Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
12 жовтня 2011 року на засіданні спеціалізованої вченої ради Д 26.139.01 у Відкритому міжнародному університеті розвитку людини «Україна» (м. Київ) б...полностью>>
'Документ'
Современные подходы к проблеме обеспечения информационной безопасности являются эволюционным развитием решения задач защиты информации, которые решал...полностью>>
'Документ'
Раскрыты виды и формы трудовой миграции населения, рассмотрены концептуальные аспекты анализа процессов международной трудовой миграции и их влияния ...полностью>>
'Программа'
Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов...полностью>>

Институт социально-экономичесского развития (2)

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

«Институт социально-экономического развития

Центрального федерального округа

(ИНСЭР)»

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕССКОГО РАЗВИТИЯ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Маркетинговое исследование социально-экономического развития регионов ЦФО. STEP – факторы. Московская область. (2004 г.)

Исполнитель:

НП «Институт социально-экономического развития ЦФО»

Москва 2005г.

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Краткая характеристика региона 5

1. Экономическое развитие региона 6

1.1 Промышленное производство 6

1.2 Сельское хозяйство 8

1.3 Инвестиции 9

1.4 Инфляция 10

1.5Бюджет региона 11

Выводы 12

2. Уровень социального развития региона 13

2.1 Состояние рынка сбыта на территории региона 13

2.1.1 Численность населения и безработица 14

2.1.2 Уровень жизни населения 14

2.1.3Развитие розничной торговли 18

2.1.4 Жилищное строительство и рынок платных услуг 19

2.2. Характеристика человеческого капитала 20

Выводы 23

3. Развитие промышленности региона 24

3.1 Отраслевая специализация региона 24

3.2 Состояние инфраструктуры региона 28

3.2.1 Развитие банковской сферы 28

3.2.2 Развитие транспортной инфраструктуры 28

3.2.3 Состояние ЖКХ 29

30

Источник: расчеты «ИНСЭРа», по данным Госкомстата. 30

3.2.4 Развитие ипотечного кредитования 31

Выводы 32

4. Политическая ситуация в регионе 33

4.1 Государственная программа развития региона 33

4.2 Общественные движения, союзы, фонды 35

Выводы и рекомендации. SWOT–анализ региона 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Структуры поддержки и развития малого бизнеса муниципальных образований Московской области 43

Список литературы 46

Введение

Актуальность темы исследования.

Анализ социально-экономического развития Московской области по STEP-факторам интересен для исследования по нескольким причинам. Основная – относительно высокий интерес инвесторов, как российских, так и иностранных, к вложениям в экономику регионов России, и Центрального федерального округа в частности.

Данное исследование представляет интерес и потому, что на рынке представлен крайне небольшой объем систематизированной информации по социально-экономическому развитию регионов, а также отсутствуют исследования социально-экономических процессов и STEP-факторов в регионе в маркетинговом разрезе.

Цели и задачи исследования.

Целью настоящего исследования является определение текущего социально-экономического развития Московской области, определение рисков, с которыми компании могут столкнуться при работе в регионе, и выработка рекомендаций относительно рынков, перспективных для вложения средств.

Для реализации данной цели предстоит решить следующие задачи: составить краткое описание Московской области, провести анализ экономического, социального, технологического и политического развития области.

Метод сбора информации.

Данное исследование является кабинетным исследованием и предполагает поиск информации по открытым источникам – Интернет, СМИ, статистические данные госорганов (Госкомстат), данные компаний-участников регионального рынка, информационно-аналитические порталы, посвященные данному региону.

Целевая аудитория.

Данное исследование будет представлять интерес для компаний, планирующих организацию деятельности в Московской области, как подробное описание их возможного рынка сбыта. Они, опираясь на данное исследование, могут строить прогнозы ситуации на потенциальном рынке сбыта своей продукции, будут иметь

представление о ситуации в регионе, адаптировать под эту ситуацию свою стратегию развития и маркетинговую стратегию.

