Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Подготовка и сдача годовой "нулевой" отчетности (Деятельность не велась, изменения в баланс не вносились). В стоимость входит предоставление...полностью>>
'Диссертация'
Диссертация выполнена на кафедре частного права юридического факультета Института экономики, управления и права Федерального государственного бюджетн...полностью>>
'Рассказ'
В 1898 году Чехов пишет рассказ, зерно которого намечено в его записных книжках: "Филимоновы (в рассказе Туркины) талантливая семья, так говорят...полностью>>
'Документ'
Думаю, что смогу лучше проиллюстрировать эти слова, рассказав один эпизод из своей жизни....полностью>>

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств Высшая Школа Культурологии «Индийская диаспора как компонент культурной жизни современной Москвы» диплом

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3.3 Культурная жизнь индийцев в Москве: основные трудности и проблемы.

Всех индийцев, входящих в московскую диаспору, следует разделить на две большие группы: это взрослые индийцы и студенты. Сперва следует поговорить о студентах.

Индийские студенты – это мобильная составляющая часть диаспоры. Они приезжают в Москву учиться, чаще всего выбирают университет Дружбы народов, а спустя 5 или 6 лет, уезжают обратно на родину. Очень маленький процент индийских студентов остается работать и жить в столице (около 15 %)71. Остаются студенты, в основном по двум причинам, если успели жениться или выйти замуж за столичного жителя, но это встречается редко. У индийцев не принято жениться на представителях других этносов. Это не приветствуется в семьях, и не одобряется родителями. А вторая причина: если индийская диаспора приглашает на работу в московской фирме. В Москве, по сравнению с любым городом Индии, заработная плата намного выше, поэтому для индийского студента это хороший шанс разбогатеть самому и помочь своей семье. Но, в основном, приглашают тех студентов, у кого есть родственники в московском бизнесе индийцев. Бывает, что во время учебы индийские студенты подрабатывают. Это, конечно же, касается только юношей. Индийские молодые люди из-за врожденного хорошего слуха, голоса, а также необыкновенной пластичности, часто зарабатывают преподаванием танцев, пения, игре на музыкальных инструментах. Такая работа проходит в рамках индийских культурных центров. Также они обучают желающих языкам. В последнее время у москвичей особым успехом пользуются хинди и урду.

Взрослая же часть индийской диаспоры занимается в Москве бизнесом. Однако недавно президент Ассоциации индийцев России Саджит Джха пессимистично заметил, что с каждым годом в Москве индийцы видят все меньше и меньше перспектив для развития своего бизнеса.72 В первую очередь, это связано с сильным соперничеством со стороны других диаспор, а также с нестабильной политической и экономической обстановкой в нашей стране. Помимо бизнеса в сфере развлечений, магазинов и ресторанов, индийцы занимаются медициной. Москвичи стали доверять индийской народной медицине, и охотно лечатся у индийских врачей. Также индийцы работают в Культурном центре при посольстве Индии, где опять же обучают желающих танцами и языками, а также занятиям йогой.

Но есть и такие индийцы, которые работают не внутри диаспоры, а стараются сделать карьеру в крупных российских компаниях и банках. Среди индийцев достаточно менеджеров среднего звена, которые трудятся в Москве в больших бизнес центрах и работают на известные компании. Индийцам присущи упорство и трудолюбие, они исполнительны и ответственны. Часто имеют творческий подход к заданной работе. Но в работе на не индийские фирмы есть свои существенные минусы. В таких компаниях индийцы постоянно сталкиваются с расовыми предрассудками, которые значительно мешают продвижению вверх по служебной лестнице. Индийцам труднее попасть на работу, хотя, например, в области IT-технологий и программирования, они отличные специалисты. Но, к сожалению, в нашем обществе не только не стихают распри на национальной почве, а, наоборот, только возрастают. Раздражение москвичей приезжими из бывших союзных республик переносится и на членов других диаспор, в том числе и индийской, хотя многие ее члены проживают в Москве уже не в первом поколении. Поэтому, как мне ответили на вопросы по трудоустройству индийцы, им проще пойти работать в индийскую фирму, или же уехать работать заграницу73.

