Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Стратегия социально-экономического развития Каширского муниципального района (далее - Стратегия) представляет собой систему целей, задач и мероприяти...полностью>>
'Документ'
Постановление Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 12 октября 1998 года N 74-ПСР "Об утверждении Положения...полностью>>
'Документ'
Я полагаю, что обнаруженные мною противоречия нарушают мои права (гражданина и человека) и являются основанием для обращения в Конституционный Суд РФ...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 26 ноября 2009 года в 11:00 часов на заседании диссертационного совета Д 521.067.01 по защите диссертаций на соискание ученой степен...полностью>>

Участие кредитных организаций в реализации проектов государственно-частного партнерства

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

МЕХРЯКОВ Евгений Владимирович

Участие кредитных организаций в реализации проектов

государственно-частного партнерства

Специальность: 08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре финансов и отраслевой экономики Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор,

Пенкин Александр Федорович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, доцент

Суржко Андрей Васильевич

кандидат экономических наук

Чепасова Элла Юрьевна

Ведущая организация: Государственный университет

управления

Защита состоится 19 мая 2009 года в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.05 по экономическим наукам в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, Москва, пр-т Вернадского, 84, корпус 1, ауд. 2228.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС и на сайте вуза http://www.rags.ru

Автореферат разослан 17 апреля 2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Р.А. Чванов

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что выведение из кризиса и перевод экономики России на путь инновационного развития требуют активизации функций государственного регулирования национальной экономики, совершенствования форм взаимодействия государства и отечественного предпринимательства и, прежде всего, широкого использования механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), поскольку предстоящие объемные инвестиции в экономику страны не могут быть осуществлены только за счет средств частного сектора. В значительной мере они будут реализовываться за счет государственных финансовых ресурсов, в т.ч. бюджетных и банковских.

В современной России государственно-частное партнерство – заново открываемый инструмент экономической политики. Как и в большинстве стран, использующих практику ГЧП для стимулирования инвестиций в развитие экономики, в России основным финансовым посредником между государством и частными компаниями является банковский сектор. Однако участие российских коммерческих банков в ГЧП в качестве инвесторов пока не получило широкого развития из-за нерешенных вопросов нормативно-правового характера, низкого уровня капитализации большинства кредитных организаций, дефицита надежных заемщиков и др. Поэтому решение данной задачи потребует разработки и внедрения механизмов согласования интересов государства и бизнеса, с целью привлечения к реализации указанных проектов коммерческих банков. Многие приоритетные общественно значимые проекты зачастую убыточны и связаны с высокими рисками для кредитных организаций.

Применительно к банковскому сектору речь идет, прежде всего, о выборе форм и направлений использования потенциала банков и специфическом применении банковских инструментов при реализации проектов государственно-частного партнерства.

Этим обусловливается важность и актуальность темы диссертационного исследования, его научная и практическая значимость.

Степень разработанности проблемы. Проблема взаимодействия власти и бизнеса и поиск путей ее разрешения имеет большую предисторию в экономической науке. Она рассматривалась еще А.Смитом (1723-1790). В своем главном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он подчеркивал роль государства, во-пер­вых, в охране и защите частной собственности от посяга­тельств, как со стороны других членов общества, так и от зарубежных стран, и, во-вторых, в производстве таких благ, которые не выгод­ны частным производителям. Д. Рикардо (1772-1823) посвя­тил свое основное сочинение анализу основ налогообложения (1817). Д. Милль (1806-1873) в «Основах политичес­кой экономии» (1848) вплотную подошел к пониманию «провалов рынка». Эти проблемы рассматривались в работах Кейнса Д. М. «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), Пигу А. П. «Экономическая теория благосостояния» (1920), Вальраса Л. «Очерки социальной экономии» (1896), Маршалла А. «Принципы экономической науки» (1890), в трудах других известных ученых. ГЧП как эффективное средство преодоления «провалов рынка» рассматривается, в частности, в работах В. Хейнца, С. Вольфа, В. Кларка и др.

