Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Тема маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А....полностью>>
'Документ'
Собрание проводится не реже одного раза в год не ранее, чем через четыре месяца и не позднее, чем через шесть месяцев после окончания финансового год...полностью>>
'Публичный отчет'
4 Дьяконова Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ, Отличник народного Просве...полностью>>
'Документ'
форма плакучая Ива красная карликовая Ирга ольхолистная «Смоуки» Й Йошта - гибрид смородины и крыжовника К Калина Калина Бульденеж Карагана древовидн...полностью>>

Планы лекций и семинарских занятий по философии для студентов Методические указания

Главная > Семинар
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

____________________________________________________________________________

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)

____________________________________________________________________________

Кафедра философии

Планы лекций и семинарских занятий

по философии

для студентов

Методические указания

Санкт-Петербург

2007

УДК 1 (073)

Бойко В.К., Колычев П.М., Кутыкова И.В. Селиверстова Н.А., Семенов О.В., Суханов Б.М., Токмаков А.Н., Чернацкий В.Н. Планы лекций и семинарских занятий по философии для студентов: Методические указания/ Под ред. проф. В.Н. Дуденкова. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2007. – 27 с.

Методические указания по философии разработаны в соответствии с государственным стандартом и предназначены для студентов 2 курса дневного и вечернего отделений, изучающих философию.

В методических указаниях приводится тематика лекционного курса, вопросы для семинарских занятий. Даны списки основной и дополнительной литературы. К каждому семинарскому занятию предложены темы докладов. Представлены списки рефератов и контрольных вопросов.

Рецензент: С.П. Ежов, канд. философских наук, профессор кафедры социологии СПбГТИ (ТУ).

Утверждены на заседании учебно-методической комиссии гуманитарного отделения 23.01.2007 г.

Рекомендованы к изданию РИСо СПбГТИ (ТУ)

ВВЕДЕНИЕ

Курс философии, предлагаемый вниманию студентов, соответствует образовательному стандарту. Программой курса предусматривается изучение философии в течение учебного года. По окончании первого семестра сдается зачет, второго семестра – экзамен. Данные методические указания по философии содержат тематику лекционного курса, планы семинарских занятий, рекомендуемую литературу для подготовки к семинарским занятиям, список основной и дополнительной литературы по курсу философии, темы рефератов, контрольные вопросы.

Методические указания предназначены для студентов дневного и вечернего отделений.

Философия, как учебная дисциплина, принадлежит сфере гуманитарного знания. Памятуя о функциональном многообразии и привлекательной специфичности, можно сказать, что философия венчает ряд гуманитарного знания, а если обратиться к философскому наследию Аристотеля, то и знание вообще. Философия носит мировоззренческий характер, выполняя мировоззренческую функцию и являясь одновременно одним из типов мировоззрения. Примечательно, что среди многочисленных функций философии особое значение, как отмечают студенты, приобретают следующие функции: мировоззренческая, познавательная и воспитательная. Привлекательная специфичность философии выражается в том, что наиболее полное представление о ней никак не ограничивается характеристикой ее только как учебного предмета и определенного знания. Философия представляет собой особый духовный мир, одну из форм общественного сознания. Наряду с мифом, религией, наукой, искусством, жизненным опытом, философия отражает мир в присущих ей предельно общих основаниях и выражает свое представление о нем в такого же рода характеристиках, понятиях, категориях. И вместе с тем именно философия, со свойственной ей устремленностью к поиску и созиданию мудрости, способна объединить различные формы общественного сознания, проявить взаимодействие с ними (например, философия религии, философия искусства, философия науки, философия права и т.д.). Философия способна предстать и как искусство мыслить и даже жить. Ее жизненная необходимость, в связи с возникающими проблемами в жизни человека, общества, человечества, становится все более очевидной. Если принять во внимание и то, что каждый человек способен предстать мыслителем, то сфера применения философии еще более расширяется, а интерес к ней растает.

