Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Георгий Константинович Жуков родился 2 декабря 1896 года в деревне Стрелковка Калужской области в бедной крестьянской семье. Его детство нельзя было ...полностью>>
'Документ'
Основной целью изучения модуля является понимание основных механизмов, выступающих регуляторами деловых отношений в системе бизнеса и формирующих тип...полностью>>
'Документ'
"30 июля поздним вечером полиция Эль-Харга - города на юге Египта - в мусорном баке обнаружила труп гражданина Ливии Карамчанда Зелвы, задушенно...полностью>>
'Документ'
Химический мониторинг в оценке качества среды. Индикация состояния окружающей среды. Биоразнообразие и методы его оценки. Статистические методы анали...полностью>>

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (3)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М. Бербекова»

Кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии,

общественного здоровья и здравоохранения»

Асс. Семенова И.Л., асс. Кадзоев З.М.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

Учебно-методический комплекс

Для студентов специальности 060105

«Стоматология»

Нальчик 2009

УДК: 61 (075.8)

ББК: 5 Я73

Рецензенты: Гурциев О.Н., заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «СОГМА» Росздрава, д.м.н., профессор;

Каранашева В.А., зав. кафедрой нормальной и патологической анатомии, к.м.н., доцент.

Асс. Семенова И. Л., асс. Кадзоев З. М.

История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009 г.- 59с.

Дисциплина «История медицины» является дисциплиной для студентов 1-го курса специальности «Лечебное дело». В учебно-методическом комплексе представлен тематический план изучения дисциплины, рабочая программа, задания для самостоятельной работы, тестовые задания, учебно-методические указания, программные вопросы для подготовки к зачету.

«Согласовано» _______________ декан медицинского факультета КБГУ

Захохов Р.М.

«Согласовано»_______________ председатель УМК медицинского факультета КБГУ Уметов М.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационно-методический раздел 4

1.1. Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе 4

1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы …………………..…6

1.3. Учебно-тематический план………………………………………...7

2. Программа дисциплины…………………………………………………18

2.1. Темы лекций………………………………………………….……18

2.2. Темы семинарских занятий………………………………………23

3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению ……………………………………………………………..…34

4. Используемые инновационные методы в процессе преподавания ..38

5. Методические рекомендации по изучению дисциплины……………41

6. Формы промежуточного и итогового контроля (экзамен, зачет) и требования при их проведении……………………………………48

6.1. Структура рейтинга (текущий и рубежный контроль)………48

6.2. Формы итоговой аттестации…………………………………49

6.3. Перечень контрольных вопросов……………………………49

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………..56

7.1. Рекомендуемая основная литература…………………………56

7.2. Рекомендуемая дополнительная литература………………….57

7.3. Рекомендуемые сайты………………………………………….59

8. Приложения……………………………………………………………60

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Цель изучения курса история медицины - воспитание высоквалифицированных специалистов старшего медицинского звена, с системой знаний о мире, о социальных нормах, привитие любви к избранной профессии. Создание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека, что определяется направленностью активности студента на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих историю медицины.

Задачи изучения курса истории медицины:

  • изучение общих закономерностей развития медицины;

  • усвоение студентами основных фактических данных из прошлого медицинских наук;

  • воспитание исторического мышления и понимание процесса развития медицины для лучшего овладения специальными медицинскими знаниями;

  • содействие идейно-политическому воспитанию студентов;

  • усвоение положительных традиций отечественной медицины и ознакомление с жизнью и заслугами ее лучших представителей.

  • воспитание специалистов, умеющих строить собственные программы изменений и развития основных структур самосознания.

  • развивать умение планировать, организовывать, соподчинять свои действия и варьировать способы их выполнения.

  • способствовать формированию навыков саморегуляции на основе мыслительной рефлексии.

  • затронуть в сознании студентов вопроса бережного отношения к истории медицины и необходимости переноса опыта прошлых лет в сегодняшнюю практическую медицину.

Место дисциплины в образовательном процессе:

Курс истории медицины, являясь направляющим и связующим звеном в изучении всех отраслей медицины. Способствует формированию диалектико-материалистического мышления и этики студентов, расширяет их идейно-политический, медицинский и общекультурный уровень. Курс истории медицины неразрывно связан со всеми изучаемыми по специальности «лечебное дело» дисциплинами.

Межпредметные связи

Анатомия и физиология Патологическая анатомия

человека

Гистология

«ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»


Терапия Хирургия Нервные болезни

Психические болезни Акушерство и гинекология

Геронтология Инфекционные болезни Педиатрия


По завершению курса «История медицины» студент должен:

ЗНАТЬ:

  • Историю отечественной медицины в контексте всемирной истории.

  • Достижения отечественной медицины на фоне всемирной истории и культуры.

УМЕТЬ:

  • Определять приоритеты научных открытый.

  • Прослеживать преемственность в передаче медицинской информации.

ВЛАДЕТЬ:

  • Логикой развития медицинского знания в целом.

  • Системностью и динамичностью знаний по аспектам исторического развития медицины.

1.2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды работы

Осенний семестр

Весенний семестр

Кредиты за год

Лекции

-

18

0,5

Семинарские занятия

-

20

0,6

Самостоятельная работа

-

22

0,6

Итоговый контроль

-

зачет

0,5

Всего часов

-

60

2,0

1.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование тем

Всего (часов)

Аудиторные занятия. в т.ч.

