Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
Защита состоится « » 2007 г. в часов на заседании Диссертационного совета Д002.007.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора истор...полностью>>
'Реферат'
Стремительный переход отечественной экономики на принципы рыночного функционирования повлек за собой реорганизацию банковской системы страны. За сравн...полностью>>
'Документ'
NB. Данный перечень тем не является исчерпывающим и регулярно пополняется. В качестве отдельной услуги – подбор исполнителей для работ, предметы и тем...полностью>>
'Документ'
Вы когда-нибудь смотрели, что находится на компакт-диске Windows'98? А ведь там можно найти очень полезную и абсолютно бесплатную (вы заплатили за нее...полностью>>

Программа развития Южного федерального университета на 2011 2021 гг

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Южный федеральный университет

ПРОЕКТ

Программа развития

Южного федерального университета

на 2011 – 2021 гг.

Ростов-на-Дону – 2010

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение

3

1 Анализ социально-экономического развития субъектов РФ в составе Южного и Северо-Кавказского федеральных округов

5

2 Приоритетные направления развития Южного федерального университета

29

3 Миссия Южного федерального университета

32

4 Цели и задачи развития Южного федерального университета

33

5 Мероприятия Программы

43

6 Ресурсное обеспечение программы

101

7 Целевые показатели и критерии оценки эффективности деятельности федерального университета

107

8 Ожидаемые результаты и эффекты

111

9 Этапы реализации программы

116

10 Риски

119

11 Управление процессом реализации Программы

122

ВВЕДЕНИЕ

Программа развития Южного федерального университета (ЮФУ) до 2021 года реализуется в рамках национального проекта «Образование» и продолжает Программу развития федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» до-2010 года.

Настоящая Программа разработана в целях дальнейшей реализации Распоряжения Правительства РФ № 1616-р от 23 ноября 2006 года. Его целью является создание на Юге России сильного в научном, методическом, имущественном, финансовом, управленческом, социальном и кадровом плане университета качественно нового типа, способного проводить новые решения проблемы модернизации системы высшего профессионального образования, обеспечить опережающий научно-технический задел для повышения конкурентоспособности ведущих отраслей экономики Южного федерального округа и подготовку высококвалифицированных специалистов, укрепление научно-образовательных и производственно-технологических связей с зарубежными странами.

Программа учитывает основные положения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Национальной доктрины образования, Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу и целого ряда других нормативно-правовых документов. При формировании программы учтены положения «Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года», программа социально-экономического развития Юга России, а также Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Структура и содержание Программы соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации и опираются на основные положения Концепции формирования и государственной поддержки развития сети федеральных университетов, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации и одобренной 22 сентября 2009 года Межведомственной рабочей группой по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Президенте Российской Федерации

Раздел 1 содержит описание задач социально-экономического развития в масштабах Ростовской области, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, в решении которых призван участвовать ЮФУ, анализ его сильных и слабых сторон, а также конкурентный анализ по сегментам рынков образовательных услуг и научных разработок.

В разделе 2 сформулированы приоритетные направления развития Южного федерального университета, увязанные с задачами социально-экономического развития субъектов и территорий в составе ЮФО и СКФО.

Раздел 3 презентует миссию Южного федерального университета, позиционирующую вуз в социально-экономическом пространстве, определяющую сферы деятельности и целевые группы, на которые ориентируется вуз.

В разделе 4 представлены цели развития ЮФУ, а также конкретизирующие их задачи.

Раздел 5 включает подробный перечень конкретных мероприятий Программы, представляющих собой систему конкретных согласованных по срокам проектов и действий, обеспечивающих решение сформулированных ранее целей и задач. Все мероприятия сгруппированы в комплексы:

  • модернизация образовательного процесса;

  • модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности;

  • развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся;

  • модернизация материально-технической базы и инфраструктуры;

  • совершенствование организационной структуры университета и повышение эффективности управления.

В разделе 6 представлено ресурсно-финансовое обеспечение Программы на основе системы многоканального финансирования. Здесь же дан финансовый план обеспечения Программы с разбивкой по годам реализации, по решаемым задачам, мероприятиям и источникам.

В разделе 7 приведён перечень показателей и критериев оценки эффективности деятельности Южного федерального университета.

В разделе 8 сформулированы основные ожидаемые результаты реализации Программы, а в разделе – 9 – её основные этапы.

В разделе 10 излагается характеристика основных рисков реализации Программы развития Южного федерального университета и мер по их преодолению, а в разделе 11 - механизм управления Программой.

1. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ В СОСТАВЕ ЮЖНОГО И СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ

Превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор социально-экономической динамики и национальной конкурентоспособности требует модернизации фундаментальной и прикладной науки и профессионального образования, включая переход от системы строго регламентированного образования (характерной для индустриального периода) к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию, неразрывно связанному с мировой фундаментальной наукой и потребностями хозяйства и ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности, способной решать проблемы финансового и экономического развития страны.

Проблематика модернизации и развития системы высшего профессионального образования и науки в особой мере актуальна для Юга России, высокопроблемного полиэтнического и поликонфессионального макрорегиона РФ, на территории которого образованы Южный (ЮФО) и Северо-Кавказский (СКФО) федеральные округа.

В постсоветский период российский Юг был включён в национальную экономическую систему преимущественно в качестве её ресурсно-сырьевой периферии. Концентрируя более 16,1 % демографического потенциала страны и 8,6 % стоимости её основных фондов, Юг России в настоящее время обеспечивает лишь 7,7 % общероссийского ВВП (в т.ч. ЮФО – 5,6 и СКФО – 2,1 %), 6,2 % объёма промышленного производства РФ и 3,8 % её внешнеторгового оборота. Среднедушевые денежные доходы населения в целом по южно-российскому макрорегиону составляют 73 % от среднего уровня по Российской Федерации (варьируя от 33 % в таких регионах как Ингушетия и Калмыкия до 80 % в экономически наиболее благополучных Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях). В конце 2009 года на Юге России насчитывалось 1357 тыс. безработных (22 % от их общего числа по РФ). Ни один из 13 регионов Юга (включая Ростовскую область и Краснодарский край) не дотягивает до среднего по России уровня экономического развития.

В отличие от «среднестатистической» России, Юг РФ в целом - менее индустриален, присутствие постиндустриальных видов экономической активности в его территориально-хозяйственной системе – фрагментарно. На Юг России приходится лишь 5,3 % всех общероссийских затрат на информационные технологии, 4,3 % персонала и 3,2 % внутренних затрат России на исследования и разработки, 6,5 % всех выданных патентов, 4 % от числа производственных новых технологий. Удельный вес занятых исследованиями и разработками в общей структуре занятости Юга России составляет лишь 0,4 % при средней по РФ величине в 1,2% (в Ростовской области – 0,9 %). В научно-технологическом плане регионы российского Юга выступают преимущественно как реципиенты инноваций, причём степень их использования существенно ниже общего «вклада» южно-российского макрорегиона в национальную экономику.

В сопоставлении с другими макрорегионами страны Юг России не располагает и сколько-нибудь значимым минерально-сырьевым потенциалом, что снижает его инвестиционную привлекательность для крупного российского и транснационального бизнеса. Сформированная ранее индустриальная база (представленная ТЭК, сельскохозяйственным, транспортным, атомным, энергетическим машиностроением, приборостроением, химической, пищевой и легкой промышленностью и др.) в последние годы восстановлена лишь частично и требует существенной модернизации. В целом туристско-рекреационная сфера всё ещё недостаточно конкурентоспособна на мировом рынке, а приоритетно развиваемый транспортно-логистический комплекс функционирует в ситуации возросших геополитических и геоэкономических рисков. Фиксируемое в последние годы углубление растениеводческой специализации в ведущих аграрных регионах российского Юга (Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край) благоприятствовало закреплению статуса южно-российского макрорегиона в качестве основной сельскохозяйственной зоны Российской Федерации. Производительность труда в сельском хозяйстве российского Юга при этом ниже среднероссийской; в большинстве регионов доминируют его полунатуральные мелкотоварные формы.

Трудовые ресурсы российского Юга представлены 11,3 млн. экономически активного населения (в т.ч. 9,4 млн. заняты в экономике). Депопуляция в макрорегионе проявилась позже и протекает не столь интенсивно, как в среднем по стране, причём в ряде регионов (Северо-Кавказские республики, российское Причерноморье) численность населения продолжает увеличиваться. Только за последний год население Северо-Кавказского федерального округа выросло на 66 тыс. человек; в целом же за постсоветский период, несмотря на масштабный миграционный отток, население интегрированных в СКФО регионов увеличилось на 1612 тыс., или более чем на 20 %. Центр демографической репродукции Юга России всё ощутимее смещается на территорию северо-кавказских республик, обеспечивающих (в макрорегиональном масштабе) более 40 % всех деторождений. Демографический рост на большинстве территорий СКФО диссонирует с экономической ситуаций (душевой валовой региональный продукт в округе более чем втрое уступает среднему по России), продуцирующей масштабную безработицу (740 тысяч безработных, что превышает 16 % от численности экономически активного населения СКФО, в то время как в целом по России данный показатель вдвое ниже).

