Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Создание благоприятных условий для организации полноценного отдыха, занятости и оздоровления детей и подростков, в том числе несовершеннолетних «груп...полностью>>
'Контрольная работа'
При чтении критической литературы обратите внимание на то, что реализм эпохи Возрождения назван гуманистическим, так как человек в этот период призна...полностью>>
'Документ'
В. Ф. Столяров, д-р екон. наук, проф.(Київський національний університет технологій та дизайну)Б. В. Захожая, д-р екон. наук, проф.(Міжрегіональна ака...полностью>>
'Документ'
1. Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» (далее - Бюджетное учреждение) является некомме...полностью>>

Методическое пособие для предпринимателей (2)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В ОБЛАСТИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

1. Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);

2. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле);

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК);

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП);

5. Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства, утвержденный Приказом ФАС России от 21.12.2007 N 442;

6. Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденный Приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447;

7. Приказ ФАС России от 18.06.2007 N 168 "Об утверждении перечня документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган при представлении заявления хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение".

2. Термины и определения

1) Торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;

2) оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

3) розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

4) торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;

5) торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации;

6) продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки;

7) хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход;

8) дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;

9) антимонопольный орган - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;

10) признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

3. Общие положения

Закон о торговле вступил в силу с 1 февраля 2010 года и направлен на упорядочение отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, устранения недобросовестных практик и давления на контрагентов со стороны торговых сетей и поставщиков, а также устранения излишних административных барьеров в торговле, поддержки малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров.

Закон о торговле содержит ряд норм, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли.

Так, частью 6 статьи 9 Закона о торговле установлен запрет на включение участниками торговой деятельности в цену договора поставки продовольственных товаров в торговую сеть каких-либо видов вознаграждения за исполнение торговой сетью условий этого договора, кроме допустимых частью 4 статьи 9 Закона о торговле. В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона о торговле запрещается включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении поставщиком действий или об оказании услуг, направленных на продвижение товаров (услуг по рекламированию товаров, маркетинговых и других), а также понуждение поставщика к заключению таких договоров в целях заключения договора поставки. Указанные нормы направлены на пресечение одного из наиболее распространенных способов навязывания торговыми сетями контрагентам и создания дискриминационных условий доступа поставщиков продовольственных товаров в торговые сети.

Кроме того, статьей 9 Закона о торговле устанавливается обязанность для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети, по размещению (предоставлению) информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

Часть 1 статьи 13 Закона о торговле содержит антимонопольные правила и перечень действий, которые запрещается предпринимать хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, так как указанные действия могут привести к ограничению конкуренции в сфере оптовой и (или) розничной торговли и ущемлению прав других хозяйствующих субъектов.

Также Законом о торговле (статья 14) устанавливаются ограничения на приобретение дополнительных торговых площадей для целей торговой деятельности. Данные ограничения будут распространяться на торговые сети, доля которых превышает 25% в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа. Данные ограничения, создадут возможности для развития конъюнктуры рынка, развития торговых сетей по горизонтали. Реализация нормы будет способствовать обеспечению равного доступа хозяйствующих субъектов на рынок услуг розничной торговли, защите и сохранению конкурентной среды на данном товарном рынке, что, в свою очередь, должно способствовать снижению цен и улучшению обслуживания потребителя. Кроме того, данная норма направлена на поддержку малого и среднего бизнеса на рынке услуг розничной торговли.

Кроме того, статьей 15 Закона о торговле определены нормы, направленные на устранение региональных барьеров в розничной торговле. Так, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Порядок рассмотрения обращений и заявлений

антимонопольным органом

4.1. Заявления юридических и физических лиц, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства

Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФАС России, территориальных органов ФАС России (далее - территориальные органы) при возбуждении и рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации определены главой 9 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447.

Юридические и физические лица, а также государственные органы, органы местного самоуправления вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением, указывающим на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Заявление, материалы оформляются в письменном виде в произвольной форме и должны быть подписаны заявителем или его представителем.

В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов.

К заявлению, материалам прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены.

Заявление, материалы, а также прилагаемые документы и сведения должны быть представлены на русском языке.

Антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в срок, не превышающий 1 месяца со дня их представления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на 2 месяца. О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя.

По результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

В случае выявления антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе антимонопольных правил и требований, установленных Законом о торговле, возбуждаются дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно процедуре, установленной главой 9 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447.

4.2. Заявления хозяйствующих субъектов, имеющих намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 35 Закона о защите конкуренции хозяйствующие субъекты, имеющие намерение достичь соглашения, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства.

Вместе с указанным заявлением в антимонопольный орган представляются документы и сведения в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом ФАС России от 18.06.2007 N 168 "Об утверждении перечня документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган при представлении заявления хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение".

При этом антимонопольный орган уполномочен проверять проекты соглашений только с определенными контрагентами при представлении всех документов и сведений, предусмотренных Приказом ФАС России от 18.06.2007 N 168.

Кроме того, представляемые проекты соглашений не должны содержать условий, не согласованных участниками соглашений.

4.3. Обращения о разъяснении применения антимонопольного законодательства

Физические и юридические лица вправе обратиться в ФАС России с письменным обращением о разъяснении применения антимонопольного законодательства.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной антимонопольной службы, а также порядок взаимодействия ФАС России с лицами, направляющими в ФАС России обращения, при даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства, определены Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства, утвержденным Приказом ФАС России от 21.12.2007 N 442.

Письменные обращения о даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства рассматриваются ФАС России в срок, не превышающий 30 дней с момента получения обращения.

В исключительных случаях, а также в случае необходимости запроса дополнительной информации для дачи разъяснения применения антимонопольным органом антимонопольного законодательства ФАС России может продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 30 дней, о чем уведомляет лицо, обратившееся в ФАС России.