И в завершении разговора о трудовой деятельности индийцев в Москве хотелось бы отдельно сказать об индийцах, которых часто можно встретить в переходе метро, торгующими всяческими украшениями, тапочками, шарфами и другими безделушками. Это своеобразная отдельная группа индийцев, которые часто даже не входят в состав диаспоры. В своем большинстве эти люди – нелегальные эмигранты, которые по-своему стараются удержаться в столице России. Индийская диаспора по возможности пытается помочь этим людям, но часто они сами отказываются от поддержки, потому что на родине, в Индии, зачастую они разыскиваются властями за совершение какого-нибудь преступления. Или же эти индийцы раньше были в составе диаспоры, но по каким-либо причинам вышли из нее, а обратно уезжать или не захотели, или не имеют возможности.74

Индийцы, как и все люди с гармоничным развитием души и тела, умеют работать, умеют и отдыхать. Но в этом и есть основная проблема культурной адаптации индийцев.

Отдыхать индийцы предпочитают коллективно, из-за угрозы со стороны неформальных молодежных группировок Москвы. Индийские студенты часто ходят в кино, в московские музеи, посещают выставки, - любят интеллектуальный отдых. Они стараются вести полноценный образ жизни, свойственный обыкновенному горожанину, москвичу. К сожалению, на дискотеках Москвы не безопасно для индийцев, поэтому они посещают танцевальные вечеринки, которые проходят в стенах университет Дружбы народов. Студенческий городок университета – это основная территория, где проходит жизнь индийских студентов, так как только там они чувствуют себя действительно спокойно и свободно. Индийцы не могут почувствовать себя своими среди своих в нашем городе, даже те, кто прожил здесь долгую жизнь и был рожден в Москве. Из-за последних событий в столице, когда несколько африканских студентов были избиты скин-хедами, студенческий городок находится под постоянной охраной милиции. В город индийские студенты всегда выходят большими группами. Они часто навещают посольство, собрания диаспоры, так как это практически единственный способ свободного и спокойного общения индийцев с другими индийцами75.

Индийцы очень любят спорт. У них на родине национальные виды спорта – это регби и хоккей на траве. К сожалению, в Москве и регби, и хоккей на траве не пользуются таким уважением, и мало развиты. Однако индийцы нашли себе замену в виде мини-футбола. Также индийцы любят и большой футбол, но, опять же, посещать матчи – далеко не безопасное мероприятие.

Во время каникул или отпуска индийцы, у которых есть такая возможность, едут на родину, чтобы почувствовать, что у них есть дом и семья. Господин Камал Сингх в беседе со мной заметил, что, к сожалению, динамика приездов индийцев в Россию носит не утешительный характер, и стремится к нулю. Все меньше студентов из Индии хотят учиться в московских ВУЗах, и дело не только в отсутствии безопасности и ксенофобии жителей Москвы, но также и в отсутствии необходимых факторов для культурной адаптации, - мест отдыха, не желание властей идти навстречу диаспоре в помощи и разрешению проведения фестивалей, крупных праздников, отсутствии религиозных сооружений. Индийцы чувствуют себя здесь чужими, оторванными от родины, и стремятся уехать обратно. Те события, которые проходят в Москве, безусловно, значимы, как для членов диаспоры, так и для москвичей, интересующихся культурой Индии, но они бывают не так часто, как хотелось бы диаспоре.

Ассоциация индийцев России совместно с Центром обществ сознания Кришны проводят культурные мероприятия для индийцев Москвы, - это единственные организации, благодаря действиям которых индийцы могут почувствовать себя культурного обогащенными, не вытесненными за рамки культурных событий, происходящих у них на родине. Они приглашают знаменитых артистов Индии: актеров, художников, певцов, танцоров. А также снабжают индийцев новыми книгами писателей Индии, - чтобы индийцы, которые оказались вдали от родной земли, были в курсе того, что там происходит, и не отставали от темпа жизни современной Индии. Подобные встречи и вечера проходят не только в Индийском культурном центре, но и в Центральном доме художника, а также в московском доме журналистики76.

Культурный центр имени Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в Москве был основан в 1989 году как отдел Индийского Совета по культурным связям с целью придать свежий импульс культурным взаимоотношениям Индии и России. Поначалу масштабы деятельности Центра были невелики, но он продолжает развиваться, расширять свою деятельность и играет все более заметную роль в культурной жизни не только Москвы, но и некоторых регионов России. Основная задача центра состоит в установлении, укреплении, поощрении и поддержке культурных отношений и взаимопонимания между Индией и Россией. Дата открытия Культурного Центра совпала с днем рождения первого премьер-министра Индии – Пандита Джавахарлала Неру, который внес значительный вклад в историю индийско-русской дружбы и сотрудничества. Идея создать Культурный Центр возникла после проведения Фестиваля Индии в бывшем Советском Союзе в 1987-88 годах. Фестиваль выявил значительный интерес россиян к индийскому танцу, музыке, йоге, театру, литературе, языкам и изобразительному искусству77.

