Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Термином “электронный словарь” в настоящее время уже трудно кого-либо удивить. При всем при этом единого мнения на то, что следует считать электронны...полностью>>
'Документ'
1. Внутриутробная гипоксия и асфиксия новорожденных. Этиология, патогенез, клиника, лечение оценка степени тяжести. Первичная реанимация новорожденны...полностью>>
'Документ'
На виконання Регіональної комплексної програми «Молодь. Сім’я. Діти.» на 2008 – 2012 роки, затвердженої рішенням обласної ради від 26.09.2008 № 5/18-...полностью>>

Ученый лапоть inc. Presents: Вопросы по философии по состоянию на 24. 05. 2006 12: 58: 36

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

=== еще вариант Понятие науки. Наука и философия. Наука и искусство.

Понятие науки. Наука и философия. Наука и искусство.

С точки зрения философии, наука предстает как единство трех условий. Во-первых, наука есть результат деятельности рациональной сферы сознания, во-вторых – это объектный тип сознания, опирающийся в существенной степени на внешний опыт и в-третьих, наука в равной степени относится как к познавательной так и к оценочной сфере рационального сознания.

Итак, наука может быть определена как рационально-предметная деятельность сознания. Ее цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Кроме того, наука в науке можно выделить три основных аспекта (подсистемы):

  1. наука как специфический тип знания;

  2. наука как особый вид деятельности;

  3. наука как особый социальный институт.

Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества, изучают свой специфический срез действительности, ограничиваются отдельными частями мира. Философию интересует мир в целом, она стремится к целостному постижению вселенной, задумывается о единстве всего сущего. В этом смысле справедливо определение философии как науки «о первоначалах и первопричинах».

Частные науки занимаются явлениями, существующими объективно, т.е. вне человека, независимо от него. Наука формулирует теории, законы и формулы, не принимает во внимание личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие.

Мир в представлении философа – живое динамичное целое, многообразие взаимодействий. В философии разум должен определить свое отношение к миру. Поэтому основной вопрос философии формулируется как «отношение мышления к бытию». Принимая во внимание научные данные, философия идет дальше, рассматривая вопрос о смысле и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия.

Представители науки исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научно-исследовательской деятельности не задается вопросом, как и почему возникла его дисциплина, в чем ее специфика и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, исследователь вступает в сферу истории и философии науки. Философия стремится выяснить исходные предпосылки любого знания, направлена на выявление критериев для понимания и оценки истины и мнения, эмпирии и теории, свободы и произвола, насилия и власти.

Наука направлена на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Как форма общественного сознания наука связана с постижением закономерностей мира и производством знаний. Триединая цель науки включает в себя описание, объяснение и предсказание.

Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением таких проблем. как мир и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразии культур, природа человеческого познания, бытие и язык.

Философское знание принимает вид не рассудочно упорядоченной схемы, а развернутого обсуждения, детального формулирования всех трудностей анализа, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. Наука реализует достаточно строгую форму организованности, а философия каждый раз сталкивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений.

Для науки в известной степени традиционно кумулятивное движение вперед, т.е. движение на основе накопления уже полученных результатов. Философии. напротив, не может довольствоваться заимствованием уже полученных результатов.

Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод, метод рефлексии – метод оборачивания на себя, челночное движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение их новым содержанием.

Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. Философию же интересует мир сущностей, которые постигаются только разумом и не доступны чувственному познанию.

При соотношении науки и философии очевидны различия в понятийном аппарате. Язык философии существенно отличается от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета. Философия нуждается в таких языковых средствах, которые могли бы отразить бесконечность мироздания. Поэтому философия создает собственный язык – язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости.

Если конкретно-научные дисциплины могут развиваться. не учитывая опыт других форм общественного сознания. то в философии в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире принимается совокупный опыт духовного развития человечества всех форм общественного сознания. В ней ярко выражен национальный элемент.

И наука и искусство – формы общественного сознания и специфические способы отражения универсума. Однако между ними есть существенные различия. Если наука направлена на объективное отражение мира в понятийных формах и с точки зрения закономерности, то искусство отражает и выражает личностные смыслы жизни как отдельного человека так и поколения.