Исследование проблем государственно-частного партнерства, развития кредитных организаций и банковской системы в целом как важного звена экономической деятельности общества привлекало внимание специалистов различных областей научного знания как в более отдаленном, так и в недавнем прошлом. В России вопросам становления и развития банков посвящены работы Н. Антонова, И. Левина, К. Трубникова, Е. Эпштейна и др. Особый интерес и полезность в свете рассматриваемых вопросов имеют диссертации О.В. Весельковой, И.Е. Коляскина, Н.М. Макаренкова, О.А. Лепехина, А.В. Мурычева, В.В. Попкова, А.В. Суржко и др. Взаимодействие власти и бизнеса в последнее время приобретает все большую актуальность в ходе осуществления социально-экономических программ развития страны. Различные аспекты развития банковской деятельности и социально-экономические тенденции в условиях трансформации всех сфер общества отражены в научных трудах Л.И. Абалкина, А.С. Булатова, М.П. Владимировой, Е.В. Егорова, Е.Ф. Жукова, А.Г. Куликова, О.И. Лаврушина, Ю.И. Любимцева, И.Д. Мацкуляка, А.Ф. Пенкина, Б.Е. Пенькова, О.Л. Роговой, В.К. Сенчагова, А.М. Тавасиева, Г.А. Тосуняна, В.М. Усоскина, А.А. Хандруева и др.

Вместе с тем в указанных работах не в полной мере отражены новые проблемы взаимодействия бизнеса и государства, ведь сами механизмы реализации проектов ГЧП еще только отрабатываются. Необходимо концептуализировать основные направления развития партнерства власти и бизнеса в специфической области реализации проектов ГЧП, придать им более системный характер, разработать рекомендации для управления процессом их реализации с участием банков.

При этом следует учитывать, что развитие социально-экономической ситуации, расширение спектра банковских продуктов, совершенствование банковских технологий настоятельно требует дальнейшего углубления процесса модернизации банковского сектора.

Целью исследования является выявление проблем реализации проектов государственно-частного партнерства с участием банков и разработка практических рекомендаций по более полному использованию потенциала банков в этих проектах.

Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

- раскрыть содержание и экономическую природу взаимоотношений государства и коммерческих банков;

- выявить возможность применения зарубежного опыта ГЧП для использования в российской практике;

- обобщить результаты реализации приоритетных национальных проектов в 2006–2008 гг. и обосновать роль государственных и частных финансовых институтов в их реализации;

- выявить риски, возникающие в деятельности финансовых институтов развития, их влияние на банковский сектор России;

- конкретизировать банковские риски, связанные с реализацией социально значимых проектов;

- выработать предложения по повышению эффективности участия банков в реализации проектов государственно-частного партнерства;

- разработать рекомендации для управления процессом реализации проектов ГЧП, предусматривающих участие банков.

Объект исследования – банки и финансовые институты развития с присущими им инструментами реализации проектов государственно-частного партнерства.

Предмет исследования – финансово-экономические взаимоотношения государства, банков и других субъектов рыночной экономики, складывающиеся в процессе реализации проектов государственно-частного партнерства.

Область исследования диссертационной работы соответствует требованиям паспорта ВАК Минобрнауки РФ по специальности 08.00.10 - финансы, денежное обращение и кредит, а именно: п. 9.7. Повышение эффективности деятельности банков с государственным участием, банков с иностранным участием, а также региональных банков; п. 9.8. Расширение капитальной базы российских денежно-кредитных институтов и направления повышения их роли в российской экономике; п. 9.17. Совершенствование системы управления рисками российских банков.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды российских и зарубежных ученых по проблемам развития банковской системы, государственно-частного партнерства. В ходе научного исследования использовались системный подход, методы сравнительного, статистического, логического анализа.