Культурный центр проводит различные программы и мероприятия, способствующие распространению индийской культуры и языков, как в Москве, так и в других городах и регионах России. Деятельность центра с каждым годом расширяется и набирает силу. В рамках культурного центра проходят музыкальные и танцевальные представления, фото выставки и выставки картин. Культурный центр организует гастроли музыкантов и танцоров центра в различных регионах за пределами Москвы. Центр способствует проведению «Дней Индийской Культуры» в регионах и городах России, во время которых проводятся выставки книг и картин, концерты музыки и танца, показы фильмов и другие мероприятия.

В посольстве Индии регулярно проводятся концерты выдающихся русских музыкантов, исполняющих как классическую, так и народную музыку.

В культурном центре проходят семинары и круглые столы по вопросам индийской политики, демократии, российско-индийских культурных, экономических и политических отношений.

Разработаны и организованы программы сотрудничества и взаимной поддержки с различными институтами и организациями, такими как: Российский Государственный Гуманитарный Университет, Университет дружбы народов, Государственный музей Востока, Институт Философии и другими.

Центр поддерживает клубы и общества в регионах России, распространяющие индийскую музыку, танцы, занятия йогой, хинди и др., а также предоставляет рекомендации российским студентам, желающим обучаться индийскому танцу, музыке и языку хинди в Индии.

С 1993 года действует индийско-российская программа культурного обмена. Она охватывает множество сфер возможного сотрудничества и обмена в области науки, образования, культуры, искусства, СМИ, проблем молодежи и спорта.

С активной поддержкой индийской диаспоры в 1995 и 2003 годах в Индии прошли «Дни русской культуры», а в 1996 и 2005 – «Дни индийской культуры» в России. В 1998 году в Дели были организованы «Дни Москвы», а в 1999 – «Дни Дели» в Москве.

Индийская диаспора оказывает содействие в преподавании хинди в Институте Философии, а также Российском Государственном Гуманитарном Университете. В 1999 году культурный центр опубликовал первое издание хинди-русского словаря, второе издание которого вышло в 2005 году. В Москве, кроме нескольких институтов и университетов, хинди преподают еще и в общеобразовательной школе. Детям предлагают такие предметы, как изучение истории Индии на английском языке, древнеиндийская литература, урду. В школе только 18 % ребят имеют индийские корни, остальные просто интересуются культурой. Девочки с удовольствием носят сари, мальчики постигают азы динамичных народных танцев, вместе с родителями дети занимаются йогой. Каждый год ученики ездят в Индию по обмену. Выпускники школы хинди пополняют ряды востоковедов, работников МИДа. Ежегодно 5-10 студентов получают стипендию на обучение хинди в Институте Хинди Кендрия, в Агре78.

Но ведущую роль в проведении досуга играют религиозные обряды и традиции, выполнять которые – долг каждого индийца. Раньше в Москве к религиозным нуждам индийцев относились враждебно. Были в истории взаимоотношений москвичей и индийцев гонения на кришнаитов. Эти гонения – позор для москвичей. Правда, в последнее время ситуация начинает изменяться. В Москве открыты и действуют храмы Будды. Храм Кришны пока только один, и находится в аварийном состоянии. Проект постройки индуистского храма с 2003 года – на рассмотрении у московских властей. Наше демократическое общество оказалось неспособным внимать просьбам иностранных граждан, которые несколько веков проживают на территории Москвы, не имея собственного духовного дома. Главную роль в подобном отношении к вере индийцев играет Союз православных граждан, которые видят в постройке индуистского храма в Москве – пропаганду антихристианских настроений. Но ведь индийцы активно не пропагандируют. И желание некоторых православных поменять веру – дело добровольное.79 На ежегодной конференции индийской диаспоры, где были представители Ассоциации индийцев России, Центра обществ сознания Кришны, Ассоциации индийских студентов Москвы и Сикхского союза, решался вопрос о создании Главного храма индуизма в Москве. Увы, эта тема так и осталась открытой, поскольку правительство Москвы никак не может прийти к однозначному решению проблемы: либо разрешить, либо окончательно запретить. Поэтому пока в Москве могут удовлетворить духовную жажду только индийцы-мусульмане и индийцы-буддисты, однако, таковых среди индийской диаспоры очень немного.