В отличие от науки, нацеленной на поиск общих закономерностей, искусство уделяет внимание единичному случаю, отдельной человеческой жизни. На ее примере выявляется и типическое и индивидуальное в человеческой жизни. Искусство может быть и реалистичным и предельно абстрактным. В нем очевидно проявляется национальный тип мироотношения и предоставляет возможности для самовыражения человека. Искусство обращено не к рассудочно-рациональному, а чувственно-ассоциативному человеческому восприятию. В искусстве важно выражение идеала в восприятии мира. Оно подвержено историческим изменениям, находится в зависимости от духа эпохи, а также от способностей того или иного субъекта.

Существует предположение, что чрезмерное развитие рациональных способностей ведет к уменьшению и даже атрофированию всех прочих каналов мировосприятия. Тем не менее, еще начиная с Платона возникает традиции наделять прекраснее, эстетическое законодательной силой: гармония мира должна отразится в гармонии уравнений. В этом плане эстетическое может претендовать на роль парадигмальной установки. В науке она отражается в том. что в реестре критериев научного исследования появляется критерий красоты (уравненй, формул), а находящаяся в центре науки научная «картина мира» указывает на стремление науки воспроизвести мироздание во всей его полноте и целостности.

==== еще вариант… Понятие науки. Наука и философия. Наука и искусство.

Наука — это форма духовной деятельности людей, на­правленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действитель­ности и способствовать ее изменению.

Наука — это и творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме), приве­денных в целостную систему на основе определенных прин­ципов, и процесс их воспроизводства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное зна­ние. Как и другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность, а не только «чистое знание».

Таким образом, основные стороны бытия науки — это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового знания; во-вторых — результат этого процесса, т, е. объединение полученных знаний в целостную, раз­вивающуюся органическую систему (а не простое их сум­мирование); в-третьих — социальный институт со всей сво­ей инфраструктурой: организация науки, научные учреж­дения и т. п.; этос (нравственность) науки, профессио­нальные объединения ученых, ресурсы, финансы, науч­ное оборудование, система научной информации, различ­ного рода коммуникации ученых и т. п.; в-четвертых — особая область человеческой деятельности и важнейший элемент (сторона) культуры.

Понятие «философские основания науки» выражает фи­лософские идеи и принципы, которые содержатся в дан­ной науке (научной дисциплине, концепций и т. п.) и дают самые общие ориентиры для познавательной деятель­ности. Философские основания науки наряду с функци­ей обоснования уже добытых знании выполняют также эв­ристическую (участвуют в построении новых теорий) и методологическую функции. Являясь средством (оруди­ем) приращения нового знания, они способствуют фор­мированию новых методов научного исследования. Фи­лософские основания науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития науки к другому в ходе научных революций один их «набор» сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется.

В начале XVII в. Ф. Бэкон и Р. Декарт выступи­ли пропагандистами науки, естествознания, которое воз­никло как особый духовный феномен, оформилось и обо­собилось от философии, выработало свои особые мето­ды, принципы и ориентиры. Бэкон и Декарт рассматри­вали науку как такой реальный социально-духовный фе­номен, который существует самостоятельно и по своему методу познания принципиально отличается от традици­онной философии. При этом они не только осмыслива­ли логику развивающегося естествознания, но также были создателями его методов и принципов познания, резко критиковали схоластический метод исследования. Они призывали философов и ученых прислушиваться к фак­там, закономерностям природы. Главную задачу науки они видели в испытании природы, в тщательном анализе предмета исследования и обобщении, объяснении реаль­ных фактов.

Согласно Бэкону, научное познание природы возмож­но только на основе опыта, экспериментального метода исследования. И поэтому он подверг сокрушительной критике схоластический метод исследования, который в рассуждении исходил из общих идей, необоснованных, умозрительных положений, пустопорожних абстракций и способствовал разработке неадекватных теоретических за­ключений.

