Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Российская Ассоциация Управления Проектами “СОВНЕТ” при поддержке и участии Международной Ассоциации Управления Проектами – IPMA, Правительства Нижег...полностью>>
'Руководство'
Управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Воткинска совместно с Музеем истории и культуры г. Воткинска с Свято Георгиевс...полностью>>
'Сочинение'
На уроке истории мы изучали материал о переписи населения. Меня это заинтересовало. Мне захотелось узнать, когда была первая перепись. У родителей я ...полностью>>
'Литература'
Выбирая тему реферата, передо мной встала проблема выбора предмета исследования. Кажется, мы уже много знаем об трех основных религиях мира, поэтому ...полностью>>

Образовательный стандарт среднего профессионального образования

Главная > Образовательный стандарт
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Всероссийский учебно-методический центр

по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

Основная профессиональная образовательная программа

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания

и уровню подготовки выпускников

по специальности

0406 Сестринское дело

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Квалификация: медицинская сестра с углубленной подготовкой

Вводится в действие с 1 сентября 2004 г.

Москва

2004

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель министра

образования Российской Федерации

__________________ А.Ф. Киселев

29 апреля 2004 г.

Регистрационный № 02-0406-П

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания

и уровню подготовки выпускников

по специальности

0406 Сестринское дело

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Квалификация: медицинская сестра с углубленной подготовкой

Вводится в действие с 1 сентября 2004 г.

Москва

2004

Авторский коллектив разработчиков

Государственного образовательного

стандарта среднего профессионального

образования по специальности

0406 Сестринское дело повышенный уровень

Квалификация: медицинская сестра с углубленной подготовкой

Общее руководство: заместитель руководителя Департамента профессиональной подготовки и развития кадровых ресурсов здравоохранения Минздрава России Слепушенко И.Г., начальник отдела подготовки средних медицинских работников Минздрава России Дружинина А.В., генеральный директор Государственного образовательного учреждения «Всероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России» Душенков П.А., заместитель генерального директора Государственного образовательного учреждения «Всероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России» Мальцева Н.С.

Рабочая группа:

Коваленко Т.В. - директор Московского медицинского колледжа № 2, Хамошина Н.М. - директор медицинского колледжа Ростовского государственного медицинского университета, Бубликова И.В. - директор Санкт-Петербургского медицинского колледжа № 1, Левина И.А. - директор Свердловского областного медицинского колледжа, Сопина З.Е. - директор Московского областного медицинского колледжа № 2.

Рабочая группа по направлению углубленной подготовки: Гапонова З.В. - заместитель директора по методической работе Санкт-Петербургского медицинского колледжа № 1, Иванов В.Г. - доцент кафедры онкологии Санкт-Петербургской академии последипломного образования, к.м.н., Трифонов Б.А. - зав. кафедрой психиатрии Уральской государственной медицинской академии, главный внештатный психиатр Министерства здравоохранения Российской Федерации в Уральском Федеральном Округе, д.м.н., профессор, Патраков Э.В. - заместитель директора по воспитательной и социальной работе Свердловского областного медицинского колледжа, преподаватель факультета социальной работы и социальной педагогики Уральского государственного педагогического университета, Лебедева И.Б. - заведующая отделением повышенного уровня образования Свердловского областного медицинского колледжа, к.м.н., Мухаметшин Ф.Г. - зав. отделением реанимации новорожденных Областной детской клинической больницы № 1 Министерства здравоохранения Свердловской области, Мухамедзян М.Н. - врач - неонатолог отделения реанимации Областной детской клинической больницы № 1 Министерства здравоохранения Свердловской области, Прудкин М.Е. - врач - реаниматолог Областной детской клинической больницы № 1 Министерства здравоохранения Свердловской области, Белоусова С.И. - старшая медицинская сестра отделения реанимации новорожденных Областной детской клинической больницы № 1 Министерства здравоохранения Свердловской области, Широгорова А.В. - заведующая отделением патологии новорожденных Областной детской клинической больницы № 1 Министерства здравоохранения Свердловской области, Фомушкина И.А.- заместитель директора Московского областного медицинского колледжа, Узунян С.А. - заместитель директора по научно-методической работе медицинского колледжа Ростовского медицинского университета, Исаева Т.Н. - заместитель директора по практическому обучению медицинского колледжа Ростовского медицинского университета, Крутянская О.Ю. - заместитель директора по учебной работе медицинского колледжа Ростовского медицинского университета.

При участии Тюбалиной В.Б., Познанской Г.Л. - методистов Государственного образовательного учреждения «Всероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России».