Несмотря на общий пессимизм, связанный с недостатком религиозных сооружений, есть все-таки и оптимистические просветы в этом вопросе. Это касается религиозных индийских праздников. Например, вот уже 12 лет подряд в Москве отмечается индийский новогодний праздник Дивали. В переводе «дивали» означает «праздник огней» и посвящен возращению бога Рамы на родину после долгих странствий. Этот праздник организуется Ассоциацией индийцев России. В жизни диаспоры – это долгожданное и радостное событие. Президент Ассоциации Санджит Джха на прошлом празднике (14 ноября 2007 года) заметил, что право исповедовать, отправлять и проповедовать любую религию, гарантировано в Конституции РФ. Он выразил надежду, что в ближайшее время отношение к кришнаитам в России измениться в лучшую сторону.80

Для того чтобы индийцы не чувствовали себя окончательно оторванными от родины и не остались без религиозного просвещения, в Москву при помощи сил Центра обществ сознания Кришны, регулярно наносят визиты гуру – просветители Индии. Они проводят встречи с членами диаспоры, читают лекции, справляют некоторые религиозные обряды. Например, недавно в Москву приезжал самый любимый и известный учитель верующих Индии – Саи Баба81. Но, конечно, такие визиты не могут в полной мере компенсировать отсутствие в Москве храмов для индийцев.

Такие проблемы значительно портят индийско-российские отношения.

И поэтому численность общины сокращается год от года, а индийские студенты предпочитают учиться либо у себя на родине, либо в Европе или Америке.

Заключение.

В заключении я могу подвести некоторые итоги и обобщить результаты, полученные мной в ходе проведенного исследования индийской диаспоры в Москве.

Индийская диаспора возникла на территории Москвы в 1715 году как торговое поселение, с целью расширения деловых отношений. История индийской диаспоры насчитывает не одну страницу печальных, а порой даже и трагических моментов. Индийцев не раз выселяли из столицы, против них устраивали заговоры, плели интриги. Особенно тяжело пришлось диаспоре во времена, когда московское общество находилось под влиянием прозападных настроений, что отразилось на недопустимом отношении московской элиты к индийцам. Исследуя параллельно историю Индии в целом и историю индийской диаспоры, я пришла к выводу, что перемены, происходящие на родине, сразу же отзывались на положении индийской диаспоры. В случае с индийцами, нельзя говорить отдельно об истории диаспоры, не принимая во внимание историю всей страны. Индийцы, живущие далеко от родины, в первую очередь остаются всегда гражданами и патриотами своей страны. Они неотделимо связаны с Индией, где бы им ни приходилось жить.

Численность индийской диаспоры в Москве довольно мала, - только 15 тысяч человек, несмотря на это диаспора оказывает влияние на деловую и культурную жизнь столицы.

Состав индийской диаспоры разнообразен. Нельзя говорить об индийцах, как об однородном этносе. Название «индиец» тождественно названию «россиянин», однако не имеет ничего общего со словом «русский». Индиец – это гражданин Индии. По национальности же индийская диаспора в большинстве своем делится на бенгальцев, тамилов, хиндустанцев и маратхов. Они различаются не только по языковой принадлежности, и по местам прибытия в Москву, но и имеют заметные внешние различия: от черной до светло-коричневой кожи. От европеоидов до монголоидов.

Индийский характер складывался в течение многих веков. Главную роль в его формировании сыграла кастовая система. Выходцы из разных каст обладают своими специфическими чертами характера. Однако есть и сходства. Например, вежливость, сочувствие, веротерпимость, отсутствие враждебности по отношению к другим людям, хорошее чувство юмора, научное любопытство исследователей.

В Москве индийцы, в основном, заняты в сфере бизнеса. А также имеют врачебные практики, преподают языки, пение и танцы. Почти половина диаспоры – студенты. Студенты – мобильная группа диаспоры, которая, обыкновенно, после учебы уезжает на родину.

Свой досуг индийцы стараются проводить совместно. Ходят в музеи, кино, посещают собрания диаспоры, участвуют в конференциях, бывают на вечерах, на которые приезжают артисты из Индии. Отсутствие религиозных сооружений в Москве стараются компенсировать приглашениями гуру из Индии, - такой визит становится настоящим всеобщим праздником для индийской диаспоры.

Благодаря деятельности Ассоциации индийцев России, Центра обществ сознания Кришны и Культурного Центра имени Дж. Неру в Москве растет число людей, интересующихся культурой Индии. С каждым годом все больше москвичей начинают изучать хинди. Открываются школы йоги, на семинары религиозных гуру в Центр обществ сознания Кришны записываются за несколько месяцев, - велика вероятность не попасть, так много желающих среди жителей столицы82. Школы и курсы индийского танца пользуются с каждым годом все большей популярностью среди москвичек. Если на позапрошлом празднике Огней, проводимым Ассоциацией индийцев России, участников и зрителей насчитывалось около 900 человек, то в прошлом году это мероприятие объединило более 2000 человек, и только треть от этого числа были индийцы, остальные – москвичи, пришедшие полюбоваться ярким зрелищем83.

