Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Настоящий Закон принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1 года N 184-ФЗ "Об общих принципах ...полностью>>
'Документ'
  В соответствии с Законом города Москвы от 28 февраля 2007 г. N 6 "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, п...полностью>>
'Регламент'
Учетная политика Банка определяет совокупность способов ведения бухгалтерского учета в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета кредитны...полностью>>
'Программа'
Место дисциплины в профессиональной подготовке. «Математический инструментарий в учете» является дисциплиной практической направленности и основывает...полностью>>

Мир детства в произведениях современных английских писателей

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Мир детства в произведениях современных английских писателей

(Р. Даль, Й. Колфер, Д.У. Джонс, Дж.К. Ролинг)

Н.А. Караваева (Казань, КФУ )

Для современной детской английской литературы характерно стремление отразить появление новых явлений жизни, развитие науки и электронных технологий, интернета, сферы услуг и возможностей образования, она также пропагандирует новые ценности. Литература касается новых проблем того времени: развод, отказ от применения ядерного оружия, сексуальные стереотипы, влияние телевидения.

Одним из первых писателей, который постарался запечатлеть эти изменения, явился Роальд Даль. Его сказки, написанные в период с 1960-х по 1985 гг., отражают мир, увиденный глазами ребенка, который часто не всегда такой радостный и беззаботный.

У протагонистов произведений Даля есть много похожих черт: Софи – сирота, Люк тоже рано потерял родителей, его опекает бабушка. Чарли и Матильда имеют полную семью, но при этом они одиноки, у них нет друзей. Это отражает собственные ощущения Р. Даля; когда он был ребенком, то ощущал себя именно таким в недружелюбном мире.

Даль отражает и стереотипные поведения детей, когда им хочется быть счастливыми. Так, Чарли получает на каждый день рождения шоколадку. Даль воплощает мечту каждого ребенка – выиграть путешествие на волшебную шоколадную фабрику, а в качестве приз получить машину с шоколадной продукцией. Но, как это бывает в сказках, героя поощряют за какой-то подвиг, а Чарли не имеет геройских черт, он просто беден, вежлив и тихо себя ведет, а выиграл приз благодаря отсутствию соперников.

Дети нередко любят поучать других, и это заметно в другой сказке Р. Даля «БДВ». Когда Софи знакомится с Большим Добрым Великаном, то пытается казаться взрослой и учить его правильному поведению, но оказывается, что сама неправа во многом. Она узнает, что сны, которые мы видим во сне, вдуваются им в спальни детей, а перед этим тщательно готовятся. Именно сон становится тем средством, с помощью которого Софи и БДВ изменяют свои миры, «они в буквальном смысле соединяют элементы разных снов чтобы создать новую сущность и новый способ жизни вместе как семья». [Donaldson 2004: 137] Эти сны и символизируют тот мир детства, в котором побывал каждый ребенок, и отражают его заветные мечты и желания.

Писатель вводит и традиционные символы детства в свои сказки: домик на дереве, в котором прячется Люк от ведьмы, символизирует идеальный мир детства, в котором нет угроз, а есть только забавы и игры. В этой же сказке звучит главная мысль писателя, которая понятна и близка детям. Им важно, чтобы их принимали любыми, чтобы они чувствовали ту безусловную любовь и поддержку со стороны близких. Когда Люка превратили в мышь, то его бабушка постаралась сделать все возможное, чтобы создать внуку уют.

Матильда, героиня одноименной сказки Даля, является гениальным ребенком, который в возрасте 5 лет умеет читать и считать в уме. Кажется, что в ней нет изъянов, она воплощает тот идеал ребенка, который предпочитает книги телевизору. В ней находится достаточно смелости, чтобы восстановить справедливость: она помогает мисс Ханни избавиться от долга и гнета и обретает в ней мать.

