Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сочинения протопопа Аввакума (1621-1682), главы старообрядчества, представляют собой крупнейшее явление в истории русской литературы. Главное произве...полностью>>
'Образовательный стандарт'
– диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного пла...полностью>>
'Документ'
Львів – це місто, яке зуміло зберегти своє давнє обличчя понад сім століть. Саме у Львові знаходиться найбільша кількість пам'яток архітектури в Укра...полностью>>
'Доклад'
Школа расположена в приспособленном помещении, построенном в 1965 году. Здание одноэтажное, стены деревянные, сборно-щитовые, обложены кирпичом. В 19...полностью>>

Программа государственного экзамена по специальности: 230201. 65 «Информационные системы и технологии» Специализации: 230201. 27 «Информационные системы и технологии в сфере сервиса»; 230201. 28 «Информационные системы и технологии в компьютерных сетях»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

СК РГУТиС

ПРИНЯТО

Ученым Советом

Протокол № __

от «__» __________ 2010 г.

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

________Федулин А.А.

«__» _______2010 г.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

230201.65 «Информационные системы и технологии»

Специализации:

230201.27 «Информационные системы и технологии в сфере сервиса»;

230201.28 «Информационные системы и технологии

в компьютерных сетях».

НА 2011 ГОД

Москва, 2010

Программа государственного (комплексного, междисциплинарного) экзамена составлена на основании ГОС ВПО.

Программа государственного (комплексного, междисциплинарного) экзамена рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «_______________Информационные системы________________________» (название кафедры)

Протокол №_7_ «_08__» ____ноября______2010 г.

Зав. кафедрой В.М. Артюшенко

Программу государственного экзамена разработали:

преподаватели кафедры «Информационные системы» В.М. Артюшенко

В.М. Советов

В.К. Душин

З.Э. Каргальская

Согласовано:

Проректор по учебной работе Н.Г. Новикова

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Образовательная деятельность Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» (далее – Университет) направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям).

Одной из главных задач в подготовке специалистов является обеспечение качества профессиональной подготовки выпускников. Качество освоения профессиональных образовательных программ выпускников оценивается итоговой аттестацией выпускников при проведении государственного экзамена и дипломного проектирования.

Итоговая государственная аттестация инженера включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальностям, относящимся к направлению подготовки дипломированных специалистов «Информационные системы», определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующих примерных программ, разработанных УМО вузов по образованию в области машиностроения и приборостроения, а также на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Федеральным агентством по образованию и государственного образовательного стандарта.

Настоящее Положение о итоговой аттестации студентов при проведении государственного экзамена разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, Уставом Университета, приказами Федерального агентства по образованию, регламентирующими учебную деятельность высших учебных заведений, иными нормативными актами.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Государственный экзамен призван выявить знания студента, полученные в течение всего срока обучения и способность на основе полученных знаний самостоятельно решать конкретные практические инженерные задачи в области профессиональной деятельности.

Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) должна установить соответствие имеющихся знаний и навыков квалификации инженер и возможность специалиста после окончания вуза занимать следующие должности: инженер; инженер-программист (программист); инженер - электроник (электроник); инженер по автоматизированным системам управления; инженер по наладке и испытаниям и другие должности, соответствующие его квалификации.

КОМПЛЕКС ТРЕБОВАНИЙ К ВЫПУСКНИКУ

Требования к выпускнику по специальности «Информационные системы и технологии» определяется стандартом специальности.

Области профессиональной деятельности.

Информационные системы - область науки и техники, которая включает совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и применение систем сбора, передачи, обработки, хранения и накопления информации.

Объекты профессиональной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению «Информационные системы» являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации программных средств информационных систем в различных областях человеческой деятельности, в частности, в области сервиса.

Виды профессиональной деятельности.

Выпускник по направлению подготовки «Информационные системы» может в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

  • проектно-конструкторская;

  • технологическая;

  • организационно-управленческая;

  • научно-исследовательская;

  • эксплуатационная.