СРС

Л

СЗ

1.

История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе. Болезни зубов у древних народов.

6

2

2

2.

Врачевание в странах Древнего мира: врачевание в Шумере, Вавилонии и Ассирии. Зубоврачевание.

6

2

2

3.

Врачевание в Древнем Египте.

2

2

4.

Врачевание в Древней Индии. Уровень зубоврачевания.

4

2

2

5.

Врачевание в Древней Греции. Зубоврачевание.

2

2

6.

Медицина в Древнем Риме. Развитие зубоврачевания.

6

2

2

7.

Медицина в Византийской Империи. Медицина народов Среднего Востока. Развитие зубоврачевания.

6

2

2

8.

Медицина в Западной Европе в период раннего, развитого Средневековья и эпоху возрождения.

18

2

8

9.

История медицины КБР.

10

2

4

10.

Медицина периода феодализма в России(IX-XVIIIвв.). Зубоврачевание в эпоху феодализма.

4

11.

Медицина в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений в России (конец XIII-первая половина XIX века).

2

12.

Медицина России в период капитализма ( вторая половина XIX -начало XX в.в.)

4

13.

Медицина России в период капитализма ( продолжение). Развитие отечественного зубоврачевания.

4

14.

Медицина в советский период (1917-1980-е годы). Становление отечественной стоматологии.

4

15.

История медицины и здравоохранения КБР. Развитие стоматологической помощи населению КБР.

2

Всего:

60

18

20

22

1.3.1. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ПО ТЕМАМ

п/п

Наименование темы

Содержание самостоя-тельной работы, часы

Форма контроля

Методическое обеспечение

1.

Медицина периода феодализма в России(IX-XVIIIвв.). Зубоврачевание в эпоху феодализма.

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

4 часа

Опрос оценка выступлений

1.Алексеева Е.В. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., 2004.

2.Пашков К.А. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века г. Чебоксары 2004г.

3.Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. г. Чебоксары 2004г.

4.Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки в 10 томах./ Пер. с арабского Ю.Н. Завадовского и С. Мирзаева. - 4-е изд. – М.: ЭНИО. 2007.

5.Жугова Т.Ч. История отечественной медицины. Методические указания к семинарским занятиям. Нальчик, 2002.

2.

Медицина в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений в России (конец XIII-первая половина XIX века).

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

4 часов

Опрос оценка выступлений

1.Алексеева Е.В. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., 2004.

2.Пашков К.А. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века г. Чебоксары 2004г.

3.Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. г. Чебоксары 2004г.

4.Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки в 10 томах./ Пер. с арабского Ю.Н. Завадовского и С. Мирзаева. - 4-е изд. – М.: ЭНИО. 2007.

5.Жугова Т.Ч. История отечественной медицины. Методические указания к семинарским занятиям. Нальчик, 2002.

3.

4

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

2 часа

Опрос оценка выступлений

1.Алексеева Е.В. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., 2004.

2.Пашков К.А. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века г. Чебоксары 2004г.

3.Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. г. Чебоксары 2004г.

4.Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки в 10 томах./ Пер. с арабского Ю.Н. Завадовского и С. Мирзаева. - 4-е изд. – М.: ЭНИО. 2007.

5.Жугова Т.Ч. История отечественной медицины. Методические указания к семинарским занятиям. Нальчик, 2002.

4.

Медицина России в период капитализма ( продолжение). Развитие отечественного зубоврачевания.

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

4часа

Опрос оценка выступлений

1.Алексеева Е.В. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., 2004.

2.Пашков К.А. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века г. Чебоксары 2004г.

3.Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. г. Чебоксары 2004г.

4.Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки в 10 томах./ Пер. с арабского Ю.Н. Завадовского и С. Мирзаева. - 4-е изд. – М.: ЭНИО. 2007.

5.Жугова Т.Ч. История отечественной медицины. Методические указания к семинарским занятиям. Нальчик, 2002.

5.

Медицина в советский период (1917-1980-е годы). Становление отечественной стоматологии.

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов.

2 часа

Опрос оценка выступлений

1.Алексеева Е.В. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., 2004.

2.Пашков К.А. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века г. Чебоксары 2004г.

3.Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. г. Чебоксары 2004г.

4.Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки в 10 томах./ Пер. с арабского Ю.Н. Завадовского и С. Мирзаева. - 4-е изд. – М.: ЭНИО. 2007.

5.Жугова Т.Ч. История отечественной медицины. Методические указания к семинарским занятиям. Нальчик, 2002.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Гигиена с основами экологии, ВГ для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология». Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Токсикология и медицинская защита предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Стоматология». – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология Нальчик 2009

    Учебно-методический комплекс
    Фтизиопульмонология: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060105 - стоматология).-Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов обучающихся по специальности 060105- «Стоматология» (2)

    Учебно-методический комплекс
    «Микропротезирование » Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 060105 – « Стоматология». – Нальчик.: КБГУ, кафедра ортопедической стоматологии, 2008г.
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов обучающихся по специальности 060105- «Стоматология» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Ее можно определить как науку о профилактике, распознавании и лече­нии врожденных аномалий , заболеваний, а также приобретенных дефек­тов, повреждений и деформаций органов зубочелюстной области.

Другие похожие документы..