Бэкон пытался заложить основы новой философии, цель которой должна выражаться в том, чтобы «сделать разум адекватным материальном вещам». Английский мыслитель одним из первых осознал необходимость реформации разу­ма с целью приспособить его к природе, и для этого пред­ложил критико-рефлексивный метод «очищения разума» от различного вида идолов и призраков.

Ф. Бэкон явился пионером опытного естествознания, и для него опыт выступает как способ послушания приро­де. Высшее искусство познания и состоит в том, чтобы научиться вставать на точку зрения нового абсолюта — при­роды. В этом отношении английский философ сделал шаг вперед и оказал существенное влияние на стиль мышле­ния своей эпохи. Подвергая решительной критике умоз­рительно-схоластическую деятельность, Бэкон призывал исследователей заниматься конкретными, эмпирически­ми вопросами и давать полезные практические рекомен­дации. Сама по себе такая постановка проблемы уже вы­ходила за пределы традиционного схоластического спосо­ба рассмотрения предмета.

Эстетическое отношение к действительности, содержащееся во всех видах человеческой деятельности, не могло не стать предметом специального воспроизводства. Таким особым видом человеческой деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусство. Оно никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала – рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью.

Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и бытовом. Гуманитарные науки – и психология, и социология, и этика, и т.п. – также имеют предметом человека, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его целостности, но и затрагивает все самые глубокие и еще неизведанные наукой пласты того удивительного феномена в мире, которым является человек – тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться, чтобы он стал понятен. Искусство обеспечивает полноту создания и восприятия своего предмета в отличие от сознательной частичности подхода, присущей науке.

Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее целостности, которая исчезает в частных науках и любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру, как субъект объекту, и тем ограничен в своей свободе, то в искусстве человек превращает сове субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие.

Основной функцией искусства является его синтетическая миссия, обеспечивающая целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических и всех других моментов человеческого духа. Синтезирующая функция искусства проявляется и на уровне отдельной личности, скрепляя воедино все ее духовные силы, и на уровне каждого данного этапа общественного развития, обеспечивая целостное самовыражение народа, и на уровне исторической связи поколений.

Билет 4.2. Зависимость экономической науки от социального контекста (НЕТ)

См. также 15.2.

Нашел вот что

Становление экономической социологии в России

Назначение экономической социологии как науки состоит в исследовании взаимодействия экономики и общества, в анализе неэкономических факторов экономического развития, в объяснении мотивов и смысла экономического поведения людей. Практическое значение экономической социологии в разрушении стереотипных методов экономического мышления и принятия решений, в социологическом анализе программ и планов экономических реформ, в оценке их социальных предпосылок и последствий. Предметом экономической социологии является изучение взаимодействия экономики и других общественных подсистем (экономики и политики, экономики и права, экономики и религии и т.д.). Так характеризовали предмет экономической социологии Т. Парсонс и Н. Смелзер. В экономической социологии экономика изучается как часть более широкой социальной системы, экономическое поведение рассматривается во взаимосвязи с другими типами деятельности. Объект исследования экономической теории и экономической социологии одинаков - это экономика (область производства, обмена, распределения и потребления), но различаются методы исследования, заранее данные теоретические установки и способы мышления. Экономическая социология не подменяет экономическую науку, а дополняет ее, пытаясь "вложить" экономику в более широкий социальный контекст, показать ее зависимость от других подсистем общества, поэтому экономическая социология имеет более высокую степень общности. Экономист-социолог нужен для того, чтобы расширить горизонты экономического мышления, включить в анализ более сложные факторы неэкономических переменных. Экономическая социология помогает не только экономической науке, но и социологии в целом. Здесь ее задача - показать обусловленность (или, по выражению М. Вебера, релевантность) социальных явлений экономическими. Не только социологическая методология может быть применима к анализу экономики, но и наоборот - экономическая методология используется в социологии (например, теория обмена в социологии). Немаловажно и то, что экономическая социология завершает ряд отраслевых социологий - социологию права, политики, культуры и др. Таким образом создается целостное социологическое знание основных общественных сфер, без отрасли экономической социологии оно было бы незавершенным.