Задачи профессиональной деятельности.

Инженер по направлению «Информационные системы» подготовлен к решению следующих типов задач по виду профессиональной деятельности.

Проектно-конструкторская деятельность:

  • определение целей проектирования, критериев эффективности, ограничений применимости;

  • системный анализ объекта проектирования, предметной области, их взаимосвязей;

  • выбор исходных данных для проектирования;

  • разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности и неопределенности, планирование реализации проекта;

  • оценка надежности и качества функционирования объекта проектирования;

  • расчет обеспечения условий безопасной жизнедеятельности;

  • расчет экономической эффективности;

  • разработка, согласование и выпуск всех видов проектной документации.

Технологическая деятельность:

  • технология разработки объектов профессиональной деятельности.

Организационно-управленческая деятельность:

  • организация взаимодействия коллективов разработчика и заказчика, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;

  • нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании, нахождение оптимальных решений;

  • оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества объекта проектирования;

  • организация контроля качества входной информации.

Научно-исследовательская деятельность:

  • разработка и исследование теоретических и экспериментальных моделей объектов профессиональной деятельности;

  • разработка и исследование методик анализа, синтеза, оптимизации и прогнозирования качества процессов функционирования этих объектов.

Эксплуатационная деятельность:

  • организация внедрения объекта проектирования в опытную эксплуатацию;

  • организация внедрения объекта проектирования в промышленную эксплуатацию.

Квалификационные требования.

Подготовка выпускника должна обеспечивать квалификационные умения для решения профессиональных задач:

  • участие во всех фазах проектирования, разработки, изготовления и сопровождения объектов профессиональной деятельности;

  • участие в разработке всех видов документации на программные, аппаратные и программно-аппаратные комплексы;

  • использование современных методов, средств и технологии разработки объектов профессиональной деятельности;

  • участие в проведении научных исследований и выполнении технических разработок в своей профессиональной области;

  • осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по заданной теме своей профессиональной области с применением современных информационных технологий;

  • взаимодействие со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, а также в управлении технологическими, экономическими и социальными системами;

  • кооперация с коллегами, работа в коллективе, управление и организация работы исполнителей в процессе производства программных продуктов, вычислительных средств и автоматизированных систем;

  • организация на научной основе своего труда, владение современными информационными технологиями, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

  • анализ своих возможностей, способность к переоценке накопленного опыта и приобретению новых знаний с использованием современных информационных и образовательных технологий;

  • готовность к работе над междисциплинарными проектами.

Инженер должен знать:
  • постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по проектированию, производству и сопровождению объектов профессиональной деятельности;

  • технологию проектирования, производства и сопровождения объектов профессиональной деятельности;

  • перспективы и тенденции развития информационных технологий;

  • технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов объектов профессиональной деятельности;

  • стандарты и технические условия;

  • порядок, методы и средства защиты интеллектуальной собственности;

  • современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

  • основные требования к организации труда при проектировании объектов профессиональной деятельности;

  • методы анализа качества объектов профессиональной деятельности;

  • правила, методы и средства подготовки технической документации;

  • основы экономики, организации труда и производства, научных исследований;

  • основы трудового законодательства;

  • правила и нормы охраны труда.

Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста «Информационные системы» должен знать:
  • современные методы и средства разработки информационных систем;

  • принципы описания информационных систем и их элементов на основе системного подхода;

  • принципы построения аналитико-имитационных моделей информационных процессов, основные классы моделей и методы моделирования, методы формализации, алгоритмизации и реализации моделей на ЭВМ;

  • способы записи алгоритмов и конструирования программ с использованием различных алгоритмических языков;

  • основные принципы организации и функционирования вычислительных систем, комплексов и сетей ЭВМ; характеристики, возможности и области применения наиболее распространенных классов и типов ЭВМ в информационных системах;

  • модели и структуры информационных сетей, методы оценки эффективности информационных сетей;

