения. Слабая пластичность поведения. Не сформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.

А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде

Б. Высший уровень.

Наличие ощущений.

Появление важнейшего органа манипулирования челюстей. Способность к

Формированию элементарных условных рефлексов

Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы

Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки),

некоторые другие беспозвоночные

2. Стадия перцептивной психики

А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Объединение свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти

А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползанье, ходьба, бег, прыжки, лазание, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение

А. Рыбы и другие

Низшие позвоночные, некоторые высшие

беспозвоночные:

членистоногие и

головоногие моллюски.

Насекомые

Б. Высший уровень.

Элементарные формы

мышления. Складывание

Определенной «картины мира»

Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению.

Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые

млекопитающие).

В. Наивысший уровень. Выделение в деятельности ориентировочной фазы. Способность решать задачу разными методами. Перенос принципа решения задачи в новые условия. Создание и

использование в деятельности

примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности

независимо от наличных биологических потребностей

В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков

В. Обезьяны, некоторые другие

высшие позвоночные

(собаки, дельфины)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекции по общей психологии

    Лекции
    Лекции Лурия А.Р. — это университетский курс по общей психологии и интересны они не только как исторический документ. Они современны и для студентов-психологов, и для преподавателей, читающих эту дисциплину, и для широкого круга читателей,
  2. Лекция Предмет и задачи психологии

    Лекция
    Книга в доступной форме знакомит читателя с важнейшими психологическими процессами и явлениями. Она представляет собой результат длительного сотрудничества преподавателей Ростовского педуниверситета и Ремонтненского районного отдела
  3. Курс лекций по дисциплине психология деловых отношений

    Курс лекций
    Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать,
  4. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов вузов

    Учебное пособие
    В учебном пособии подробно и доступно раскрываются основные понятия и категории общей психологии и их практическое значение. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала.
  5. Библиотека психологии Р. С. Немов психология Втрех книгах

    Книга
    Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по психологии, рассчитанной на 250 аудиторных часов, т. е. на изучение психологии в течение четырех семестров.

Другие похожие документы..