Также исследование может быть интересно региональным и столичным компаниям, уже работающим на рынке Московской области, как подробное описание среды их деятельности.

Также исследование будет интересно некоммерческим организациям, занимающимся привлечением инвестиций в регионы, разрабатывающим механизмы развития регионов.

Краткая характеристика региона

Московская область расположена в центральной полосе европейской части России.

Территория области составляет 47 тыс. кв. км (0,28% территории России). Московская область вместе с Москвой образуют ядро Центрального федерального округа, которое граничит с Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской, Тверской, Ярославской и Владимирской областями. Численность населения Московской области (на 01.01.2004 г.) – 6622 тыс. человек (4,6% населения России). Плотность населения области составляет 140,9 человека на кв. км, область занимает 2 место среди регионов ЦФО по этому показателю.

Работа на региональном рынке требует детального понимания условий работы на этом рынке, характеристик спроса и предложения, конкурентной среды рынка, институциональной среды и рисков, которые приходится учитывать в работе.

Для характеристики этих процессов на региональном уровне удобно пользоваться STEP-факторами.

Анализ экономического развития региона позволяет определить привлекательность регионального рынка для работы на нем, инвестиционную привлекательность рынка, уровень жизни населения.

Анализ социального развития позволяет охарактеризовать уровень развития человеческого капитал региона, и определить состояние платежеспособного спроса. Анализ социального развития позволяет сделать вывод о наличии потенциального спроса на продукцию, его величину и характеристики, а также состояние рабочей силы в регионе.

Анализ промышленного (технологического) развития региона представляет собой анализ конкурентной среды на рынке региона и наличие инфраструктуры для обеспечения деятельности в регионе.

Анализ политической ситуации в регионе показывает институциональные условия для работы бизнеса, позволяет выявить необходимые для взаимодействия с местными властями механизмы работы.

1. Экономическое развитие региона

Оценка уровня экономического развития региона позволяет сделать вывод о том, насколько развита среда для работы бизнеса, насколько благоприятны условия для развития бизнеса, о рисках, с которыми сталкивается бизнес при работе в регионе.

Уровень экономического развития региона также влияет на уровень доходов населения, который в свою очередь определяет потребности населения. Поэтому степень экономического развития позволяет установить наличие платежеспособного спроса в регионе и его характеристику.

Характеристику экономического развития региона удобнее всего проводить по следующим показателям:

  • Промышленное производство

  • Сельское хозяйство

  • Инвестиции

  • Инфляция

  • Бюджет

1.1 Промышленное производство

Промышленное производство региона характеризуется индексом и объемом промышленного производства.

Индекс промышленного производства региона показывает темп роста показателя промышленного производства области. Сравнение значений индекса промышленного производства разных периодов позволяет сделать вывод об изменениях условий для работы бизнеса, изменениях рисков региона, изменении ситуации на рынках сбыта продукции отраслей региона.

Объем промышленного производства Московской области в 2004 году составил 380 млрд. рублей, или 19,8% объема промышленного производства ЦФО.

Индекс промышленного производства региона показывает темп роста показателя промышленного производства области. Сравнение значений индекса промышленного производства разных периодов позволяет сделать вывод об изменениях условий для работы бизнеса, изменений рисков региона, изменений ситуации на рынках сбыта продукции отраслей региона.

Индекс промышленного производства Московской области по итогам 2004 года составил 114,1 %. В целом по России значение индекса составило 106,1%. Рост индекса в Московской области обеспечивался ростом следующих отраслей: топливной промышленностью (142%), пищевой промышленностью (127,2%) (см. Табл. 1).

Более высокое значение индекса Московской области по сравнению с российским показателем в 2004 году объясняется более высокими темпами роста, чем в России, практически всех отраслей, составляющих основу промышленного производства области. Только в двух отраслях, входящих в структуру промышленности Московской области наблюдались отрицательные темпы роста:

  • Цветная металлургия – снижение на 23,1%,

  • Электроэнергетика – снижение на 6,2% (см. Табл. 1).