  • методы и модели управления информационной системой, программные и технические средства реализации системы управления;

  • основные принципы организации баз данных информационных систем, способы построения баз данных, баз знаний и экспертных систем;

  • модели и методы формализации и представления знаний в информационных системах;

  • принципы организации, структуры технических и программных средств компьютерной графики и мультимедиа технологий;

  • принципы обеспечения условий безопасности жизнедеятельности при разработке и эксплуатации информационных систем;

  • перспективы развития информационных систем, их взаимосвязь со смежными областями;

уметь использовать:
  • современные методы системного анализа информационных процессов и принятия решений в информационных системах;

  • методы и средства информационных технологий при разработке корпоративных информационных систем;

  • методы и инструментальные средства моделирования при исследовании и проектировании информационных систем;

  • методы и средства разработки алгоритмов и программ, современные технологии программирования информационных систем;

  • современные системные программные средства и операционные системы;

  • сетевые программные и технические средства информационных систем;

  • интеллектуальные информационные системы, инструментальные средства управления базами данных и знаний;

  • инструментальные средства компьютерной графики и графического диалога в информационных системах;

  • методы расчета надежности информационных систем;

  • методы обеспечения информационной безопасности и защиты информации;

иметь опыт:
  • проектирования информационных систем и их элементов в конкретных областях;

  • применения математических моделей и методов анализа, синтеза и оптимизации детерминированных и случайных информационных процессов;

  • моделирования информационных систем на современных ЭВМ на базе аналитико-имитационного подхода;

  • выбора технологии программирования и инструментальных программных средств высокого уровня для задач проектирования информационных систем и их элементов;

  • выбора архитектуры и комплексирования аппаратных средств информационных систем;

  • организации работы в коллективе разработчиков информационных систем.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К

ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Государственный экзамен по специальности 230201 «Информационные системы и технологии» является одним из заключительных этапов подготовки специалистов, проводится согласно графику учебного процесса после преддипломной практики.

Программа государственного экзамена по специальности 230201 «Информационные системы и технологии» должна включать ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки. Программа наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин должна учитывать общие требования к выпускнику, предусмотренные Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 230201 «Информационные системы и технологии».

К государственному экзамену по специальности 230201 «Информационные системы и технологии» допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом на момент проведения экзамена.

На государственном экзамене по специальности 230201 «Информационные системы и технологии» студент должен четко и ясно формулировать ответ на вопрос билета; ответ необходимо проиллюстрировать конкретной практической информацией.

Студент-выпускник должен глубоко разбираться во всем круге вопросов по получаемой специальности 230201 «Информационные системы и технологии».

Результат государственного экзамена по специальности 230201 «Информационные системы и технологии» определяется дифференцированно оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний аттестационной комиссии.

Студент, не сдавший государственный экзамен по специальности 230201 «Информационные системы и технологии», допускается к нему повторно один раз и не ранее, чем через три месяца. Срок повторной сдачи устанавливает ректор университета по согласованию с председателем ГАК в период очередной сессии ГАК.

Пересдача экзамена на повышенную оценку запрещается.

Студент, имеющий неудовлетворительную оценку по государственному экзамену, не допускается к следующему виду аттестационных испытаний - защите дипломного проекта.

Результаты государственного экзамена по специальности 230201 «Информационные системы и технологии» вносятся в зачетную книжку студента и заверяются подписями всех членов экзаменационной комиссии, присутствующих на заседании.

Процедура проведения государственного экзамена

Экзамен проводится в аудитории, которая заранее определяется Учебным отделом и готовится сотрудниками кафедры. В ней оборудуются места для экзаменационной комиссии, секретаря комиссии и индивидуальные места для студентов.