Также в Москве действует индийско-российская общеобразовательная школа, в которую каждый год набирают полный первый класс (23 человека)84.

Ежегодно 5-6 особо отличившихся московских студентов, изучающих хинди, историю и культуру Индии, отправляются на учебу в индийские университеты при содействии Культурного центра имени Дж. Неру85.

Под влиянием индийских религиозных убеждений и медицины многие москвичи становятся вегетарианцами и посещают рестораны индийской кухни, большинство из которых содержатся членами индийской диаспоры.

При анализе полученных данных я могу сделать вывод, что индийская диаспора, несмотря на свою малочисленность, оказывает свое, посильное влияние на культуру столицы, и является заметным культурным компонентом жизни современной Москвы. Однако, несмотря на интерес москвичей к культуре Индии, несмотря на положительное отношение в целом к деятельности диаспоры, о чем можно судить по количеству гостей на праздниках, количеству учащихся во всевозможных школах йоги, курсов хинди, школах танцев живота, диаспора в настоящее время переживает не самое лучшее время.

В ходе исследования и проведенных бесед с представителями индийской диаспоры я выявила две основные проблемы индийской диаспоры в Москве:

    • проблемы на религиозной почве;

    • проблемы на национальной почве.

Первый тип проблем характеризуется отказом властей построить индуистские храмы на территории Москвы и отреставрировать единственный храм Кришны. Правительство находится под прессингом со стороны Союза православных граждан, который проявляет в этом вопросе удивительно упорство и нетерпимость к другой религии. Это поражает еще и потому, что в столице действуют разнообразные секты, запрещенные во многих странах мира, а индуизм – официальная религия. Храм Кришны был снесен, и правительством Москвы было отведено место под строительство нового храма индуизма. Это действие было восторженно встречено индийской диаспорой, однако строительство идет медленными темпами из-за бюрократических проволочек.

Второй тип проблем связан с отсутствием безопасности на улицах Москвы для членов индийской диаспоры, поэтому студенты вынуждены проводить все свое время в стенах студенческого городка, а остальные индийцы могут передвигаться по столице только группами. Расистские настроения в Москве портят индийско-российские отношения на протяжении многих лет, однако, ситуация практически не меняется.

В Москве, как в столице развитого государства, не должно быть расистских настроений и нетерпимости к чужой вере. Москвичи должны стать милосерднее, добрее и отзывчивее, ведь это выгодно нам самим, так как Россия издавна ведет торговые отношения с Индией, и теряет значительный доход из-за враждебных настроений, витающих в столице. Иначе мы рискуем потерять связь с индийским обществом, которую осуществляет для нас индийская диаспора. Не стоит забывать, что Индия играет не последнюю роль в Азиатском союзе стран. Она – наш старейший торговый партнер. Оборонная промышленность России держится, в основном, на заказах из стран Азии, и одним из крупнейших заказчиков является Индия.

Если ситуация не изменится, индийская диаспора в Москве просто перестанет существовать. Она сокращается год от года в среднем на 200 человек, а это не так уж и мало, для 15-тысячной диаспоры. И мы потеряем не просто делового партнера, но и союзника на мировой политической арене. А, в связи со сложившемся положением России в мире, союзники нам необходимы.

Список литературы.

  1. Абдулаева М. Женщины Индии. – М.: Советский художник, 1976. – 218 с.

  2. Алексеев В.И., Макаренко В.А. Страна тамилов. – М.: Мысль, 1965. – 186 с.

  3. Арутюнян Л. Новые тенденции в миграции Армении // Миграционная ситуация в странах СНГ. – М., 1999. – 71 с.

  4. Аствацатурова М. Диаспоры в концептах государственной и региональной национальной политики. – М., 2002. – 320 с.

  5. Бессонов Н., Деметер Н., Кутенков В. История цыган: новый взгляд, - Воронеж: Астор-Пресс, 2000. – 486 с.

  6. Ваджпаи А.Б. Индия на пути в будущее: Сборник речей премьер-министра Индии. – М.: ИВ РАН, 2001. – 296 с.

  7. Джемаль Г. Диаспора: религиозный феномен в центре мирового социального пространства. // Русский архипелаг. – М., 2007. - с. 5-8.

  8. Джилл С.С. Династия Ганди. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 416 с.

