Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.), При...полностью>>
'Реферат'
Анализ социально-экономического развития Орловской области по STEP-факторам интересен для исследования по нескольким причинам. Основная – относительн...полностью>>
'Закон'
а) осуществление мониторинга правоприменения в Российской Федерации (далее - мониторинг) в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской ...полностью>>
'Методические рекомендации'
Распоряжение правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 1493-р «Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки...полностью>>

Инструменты финансового менеджмента высокотехнологичной корпорации в кризисной экономике

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая группа рассмотренных проблем включает в себя исследование концептуальных аспектов высокотехнологичной корпорации как системной формы организации экономических отношений, специфических особенностей и проблем финансового менеджмента высокотехнологичных корпораций в условиях мирового финансового кризиса.

В результате стремительного развития научно-технического прогресса и интеграционных процессов высокотехнологичная корпорация становится существенным звеном функционирования мировой рыночной экономики. На основе изученных подходов, автором предлагается следующая трактовка данного термина: высокотехнологичная корпорация - форма системной организации экономических отношений, инвестиционная, финансовая и операционная деятельность которой приоритетно ориентирована на реализацию высокотехнологичных продуктов или услуг с целью формирования необходимого уровня конкурентных преимуществ.

Исходя из предложенного определения, высокотехнологичную корпорацию характеризуют следующие признаки:

- сложная организационная структура, состоящая из отдельных структурных единиц, подразделений, филиалов;

- не ограниченная рамками одного государства география сбыта продукции;

- потребность в масштабных капиталовложениях;

- доступ к мировым рынкам капитала;

- постоянное реинвестирование денежных средств в совершенствование продуктов, услуг, технологий;

- создание высокотехнологичных потребительских продуктов;

- достижение лидерства в отраслевом сегменте в форме высоких финансовых результатов деятельности, продаж и доле рынка.

Вышеперечисленные признаки определяют сложный механизм финансового управления высокотехнологичными корпорациями и необходимость применения адаптированных к отраслевым особенностям инструментов финансового менеджмента. В современных условиях развития экономики целесообразно рассматривать финансовый менеджмент с учетом особенностей как отрасли осуществления деятельности корпорации, так и внешней среды функционирования компании. Для определения специфических характеристик финансового менеджмента высокотехнологичных корпораций, автором уточнено понятие инструмента управления финансами.

Инструмент финансового менеджмента – это способ управления, предназначенный для воздействия на финансы хозяйствующего субъекта с целью изменения их состояния, анализа и измерения. К инструментам финансового менеджмента высокотехнологичной корпорации в соответствие с основными направлениями финансовой деятельности относятся инструменты инвестирования, инструменты финансирования и инструменты управления активами (Рисунок 1). В каждой из групп инструментов выделены вспомогательные инструменты, которые представляют собой коэффициенты и показатели, формирующие аналитический базис для принятия решений в области финансового менеджмента.

Инструменты финансового менеджмента высокотехнологичной корпорации от других хозяйствующих субъектов отличают ряд специфических характеристик: высокая цена управленческих решений, многоуровневая организационная система, потребность в колоссальных финансовых ресурсах для осуществления операционной деятельности.

Рисунок 1 – Инструменты финансового менеджмента высокотехнологичной корпорации (авторская разработка)

Высокая цена управленческих рисков подразумевает высокую стоимость стратегических, операционных, финансовых, имиджевых и других видов рисков. Развитие и рост масштабов компании вследствие корпоративной реструктуризации путем интеграционных процессов приводит к многоуровневой финансовой организационной структуре, которая характеризуется сложностью в увязывании оптимальных значений ликвидности, доходности и рисков, выражающейся в необходимости поддержания компромисса между стремлением наращивать рентабельность и снижать риски. Потребность в аккумуляции колоссальных финансовых ресурсов обеспечивается спектром возможностей в качестве инвестиционной привлекательности высокотехнологичных корпораций, доступа к финансовым ресурсам первоклассных банков, на мировые фондовые рынки.

Теория и практика финансового менеджмента под влиянием развития рыночных отношений и форм функционирования бизнеса претерпевает постоянные изменения. Существенные коррективы в задачи и инструменты финансового управления внес глобальный финансовый кризис, что привело к трансформации целей финансового менеджмента. Сбой в мировой экономической системе фондовых рынков наглядно показал, что увеличение рыночной стоимости фирмы, а, следовательно, котировок акций, в качестве основной цели финансового управления корпорацией является не вполне оправданным.