Войти в мир философии и приобщиться к нему помогут лекции и семинарские занятия. На лекциях по философии преподаватель систематично излагает темы курса, раскрывая вопросы, давая рекомендации по литературе и способам овладения материалом, формулируя выводы. Для удобства восприятия текста лекции в конспекте рекомендуется оставлять широкие поля. На полях можно записывать вопросы, возникающие по ходу лекции, отмечать важные моменты, фиксировать дополнительную литературу, делать иные необходимые записи, например, из справочной литературы. Культура ведения конспектов лекций и записей при подготовке к семинарским занятиям весьма существенна для результативности овладения основами философского знания.

Семинары по философии представляет собой вид учебных занятий, на которых его участники обсуждают тему, вынесенную на занятие, и доклады по темам.

Тема семинарского занятия соответствует теме лекции. Задачей семинарского занятия является расширение представлений студентов по той или иной теме, закрепление лекционного материала и овладение философской культурой. Именно участие в работе семинарского занятия позволяет обсудить в группе обозначенные заранее вопросы или самим участникам поставить перед аудиторией возникающие вопросы на обсуждение, сделать сообщение, выступить с докладом, т.е. наилучшим образом проявить активность, умение вести диалог, дискутировать, быть терпимее и уважительнее к другому мнению, аргументировано излагать собственную позицию по тому или иному вопросу. Кроме того, на семинаре есть возможность принять участие в таких формах освоения знаний, как конференция, диспут, игра.

Подготовка к семинарскому занятию должна быть систематической, записи по вопросам грамотными, четкими, понятными. Готовясь к семинарскому занятию, следует привлечь конспект лекции, основную и дополнительную литературу по теме, хрестоматии, философские словари, энциклопедии, журналы. В качестве напоминания студентам еще раз указываем на литературу справочного содержания. Ее помощь при подготовке к занятиям весьма полезна. Рекомендуется использовать преимущественно новую справочную литературу 2000-х гг. издания.

Полезно вырабатывать навыки самостоятельной работы. Ее необходимость обусловлена подготовкой к семинарскому занятию, работой над темой реферата, подготовкой к зачету и экзамену. Самостоятельная работа заключается, прежде всего, в стремлении подобрать необходимую литературу и в процессе работы над ней выделить то существенное, что необходимо для раскрытия вопроса. Умение студентов правильно организовать свою самостоятельную работу заключается также в подготовке докладов и написании рефератов. В помощь организации такой работы существуют специальные методические указания, к которым следует обращаться.

Курс философии включает в себя разделы, совокупность которых представляет структуру философского знания. Раскрыть содержание разделов – задача учебного процесса.

Начинается курс философии с темы 1 «Специфика, структура и назначение философского знания». Данная тема заслуживает особого внимания, поскольку лекция и семинарское занятие по теме формируют представление о философии, ее смысле и значении. Затем на протяжении первого семестра внимание сосредоточивается на историко-философских вопросах, которые составляют раздел «история философии» (темы 2-8). Тематика данного раздела позволяет студентам познакомиться с историей философской мысли, проследить специфику ее развития в различные исторические эпохи и в различных мировых регионах. Хронологические рамки раздела весьма широки: от древности до современности. Знакомство с развитием философской мысли, а также способами ее выражения, характерными для различных философов, философских школ и направлений, необходимо для дальнейшего рассмотрения теоретических вопросов, составляющих суть философских учений.

Подготовка к семинарским занятиям по данному разделу включает в себя работу не только с литературой о мыслителях и их воззрениях, но и работу непосредственно с философским текстом. Приобщение к хрестоматийному материалу, содержащему отрывки из произведений, либо к собственному произведению философа, наилучшим образом позволяет проникнуть в суть размышлений, проследить ход философских построений того или иного мыслителя, понять особенность философского мировоззрения. В этой связи рекомендуется конспектирование философских текстов. Оно необходимо для более полного освещения вопросов семинарского занятия и их дискуссионного обсуждения. Данный вид работы позволяет приобрести определенные навыки работы с философским текстом, которые необходимы также для работы над докладом и рефератом.