  9. Дробижева Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения. //Социальная психология и общественная практика. – М., 1985. – с. 48 – 69.

  10. Дульга Н. Формирование политики национального государства по отношению к диаспоре. Новые диаспоры. Государственная политика по отношению к соотечественникам и национальным меньшинствам. – М.: Диполь-Т, 2002. – 414 с.

  11. Дьяков А.М. Национальный вопрос в современной Индии. – М.: Восточная литература, 1963. – 195 с.

  12. Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятиях. // Диаспоры. – М., 1999. - №1. – с. 12 – 18.

  13. Иванов И.И. Индусы. – СПб., 1980. – 222 с.

  14. Илларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры). – М.: Нойес лебен, 1994. – 258 с.

  15. История Индии. – М.: Альтернатива, 2004. – 772 с.

  16. Комаров Э.Н. В России и Индии. – М.: Восточная литература РАН, 1998. – 192 с.

  17. Котовский Г.Г. Индия: общество, власть, реформы. – М.: Восточная литература, 2003. – 327 с.

  18. Лебедев Г.С. О нравах и обычаях индийцев. – М.: Московское издательство Императорского двора, 1805. – 526 с.

  19. Малиновский А.Ф. Известие об отправленных в Индию российских посланников, гонцов и купчин с товарами и о приездах в Россию индийцев – с 1469 по 1751 год, - СПб, 1837. – 130 с.

  20. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – т. IX. – М., 1963. – с. 362.

  21. Мелварт А. Индия. – Л., 1927. – 180 с.

  22. Мельман С. Индия. – М., 1927. – 414 с.

  23. Неру Дж. Открытие Индии. – М., 1955. – т. 1. – 371 с.

  24. Оболежев Н.Н. Историческая справка: Москва в огне: 1720-1840. – М.: Русский вестник, 1900. – с. 23 – 25.

  25. Осинов А.И. Афанасий Никитин и его время. – М.: ИД Век, 1956. – 340 с.

  26. Панюшкин Н.Н. Взгляд на английскую внешнюю политику из России. – М., 1902. – 215 с.

  27. Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. – Калуга: Альфа-пресс, 2003. – 356 с.

  28. Русские об Индии: глазами друзей. – М., 1957. – 216 с.

  29. Сдасюк Г.В. Штаты Индии. – М.: Мысль, 1981. – 368 с.

  30. Скопин В.Н. Средняя Азия и Индия. – М., 1904. – 246 с

  31. Снесарев А.Е. Индия как главный фактор в среднеазиатском вопросе. – М., 1937. – 236 с.

  32. Ульциферов О.Г. Индия: Лингвострановедческий словарь. – М.: Русский язык – Медиа, 2003. – 584 с.

  33. Флиер А.Я. Методологии и методы культурологических исследований. – М., 2001. – 10 с.

  34. Хавкина Л.Б. Индия. – М., 1907. – 213 с.

  35. Щербатова О.А. Дели – сокровищница индийского искусства. – М., 1898. – 143 с.

  36. Cohen R. Global Diasporas. – London, 1997. – 259 p.

  37. Indian Studies. – Moscow News. – 2004, №18, p. 6.

  38. Mulk-o-Millat Развитие изучения Индии в Советском Союзе. – New Delhi, 1973. – с. 24-38.

  39. . – 15/11/2007.

  40. /works/patr/govpol/mon/all0209.html

  41. Perestroika and India. – Link., 1986. – с. 12-15.

Приложение.

Таблица, составленная автором по информации, предоставленной посольством Индии в Москве.

Состав индийской диаспоры в Москве.

Этническая принадлежность

Штат, столица штата

Национальный язык

Численность этноса в диаспоре

Тамилы

Тамилнаду, г.Мадрас

Тамильский

Около 3 тысяч человек

Маратхи

Махараштра, г.Мумбаи (Бомбей)

Маратхи

Около 4 тысяч человек

Хиндустанцы

Союзная территория Дели

Хиндустани

Около 4 тысяч человек

Бенгальцы

Западная Бенгалия, г.Калькутта

Бенгали

Около 3 тысяч человек

Остальные

Около 1 тысячи человек

1 Флиер А.Я. Методологии и методы культурологических исследований. – М., 2001. – с. 6-7.

2 Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятиях. // Диаспоры. – М., 1999. – №1. – с.13.

3 Джемаль Г. Диаспора: религиозный феномен в центре мирового социального пространства. // Русский Архипелаг. – М., 2007. – с. 5.

4 Илларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры). – М.: Нойес лебен, 1994. – с. 176.