1. Общая характеристика специальности 0406 Сестринское дело

1.1. Специальность 0406 Сестринское дело утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июня 2001 года № 2572 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования».

1.2. Формы освоения профессиональной образовательной программы по специальности 0406 Сестринское дело:

- очная;

- очно-заочная (вечерняя).

1.3. Нормативный срок освоения образовательной профессиональной программы при очной форме обучения:

- на базе среднего профессионального образования базового уровня по специальностям 0401 Лечебное дело, 0402 Акушерское дело, 0406 Сестринское дело – 10 месяцев;

- на базе среднего (полного) общего образования – 3 года 10 месяцев;

- на базе основного общего образования – 4 года 10 месяцев.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

- диплом о среднем профессиональном образовании базового уровня по специальностям 0401«Лечебное дело, 0402 Акушерское дело, 0406 Сестринское дело;

- аттестат о среднем (полном) общем образовании;

- аттестат об основном общем образовании;

- документ об образовании более высокого уровня (медицинского профиля).

1.4. Квалификация выпускника: медицинская сестра с углубленной подготовкой.

1.5. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве медицинской сестры в области сестринского дела в учреждениях здравоохранения различных организационно-правовых форм, научно-исследовательс-ких учреждениях, медицинских центрах, учреждениях социальной защиты населения.

Основные виды деятельности медицинской сестры:

Организационно-управленческая – руководство сестринским персоналом в подразделении лечебно-профилактического учреждения, рациональное использование трудовых, финансовых и материальных ресурсов, анализ работы и оценка возможностей развития сестринской службы подразделения, а также внедрения инновационных технологий в работу подразделения.

Лечебно-диагностическая и медико-профилактическая – организация и осуществление специализированной сестринской помощи: разработка плана мероприятий по реализации специализированной сестринской помощи в подразделении, его осуществление и контроль за выполнением, оценка эффективности оказания специализированной сестринской помощи; организация мероприятий по оказанию неотложной доврачебной сестринской помощи в подразделении лечебно-профилактического учреждения; проведение мер по управлению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп, обеспечение безопасной больничной среды, профилактика заболеваний.

Исследовательская – анализ деятельности специализированного подразделения медицинского учреждения, составление аналитических справок, составление обзора научно-методической литературы и периодической печати по вопросам специализированной помощи, а также проведение исследований по проблемам профессиональной деятельности.

Выпускник должен

знать: концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации; государственную программу развития сестринского дела; основы медицинского страхования; новые технологии сестринских вмешательств; систему сертификации, лицензирования и аттестации медицинского персонала и медицинских учреждений; основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях, основные принципы и способы защиты населения при катастрофах. Правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты;

уметь: осуществлять сестринский процесс; обеспечивать инфекционную безопасную среду для пациента и персонала; проводить сердечно-легочную реанимацию; оказывать паллиативную помощь; обучать пациента и семью вопросам ухода и самоухода; консультировать пациента и семью по вопросам профилактики заболеваний, осложнений, травматизма; проводить реабилитационные и профилактические мероприятия; уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности; использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности; осуществлять контроль сестринской помощи.

1.6. Перечень направлений углубленной подготовки:

- семейная медицина;

- психиатрия;

- социальная помощь;

- неонатология;

- онкологическая и паллиативная помощь;

- организация сестринского дела;

- анестезиология и реаниматология;

- косметология.

1.7. Возможности продолжения образования.

Выпускник, освоивший основную профессиональную программу среднего профессионального уровня по специальности 0406 Сестринское дело, подготовлен:

- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 040100 Лечебное дело, 040200 Педиатрия, 040300 Медико-профилактическое дело, 040400 Стоматология, 040500 Фармация;

- к освоению основной профессиональной программы высшего сестринского образования 040600 в сокращенные сроки.

2. Требования к уровню подготовки выпускника по основной

профессиональной образовательной программе повышенного уровня

Требования к уровню подготовки лиц, закончивших обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования базового уровня, изложены в Государственном образовательном стандарте в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0406 Сестринское дело, утвержденных 21 января 2002 года, регистрационный № 02-0406 – Б.