Дополненной целью финансового менеджмента, обусловленной последствиями глобального финансового кризиса, становится максимизация благосостояния собственников путем идентификации, формирования и управления спектром отличительных долгосрочных конкурентных преимуществ корпорации в пределах выбранного уровня риск-допустимости.

Отсюда вытекают основные функции финансового менеджмента как специальной отрасли управления высокотехнологичной корпорацией, которые наряду с традиционными (управление активами, капиталом, инвестициями, денежными потоками, финансовыми рисками, антикризисное финансовое управление) включают новую функцию - функцию управления конкурентными преимуществами.

Под управлением конкурентными преимуществами подразумевается выявление отличительных способностей корпорации и инвестирование направлений развития бизнеса, продуктов или услуг, которые дают безусловное преимущество в завоевании или поддержании потребительских сегментов. Предпосылками выделения управления конкурентными преимуществами в отдельную функцию финансового менеджмента стали ужесточение конкуренции, которое побуждает компании становится клиенто-ориентированными для удержания доли рынка, показателей рентабельности, и редукция финансовых ресурсов, стимулирующая осуществлять инвестиции с большей отдачей.

Вторая группа рассмотренных проблем посвящена анализу комплекса финансовых показателей и исследованию природы финансового менеджмента высокотехнологичной российской телекоммуникационной корпорации в области финансовой, инвестиционной и операционной деятельности с учетом кризисных явлений в мировой экономике.

Основными проблемами финансового менеджмента, с которыми столкнулась высокотехнологичная корпорация в период мирового финансового кризиса, явились обеспечение конкурентоспособности в условиях редукции финансовых ресурсов и управление резко возросшими рисками по сравнению с докризисным периодом. Проведенный автором анализ финансовой отчетности высокотехнологичной российской телекоммуникационной корпорации ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») показал, что негативное влияние мирового кризиса нашло отражение показателях финансовой устойчивости, рыночной стоимости акций, а также рентабельности активов (Таблица 1, 2).

Таблица 1 - Значения рыночной стоимости акций и коэффициентов финансовой устойчивости ОАО «ВымпелКом» за 2005-2008 гг., в долях единицы1

Наименование показателя

На начало 2006

На начало 2007

На начало 2008

На начало 2009

Изменение в % (2009/2006)

Изменение в % (2009/2008)

1. Коэффициент капитализации

1,14

0,82

0,66

1,79

157,08

271,75

3. Коэффициент финансовой независимости

0,47

0,55

0,60

0,36

76,24

59,45

4. Коэффициент финансирования

0,88

1,23

1,52

0,56

63,46

36,80

5. Рыночная стоимость акций, в долларах США

7,80

19,00

35,40

5,80

74,30

16,30

Таблица 2 - Показатели рентабельности ОАО «ВымпелКом» за 2008-2009г., в %2

Наименование показателя

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Темп роста 2009/2006

Темп роста 2009/2008

Рентабельность продаж

39,57

41,5

38,1

29,6

74,80

77,69

Чистая рентабельность

25,90

27,8

18,3

12,9

49,81

70,49

Экономическая рентабельность (активов)

18,75

19,5

7,9

7,6

40,53

96,20

Рентабельность перманентного капитала

21,29

24,1

11,6

10,6

49,79

91,38

Рентабельность собственного капитала

36,51

37,2

23,3

22,4

61,35

96,14

Полученные значения свидетельствуют о потере стабильно устойчивого финансового положения корпорации «ВымпелКом» за 2008 год. Принятые на себя в 2008 году финансовые обязательства в форме долгосрочных и краткосрочных кредитов негативно отразились на величинах коэффициентов капитализации, финансовой независимости и финансирования, а колебания на фондовых рынках привели к 7-кратному падению рыночной стоимости акций. Учитывая снижение выручки и изменение структуры капитала в пользу увеличения заемных средств, отрицательную динамику показали коэффициенты рентабельности.

В ходе исследования были проанализированы и систематизированы инструменты финансового менеджмента, используемые корпорацией «ВымпелКом» в условиях динамического роста в кризисной экономике. На их основании был выявлен эффект от управления активами группы компаний «ВымпелКом» в кризисной экономике (Рисунок 2).