Рост российского показателя промышленного производства обеспечивался ростом практически всех отраслей за исключением легкой и мукомольно-крупяной промышленностей, по которым произошло незначительное снижение производства (см. Табл. 1).

Таблица 1. Индекс промышленного производства по отраслям

Московская область

2004 г. в % к 2003г.

Россия

2004 г. в % к 2003г.

Справочно:

2003г. в % к 2002 г.

Объем промышленной продукции - всего

114,1

106,1

115,9

из общего итога по отраслям:

электроэнергетика

93,8

100,3

101,9

топливная промышленность

142,0

73,3

черная металлургия

106,8

105,0

111,0

цветная металлургия

76,9

87,0

химическая и нефтехимическая

111,0

107,4

103,8

машиностроение и металлообработка

108,6

111,7

125,6

лесная и деревообрабатывающая

101,8

103,0

101,3

строительных материалов

110,3

105,3

120,1

легкая

105,0

92,5

92,2

пищевая

127,2

104,0

127,5

мукомольно-крупяная и комбикормовая

97,3

Источник: Госкомстат Московской области

В Московской области в 2004 году по сравнению с 2003 годом произошло снижение индекса промышленного производства. Значение этого показателя в 2003 году в Московской области составило 115,9% (по России в 2003 году - 107%).

Замедление в 2004 году промышленного роста в области вызвано снижением темпов роста таких отраслей как (см. Табл. 1):

  • Электроэнергетика (со 101,9 в 2003 до 93,8% в 2004 году),

  • Черная металлургия (со 111,0 до 106,8%),

  • Цветная металлургия (с 87,0 до 76,9%),

  • Машиностроение и металлообработка (со 125,6 до 108,6%),

  • Строительные материалы (со 120,1 до 110,3%),

  • Пищевая промышленность (со 127,5 до 127,2%).

В то время как существенный рост был достигнут в топливной промышленности (с 73,3 до 142,0%), небольшой рост также наблюдался в легкой (с 92,2 до 105,0%), в химической и нефтехимической (с 103,8 до 111,0%) и лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (с 101,3 до 101,8%).

1.2 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство региона характеризуется объемом и индексом сельскохозяйственного производства.

Объем продукции сельского хозяйства, производимый регионом, показывает уровень развитости сельского хозяйства. Наличие большого объема сельскохозяйственной продукции по сравнению с объемом промышленного производства говорит о низкой развитости региона и относительно низком уровне жизни в регионе.

Выпуск продукции сельского хозяйства в Московской области всеми сельхозпроизводителями (сельхозпредприятиями, хозяйствами населения, фермерами) в 2004 году составил 20 млрд. рублей, что составляет 5,3% от объема промышленного производства области.

По производству сельскохозяйственной продукции область занимает 5 место в России и 1 место среди регионов ЦФО.

Сельское хозяйство Московской области имеет пригородную специализацию. Животноводство является ведущей отраслью сельского хозяйства, и включает в себя молочное и молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство. В общем объеме производства картофеля доля личных хозяйств граждан составляет 80%, по молоку – 46%, по овощам – 35%, по мясу – 31%.

Индекс производства продукции сельского хозяйства определяет динамику доходов населения, занятого в сельском хозяйстве. Поскольку потребности этой группы населения еще достаточно неразвиты, с ростом доходов этой группы населения существует большой потенциал для развития потребностей, и соответственно, для роста рынков, удовлетворяющих эти потребности.