2.1. Общие требования к образованности выпускника

Выпускник отвечает следующим требованиям:

  • обладает гражданской зрелостью, правовым самосознанием, профессиональной этикой, нравственным сознанием, твердостью моральных убеждений, гуманностью, ответственностью за порученное дело;

  • обладает научно-гуманистическим мировоззрением, необходимым для данного уровня деятельности, профессиональной культурой, сформированной профессиональной самооценкой, социальной ответственностью за результаты труда, информационной и коммуникативной культурой;

  • готов к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;

  • готов к проявлению творческой инициативы, рационализаторству, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники; имеет опыт применения сформированных знаний и умений в условиях внедрения передовых технологий;

  • владеет основами законодательства и иными нормативными правовыми активами Российской Федерации, относящимися к его профессиональной деятельности;

  • ориентирован в смежных областях деятельности, готов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности;

  • владеет современными информационными технологиями в сфере профессиональной деятельности;

  • владеет знаниями методов управления и организации работы коллектива;

  • владеет методами оценки и контроля качества в профессиональной деятельности;

  • способен самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решения в рамках своей профессиональной компетенции;

  • способен самостоятельно анализировать свою профессиональную деятельность и процесс собственного труда, осуществлять постановку и реализацию задач в области профессионального самосовершенствования и повышения деловой квалификации, оценивать соответствие своей профессиональной деятельности изменяющимися требованиям к ней;

  • убежден в приоритетности здоровья в жизни каждого человека.

2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по циклам дисциплин

По циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

выпускник должен

в области иностранного языка:

- владеть лексическим (3000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

- уметь понимать диалогическую и монологическую речь в сфере профессиональной деятельности;

в области физической культуры:

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей;

- уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья в жизненных и профессиональных целях.

По циклу математических и общих естественнонаучных дисциплин

выпускник должен

в области информационных технологий в профессиональной деятельности:

иметь представление:

  • об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;

знать:

  • основные понятия автоматизированной обработки информации;

  • общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

  • базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

уметь:

- использовать изученные прикладные программные средства в профессиональной деятельности.

По циклу общепрофессиональных дисциплин выпускник должен

иметь представление:

  • о здоровье как праве, источнике и неотъемлемой части существования человека;

  • о медико-социальных аспектах демографии и заболеваемости населения;

знать:

  • законодательные акты об охране здоровья граждан, ответственности медицинских работников;

  • понятия и характеристики качества сестринской помощи, методы контроля качества;

  • роль психологических факторов в предупреждении возникновения и развития болезни, особенности психологических процессов у здорового и больного человека;

  • медико-социальные аспекты неинфекционных заболеваний;

  • основные принципы организации здравоохранения в Российской Федерации;

уметь:

  • ориентироваться в системе организации лечебно-профилактической, медико-социальной помощи населению, в системе охраны материнства и детства;

  • давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;

  • взаимодействовать с санитарно-эпидемиологической службой;

  • проводить санитарно-просветительскую работу, владеть методикой консультирования пациента и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья;

  • защищать права пациента, защищать свои права в соответствии с законодательством;

  • оценивать и контролировать качество оказания сестринской помощи;

  • давать психологическую характеристику личности, владеть простейшими методиками саморегуляции;

  • оценивать и учитывать личностные особенности участников лечебно-диагностического процесса, владеть простейшими приемами психологической коррекции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении;

  • применять этические принципы при участии в оздоровительных, профилактических, лечебно-диагностических мероприятиях.

По циклу специальных дисциплин выпускник должен

знать:

  • современные теории и модели сестринского дела, государственные программы развития сестринского дела, новые технологии сестринских вмешательств, принципы стандартизации различных видов сестринской деятельности;

  • структуру внутрибольничных инфекций, резервуары инфекции в лечебно-профилактическом учреждении, универсальные меры предосторожности, документальное обеспечение инфекционного контроля, технику безопасности при работе с дезинфектантами, стандарты процедур, обеспечивающих инфекционную безопасность;

  • методику планирования, проведения и оценку эффективности комплексной программы, направленной на сохранение и укрепление здоровья населения;

  • принципы организации лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях и требования к оказанию медицинской помощи на этапах эвакуации;

  • организацию и объем первой медицинской помощи пострадавшим, основные принципы и способы защиты населения при катастрофах;

уметь:

  • ориентироваться в инновациях сестринского дела для использования их в повседневной профессиональной деятельности, совершенствовать методику сестринских вмешательств на основе внедряемых стандартов;

  • проводить учет и анализ случаев внутрибольничных инфекций, организовать инфекционный контроль, препятствующий возникновению внутрибольничных инфекций, обеспечить инфекционную безопасность в лечебно-профилактических учреждениях;

  • оказать первую медицинскую помощь, проводить основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в условиях экстремальной обстановки, пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты.