Судьба экономической социологии была осложнена во многом из-за присутствия рядом такой опасной "соседки", как политическая экономия. Социологи еще в 19 в. пытались претендовать на исследование экономики, но, не сумев отстоять свой предмет каждый раз терпели поражение от экономистов. Только лишь во второй половине 20 в., когда ограниченность экономической науки и ее отгороженность от других социологических наук стало очевидной, экономическая социология получила право на существование. Теперь многим ясно, что недостаточно рассматривать производство, обмен, деньги, разделение труда или рынок только лишь как экономические явления. Сами по себе они являются частью общественных отношений и не могут рассматриваться в отрыве от социального контекста. Экономико-социологический подход необходим при анализе как экономических, так и социальных явлений. Принято считать, что экономическая социология как специальная отрасль научного знания возникла в России в 80-е гг. 20 в. Но возникновение экономической социологии началось не с момента признания ее официальными академическими кругами. Экономическая социология имеет длительную историю своего формирования и развития, причем как в России, так и на Западе. Термин " экономическая социология" был знаком социологам и экономистам к. 19-н. 20 вв. Так в конце 19 в. Э. Дюркгейм говорил о необходимости социальной науки, которую он так и называл - "экономическая социология". Он первым использовал этот термин. Дюркгейм определил и предмет экономической социологии, который заключается, с его точки зрения, в социологическом исследовании институтов производства богатства, институтов обмена и распределения. Ему же принадлежит приоритет в социальном исследовании экономического института разделения труда. М. Вебер, признавая этот термин, больше использовал понятие "социальная экономика". Начав свою деятельность в области экономической истории, Вебер стал разрабатывать проблемы, связанные с взаимоотношением экономики и других сфер человеческой деятельности - политики, права и религии. В рамках исторической социологии Вебер предпринял попытку изучить роль протестантской этики в генезисе западноевропейского капитализма. Его интересовал буржуазный капитализм в своем возникновении с его рациональной организацией свободы труда.

В свою очередь К. Марксу приписывают попытку построить всю философию и социологию на основе исследований экономической деятельности человека. Сами экономические процессы Маркс раскрыл с точки зрения их социальной сущности. Он пытался объяснить общий закон взаимодействия экономики и общества и роль трудовой деятельности в жизни человека и общества.

Термин " экономическая социология" был известен и в России начала 20 в. Так профессор Московского университета В.М. Хвостов в своем учебнике по истории социологии 1917 г. выделил целый раздел, посвященный экономической социологии. Среди основателей экономико-социологической традиции в России следует отметить П.Б. Струве, С.Н. Булгакова, М.И. Туган-Барановского, Н.Д. Кондратьева и др. П.Б. Струве в своей экономической теории много внимания уделял таким социальным фактам, как религия, наука, право, а также их воздействию на экономическую жизнь. Во многом его взгляды совпадают с методологической концепцией немецкой исторической школой политической экономии, он поддерживал и разделял социологические идеи М. Вебера. С.Н. Булгаков тоже был знаком с работами М. Вебера, в частности с его "Протестантской этикой и духом капитализма". Он даже сожалел по поводу того, что подобного рода исследования отсутствуют относительно русской хозяйственной жизни - истории русской промышленности. М.И. Туган-Барановского интересовали социальные аспекты теории распределения и кооперации. В целом теории русских мыслителей продолжают мировую тенденцию расширения границ политической экономии и включения в нее социологических проблем.

Экономической деятельностью, как предметом исследования социологии в СССР стала заниматься возникнувшая в 30-е гг. социология труда. Главным образом она исследует поведение человека в сфере трудовой деятельности, подразумевая анализ неэкономических факторов в конкретном производственном процессе. Соперничество социологии труда и экономической социологии продолжается по сей день. Все же большинство исследователей придерживается той точки зрения, что именно экономическая социология включает с сферу своего интереса проблемы социологии труда, пытаясь концентрировать свое внимание на анализ макроэкономических отношений, связанных не только с трудовыми отношениями. Поэтому можно считать, что социология труда является подотрослью экономической социологии. Итак, на современном этапе экономическая социология все больше утверждает себя как особая научная дисциплина. Сегодня происходит ее постепенная институционализация. Создаются кафедры экономической социологии в ведущих вузах, работают специализированные Советы и крупные исследовательские подразделения. Открываются постоянные рубрики "Экономическая социология" в академических журналах. Ведутся дискуссии по поводу ее предмета, функций и структуры.