Обеспечение ГЭК

К началу экзамена в аудитории должны быть подготовлены:

  1. Приказ о составе государственной экзаменационной комиссии;

  2. Методические указания по проведению государственных экзаменов;

  3. Программа сдачи государственного экзамена;

  4. Экзаменационные билеты в запечатанном конверте;

  5. Сведения о выпускниках, сдающих экзамены, подготовленные в деканате университета;

  6. Зачетные книжки;

  7. Список студентов, сдающих экзамен;

  8. Протоколы сдачи экзамена;

  9. Бумага со штампом университета для подготовки к ответу;

10. Зачетно-экзаменационная ведомость для выставления оценок за ответы.

Общие положения по проведению экзамена

При подготовке студентам рекомендуется сделать краткие записи ответов на проштампованных листах. Экзамен проводится в устной форме. Письменные пометки делаются в произвольной форме. Это может быть развернутый план ответов, статистические данные, точные формулировки нормативных актов, схемы, позволяющие иллюстрировать ответ, и т.п. Записи, сделанные при подготовке к ответу, позволят студенту составить план ответа на вопросы, и, следовательно, полно, логично раскрыть их содержание. В то же время записи не должны быть слишком подробные. В них трудно ориентироваться при ответах, есть опасность упустить главные положения, излишней детализации несущественных аспектов вопроса, затянуть его. В итоге это может привести к снижению уровня ответа и повлиять на его оценку.

Последовательность проведения экзамена

Последовательность проведения экзамена можно представить в виде трех этапов:

  1. Начало экзамена.

  2. Заслушивание ответов.

  3. Подведение итогов экзамена.

  1. Начало экзамена.

В день работы ГЭК перед началом экзамена студенты - выпускники приглашаются в аудиторию, где Председатель ГЭК:

  • знакомит присутствующих и экзаменующихся с приказом о создании ГЭК, зачитывает его и представляет экзаменующимся состав ГЭК персонально;

  • вскрывает конверт с экзаменационными билетами, проверяет их количество и раскладывает на специально выделенном для этого столе;

  • дает общие рекомендации экзаменующимся при подготовке ответов и устном изложении вопросов билета, а также при ответах на дополнительные вопросы;

  • студенты учебной группы покидают аудиторию, а оставшиеся студенты в соответствии со списком очередности сдачи экзамена (первые три человека) выбирают билеты, называют их номера и занимают свободные индивидуальные места за столами для подготовки ответов.

2. Заслушивание ответов.

Студенты, подготовившись к ответу, поочередно занимают место перед комиссией для сдачи экзамена. Для ответа каждому студенту отводится примерно 30 минут.

Возможны следующие варианты заслушивания ответов:

I вариант. Студент раскрывает содержание одного вопроса билета, и сразу ему предлагают ответить на уточняющие вопросы, затем по второму вопросу и так далее по всему билету.

II вариант. Студент отвечает на все вопросы билета, а затем дает ответы членам комиссии на уточняющие, поясняющие и дополняющие вопросы.

Как правило, дополнительные вопросы должны быть тесно связаны с основными вопросами билета.

Право выбора порядка ответа предоставляется экзаменующемуся студенту.

В обоих из этих вариантов комиссия, внимательно слушая экзаменующегося, предоставляет ему возможность дать полный ответ по всем вопросам.

В некоторых случаях, по инициативе председателя, его заместителей или членов комиссии ГЭК (или в результате их согласованного решения), ответ студента может быть тактично приостановлен. При этом дается краткое, но убедительное пояснение причины приостановки ответа: ответ явно не по существу вопроса, ответ слишком детализирован, экзаменующийся допускает ошибку в изложении и т.д. Другая причина - когда студент грамотно и полно изложит основное содержание вопроса, но продолжает его развивать. Если ответ остановлен по первой причине, то экзаменующемуся предлагают перестроить содержание излагаемой информации сразу же или после ответа на другие вопросы билета.

Заслушивая ответы каждого экзаменующегося, комиссия подводит краткий итог ответа, проставляет соответствующие баллы в зачетно-экзаменационные ведомости, в соответствии с рекомендуемыми критериями.