После уяснения содержания философского мировоззрения, следует обратить внимание на существующие типы этого мировоззрения (материализм, идеализм и их разновидности; монизм, дуализм, плюрализм). В процессе знакомства с историей философии необходимо научиться ориентироваться в типах философского мировоззрения и уметь их выделять.

Вторая часть программы – это теория философии. В соответствии с программой, лекционный курс и семинарские занятия включают следующие разделы: онтология (темы 9-12), гносеология (темы 13-14), социальная философия (темы 15,17), философская антропология (тема 16). В процессе работы над темами данных разделов следует овладеть категориально-понятийным аппаратом философии, обратить внимание на общетеоретические основы философии (принципы и законы диалектики), на существующие подходы к раскрытию философских вопросов. Формы проведения занятий по темам второй части программы могут отличаться большим творчеством. Рекомендуется проведение диспутов, конференций под руководством преподавателя.

С целью регулярного контроля за полученным знанием преподавателем практикуется проведение тестирования по пройденным разделам курса, что не исключает и других видов контроля, которые могут осуществляться в ходе проведения семинарских занятий.

1 ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ

  1. Специфика, структура и назначение философского знания............................ 2 часа

  2. Философия Древнего мира.................................................................................. 2 часа

  3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения............................................ 2 часа

  4. Научная революция XVI-XVII вв. Философия Нового времени..................... 2 часа

  5. Просветительский характер европейской философии XVIII века.................. 2 часа

  6. От философии Гегеля к диалектическому материализму................................ 2 часа

  7. Основные этапы развития русской философии и ее специфика..................... 2 часа

  8. Главные направления современной философской мысли................................ 4 часа

  9. Учение о бытии..................................................................................................... 2 часа

  10. Движение, пространство и время........................................................................ 2 часа

  11. Философское учение о развитии......................................................................... 2 часа

  12. Принцип детерминизма........................................................................................ 2 часа

  13. Сознание и познание............................................................................................. 2 часа

  14. Научное познание и его особенности................................................................. 2 часа

  15. Общество как объект философского анализа..................................................... 2 часа

  16. Смысл человеческого бытия................................................................................ 2 часа

  17. Будущее человечества........................................................................................... 2 часа

_____________________________________________________________________________

Итого.......................................................................................................................36 часов

2 ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Тема 1: Специфика, структура и назначение философского знания.

  1. Сущность мировоззрения как формы общественного сознания его типы.

  2. Философия как мировоззрение.

  3. Предмет философии, круг ее проблем, функции и структура.

  4. Место им роль философии в культуре и жизни общества.

Тема 2: Философия Древнего мира.

  1. Вселенная, общество, человек в религиозно-философском мировоззрении Древнего Востока: Индии и Китая.

  2. Античная мысль: от мифа через натурфилософию к Логосу и метафизике.

  3. Космоцентризм досократиков, субъективная диалектика Сократа и система объективного идеализма Платона.

  4. Аристотель: учение о бытии и познании. Философия эллинизма. Значение античной философии.

Тема 3: Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

  1. Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии.

  2. Специфика средневековой схоластики.

  3. Гуманистическая и натурфилософская тенденции философии эпохи Возрождения.

Тема 4: Научная революция XVI-XVII вв. и возникновение философии

Нового времени.

  1. Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона и Т. Гоббса.

  2. Материализм и идеализм в развитии сенсуализма XVII-XVIII вв. (Дж. Локк, Дж. Беркли) Скептицизм Д. Юма.

  3. Материализм и идеализм в рационалистической философии XVII-XVIII вв. (Р. Декарт, Б.Спиноза и Г. Лейбниц).

  4. Влияние философии Нового времени на развитие науки.

Тема 5: Просветительский характер европейской философии XVIII в.

  1. Гуманистическая тенденция французского Просвещения.

  2. Материализм и атеизм во Франции XVIII века.

  3. И. Кант – родоначальник немецкой классической философии. Обоснование Кантом всеобщности и необходимости научного познания.