Происходящее выдвижение экономической социологии на роль особого исследовательского направления призвано, во-первых, расширить пространство актуальных для социолога предметных областей, во-вторых, теснее интегрировать эти области между собой, и в-третьих, установить их более явные связи с достижениями классической и новейшей экономической теории.

Билет 5.1. Наука как тип познания, как вид познавательной деятельности как социальный институт

Понятие науки. Наука как тип познания и вид познавательной деятельности.

Наука это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод иссле­дования.

Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположенный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек

Наукой мы называем как всю систему научных знаний, так и ее составные части (научные дисциплины). В настоящее время существует несколько тысяч различных наук, каждая из которых имеет свой предмет и свое особое содержание. Процесс появления новых научных отраслей, дисциплин, направлений продолжается. Существенным компонентом научного познания является философское истолкование данных науки, составляющее ее мировоззренческую и методологическую основу. Уже сам отбор фактов, особенно в общественных науках, подразумевает большую теоретическую подготовленность и философскую культуру ученого. Современный этап развития научного знания требует не только теоретического осмысления фактов, но и анализа самого способа их получения, размышлений об общих путях поисков нового

Становление собственно научных, обособленных и от философии, и от религии форм знания обычно связывают с именем Аристотеля, заложившего первоначальные основы классификации различных знаний. Научная работа cтановится сферой ученых. Происходит специализация и в среде ученых. Этот процесс имел прогрессивное значение, создавая необходимые условия для углубления познания, но вместе с тем он заключал в себе и отрицательную сторону: узкая специализация делает знания ученых ограниченными, что не только снижает продуктивность самого научного творчества, но и способствует дестабилизации культуры.

Вошло в традицию разделять науки на естественные, изучающие природу, и общественные (социальные), изучающие общество. Однако, четко и однозначно провести грань между естественными и общественными науками невозможно. Есть немало наук, занимающих пограничное, промежуточное положение между естественными и общественными науками. Например, география включает в себя изучение и природы (физическая география), и общества (экономическая география). На стыке естественных и общественных наук находится экология, изучающая взаимодействие общества и природы. Кроме этого, естественные и общественные науки не охватывают всего множества наук. Существуют науки, которые не являются ни естественными, ни общественными. Сюда относится комплекс технических наук, а также логика и математика.

Еще вариант: Понятие науки. Наука как познавательная деятельность и специфический тип знания.

Наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Для того чтобы справиться с проблемами и сложными задачами, человеку необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности ученого. Общие правила данного процесса можно сформулировать следующим образом:

1) нельзя ничего принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым;

2) трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;

3) начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;

4) ученый должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать вним-е: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.

Научное познание, как все формы духовного производства, в конечном счете, необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Наука ставит конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности ( объект в исходном состоянии) в соответствующие продукты ( объект в конечном состоянии) Поэтому основная задача науки - выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, и их исследования как подчиняющиеся объективным законам функционирования и развития, составляют первую, главную особенность научного познания, которая отличает ее от других форм познавательной деятельности. Наука ориентирована на предметное объективное исследование действительности. Процесс научного познания обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами социокультурного характера. Наука в человеческой деятельности выделяет только ее предметную структуру и все рассматривает только сквозь призму этой структуры. Наука может исследовать любые феномены жизни человека и его состояния, она может исследовать и деятельность и человеческую психику, и культуру, но только под одним углом зрения - как особые предметы, которые подчиняются объективным законам. Субъективную структуру деятельности наука тоже изучает, но как особый объект.. Таким образом, наука может изучать все в человеческом мире, но в особом ракурсе и с особой точки зрения, наука не может заменить собой всех форм познания мира, всей культуры, и все что ускользает из ее поля зрения, компенсируя другие формы постижения духовного мира. Наука имеет систему отличительных признаков научного познания от обыденного : 1) установка на исследования законов преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и объективность научных знаний 2) выход науки за рамки предметных структур производства и обыденного опыта и изучене его объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения.