Аналитической базой обеспечения достоверности полученных выводов и предложений явились законодательные акты Российской Федерации, постановления и распоряжения федеральных органов управления, данные Минфина РФ, Минздравсоцразвития, Банка России, материалы совещаний Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Информационную основу исследования составили нормативные акты, сведения статистических органов страны и ряда субъектов федерации, приводимые в открытой печати, научных публикациях, официальных отчетах, докладах, касающихся темы диссертации.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна состоят в следующем.

1. Конкретизировано содержание государственно-частного партнерства как институционального и организационного альянса между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и тем самым отличающихся от традиционных механизмов хозяйственных взаимоотношений между государст­венными властями и частным сектором. Указано, в частности, что банки, участвующие в этом альянсе при реализации проектов ГЧП, не просто осуществляют платежи и расчеты между участниками проекта, а мобилизуют финансовые ресурсы для реализации в форме кредитования, либо участвуют в заимствованиях участников проектов на рынке капитала.

2. Сформулированы принципы, на основе которых должно строиться участие банков в ГЧП при реализации приоритетных национальных проектов, учитывающие зарубежный опыт, в т.ч.: стратегическое целеполагание, экономическое равноправие и от­ветственность; оптимальный учет интересов сторон (прин­цип демократичности); концентрация наличных ресурсов, собранных в рамках партнерства власти и банков, на при­оритетных направлениях реализации проектов; легитимность действий (мер, направ­лений).

3. Аргументирован вывод о том, что для повышения эффективности вовлечения банков в реализацию проектов ГЧП необходимо: более широко использовать банковский опыт, потенциал банковских продуктов (услуг) при определении источников финансирования и формировании механизмов их реализации в рамках каждой социально-экономической программы; совместно с государственными органами управления разрабатывать новые способы сочетания бюджетного и банковского финансирования; реализовывать меры по повышению стабильности ресурсной базы банков. Именно участие финансовых институтов развития позволяет обеспечить привлекательность важных для государства проектов для коммерческих банков с точки зрения соотношения доходности и риска.

4. Выявлены последствия влияния финансовых институтов развития на банковский сектор России, которые обусловлены, прежде всего, тем, что для реализации своих целей они не только имеют бюджетные источники средств, но и могут привлекать заемные средства путем выпуска облигаций и их размещения на внутренних или внешних финансовых рынках. Предложена также система мер, включающая в частности: четкое определение стратегических целей институтов развития и направлений их деятельности; определение критериев и процедур отбора проектов институтами развития для оказания финансовой поддержки этим проектам; проектный подход и ориентация на результат при выделении финансирования, поэтапное предоставление средств с учетом результатов, полученных в рамках выполненного этапа; самоокупаемость без максимизации рентабельности; обеспечение государственного контроля и надзора, несмотря на то, что, например, ВЭБ не обязан соблюдать показатели и нормативы, установленные для других банков.

5. Установлено, что среди рисков в деятельности финансовых институтов развития, участвующих в реализации мегапроектов в России, наиболее серьезные негативные последствия могут иметь: применение неадекватных методик оценки рисков и контроля за ними в самих финансовых институтах и риск ошибочного выбора секторальных и отраслевых приоритетов для инвестиций и кредитов, что может усиливать инфляцию, отрицательное влияние на смежные отрасли; риск нечеткого установления целей и задач для институтов развития, что приводит к дезориентации их менеджмента и к ошибкам в принятии решений (в том числе финансовых); риск недофинансирования институтов развития со стороны государства или чрезмерного распыления ресурсов по разным направлениям, что не позволит добиться ощутимого эффекта по большинству из них; непрозрачность институтов развития, затрудняющая оценку эффективности их работы; риск неэффективности мониторинга работы институтов развития вследствие отсутствия четкой системы показателей оценки их эффективности. Минимизация этих рисков возможна на основе многокритериального анализа проекта.