Рисунок 2 - Эффект от управления активами корпорации «ВымпелКом» в кризисной ситуации (авторская разработка)

Мировой финансовый кризис внес корректировки в курс финансового управления активами, стал причиной изменения структуры капитала в пользу заемных источников финансирования. Проводимая в 2009 году финансовая политика группы компаний «ВымпелКом» принесла положительный эффект, который заключался в оптимизации валютной корзины и улучшении коэффициентов финансовой устойчивости. Однако, снижение консолидированной операционной выручки, тактика сокращения операционных затрат и сведение к нулю капитальных издержек привели к росту степени влияния операционных рисков, которые в сложившейся ситуации воздействуют не только на показатели финансовой эффективности, но и косвенно влияют на возможности обеспечения выплат процентов по заемным средствам.

Обобщение результатов анализа финансового состояния и операционной эффективности, оценка управленческих решений в области финансового менеджмента телекоммуникационной корпорации «ВымпелКом» в сравнении с основными конкурентами позволило сформулировать следующие выводы:

- высокотехнологичной телекоммуникационной корпорации ввиду жесточайшей конкуренции присущ высокий уровень операционного риска, несмотря на относительно низкий уровень отраслевого риска при стабильном спросе на услуги связи;

- операционный риск в условиях финансового кризиса, редукции и удорожания стоимости финансовых ресурсов оказывает прямое влияние на показатели эффективности и косвенное – на обеспечение принятых финансовых обязательств;

- основными факторами риска для высокотехнологичных корпораций являются: кризисные явления в мировой экономике, результативность интеграции приобретенных бизнесов, зависимость от развития новых услуг и тарифных структур, колебания котировок акций, быстрые изменения технологических процессов и положения на рынке, риск, связанный с инфраструктурой телекоммуникаций.

Третья группа рассмотренных проблем посвящена обоснованию эффективных инструментов финансового менеджмента, адаптированных к условиям глобального финансового кризиса: методике оценки операционного левериджа, анализу безубыточности и новому инструменту управления операционными затратами применительно к высокотехнологичной сервисной корпорации.

Рост операционного или делового риска высокотехнологичных корпораций, обусловленный ожесточением конкуренции в условиях глобального финансового кризиса предполагает необходимость оценки операционного левериджа, позволяющего определить изменчивость операционной прибыли в зависимости от объемов продаж и издержек, проведения анализа безубыточности. В высокотехнологичной телекоммуникационной отрасли, где значительная часть совокупных операционных издержек постоянна, влияние операционного рычага является показательным. Сверх определенного порога безубыточной нагрузки каждый дополнительный абонент, в сущности, представляет для телекоммуникационной корпорации операционную прибыль.

Однако, общепринятая методика анализа операционного левериджа неприменима для сервисных корпораций, где в качестве товара выступает услуга или сервис, и может использоваться для промышленных предприятий на основе данных внутренней отчетности о себестоимости 1 единицы выпущенной продукции, постоянных и переменных затратах, ценах реализованного товара.

Учитывая особенности рассматриваемой высокотехнологичной отрасли, авторами предложена методика расчета операционного левериджа и построения графиков безубыточности на примере телекоммуникационной отрасли с использованием специфических показателей, характерных для данного сектора экономики. Понятийный аппарат исследования операционного левериджа представлен рядом терминов:

ARPU - средний счет на одного абонента за месяц, в долларах США;

MOU - количество использованных минут на одного абонента за месяц, в минутах;

Traffic – трафик, суммарное количество входящих и исходящих звонков, в минутах;

APPM – средняя стоимость минуты разговора, в долларах США;

Qsubs – количество абонентов мобильной или фиксированной связи;

VC/Traffic – усредненная себестоимость одной минуты трафика, в долларах США.

Таким образом, для телекоммуникационной отрасли объем продаж или количество проданной продукции в штуках эквивалентно трафику в минутах, затраты на единицу продукции – VC/Traffic, а стоимость единицы продукции – APPM.

Ниже приводится вспомогательная таблица с рассчитанными показателями APPM, MOU, Traffic, Qsubs, ARPU сегмента мобильной связи корпорации «ВымпелКом» за 2008-2009гг., необходимая для построения графика безубыточности и нахождения точки безубыточности (Таблица 3).

Таблица 3 - Расчет показателей для построения графика безубыточности ОАО «ВымпелКом» за 2008-2009 гг.3

Год

сегмент связи

ARPU,

в долларах

VC, в тыс.долларов

Q subs,

в тыс.