  4. Субъективный идеализм и диалектика И. Фихте. Объективный идеализм Ф. Шеллинга.

Тема 6: От философии Гегеля к диалектическому материализму.

  1. Основные принципы философии Гегеля.

  2. Кризис гегельянства и антропологический материализм Л. Фейербаха.

  3. Качественное отличие марксистской диалектики от диалектики Гегеля.

  4. Сущность материалистического понимания общества и истории.

Тема 7: Русская философия.

  1. Становление и основные особенности русской философии.

  2. Философия славянофилов и западников.

  3. Софиология и онтология «всеединства» Вл. С. Соловьева.

  4. Философия религиозного и естественнонаучного космизма.

Тема 8: Главные направления современной философской мысли.

  1. Позитивизм, основные этапы его развития и сущность.

  2. Возникновение и сущность философии экзистенциализма.

  3. Философские аспекты фрейдизма.

  4. Современная европейская религиозная философия.

Тема 9: Учение о бытии.

  1. Качественное многообразие форм бытия.

  2. Материя и дух, материальное и идеальное, их единство и противоположность.

  3. Уровни организации неживой природы. Современная концепция физической реальности.

  4. Представления о строении материи на биологическом и социальном уровнях.

Тема 10: Движение, пространство и время.

  1. Движения и его свойства.

  2. Качественная специфика и взаимосвязь форм движения.

  3. Основные свойства пространства и времени.

  4. Пространственно-временной континуум теории относительности.

Тема 11: Философское учение о развитии.

  1. Понятие развития. Модели развития.

  2. Диалектическая концепция развития.

  3. Законы развития.

  4. Принцип историзма и проблемы прогресса.

Тема 12: Принцип детерминизма.

  1. Концепция детерминизма.

  2. Причина и следствие, закон причинности.

  3. Необходимость и случайность, возможность и действительность.

  4. Объективный закон, типы законов.

Тема 13: Сознание и познание.

  1. Сознание, его происхождение и сущность.

  2. Познавательные способности человека.

  3. Познание, творчество, практика.

  4. Проблема истины.

Тема 14: Научное познание и его особенности.

  1. Наука как форма познания и общественной деятельности.

  2. Основные уровни научного познания и их взаимосвязь в процессе формирования научной теории.

  3. Методы научного познания.

  4. Научные революции и смена типов рациональности. Научно-технический прогресс.

Тема 15: Общество как объект философского анализа.

  1. Философия о сущности и признаках общества.

  2. Общество и природа, их единство и взаимодействие.

  3. Основные сферы жизни общества.

  4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Тема 16: Смысл человеческого бытия.

  1. Философия о природе человека.

  2. Индивид и личность.

  3. Социальные ценности и социализация личности.

  4. Проблема гуманизма; свобода и ответственность.

Тема 17: Будущее человечества.

  1. Мировая ситуация начала XXI века.

  2. Глобальные проблемы и перспективы современной цивилизации.

  3. Философия и ее роль в осмыслении будущего человечества.

3 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1: Философия, ее генезис, круг проблем и роль в жизни общества и

человека.

  1. Мифология, религия и философия как исторические типы мировоззрения.

  2. Специфика философского знания, его мировоззренческий характер.

  3. Философия и наука: различие и взаимосвязь.

  4. Философия, идеология, практика.

Литература

Основная

1 Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 2003. – 376 с.

2 Межуев В.М. Идея культуры: Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – 408 с.

3 Найдыш В.М. Философия Мифологии: От античности до эпохи романтизма. – М.: Гардарики, 2002. – 554 с.

4 СоколовВ.В. Историческое введение в философию: История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высш. школы. – М.: Акад. Проект, 2004. – 912 с.

5 Философия/ Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2004. – 828 с.

6 Философия: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 576 с.

7 Философия: Учебное для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2001. – 640 с.

Дополнительная

1 Введение в философию: Учебное пособие для вузов/ И.Г. Фролов и др.. – 3-е изд. – М.: Республика, 2003. – 623 с.