Но в представлении Даля мир детства не может не существовать без взрослых, поэтому дети придумывают хитрый план, чтобы избавиться или наказать злых взрослых. Происходит эволюция главного героя произведений Роальда Даля, от безынициативного к действующему, от несамостоятельного к независимому. Возможно, в Матильде воплощен тот идеал писателя, какими бы он хотел видеть современных детей.

Совершенно противоположное представление о мире детства мы получаем благодаря образам таких детей, которые символизируют какой-нибудь грех: так, Агастус Рот и Бруно Дженкинс представляют обжорство, Виолетта обозначает непослушание и гордыню, алчность и скупость показана в образе Веруки, а Майк воплощает лень и пассивность, что, по мнению писателя, наиболее опасный грех. В этих персонажах Даль отмечает стремительное охватывание и заманивание детей новыми появляющимися реалиями жизни, они отражают влияние постмодернистской потребительской культуры и преобладание виртуальной реальности, которая является самым опасным видом потребления.

Любопытное явление представляет собой цикл об Артемисе Фауле (2001-2008) ирландского писателя Йона Колфера (род. 1965). Цикл характеризуется понятием «техно-сказка», присутствующим на обложке книги, однако этот термин не является научно-обоснованным, а лишь подчеркивает основное противоречие книг: интеллект vs. волшебство.

Й. Колфер, кажется, стремится сломать все стереотипы о детской литературе. Во-первых, главный герой Колфера явил собой абсолютно новый взгляд на героя детских книг, характер Артемиса далеко не однозначен, а, следовательно, картина детства еще более непривычная. Фактически Колфер подчеркивает, что теперь детство является лишь возрастной категорией, но основными его играми становятся отнюдь не безобидные стрелялки, а используется настоящее оружие, и берутся в заложники настоящие люди. В мире современных детей нет времени и места такому явлению как детство, Артемис Фаул II – ребенок-вундеркинд и юный преступник, он не является положительным героем. После пропажи отца он пытается восстановить их семейное состояние. «Цель оправдывает средства», «Познай врага своего», «Золото есть сила» - это его лозунги. Но, несмотря на свой ум и изобретательность, которые приближают Артемиса к взрослому, герой нередко показан нам одиноким ребенком, не имеющим детства, окруженным лишь новейшими технологиями, воплощающими дух эпохи прогресса. Арметис тщательно скрывает свои человеческие чувства, думая, что проявление слабости свойственно именно детям. Но по мере развития приключений мы все-таки можем проследить изменения в характере Артемиса в лучшую сторону, ведь главные затронутые темы книг – это проблема семьи и взросления и вопросы об этичности действий, которые всегда имели универсальный характер.

Джина Уинн Джонс является проницательным наблюдателем людей, и на страницах своих произведений они удивительно живо рисует детальные образы и детей, и взрослых. Цикл «Миры Крестоманси» связаны центральным героем Кристофером Чантом, который занимает пост Крестоманси. Его задача – контролировать использование магии в 12 родственных мирах. В книге «Девять жизней Кристофера Чанта» Джонс затрагивает главную проблему, которая понятна многим детям. Родители Кристофера уже выбрали ему путь, причем представления мама и папы отличаются друг от друга. Однако Кристофер не хочет обучаться магии, он вне себя от злости, т.к. не хочет пропускать школу, а профессионально играть в крикет. Т.е. мы видим, что герой стремится к обычной жизни и первоначально недоволен тем путем, который выбрали для него родители.

В ее произведениях мир детей представлен как веселый, грустный, сбивающий с толку, хаотичный, но, в то же время, эксцентрично упорядоченный. В романе «Ведьмина неделя» хорошо передана динамика школьной жизни, нам рассказываются один и те же события с точек зрения разных детей. Мы наблюдаем сложную сеть взаимоотношений между учащимися, вполне характерную для любой школы. Но главное, что хочет передать нам Джонс, является несоответствие между тем, чем кажется человек себе, и как его воспринимают другие. Все главные герои-дети произведений Джонс (Кристофер, Чарльз, Мур Чант) приходят к осознанию этого несоответствия и своих ошибок. Тогда они могут помочь другим, налаживают порядок в окружающем мире и начинают заниматься делом, которое им очень нравится.