MOU,

в мин.

Traffic,

в тыс.мин.

APPM,

в долларах

VC/Traffic,

в долларах

2008

мобильный

14

1729553

43875

219

115303500

0,064

0,015

2009

мобильный

10

1445597

51658

212

131417952

0,047

0,011

С математической точки зрения эта точка определяется исходя из того, что операционная прибыль (operating income) равняется совокупным доходам за вычетом переменных и постоянных операционных издержек:

Оperating income = Q*(P – V) – FC;

Оperating income = Traffic*(APPM – VC/Traffic) – FC;

Оperating income = 0,064*Traffic – 5726200 (расчет по данным 2008 года);

Оperating income = 0,047*Traffic – 4729085 (расчет по данным 2009 года);

где Operating income – операционная прибыль, VC – совокупные переменные издержки, FC – совокупные постоянные издержки.

В точке безубыточности операционная прибыль равна нулю, следовательно;

0 = Traffic*(APPM – VC/Traffic) – FC;

Traffic’ = FC / (APPM – VC/Traffic);

где Traffic’ – точка безубыточности.

Рисунок 3 - График безубыточности мобильного сегмента ОАО «ВымпелКом» за 2008 год (авторская разработка)

Точка «А» обозначает точку безубыточности, точка «В» отображает уровень выручки и затрат при соответствующем годовом уровне трафика (Рисунок 3, 4).

Графики безубыточности мобильного сегмента ОАО «ВымпелКом» за 2008 и 2009 годы свидетельствуют о том, что компания работает в зоне прибыли, а годовой трафик обеспечивает объем продаж, намного превышающий критический порог.

Однако, следует заметить, что меньший наклон кривой выручки в 2009 году по причине снижения среднего дохода на одного абонента негативно сказался на предельном уровне трафика, что выразилось в увеличении трафика, обеспечивающего безубыточность деятельности, на 12%. Сохранить стабильность функционирования корпорации в зоне прибыльности в 2009 году удалось благодаря снижению переменных и постоянных затрат.

Рисунок 4 - График безубыточности мобильного сегмента ОАО «ВымпелКом» за 2009 год (авторская разработка)

Для дальнейшего определения эффекта операционного левериджа в виде количественной меры чувствительности изменения операционной прибыли от объема продаж (или трафика для высокотехнологичной телекоммуникационной отрасли) рассчитывается эффект операционного рычага (DOL).

Показатель DOL автором предлагается рассчитывать по следующей формуле:

DOL = Traffic / (Traffic – Traffic’),

Подставляя значения показателей ОАО «ВымпелКом» за 2008-2009гг. были получены следующие данные:

DOL traffic 2008 = 4,48;

DOL traffic 2009 = 4,22.

Полученное выражение означает, что 1%-ное изменение трафика приводило к 4,48%-ному изменению операционной прибыли в 2008 году и к 4,22% изменению операционной прибыли в 2009 году, которое нельзя отождествлять со снижением делового риска в виду 12% роста уровня трафика, необходимого для поддержания безубыточной деятельности.

Следует заметить, что предложенная методика в качестве инструмента финансового менеджмента применима не только в телекоммуникационной отрасли, но и имеет важное практическое значение для высокотехнологичных сервисных корпораций, так как может использоваться в качестве аналитического базиса для принятия обоснованных управленческих решений в области управления операционным риском и тактики ведения продаж. В зависимости от целей и масштабов анализа в качестве его объекта могут выступать агрегированные данные по корпорации в целом, показатели по отдельным структурным единицам – филиалам, дочерним предприятиям, укрупненным региональным подразделениям, а также статистические данные финансовых отчетов компаний-конкурентов.

Анализ ежегодной финансовой отчетности исследуемой корпорации «ВымпелКом», а также других высокотехнологичных телекоммуникационных компаний показал, что в условиях глобального финансового кризиса для снижения его негативных последствий применяется стратегия сокращения затрат, заключающаяся в первоочередном снижении наиболее весомых статей затрат, т.е. капитальных затрат и уменьшения операционных расходов пропорционально по всем статьям без учета их влияния на конкурентоспособность компании.

Мировой финансовый кризис порождает мощный стимул корпораций к выживанию и сокращению угрозы банкротства любым путем. Однако, стихийное уменьшение расходов и инвестиционных программ без учета долгосрочных перспектив и потенциала, в действительности вредит конкурентоспособности корпорации и противоречит стратегическим целям финансового менеджмента.