2 Губман Б. Современная философия культуры. – М.: РОССМЭН, 2005. – 536 с.

3 Калашников В.Л. Философия: Курс лекций. – М.: Владос, 2006. – 384 с.

4 Кириченко Т.Г., Шевцов Е.В. Философия: Справочник студента. – М.: Филолог. общ-во «Слово»; АСТ, 2002. – 672 с.

5 Спиркин А.Г. Философия: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с.

6 Философия: Человек и жизнь: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Н.С. Кожеуровой. – М.: ЮНИТА-ДАНА, Единство, 2002. – 319 с.

Темы докладов

  • Религия и философия как исторические типы мировоззрения.

  • Философия и наука: различие и взаимосвязь.

  • Философия и идеология.

  • Философия как образ жизни.

  • Философия и смысложизненные вопросы.

  • Философия информационной цивилизации

Тема 2: Философия Древнего мира.

  1. Основные философские школы Древней Индии и Древнего Китая (буддизм, даосизм, конфуцианство).

  2. Древнегреческая философия до Сократа. Атомисты.

  3. Философия идеализма: Сократ и Платон.

  4. Метафизика Аристотеля. Стоицизм, скептицизм, эпикуреизм.

Литература

Основная

1 Асмус В.Ф.Античная философия. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2003. – 400 с.

2 Кисель В.Я., Риберн В.В. Галерея античных философов: В 2 т. – М.: ФПИР-Пресс, 2002. – Т.1. – 576 с. – Т.2. – 576 с.

3 Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – 3-е изд., испр. – М.: ЧеРо, 2005. – 187 с.

4 Романов Ю.И., Сандулов Ю.А. Краткая история философской мысли: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., стереотип. – СПб.: Лань, 2002. – 224 с.

5 Томпсон М. Восточная философия/ Пер. с англ. – М.: ФАИР-Пресс, 2002. – 384 с.

6 Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузовю – М.: Высшая школа, 2003. – 703 с.

Дополнительная

1 Вонг Е.. Даосизм/ Пер. с англ. – М.: ФАИР-Пресс, 2001. – 352 с.

2 Дао дэ эзин/ Соврем. пер. с коммент. С. Ходж. – М.: Омега, 2006. – 176 с.: с ил.

3 История философии: Учебник/ Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич, У.Д. Розенфельд и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Новое знание, 2001. – 728 с.

4 Кессиди Ф.Х. Сократ. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Алетейя, 2001. – 352 с.

5 Малявич В. Конфуций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Молодая гвардия, 2001. – 357 с.

6 Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней/ Пер. с англ. – СПб.: Азбука, 2001. – 957 с.

7 Сенека Луций Анней. Философские трактаты. – 2-е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. – 400 с.

8 Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М.: Рус. панорама, 2001. – 208 с.

9 Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд. фирма «Вост. литература» РАН, 2001. – 511 с.

10 Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». – 2-е изд., испр., доп. – М.: Изд. фирма «Вост. литература» РАН, 2003. – 606 с.

Темы докладов

  • Проблемы бытия и познания в учении буддизма.

  • Диалектика бытия в философии даосизма

  • Этико-политическое учение конфуцианства.

  • Философия Милетской школы.

  • Учение Парменида о бытии.

  • Гераклит и его учение о «потоке».

  • Учение Пифагора о числе.

  • Атомистическое учение Демокрита.

  • Сократ как личность и философ.

  • Учение Платона о мире «идей».

  • Аристотель о четырех началах бытия.

  • Римские стоики о бытии человека.

Тема 3: Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

  1. Античное наследие и христианская традиция в средневековой философии.

  2. Основные направления средневековой схоластики.

  3. Гуманизм философии эпохи Возрождения.

  4. Философия природы и пантеизм в эпоху Возрождения.

Литература

Основная

1 Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА-Пресс, 2001. – 448 с.

2 Герье Н. Блаженный Августин. – М.: Эксмо, 2003. – 640 с.