Сохраняющееся отставание регионов СКФО и в целом национальных республик по уровню социально-экономического развития, усугубляемое масштабным социальным расслоением, доминантой клановых политико-экономических интересов и теневой экономики, существенные различия в региональных моделях экономической активности, восприимчивости регионов к инновациям, инвестициям, экономике знаний – составляют важную проблему не только макрорегионального, но и российского масштаба. Занимая 31,6 % территории и концентрируя почти 31,3 % населения южно-российского макрорегиона, национальные республики продуцируют лишь 21,4 % от всего совокупного объёма его сельскохозяйственного и 8,5 % промышленного производства. На них приходится 22,2 % (от общего показателя по Югу России) инвестиций в основной капитал, 16,3 % - ввода жилья, 18,4 % ВРП, 12,4 % собственных доходов региональных бюджетов. В целом же по Югу России разрыв по душевому ВРП между регионами – лидерами (Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, Краснодарский край) и регионами - аутсайдерами (Республика Ингушетия, Чеченская Республика) достигает 4-5-кратной величины, по объёму жилищного строительства на душу населения – 19-кратной величины и т.д. Федеральным и макрорегиональным приоритетом в этих условиях является наращивание межрегиональной интеграции, снижение экономических и социокультурных барьеров между группами регионов, в том числе и за счёт дальнейшего развития мощных, научно-образовательных центров федерального масштаба.

В последние два - три года благодаря селективной реиндустриализации, развитию рекреации и опережающему росту агропроизводства российский Юг несколько укрепил свои позиции в экономике РФ. На территории Юга России созданы условия для образования ряда технико-внедренческих и промышленно-производственных особых экономических зон, основой которых должны стать межрегиональные производственно-технологические кластеры, в том числе, в промышленности (топливно-энергетического, машиностроения, металлообработки, новых материалов, военно-промышленного и аэрокосмического комплексов), в аграрной сфере (зернового, производства и переработки семян подсолнечника, животноводческого и новых высокотехнологичных методов производства, в том числе, белоксодержащих пищевых добавок), в сфере услуг (курортно-рекреационного, информационно-коммуникационного, научно-образовательного).

Сохраняя исторически сложившуюся территориальную социально-экономическую асимметрию, южно-российский макрорегион в последние годы развивается по полицентрической модели, когда наряду с традиционно доминирующим в научно-образовательной, управленческой и торговой сферах Ростовом-на-Дону в качестве значимых полюсов роста всё в большей мере заявляют о себе Краснодар, Астрахань, Волгоград, Махачкала, Сочи и некоторые другие ведущие урбанистические центры. На этом фоне сохраняют актуальность многоаспектные усилия по «подтягиванию» экономик Ингушетии, Чечни, Дагестана, Карачаево-Черкессии и других регионов СКФО, приданию большего динамизма всем хозяйственным системам регионов российского Юга, в том числе и за счёт развития и модернизации системы высшего профессионального образования.

Продвижение Юга России по инновационно-ориентированному сценарию (нацеленное на превращение макрорегиона – инновационного аутсайдера в базовый для России ареал технико-технологического «прорыва» в сфере АПК, рекреации, логистики и др.) связано с интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного и информационного секторов, третичной сферы. Доминантной стратегией, обеспечивающей качественные изменения во всех сегментах жизни Юга России при этом должно стать опережающее (по отношению к общероссийскому тренду) формирование системы воспроизводства высококвалифицированных кадров, ориентированных на обеспечение единства страны и ее регионов, межнациональную и межконфессиональную толерантность, а также основ конкурентоспособной в национальном и глобальном масштабах макрорегиональной инновационной системы как совокупности взаимосвязанных структур, занятых производством и коммерциализацией знаний и технологий. Основу для развития высокопроизводительных отраслей новой экономики - информационных и биотехнологий, оказания инжиниринговых, финансовых и деловых услуг, проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, призванных стать платформой инновационной экономики южно-российских регионов, способен обеспечить научно-исследовательский и образовательный потенциал ведущих урбанистических центров, в первую очередь Ростовской области.