По мнению автора, эффективный менеджмент затрат подчинен строгой логике принятия управленческих решений в отношении релевантности затрат, т.е. основывается на финансировании отличительных способностей корпорации и искоренении побочных затрат. Отличительные способности корпорации: технологии, клиентское обслуживание, дополнительные сервисы, масштаб каналов сбыта, степень дистрибуции, - являются качественными характеристиками, которые не всегда можно оценить в количественном выражении. Следовательно, возникает необходимость определения критериев целесообразности осуществления затрат, позволяющих измерить скорость изменения выручки и затрат от величины, положенной в основу анализа.

В рассматриваемой высокотехнологичной телекоммуникационной отрасли, критерием целесообразности осуществления затрат является, по мнению автора, уровень проникновения, который означает степень использования потребителями конкретной услуги, сервиса или высокотехнологичного продукта и определяется путем деления количества единиц сервиса в пользовании потребителей на общее количество потенциальных потребителей сервиса в отдельно взятом географическом рыночном сегменте. Таким образом, уровень проникновения услуги характеризует с одной стороны востребованность сервиса у потребителей, с другой – является индикатором уровня конкуренции в определенном рыночном сегменте и, соответственно, напрямую связан с потенциальными возможностями прироста выручки, операционной прибыли и OIBDA.

Для выявления взаимосвязей уровня проникновения и основных операционных показателей, автором были построены, исследованы и логически структурированы графики, наглядно отражающие характер зависимости исследуемых величин.

Рисунок 5 - Зависимость выручки, затрат, прибыли ОАО «ВымпелКом» от уровня проникновения (авторская разработка)

Рисунок 5 отображает зависимость выручки, операционных затрат и операционной прибыли от уровня проникновения за временной отрезок с 2001 по 2009 год включительно. После 100% порога проникновения абсолютные значения выручки, затрат и операционной прибыли демонстрируют больший прирост по сравнению с отрезком от 0 до 100% проникновения.

Оценив абсолютное изменение выручки и затрат от уровня проникновения, был построен график зависимости прироста выручки и операционных затрат от уровня проникновения (Рисунок 6).

Рисунок 6 - Зависимость прироста выручки и операционных затрат ОАО «ВымпелКом» от уровня проникновения (авторская разработка)

Востребованность рассматриваемых услуг мобильной связи у потребителей имеет отражение в стабильном ежегодном приросте выручки до наступления насыщения рынка – достижения 100% порога уровня проникновения, после чего происходит снижение темпов прироста выручки и операционных затрат.

Далее рассматривается один из наиболее значимых для международной корпорации финансовых показателей – OIBDA и маржи OIBDA, тенденции их изменения под влиянием уровня проникновения (Рисунок 7).

Рисунок 7 - Зависимость изменения прироста OIBDA, маржи OIBDA от уровня проникновения (авторская разработка)

С ростом уровня проникновения маржа OIBDA показывала постепенное увеличение, что свидетельствует о балансе операционных расходов и доходов для удержания веса OIBDA в общей сумме выручки, в том числе и в условиях финансового кризиса. Что касается относительного цепного прироста OIBDA, то здесь наблюдается четко выраженный тренд снижения.

Кроме зависимостей изменения прироста операционных показателей, показательным в целях анализа является исследование изменения удельных затрат и выручки от уровня проникновения (Рисунок 8). До 50% уровня проникновения имеет место тренд уменьшения дохода на 1 абонента, что объясняется снижением стоимости предоставляемых услуг ввиду растущей востребованности продукта и ростом конкуренции. Начиная с 50% уровня проникновения отрицательный тренд сменяется положительным благодаря появлению новых сервисов и увеличению частоты пользования услугами.

Рисунок 8 - Зависимость изменения удельной выручки и затрат от уровня проникновения (авторская разработка)

Учитывая основные тренды изменения операционных показателей от уровня проникновения, а также принимая во внимание влияние мирового финансового кризиса, можно сделать вывод о том, что вложение капитала в развитие существующих услуг мобильной связи в рамках технологии 2G не вполне оправданно. Однако, получение положительного эффекта в приобретении долгосрочных конкурентных преимуществ возможно при перераспределении затрат в пользу развития услуг и продуктов фиксированной связи и доступа в Интернет новой приобретенной корпорации, а также внедрения конвергентных услуг на базе объединенных технологий.