6. Определены специфические виды кредитного и процентного рисков, с которыми сопряжено участие коммерческих банков в проектах ГЧП: снижение кредитоспособности заемщика в результате административных изменений в указанных проектах; ненадежность источников погашения долга вследствие изменения объемов бюджетного финансирования в рамках проекта; ограниченная возможность коммерческих банков компенсировать дополнительные риски повышенной процентной ставкой по кредитам, предоставленным контрагентам банка, участвующим в соответствующих проектах. Обосновано, что наиболее действенными механизмами снижения данных рисков со стороны коммерческих банков является совершенствование систем управления рисками в банках включая: выбор стратегии работы банка на рынке, способствующий минимизации рисков; отслеживание рисков; диверсификация операций, формирующих кредитный портфель; стресс-тестирование; разделение рисков между государством и банками, которое может осуществляться через страхование рисков и совершенствование залогового законодательства, субсидирование процентных ставок кредитным организациям, предоставление государственных гарантий по кредитам для социально значи­мых программ.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности применения его выводов и рекомендаций для:

● использования банками, участвующими в реализации проектов ГЧП;

● разработки социально значимых проектов государственно-частного парт­нерства;

● формирования и реализации эффективных со­циальных программ, приоритетных для государства и общества;

● разработки учебных программ и пособий в экономических вузах, для переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и специалистов, работающих в экономических и социальных структурах органов власти и управления.

Апробация результатов исследования состоит в том, предложенные в нем разработки и основные выводы докладывались на научных конференциях, в т.ч.: «Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития» (М., декабрь 2006 г.), «Финансовые ресурсы и национальные приоритеты России» (М., апрель 2007 г.), «Инновационная стратегия развития экономики России: финансовое обеспечение, проблемы и перспективы» (М., декабрь 2008 г.) и др.

По теме диссертации опубликовано 5 научных работ общим объемом 2,4 п.л., в т.ч. в журнале из перечня рекомендованных ВАК Минобрнауки России: Вестник Института экономики РАН. – 2008. Вып. 2.

Структура диссертации определяется общей концепцией, целью, задачами и логикой исследования. Работа включает введение, три главы, содержащие восемь параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложения. Ее содержание раскрывается в следующей последовательности.

Введение.

Глава 1. Государственно-частное партнерство как институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом

1.1 Экономическая природа и содержание взаимоотношений государства и частного бизнеса

1.2 Отечественный и зарубежный опыт государственно-частного партнерства

1.3 Национальные проекты как специфическая область взаимодействия государства и бизнеса

Глава 2. Финансовые институты развития в механизме взаимодействия государства и бизнеса

2.1 Особенности институтов развития как инструмента реализации государственной экономической политики

2.2 Основные направления взаимодействия финансовых институтов развития и коммерческих банков (на примере ГК «Внешэкономбанк»)

2.3 Проблемы и риски, возникающие в деятельности финансовых институтов развития, их влияние на банковский сектор России

Глава 3. Основные направления совершенствования участия банков в реализации проектов государственно-частного партнерства

3.1 Риски реализации проектов ГЧП и совершенствование риск-менеджмента в банках – участниках

3.2 Меры по расширению ресурсной базы банков и повышению их конкурентоспособности

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Обоснование содержания взаимоотношений государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства как институционального и организационного альянса между ними

Государственно-частное партнерство имеет особое значение для развития экономики страны. Усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций, а бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. Именно активное партнерство между органами государственного управления и бизнесом позволяет привлекать частные инвестиции в экономику страны и создавать возможности для их эффективного использования.

ГЧП представляет собой своеобразную альтернативу приватизации жизненно важных объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для развития российского общества.

Исполнение общественно значимых проектов невозможно без четких обязательств государства и бизнеса, поэтому применение механизмов государственно-частного партнерства становится неотъемлемой частью их реализации, обеспечивающих привлечение инвестиционных, управленческих, технологических, кадровых ресурсов. В работе указывается, что разработка проектов ГЧП потребовала внедрения в российскую практику управления механизмов согласования интересов государства и бизнеса, прежде всего механизмов привлечения к реализации проектов коммерческих банков с их специфической ориентацией на возвратность вложенных средств и доходность. ГЧП – это не просто тип фи­нансирования или привлечения инвестиций, а качественно иной институт оказания услуг экономическим субъектам в сравнении с тра­диционно используемыми инструментами, это совокупность форм взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Таким образом, государственно-част­ное партнерство можно характеризо­вать как стратегически важный альянс государства и бизнеса, цель которого – эффективная реализация общественно значимых проектов и программ в широ­ком спектре – от экономики, науки и образования до здравоохранения и куль­туры, способных придать развитию Рос­сии инновационные качества.