Научные исследования и разработки на Юге России выполняет 321 организация (99 из них в Ростовской области). В научных исследованиях занято 33,6 тыс. чел. персонала или 4,4 % от РФ. Почти половина из них приходится на Ростовскую область (здесь же локализованы 27 % всех аспирантов и 36 % докторантов Юга России), занимающей на Юге приоритетные позиции в научно-инновационной сфере, в целом характеризуемой процессами «съёживающейся концентрации». Занятость в науке в южно-российском макрорегионе за двадцать лет сократилась в 1,6 раза; уменьшилось и число научно-исследовательских организаций. Существенный рост бюджетного финансирования науки в последние пять лет (за 2004 – 2008 гг. расходы федерального бюджета на науку выросли в целом по РФ в 3,5 раза) создал экономические условия для стабилизации и частичного восстановления научно-исследовательского потенциала, в том числе и ведущих вузов. Хронологически этот процесс совпал с формированием и развитием на Юге России структуры РАН (ЮНЦ РАН, созданной в декабре 2002 г.) с приоритетным базированием в г. Ростове-на-Дону.

Как это акцентировано в «Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года» благодаря естественным преимуществам (геополитическое и транспортно-географическое положение, природно-климатические и земельные ресурсы) и сформированным на предыдущих этапах развития территории заделам (административный статус территории, наличие крупнейшей на Юге агломерации, диверсифицированная структура экономики и др.), данный регион является одной из приоритетных для РФ территорий, обеспечивающих её включение в глобальную экономику. Это связано с его относительно высоким качеством среды обитания и человеческого капитала, развитой и динамичной инфраструктурой, концентрирующей значительную часть научного, индустриально-технического, финансово-инвестиционного и креативного потенциала как Ростовской области, так и Юга России в целом.

Реализация инновационного сценария опережающего социально-экономического развития регионов Юга России связана с интенсивными структурными сдвигами в пользу современных секторов и сфер экономики. Это потребует качественно нового «человеческого капитала», который должен быть восприимчив к новациям, иметь современную профессиональную подготовку, обладать компетенциями в сфере информационных технологий, экономики и менеджмента. Именно такие специалисты способны существенно повысить эффективность традиционных отраслей экономики и создать тот ресурсный потенциал, который необходим для актуальных структурных преобразований. Одновременно требуется опережающая подготовка кадров новой формации, в том числе и на основе модернизации узловых элементов системы университетского образования. Комплексное решение этих задач соответствует долгосрочным интересам России, которые состоят в создании экономики инновационного типа, интегрированной в евразийское экономическое пространство.

Развитие системы образования и науки в ареале влияния ЮФУ в последние два десятилетия характеризовалась противоречивыми процессами. С середины 1990-х гг. рынок услуг высшего профессионального образования на Юге России ускоренно развивался (по отношению к средней по России траектории), причём наиболее активно процесс протекал за пределами Ростовской области: в Краснодарском и Ставропольском краях, ряде республик Северного Кавказа. С 1990 г. набор в вузы вырос в Ростовской области в 2,6 раза, в Краснодарском крае – 4,6 раза, в Ставропольском крае – 5,6 раза, в Волгоградской области – 3,3 раза, в Республике Дагестан - 4,1 раза. Деконцентрация научно-образовательной активности к началу 2000-х (в условиях повсеместного роста спроса) слабо влияла на динамику крупнейших ростовских вузов. В настоящее время она приобрела облик доминантного фактора их развития и одного из внешних вызовов.

Расширение спроса на высшее профессиональное образование благоприятствовало развитию на Юге России сети вузов. За 1990-2009 гг. число вузов на Юге России выросло в 2,5 раза (в РФ в 2,2 раза, в Ростовской области – 1,6 раза). Сильные, доминирующие на «своём» региональном рынке высшие учебные заведения (Южный федеральный университет, Кубанский государственный университет, Кабардино-Балкарский госуниверситет, Ставропольский госуниверситет, Южно-Российский государственный технический университет, Пятигорский лингвистический университет, Кубанский государственный аграрный университет и др.) сформировались в большинстве регионов российского Юга. В настоящее время на территориях ЮФО и СКФО действуют 150 высших учебных заведений (в 1990 их насчитывалось 60, причём 17 приходилось на Ростовскую область), в числе которых 77 государственных  (12% общего количества государственных вузов страны), включая 12 классических университетов и 73 негосударственных. Кроме того, в южно-российском макрорегионе функционируют более 347  филиалов. В наивысшей мере «насыщены» филиалами Краснодарский край (94 филиала), Ростовская область (63 филиала), Ставропольский край (60) и Республика Дагестан (41). Наибольшее количество негосударственных вузов локализовано в Краснодарском и Ставропольском краях (23 и 15 соответственно). Расширение сети вузов Юга России во многих случаях не сопровождалось адекватными позитивными изменениями в кадровом и материально-техническом обеспечении системы высшего профессионального образования.