Два уровня научного познания: эмпирический уровень (главной задачей является описание предметов и явлений, а основной формой полученного знания – факт). На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Формы научного познания

Идея (греч. - буквально: «то, что видно», образ) - философский термин, обозначающий «смысл», «значение», «сущность» и тесно связанный с категориями мышления и бытия. В истории философии категория идеи употребляется в различных смыслах. Когда идея рассматривается только как существующая в сознании, она обозначает:

  1. чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов (наивный реализм);

  2. «смысл» или «сущность» вещей, сводимые к ощущениям и впечатлениям субъекта или к творческому началу, порождающему мир (субъективный идеализм).

В некоторых философских системах идея обозначала и материалистический принцип (так, Демокрит называет свои атомы «идеями»). В системах объективного идеализма идея считается объективно существующей сущностью всех вещей (объективная идея). У Гегеля, например, идея - смысл и творец всех вещей - развиваясь чисто логически, проходит стадии объективную, субъективную и абсолютную. Решение вопроса об идее зависит от правильной постановки вопроса об отношении мышления к бытию. Последовательно научно он разработан только в диалектическом материализме, где идея рассматривается как отражение объективной реальности. Вместе с тем подчеркивается и обратное влияние идеи на развитие материальной действительности в целях ее преобразования. Под идеей понимается также одна из форм, способ познания, смысл которых заключается в формулировании обобщенного теоретического принципа, объясняющего сущность, закон явлений. Таковы, например, идеи о материальности мира, о двойственном корпускулярно-волновом характере вещества и поля.

Гипотеза — (греч. Hypothesis основа, предположение) — предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать вполне доказанным. Гипотетическим называется и соответствующее умозаключение. Потребность в гипотезе возникает в науке, когда неясна связь между явлениями, причина их, хотя известны множественные обстоятельства, предшествовавшие или сопутствовавшие им, когда по некоторым характеристикам настоящего нужно восстановить картину прошлого или на основе прошлого и настоящего сделать вывод о будущем развитии явления. Однако выдвижение гипотезы на основе определенных факторов — это только первый шаг. Сама гипотеза в силу своего вероятностного характера требует проверки, доказательства. После такой проверки гипотеза или становится научной теорией, или видоизменяется, или отбрасывается, если проверка дает отрицательный результат. Основные правила выдвижения и проверки гипотезы следующие:

  1. Гипотеза должна находится в согласии или, по меньшей мере, быть совместимой со всеми факторами, которых она касается.

  2. Из многих противостоящих друг другу гипотезы, выдвинутых для объяснения серии факторов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число; конечно, для объяснения отдельных факторов этой серии можно выдвигать так называемые рабочие гипотезы.

  3. Для объяснения связной серии факторов нужно выдвигать, возможно, меньше различных гипотез и их связь должна быть, возможно, более тесной.

  4. При выдвижении гипотезы необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов.

  5. Гипотезы, противоречащие друг другу, не могут быть вместе истинными, за исключением того случая, когда они объясняют различные стороны и связи различного объекта.

Теория — (греч. theoria исследование) — система обобщенного знания, объяснение тех или иных сторон действительности. Термин 'теория' имеет различные значения, для того чтобы отличать ее от практики или для противопоставления гипотезе (как непроверенному, предположительному знанию). Теория отлична от практики, так как является духовным, мысленным 'слепком', отражением и воспроизведением реальной действительности. Вместе с тем она неразрывно связана с практикой, которая ставит перед познанием назревающие задачи и требует их решения. Поэтому практика и ее результаты в обобщенном виде входят в качестве органического элемента во всякую теорию. Каждая теория имеет сложную структуру. Например, в физических теориях можно выделить две части: формальное исчисление (математические уравнения, логические символы, правила и прочее) и содержательную интерпретацию (категории, законы, принципы). Благодаря возможности представить в символической форме содержательные элементы теории достигается более четкое понимание ее формальной структуры, логических связей, то есть ее аксиоматизация. Единство содержательного и формального аспектов теории — один из источников ее развития и совершенствования. Построение и трактовка содержательной части теории связаны с философскими взглядами, мировоззрением ученого, с определенными методологическими принципами подхода к действительности.