Объем производства сельскохозяйственной продукции в Московской области в 2004 году составил 97,5% к уровню предыдущего года. В 2003 году темп роста производства продукции сельского хозяйства составил 99,5% по отношению к аналогичному периоду 2002 года. Падение темпа роста объема сельскохозяйственного производства в 2004 году по сравнению с 2003 годом вызвано существенным снижением объема производства по основным видам сельскохозяйственной продукции (снижение производства продукции растениеводства – на 7,5%, животноводства – на 0,1%).

Снижение объема производства сельскохозяйственной продукции в 2004 году по сравнению с 2003 годом означает и снижение доходов людей, занятых в сельском хозяйстве.

1.3 Инвестиции

  • Объем и темп роста инвестиций в основной капитал

Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Анализ инвестиционной привлекательности региона позволяет сделать вывод о том, насколько благоприятны условия работы бизнеса в регионе. К условиям работы в данном случае относятся низкие риски деятельности, наличие возможностей для развития за счет привлеченных средств, законодательный климат и политика местной власти по отношению к бизнесу в регионе.

От уровня инвестиционной привлекательности региона зависит и величина платежеспособного спроса. Высокая инвестиционная привлекательность создает условия для развития бизнеса в регионе, а значит создания рабочих мест и повышению доходов населения. Высокие доходы стимулируют спрос на все товары и услуги, продающиеся в регионе, и способствует возникновению спроса на новые товары и услуги.

Источником выводов об условиях работы в регионе служат показатели объема инвестиций в основной капитал, темпа роста физического объема инвестиций в основной капитал и объема иностранных инвестиций в экономику региона.

Объем инвестиций в основной капитал показывает, какой объем денежных средств был вложен в создание и воспроизводство основных средств предприятиями данного региона в данном году.

В Московской области в 2004 году на развитие экономики и социальной сферы области использовано 86,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал.

Темп роста физического объема инвестиций в основной капитал показывает динамику инвестиций в регионе и позволяет определить тенденцию развития инвестиционной привлекательности региона.

Темп роста физического объема инвестиций в основной капитал в 2004 году составил 99,3%.

Темп роста показателя физического объема инвестиций в основной капитал по России в 2004 году составил 110,9%.

  • Инвестиционный риск, инвестиционный потенциал, инвестиционный климат1

Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и доходов от них.

Московская область, по данным «Эксперт РА», занимает 8 место среди регионов России по уровню инвестиционного риска (в 2002-2003 годах область была на том же 8 месте) и 4 место среди регионов ЦФО. Наибольший вклад в объем инвестиционного риска Московской области вносят экологический и социальный риски.

Инвестиционный потенциал региона учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др.

Московская область, занимает 3 место среди регионов России по уровню инвестиционного потенциала (в 2002-2003 годах область была на том же 3 месте). Наиболее негативное влияние на инвестиционный потенциал Московской области оказывают ее природно-ресурсный потенциал.

По состоянию инвестиционного климата Московская область входит в состав регионов с высоким инвестиционным потенциалом и умеренным инвестиционным риском и занимает 2 место среди регионов ЦФО по состоянию инвестиционного климата после Москвы.

В регионе ведется активная деятельность по привлечению инвестиций при участии администрации области. Об этом свидетельствует низкий уровень законодательного риска в структуре инвестиционного риска региона, действия местной власти по информационному обеспечению области, создание программ развития области.

1.4 Инфляция

Темп инфляции определяется индексом потребительских цен. Индекс потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги показывает темп роста цен на товары данных категорий. Если рост цен на товар одной категории опережает рост цен на товар другой категории в данном регионе, можно сделать вывод, что рынок товара с большим индексом цен растет быстрее и в настоящее время является перспективным (на этом недостаточный объем предложения).

Индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары в Московской области в 2004 году составил 112,3%. В целом по России в 2004 году индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги составил 111,7%.

Источником роста потребительских цен является интенсивный рост цен на платные услуги (119,5%). Рост цен на непродовольственные товары составил 110,6%, на продовольственные товары - 109,6%, по отношению к аналогичному периоду предыдущего года.