3 Жильсон Э. Философия в Средние века: От истоков патристики до конца XIV/ Пер. с фр.; Общ. ред. послесл., примеч. С.С. Неретиной. – М.: Республика, 2004. – 678 с.

4 История философии: Учебник для вузов/ Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – М.: Акад. Проект, 2005. – 680 с.

5 Флоровский Г. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2003. – 633 с.

6 Хейзинга И. Осень средневековья. – 3-е изд. испр. – М.: Айрис Пресс, 2002. – 544 с.

Дополнительная

1 Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья: В 2-т. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. – Т. 1. – 539 с.; Т. 2. –635 с.

2 Коплстон Ф. История философии. Средние века/ Пер. с англ. – М.: Центрполиграф, 2003. – 494 с.

3 Лютер М. 95 тезисов. – СПб.: Роза мира, 2002. – 720 с.

4 Макиавелли Н. Государь/ Пер. с ит. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006. – 976 с.

5 Фома Аквинский. Сочинения. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 264 с.

6 Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. – М.: ЭКСМО-Пресс; СПб,: Terra Fantastica, 2003. – 960 с.

Темы докладов

  • Аристотель и его влияние на средневековую философию.

  • Проблема веры и разума в средневековой философии.

  • Возрождение как общекультурный феномен.

  • Возрожденческие социальные учения.

Тема 4: Научная революция XVI-XVII вв. и возникновение философии

Нового времени.

  1. Творчество Ф.Бэкона – переход от ренессансной философии к проблематике Нового времени.

  2. Т. Гоббс и его роль в развитии новоевропейской философии.

  3. Р. Декарт – «глава» европейских рационалистов. Развитие идей рационализма в творчестве Б. Спинозы и Г. Лейбница.

  4. Сенсуализм как основа материалистической гносеологии (Дж. Локк), субъективного идеализма (Дж. Беркли) и агностицизм (Д. Юм).

Литература

Основная

1 Герман В. Портрет Шекспира или Личное дело Френсиса Бэкона. – М.: Эра, 2002. – 288 с.

2 Гоббс Т. Левиафан. – М.: Мысль, 2001. – 478 с.

3 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. – Т.3: Новое время (От Леонардо до Канта). – СПб.: ПЕТРОПОЛИС, 1996. – 710 с

4 Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М.: Высшая школа, 2003. – 428 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указния к семинарским занятиям по философии для студентов факультета «Сестринское дело»

    Семинар
    Методические указания составлены к.ф.н. доцентом Н.Ю.Раевской,к.ф.н. доцентом П.И.Ильичевым, к.ф.н. доцентом Г.В.Соловьевой, к.ф.н. доцентом И.Л.Станиславовой, д.
  2. Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2004

    Планы семинарских занятий
    Составители: Ф.С. Файзуллин, Э. Ф. Абдрахимов, Н. А. Абузарова, Ю. Р. Егорова, Б. В. Житков, А.Я. Зарипов, Ю. А. Кожевникова, С.А. Ли, Т.П. Моисеева, Ф.
  3. Планы лекций и семинарских занятий по истории и философии науки для аспирантов и соискателей методические указания

    Семинар
    Токмаков А.Н. Планы лекций и семинарских занятий для аспирантов и соискателей по истории и философии науки / А. Н. Токмаков, В. К. Бойко, В. Е. Быданов, В.
  4. Программа лекционного курса и семинарских занятий по политологии для студентов экономического факультета Ростов-на-Дону

    Программа
    Методические указания разработаны кандидатом философских наук, доцентом кафедры политической социологии С.Э. Зорабян, кандидатом исторических наук, доцентом Пирумовым Э.
  5. Методические указания и планы семинарских занятий по философии издательство тюменского государственного университета, 2001

    Методические указания
    Составители: И.Б.Муравьев, к.ф.н., ст. преподаватель кафедры философии, Л.Г.Суворова, к.ф.н., ст. преподаватель кафедры философии, О.В.Захарова, к.ф.н.

Другие похожие документы..