5. Механизм взаимодействия хозяйствующих

субъектов - производителей продукции с торговой сетью

для реализации собственной продукции

Для начала поставок своей продукции хозяйствующий субъект - поставщик продукции заключает с торговой сетью договор поставки продукции.

Для заключения договора поставки необходимо:

- ознакомление с условиями отбора поставщиков;

- направление оферты;

- определение существенных условий договора поставки.

Ознакомление с условиями отбора поставщиков

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о торговле торговая сеть обязана обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

Для этого торговая сеть размещает соответствующую информацию на своем сайте в сети "Интернет".

В случае отсутствия необходимой информации хозяйствующий субъект, желающий начать поставки в торговую сеть, имеет право обратиться в торговую сеть с официальным запросом. Соответствующая информация должна быть предоставлена ему в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.

В случае отказа торговой сети в предоставлении запрашиваемой информации либо в случае бездействия торговой сети хозяйствующий субъект, желающий начать поставки в торговую сеть, имеет право направить соответствующее заявление в антимонопольный орган.

Направление оферты

После ознакомления с условиями отбора контрагента для заключения договора поставки поставщик продукции обращается в торговую сеть с предложением (офертой) заключить договор поставки.

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (статья 435 ГК).

Оферта должна содержать существенные условия договора (статья 435 ГК).

Важно знать, что оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом (статья 435 ГК). Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано (статья 436 ГК).

Определение существенных условий договора поставки

Существенными условиями договора поставки являются предмет договора, т.е. наименование и количество товара, его ассортимент и комплектность, срок поставки, а также любые другие условия, которые стороны сочтут существенными. Прежде всего, к таким дополнительным условиям договора, по поводу которого заключается соглашение, является цена.

Между поставщиком и торговой сетью могут возникнуть разногласия по поводу отдельных условий договора.

В этом случае сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение тридцати дней со дня получения этого предложения, если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами, принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения (статья 507 ГК).

В случае, если торговая сеть в качестве существенных условий договора предлагает включить условия, запрещенные Законом о торговле, поставщик имеет право направить соответствующее заявление в антимонопольный орган.

6. Разъяснения применения Закона о торговле

6.1. Определение понятий, используемых в Законе о торговле

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети

а) Закон о торговле под торговой деятельностью понимает вид предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров, а под торговой сетью - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации (пункты 1 и 8 статьи 2 Закона о торговле).

Торговым объектом, согласно Закону о торговле является здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2 Закона о торговле).

Таким образом, под хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, следует понимать хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, в двух и более зданиях (частях зданий), строениях (частях строений), сооружениях (частях сооружений), специально оснащенных оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, которые находятся под общим управлением или которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

б) В соответствии с частью 1 статьи 1027 ГК по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Частью 2 статьи 1027 ГК предусмотрено, что договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Следовательно, хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, будет являться в том числе хозяйствующий субъект, заключивший с правообладателем средства индивидуализации договор коммерческой концессии.

в) Торговые объекты, находящиеся под общим управлением

Хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, является хозяйствующий субъект, владеющий по любому основанию одним или несколькими торговыми объектами.

Торговая сеть - это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации (пункт 8 статьи 2 Закона о торговле).

Торговыми объектами, находящимися под общим управлением, являются торговые объекты, находящиеся у хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, а также находящиеся у иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и образующих с ним одну группу лиц.

Указанное объединение обусловлено тем, что по смыслу антимонопольного законодательства группу объединяет несколько хозяйствующих субъектов, между которыми существует взаимосвязь, позволяющая рассматривать такое объединение как единый экономический субъект.

Поэтому согласно части 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции требования антимонопольного законодательства распространяются на группу лиц.

6.2. Разъяснение статьи 13 Закона о торговле

а) Навязывание невыгодных условий договора

Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

Навязыванием контрагенту условий договора является направление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.

Пунктом 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, определены условия, которые запрещается навязывать контрагенту.

Таким образом, добровольное включение в договор поставки условий, содержащихся в пункте 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле, не является нарушением указанной нормы Закона о торговле.

б) подпункт "е" пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле

В соответствии с частью 1, абзацем 1 части 4 статьи 447 ГК договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона с лицом, выигравшим торги.

Размещение организатором информации о проведении аукциона в сети "Интернет", в соответствии с положениями статьи 437 ГК является публичной офертой.

Подача заявки на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе, в соответствии со статьей 438 ГК является акцептом оферты, то есть ответом лица о ее полном и безоговорочном принятии.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 части 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условия о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое пособие для предпринимателей (1)

    Учебно-методическое пособие
    2. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле);
  2. Методическое пособие для предпринимателей Москва 2011 Содержание

    Учебно-методическое пособие
    Разработчики пособия: начальник отдела торговли и непроизводственных услуг Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Урюкина Е.В., Заместитель начальника Правового управления ФАС России Е.
  3. Как написать бизнес-план туристической компании Методическое пособие для предпринимателей Автор: Анджелика Альпеншталь Москва, 2004

    Бизнес-план
    Туристический бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
  4. Методическое пособие для работников молочной промышленности фгуз «центр гигиены и эпидемиологии в рс(Я)»

    Учебно-методическое пособие
    -Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1; ФЗ РФ от 25.10.2007г № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей»
  5. Методическое пособие чебоксары 2007 Под общей редакцией Ермошкина В. П. Методическое пособие для малого бизнеса (1)

    Учебно-методическое пособие
    Предмет разговора настоящего пособия - спектр актуальных проблем малого бизнеса. Предприниматели получат рекомендации по осуществлению налогового планирования, применению на практике основных положений нормативных документов, регулирующих

Другие похожие документы..