5 Джемаль Г. Диаспора: религиозный феномен в центре мирового социального пространства. // Русский Архипелаг. – М., 2007. – с. 6.

6 Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. – Калуга: Альфа-пресс, 2003. – с. 122.

7 Cohen R. Global Diasporas. – London, 1997. – p. 58.

8 Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятиях. // Диаспоры. – М., 1999. – №1. – с.14.

9 Джемаль Г. Диаспора: религиозный феномен в центре мирового социального пространства. // Русский Архипелаг. – М., 2007. – с. 7.

10 Cohen R. Global Diasporas. – London, 1997. – p. 201.

11 Дульга Н. Формирование политики национального государства по отношению к диаспоре. Новые диаспоры. Государственная политика по отношению к соотечественникам и национальным меньшинствам. – М.: Диполь-Т, 2002. – с. 214.

12 Дробижева Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения. // Социальная психология и общественная практика. – М., 1985. – с. 48-69.

13 Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. – Калуга: Альфа-пресс, 2003. – с. 167.

14Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. – Калуга: Альфа-пресс, 2003. – с. 180.

15 Cohen R. Global Diasporas. – London, 1997. – p. 67.

16 Аствацатурова М. Диаспоры в концептах государственной и региональной национальной политики. – М., 2002. – с. 231.

17 Арутюнян Л. Новые тенденции в миграции Армении. – М., 1999. – с. 43.

18 Бессонов Н., Деметер Н., Кутенков В. История цыган: новый взгляд. – Воронеж: Астор-Пресс, 2000. – с. 135.

19 Бессонов Н., Деметер Н., Кутенков В. История цыган: новый взгляд. – Воронеж: Астор-Пресс, 2000. – с. 268.

20 Малиновский А.Ф. Известие об отправленных в Индию российских посланников, гонцов и купчин с товарами и о приездах в Россию индийцев – с 1469 по 1751 год, - СПб, 1837. – с. 96.

21 Иванов И.И. Индусы. – СПб., 1980. – с. 76.

22 Осинов А.И. Афанасий Никитин и его время. – М: ИД Век, 1956. – с. 197.

23 Осинов А.И. Афанасий Никитин и его время. – М.: ИД Век, 1956. – с. 93.

24 Там же, - с. 95.

25 Иванов И.И. Индусы. – СПб., 1980. – с. 144.

26 Мельман С. Индия. – М., 1927. – с. 277.

27 Иванов И.И. Индусы. – СПб., 1980. – с. 165.

28 Малиновский А.Ф. Известие об отправленных в Индию российских посланников, гонцов и купчин с товарами и о приездах в Россию индийцев – с 1469 по 1751 год. – СПб., 1837. – с. 92.

29 Оболежев Н.Н. Историческая справка: Москва в огне: 1720-1840. – М.: Русский вестник, 1900. – с. 23 – 25.

30 Малиновский А.Ф. Известие об отправленных в Индию российских посланников, гонцов и купчин с товарами и о приездах в Россию индийцев – с 1469 по 1751 год. – СПб., 1837. – с. 55.

31 Лебедев Г.С. О нравах и обычаях индийцев. – М.: Московское издательство Его Императорского Величества, 1805. – с. 338.

32 Там же, - с. 204.

33 Маркс К., Энгельс Ф. – Сочинения. – т. IX. – М., 1963. – с. 362.

34 Мельман С. Индия. – М., 1927. – с. 247.

35 Лебедев Г.С. О нравах и обычаях индийцев. – М.: Московское издательство Императорского двора, 1805. – с. 378.

36 Хавкина Л.Б. Индия. – М., 1907. – с. 162.

37 Щербатова О.А. Дели – сокровищница индийского искусства. – М., 1898. – с. 86.

38 Панюшкин Н.Н. Взгляд на английскую внешнюю политику из России. – М., 1902. – с. 74.

39 Там же, - с. 162.

40 Там же, - с. 171.

41 Щербатова О.А. Дели – сокровищница индийского искусства. – М., 1898. – с. 106.

42 Скопин В.Н. Средняя Азия и Индия. – М., 1904. – с. 79.

43 Мельман С. Индия. – М., 1927. – с. 105.

44 Комаров Э.Н. В России и Индии. – М.: Восточная литература РАН, 1998. – с. 38.

45 Джилл С.С. Династия Ганди. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – с. 158.

46 Комаров Э.Н. В России и Индии. – М.: Восточная литература РАН, 1998. – с. 94.