    1. Бюджет региона

  • Структура доходов консолидированного бюджета региона

Доходы регионального бюджета складываются из налоговых доходов и сборов, доходов от деятельности государственных предприятий, от сдачи в наем государственного имущества, безвозмездных перечислений федерального бюджета (субсидий, субвенций и дотаций). Налоговые доходы составляют 50-70% доходов бюджета региона, вторыми по значимости являются безвозмездные поступления в бюджет региона (до 30% доходов), остальные неналоговые доходы составляют незначительную часть доходов бюджета.

Доходная часть консолидированного бюджета Московской области формируется главным образом за счет налоговых (64%) и неналоговых платежей (5%), а также за счет безвозмездных перечислений (6%). Доходы от предпринимательской деятельности составляют 2% доходов бюджета.

Большая часть налоговых доходов консолидированного бюджета области формируются за счет:

  • Налога на прибыль предприятий и организаций (35%),

  • Налога на доходы физических лиц (30%),

  • Налогов на имущество (11%).

Вклад Московской области в федеральный бюджет - 6% всех налоговых поступлений. Налоговая нагрузка на ВРП в области составляет 30% (среднее значение по РФ 20%). Бюджетные доходы на душу населения находятся на уровне 65% от среднего по РФ, бюджетные расходы – 62%.

  • Структура расходов консолидированного бюджета региона

Структура расходов регионального бюджета показывает приоритетные направления вложения бюджетных средств. В консолидированном бюджете Московской области основными расходными статьями являются образование (16%), здравоохранение (13%), жилищно-коммунальный комплекс (13%), социальная политика (7%), целевые бюджетные фонды (12%), промышленность (6%), сельское хозяйство (1%), транспорт (5%). Социальные расходы - 51%, производственные расходы - 12%.

Выводы

В 2004 году экономическое состояние Московской области улучшилось по сравнению в 2003 годом. Усиление темпов роста промышленного производства, темп инфляции, незначительно превышающий российский показатель, свидетельствуют о росте покупательной способности населения.

Регион остается инвестиционно привлекательным. Остающиеся неизменными по сравнению с предыдущим годом инвестиционный риск и инвестиционный потенциал положительно влияют на инвестиционный климат.

Наибольшую перспективу с точки зрения развития имеют рынок платных услуг, цены на котором интенсивно растут, и рынок непродовольственных товаров, который, судя по росту доходов населения, ожидает интенсивный рост в ближайший год.

В области развито сельское хозяйство, которое, несмотря на снижение объемов производства, обеспечивает потребности области и Москвы по основным видам продукции. Сельское хозяйство остается отраслью с высоким потенциалом для развития.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Институт социально-экономичесского развития (1)

    Реферат
    Анализ социально-экономического развития Орловской области по STEP-факторам интересен для исследования по нескольким причинам. Основная – относительно высокий интерес инвесторов, как российских, так и иностранных, к вложениям в экономику
  2. Институт социально-экономичесского развития (3)

    Реферат
    Анализ социально-экономического развития Рязанской области по STEP-факторам интересен для исследования по нескольким причинам. Основная – относительно высокий интерес инвесторов, как российских, так и иностранных, к вложениям в экономику
  3. Примерная программа дисциплины социология труда и экономическая социология федерального компонента цикла опд. Ф. 08 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины “Социология труда и экономическая социология” федерального компонента цикла ОПД.Ф.08 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго
  4. Программа вступительного экзамена по специальности 22. 00. 03 «Экономическая социология и демография» Утверждаю Проректор по нр согласовано: зав кафедрой

    Программа
    Экзаменуемый отвечает на три вопроса (по одному из каждого раздела нижеследующей программы) и характеризует проводимое им исследование в контексте этих вопросов.
  5. Центр социально-психологической помощи несовершеннолетним Сборник материалов по некоторым проблемам консультирования

    Документ
    Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.:Генезис,

Другие похожие документы..