Таким образом, предложенный автором подход позволяет не только наглядно дать оценку финансовому менеджменту затрат в ретроспективе, но и формирует основу для принятия обоснованных управленческих решений в области бюджетирования, формирования расходной части бюджетов, процентного соотношения инвестирования определенных услуг, сервисов, слияний в смежных отраслях с целью обеспечения стратегического развития высокотехнологичной корпорации.

Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:

Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК:

1. Митина А.С. Инструменты финансового менеджмента высокотехнологичных корпораций, находящихся в условиях кризиса // Финансы и кредит. 2009. №43 (379), с. 58-62. 0,6 п.л.

2. Митина А.С., Кирокосян М. А. Производственный леверидж, как индикатор делового риска в телекоммуникационной отрасли // Финансы и кредит. 2009. №23 (359), с.57-59. 0,3/0,2 п.л.

3. Пенюгалова А.В., Митина А.С. Риски производственно-хозяйственной деятельности организаций телекоммуникационной отрасли // Финансы и кредит. 2009. №39 (375), с.25-29. 0,5/0,4 п.л.

Прочие публикации:

4. Актуальные экономические проблемы развития сотовой связи в России / Е.А. Мамий, А.С. Митина //Актуальные проблемы социально-экономического развития России: Материалы Международной научно-практической конференции Сочи, 31 января – 2 февраля 2007. – C. 401-402. 0,1 п.л.

5. Кирокосян М.А., Митина А.С. Метод оценки производственного левериджа как индикатора делового риска в корпорациях телекоммуникационной отрасли, Социально-экономические проблемы развития Южного региона: Сборник научных трудов. Выпуск 18./ Под ред. Доктора экономических наук А.А.Ермоленко. Краснодар: Изд. Южного института менеджмента, 2008. – С.76. 0,1 п.л.

6. Митина А.С. 3G в России: актуальные проблемы и перспективы развития / А.С. Митина //Труды IV Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов. Т.2. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2007. – С. 53–54. 0,1 п.л.

7. Митина А.С. Трансформация целей финансового менеджмента в условиях мирового кризиса, Российская экономика: От кризиса до модернизации. Материалы Международной научно-практической конференции Краснодар, КубГУ 2010, часть 2-я. – С.178, 0,1 п.л.

8. Митина А.С. «Аудит организации финансового менеджмента как новая услуга аудиторской компании в условиях кризиса», Актуальные проблемы развития аудита в России.- М.: ООО «Издательство МБА» - 2010. – 524 с., ил. С.94–101. 0,5 п.л.

1 Составлена автором на основе данных ежегодных финансовых отчетов ОАО «ВымпелКом» //

2 Составлена автором на основе данных ежегодных финансовых отчетов ОАО «ВымпелКом» // ,

3 Составлена автором на основе ежегодных финансовых отчетов ОАО «ВымпелКом» за 2008-2009 гг. // /investor/reports.wbp



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Финансы и кредит (2)

    Документ
    IX Международный ноябрьский семинар Клуба банковс­кий аналитиков стратегии наперекор кризисам Перечень материалов, опубликованных в журнале «Финан­сы и кредит» за 2008 год
  2. Мировой экономики, управления и права (1)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 (6) [Текст]: научно-аналитический журнал (издается с 2007 г.).Тюмень: Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права (ТГАМЭУП), 2008.
  3. Диверсифицированные корпорации в современной экономике россии

    Реферат
    В монографии рассмотрены современные проблемы и перспективы развития корпоративных форм управления. Проанализированы различные виды моделей корпоративного управления, принятые в развитых странах мира.
  4. Программа государственной аттестации выпускников по специальности 061100 (080507) «Менеджмент организации» специализации: «Корпоративный менеджмент»

    Программа
    Программа государственного экзамена по специальности 061100 (080507) «Менеджмент организации» (квалификация - менеджер) специализации «Корпоративный менеджмент».
  5. Енный экономический университет "ринх" рыночная экономика и финансово-кредитные отношения учёные записки выпуск 14 Ростов-на-Дону 2008

    Ученые записки
    Ученые записки посвящены развитию мировой и национальной финансовых систем. Сборник состоит из пяти разделов. Первый раздел посвящен тенденциям развития мировой финансовой системы, эффективности функционирования финансового рынка

Другие похожие документы..