47 Mulk-o-Millat Развитие изучения Индии в Советском Союзе. – New Delhi, 1973. – с. 24-38.

48 Perestroika and India. – Link., 1986. – с. 12-15.

49 Сдасюк Г.В. Штаты Индии. – М.: Мысль, 1981. – с. 177.

50 по данным посольства Индии.

51 Ваджпаи А.Б. Индия на пути в будущее: Сборник речей премьер-министра Индии. – М.: ИВ РАН, 2001. – с. 128.

52 /works/patr/govpol/mon/all0209.html

53 История Индии. – М.: Альтернатива, 2004. – с. 599.

54 Неру Дж. Открытие Индии. – М., 1955. – т. 1. – с. 241.

55 Сдасюк Г.В. Штаты Индии. – М.: Мысль, 1981. – с. 172.

56 Дьяков А.М. Национальный вопрос в современной Индии. – М.: Восточная литература, 1963. – с. 118.

57 Сдасюк Г.В. Штаты Индии. – М.: Мысль, 1981. – с. 214.

58 Дьяков А.М. Национальный вопрос в современной Индии. – М.: Восточная литература, 1963. – с. 102.

59 Скопин В.Н. Средняя Азия и Индия. – М., 1904. – с. 76.

60 Мелварт А. Индия. – Л., 1927. – с. 97.

61 Дьяков А.М. Национальный вопрос в современной Индии. – М.: Восточная литература, 1963. – с. 106.

62 Там же, – с. 151.

63 Алексеев В.И., Макаренко В.А. Страна тамилов. – М.: Мысль, 1965. – с. 49.

64 Котовский Г.Г. Индия: общество, власть, реформы. – М.: Восточная литература, 2003. – с. 183.

65 Скопин В.Н. Средняя Азия и Индия. – М., 1904. – с. 56-58.

66 Иванов И.И. Индусы. – СПб., 1980. – с. 102-104.

67 Русские об Индии: глазами друзей. – М., 1957. – с. 69.

68 Снесарев А.Е. Индия как главный фактор в среднеазиатском вопросе. – М., 1937. – с. 120.

69 Ульциферов О.Г. Индия: Лингвострановедческий словарь. – М.: Русский язык – Медиа, 2003. – с. 349.

70 Абдулаева М. Женщины Индии. – М.: Советский художник, 1976. – с. 136.

71 Из беседы с заместителем начальника политического отдела посольства Индии в Москве господином Камалом Сингхом.

72 из выступления по случаю 10-летия АИР, данные предоставлены посольством Индии в Москве

73 Из беседы с заместителем начальника политического отдела посольства Индии в Москве господином Камалом Сингхом.

74 Indian Studies. – Moscow News. – 2004, №18, p. 6.

75 Из беседы с заместителем начальника политического отдела посольства Индии в Москве господином Камалом Сингхом.

76 Информация предоставлена Культурным центром имени Дж. Неру.

77 Информация предоставлена Культурным центром имени Дж. Неру.

78 Из беседы с сотрудником Культурного центра имени Дж. Неру господином Мансуром Ваджаром

79 Из беседы с сотрудником Культурного центра имени Дж. Неру господином Мансуром Ваджаром.

80 . – 15/11/2007.

81 Из интервью с заместителем начальника отдела прессы посольства Индии в Москве госпожой Ратубой Синтар.

82 Из интервью с сотрудником Культурного центра имени Дж. Неру Мансуром Ваджаром.

83 По данным посольства Индии в Москве.

84 Данные предоставлены Индийско-российской общеобразовательной школой города Москвы.

85 Информация предоставлена Культурным центром имени Дж. Неру.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рочев двухкратный рекордсмен Коми асср и рсфср по лёгкой атлетике, чемпион Коми по летнему многоборью и двухкратный чемпион Республики по зимним видам спорта

    Документ
    В дни празднования юбилея государственности Коми в Ижме будут чествовать людей, которые внесли огромный вклад в развитие района и республики 2006/08/04
  2. Мадина Тлостанова Деколониальные гендерные эпистемологии москва

    Документ
    В книге анализируется становление ряда моделей гендерной эпистемологии, связанных с философией деколониального поворота, прослеживаются их точки соприкосновения и отталкивания от западных феминистских теорий, гендерных дискурсов третьего
  3. Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным закон (1)

    Закон
    «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
  4. Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным закон (2)

    Закон
    «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
  5. Габович Евгений История под знаком вопроса. "Нева", спб-Москва, 2005

    Документ
    К сожалению, у нас нет доступа к последней, исправленной версии текста книги. Приносим извинения за встречающиеся опечатки и несоответствия с текстом печатного издания.

Другие похожие документы..