Ответивший студент сдает свои записи по билету и билет секретарю ГЭК.

После ответа последнего студента под руководством Председателя ГЭК проводится обсуждение и выставление оценок. По каждому студенту решение о выставляемой оценке должно быть единогласным. Члены комиссии имеют право на особое мнение по оценке ответа отдельных студентов. Оно должно быть мотивировано и записано в протокол.

Одновременно формулируется общая оценка уровня теоретических и практических знаний экзаменующихся, выделяются наиболее грамотные компетентные ответы.

Оценки по каждому студенту заносятся в протоколы и зачетные книжки, комиссия подписывает эти документы.

3. Подведение итогов сдачи экзамена.

Все студенты, сдававшие государственный экзамен, приглашаются в аудиторию, где работает ГЭК.

Председатель комиссии подводит итоги сдачи государственного итогового экзамена и сообщает, что в результате обсуждения и совещания оценки выставлены и оглашает их студентам. Отмечает лучших студентов, высказывает общие замечания. Обращается к студентам, нет ли не согласных с решением комиссии ГЭК по выставленным оценкам. В случае устного заявления экзаменующегося о занижении оценки его ответа, с ним проводится собеседование в присутствии всего состава комиссии. Целью такого собеседования является разъяснение качества ответов и обоснование итоговой оценки.

Подведение итогов работы ГЭК

Подведение итогов работы ГЭК осуществляется в письменном отчете, в котором приводится статистика о количестве студентов, сдававших экзамен, уровне знаний и предложения кафедрам по совершенствованию преподавания отдельных дисциплин.

Критерии оценки знаний при сдаче государственного экзамена

Критерии оценок характеризуют уровень теоретических знаний и практических навыков экзаменующегося.

Оценка «отлично». Ответы на поставленные вопросы в билете излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Полно раскрываются причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Делаются обоснованные выводы. Демонстрируются глубокие знания теоретических основ. Соблюдаются нормы литературной речи. Широко используются новейшие информационные технологии в работе и докладе.

Оценка «хорошо». Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Базовые теоретические положения используются, но в не полном объеме. Материал излагается уверенно. Раскрыты причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Соблюдаются нормы литературной речи. Используются новейшие информационные технологии в работе и докладе.

Оценка «удовлетворительно». Допускаются нарушения в последовательности изложения. Имеются упоминания об отдельных теоретических основах. Неполно раскрываются причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Демонстрируются поверхностные знания вопроса, а имеющиеся практические навыки с трудом позволяют решать конкретные задачи. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи. Отмечается слабое владение новейшими информационными технологиями.

Оценка «неудовлетворительно». Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине. Не раскрываются причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Не проводится анализ. Выводы отсутствуют. Имеются заметные нарушения норм литературной речи.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования Укрупненной группы специальностей (угс) (2)

    Публичный отчет
    Специальность 230102.65 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления» открыта в МГУП в 1995/96 учебном году приказом Минобразования России № 404 от 22.
  2. Отчет о результатах самообследования Укрупненной группы специальностей (угс) (4)

    Публичный отчет
    Подготовка специалистов в области автоматизации и управления в университете осуществляется с 1977 года сначала в рамках специальности 0639 со специализацией по автоматизации технологических процессов полиграфии; с 1986 года с заменой
  3. Отчет о результатах самообследования факультета политических и социальных наук по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета политических и социальных наук, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.
  4. Отчёт по результатам самообследования (2001-2006 гг.) Самара 2006

    Документ
    Комиссия, назначенная приказом ректора Самарской государственной академии путей сообщения (№75 от 09.03.2005 г., с изменениями в приказе №129 от 30.03.
  5. Учебный план (час.) Отклонение в гсэ

    Документ
    В таблицах 1-3 приведены результаты анализа соответствия содержания подготовки требованиям государственных образовательных стандартов на основе материалов по самообследованию кафедр, принимающих участие в обучении студентов по рассматриваемым

Другие похожие документы..