Подготовка специалистов в макрорегионе ведется по 42 направлениям, 220 специальностям, треть которых открыта в последние 3-4 года. В вузах Юга России обучается 993,3 тыс. чел. (15,4 % от этого числа – студенты негосударственных вузов) или 13,2 % всех студентов России (в 1990 г. данный показатель достигал 10,9 %). На каждые  10 000 жителей ЮФО приходится 434 места в вузах (в среднем по России –  529, в том числе без учёта Москвы и Санкт-Петербурга - 421), что позволяет оценить предложение на рынке высшего профессионального образования макрорегиона как в целом соответствующее среднероссийскому.

Для рынка высшего профессионального образования Юга России характерен больший (чем в целом по России) социальный спрос. Несмотря на свою насыщенность, рынок характеризуется делением на отдельные локальные сегменты, в которых действуют масштабные вузовские комплексы, и отчетливыми структурными диспропорциями по отношению к реальному экономическому спросу на специалистов. Устойчиво высокий конкурс в вузы региона обусловлен не столько запросами рынка труда, сколько спросом населения региона на образовательные услуги. Всё в большем числе регионов в последние годы формируются институциональные условия для относительно обособленного воспроизводства как специалистов с высшим образованием, так и научно-образовательных кадров высшей квалификации. При этом лишь ограниченное число вузов Юга (в их числе приоритетные позиции занимает Южный федеральный университет) располагают потенциалом реальной межрегиональной интеграции, выступают фактором формирования межрорегионального рынка образовательных услуг. Возможности Южного федерального университета на рынках регионов Юга России (вне Ростовской области) при этом существенно ограничены растущим потенциалом «местных» вузов, а также конкуренцией со стороны ведущих высших учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга, а также слабой инфраструктурой ЮФУ (общежития, спортивные сооружения, библиотеки).

В 2009 г. в вузы Юга России принято 212,7 тыс., в том числе 45,8 тыс. (21,5 %) на территории Ростовской области. Последняя цифра практически равна числу лиц, родившихся в Ростовской области в 1991 году (около 53 тыс., или 16 % от аналогичного показателя в целом по Югу России). В 1990 г. на долю Ростовской области приходилось 29,2 % всех студентов российского Юга, а в 2009 – 22,2 %, что иллюстрирует последовательный переход системы высшего профессионального образования в макрорегионе к многополюсной модели. Более 4,5 % от общего числа всех студентов Юга России и 20,5 % от аналогичного показателя по Ростовской области обучается в Южном федеральном университете, являющимся ведущим по числу студентов вузом южно-российского макрорегиона: 45050 студентов, в т.ч. по программам: бакалавриата –5029 чел, магистратуры – 1296 чел, специалитета – 38725 чел. По договорам обучаются 18289 студентов (40,6 %). В соответствии с лицензией, университет имеет право подготовки по 21 из 28 укрупненных групп специальностей и направлений ОКСО. В ЮФУ представлено 212 реализуемых основных образовательных программ (ООП), в том числе 51 по бакалавриату, 126 – специалитету и 35 – магистратуре. В 2009 году 36 подразделений Южного федерального университета реализовывали 150 дополнительных образовательных программ. 45 программ ПК и ПП реализовалось на бюджетной основе и 105 – на коммерческой основе. Обучение в магистратуре Южного федерального университета осуществляется по 183 программам 35 направлений. Формируя предельно диверсифицированное предложение на рынке образовательных услуг, ЮФУ по большинству позиций является лидером в масштабе региона, а по отдельным направлениям и специальностям подготовки (нанотехнологии и наноматериалы, геохимия и геоэкология, архитектура и искусство, социальная психология, филология и др.) может успешно конкурировать не только на внутренних, но и на международных рынках труда и образовательных услуг.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального

    Программа
    Программа развития Южного федерального университета (ЮФУ) до 2015 года реализуется в рамках национального проекта «Образование» и продолжает Программу развития федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования
  2. Она характеризует пути развития инфраструктуры федерального значения на территории Северо-Запада, условия реализации стратегических проектов

    Документ
    Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года определяет перспективные ориентиры и направления развития социально-экономического комплекса общерегионального значения, а также
  3. Программа "развитие и размещение производительных сил республики татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года" Основные направления

    Программа
    1. Утвердить прилагаемую Программу развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года.
  4. Стратегия характеризует пути развития инфраструктуры федерального значения на территории округа и условия реализации стратегических проектов

    Документ
    Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (далее – Стартегия) определяет перспективные ориентиры и направления развития социально-экономического комплекса общерегионального
  5. Программа социально-экономического развития курской области на 2011 2015 годы

    Программа
    Программа социально-экономического развития Курской области на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам реализации комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных,

Другие похожие документы..