Государство, в лице органов исполнительной власти

Частный бизнес

На основе договоров/соглашений

Вклад государства:

  • Собственность (в т.ч. И.С.);

  • Финансирование + услуга

  • Обременение частного сектора

  • Гарантии

Гражданско-правовой договор о партнерстве

Вклад частного сектора:

  • Финансы

  • Имущество

  • Менеджмент

ГЧП


Рис. 1. Механизм государственно-частного партнерства

Участие банков в этом альянсе при реализации проектов ГЧП не сводится только к осуществлению платежей и расчетов между участниками проекта - банки мобилизуют финансовые ресурсы для него либо в форме кредитования, либо участвуют в заимствованиях участников на рынке капитала. В России, по оценкам многих экспертов, участие банковского сектора в ГЧП реализуется еще слабо, хотя и содержит в себе значительный потенциал развития. Данное обстоятельство во многом объясняется относительной новизной для России института ГЧП и соответственно наличием нерешенных вопросов в области организации и ведения проектов со стороны, как государства, так и коммерческих банков.

Анализируя сущность ГЧП, автор отмечает, что его основной частью является контракт между государством и частным бизнесом о достигнутых договоренностях, но это сотрудничество не даст ожидаемых результатов, если не будет основано на глубоких теоретических разработках сути данного процесса в смыс­ле его формирования как комплекса определенных взаимосвязей и взаимоот­ношений между властью и бизнесом.

Проекты ГЧП часто реализуются в соответствии с приведенной ниже схемой, хотя они могут быть структурированы и по-другому (рис.2).


Рис. 2. Структурирование проектов ГЧП

Интересы государства и бизнеса могут не совпадать, и установление ГЧП должно стать результатом последовательных переговоров и достижения сбалансиро­ванных договоренностей, нацеленных на реа­лизацию проекта в целом. Различие целей предполагает поиск компромиссов и согласо­вание интересов для решения задач общества. В целом ГЧП можно рассматривать как одно из возможных, а в отдельных случаях и как наиболее эффективное решение проблемы государственного управления отраслями про­изводственной инфраструктуры, дающее ряд преимуществ обеим участвующим сторонам.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Структура проекта закона республики беларусь «о государственно-частном партнерстве»

    Закон
    Настоящий Закон направлен на правовое регулирование, упорядочение процессов создания и функционирования, исполнения договорных форм, способов реализации, а также полномочий государственного и частного партнеров.
  2. Повышение стратегического потенциала экономики россии на основе активизации системы государственно-частного партнерства

    Автореферат
    Защита состоится 22 июня 2010 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 002.009.03 Института экономики РАН по адресу: 117218,
  3. Концепция и механизмы реализации государственно-частного партнерства Соловьев М. М., Жалкубаева К. Г

    Документ
    Современный этап социально-экономического развития общества характеризуется все большим вниманием к концепциям и механизмам партнерских отношений. Идеи государственно-частного партнерства стартовали в начале 90-х годов в Великобритании
  4. Еженедельный мониторинг сми по тематике государственно-частного партнерства 16 22 октября 2010 года

    Закон
    Создание в Мурманской области свободной портовой экономической зоны - одна из форм государственно-частного партнерства, заключенного между регионом и страной 18.
  5. Информация о реализации в 2011 году Стратегии экономического и социального развития Республики Коми

    Документ
    2011 год стал важным этапом посткризисного развития Республики Коми. Разработанные и реализованные в 2009-2011 годах антикризисные меры позволили решить наиболее острые проблемы в экономике и создать опорные инструменты для дальнейшей

Другие похожие документы..