Наконец, произведения о Гарри Поттере подводят некий итог всем главным темам детской литературы Англии. Мир детства представлен не только в одной его стадии, но в развитии, динамике, герои взрослеют, а, следовательно, меняется и круг проблем и вопросов, которые они задают себе. Главная сюжетная коллизия всей сказки о Гарри Поттере – это необходимость выбора. Гарри в каждой главе оказывается перед порогом нового выбора. Этот выбор тем более сложен, что даже в случае удачи он не будет последним. Зло, скорее всего, вернется. По мысли Дж.К. Ролинг, выраженной одним из персонажей книги, со злом следует бороться всегда, бороться изо всех сил, тогда, может быть, зло не победит никогда. «Пусть ты всего лишь на какое-то время отдалил его приход к власти, - слышит Гарри из уст Дамблдора, - но в следующий раз найдется кто-то другой, кто готов будет сразиться с ним. И это несмотря на то, что наша борьба против него кажется заранее проигранной. А если его возвращение будет отдаляться все дальше и дальше, возможно, он никогда не будет властвовать» [1, с. 383].

Необходимость выбора проявляется во всем и обуславливает дальнейшее поведение персонажей, будь это отношения между друзьями, и желание свободно мыслить, предпочтение практике теории. То, что мешает им сделать правильный выбор, является искушением, некоторые ученики Хогвартса ему поддаются, но Гарри и его близкие друзья с честью выдерживают эти испытания.

Мы видим, что писатели второй половины 20 века попытались отразить стремительно меняющийся мир детства, мир, который уже не защищен надежно от взрослых проблем, а наоборот сталкивается с прозаичной действительностью. Это мир, в котором стираются грани между хорошим и плохим, а ребенок должен выбрать свой путь без подсказок взрослых. Нередко в этом мире дети разобщены, практически все одиноки и могут объединиться лишь по своим моральным ценностям. Именно это и является тем стрежнем, которое позволяет детям сохранять ясность ума и готовность творить добро и помогать другим людям.

Литература

1. Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и философский камень: Роман / Пер. с англ. И. В. Оранского. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. – 399с.

2. Donaldson Е. Spell-biding Dahl: considering Roald Dahl’s fantasy // Van der Walt Т., Fairer-Wessels F., Inggs J. Change and renewal in children’s literature. - Greenwood Publishing Group, 2004. - p. 131-140.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиотека филолога и. Р. Гальперин очерки по стилистике английского языка (1)

    Документ
    Предмет и содержание стилистики, как раздела науки о языке, до сих пор точно не определены. Поэтому в понятие «стилистика» вкладывается разное содержание.
  2. Библиотека филолога и. Р. Гальперин очерки по стилистике английского языка (2)

    Документ
    Предмет и содержание стилистики, как раздела науки о языке, до сих пор точно не определены. Поэтому в понятие «стилистика» вкладывается разное содержание.
  3. Английская литературная сказка эпохи постмодернизма

    Сказка
    Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы ФГОУ ВПО «Казанского (Приволжского) федерального университета» Министерства образования и науки Российской Федерации
  4. И. В. Арнольд стилистика современный английский язык учебник

    Учебник
    Основная задача книги — научить сознательно подходить к художественному тексту как целому, рассматривая его в единстве формы и идейного содержания. Все аспекты стилистики, изучаемые современными учеными, нашли свое отражение в данной книге.
  5. Приказ №102-у от 28. 03. 2011 Основная образовательная программа начального общего образования гоу школы №571 с углубленным изучением английского языка

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования (далее - Программа) ГОУ СОШ № 571 с углубленным изучением английского языка рассматривается нами как основной «инструмент» реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта.

Другие похожие документы..