Научное знание, в конечном счете, необходимы для того, чтобы направлять и регу­лировать практику. Различные виды познавательной деятельности по-разному выполняют эту роль, и анализ этого различия явля­ется первым и необходимым условием для выявления особенностей научного познания.

Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность отличает его от других форм познава­тельной деятельности человека. Наука ориентирована на предметное и объек­тивное исследование действительности. Научное познание отражает объекты природы не в форме созерцания, а в форме практики. Процесс же этого отражения обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами социокультурного характера.

Но, изучая объекты, преобразуемые в деятельности, наука не ограничивается познанием только тех предметных связей, ко­торые могут быть освоены в рамках наличных, исторически сложившихся на данном этапе развития общества форм и сте­реотипов деятельности. Наука стремится и к тому, чтобы со­здать задел знаний для будущих форм практического изменения мира.

Поэтому в науке осуществляются не только исследования, обслуживающие сегодняшнюю практику, но и такие, результаты которых могут найти применение только в будущем. Движение познания в целом обусловлено не только непосредственными запросами сегодняшней практики, но и познавательными инте­ресами, через которые проявляются потребности общества в прог­нозировании будущих способов и форм практического освоения мира. Например, постановка внутринаучных проблем и их решение в рамках фундаментальных теоретических исследований физики привели к открытию законов электромагнитного поля и пред­сказанию электромагнитных волн, к открытию законов деления атомных ядер, квантовых законов излучения атомов при переходе э.лектронов с одного энергетического уровня на другой и т. п. Все эти теоретические открытия заложили основу для будущих прикладных инженерно-технических исследований и разработок. Внедрение последних в производство, в свою очередь, революцио­низировало технику и технологию — появились радиоэлектрон­ная аппаратура, атомные электростанции, лазерные установки и т. д.

Нацеленность науки на изучение не только объектов, пре­образуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые мо­гут стать предметом массового практического освоения в буду­щем, является второй отличительной чертой научного познания. Эта черта позволяет разграничить научное и обыденное стихийно-эмпирическое познание и вывести ряд конкретных определе­ний, характеризующих природу научного исследования.

Наука ставит конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности ( объект в исходном состоянии) в соответствующие продукты ( объект в конечном состоянии) Поэтому основная задача науки - выявить законы , в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность , и их исследжования как подчиняющиеся объективным законам функционирования и развития, составляют первую, главную особеность научного познания., которая отличает ее от других форм познавательной деятельности. Наука ориентированна на предметное объективное исследование действительности. Процесс научного познания обусловлен не только особенностями изучаемого объекта , но и многочисленными факторами социокультурного характера. Наука в человеческой деятельности выделяет только ее предметную структуру и все рассматривает только сквозь призму этой структуры. Наука может исследовать любые феномены жизни человека и его состояния, она может исследовать и деятельность и человеческую психику, и культуру. но только под одним углом зрения - как особые предметы, которые подчиняются объективным законам. Субъективную структуру деятельности наука тоже изучает но как особый объект.. Таким образом, наука может изучать все в человеческом мире но в особом ракурсе и с особой точки зрения, наука не может заменить собой всех форм познания мира , всей культуры, и все что ускользает из ее поля зрения . компенсируют другие формы постижения духовного мира. Наука имеет систему отличительных признаков научного познания от обыденного : 1) установка на исследования законов преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и объективность научных знаний 2) выход науки за рамки предметных структур производства и обыденного опыта и изучене его объектов относительно независимо от сегоднешних возможностей их производственного освоения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Алимова Р. Р. / R. Alimova

    Документ
    К вопросу о классификации иноязычных заимствований в испанском языке / Observaciones sobre el problema de la clasificación de los préstamos en español .

Другие похожие документы..