По направлению углубленной подготовки «Семейная медицина»

выпускник должен

знать:

  • систему оказания первичной медико-санитарной помощи и основы ее правового регулирования;

  • основные направления деятельности учреждений, оказывающих первую медико-санитарную помощь, их задачи, структуру и объем лечебно-профилактической помощи населению;

  • научные основы медицинской профилактики;

  • систему организации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача);

  • основы медицинского страхования;

  • основные демографические, социально-экономические, экологические и другие факторы, влияющие на здоровье отдельных лиц, семей и групп населения;

  • методику планирования, проведения и оценку эффективности комплексной программы, направленной на сохранение и укрепление здоровья населения;

  • социальные особенности российских семей, основные проблемы, связанные с укреплением и сохранением здоровья;

  • факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику, методы реабилитации пациентов, страдающих соматическими заболеваниями;

  • факторы риска, клинические проявления, профилактику инфекционных заболеваний;

  • методику консультирования семей по проблемам формирования здорового образа жизни, укрепления и сохранения здоровья, ухода за пациентами на дому;

  • нормы физиологической потребности человека в основных нутриентах; концепцию сбалансированного питания, основы рационального питания, принципы организации диетического питания в домашних условиях;

  • основные принципы и методы сестринской помощи безнадежно больному пациенту и его семье, потребности лиц, ухаживающих за умирающим;

  • методы реабилитационных мероприятий в амбулаторных условиях и на дому;

уметь:

  • осуществлять сбор, учет и анализ демографической и медико-социальной информации о прикрепленном населении;

  • осуществлять сестринскую деятельность при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и на дому;

  • готовить пациента к диагностическим процедурам;

  • осуществлять лекарственную терапию, по назначению врача;

  • выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги);

  • обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;

  • уметь проводить совместно с врачом и самостоятельно электро-физиологические исследования сердца, сосудистой системы, фонокардиографию, энцефалографию, исследования функции внешнего дыхания; анализировать результаты исследований;

  • обучать пациента и семью правилам применения лекарственных средств и организации лечебного питания;

  • консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний и их осложнений;

  • проводить профилактическую работу;

  • составлять суточный рацион питания лицам различных возрастных и социальных групп; подобрать диету при различных заболеваниях; оказывать консультативную помощь по вопросам организации рационального питания семьи, приготовления диетических блюд в домашних условиях, использования лечебных минеральных вод;

  • оказывать помощь больному в терминальном состоянии; контролировать действия сильнодействующих лекарств при борьбе с болью; владеть навыками психологической помощи пациенту на различных этапах умирания и семье в период ожидания неизбежной утраты;

  • оказывать первую медицинскую помощь;

  • оказывать консультативную помощь по медико-социальным аспектам жизни семьи, вопросам воспитания здорового ребенка;

  • взаимодействовать с органами социальной защиты, учреждениями медико-санитарного профиля, службами милосердия в организации помощи одиноким и престарелым, инвалидам и больным с хроническими заболеваниями;

  • проводить санитарно-просветительскую работу, включая пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни.

По направлению углубленной подготовки «Психиатрия»

выпускник должен

знать:

  • основы законодательства в социальной защите психических больных, в т.ч. «Закон о психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании»;

  • психологию профессионального общения;

  • структуру психиатрической службы и социальной защиты;

  • основные причины, клинические проявления, методы диагностики, принципы реабилитации пациентов с психическими расстройствами;

  • виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациента;

  • основные группы лекарственных средств, применяемых в психиатрии, особенности применения;

  • содержание понятий: реабилитация, реадаптация, ресоциализация, восстановительная терапия, социальный контроль, социальная адаптация, первичная, вторичная, третичная профилактика, здоровый образ жизни; роль медицинской сестры в их осуществлении;

  • требования к личности медицинской сестры, участвующей в оказании сестринской помощи пациентам с психическими расстройствами;

  • содержание понятия «кризисное состояние» и поведенческие проявления кризисных состояний;

  • содержание понятия «модель стресс-уязвимость»;

  • показатели суицидных реакций. Особенности взаимодействия с пациентами, находящимися в кризисных состояниях;

  • принципы работы с семьей пациента. Значение семьи в работе многодисциплинарной команды по оказанию помощи пациенту с психическим расстройством;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 071203 Искусство танца (по видам)

    Образовательный стандарт
    Специальность 071203 Искусство танца (по видам) утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 декабря 2007 г. № 370 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий I. Область применения

    Образовательный стандарт
    1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 280703 Пожарная безопасность I. Область применения

    Образовательный стандарт
    1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров I. Область применения

    Образовательный стандарт
    1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 240134 Переработка нефти и газа I. Область применения

    Образовательный стандарт
    1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных

Другие похожие документы..